Талисман с орлом
Обереги с изображением хищника находят на всех континентах. Даже американские индейцы, которые долго жили в полной изоляции от остального мира, обращались к этому образу.
Славянский амулет с орлом
В мифах наших предков птица олицетворяла верховного бога Перуна. Он считался повелителем молний, грома и бурь, отцом всех языческих божеств, покровителем воинов, торговцев и путешественников.
Орел — вестник громовержца и своеобразный проводник его воли. Наши предки почитали посланника Перуна и часто использовали его образ в обрядах и искусстве. Поэтому славянский оберег с орлом был очень распространен на Руси.
Подвеска «Орел» коллекция ОБЕРЕГЪ Sunlight
Подвеска «Чертог орла» коллекция ОБЕРЕГЪ Sunlight
Верховный бог нес не только разрушение, но и помогал людям вырастить богатый урожай, поэтому его символы являются универсальными. К ним можно обращаться для покровительства в любом деле.
Считается, что он помогает владельцу максимально реализовать свой потенциал. Талисман подойдет как спортсменам, планирующим карьеру в определенной дисциплине, так и людям умственного труда, а также творческим личностям. Оберег охраняет от негативной энергетики и помогает очистить свои мысли от недоброго.
Мезоамериканский символ
Племена индейцев в доколумбовую эпоху верили, что орел подарил людям огонь. По преданию, молодой охотник забрался в гнездо, чтобы похитить яйца, но птица вовремя вернулась и предложила человеку умение разводить костер в обмен на жизни его детенышей.
Ацтеки больше других почитали небесного хищника. Они всегда изображали его летящим с добычей в руках. То есть показывали, что эта птица является самым сильным и возвышенным созданием. В честь нее даже назвали привилегированную прослойку индейского общества — Воины-Орлы. Из этого ордена часто выходили правители древней империи — тлатоани.
Амулет с орлом ацтеков придает владельцу силу, храбрость и решительность. Это исключительно мужской символ, который вряд ли чем-то поможет женщинам и детям. Он идеально подойдет для руководителей, политиков, бизнесменов и военных.
Алконост
Эта удивительная птица обитает в славянском раю. О ней часто упоминается в русских духовных стихах, легендах и преданиях. Ее пение так прекрасно, что услышав его, человек забывает обо всем на свете. Говорят, что в этот момент у него душа выходит из тела, и его покидает разум.
Алконоста изображают с женским лицом, но птичьим телом или же у нее имеются грудь и человеческие руки. У древних греков была своя легенда об Алкионе, дочери Эола. Она, узнав о гибели мужа, бросилась в море, но боги превратили ее в птицу по имени алкион (зимородок). Скорее всего, при переписывании текста выражение «алкион есть птица морская» преобразовалось в новое слово «алконост».
Посреди зимы, согласно преданию, она несет яйца в море, где они лежат в течение недели. Все это время на море бывает штиль. Потом яйца выплывают на поверхность, и Алконост начинает их высиживать.
Ворон — предвестник смерти?
Будучи «говорящей птицей», символизирует пророчество. В других отношениях двузначен: означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны.
Вороний царь известен в европейском фольклоре. Живущий на вершине неприступной горы, древний (существовало поверье, что вороны живут до 300 лет), он наделялся качествами мудрости и справедливости.
Кроме того, у ворона есть связь с миром мертвых, ему под силу достать живую и мертвую воду. Вороны и волки — частые спутники первобытных богов мертвых.
Ворон с листком в клюве или на разбитой чашке — атрия Бенедикта, святого покровителя Европы. Ворон, приносящий пищу, — древний символ Павла-пустынника.
Из-за своей черноты вороны считали символами хаоса и хаотической тьмы, предшествовавшим свету творения.
В целом, черный ворон — птица недоброго предзнаменования, но ворон с белым пером как древний символ — хороший знак.
В некоторых традициях — культурный герой и демиург (персонифицированное творческое начало).
Как трупная птица черного цвета с зловещим криком ворон хтоничен, демоничен, связан с царством мертвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклевывания вороном глаз у жертвы), выступает вестником зла.
.Поскольку ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, ворон ассоциируется с Небом.
Связь ворона с этими тремя сферами определяет то, что он наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — Небом, Землей, Загробным (подземным или заморским) царством.
Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с Загробным миром).
В средневековой христианской традиции ворон как древний символ становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь-Рая, Святого Духа, христианской веры (крещения).
Появление ворона на левой стороне дома было дурной приметой, во время сева его появление предвещало неурожай, встреча двух воронов в воздухе — войну.
Демоническим персонажем ворон является в русских сказках — Ворон Воронович.
Ранние христиане упрекали ворона в «недоносительстве» Ною об окончании всемирного потопа, и потому ворон может символизировать блуждание и беспокойство.
Он стал символом человека, пребывающего в плену земных радостей, который откладывает свое обращение, — как ворон кричит «кра, кра» (завтра, завтра). Ворона упрекают в излишней черноте оперения и любви к разлагающейся плоти.
Считается, что он живет падалью, питается мясом висельников и имеет привычку поедать глаза и мозг покойников, а кроме того не уделяет внимания своим птенцам.
Все это делает его провозвестником несчастья, болезней, войны и смерти, символом греха.
Так в христианстве ворон как древний символ стал олицетворением дьявола, питающегося разложением, который ослепляет грешников, растлевает душу человека и завладевает его разумом.
Противоположность ворону — белая голубка, олицетворяющая невинную душу. Ворон, посланный из Ноева ковчега, символизирует блуждание, беспокойство и нечистоту.
В символике грехопадения ворон сидит на Древе Познания, с которого Ева срывает плод.
.В Библии он приносит в пустыню пророку Илии хлеб и мясо (позднее — отшельникам Антонию и Павлу).
История о вороне, приносившем хлеба святому в пустыне, получила широкое распространение и сделала ворона символом уединения (также — одиночества) и эмблемой ряда святых отшельников: св. Антония, Бенедикта, Иды, Освальда, Павла Затворника, Викентия.
Украинская легенда рассказывает, что вороны в Раю имели четырехцветные перья, но после грехопадения начали есть падаль и почернели.
.Лишь в конце времен в новом Раю будет восстановлена их прежняя красота, а карканье станет благозвучной музыкой, которая прославляет Творца.
Колибри – символ наслаждения жизнью
Колибри, маленькая и ярко окрашенная, птичка, обитающая в лесах среди красивых цветов, символизирует радость, счастье, легкость жизни и наслаждение каждым ее моментом.
Колибри из-за своих малых размеров и красочного оперения напоминают самоцветы, драгоценности и, может быть, удивительную редкость. Птичка напоминает, что радость жизни кроется в мелочах. Нам необходимо научиться видеть и находить радость во всем, что мы делаем. Колибри олицетворяет умение ценить момент «здесь и сейчас».
Также колибри является символом огромной энергии и жизненной силы, ведь птичка может находиться в полете несколько часов подряд, неустанно взмахивая крыльями.
Колибри — символ большой жизненной силы
Процесс поглощения колибри нектара из бутона цветка вызывает ассоциации с проникновением во время полового акта, что также восходит к символике наслаждения и удовольствия, носителем которой является колибри.
Колибри олицетворяют райскую жизнь, нежность, трепетность, игривость и открытость миру.
Орел как символ гордости
Древний символ храбрости. Солярный символ всех богов солнца, полуденное солнце, духовное начало, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха.
Считалось, что орел способен долететь до солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам.
Двуглавые орлы являются атрибутами богов-близнецов могут означать всезнание и двойную власть.
Соперничество между орлом и быком, либо орлом и львом, в котором всегда побеждает орел, олицетворяет триумф духа и интеллекта над плотской природой.
Конфликт между орлом и змеем, либо орел со змеей в когтях отображает победу духа. В этой схватке орел олицетворяет силы добра, а змеи-силы хтонические и злые.
Кроме того, орел как древний символ означает свет неявленный, тогда как змей — неявленную тьму. Вместе они составляют космическое целое, целокупность, соединение духа и материи.
Орел, увенчивающий колонну, — эмблема всех богов солнца в их ипостаси победителей тьмы.
Орел — символ зрения и духовного зрения. Атрибут Иоанна Богослова. Вследствие этого черный двуглавый орел носит название императорского.
Орел, орлица — древний символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространенных обожествляемых животных — символов богов и их посланец в мифологиях различных народив мира.
В библейской метафорике орел служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни.
Орнаментально стилизованные орлы-типичная деталь убранства средневековых храмов, особенно романских (для которых характерны «орлиные капители» и «орлиные кафедры»), а также литургических одеяний и предметов (в том числе православных).
Благодаря легендам из средневекового сборника рассказов о реальных и фантастических животных «Физиолога» (стареющий орел взлетает к солнцу и, окунувшись там в волшебный источник, обретает молодость и здоровье) орел служит в средние века символом крещения, а также воскресения.
Орел как древний символ является в светской эмблематике атрибутом правосудия, зрения (в аллегории пяти чувств), гордыни.
Переходящая еще из древнего мира традиция совмещения в единой композиции полярно противоположных символов-орла и змея — в средние века обретает значение борьбы Христа с сатаной.
В христианстве орел как древний символ — дух, вознесение, вдохновение, духовное усилие, Страшный Суд (когда он выбросит проклятых прочь из гнезда), обновление юности (Псалмы, 103:5).
Глядящий, не мигая, на солнце, он олицетворяет Христа, вперившего очи во Славу Божию; принося птенцов своих к солнцу, Он-Христос, возносящий души к Господу; падая камнем за рыбою в море, — Христос, спасающий души из океана грехов.
Считалось, что орел обновляет свое оперение, подлетая к солнцу и бросаясь затем в море, поэтому он олицетворяет воскресение и новую жизнь после крещения, душу, обновленную благодатью.
Он означает также вдохновение Святых Писаний, и потому его образ изображается на аналое. Орел как древний символ — один из четырех зверей Апокалипсиса. Он представляет Святого Евангелиста Иоанна.
Птица Сирин
Наряду с Алконостом, в Райском Саду живет еще одна дева-птица с дивным голосом – птица Сирин. Внешне эти две птицы очень похожи, только у Сирина нет рук, а имеются лишь крылья. Ее голос также заставляет людей забыть обо всем на свете, но очень уж коварно это ее пение, и люди от него падают замертво.В противоположность Алконосту, Сирин – это птица, олицетворяющая темные силы, и встреча с ней не сулит ничего хорошего.
Сирин очень боится громких звуков, и люди, завидев ее, специально поднимают шум — стреляют из пушек, звонят в колокола. И таким образом отгоняют птицу.На старинных лубках как раз изображены такие моменты:
Прекрасная дева-птица, усевшись на яблоню или цветущий куст, распростерла крылья и, видимо, уже начала петь, поскольку неподалеку от нее есть первые поверженные жертвы. Жители пытаются прогнать ее и готовят для этой цели пушки.
Позже образ Сирина видоизменился, и он тоже стал символом радости и счастья, как и Алконост.
«Прилетела птица райская, Садилась на тот сырой дуб, Пела она песни царские. Кто в эту пору-времечко Помоется росою с этой шелковой травы, Тот здрав будет.»
Эти две райские птицы часто и летают вместе.
« По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными ».
Вещая птица Гамаюн
Есть ещё одна певчая птица – Гамаюн. Возможно, ее имя произошло от слова «гамаюнить» (баюкать). Считается, что крик этой птицы несет, услышавшему его, добрую весть. Про все на свете знает эта птица, и многие обращались к ней за советом. Умеет она и предсказывать будущее, но только тем людям, которым понятны ее тайные знаки.
« Прилети, Гамаюн, птица вещая, через море раздольное, через горы высокие, через темный лес, через чисто поле. Ты воспой, Гамаюн, птица вещая, на белой заре, на крутой горе, на ракитовом кусточке, на малиновом пруточке ».
« Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам… Отчего зачался весь Белый Свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц светлый и часты звездочки отчего, скажи, народились? И задули как ветры буйные? Разгорелись как зори ясные?. Ничего не скрою, что ведаю… »
Полет Гамаюна часто сопровождается смертоносной бурей, надвигающейся с востока.
« Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималася. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн — птица вещая со восточной со сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела темного, из под тучи той непогожей. »
В отличие от Алконоста и Сирина, эта птица пришла к нам не из Греции, а с иранского Востока.
Аист как древний символ
Наряду с орлом и чибисом аист уничтожает зловещих рептилий и является потому солнечной птицей. Но, как существо, связанное с водой и рыбой, он ассоциируется с водами творения.
«Приносимые аистом» дети в виде эмбрионов находятся в лоне Матери-Земли и в водах творения, где их и находят при ловле рыбы аисты. Аист символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей.
Древний символ деторождения — «Аист дитя принес».
Славянская традиция-древняя птица-тотем, символ родины, семейного благополучия, любви к родной земле, родному дому. Символ языческой славянской богини Зори (Утренней и Вечерней).
Наказание за нанесенную аисту обиду — разорение гнезда или убийство птицы — огонь, испепеляющий дом или самого убийцу.
В христианстве символизирует целомудрие, чистоту, почтительность, осмотрительность и бдительность.
Как предвестник весны считается символом новой жизни.
Аист как древний символ символизирует в ряде традиций обилие, плодородие, долголетие, материнские чувства (и одновременно сыновнее почтение), предвещает благую судьбу, рождение детей (так же как и цапля).
Царевна-Лебедь
Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину — прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре
художник М.А. Врубель «Царевна-Лебедь»
Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).
«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике симвализма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве».
Жар-птица
Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии — Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.
Алконост
Чудесная птица Алконост, или Алкион, с женским обликом и похожая на зимородка, обитает не то на берегах Евфрата, не то на острове Буяне, не то в древнеславянском раю Ирии. Сказочной красоты существо откладывает свои яйца на морском дне, на краю моря, и в течение семи дней, пока не появятся на свет птенцы, согласно легендам, стоит тихая и безветренная погода. Алконост — птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. А пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете.
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Алконост считают ещё и птицей Зари, которая управляет ветрами и погодой
художник Билибин «Алконост»
Почему Ласточку считают вестницей счастья
Символ весны, добра, счастья, надежды, возрождения, домашнего тепла, восхода солнца.
Ласточка как древний символ считается одним из воплощений Иисуса Христа (в христианской символике обращающиеся с молитвенной просьбой к Богу уподобляются ласточке, которые всегда голодны и страждут; молодая ласточка — Символ жажды духовной пищи).
Ласточка — вестник добра, счастья, начала (не всегда гарантированного: ср. образ «первой ласточки» и пословицы типа: «Одна ласточка не делает весны»), надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного воехода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия.
Мотив ласточки, приносящей весну (или день), обнаруживается в многочисленных веснянках, колядках и соответствующих весенних ритуалах, получивших отражение и в искусстве.
См. также пословицы, поговорки, приметы, символику: «Ласточка весну (день) починает, а соловей кончает»; «Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет»; «Ранние ласточки — к счастливому году»; «Высоко летающие ласточки-к вёдру».
Ласточка, прилетающая из-за моря (ср. в русской загадке «Сам мал, а за морем бывал»), связана с иным миром, со смертью, выступает как посредница между смертью и жизнью, далеким, чужим морем и близкой, своей землей.
Отсюда и другой круг связанных с ней ассоциаций: ласточка, влетающая в окно,- к смерти; ласточка, пролетающая под коровой,- к крови вместо молока, и др.
Многочисленны примеры, когда ласточка выступает как символ опасности, непрочности и ненадежности жизни, счастья, уюта.
В христианстве — древний символ воскрешения, так как, возвращаясь с приходом весны, она приносит новую жизнь.