6 популярных психологических экспериментов с участием детей

Почему воспитывать детей так сложно?

Глобально весь процесс воспитания детей можно разделить на безопасную зависимость и передачу опыта

В первом случае мы позволяем ребенку самореализовываться и быть самим собой, а также проживать эмоции и справляться с ними, обеспечивая присутствие, заботу, понимание, поддержку, внимание и отсутствие эмоционального насилия

Это сложно, потому что взрослые сами не умеют этого делать. Издевательства над партнером в отношениях в России и большей части мира давно приняты за норму, а люди старшего поколения часто одобряют строгость и равнодушие, наивно полагая, что так ребенок вырастет самостоятельным и не станет нытиком.

Но все исследования показывают только одно — если родители не смогли дать безусловную любовь и не научились поддерживать эмоционально, то это заканчивается неврозом и ничем другим. Внешне такой человек конечно самостоятельный и приспособленный к любым суровым условия, но это внешне.

Всё его поведение деструктивно от и до. Оно выгодно и удобно тем самым взрослым, которые понятия не имеют, что такое взаимоуважение и любовь в широком смысле слова. Таких людей легко вычислить по готовности к жестоким мерам, например они одобряют насилие в колониях, поддерживают смертную казнь и военные действия.

А вот передача опыта заключается в повседневной демонстрации поведения. Ребёнок проводит много времени с родителями и постоянно анализирует их действия в той или иной ситуации. И жестокости и доброжелательности можно научить только собственным примером.

Не получится пинать жену и при этом говорить сыну, что нужно быть спокойным, адекватным и добрым. Нельзя быть невротиком и воспитать здорового человека. Бессмысленно требовать от детей уважительного отношения, если сами вы этому так и не научились.

Как-то давно мне попадалась публикация практикующего психолога, которая заявила — абсолютное большинство детей, которых родители приводят с жалобами на их поведение, изначально были здоровы. Взрослые «сломали» собственного ребенка, да так, что теперь он им самим не нравится. Но лечить нужно не мальчика или девочку, лечить нужно взрослых! Детишки схватывают на лету, они очень быстро научатся всему доброму и светлому, что умеем мы. Но мы не умеем..

Если публикация показалась вам полезной и интересной, прошу поставить лайк и поделиться ей в соцсетях. Не забывайте подписываться на канал. Спасибо!

Критика

Претензии относительно врожденной предвзятости

В соответствии с ,[нужен лучший источник ] оригинальные эксперименты с Бандурой были предвзятыми или иным образом ошибочными, что ослабило их достоверность. Эти исследователи рассматривали следующие проблемы:[несбалансированное мнение? ]?

  • Критерий отбора. Подопытные Бандуры, все из яслей Стэнфордского университета, обязательно были детьми студентов Стэнфордского университета.[требуется проверка ] Студенты престижного университета, такого как Стэнфорд, в 1960-е годы были почти исключительно европейцами и в основном из семей с высоким доходом. Таким образом, у испытуемых присутствовала предвзятость в отношении расы и социально-экономического положения.
  • Временная последовательность. В исследовании 1963 года использовались данные о «реальной агрессии и условиях контрольной группы» из исследования 1961 года; следовательно, возможно, что взросление субъектов и внешние по отношению к исследованиям влияния, происходящие в период между исследованиями, могли способствовать наблюдениям, результатам и заключениям 1963 года.[требуется проверка ]

Претензии по надежности

Когда эксперимент с куклой Бобо был повторен позже в 1990 году, исследователи обнаружили, что дети, которые впервые в своей жизни играли с куклой Бобо, в пять раз чаще имитировали агрессивное поведение по сравнению с детьми, которые ранее сталкивались с такой куклой. перед. Проанализировав это наблюдение, исследователи предполагают, что явная новизна куклы Бобо может быть третьей потенциальной переменной, которая увеличивает вероятность того, что ребенок будет имитировать агрессивное поведение.

Претензии по поводу мотивации

Некоторые ученые предполагают, что исследования куклы Бобо вовсе не являются исследованиями агрессии, а скорее мотивируют детей подражать взрослым, полагая, что видео были инструкциями.[страница нужна ] Другими словами, дети могли быть мотивированы желанием доставить удовольствие взрослым или стать взрослыми, а не подлинной агрессией. Кроме того, те же авторы критикуют внешнюю достоверность исследования, отмечая, что куклы бобо предназначены для ударов.

Этические претензии

Были высказаны сомнения относительно этики оригинальных исследований. Во вводном учебнике по общей психологии университетского уровня исследование Бандуры названо неэтичным и морально неправильным, поскольку испытуемыми манипулировали с целью агрессивной реакции.[страница нужна ] Они также не заявляют удивления, что долгосрочные последствия очевидны из-за методов, наложенных в этом эксперименте, поскольку над субъектами насмехались и им не разрешали играть с игрушками, что вызывало волнение и неудовлетворенность. Следовательно, они были обучены быть агрессивными.

Разные претензии

описал лобную долю детей младше 8 лет как недоразвитую, что способствует их неспособности отделить реальность от фантазии; например, дети до 12 лет могут верить, что «монстры» живут в их туалете или под кроватями. Иногда они не могут отличить сны от реальности.

Анализ исследования 1961 г. отметил тот факт, что имитации агрессивного поведения у детей возникают почти сразу после наблюдения за моделью. Из-за столь короткого промежутка времени между наблюдением и имитацией нельзя делать выводы о долгосрочных последствиях воздействия насилия.

Более того, биологи-теоретики утверждают, что теория социального обучения игнорирует биологическое состояние человека, игнорируя уникальность индивидуальной ДНК, развития мозга и различий в обучении.

Процессы, которые опосредуют социальное обучение

Теория социального обучения часто описывается как «мост» между традиционной теорией обучения (например, бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Бандура, в отличие от Скиннера, всегда считал умственные (когнитивные) факторы в обучении важными. Фактически он определил «учеников» как активную обработку информации и оценку взаимосвязи между поведением и последствиями.

Поэтому мы не должны ошибаться, думая, что люди подражают всему, что видят, и что абсолютно все дети будут вести себя агрессивно, просто наблюдая сцены насилия дома или по телевизору. Есть мысли перед подражанием. Кроме того, есть посредники, которые будут поощрять подражание или альтернативный ответ.

Окружающая среда

Наше общество не совсем однородно. Скорее, он состоит из разнообразной среды и сценариев. Некоторые из них более благоприятны, а другие более угнетающими.

Давайте посмотрим на пример. Карлосу 11 лет, и в этом году у него новый преподаватель игры на скрипке. В начале он был очарован инструментом. Он хотел иметь один, чтобы узнать больше. Однако его отец неконструктивно и быстро выкинул идею из головы. «Это чепуха!» — кричал он. С тех пор Карлос перестал интересоваться скрипкой.

Внимание

Чтобы поведение имитировалось, оно должно привлекать наше внимание, интерес и зеркальные нейроны. Каждый день мы все наблюдаем много поведений. Однако они не все достойны нашего интереса

Мотивация

Мотивация — это воля к определенному поведению, которое мы видим в других.

  1. Теперь на данном этапе мы должны поговорить о викарном обучении. По словам Бандуры, просто «наблюдать» за тем, что делают другие, недостаточно. Мы также должны увидеть, какие выгоды или последствия получают другие за такое поведение.
  2. Если предполагаемые выгоды перевешивают предполагаемые затраты (если таковые имеются), то наблюдатель будет имитировать. С другой стороны, если заместительное подкрепление не считается достаточно важным для наблюдателя, то они не будут имитировать такое поведение.

Теория социального обучения стала одним из самых интересных качественных скачков в области психологии. На самом деле, мы все еще можем сказать, что Альберт Бандура, в свои 91 год, является одним из самых уважаемых людей в этой области.

Благодаря ему мы лучше понимаем, как мы приобретаем знания и формируем определенное поведение. Мы видим, как внешнее — социальное — связано с нашими внутренними процессами — когнитивным — и как мы также служим моделью для других людей в нашей среде, много раз не осознавая этого.

Электрошоковая терапия для детей

Американский детский психоневролог Лауретта Бендер работала в психиатрической больнице Кридмор, Нью-Йорк и она была уверена, что знает, как избавить людей от проблем с социальной адаптацией.

На прием приводили сирот, которые вели себя крайне скованно, не желали вступать в контакт со сверстниками и доктор Бендер утверждала, что все это является ранними признаками шизофрении, которую необходимо лечить незамедлительно.

Маленьких пациентов приковывали к постели и через височную область подавали разряд тока. Естественно, что никаких положительных результатов это не давало, а проблемы детей лишь усугублялись. За 8 лет работы в этом направлении, через Лауретту Бендер прошло свыше 100 пациентов, а самому младшему из них было всего три года.

Шаги процесса моделирования

1- Внимание

Чтобы чему-то научиться, нужно обратить внимание. Поэтому, если в процессе обучения есть элементы, которые мешают уделить максимально возможное внимание, результатом будет плохое обучение

Например, если ваше психическое состояние не самое подходящее, потому что вы сонливы, голодны или плохо себя чувствуете, это повлияет на вашу способность приобретать знания. То же самое происходит, если есть отвлекающие элементы.

2- удержание

Чтобы учиться, нужно уметь сохранять (запоминать или запоминать) то, на что мы обратили внимание. Именно в этом процессе воображение и язык вступают в игру

Мы сохраняем увиденное в форме мысленных образов или словесных описаний. Мы должны быть в состоянии использовать их, чтобы воспроизводить их в нашем поведении.

3- Репродукция

На этом этапе человек должен иметь возможность декодировать архивированные изображения или описания, чтобы они могли изменить свое поведение в настоящем. Чтобы научиться делать что-то, вам нужна мобилизация поведения, то есть человек должен уметь воспроизводить это поведение..

Но для успешного воспроизведения вам необходимы предварительные знания. Например, если вы не знаете, как кататься на коньках, просмотр видео по катанию на коньках не заставит вас учиться. Но если вы уже знаете, как это сделать, эта визуализация сделает ваши навыки лучше

Важно помнить, что способность имитировать поведение постепенно улучшается с практикой

4- Мотивация

Чтобы учиться, у рассматриваемого человека должны быть причины хотеть сделать это

Это будет зависеть от их способности концентрировать внимание, сохранять и воспроизводить поведение. Конечно, причины могут быть положительными, которые побуждают нас подражать поведению, и отрицательными, которые побуждают нас не подражать определенному поведению.

5- Саморегулирование

Речь идет о способности, которую мы должны контролировать, регулировать и моделировать наше собственное поведение. Бандура предполагает, что есть три шага. Первое — это самонаблюдение, которое заключается в том, чтобы наблюдать за нашим поведением и подсказывать ему. Второе — это суждение, которое должно сравнить нас с желаемым стандартом. И самореакция, которая должна наказать или вознаградить нас за полученное суждение.

обсуждение

Альберт Бандура оказал огромное влияние на теории личности и терапии. Его стиль, запущенный и похожий на стиль бихевиористов, казался большинству людей вполне логичным. Их подход, ориентированный на действие и решение проблем, приветствовался теми, кто любил действие, а не философствовал об идее, архетипах, обновлении, свободе и всех других менталистских конструкциях, которые склонны изучать персонологи..

В академических психологах, исследование имеет решающее значение и Бихевиоризм был его предпочтительным подходом. С конца 1960-х годов бихевиоризм уступил место «когнитивной революции», частью которой является Бандура. Когнитивная психология сохраняет аромат экспериментальной ориентации бихевиоризма, без искусственного удержания исследователя внешнего поведения, когда именно психическая жизнь клиентов и субъектов так очевидно важна.

Это мощное движение, и его участниками являются некоторые из самых выдающихся людей в современной психологии: Джулиан Роттер, Уолтер Мишель, Майкл Махони и Дэвид Майхенбаум — некоторые из тех, кто приходит на ум. Есть также другие, посвященные терапии, такие как Бек (когнитивная терапия) и Эллис (рационально-эмоциональная терапия) .В этой области также находятся последователи и последователи Джорджа Келли. А многие другие люди, которые занимаются изучением личности с точки зрения черт характера, такие как Бусс и Пломин (теория темперамента), Маккрей и Коста (теория пяти факторов), по сути, являются когнитивными бихевиористами, такими как Бандура..

Мне кажется, что поле конкурентов в теории личности, в конечном счете, станет когнитивным, с одной стороны, и экзистенциалистом, с другой. Будем бдительны.

Теорию Бандуры можно найти в Социальные основы мысли и действия (1986) Если мы думаем, что это слишком плотно для нас, мы можем перейти к его предыдущей работе Теория социального обучения(1977) или даже Социальное обучение и развитие личности(1963), где он пишет с Уолтерсом. Если нас интересует агрессия, посмотрим Агрессия: анализ социального обучения (1973).

Эта статья носит исключительно информативный характер: в онлайн-психологии у нас нет факультета, чтобы поставить диагноз или рекомендовать лечение. Мы приглашаем вас пойти к психологу для лечения вашего случая в частности.

Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Теории личности в психологии: Альберт Бандура, Мы рекомендуем вам войти в нашу категорию личности.

Теория социального обучения Бандуры

Альберт Бандура сосредоточил свои исследования на процессах обучения во взаимодействии между учеником и социальной средой.

По словам Бандуры, бихевиористы недооценивают социальное измерение человеческого поведения. Его схема приобретения знаний сводится к тому, что один человек влияет на другого, а во втором существуют механизмы ассоциации.

В этом процессе нет взаимодействия. Для Бандуры обучение в соответствии с бихевиоризмом это просто вопрос отправки пакетов информации от одного человека к другому.

Вот почему психолог включает социальное измерение в свою теорию обучения и называет теорию социального обучения (CAS). Это включает в себя поведенческий фактор и когнитивный фактор, два важных компонента для понимания социальных отношений.

В соответствии с теорией социального обучения, так называемые поведенческие модели обучения учатся двумя различными способами: из собственного опыта (или также называемого непосредственным обучением) и посредством наблюдения поведения у других людей (или также называемого альтернативным обучением)..

Теория Бандуры считает, что поведение других людей приобретает большое влияние не только в обучении, но и в формировании конструктов, а также в собственном поведении. Для психолога обучение под наблюдением является наиболее распространенным.

И, согласно Бандуре, поведение, которое имеет определенную сложность, может быть изучено только двумя способами: на примере или под влиянием поведенческих моделей. Исследователь отмечает, что обучение упрощается путем введения соответствующих и правильных моделей поведения. Таким образом, человек может подражать им или чувствовать себя им.

Теория социального обучения Бандуры также известна как обучение наблюдению или моделирование, так как это было ключевым аспектом его теории. В этом обучении человек может учиться, основываясь на наблюдении за тем, что делает другой человек..

Эта модель подчеркивает, что у человека как ученика непрерывного обучения психологические процессы являются частными. Тем не менее, они происходят, в частности, из социальной.

Самым известным исследованием, с помощью которого Бандура объяснила эту теорию, был эксперимент с куклой Бобо. Для этого исследования психолог использовал видео, записанное одним из его учеников..

В этом фильме вы можете увидеть девушку, которая бьет в надувную куклу в форме яйца, которая была нарисована как клоун. Девушка безжалостно избивала его молотками и садилась на него. Он также выкрикивал агрессивные фразы и неоднократно говорил «глупый».

Бандура показал видео группе детей из детского сада, которые он нашел очень смешными. Когда сессия с видео была закончена, детей забрали в игровую комнату, где их ждала новая кукла-бобо и несколько маленьких молотков. Немедленная реакция была имитацией. Дети начали бить куклу и кричать «глупо», как девушка в видео, которое они видели.

Хотя это детское поведение не удивит ни одного из родителей или учителей, выводы послужили подтверждением чего-то важного. Дети изменили свое поведение только в процессе наблюдения, без необходимости подкрепления, направленного на выполнение указанного поведения. Вот почему Бандура назвал это явление обучением наблюдением или моделированием, обычно известным как теория социального обучения.

Вот почему Бандура назвал это явление обучением наблюдением или моделированием, обычно известным как теория социального обучения..

На протяжении всей своей карьеры Бандура практиковал различные виды терапии, связанные с теорией личности. Одним из них была терапия самоуправления, но наиболее популярной была модельная терапия..

Это состояло в том, чтобы собрать двух человек с похожими патологиями. В процессе один из предметов был посвящен наблюдению за вторым, пока он выполнял действие, которое привело его к преодолению проблемы. Цель состоит в том, чтобы первый учился у второго путем имитации.

Откуда в детях берётся агрессия и жестокость? Эксперимент канадского психолога Альберта Бандуры.

В 1961 году известный канадский психолог Альберт Бандура, объединившись с коллегами Шейлой и Доротеей Росс, поставил один из самых знаменитых экспериментов в психологии. Целью исследования было получение экспериментальных данных по установлению переноса агрессии взрослых на детей, которые наблюдали агрессивное поведение взрослого.

Для эксперимента ученые отобрали по 36 мальчиков и девочек детского сада в возрасте 3,5-5,5 лет. Одна из женщин выступила в качестве наблюдателя, два других экспериментатора взяли на себя роль моделей.

Детей разделили на 8 экспериментальных групп по 6 человек и контрольную в составе 24 ребят. В экспериментальных группах участники также были разделены по гендерному признаку.

Половине экспериментальных групп намеренно была продемонстрирована агрессивная модель поведения взрослого, другой половине неагрессивная модель. А контрольной группе не демонстрировали ничего.

Специально для эксперимента была создана «кукла Бобо», придуманная Альбертом Бандурой. Эта была надувная раскрашенная кукла с утяжелением на дне, так что она могла стоять или быть в наклоненном положении, уложить на бок эту игрушку возможным не представлялось. Экспериментальную комнату снабдили зеркалами Гезелла (поверхность внутри как зеркало, но прозрачная снаружи, что позволяет незаметно вести внешнее наблюдение).

  • Экспериментальная комната была разделена на 2 части. В первой части находились детские игрушки, во второй кукла Бобо, игрушечный молоток и конструктор. Детей поодиночке приводили в комнату, объясняли, что им можно играть с детскими игрушками, а вторая половина комнаты для взрослых, детям туда идти запрещено.

    Затем ребенка отправляли в детскую часть комнаты играть, а в другую половину приходил взрослый. Первую минуту экспериментатор занимался конструктором. Он продолжал это делать еще 9 минут, если демонстрировалась неагрессивная модель поведения.

    В случае намеренной демонстрации агрессии взрослый откладывал в сторону конструктор и начинал игрушечным молотком избивать куклу Бобо, сопровождая это нейтральными «Да ты крепкий парень» или агрессивными высказываниями типа «Врежем по носу». По истечении 10 минут ребенка из комнаты выводили.

    Затем ребенка приводили во вторую игровую комнату, где находились игрушки. В среднем через 2 минуты маленький участник эксперимента начинал играть, но взрослый человек запрещал это словами, что здесь будут играть другие дети, а тебя я отведу в другую комнату.

    Так искусственно преодолевалось естественное торможение и возбуждалась агрессия. А вот в новой комнате ребенок сможет играть с чем и как захочет. В третьей комнате ребенка держали 20 минут, постоянно фиксируя его поведение.

    Результат наблюдения за детьми в третьей комнате позволил сделать следующие выводы — дети, не видевшие агрессивного поведения, практически не выражали собственную злость. Зато увидевшие избиение куклы Бобо сами брались за молоток, при этом еще и обзывая игрушку.

    Мальчики избивали куклу дольше и злее девочек, а вот ругались на нее дети примерно одинаково. Многие мальчики долго играли с пистолетиком, девочки предпочли кукол. Дети, не видевшие агрессии, практически не избивали Бобо, а попросту играли с куклой.

    В результате эксперимента выяснилось, что дети действительно копируют поведение взрослых (в том числе и агрессивное), причем копирование имеет связь по гендерному признаку. Мальчики, в среднем, оказались агрессивнее девочек.

    Получив подтверждение своих теоретических выкладок, Альберт Бандура спустя несколько лет провел новый эксперимент, участниками которого стали дети в возрасте от 3 до 7 лет.

    Ребят разделили на 3 группы, причем всем им показывали видео с насилием над куклой Бобо со стороны взрослого. Только одной группе показали, как взрослый был в итоге наказан, вторая группа увидела словесное и материальное (конфетами) поощрение взрослого.

    Видео для третьей группы оставило модель без наказания или поощрения. А затем детей индивидуально оставляли поиграть в комнате, где находилась кукла Бобо. Видевшие поощрение за агрессию дети, оставшись один на один с игрушкой, проявили максимальную агрессию. А видевшие итоговое наказание вели себя максимально сдержанно.

  • Таким образом Альберт Бандура в очередной раз доказал, что дети в своем поведении копируют модель поведения взрослых.

Опубликовано:
Валерия Сидорчук

Каменное лицо

Исследование провел психолог Эдвард Троник. В нем приняли участие мамы и их маленькие дети. В первой части эксперимента исследователь попросил родителей пообщаться и поиграть с малышами так, как они привыкли, проявлять привычные эмоции. В такие моменты дети вели себя расслабленно, спокойно взаимодействовали с мамами, смеялись, улыбались.

Затем исследователь попросил мам отвернуться от детей на пару секунд, обернуться с «каменным», безэмоциональным лицом и безучастно смотреть на них. Малыши считывали это моментально

Сначала они просто пытались продолжить играть, тянули руки к маме, всячески привлекали внимание, а потом начинали капризничать и громко плакать, выражая протест

Но стоило мамам вновь вернуть «эмоциональность», дети мгновенно переключались, забывали об истериках и приходили в себя.

Для чего это было нужно

Эксперимент показал, что привязанность и стремление к установлению контакта с людьми — базовые потребности человека с рождения. Это ярко отображает разница реакций малышей на радостную, эмоциональную маму и на ее «каменное» лицо. Для малыша страшнее всего оказаться брошенным. И ощущает он это не только при физическом отсутствии мамы, но и при ее эмоциональной холодности и отрешенности.

Программа Midnight Climax

В 1950-х годах ЦРУ занялось спонсированием исследований в области контроля разума и это привело к запуску программы Midnight Climax.

Цель программы — изучение воздействия ЛСД на человеческий мозг и для этих целей были нужны испытуемые. В качестве «подопытных кроликов» выбрали девиц легкого поведения, которым за участие в эксперименте пообещали закрыть дела и избавить от штрафов.

Женщин разместили в большом загородном доме и сутками напролет кормили ЛСД, чтобы посмотреть, как они адаптируются, взаимодействуют и чем занимаются, находясь в одиночестве.

Проект был закрыт в 1965 году, но за годы исследований правительство получило детальнейшую информацию о том, как наркотические препараты влияют на сознание, меняют поведение и насколько просто манипулировать человеком в подобном состоянии.

Теория личности Бандуры

В течение своей карьеры Бандура сосредоточился на изучении теории личности, подходящей с поведенческой точки зрения

Бихевиоризм — это школа психологии, основанная на важности экспериментальных методов

Основное внимание уделяется анализу наблюдаемых, измеримых и управляемых переменных. Поэтому отвергает все субъективное, внутреннее и феноменологическое.

При экспериментальном методе бихевиоризма стандартной процедурой является манипулирование переменной, а затем оценка ее влияния на другую. На основании этого создается теория личности, которая указывает на то, что среда, в которой развивается человек, является причиной его поведения..

Бандура говорит, что поведение человека на самом деле вызвано окружающей средой. Но он думал, что эта идея была упрощенной для изучаемого им явления, которое было подростковой агрессией. Вот почему он расширил спектр и добавил еще один компонент. Он повторил, что среда вызывает поведение, но отметил, что было и другое действие.

По словам Бандуры, поведение также вызывает окружающую среду. И к этому он назвал «взаимный детерминизм», что означает, что поведение людей и окружающей среды (социальной, культурной, личной) взаимно обусловлены.

Вскоре после этого Бандура вышел за пределы своего постулата и начал рассматривать личность как взаимодействие между тремя переменными. Это было уже не просто окружение и поведение, но был добавлен еще один элемент: психологические процессы человека.

Эти процессы связаны со способностью индивидуума сохранять образы в уме и с аспектами, связанными с языком. И именно тогда, с введением воображения в изучение личности, Бандура отложил строгий бихевиоризм, чтобы начать приближаться к когнитивистам. Настолько, что его обычно считают отцом когнитивного движения.

Прибавляя воображение и язык к изучению личности, Бандура начинает с гораздо более полных элементов, чем те, которые были разработаны такими бихевиористами, как Б.Ф. Скиннер. Таким образом, психолог был введен в анализ важнейших аспектов человеческой психики, таких как обучение, в частности обучение наблюдению, также известное как моделирование.

Карие и голубые глаза

Этот психологический эксперимент в 1970 году провела учительница Джейн Эллиотт с учениками третьего класса. Для этого женщина поделила класс на группы — на кареглазых и голубоглазых. В первый день эксперимента Элиотт сказала всем ребятам, что группа с голубыми глазами лучше, умнее и привилегированнее группы кареглазых. Первым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, они могли получать дополнительную порцию еды на ланч и задерживаться на перемене. Учительница хвалила голубоглазых за успехи. Кареглазым же в это время запрещалось играть с ребятами из другой группы, пить с ними из одного фонтанчика с водой. Их отсадили на задние парты и вдобавок повесили на них темные воротнички.

Результаты появились мгновенно. Голубоглазые стали делать заметные успехи в учебе, увереннее себя чувствовать, но при этом задирали и обижали кареглазых. Последние же стали тихими и забитыми, перестали справляться с простыми заданиями.

На следующий день Элиотт провела тот же эксперимент, но поменяла роли групп. Ситуация повторилась: теперь «привилегированные» кареглазые почувствовали уверенность и стали обижать и унижать голубоглазых, которые в свою очередь притихли и превратились в подавленных детей.

Джейн прекратила эксперимент. Она обсудила с ребятами произошедшее и выяснила, что дети усвоили урок и стали иначе относиться к теме расизма и дискриминации. В конце концов ребята просто обнялись и закончили враждовать.

https://youtube.com/watch?v=0fvHftFextY

Для чего это было нужно

Элиотт задумала провести этот эксперимент под впечатлением от убийства Мартина Лютера Кинга. Она хотела наглядно продемонстрировать детям, как устроен расизм и дискриминация.

Эксперимент с куклой Бобо

Чтобы подтвердить свои предположения о том, что дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его, Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо.

Ход эксперимента

1. В эксперименте принимали участие тридцать шесть мальчиков и тридцать шесть девочек в возрасте от трех до шести лет.

2. Контрольная подгруппа состояла из двенадцати мальчиков и такого же числа девочек.

3. Ролевые модели — один взрослый мужчина и одна взрослая женщина.

4. Двадцати четырем мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку по имени кукла Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.

5. Другой группе из двадцати четырех мальчиков и девочек показывали неагрессивное обращение с куклой.

6. И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.

Результаты эксперимента

В ходе эксперимента выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, как правило, проявляли в обращении с куклой Бобо намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы, а также те, кому до этого демонстрировали неагрессивные поведенческие модели.

Бандура обнаружил, что для девочек, наблюдавших агрессивные модели, была более характерна вербальная агрессивная реакция, если моделью служила женщина, и физическая агрессия, если моделью был мужчина. Мальчики же проявляли физическую агрессию чаще и сильнее, чем девочки, и чаще имитировали модели, наблюдаемые у представителей своего пола.

Благодаря этому эксперименту Бандура смог убедительно продемонстрировать, что дети научаются социальному поведению (в данном случае — агрессии), наблюдая за поведением других людей. В результате исследователь опроверг главное положение бихевиоризма о том, что поведение человека всецело зависит от вознаграждения или наказания.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

Польза компьютерных игр для детей

У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.

Компьютерная реальность безопасней психологически

В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.

В игре ребенок тренируется

В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков — это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.

В играх нужно справляться со стрессом

Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать — ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.

Игры развивают мозг ребенка

Самые простые — как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные — тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере — да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.

Психологические процессы завершают уравнение (от бихевиоризма до когнитивизма)

Спустя несколько месяцев Бандура сделал шаг вперед и начал ценить личность как сложное взаимодействие трех элементов: окружающей среды, поведения и индивидуальные психологические процессы. Эти психологические процессы включают способность человека сохранять образы в уме и аспекты, связанные с языком.

Это ключевой аспект для понимания Альберта Бандуры, поскольку, вводя эту последнюю переменную, он отказывается от ортодоксальных поведенческих постулатов и начинает приближаться к когнитивизм. Фактически, Бандура в настоящее время считается одним из отцов когнитивизма.

Добавляя аспекты воображения и языка к своему пониманию человеческой личности, Бандура начинает с элементов, гораздо более полных, чем чистые бихевиористы, такие как Б.Ф. Скиннер. Таким образом, Бандура проанализирует важнейшие аспекты человеческой психики: наблюдательное обучение (также называется моделированием) и саморегулирование.

Как выводы теории социального научения применяют на практике

Университет западных губернаторов американского штата Миссури (англ. Western Governors University, WGU) три варианта практического применения теории Альберта Бандуры.

Первый способ — методика перевёрнутого класса. На традиционных уроках большую часть времени занимают рассказы учителя на тему занятия. А при перевёрнутом обучении новый материал ученики осваивают дома самостоятельно, на занятиях применяя усвоенные знания на практике под присмотром учителя. С теорией социального научения этот метод связан тем, что он позволяет ученикам наблюдать за поведением одноклассников и реакцией на него учителя, объясняют сотрудники WGU.

Ещё один вариант — геймификация и симуляция. С помощью геймификации можно превратить урок в игру, добавив награды за правильные ответы. А симуляция судебного процесса или, например, городской жизни даст ученикам шанс опробовать свои знания в ситуациях, близких к реальным. Наблюдая за тем, как удачливых игроков поощряет учитель, ученики, вероятно, будут перенимать их модели поведения, рассуждают авторы руководства WGU.

Наконец, примером социального научения может стать взаимное обучение — когда ученики выступают учителями друг для друга.

Ещё несколько примеров практического использования теории социального обучения образовательная организация Valamis. Эти примеры больше подойдут для корпоративного обучения.

Таблицы лидеров, например, создадут здоровую конкуренцию между коллегами. Модели поведения преуспевающих в этом соревновании сослуживцев, вероятно, будут копировать другие. Знакомство с лучшими практиками и историями успеха тоже будет повышать мотивацию. А корпоративы и другие неформальные встречи с коллегами, в том числе из других отделов, важны, потому что чем чаще мы наблюдаем поведение каких-либо моделей, тем выше вероятность, что мы начнём его имитировать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: