Миф о рождении героя
О
Ранк был одним из первых психоаналитиков, который уделил особое внимание использованию психоаналитического метода исследования при изучении искусства, религии, поэзии, литературы. В работе «Миф о рождении героя» О
Ранк выдвинул положение, в соответствии с которым открытие источника содержательной идентичности мифов всех времён и народов возможно лишь на основе их психологического анализа.
О. Ранк рассматривал способность к воображению в качестве универсального явления, характерного не только для человека, но и для человечества в целом. Обратившись к мифологическому материалу различных легенд, включая мифы о рождении Саргона, Моисея, Эдипа, Париса, Телефа, Персея, Гильгамеша, Кира, Тристана, Ромула, Геркулеса, Иисуса, Зигфрида и Лоэнгрина, О. Ранк выявил ряд единообразных черт, которые могут служить основой для построения стандартного сказания. Во всех мифах присутствует такое отношение героя к своим родителям, которое имеет нездоровый характер. О. Ранк считал, что подобное отклонение обусловлено чем-то таким, что находит отражение в характере самого героя.
Идеи Фрейда, высказанные им в «Семейном романе невротиков» получили у Ранка дальнейшее развитие. О. Ранк отметил, что мотивы брошенных и воспитанных другими родителями детей содержатся во многих мифах и сказаниях. По мнению Ранка, мифы о героях и семейные романы включают в себя одну и ту же тенденцию, связанную со стремлением героя избавиться от родителей и аналогичным желанием, присутствующим в фантазии ребёнка.
В процессе психологического объяснения смысла мифа о рождении героя, О. Ранк попытался выявить связи мифа с некоторыми психическими заболеваниями. В частности, он считал, что в своих основных чертах мифы о героях во многом соответствуют маниакальным представлениям психотиков, страдающих манией преследования или величия. Исходя из подобного понимания, им была выявлена тесная связь между мифом о герое и структурной манией у параноиков, а также дана характеристика мифа как параноидальной структуры.
Биография
Отто Ранк родился 22 апреля 1884 года в Вене в бедной еврейской семье младшим из двух сыновей. Его семья не питала особых духовных притязаний. Отец авторитарно направлял его образование, считая что юный Отто должен был стать инженером-машиностроителем. Окончив ремесленное училище с аттестатом зрелости, Ранк работал в мастерской. В это время он самостоятельно изучал психологию, окончил Венскую школу искусств, проявляя особый интерес к мифологии и литературе. Взял себе фамилию доктора Ранка из пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом».
В 1906 году познакомился с Зигмундом Фрейдом, представив ему рекомендательное письмо Альфреда Адлера, который являлся семейным врачом Розенфельдов, и рукописи трёх работ, одна из которых легла в основу опубликованной в 1907 году книги «Художник». Фрейд высоко оценил рукописи, увидев в молодом человеке способности к занятию психоанализом. «…выпускник ремесленного училища представил нам рукопись, которая выдавала исключительное понимание предмета. Мы уговорили его продолжить гимназическое образование, посещать университет и посвятить себя неврачебному приложению психоанализа…» — вспоминал впоследствии Фрейд. В результате Отто Ранк окончил Венский университет и в 1912 году получил степень доктора философии.
Между Фрейдом и Ранком со временем развилась глубокая личная дружба; Фрейд обращался с ним как со своим сыном. В 1912 году Ранк становится секретарём Венского психоаналитического общества, а с 1913 года являлся членом тайного комитета. С по 1924 год он возглавлял издательство, в котором осуществлялась публикация психоаналитических работ.
Став первым психоаналитиком без медицинского образования, О.Ранк начал принимать пациентов, устроив приёмный кабинет в том же доме, где находилась его квартира. На протяжении ряда лет он занимался исследовательской деятельностью, ведал управленческими и финансовыми делами психоаналитического сообщества, оказывал Фрейду помощь в организационных вопросах, был вице-президентом Венского психоаналитического сообщества.
В начале 1920-х годов Ранк высказал ряд идей, которые предопределили его выход из числа членов тайного комитета и последующий разрыв с Фрейдом. В 1924 году, по приглашению президента Нью-Йоркского психоаналитического общества он ездил в США, где в течение нескольких месяцев излагал новые идеи перед американскими психоаналитиками, часть которых стала проходить у него краткосрочный анализ. В том же 1924 году вместе с Шандором Ференци опубликовал работу «Развитие психоанализа».
Возвратившись в Вену, О.Ранк ушёл с поста главного редактора психоаналитического журнала. В 1929 году Ранк подал в отставку, фактически предопределив окончательный разрыв с Зигмундом Фрейдом. В начале 1930-х годов О.Ранк работал психоаналитиком в Париже.
В 1935 году Отто Ранк переехал в США, где занимался преподавательской и терапевтической деятельностью, сопровождавшейся выдвижением новых психоаналитических идей.
31 октября 1939 года Отто Ранк скончался в Нью-Йорке от почечной инфекции.
Травма рождения и её значение для психоанализа
Отто Ранк полагал, что травма рождения становится первым источником возникновения страха и тревоги. О. Ранк исходил из того, что момент появления на свет ребёнка и отделения его от матери является травмирующим событием в жизни человека. Стремление к возвращению в чрево матери, к восстановлению предшествующего положения непосредственно связано с травмой рождения.
О. Ранк считал, что невроз возникает на почве внутрипсихического конфликта между стремлением человека вернуться в первоначальное состояние дородовой гармонии и воспоминанием об ужасе рождения.
— страх кастрации стал рассматриваться в плане символического выражения первичной травмы (рождение ребёнка) и вторичной травмы (отлучение ребёнка от материнской груди);
— комплекс Эдипа — с точки зрения осуществляемых человеком попыток возвращения в утробу матери (перенос внутриутробного удовольствия на заряженные тревожностью гениталии);
— страх инцеста и соответствующие запреты — как то, что противостоит фантазиям о возвращении в матку.
Говоря о психоаналитической терапии, О. Ранк считал, что в своей завершающей фазе процесс исцеления является для пациента своего рода новым рождением. В бессознательном процесс исцеления соотносится с символикой рождения, и пациент может воспринимать себя в качестве новорождённого, то есть духовного ребёнка аналитика. Фантазия пациента о перерождении оказывается повторением в анализе его собственного рождения. Таким образом, анализ можно рассматривать в качестве успешного завершения ранее неудачной для пациента попытки преодолеть травму рождения.
Теория первичной травмы (О.Ранк)
Теория создана
в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится
психоаналитическое рассмотрение различных характеристик культуры. Ранк первым
из психоаналитиков применил толковательный метод для анализа символ, продукции
коллективного творчества человечества, литературы, искусства. Он начал
анализировать мифологию, литературу, искусство с точки зрения глубинного
бессознательного содержания коллективного опыта. Ученый не разделял
причинно-следственную парадигму теории 3. Фрейда . В его понимании личности не
детерминирована в своем развитии. Она свободно интерпретирует значения и
инициирует действия.
Одно из центр,
понятий концепции – травма рождения. Идея Ранка состоит в том, что появление
человеческого существа на свет связано с ситуацией, вызывающей тревогу.
Развитие личности связано с двумя конфликтующими тенденциями: страхом жизни и
страхом смерти. Первый связан с тенденцией к индивидуализации, отделению от
других, второй – со слиянием, зависимостью.
Дифференцируя
себя от других, ребенок начинает проявлять рудиментарную форму желания –
противоволю, т. е. способность противопоставить свою волю другим. Если
негативистская воля разрушает связь между ребенком и родителями, он начинает
чувствовать вину как специфическое выражение страха жизни. Если связь между
ребенком и родителями не разрушается, противоволя преобразуется в волю, которая
снижает страх жизни и страх смерти. Влияние воли на конфликтующие тенденции
человеческой психики определяет, будет ли личность стремиться к новым
возможностям или погрязнет в обыденности.
Ранк выделил
три типа личности: нормальный адаптированный (человек из толпы, без
самоопределения), невротический и креативный тип художника. Первый выражает
тенденцию к единению с людьми, но не поддерживает развития своей собственной
индивидуальности. Он надежен, но в то же время конформен, поверхностен и не
способен понимать и удовлетворять собственного желания. Такой тип складывается
в результате подавления родителями проявлений собственной воли, инициативы
ребенка.
Невротическая
личность проявляет тенденцию к отделению от людей, негативизм; она выражает
противоволю больше, чем волю. Такой человек критичен к другим и в то же время
переживает вину, чувствует себя недостойным, неправильным.
Тип художника
представляет идеальное развитие, при котором развивается сильная воля, а страх
жизни и страх смерти минимальны. Он способен вступать в близкие человеческие
отношения без покорности и подавления, не ориентируясь на принятые нормы. Его
мысли, переживания, поступки характеризуются высокой степенью дифференциации и
интеграции. Результаты деятельности оригинальны и в то же время полезны и ценны
для людей.
Идеи Ранка во
многом определили дальнейшую судьбу психоанализа, аналитической психологии,
повлияли на гуманистическую, экзистенциальную и трансперсональную психологию,
значительно расширили горизонты культурного опыта. Они широко известны и
используются в лит. критике, культур, антропологии. Нельзя специально не
отметить влияния его подхода на лит. сюжеты и мотивы произведений искусства.