Проблема «антропологической катастрофы» и пути выхода из нее

Обстоятельства возникновения деиндиндивидуализации

1. Размер группы. Исходя из этого, Ф. Зимбардо выдвинул гипотезу обезличенности в больших городах, что само по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Он провел эксперимент, в ходе которого на улице маленького городка и респектабельного района большого города были оставлены без присмотра два автомобиля. В маленьком городке за неделю к автомобилю подошел 1 человек только для того, чтобы закрыть крышку багажника, так как начинался дождь. В большом городе только за первые 10 минут было совершено 23 эпизода вандализма, и за трое суток автомобиль был практически уничтожен.

2. Физическая анонимность. В 1970 г. Ф. Зимбардо провел серию экспериментов, в ходе которого женщинам из Нью-Йоркского университета предлагалось наносить удары электрошоком. Сила ударов была больше всего, когда женщин одевали в одежду ку-клус-клана, и была меньше, если женщинам надевали именные таблички. И меньше всего интенсивность ударов электрошока была, когда им выдавали халаты медсестер.

С этим связан эффект ношения униформы, где используется целенаправленная деиндивидуализация. По исследованиям Р. Уотсона в тех армиях, где воины деперсонализованы (маски, раскраска лица), более жестоко обходятся с пленными.

Видимо, в ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает отчет в своих действиях и становится более восприимчивым к ситуационным намекам как отрицательным (маска ку-клус-клана), так и положительным (халат медсестры). При наличии альтруистических намеков деиндивидуализированные люди жертвуют денег даже больше, чем обычно. Анонимность высвобождает не только отрицательные импульсы, так как не все импульсы негативны. Как показал эксперимент, в ходе которого две группы людей собирали в темной и освещенной комнатах, в темной комнате зафиксировано на 30% больше прикосновений, чем в освещенной, на 50% больше обнимали соседей. Люди из темной комнаты требовали эксперимент повторить.

3. Отвлекающие и возбуждающие занятия. Малозначительные акции могут привести к снижению самосознания, вызвать эмоции и привести взрывам агрессии (например, секта Муна использует выкрики «чу-чу-чу»).

Но, надо сказать, что деиндивидуализация иногда нужна. Мы ищем возможности деиндивидуализироваться, когда нам нужны сильные эмоции и ощущение общности с окружающими. В культуре — это функция проективной разрядки (карнавалы, праздники, богослужения в храме, дискотеки, войны, уличные беспорядки).

4. Ослабленное самосознание, то есть рассогласование поведения и установок. Одним из мощных факторов, ослабляющих самосознание, является алкогольное опьянение.

+К факторам, повышающим самосознание, и снижающим деиндивидуализацию, можно отнести наличие зеркал, телекамер, яркого света; маленькие поселки; ношение именных табличек или нестандартной одежды; структурирование толпы, т. е

выделение в ней частей и лидеров; отсутствие отвлекающих внимание стимулов; подача позитивной информации, так как ее отсутствие может привести к смене настроения толпы на негативное, панике; необычная обстановка; сильное чувство самосознания, индивидуальности

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Оказание психологической помощи взрослым и детям с тяжелыми нарушениями речи — Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
  2. Психические процессы
  3. Развитие внимания у младших школьников
  4. Общение ребенка со взрослым
  5. Психологический анализ преступного поведения
  6. Психология болезней
  7. Психологические проблемы обучения
  8. Методы коррекции психологических нарушений
  9. Основные виды и механизмы внимания
  10. Исследование эмоционального благополучия младших школьников

Характеристика термина

Глобализация – исторический процесс превращения мира в единое экономическое, политическое, культурное и информационное пространство. Она проявляется совокупностью процессов интеграции стран и народов:

  • ослаблением межгосударственных барьеров;
  • развитием международных коммуникаций;
  • свободным перемещением капиталов, товаров, услуг, информации, идей и их носителей;
  • появлением новых форм организации хозяйства, динамизацией процессов международной кооперации и международного разделения труда;
  • формированием мирового рынка труда, ростом межстрановой трудовой миграции;
  • формированием международной транспортной системы;
  • развитием регулирующей роли международных экономических организаций (ООН, МВФ, МБРР, ВТО, МОТ, ЮНКТАД);
  • развитием и взаимодействием социальных институтов;
  • развитием международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Существует 2 подхода в понимании глобализации:

  1. Глобомоноцентрический – рассматривает глобализацию как процесс становления однополярного мира с центром управления и господства в США и периферией в лице слаборазвитых стран.
  2. Глобополицентрический – концепция многополярного мира, в котором предполагается наличие многих центров глобального развития человеческой цивилизации.

Предпосылки процесса глобализации:

  • Усиление роли транснациональных корпораций (ТНК). Они являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Эти компании контролируют финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.
  • Создание всемирной компьютерной сети Интернет, предоставляющей широкие возможности для общения и взаимодействия людей, а также получения доступа к неограниченному объему информации.
  • Рост мегаполисов – крупных городов с многомиллионным населением. Они являются центрами экономического, политического, технологического, культурного развития стран, посредниками их вступления в глобальное пространство.
  • Стандартизация продукции – создание свода правил в области условий производства, коммерческой деятельности, контроля качества и требований безопасности, регламентирующих сотрудничество.
  • Унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства.
  • Выделение английского языка в качестве языка международного общения.

Глобальное общество – социальная целостность в мировом масштабе, охватывающая людей и страны, имеющие общие интересы и цели и связанные друг с другом в политическом, экономическим и культурном отношении. Глобальное общество возникло только в ХХ веке благодаря процессу глобализации и воздействию современных средств информации и коммуникации.

Различия в мыслительной деятельности

В чем проявляются индивидуальные различия в мыслительной деятельности? Одну из классификаций мышления и его различий у индивидов выдвигал Д. Гилфорд.

Он предположил, что таланты и умственные, интеллектуальные способности личности можно оценивать с позиции трех параметров:

Индивидуальные различия в мышлении зависят от степени развитости качеств мышления (самостоятельность, инициативность, гибкость и т.п.). Поведение зависит и от характера конкретного человека.

Например, индивид с ярко выраженными математическими способностями может вовсе не стать ученым или программистом, поскольку ленив, не любит напрягаться, не обладает усидчивостью, дисциплиной.

Личностные качества также оказывают влияние на мышление, поскольку благодаря определенному набору качеств, его можно как развить, так и ослабить (деградировав).

Если личность обладает целеустремленностью, настойчивостью, самодисциплиной и умением себя мотивировать, она сможет укреплять и открывать новые типы мышления (критическое, творческое, абстрактное).

И напротив, если данные качества отсутствуют, даже наделенный талантами человек, может загубить результаты.

Мышление людей отличается не только врожденными, унаследованными особенностями, но и индивидуальным развитием. Если вы хотите лучше других справляться с жизненными неурядицами, иметь пытливый подвижный ум — чаще тренируйте мышление.

Решайте логические задачки, рисуйте, выделяйте время на чтение, помогающее тренировать абстрактное и образное мышление.

Индивидуальные особенности мышления:

Наша интересная группа Вконтакте:

Формы философской рефлексии

Выделяют всего две формы философской рефлексии:

  1. Экстравертная. Рефлексивная деятельность здесь возможна при непосредственном участии внешних факторов. При этом критическое отношение к себе самому исключается. Такую форму можно отнести к общему способу познания;
  2. Интровертная философская рефлексия. Здесь к экстровертному мышлению присоединяется самокритичность. Субъект рассматривает себя как единицу, наделённую знаниями, мыслями и оценивает значимость и смысл своего существования.

Философия рассматривается как элемент культуры, а с другой стороны – как результат процесса рефлексии всего содержания жизни людей. Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей.

Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. Это удивление, ирония, сомнение и т. п. В последующем развитии философии мыслители совершенствовали мыслительный процесс.

Но сама преобразованность философской рефлексии ещё не является непосредственно философией

В конечном итоге, важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной рефлексии

Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и т. д. Во-вторых, имеется иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он неуверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.

Парадоксальная рефлексия

Здесь рассматривается мышление скачками, из одной крайности в другую, что делает философскую рефлексию более пластичной и подвижной. Здесь представляется более широкий горизонт для мышления. В этом случае человек сам задаёт границы и условия для предмета, исходя из побуждающих соображений. В итоге, мыслитель выходит за пределы формальности. Он освобождается от какого-либо внешнего влияния. Парадоксальная рефлексивность мысли требуется в случае, когда недостаточно действительных рациональных оснований утверждать то или иное заключение.

Трансдоксальная рефлексия

Трансдоксальность ориентирована на критику, борьбу с заблуждениями, предрассудками. Дж. Локк заметил, что общественность имеет твёрдое убеждение наличия таковых свойств у предмета, как воспринимает его. В результате он попытался отделить предмет восприятия от чувственного образа и показать несомненное различие между ними. Таким образом, он выявил первичные и вторичные качества.

Фундаментальная рефлексия

В отличие от повседневного мышления, наука и философия погружаются в подробный анализ и занимаются наиболее подробным прояснением принципов и понятий. С этой точки зрения наука и философия обладают наибольшей динамичностью по сравнению с обыденным течением. Но для движения науки подобная рефлексивность необходима только на определённых этапах формирования теорий. По мере приближения к истинным началам потребность в рефлексии уменьшается. Но в самом начале движения активность рефлексии предельно высока.

Конститутивность, напротив, не углубляется, а движется вширь. То есть она распределяет свою систему координат по уже известным точкам. Рассмотрение вопроса происходит в пределах этой системы. То есть задача субъекта состоит в том, чтобы систематизировать имеющиеся данные, привести объекты системы к общему «знаменателю».

Разновидности индивидуализма: методологический индивидуализм

Словосочетание – методологический индивидуализм – означает теоретическую установку, позицию, исходя из которой рассматриваемый объект, явление окружающего мира является следствием индивидуального поведения или действий. Отсюда наиболее правильной и адекватной будет оценка происходящего с точки зрения конкретного человека, иными словами, в социальной действительности не обойтись без учета человеческого фактора. В центре внимания находится знание психологии людей. Излишний психологизм нередко выступал причиной для критики концепции индивидуализма. Г. Тард высказался на предмет того, что все явления культуры и социума не что иное, как итог личных изобретений.

Для сравнения полезно упомянуть социологизм и методологический холизм. Первый отводит главенствующую роль структуре, второй – обществу как целостности. Холизм в отличие от индивидуализма, говорит о неделимости, связности компонентов общественных групп и происходящих в них процессов

Подчеркивается важность сообществ, взаимодействий их членов, которые порождают уникальные эффекты, не сводящихся к индивидуальным действиям. Системный и функциональный подходы также свидетельствуют в пользу признания серьезной роли организаций, институтов, групп и клубов в формировании и дальнейшем влиянии на жизнь членов общества

Уход от коллективизма, что обозначено выше, имеет позитивные стороны, без которых дальнейшее развитие человечества будет затруднено. Но благотворное влияние потенциала данной тенденции проявится тогда, когда будет найдено гармоничное согласование потребностей отдельного субъекта и интересов общества.

Огруппление мышления

Находясь в группе годы и даже десятилетия, человек
перестает сомневаться в правильности учения группы. Он отдает ей право
принимать решение по многим вопросам личной и общественной жизни. Таким
образом, происходит огруппление мышления. 
Что это такое?

«Так, феномен, получивший название «Group think», был
зафиксирован И.Л.Дженисом еще в 70-х годах. Этот исследователь описал
характеристики реальной группы с высоким уровнем внутреннего единства и
автономности. Стиль мышления такой группы обладает следующими особенностями:

— иллюзия неуязвимости (среди членов группы отмечается
тяга к рискованным групповым действиям и необоснованному оптимизму по поводу
последствий этих действий);

— стремление дать рациональное объяснение своему решению
как единственно возможному и верному;

— стереотипный взгляд на соперников;

— открытое давление на меньшинство;

— иллюзия единодушия;

— появление самозваных охранителей «группового духа» и
др.

Исследования показывают, что в группах такого типа
повышается внутренняя сплоченность и самоудовлетворенность членов, однако
снижается качество групповых решений вплоть до того, что индивидуальные решения
членов таких групп качественнее, чем групповые.

Этот феномен нередко имеет место в группах, работающих в
кризисных, стрессогенных ситуациях, заставляющих членов группы тесно
сплачиваться вокруг групповых целей, отгораживаться от внешнего мира.

Феномен, описанный И.Л.Дженисом, с его легкой руки
получил в западной социальной психологии название «огруппление мышления». Сам
он следующим образом характеризует выбранный им термин: «Я использую термин
«огруппление мышления» в качестве простого и краткого обозначения способа
мышления, которым люди пользуются в тех случаях, когда поиски консенсуса
становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна
отбрасывать реалистические оценки альтернативных способов действия.
«Огруппление мышления» — термин того же типа, что и слова из словаря «новояза»,
придуманные Дж.Оруэллом для устрашающего мира его романа «1984». В таком
контексте значение термина «огруппление мышления» становится уничижительным.
Именно такое значение и подразумевалось, поскольку этот термин обозначает
снижение эффективности мышления и неадекватность оценки действительности и
моральных суждений в результате групповых давлений»
.

Существует ли «огруппление мышления» среди Свидетелей
Иеговы? Чтобы выяснить это необходимо изучить факты. Конечно здесь невозможно
раскрыть все реалии огруппления мышления в этой социальной группе, однако
раскроем некоторые из них.

Примечания

  1. 123 Рефлексия // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — ISBN 5-244-00961-3.
  2. ↑Рефлексия // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  3. Громыко Ю. В. Схема и метод в рефлексии. Философия и наука. Понятие мыследеятельности // Введение в теорию мышления и деятельности. — М.: Пушкинский институт, 2005.
  4. 12Винник Д. В. Рефлексивные и интенциональные состояния сознания: специфика и соотношение //Институт философии и права СО РАН Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 11-15. — ISSN0869-8651. Архивировано 8 августа 2011 года.
  5. Jaegwon Kim. Philosophy of Mind. — Colorado: Westview Press, 1998. — P. 165.
  6. Армстронг Д. М. Материалистическая теория сознания (глава 17) // Аналитическая философия: Избранные тексты : Сб.. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 164. — ISBN 5-211-02147-9.
  7. Иваницкий А. М. Сознание: Критерии и возможные механизмы // Мозг и разум : Сб.. — М.: Наука, 1994. — С. 165-166. — ISBN 5-02-008142-6.
  8. Гуссерль Эдмунд. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии = Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie / Пер. с нем. Михайлова А. В.. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — Т. 1. — С. 98-99, 170, 184, 188, 241. — ISBN 5-288-01804-9.
  9. Мотрошилова Н. В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. — 2000. — № 4. — С. 138. — ISSN0042-8744.
  10. Лекторский В.А. Самосознание и рефлексия. Явное и неявное знание // Субъект, объект, познание / Отв. редактор В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1980. — С. 261.
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1612648
  • https://wiki2.org/ru/рефлексия_(философия)

Этапы развития проблемы человека

На основании степеней понимания проблемы человека и его философского осмысления, Э. Кассирер выделил три этапа развития философской мысли:

  • метафизический,
  • теологический,
  • механо-математический,

Метафизический этап охватывает древневосточную философию и античность. Следует отметить, что представления о человеке в этих системах сильно отличались. Индийская философия слита с религией, китайская неотделима от нравственно-этического учения, в целом для них характерно представление о существовании некоторого внеличностного идеала Я, в виде нравственного закона кармы или вселенского закона дао. Эта величина служит посредником между людьми, отдельные частные личности как бы являются ее осколками, поэтому для восточной философии характерна коллективистская трактовка сущности человека, использования местоимения «мы» и растворенность человека в природе, его гармонии с целым и подчинении законам целого.

Античные мыслители напротив выделяют человека как самостоятельную ценность из природного мира, личность не одно из многих я от общего, а отдельные, самостоятельные сущности. В качестве отличительных черт человека, указываются его способность не только воспринимать, но и понимать, а в качестве направляющих человеческой жизни указывается нужда и стремление к изобилию. Именно в античной философии была сформулирована добродетель познания мира, как главного способа узнать самого себя (Сократ), а также ведущая роль человеческой души, как источника активности и мышления (Платон). Наконец, в работах Аристотеля было дано определения человека как политического животного, т.е. существующего в особом, социальном пространстве, качественно отличающегося от условий жизни иных существ.

Теологический этап охватывает западноевропейское средневековье, когда философская мысль находилась под мощным влиянием христианской религиозности. Духовная составляющая человека была еще больше возвышена и оторвана от реалий его существования, человеку был дал смысл жизни, который состоял в стремлении к богу, при этом человек был лишен своей субъектности. Так Августин Блаженный в своих работах указывал, что человек живя по-человечески приближается к дьяволу, а значит долг священника следить за тем, чтобы он жил исключительно по заветам бога.

Механо-математический этап приходится на философию Нового времени. Он характеризуется определенным дуализмом

С одной стороны, большое внимание уделяется телесному существованию человека, человек рассматривается как часть природы, починяющаяся ее законам, которые можно изучить и описать с помощью математики и механики. С другой стороны, духовная жизнь человека никуда не исчезает, но наоборот еще больше укрепляется, человеческий разум становится хозяином и субъектом своей деятельности, преодолев религиозные препоны, он стремится к познанию окружающего мира, познанию себя, решению социальных проблем, не останавливаясь ни перед чем

Наибольшего расцвета этот подход достигает в философии Канта, который указывает что человек одновременно обитает в двух мирах – природной необходимости и нравственной свободы. Одновременно Кант обозначает и границы могущества разума, который не в силах познать объективных окружающий мир вещей в себе, формируя представления о нем исходя из собственных иллюзий.

Объяснение деиндивидуализации в теории социальной идентичности

Другой подход к пониманию деиндивидуализации исходит из теории социальной идентичности. Согласно теории социальной идентичности, мы получаем представление о том, кто мы из наших социальных групп. Люди охотно причисляют себя к членам социальных групп; Фактически, исследователи социальной идентичности обнаружили, что даже быть отнесенным к произвольной группе (созданной экспериментаторами) достаточно для того, чтобы люди действовали в интересах своей собственной группы.

В статье 1995 года о социальной идентичности исследователи Стивен Райхер, Рассел Спирс и Том Постмес предполагают, что принадлежность к группе заставляет людей переключаться с категоризации себя как индивидуумов на категоризацию себя как членов группы. Когда это происходит, членство в группе влияет на поведение людей, и люди с большей вероятностью будут вести себя в соответствии с нормами группы. Исследователи предполагают, что это могло быть альтернативным объяснением деиндивидуализации, которое они называют моделью деиндивидуализации (СТОРОНА). Согласно этой теории, когда люди деиндивидуализированы, они не действуют иррационально, а действуют таким образом, который учитывает нормы этой конкретной группы.

Ключевое значение SIDE состоит в том, что мы не можем на самом деле знать, как кто-то будет вести себя как часть группы, если мы действительно не знаем что-то о самой группе. Например, теория SIDE и Зимбардо сделала бы аналогичные прогнозы для группы, посещающей вечеринку братства: обе предсказывали бы, что участники вечеринки будут вести себя громко и шумно. Однако модель SIDE предсказывает, что одна и та же группа участников вечеринки будет вести себя совершенно иначе, если другая групповая идентичность станет заметной, например, при прохождении теста на следующее утро, социальная идентичность «студент» будет преобладать, а тестируемые будут стать тихим и серьезным.

Заключение

Мы с вами рассмотрели разные виды мышления и кратко разобрали их характеристики. Тот или иной тип зависит от индивидуальных особенностей личности и складывается как из врожденных качеств, так и из тех, что формируются в ходе получения жизненного опыта.

Некоторые типы можно корректировать и развивать. Например, можно пессимистичный стиль изменить на позитивный, с помощью упражнений сделать более выраженным креативное мышление.

А подробнее о том, как изменить свое мышление, можно прочесть в другой статье на нашем блоге.

Напоследок предлагаю посмотреть видео от профессора факультета социальных наук Марии Фаликман.

До встречи в следующей статье!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: