Выготский: очень краткое введение

Общие положения теории личности Л.С. Выготского

Личность не является чисто психологическим понятием, а
изучается всеми социальными науками — философией, социологией, этикой,
педагогикой и др. Литература, музыка и изобразительное искусство способствуют
пониманию природы личности. Личность играет значительную роль в решении
политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом,
в повышении уровня человеческого существования.

Категория личности занимает одно из центральных мест в
современных научных исследованиях и общественном сознании. Благодаря категории
личности появляются возможности для целостного подхода, систематического
анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний и характеристик
человека.

В психологической науке нет общепринятого определения
природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно
условно разделить на два этапа. Первый охватывает период с конца 19-го по
середину 20-го века и примерно совпадает со временем появления классической
психологии. В то время были сформулированы основные положения о личности и
установлены основные направления изучения психологических особенностей
личности. Второй этап исследования личности начался во второй половине ХХ века.

Ценность и уникальность личности не исключала, а
предполагала наличие ее особой структуры. Л.С. Выготский отмечал:
«Структурой обычно называют те целостные образования, которые не сводятся
в сумме к отдельным частям и составляют их совокупность, но сами определяют
судьбу и значение каждой из их составляющих». Структура личности:

  • Как целостность — это объективная
    реальность, которая воплощает в себе внутренние процессы личности. Более того,
    структура отражает логику этих процессов и подчинена им;
  • возникает как воплощение функции, как
    орган этой функции. Конечно, появление структуры, в свою очередь, приводит к
    изменению самих функций и тесно связано с процессом их формирования: Структура
    является как результатом формирования, ее состоянием, так и фактором
    дальнейшего развития личности;
  • означает целостность, которая включает в себя
    все психологические (сознательные и бессознательные) и непсихологические
    компоненты личности. Но это не простая их сумма, а новое особое качество, форма
    существования человеческой психики. Это особая аранжировка, новый синтез;
  • противоречит фактору стабильности. С одной
    стороны, он стабилен и постоянен (содержит те же самые компоненты, что делает
    поведение предсказуемым). Но в то же время, структура личности жидкая,
    переменная, никогда не бывает полной.

Культурно-историческая теория доказывает, что личностная
структура человека меняется в процессе онтогенеза

Важной и нерешенной конечной
проблемой является определение компонентов индивидуального содержания структуры
личности. Для иллюстрации проблемы процитируем размышления Л.С

Выготского о
поиске осмысленных единиц анализа психики в целом. Он проводит поразительную
аналогию с химическим анализом вещества. Если перед ученым стоит задача
определить основные механизмы и свойства, скажем, такого вещества, как вода, он
может выбрать два пути анализа.

Во-первых, можно разложить молекулу воды (H2O) на
атомы водорода и атомы кислорода и потерять ее целостность, так как возникающие
в этом случае отдельные элементы не обладают свойствами, присущими воде (это
так называемый «элементный» анализ).

Во-вторых, если попытаться совместить анализ с
сохранением свойств, признаков и функций целостности, то не следует разбивать
молекулу на элементы, а вывести отдельные молекулы как «строительные
блоки» (Л.С. Выготский писал — «единицы») анализа, которые уже
можно изучать и в то же время сохранять в сильно упрощенном, но в то же время
резко противоречивом, «общем» виде все свойства вещества в целом.

Основная специфика личности как объекта
психологического анализа заключается даже не в его сложности, а в том, что это
объект, способный к собственному свободному действию (атрибут
«деятельности»). То есть личность, будучи объектом изучения (или
воздействия), тоже существует как субъект, что делает проблему понимания ее
психологии очень сложной, но только сложной, а не безнадежной.

Акцентирование семантических единиц психологического
анализа является руководящим принципом генетической психологии. Анализ
показывает, что единица в личности не может быть выделена.

Социокультурная теория Выготского: пример

Ребенок, который идет, подходит к дереву и замечает, что на одной из ветвей есть плод, который он хочет взять с собой, но еще не имеет достаточных способностей, чтобы добраться до него (например, взобраться на дерево или что-нибудь еще, что ему нужно для подъем). Он этаж где ребенок может функционировать без помощи, будет называться фактический уровень развития. Позже взрослый помогает ребенку подняться по стволу, чтобы добраться до плода (он не будет залезать на ствол и брать плод, а помогает ему). С помощью взрослого ребенок достигнет на стволе дерева точки, которая будет он потенциальный уровень развитияДругими словами, это точка, к которой ребенок может получить доступ с помощью взрослого, и после этого он не может предпринять никаких действий даже с помощью взрослых. Взрослый будет эшафотом, который составит зона ближайшего развития.

Эта статья носит исключительно информативный характер, в Psychology-Online мы не можем поставить диагноз или рекомендовать лечение. Приглашаем вас обратиться к психологу для лечения вашего конкретного случая.

Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Социокультурная теория Выготского, мы рекомендуем вам войти в нашу категорию «Основы психологии».

  1. Лев Выготский. (1993). Мысль и язык. От редакции. Испания.
  2. Кайседо, Х. (2012). Нейрообучение. Издания У. Боготы.
  3. Медина, А. (2007). Мысль и язык. Конструктивистские подходы. Редакция Mc Graw Hill Interamericana. Мексика DF.
  4. Реувен Фейерштейн. (2008). Теория когнитивной структурной модифицируемости. UNMSM. Перу.
  5. Оскар Уальд. (1905). Профундиса. От редакции Сируэла. Мадрид.
  6. Выготского. (2001). Педагогическая психология. AIQUE. Буэнос айрес.
  7. Марко Ледесма А. (2014). Анализ теории: Выготский для реконструкции социального интеллекта. EDUNICA. Эквадор.
  8. Фернано Саватер. (1997). Ценность обучения. Ариэль. Испания.

Выготский и язык

Выготский считал, что язык развивается из социальных взаимодействий с целью общения. Я видел язык как лучший инструмент для людей, способ общения с внешним миром. По словам Выготского, язык играет две важнейшие роли в когнитивном развитии:

  1. Это основной способ передачи информации взрослым детям..
  2. Сам язык становится очень мощным инструментом интеллектуальной адаптации.

Выготский различает три формы языка:

  • Социальная речь, которая является внешним общением, используемым для общения с другими людьми (обычно в возрасте двух лет).
  • Частная речь (типично для трехлетнего возраста), который направлен на себя и имеет интеллектуальную функцию.
  • Внутренняя речь, которая является менее слышимой частной речью и имеет саморегулирующуюся функцию (типичная в возрасте семи лет).

Для Выготского мысль и язык — это две системы, изначально отделенные от начала жизни, которые объединяются в возрасте около трех лет..

На этом этапе речь и мысль становятся взаимозависимыми: мысль становится словесной, а речь становится репрезентативной. Когда это происходит, монологи детей усваиваются, чтобы стать внутренней речью. Интернализация языка важна, так как она ведет к когнитивному развитию..

Выготский был первым психологом, который задокументировал важность частной речи, рассматривая ее как точку перехода между социальной речью и внутренней речью, моментом развития, в котором язык и мысль объединяются для формирования вербальной мысли.. Таким образом, личная речь, с точки зрения Выготского, является самым ранним проявлением внутренней речи

Несомненно, частная речь больше похожа (по своей форме и функциям) на внутреннюю речь, чем на социальную речь

Таким образом, личная речь, с точки зрения Выготского, является самым ранним проявлением внутренней речи. Несомненно, частная речь больше похожа (по своей форме и функциям) на внутреннюю речь, чем на социальную речь.

Этапы созревания личности

Индивидуальность, разум и психика не даются от рождения, они формируются при помощи неразрывных связей с окружающим миром, под влиянием культуры сообщества. Личность не строится постепенно и плавно, а преодолевает ступени, что предполагает взлеты и кризисы.

В своем становлении общество проходит все исторические стадии. Например, так же, как и первые люди, сначала учатся выражать свои мысли жестами, затем рисунками, а потом отдельными словами и фразами. Иногда наступает кризис. Освоенная новая информация заставляет переосмыслить прошлый опыт. Это может быть болезненным этапом, стартом иной жизни с другими представлениями. Кризисы невозможно избежать. Они должны присутствовать для формирования полноценной личности. То, как ребенок переживает эти моменты, является отражением его воспитания и действий родителей.

Однако развитие и обучение неравнозначные понятия. По Выготскому обучаться дети должны раньше, чем развиваться. Обучение заключается в специально организованном общении. Развитие – это процесс приобретения новых качеств, а обучение – внутренняя необходимость освоения истории и культуры общества.

К сожалению, Выготский слишком рано умер и не успел завершить свой труд. Тем не менее, работы ученого заложили фундамент для дальнейшего изучения проблем становления психики человека. На основе его теории культурно-исторического развития было создано множество научных исследований. Выготский увидел явную неразрывную взаимосвязь между душой и телом, а это значит, что человек не может полноценно состояться вне цивилизации и социума.
 

— Пирамида потребностей Маслоу
— Модель развития личности Эрика Эриксона

5 ноября 2022

Об авторе

Лев Семёнович родился в городе Орше, в семье преуспевающего финансиста. Вскоре после его рождения семья переехала в Гомель, где отец Выготского открыл первую публичную библиотеку. Лев получил отличное образование: до 6-го класса воспитывался на семейном обучении, затем поступил в мужскую гимназию, где изучал древние и иностранные языки с частными учителями. Поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре перевёлся на юридический. Через пару лет бросил и его, закончив учёбу на историко-философском факультете московского Университета имени Шанявского.

После Выготский вернулся в Гомель, преподавал литературу в школах и на различных курсах, давал частные уроки, публиковал критические и литературоведческие статьи. Устроившись преподавателем филологии в педагогический техникум, он по собственной инициативе открыл там психологический кабинет для консультаций. Там начались его психолого-педагогические исследования.  

Молодого учёного заметили и в 1924 году пригласили работать в новый Московский экспериментальный институт психологии. Вернувшись в Москву, Выготский познакомился с будущим основоположником нейропсихологии Александром Лурией, филологами Виктором Шкловским и Романом Якобсоном, поэтом Осипом Мандельштамом и режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Вокруг Выготского и Лурии быстро сформировался круг единомышленников — молодых психологов, педагогов, неврологов и физиологов. Позже их назовут культурно-исторической школой, которая определит развитие всей советской психологии. 

Будучи разносторонне развитым человеком, Выготский в равной степени интересовался физиологией, психологией и культурой. Например, в его литературоведческих работах художественные произведения рассматриваются как живые существа со своей анатомией и особенностями развития. Ко всем областям науки Выготский подходил комплексно, поэтому его можно назвать исследователем жизни в целом.

В середине 1920-х годов Лев Семёнович заинтересовался коррекционной педагогикой — фактически он открыл это направление: впервые заговорил о том, что детей с особенностями в развитии можно и нужно социализировать. С 1929 года и до смерти Выготский работал научным руководителем психологической лаборатории в Экспериментальном дефектологическом институте. Он разработал теорию, на которой основаны все современные коррекционные практики.

Лев Выготский умер в возрасте 37 лет от туберкулёза, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии. О них мы и расскажем. 

Важность социального контекста

Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания, поскольку он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «придания смысла».

В отличие от Пиаже, который утверждал, что развитие детей обязательно должно предшествовать их обучению, Выготский утверждает, что обучение является универсальным и необходимым аспектом процесса культурно организованного развития, особенно с точки зрения психологических функций человека..

Другими словами, социальное обучение предшествует развитию.

Выготский разработал социокультурный подход к когнитивному росту. Его теории были созданы более или менее одновременно с Жаном Пиаже, швейцарским эпистемологом..

Проблема Выготского заключается в том, что он начал разрабатывать свои собственные с 20 лет и умер в 38 лет, так что его теории являются неполными. Кроме того, некоторые его произведения до сих пор переводятся с русского.

По словам Выготского, индивидуальное развитие невозможно понять без социокультурного контекста, в который он погружен. Высшие психические процессы индивида (критическое мышление, принятие решений, рассуждение) берут свое начало в социальных процессах..

Атмосфера сотрудничества

Бессмысленно ждать, что школа «сделает из ребёнка достойного человека» — таким он может стать только сам и только в том случае, если его окружают достойные люди. 

Чтобы ребёнок научился уважать других, нужно относиться к нему с уважением. Воспитать ответственность в ребёнке можно, если поручать ему ответственные задачи. Поэтому учителя и воспитатели должны сотрудничать с детьми, а не повелевать ими. Направлять и регулировать их деятельность, а не следить за неукоснительным соблюдением требований. 

Эти идеи Выготский с коллегами старался воплотить в своей экспериментальной Единой трудовой школе. Это была первая школа, где работали кабинеты психологической поддержки, учителя ценили творческий подход, а не умение зубрить, а классы формировались по принципу психологического возраста детей. 

Этот проект был в чём-то успешен, в чём-то нет. Но благодаря ему возникла идея личностного, а не системного образования. В нём школа рассматривалась не как «кузница кадров», а как пространство для свободного разностороннего развития. 

Современный вариант Единой трудовой школы, исправленный и дополненный, — демократические школы, в которых дети управляют учебным процессом наравне со взрослыми.   

Социальные влияния на когнитивное развитие

Выготский, как и Пиаже, считал, что маленькие дети любопытны и активно участвуют в собственном обучении, а также в открытии и разработке новых схем понимания..

Однако Выготский уделял больше внимания социальному вкладу в процесс развития, в то время как Пиаже подчеркивал открытие, инициированное самим ребенком..

По словам Выготского, большая часть обучения детей происходит через социальное взаимодействие с воспитателем. Этот репетитор — тот, кто моделирует поведение детей и дает им устные инструкции. Это известно как «совместный диалог» или «совместный диалог».

Ребенок стремится понять действия или инструкции, предоставляемые репетитором (обычно родителями или учителем), а затем усваивает информацию, используя ее для руководства или регулирования своих собственных действий..

Давайте возьмем пример девушки, чья первая головоломка поставлена ​​перед ней. Если оставить ее в покое, девушка будет плохо выполнять задание по завершению головоломки.

Ее отец сидит с ней и описывает или демонстрирует некоторые основные стратегии, такие как поиск всех частей краев и углов, и дает девушке пару частей, чтобы собрать их вместе, поощряя ее, когда она делает это правильно..

По мере того, как девочка становится более компетентной в выполнении головоломки, отец позволяет ей работать более независимо. По словам Выготского, такой тип социального взаимодействия, который предполагает совместный или кооперативный диалог, способствует когнитивному развитию..

Педагогическая концепция

И, пожалуй, наиболее значимое научное наследие, оставленное Выготским, это его работы в области детской психологии. Можно даже сказать, что сам факт выделения детской психологии в отдельную науку во многом является личной заслугой Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязи между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и задержками умственного развития. Он вывел основные принципы воспитания глухонемых и незрячих детей, детей с признаками умственной отсталости, а также предложил свою классификацию в дефектологии.

Основные дефекты развития (по Выготскому):

  1. Дефекты воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота).
  2. Дефекты частей ответного аппарата, отсутствие рабочих органов (калеки).
  3. Дефекты центральной нервной системы (слабоумие).

Значение предложенной Выготским классификации чрезвычайно велико, так как от типа дефекта напрямую зависит тип компенсации и развитие компенсаторного механизма у детей в будущем. Все эти нюансы тщательно рассмотрены в работах Выготского и оформлены в виде конкретных рекомендаций и педагогических приемов по работе с детьми, имеющими дефекты развития. Заметим, что наличие прикладных и методических материалов повышает ценность инноваций в образовании.

Эти рекомендации находят применение в специализированных учебных заведениях и интернатах, а также обретают особую актуальность в связи с развитием инклюзивного обучения, то есть совместного обучения детей с обычными и особыми образовательными потребностями в обычных общеобразовательных школах. Также работы Выготского полезны родителям, желающим разобраться в педагогических и психологических проблемах воспитания детей.

Интересно, что, исследуя развитие как нормотипичных детей, так и детей с дефектами развития, Выготский нашел общие закономерности в работе с обеими категориями. Как оказалось, обучение и развитие нормотипичных и имеющих отклонения детей подчиняются общим принципам.

Основные принципы обучения и развития:

  1. Обучение не тождественно развитию.
  2. Обучение должно опережать развитие.
  3. Обучение должно проходить в «зоне ближайшего развития».

Таким образом, Выготский ввел в детскую психологию понятие «Зона ближайшего развития». В двух словах, это то, что ребенок уже в состоянии осознать и понять, но еще не может сделать полностью самостоятельно и нуждается в помощи взрослого. Например, ребенок понимает необходимость завязывать шнурки на ботинках, но не может завязать их сам, ребенок знает цифры, но пока не умеет их складывать и вычитать. Если в этот момент взрослые придут на помощь и покажут, как завязывать шнурки, расскажут, что такое сложение и вычитание, то очень скоро ребенок сможет справляться с этими задачами самостоятельно.

Показательно, что принцип обучения в «зоне ближайшего развития» следует применять и к детям с дефектами развития. В противном случае, если обучение будет потакать текущему уровню и физическому состоянию ребенка, то он рискует остаться на том же уровне, либо развиваться очень медленными темпами. Вот таковы основные концепции Выготского, сохранившие актуальность по ситуации на сегодняшний день. Заметим, что это далеко не полный перечень направлений, в которых Лев Выготский проводил научные исследования.

Тем, кто хотел бы дать своим детям больше и воспитать их гармонично развитыми личностями, были бы интересны работы ученого, посвященные сенситивным периодам развития, то есть периодам максимальных возможностей для наиболее эффективного формирования какого-либо знания, навыка, чувственного восприятия. Зная особенности разных сенситивных периодов, можно выбрать оптимальное время для начала обучения детей музыке, рисованию, математике.

Тем, кого пугает привычка ребенка разговаривать с самим собой, стоит прочитать книгу Выготского «Мышление и речь», чтобы понять, насколько этот этап необходим для формирования внутренней, а затем и грамотной письменной речи. Поэтому читайте, узнавайте больше и обязательно применяйте полученные знания на практике!

Биография Л.С. Выготского

Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).

Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.

В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.

В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.

Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.

В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.

В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.

В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.

Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги.  Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.

С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.

Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.

Социокультурное обучение

Для Выготского культура влияет на когнитивное развитие людей. Как указывает Саватер (1997), сообщество, в котором родился ребенок, подразумевает, что он будет вынужден учиться, а также особенности этого обучения. Саватер продолжает объяснения в статье Супер органический Альфред Л. Крёбер «Различие между животным и человеком — это не различие между физическим и ментальным, которое является относительным только по степени, а различие между органическим и социальным». Родившийся в Конго, а не в Саксонии, Бах не написал ни одного фрагмента хора или сонаты, хотя мы можем быть уверены, что он бы превзошел своих соотечественников в какой-то другой форме музыки.

Как развиваются эти структуры мысли и структуры действия? Для Выготского через общественную деятельность; он кладет акцент на социальное развитие.

Выготский также говорит об основных когнитивных навыках, которые развиваются, когда мы взаимодействуем с группой, обществом или нашей культурой. Навыки и когнитивные стратегии, которые разовьются у человека, различаются, поэтому нельзя экстраполировать культуру и навыки Индии, Китая, США или любой другой страны.

Эти базовые когнитивные навыки — внимание, память и язык, восприятие трансформируются под влиянием культуры и общества в более высокие функции мышления для решения более сложных проблем. Выготский рассказывает о зона ближайшего развития, есть то, что ребенок может делать сам и что он не может делать самостоятельно

Для этого автор говорит, что родители должны направлять, направлять свое обучение, и это известно как строительные леса (это поддержка взрослого, чтобы он мог направлять обучение ребенка до тех пор, пока он не достигнет автономии в конкретной деятельности или не сможет решить проблему самостоятельно. в одиночестве). Это то, что учитель делает с тем, кого он учит играть на гитаре, он делает строительные леса так что ребенок генерирует автономию

Выготский рассказывает о зона ближайшего развития, есть то, что ребенок может делать сам и что он не может делать самостоятельно. Для этого автор говорит, что родители должны направлять, направлять свое обучение, и это известно как строительные леса (это поддержка взрослого, чтобы он мог направлять обучение ребенка до тех пор, пока он не достигнет автономии в конкретной деятельности или не сможет решить проблему самостоятельно. в одиночестве). Это то, что учитель делает с тем, кого он учит играть на гитаре, он делает строительные леса так что ребенок генерирует автономию.

Чем больше взаимодействий вы разовьете, тем больше структур и форм поведения вы разовьете, но это не может быть экстраполировано на все культуры (у ребенка из Африки будут другие когнитивные и мыслительные стратегии, чем у американского ребенка).

Выготский выполняет очень важную работу, поскольку он подчеркивает, что обучение и когнитивное развитие достигаются через социальное взаимодействие и что вы можете быть не только умным, потому что у вас высокий IQ, но и что люди с большими способностями имеют разные интеллект и превосходное когнитивное развитие.

Это говорит нам о том, что такой образ мышления и действий — это инструмент для человека для решения различных типов проблем. Младенец, получивший меньшее образование в среде, менее богатой стимулами и способствующей его личностному и образовательному росту, будет иметь меньше инструментов, чем младенец, имеющий большой объем образования, поэтому этот ребенок, у которого меньше инструментов, может решать меньше проблем, чем у тех, у кого есть лучшая среда, обогащающая их когнитивное развитие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: