Столкновения планет… разлетающиеся на куски спутники… какими были самые большие космические катастрофы?

21 год спустя

Программа «Спейс шаттл» была возобновлена спустя 32 месяца, но прежнего доверия к ней уже не было. Об окупаемости и прибыли речь уже не шла. Рекордным для программы так и остался 1985 год, когда было совершено 9 полётов, а после гибели «Челленджера» о планах довести количество стартов до 25–30 в год уже не вспоминали.

После катастрофы 28 января 1986 года НАСА закрыло программу «Учитель в космосе», и дублёр Кристы МакОлифф Барбара Морган вернулась к преподаванию в школе. Однако всё пережитое заставляло учительницу мечтать довести начатое дело до конца. В 1998 году она снова была зачислена в отряд астронавтов и в 2002 году получила назначение в качестве специалиста полёта в экипаж шаттла STS-118, миссия которого к МКС планировалась на ноябрь 2003 года.

Однако 1 февраля 2003 произошла вторая катастрофа «челнока» — при спуске с орбиты погиб космический корабль «Колумбия» с 7 астронавтами на борту. Полёт Барбары Морган был отложен.

Кислородная катастрофа

Для нас это звучит нелепо, ведь практически всем живым существам на нашей планете нужен кислород. Однако примерно 2,4 миллиарда лет назад (а по более свежим данным — 3,4–3,23 миллиарда лет назад) это событие стало действительно катастрофическим для некоторых организмов. Дело в том, что в те времена атмосфера нашей планеты была токсичной и состояла примерно из углекислого газа, сероводорода, аммиака и метана. В общем, дышалось так себе, и если бы ты оказался в то время на Земле, то погиб за несколько секунд.

Так вот, если для нас это был сущий ад, то для анаэробных организмов, то есть тех, которые живут в бескислородной среде, это был настоящий рай. Они собирали ядовитые вещества и ели их, выделяя при этом кислород. По сути, это обратное явление тому, как современные живые существа потребляют кислород и выделяют углекислый газ.

И всё для них было хорошо, пока отложения железа поглощали этот кислород. Но когда в процессе эволюции анаэробные бактерии начали использовать фотосинтез, количество этих микроорганизмов стало расти намного быстрее. Следовательно, рос и уровень кислорода. В какой-то момент ресурс поглощения кислорода другими элементами исчерпался, и последний начал накапливаться в атмосфере.

Так как для анаэробных бактерий кислород, по сути, являлся ядом, он убил почти всё живое на планете. Подчёркиваем: почти всё. Исключением стали те «аутсайдеры», которые раньше были вынуждены волочить жалкое существование на задворках, а теперь стали полноправными жителями. Это были аэробные бактерии, которые через миллионы лет развились в более сложные организмы. Ну а позже из них появились и люди.

Массовое отравление метилртутью в Ираке

что случилось: массовая гибель людей из-за отравления зерном, обработанным метилртутью

год: 1971

страна: Ирак

количество жертв: от 500 до 6 000 человек — по официальной статистике, до 100 000 — по неофициальной (+ 3 000 000 пострадавших)

Причиной трагедии стал пресловутый человеческий фактор, низкая доля ответственности и беспечность. Из Мексики в Ирак была завезена партия зерна для проращивания, обработанная токсичной метилртутью. О том, что поставка непригодна для употребления в пищу, было написано мешках на одном испанском языке, который местные жители совершенно не знали. Не задумываясь о переводе, люди решили, что в привезенных мешках еда — это вызвало массовые отравления ртутью и гибель от болезни Минамата.

Массовая утечка газа в Бхопале

что случилось: отравление парами метилизоцианата, накрывшего город с миллионным населением

год: 1984

страна: Индия

количество жертв: от 15 000 до 20 000 человек (+ 700 000 пострадавших)

Очагом трагедии стал химзавод американского производителя пестицидов Union Carbide. Ночью 3 декабря 1984 на предприятии взорвался огромный резервуар с метилизоцианатом — крайне токсичным веществом. Официальной точной причиной несчастного случая стал перегрев емкости — при температуре чуть более 38 градусов химикат закипает. В результате в воздухе распространились 42 тонны летучего яда — пары за несколько минут накрыли город-миллионник Бхопал.

Ничего не понимающие люди проснулись от сильного специфического запаха. Спустя пару минут появилось сильное жжение в глазах, а затем удушье. Охваченные паникой, горожане выбегали из домов на улицу, из-за чего подверглись еще пущему воздействию яда.

За первые трое суток от сильнейшего отравления погибли 8 000 человек. Общее число погибших, по неофициальным источникам, доходило до 15 000 жертв. Но и выжившие еще долго ощущали на себе последствия произошедшего: тяжелые хронические заболевания, генетические отклонения у детей. От американского завода пострадавшие получили символическую компенсацию по 500 долларов.

«Аполлон-12», США и «Восход-2», СССР

В истории космонавтики были и случаи, когда космонавты и астронавты находились на волосок от гибели, подвергнувшись катастрофическим угрозам. В 1969 году в американский корабль «Аполлон-12» дважды ударила молния. Эти разряды корабль получил на 36 и 52 секунды после старта. Первый удар видели даже зрители. Но всё к счастью обошлось без потерь: ни корабль, ни астронавты не пострадали.

Другой невероятный случай произошёл с советским кораблем «Восход-2», на котором находились космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. Корабль при выбросе капсулы с космонавтами получил 46- минутную задержку. Из-за неё он пропустил исходную точку входа. Капсула с космонавтами оказалась в густом лесу Верхне Камской возвышенности. В лесу бродили волки и медведи, а температура воздуха была довольно низкой. Леонову и Беляеву пришлось провести ночь на морозе, держа наготове пистолет на случай нападения диких животных. Хорошо, что на них никто не напал.

Американский «авось»

Америка пережила глубочайший шок. Полёты по программе «Спейс шаттл» были приостановлены на неопределённый срок. Для расследования крушения президентом США Рональдом Рейганом была назначена специальная комиссия под руководством государственного секретаря Уильяма Роджерса.

Выводы комиссии Роджерса оказались не меньшим ударом по престижу НАСА, чем сама катастрофа. В качестве решающего фактора, приведшего к трагедии, были названы недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

О дефектах уплотнительных колец, как показало расследование, в НАСА знали с 1977 года — задолго до первого полёта по программе «Спейс шаттл». Но вместо внесения необходимых изменений НАСА восприняло проблему как допустимый риск отказа оборудования. То есть, говоря проще, специалисты ведомства, загипнотизированные прошлыми успехами, понадеялись на американский «авось». Такой подход стоил жизни 7 астронавтам, не говоря уже о миллиардных финансовых потерях.

Ссылки:

  1. : См. также Sarfati, J., Solar system origin: Nebular hypothesis, Creation 32(3):34— 35, 2010.

    : Подробнее о Меркурии см. Mercury—the tiny planet that causes big problems for evolution, Creation 26(4):36-39, 2004, creation.com/mercury.

    : Alerni, A. and Stevenson, D., Why Venus has no moon, Bulletin of the American Astronomical Society 38:491, 2006. Тезисы см.adsabs.harvard.edu.

    : Точнее, он предположительно потерял магнитное поле. Затем марсианская атмосфера рассеялась под воздействием солнечного ветра.

    : «Ни один из предлагаемых механизмов… не дает убедительного объяснения общим характеристикам спутников неправильной формы. Источники спутников также остаются неопределенными». Jewitt, D., Haghighipour, N., Irregular satellites of the planets: products of capture in the early solar system, Annual Review of Astronomy and Astrophysics 45:261-295, 2007. Abstract available at arjournals.annualreviews.org/loi/astro.

    : «Изначальное распределение спутников неправильной формы по размерам и частотам должно было существенно измениться вследствие столкновений, чтобы получилось их нынешнее количество» . Nesvorny et al., Capture of planetary satellites during planetary encounters, The Astronomical Journal 133(5):1962-1976, 2007, iopscience.iop.org/1538-3881/133/5/1962.

    : verity01.jpl.nasa.gov/sse/planets/profile.cfm?Object=Ura_Miranda, 24 May 2010.

    : Desch, S., and Porter, S., Amphitrite: A twist on Triton’s capture, LPI Contribution No. 1533, 41st Lunar and Planetary Science Conference, held March 1-5, 2010 in The Woodlands, Texas, p. 2625. См. Available at www.lpi.usra.edu/meetings/lpsc2010/pdf/2625.pdf, 24 May 2010. г.

    : Подробнее о Юпитере см. Jupiter—King of the planets and testament to our Creator, Creation 30(3):38-40, 2008, creation.com/ jupiter2.

    : Подробнее о Сатурне см. Saturn—the ringed planet, Creation 30(4): 18-20, 2008, creation.com/saturn.

    : Подробнее об Уране см. Uranus—the strange planet, Creation 24(3):38-40, 2002, creation.com/uranus.

    : Подробнее о Нептуне см. Neptune— monument to creation, Creation 25(1):22-24, 2002, creation.com/neptune.

    : Faulkner, D., A biblically-based cratering theory, Journal of Creation 13(1):100-104, 1999, creation.com/cratering, Spencer, W.R., Response to Faulkner’s ‘biblically-based cratering theory’, Journal of Creation 14(1):46-49, 2000, creation.com/crateringresponse.

    : Подтверждено, что в лунных почвах есть вода. Однако ее не могло бы там быть, если бы Луна образовалась в результате столкновения с гигантским астероидом. Один из ученых, открывших эту воду, писал: «Трудно представить себе сценарий, в котором столкновение с гигантским астероидом полностью расплавляет Луну и в то же время позволяет ей сохранить свою воду… Это очень, очень трудный вопрос». npr.org/templates/story/story.php?storyId=92383117&,ft=1&,f=1001, 24 May 2010.

Показать больше

Союз-1

Трагедия с советским аппаратом «Союз-1», унёсшая жизнь летчика-космонавта Владимира Комарова, стала первой в череде самых страшных катастроф в эпоху космической гонки.

В 1967 г. американцы объявили о завершении подготовительных работ по запуску ракеты и лунного модуля для полёта к спутнику Земли. В СССР на тот период не было ещё ни того, ни друго. Не трудно представить, в каких условиях велись работы по разработке, конструированию и сборке необходимой техники. Всё делалось в три смены. Во время испытаний трёх беспилотников «Союз» было выявлено более 200 недоработок, и все они перекочевали в финальную модель.

Наступил день старта пилотируемого аппарата. Задача была такой:

  • вывести пилотируемый «Союз-1» на орбиту;
  • на следующий день вывести на орбиту «Союз-2» с экипажем из 3 человек и лунным модулем;
  • состыковать корабли в космосе и объединить экипажи;
  • запустить лунный посадочный модуль с экипажем.

Но всё пошло не по плану с самого начала. «Союз-1» взлетел и вышел на орбиту, но одна солнечная батарея не открылась, что повлекло проблемы с электропитанием. Затем выяснилось, что не работает и солнечно-звёздный датчик. Это означало потерю возможности автоматически ориентировать корабль в пространстве, только в ручном режиме, что после многочисленных попыток тоже не удалось. ЦУП отменяет запуск «Союза-2» и санкционирует экстренное завершение полёта «Союза-1». Плотные слои атмосферы пройдены удачно, но парашютная система не сработала: модуль ударился о поверхность земли, взорвался и сгорел. В. Комаров – первый в истории погибший космонавт.

Железная катастрофа

Первые пятьсот миллионов лет наша планета была похожа на самый настоящий ад: её поверхность полностью состояла из расплавленной массы. И так как у гравитации есть свойство притягивать тяжёлые элементы, то самые тяжёлые из них, а именно железо и никель, начали опускаться в центр Земли. При этом более лёгкие, такие как кремний и кислород, наоборот, выталкивались наружу.

Благодаря этому у нашей планеты появилось ядро в виде гигантского вращающегося железного шара, который создаёт мощное магнитное поле вокруг Земли, препятствующее убийству всего живого солнечным ветром и космическими лучами. Также это магнитное поле не даёт нашей атмосфере улетучиться в космическое пространство.

Кроме того, когда железо ушло в центр планеты, вся остальная часть достаточно быстро застыла, образовав мантию средней плотности и земную кору, на которой все мы имеем удовольствие жить.

«Критическая ситуация»

Окончательно старт был назначен на 11:38 по местному времени 28 января 1986 года. На космодроме собрались родные и друзья астронавтов, коллеги и ученики Кристы МакОлифф, ждавшие момента, когда первая учительница отправится в космическое путешествие.

В 11:38 «Челленджер» стартовал с космодрома на мысе Канаверал. На трибунах, где находилась публика, началось ликование. Телевизионная камера крупным планом показывала лица родителей Кристы МакОлифф, провожавших дочь в полёт, — они улыбались, радуясь, что мечта их девочки стала реальностью.

Всё происходящее на космодроме комментировал диктор.

Через 52 секунды после старта «Челленджер» приступил к максимальному ускорению. Командир корабля Фрэнсис Скоби подтвердил начало ускорения. Это были последние слова, прозвучавшие с борта «челнока».

На 73-й секунде полёта наблюдавшие за стартом зрители увидели, как «Челленджер» исчез в белом облаке взрыва.

Зрители поначалу не поняли, что случилось. Кто-то испугался, кто-то восхищённо зааплодировал, полагая, что всё происходит по программе полёта.

Казалось, что диктор тоже считает, что всё в порядке. «1 минута 15 секунд. Скорость корабля 2900 футов в секунду. Пролетел расстояние в девять морских миль. Высота над землёй — семь морских миль», — продолжать говорить ведущий.

Как потом выяснилось, диктор не смотрел на экран монитора, а читал ранее составленный сценарий старта. Спустя пару минут он объявил о «критической ситуации», а затем сказал страшные слова: «„Челленджер“ взорвался».

Первая космическая смерть

24 апреля 1967 г. СССР понес первую человеческую потерю в космосе. Космический корабль «Союз-1» из-за неполадок на борту досрочно завершил программу полета, но после вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы.

До сих пор точно неизвестно почему это случилось, но вытяжной парашют на высоте 7 км не смог вытянуть из лотка основной парашют; при этом успешно вышедший на высоте 1,5 км запасной парашют не наполнился, так как его стропы обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта основной системы.

Владимир Михайлович Комаров, первый космонавт погибший при выполнении полетного задания

В итоге капсула спускаемого аппарата ударилась о землю со скоростью около 50 м/с, что привело к мгновенной гибели космонавта. Гибель космонавта Владимира Михайловича Комарова стал первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики.

Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия

В начале 2000-х годов Бразилия поставила перед собой амбициозный план – стать первой в Латинской Америке космической державой. Этому способствовало выгодное географическое положение: северные районы страны располагаются вблизи экватора, где и был построен космодром Алкантара. Две попытки запустить аппараты в космос провалились, но жертв и разрушений удалось избежать.

Третий запуск назначили на 25 августа 2003 г. Однако 22 августа во время последних подготовительных работ произошел спонтанный запуск одного из двигателей, разразился пожар и взорвались топливные баки. В этот момент возле корабля работало более 100 человек. Пожар и последовавший за ним взрыв уничтожили летательный аппарат, стартовую площадку и унесли жизни 21 человека, большинство из которых были инженерами, работавшими над проектом. После этого работы по освоению космического пространства были свернуты. Эксперты не смогли установить истинную техническую причину трагедии.

«Колумбия», США

Через 17 лет после трагической гибели «Челленджера» программа шаттлов понесла еще одну крупную потерю. 1 февраля 2003 года космический челнок «Колумбия» распался при входе в атмосферу.

В результате расследования было выяснено, что повреждения произошли из-за обломков пены, которые сбросил шаттл. Один из кусков попал на левое крыло корабля и пробил его. Левое крыло было быстро оторвано. Газы проникли во внутрь корабля.

О неисправности знали официальные лица НАСА, но полет не был отменён. Руководители считали, что не о чём беспокоиться. Экипаж корабля состоял из семи человек: Дэвида Брауна, Рика Хасбэнда, Лорела Кларка, Капланы Чавла, Майкла Андерсона, Уильяма МакКула и Илана Рамона.

Астронавты погибли очень быстро, почти сразу потеряв сознание после первоначального распада. Шаттл «Колумбия» повторил ошибки «Челленджера», что показали обломки корабля. Это была ещё одна трагическая катастрофа в истории космонавтики.

Несмотря на то, что все люди погибли, в чашечках Петри, которые астронавты взяли с собой для проведения экспериментов, выжили черви. Это стало символом самоотверженности команды и памятником их труду.

На пике могущества

В середине 1980-х годов американская космическая программа находилась на пике своего могущества. После победы в «лунной гонке» Соединённые Штаты утвердились во мнении о своём безоговорочном лидерстве в космосе.

Ещё одним доказательством этого стала программа исследования космоса при помощи кораблей многоразового использования «Спейс шаттл». Космические «челноки», эксплуатация которых началась в 1981 году, позволили выводить на орбиту большое количество полезного груза, возвращать с орбиты вышедшие из строя аппараты, а также совершать полёты с экипажем до 7 человек. Ни одна другая страна мира не располагала на тот момент подобными технологиями.

В отличие от СССР, пилотируемая программа США не знала катастроф с человеческими жертвами во время полётов. Более 50 экспедиций подряд завершились благополучно. И у руководства страны, и у простых обывателей сложилось мнение, что надёжность американской космической техники служит абсолютной гарантией безопасности.

Статья по теме

Что за астероид приближается к Земле и насколько он опасен?

Появилась мысль о том, что в новых условиях в космос может слетать любой желающий, обладающий нормальным здоровьем и прошедший не слишком тяжёлый и длительный курс тренировок.

Столкновение с планетой

Примерно через сорок миллионов лет после формирования Солнца во внутренней части Солнечной системы находилось огромное количество астероидов, среди которых встречались очень большие по размеру. По одной из версий формирования Луны, в то время планетоид Тейя, размером примерно как Марс, врезалась в Землю. По другой версии, Тейя была значительно больше Земли и врезалась в неё по касательной, после чего продолжила свой путь в космическую пустоту.

Предполагается, что удар был настолько сильным, что железное ядро Тейи частично слилось с ядром нашей планеты, и от обеих откололись большие куски, которые стали вращаться на орбите Земли. Затем эти каменные глыбы начали скрепляться друг с другом, формируя Луну. Некоторые учёные говорят о том, что спутник Земли образовался всего через месяц после удара Тейи.

Так почему это так важно для образования жизни? Луна, к примеру, вызывает изменение уровня моря. Такие процессы подвергали микроорганизмы воздействию воды и воздуха в течение короткого периода времени, что заставляло их адаптироваться и эволюционировать

Учёные считают, что это послужило одним из толчков к выходу животных из моря на сушу.

Кроме того, Луна стабилизировала скорость вращения и наклон Земли, из-за чего неспокойная в первые времена планета стала более устойчивой в плане времён года и климата, что и привело к быстрому развитию микроорганизмов.

Чудесное спасение из огненной ловушки

Не все космические катастрофы приводили к жертвам. Случай, произошедший 26 сентября 1983 года, до сих пор считается примером одного из самых удивительных спасений в истории космонавтики.

В тот день к орбитальной станции «Салют-7» должен был отправиться корабль «Союз Т-10-1» с экипажем в составе Владимира Титова и Александра Сереброва. Однако, менее чем за минуту до начала запуска на ракете-носителе вышел из строя клапан, отвечавший за смазку в системе подачи топлива, что привело к возгоранию ракеты. За 10 секунд до старта операторы задействовали систему аварийного спасения, которая отстрелила спускаемый аппарат с экипажем. Еще через две секунды ракета полностью развалилась.

«Союз Т-10-1» взорвался при старте, однако космонавты успешно «катапультировались» и не пострадали

В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта.

Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Но несмотря на огромные перегрузки космонавты не пострадали. В истории космонавтики это единственный случай использования аварийной системы спасения космонавтов.

Взрыв шатла Челленджер (1986 год)

Катастрофа произошла в 1986 году на первой минуте полета шатла Челленджер. Как стало известно, причиной взрыва стал разрушение уплотнительного кольца ускорителя. В результате огненная струя реактивного двигателя прожгла обшивку внешнего топливного бака.

Как выяснилось, в результате возгорания погибли не все члены экипажа. Трое из них успели включить приборы персональной подачи воздуха. Однако это их не спасло — гибель наступила в результате удара жилого отсека о воду океана на скорости свыше 300 км/час.

В результате этой трагедии погибли 6 членов экипажа, а также 37-летняя учительница, которая должна была стать первым космическим туристом. Шанс побывать в космосе Шэрон Маколифф выпал в результате победы в проекте “Учитель в космосе”.

Катастрофа на космодроме Алкантара (2003 год)

Событие произошло 22 августа 2003 года в Бразилии на космодроме Алкантара. Здесь должен был состояться пуск ракеты VLS-3, который сделал бы Бразилию первой космической державой в Латинской Америке. К слову, это была третья попытка после двух подряд последовавших неудач.


Взрыв на космодроме Алкантара на долго парализовал космическую программу Бразилии

Во время проведения заключительных тестов вблизи ракеты работало порядка 100 человек. Внезапно завелся один из двигателей первой ступени ракеты, что привело к сильному пожару и последующему взрыву топливных баков. В результате десятиэтажное строение стартовой площадки и сама ракета были полностью уничтожены.

Во время инцидента погибли многие инженеры и ученые, в результате чего космическая программа страны была парализована. Техническую причину аварии так и не удалось обнаружить. Точная причина аварии, которая забрала жизни 21 человека, так и не была установлена.

Ледниковый период

Примерно 650 миллионов лет назад наша планета вступила в одно из самых жестоких для населявших её живых существ времён — пожалуй, самый мощный ледниковый период за всю историю. Учёные подозревают, что это было связано с кислородной катастрофой, а точнее, с тем, что метан, который доминировал в те времена в атмосфере, превратился в углекислый газ. Но это не точно, так как у учёных до сих пор нет ясного понимания того, почему произошёл этот ледниковый период.

Когда температура упала до достаточно низких значений, массивные ледники стали покрывать Землю, начиная с полюсов и к экватору. Это привело к тому, что всю планету накрыло толстым слоем льда на несколько миллионов лет, а температура в среднем составляла до -50 градусов по Цельсию. Для сравнения: в наше время средняя температура составляет 12 градусов по Цельсию.

Звучит как катастрофа, после которой уже вряд ли могла появиться жизнь. Однако именно это и привело к её появлению. Некоторые учёные считают, что движение ледников поверх континентов способствовало тому, что в океан попадало огромное количество питательных веществ. Используя их, организмы в океане эволюционировали, приобретая новые особенности, которые помогали им выживать в столь экстремальных условиях

И что важно, они становились умнее, так как выжить мог только сильнейший

Когда льды отступили, и Земля начала возвращаться к плюсовой температуре, скованные такими суровыми условиями микроорганизмы, попав в более благоприятную среду, начали взрывными темпами размножаться и развиваться, колонизируя некогда бесплодные ледяные пустыни. Это привело к кембрийскому взрыву — величайшему всплеску роста жизни и биоразнообразия на планете.

Катастрофа на космодроме Плесецк

Ещё один взрыв топливных баков в время запуска беспилотника произошел 18 марта 1980 года. В этот день в Плесецке должна была стартовать ракета «Восток» со специальным оборудованием на борту. Шли последние приготовления, модуль заправляли топливом и другими необходимыми горючими веществами. Возгорание произошло, когда в баки заливали перекись водорода. Пожар спровоцировал детонацию 300 тонн топлива. Погибли 48 человек. В трагедии обвинили погибший боевой расчет, осуществлявший пусковые работы. Однако спустя почти полтора десятилетия независимая комиссия пришла к иному заключению: топливные фильтры для закачки перекиси водорода были сделаны с применением несоответствующих технике безопасности материалов, которые и вызвали воспламенение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: