Презентация на тему научающе-бихевиоральное направление б.ф. скиннер

Бихевиоризм в «Поведении организмов»

Существующие в середине 20 века теории психоанализа Беррес Скиннер относит к умозаключениям, которые основываются на предположениях. Бихевиоризм допускал влияние внутренних факторов, например, подсознания. Скиннер считал, что изучение поведения человека возможно только с такой позиции, которая допускает формирование личности внешними обстоятельствами:

  • окружение;
  • внешняя среда.

Скиннер обозначил свое учение как радикальный бихевиоризм, так как формирующие факторы носят сугубо внешний характер.

Наиболее значимая работа Скиннера– «Поведение организмов» (1938), в которой рассматриваются принципы оперантного поведения. Концепция учения заключается в том, что обучение любому навыку или форме поведения происходит только через поощрение или наказание, которые ассоциируются с этим навыком.

Исходя из того, что психика человека опирается на различные рефлексы, Скиннер подчеркивал отличие своего подхода от опытов Павлова по типу стимулов. Негативное и положительное подкрепление прививают конкретную форму поведения, увеличивая вероятность его повторения. Наказание ослабляет вероятность повторения конкретного поведения.

Скиннер ввел обучение своих сотрудников на машинах, которые оценивают ответы учащихся. С помощью обучающих машин требуемое действие получает положительное подкрепление.

Для демонстрации механизма обусловливания исследователь провел опыт с экспериментальной камерой, изобретенной им самим. Камера получила название ящика Скиннера.

Как начался бихевиоризм??

Русский доктор Павлов был первым, кто изучил теории бихевиоризма в 1890-х годах. Классическая обусловленность Павлова была обнаружена случайно, когда он обнаружил в эксперименте по пищеварению своих собак, что они выделяют слюну, когда он входит в комнату. , даже не принося еду с.

Подводя итог, классическая обусловленность подразумевает обучение, которое связывает безусловный стимул, который по умолчанию вызывает реакцию в организме (например, рефлекс) с новым стимулом, так что последний также несет тот же ответ.

Эта теория была позже разработана Уотсоном (1913), который был американским психологом, который основал поведенческую психологическую школу, опубликовав статью под названием «Психология глазами бихевиориста». Позже он заставил ребенка бояться белой крысы.

Торндайк, американский психолог и педагог, формализовал термин «Закон действия» в 1905 году. В 1936 году Скиннер, американский психолог, составивший истинную направленность этой статьи, опубликовал «Поведение организмов» и представил концепции оперантного кондиционирования и моделирования.

Другие практические приложения и критическая оценка

Оперантное обусловливание можно использовать для объяснения множества форм поведения, от процесса обучения до зависимости и усвоения языка. Он также имеет практическое применение, например, в образовательных целях, которые мы описали ранее, в тюрьмах, психиатрических больницах и в экономике.

В экономике хорошо известным приложением оперантного кондиционирования является экономика токенов, система, через которую человек получает токены сразу после выполнения желаемого поведения. Жетоны собираются, а затем обмениваются на что-то значимое для человека.

Использование исследований на животных, связанных с оперантным обусловливанием, также поднимает вопрос об экстраполяции результатов.

Некоторые психологи утверждают, что мы не можем обобщать итоговые результаты исследований с животными на поведение человека, поскольку их анатомия и физиология различны, и они не могут размышлять о своем опыте или вызывать разум, терпение и память, как люди.

Эксперименты Торндайка.

Американским психологом Эдуардом Торндайком (1874- 1949) было описано научение методом проб и ошибок. Свои наблюдения Э.Л. Торндайк сделал в опытах с так называемыми проблемными клетками, куда помещалось голодное животное.

«Он поначалу экспериментировал с цыплятами, выкладывал им из книг различные лабиринты. В порту он находил деревянные ящики из под фруктов. Они вошли в психологию как «проблемный ящик». Это голодная кошка в клетке, а приманка вне клетки с запертой дверью, открываемой педалью в полу. Данная ситуация не просто проблемная, а сверхсложная и некоторые считали что именно поэтому возникало затруднение,
ведь если покрасить яркой краской педаль, тогда бы результаты были другие. Поведение кошки будет
похоже на первую стадию поведения кѐлеровского шимпанзе. Кошка рвѐтся к приманке, она недоступна, наступают беспорядочные хаотичные движения. Торндайк описывает это как своеобразную программу, теорию проб и ошибок.  Проба – это определѐнный способ поведения. Кошка случайно нажимает педаль. В следующий раз животное точно также хаотично движется по клетке пока случайно не нажимает на педаль. Проба – это удачный способ поведения, приводящий к успешному результату. А ошибка – неудачная проба. И тогда инструментальное научение (научение способам поведения как инструментам) – есть постепенное исчезновение ошибок. Сначала хаотичное поведение пробы и ошибки, а затем постепенно ошибки исчезают. Инструментальное научение подчинено закону эффекта (закону результата) – если проба приводит к успешному результату, то она закрепляется в поведении, а если нет, то это ошибка, которая постепенно исчезает. Это научение по последствиям, это установление связей между способом поведения и его последствием.» (из лекций В.Петухова).
Для получения пищи животному требовалось выйти из нее, нажав на педаль, связанную с дверью. Оказалось, что после случайно успешного действия животного вероятность повторения этого действия у него возрастает.
Так им в 1898 году был сформулирован «закон эффекта «, позволяющий построить «кривую научения», где каждая новая попытка исполнения более эффективна, чем предыдущая.
Из этого закона следовало, что действия, которые не ведут к достижению цели, напротив, от пробы к пробе сокращаются и тормозятся.

Торндайк вывел четыре основных закона научения.

  1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
  2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения
  3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
  4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Толмен.

Плюсы и минусы теории оперантного обучения Скиннера

Рассмотрим основные достоинства и недостатки концепции Скиннера. Ее плюсы заключаются в следующем:

Строгая проверка гипотез, контроль дополнительных факторов, влияющих на эксперимент.
Признание важности ситуативных факторов, параметров внешней среды.
Прагматический подход, который позволил создать эффективные психотерапевтические процедуры для преобразования поведения.
Минусы теории Скиннера:
Редукционизм. Поведение, демонстрируемое животными, полностью сводится к анализу поведения человека.
Низкая валидность по причине проведения опытов в лабораторных условиях
Результаты экспериментов сложно перенести в условия естественной среды.
Не уделяется внимание когнитивным процессам в процессе формирования определенного вида поведения.
Теория Скиннера не дает стабильных, устойчивых результатов на практике.

Как применяют бихевиористский подход в обучении

Пересказывать историю бихевиоризма можно долго, ведь вышеперечисленные учёные — далеко не единственные, кто работал над выяснением поведенческих стратегий обучения. Например, Кларк Халл, Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Альберт Бандура также немало повлияли на развитие бихевиоризма.

Вот основные принципы, которые формируют методическую основу подхода.

Обучение в бихевиоризме — это не новые знания, а новое поведение.
Поведение учащихся формирует окружающая среда. Причём как в учебном классе, так и дома. Если учитель осведомлён об особенностях жизненной ситуации ученика, то способен лучше понимать его поведение.
Положительное подкрепление помогает мотивировать учащихся и повышает эффективность обучения. А отрицательное подкрепление лучше использовать пореже. Кроме того, необходимо понимать, что с разными учениками будут работать разные варианты подкрепления

Например, одни дети любят сладости, а другие нет, поэтому поощрение конфетой для одного ребёнка будет приятным событием, а на другого не повлияет.
Усвоенное поведение теряется без практики, поэтому в ходе обучения важно обеспечивать возможности для повторения и тренировки уже изученных навыков.
Поведение может усваиваться в том числе и через наблюдение, поэтому учитель способен помочь ученику преодолеть возникающие в ходе обучения сложности. А для этого обеспечить руководство и демонстрировать поведение, которому он хотел бы, чтобы ученик следовал.

Многие стратегии бихевиористской психологии продолжают активно использоваться в обучении до сих пор. Например, всем известны примеры положительного подкрепления, когда нужное поведение и достигнутые результаты поощряются, а за нежелательными действиями часто следует наказание: плохая оценка, запись в дневнике и так далее.


Фото: teh_z1b / Shutterstock

Эффективность таких методов обучения подтверждается исследованиями. Так, например, в 2017 году учёные из Индонезии представили результаты применения принципов, описанных Торндайком и Скиннером, для развития речевых навыков среди 32 семиклассников.

О психологических экспериментах

Когда психолог ставит перед собой задачу понять поведение человека, он должен выбрать методы, подходящие для изучения людей в реальной жизни, тогда как бихевиористские исследования практически проводятся in vitro. Может сложиться впечатление, что психология пытается добиться уважения, подражая естественным наукам, заимствуя у них некоторые методы, но оказывается, что это были методы, действовавшие 50 лет назад, а не «научные» методы, используемые сегодня в передовых отраслях науки. В результате недостающая теория часто скрывается за внушительными математическими формулами, которые не имеют ничего общего с фактами и нисколько не повышают их значимость.

Разработка метода наблюдения и анализа поведения человека за пределами лаборатории — задача не из легких, но она является необходимой предпосылкой для понимания человека. По сути, есть только два метода наблюдения, которые работают при изучении человека:

  1. первый метод — это прямое и детальное обследование одного человека другим. Наиболее эффективную версию этого метода демонстрирует «психоаналитическая лаборатория» Фрейда. Здесь пациенту предоставляется возможность выразить свои бессознательные влечения, и в то же время проясняется связь этих влечений с наблюдаемыми «нормальными» и «невротическими» формами поведения. Менее мощным, но все же достаточно продуктивным методом является интервью или серия опросников, к которым следует добавить изучение некоторых сновидений, а также серию проективных тестов. Даже не зная субъекта лично и не имея его писем, дневников или подробной биографии, психолог может использовать этот вид наблюдения как важный источник для понимания психологического профиля личности.
  2. второй метод изучения человека в жизни — вместо того, чтобы «загонять» жизнь в психологическую лабораторию, превратить определенные жизненные ситуации в «естественную лабораторию». Вместо того чтобы конструировать искусственную социальную ситуацию (как это делается в психологической лаборатории), исследователь изучает эксперименты, которые предлагает сама жизнь. Необходимо отобрать такие социальные ситуации, которые можно сравнить, и превратить их в соответствующий эксперимент с помощью специального метода. Если одни факторы принять за константы, а другие изменить, то в такой природной лаборатории есть возможность проверить различные гипотезы. Подобных ситуаций очень много, и можно проверить, соответствует ли та или иная гипотеза всем этим ситуациям — и если нет, то можно выяснить, есть ли убедительное объяснение этому исключению, или нужно изменить гипотезу. Простейшей формой такого «естественного эксперимента» является анкетный опрос (с использованием большого списка открытых вопросов или личных интервью), проводимый среди репрезентативных групп людей разных возрастов и профессий.

Типы поведения

Для развития подходов к пониманию поведения человекаФредерик Скиннер вводит в свою теорию два типа поведения организма: респондентное и оперантное поведение.

Респондентное поведение

Респондентное действие – реакция, которая вызвана стимулом. Организм автоматически реагирует на некоторые стимулы, например, сужение зрачка при ярком освещении, повышение температуры при борьбе с возбудителем болезни и проч.

Респондентное поведение полностью совпадает с исследованиями Павлова. Известно, что слюноотделение собаки усиливалось при звуковом сигнале. Человек может реагировать сходным образом на звон посуды, на открытие бутылки шампанского и др.

Рефлексы используются в рекламном бизнесе. Создание ассоциации картинки с товаром помогает увеличить лояльность покупателя к продукту.

Респондентное поведение делится на два вида:

  1. Условно рефлекторное, привитое извне.
  2. Безусловно рефлекторное, формы поведения, заложенные в организм.

В «Поведении организмов» ученый выводит положение о двух формах поведения, которые возникают в процессе обучения. Первая форма – респондентная, совпавшая с опытами Ивана Павлова, или рефлекторная, вызывается условным или безусловным стимулом. Можно сказать, что респондентное поведение – невольное, автоматически совершаемое. Вторая форма – оперантная, которая, в противоположность респондентной, является формой добровольного действия. 

Оперантное поведение

По Скиннеру, оперантное поведение отличается от рефлекторной реакции и является целенаправленным и произвольным.

Важно заметить, что вкладывает Фредерик Скиннер в понятие целенаправленности. В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения

По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека

В теории оперантного обусловливания целенаправленность не используется как определение цели или намерения. По мнению Скиннера, внутренние параметры (т.е. цели) создают условия для возникновения ложных предположений, которые не связаны с воздействием среды на человека.

Именно влияние внешних факторов на поведение формирует целенаправленность. Организм реагирует на что-то, затем формируется подкрепление.

Оперантное поведение может формироваться в ходе работы нескольких людей. Например, при выступлении оратор, улыбаясь, заставляет слушателей отреагировать улыбкой, затем формируется доверительное отношение к услышанной информации. Реакция опережает подкрепление.

В самостоятельном формировании привычек также используется оперантная форма поведения. Самодисциплина подразумевает манипулирование внешними событиями вокруг индивида. Оперантный самоконтроль состоит из двух взаимосвязанных событий:

  1. Изменение окружающей среды и вероятности повторения реакции, например, контроль гнева через уход.
  2. Формирование среды, где есть стимулы, которые помогают увеличить вероятность повторения определенного действия. Примером такой среды может быть удобная мебель на рабочем месте для увеличения работоспособности.

Данные, полученные в ходе экспериментов над животными и изложенные в труде «Поведение организмов», позволили Берресу Скиннеру сформировать особый вариант программированного обучения. Научение должно быть ограничено набором внешних факторов среды и подкрепления поведения.

Скиннер создает крайне автоматизированное объяснение поведению человека, которое сводится к комбинации реакций и подкреплений различных уровней сложности. Внутренний мир человека, его сознание осознанно игнорируются исследователеми происходят из реакций личности на внешнюю среду.

Скиннер стираетгрань между человеком и животным, делая реакцию и научение этой реакции главной причиной любого действия человека.

Список использованных источников:
  • 1. Schacter, Daniel Psychology Second Edition. USA: Worth Publishers ISBN 978-1-4292-3719-2 2011, p. 17.
  • 2. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, pp.18-20.
  • 3. Slater, Lauren. Opening Skinner’sBox: Great Psychological Experiments of the Twentieth Century. NewYork: W.W. Norton, 2004, p.6.
  • 4. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, р. 225.
  • 5. B. F. Skinner. About Behaviorism ISBN 0-394-71618-31974, p. 69.

Редактор: Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Личность и концепция научения

С точки зрения Скиннера, личность представляет собой тот опыт, который приобретается индивидом в течение жизни. В отличие, к примеру, от Фрейда, сторонники концепции научения не считают необходимым задумываться над психическими процессами, которые скрываются в разуме человека. Личность в теории Скиннера – это продукт, по большей части сформированный внешними факторами. Именно социальное окружение, а не явления внутренней психической жизни, определяют личностные особенности. Человеческую психику Скиннер считал «черным ящиком». Невозможно детально исследовать эмоции, мотивы и инстинкты. Поэтому их необходимо исключить из наблюдений экспериментатора.

Теория оперантного научения Скиннера, над которой ученый работал в течение многих лет, должна была подытоживать его обширные исследования: все, что делает человек, и чем он является в принципе, определено историей полученных им наград и наказаний.

Отрицательное подкрепление

Устранение неприятного подкрепления также может усилить определенное поведение. Это называется отрицательным подкреплением, потому что это устранение неблагоприятного стимула, который «вознаграждает» человека или животное. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, останавливая или устраняя неприятный опыт.

Например, когда у вас болит голова, вы принимаете аспирин, чтобы облегчить ее. Тот факт, что боль исчезает, является отрицательным стимулом для поведения, связанного с приемом аспирина, повышая вероятность ее повторения в будущем, когда у вас появится головная боль.

Скиннер изучал, как работает отрицательное подкрепление, снова поместив крысу в свой ящик Скиннера и подвергнув ее воздействию неприятного электрического тока, который причинял ему некоторый дискомфорт. На этот раз рычаг на коробке остановил электрический ток.

Крысы сначала нажали рычаг случайно, но вскоре научились нажимать на него, чтобы остановить электрический ток. Последствие выхода из тока гарантировало, что они повторяли действие каждый раз, когда их помещали в коробку или каждый раз, когда они чувствовали электричество.

Фактически, Скиннер даже научил крыс избегать электрического тока, включив свет непосредственно перед появлением электрического тока. Крысы рано научились нажимать на рычаг, когда загорался свет, потому что они знали, что это предотвратит включение электрического тока.

Эти два усвоенных ответа известны как «обучение избеганию» и «обучение избеганию».

Гипотетико-дедуктивная теория поведения Халла

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К. Халл (1884—1952). Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона. Собственные экспериментальные исследования развернулись в области научения у животных. Как и теория Уотсона, теория Халла не учитывает фактора сознания, но в отличие от Уотсона, вместо схемы стимул — реакция Халл вводит формулу, предложенную еще в 1929 г. Вудвортсом, стимул — организм — реакция, где организм — это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Их можно описать объективно, подобно стимулу и реакции: это результаты предшествующего научения (навык, по терминологии Халла), режима депривации, производным которого является драйв, инъекции лекарств и т. п. Поведение начинается стимулированием из внешнего миpa или из состояния потребности и заканчивается реакцией.

«Эволюция органических процессов привела к появлению той формы нервной системы у высших организмов, которая под воздействием потребности и мускульной активности будет вызывать без предшествующего обучения те изменения в движениях, которые имели бы вероятность свести потребность на нет. Активность такого рода мы называем поведением». Применяя логический и математический анализ, Халл старался выявить связь между этими переменными, стимулами и поведением. Им были сформулированы законы поведения — теоретические постулаты, устанавливающие связи между основными переменными, определяющими поведение.

Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности.

Важнейшим условием образования новой связи, по Халлу, является смежность стимула, реакций и подкрепления, которое снижает потребность. Таким образом, Халл принимает закон эффекта Торндайка. Сила связи (потенциал реакции) зависит от количества подкреплений и есть функция его, а также она зависит от отсрочки подкрепления. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей. Ему принадлежат тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени его предъявления. Эти факторы научения были дополнены принципами. Выступивший в опытах с лабиринтами факт неодинакового поведения животного на разных участках пути в процессе выработки навыка (скорость обхода тупиков в начале и в конце лабиринта неодинакова, и во втором случае она больше; число ошибок на участках вдали от цели больше, чем в конце лабиринта; скорость передвижения в лабиринте при его повторном прохождении больше в конце пути, чем в начале) получил название градиента цели.

Описанные Халлом феномены свидетельствовали о целостной — молярной — природе поведения. В принципе градиента цели Халл видел сходство своей концепции с учением о силах поля К. Левина. Интеграции отдельных двигательных актов в целостный поведенческий акт способствуют антиципирующие реакции или антиципирующие ответы на раздражение — экспериментально обнаруженные феномены частичных ответов, способствующих нахождению действий, ведущих к цели. Так, наблюдалось, что в процессе тренировки животное все менее глубоко заходит в тупики или даже только замедляет движения около них, подобно тому, как в процессе выработки условного рефлекса наступает момент, когда до появления опасности животные осуществляют защитные, т. е. целесообразные, действия только на сигнал об опасности. Антиципирующие реакции Халл рассматривал как функциональные эквиваленты идей, целей, намерений.

Опыт математического подхода к описанию поведения в системе Халла повлиял на последующую разработку математических теорий научения. Под непосредственным влиянием Халла вопросами научения начали заниматься Н. Е. Миллер, О. Г. Маурер. Они создали собственные концепции, оставаясь в рамках традиционной теории подкрепления, но использовали формальный подход Халла. К. Спенс и его ученики А. Амсель, Ф. Логан продолжали развитие теоретических идей Халла.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена (1886-1959).

Имя Толмена означает переход от классического к современному бихевиоризму (необихевиоризму).

Последователь Уотсона, американский психолог Эдуард Чейс Толмен в 1948 году подверг сомнению схему S—»R, считая ее слишком упрощенной.
Он приходит к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы психическими процессами данного индивида (J), зависящими от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула.

Формула Уотсона у Толмена приобрела иной вид: S—*J—*R, где средним членом являются промежуточные переменные.
Он выделил три главные группы таких «промежуточных переменных»: потребностная система, система ценностных мотивов (предпочтений одних объектов другим) и переменные
бихевиориального поля (ситуация, в которой совершается действие).

В опытах Толмена устанавливалось, что при обучении крыс нахождению корма в лабиринте речь шла не о простом механическом усвоении ими кратчайшего пути по типу связи между стимулом и реакцией, а своего рода усвоении ими значения стимула.

Обученное животное почему-то сразу справлялось и с «усложненными» заданиями (типа перекрытием пути преградой) без нового научения.

Отсюда Толмен заключил, что поток сигналов из внешней среды преобразуется мозгом в своеобразные «когнитивные карты-схемы » (или образы ситуаций), которые помогают определять адекватные действия при изменениях ситуации.

«В бихевиоризме Уотсона – поведение было цепочкой реакций. А в необихевиоризме Толмена – поведение целостно в том смысле, что сам субъект в зависимости от условий может активно
подбирать и строить различные наборы двигательных реакций. Например, у коммивояжера есть в сумке набор различных способов поведения для попадания в целевое место.
Это называется внутренними условиями поведения. Внешние условия – это стимул. Внутренние
условия – субъективные цели, ожидания, когнитивные карты, самостоятельная внутренняя жизнь и мн. др.» (из лекций В.Петухова).

Недостатки бихевиоризма

1. Сведение многообразных проявлений психики человека к сумме реакций, поведению.
2.Отрицание природы и внутренней активности человека.
3.Понимание образования человека как образование условных реакций.
4.Сведение богатого внутреннего мира человека к навыкам и научению.
5.Из здоровых крепких детей и взрослых людей можно сделать на выбор специалиста юриста, нищего, вора и т.д., независимо от их талантов, склонностей, способностей, расы, профессии.
6.Сведение природы человека до ступени животного.
7.Исключение из поведения человека сознания, личностных ценностей, идеалов, интересов.
8. Биологизация человека.

«Классический бихевиоризм Уотсона остался в истории, а некоторые принципы практики поведенческой бихевиоральной психотерапии используются. Симптом – это только симптом. Симптом, скажем, тревога вызванная пушистым предметом или страх змей, мания преследования – это только симптом, т.е

бихевиорист и его пациент не ищет причин симптома, не важно почему возник страх

Приходит пациент просит убрать симптом (чешет за ухом). Но нужно чтобы пациент не задумывался о симптоме. Если задумывался, то это уже к психоаналитику или другому терапевту. Допустим со страхом змей человек приходит к необихевиористу. Посадят на стул и научат чувствовать расслабленное тело. А теперь просят представить, что где-то в далѐкой стране выпускается газета, в которой заметка про зверька, причѐм есть вероятность, что этот зверѐк принадлежит к змеям. Вот вы читаете эту заметку, там фотография (вздрогнул). Просят успокоиться. И так далее пугающие объекты приближаются, а в конце-конце человек представляет себя в террариуме со змеями. Этот приѐм постепенного приближения опасности используется в очень многих терапевтических практиках (например, НЛП)». (из лекций В.Петухова).

Эксперименты ученого

Теория Скиннера подробно изложена в одном из его основных трудов, который носит название «Поведение организмов». В нем ученый излагает принципы так называемого оперантного обусловливания. Проще всего понять эти принципы, рассмотрев один из наиболее типичных экспериментов ученого. Вес крысы снижали до 80-90 % от обычного. Она помещается в особое устройство, которое носит название скиннеровского ящика. В нем предоставлена возможность совершать только те действия, которые наблюдающий экспериментатор может видеть и контролировать.

У ящика имеется отверстие, через которое животному подается пища. Чтобы получить питание, крыса должна нажать на рычаг. Данное нажимание в теории Скиннера называется оперантной реакцией. Как крысе удается нажать на этот рычаг – посредством лапы, носа, а может быть, хвоста, – не имеет никакого значения. Оператная реакция в эксперименте остается той же, так как она вызывает лишь одно следствие: крыса получает еду. Поощряя животное пищей за определенное число нажиманий, исследователь формирует устойчивые способы реагирования у животного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: