Что такое самоподкрепление и самоэффективность
На закрепление нового поведения влияет, по мнению Бандуры, и отношение к нему самого человека. «Люди с готовностью принимают то, что кажется им достойным похвалы, но в то же время сопротивляются тем новшествам, которые нарушают их социальные и нравственные убеждения», — пояснял психолог. Собственные положительные реакции людей на их же действия Бандура называл самоподкреплением.
К понятию самоподкрепления Бандура добавил ещё и самоэффективность, которую подробно описал в работе 1997 года «Самоэффективность: осуществление контроля» (англ. Self-Efficacy: The Exercise of Control). Суть в том, что, работая над задачей, человек сравнивает свой прогресс с целью. Ощущение продвижения повышает чувство самоэффективности и мотивирует продолжать работу.
Жизнь в университете
Поступив в университет Британской Колумбии, Альберт Бандура вскоре увлекся психологией. Однако его контакт с этим предметом был случайным, так как сначала он поступил изучать биологию.
Поскольку он работал по ночам, Бандура пошел в колледж за несколько часов до начала занятий. Чтобы не скучать, он решил записаться на несколько дополнительных предметов, поначалу не проявляя к ним особого интереса. Однако вскоре он открыл для себя изучение человеческого поведения и был очарован этим вопросом.
Проучившись всего три года в колледже, он окончил Колумбийский университет в 1949 году и начал учиться на степень магистра клинической психологии в Университете штата Айова.В этом кампусе прошли подготовку очень важные психологи того времени, такие как Кларк Халл, Курт Левин и Кеннет. Спенс. Бандура считал, что это учреждение слишком сосредоточено на бихевиоризме; тем не менее, он получил титул в 1952 году.
Научные труды
- Bandura, A., & Walters, R.H. (1959). Adolescent Aggression. Ronald Press: New York.
- Bandura, A. (1962). Social Learning through Imitation. University of Nebraska Press: Lincoln, NE.
- Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart and Winston.
- Bandura, A. (1971). Psychological modeling: conflicting theories. Chicago: Aldine·Atherton.
- Bandura, A. (1973). Aggression: a social learning analysis. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
- Bandura, A. (1975). Social Learning & Personality Development. Holt, Rinehart & Winston, INC: NJ.
- Bandura, A., & Ribes-Inesta, Emilio. (1976). Analysis of Delinquency and Aggression. Lawrence Erlbaum Associates, INC: NJ.
- Bandura, A. (1977). Social Learning Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
- Bandura, A. (1986). Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory (англ.) (рус.. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
- Bandura, A. (1997). Self-efficacy: the exercise of control (англ.) (рус.. New York: W.H. Freeman.
- Bandura, A. (2015). Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. New York, NY: Worth.
Переводы на русский язык
- Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с. ISBN 5-8071-0040-9
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия : Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Альбер Бандура, Ричард Уолтерс; Пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 509 с. (Психология. XX век).; ISBN 5-04-004214-0
- Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности / К. Левин и А. Бандура. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с. (Cogito ergo sum) (Университетская библиотека). ISBN 5-93878-377-1
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Слайды и текст этой презентации
СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АЛЬБЕРТА БАНДУРЫ
Выполнила: студентка 1 курса магистратуры Бирюкова С.И.
А.Бандура канадский и американский психолог известный своими работами по социально-когнитивному развитию личности, а также экспериментами с куклой Бобо.
Родился в Манделе, небольшой деревне на севере Канады. Родился в многодетной семье, где имел 5 старших сестер. Школьные годы провел в большой школе, где весь курс веди два учителя перегруженные работой. В итоге вся ответственность за полученные знания лежала на самих учениках. Это однако не помешало ученикам поступить в университеты по всему миру.
А.Бандура поступил в университет Британской Колумбии, где получил степень бакалавра по психологии. В 1949 году в Айовском университете получил степень магистра, а вскоре защитил докторскую диссртацию.В 1969 году была опубликована первая книга А.Бандуры «Принципы модификации поведения»
СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Социально-когнитивная теория личности, несмотря на то, что ее относят к бихевиористским теориям принципиально отличается. Она подчеркивает совместное взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов. Среда оказывает на личность тоже влияние, что и личность на среду. Таким образом личность формирует среду, также как и среда личность.
По мнению А.Бандуры, человеческое поведение формируется путем овладения паттернами поведения. Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения.
Теория социального научения была подтверждена с помощью эксперимента с куклой Бобо.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты исследования подтвердили большинство предположений Бандуры. Дети показали достоверное подражание увиденной модели поведения взрослых в их отсутствие.
Бандура и его коллеги прогнозировали, что дети «неагрессивной» группы будут вести себя более спокойно, чем контрольной. Результаты показали, что для детей оказались важными гендерные различия. Так, мальчики показали стремление к подражанию физической модели насилия, а девочки — проявления словесной агрессии.
.
ЭКСПЕРИМЕНТ С КУКЛОЙ БОБО
КОСВЕННОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ
САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ
Бандура утверждает, что в основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает возможности объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
Что влияет на самоэффективность?1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.2. Собственный опыт достижений.3. Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).4. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.5. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние.
Титулы и наградыА.Бандура избирался президентом Американской психологической ассоциации, почетным президентом Канадской психологической ассоциации. Национальная академия наук США присвоила А.Бандуре награду Общества бихевиоральной медицины «Выдающемуся ученому».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Шаги процесса моделирования
1- Внимание
Чтобы чему-то научиться, нужно обратить внимание. Поэтому, если в процессе обучения есть элементы, которые мешают уделить максимально возможное внимание, результатом будет плохое обучение
Например, если ваше психическое состояние не самое подходящее, потому что вы сонливы, голодны или плохо себя чувствуете, это повлияет на вашу способность приобретать знания. То же самое происходит, если есть отвлекающие элементы.
2- удержание
Чтобы учиться, нужно уметь сохранять (запоминать или запоминать) то, на что мы обратили внимание. Именно в этом процессе воображение и язык вступают в игру
Мы сохраняем увиденное в форме мысленных образов или словесных описаний. Мы должны быть в состоянии использовать их, чтобы воспроизводить их в нашем поведении.
3- Репродукция
На этом этапе человек должен иметь возможность декодировать архивированные изображения или описания, чтобы они могли изменить свое поведение в настоящем. Чтобы научиться делать что-то, вам нужна мобилизация поведения, то есть человек должен уметь воспроизводить это поведение..
Но для успешного воспроизведения вам необходимы предварительные знания. Например, если вы не знаете, как кататься на коньках, просмотр видео по катанию на коньках не заставит вас учиться. Но если вы уже знаете, как это сделать, эта визуализация сделает ваши навыки лучше
Важно помнить, что способность имитировать поведение постепенно улучшается с практикой
4- Мотивация
Чтобы учиться, у рассматриваемого человека должны быть причины хотеть сделать это
Это будет зависеть от их способности концентрировать внимание, сохранять и воспроизводить поведение. Конечно, причины могут быть положительными, которые побуждают нас подражать поведению, и отрицательными, которые побуждают нас не подражать определенному поведению.
5- Саморегулирование
Речь идет о способности, которую мы должны контролировать, регулировать и моделировать наше собственное поведение. Бандура предполагает, что есть три шага. Первое — это самонаблюдение, которое заключается в том, чтобы наблюдать за нашим поведением и подсказывать ему. Второе — это суждение, которое должно сравнить нас с желаемым стандартом. И самореакция, которая должна наказать или вознаградить нас за полученное суждение.
Откуда в детях берётся агрессия и жестокость? Эксперимент канадского психолога Альберта Бандуры.
В 1961 году известный канадский психолог Альберт Бандура, объединившись с коллегами Шейлой и Доротеей Росс, поставил один из самых знаменитых экспериментов в психологии. Целью исследования было получение экспериментальных данных по установлению переноса агрессии взрослых на детей, которые наблюдали агрессивное поведение взрослого.
Для эксперимента ученые отобрали по 36 мальчиков и девочек детского сада в возрасте 3,5-5,5 лет. Одна из женщин выступила в качестве наблюдателя, два других экспериментатора взяли на себя роль моделей.
Детей разделили на 8 экспериментальных групп по 6 человек и контрольную в составе 24 ребят. В экспериментальных группах участники также были разделены по гендерному признаку.
Половине экспериментальных групп намеренно была продемонстрирована агрессивная модель поведения взрослого, другой половине неагрессивная модель. А контрольной группе не демонстрировали ничего.
Специально для эксперимента была создана «кукла Бобо», придуманная Альбертом Бандурой. Эта была надувная раскрашенная кукла с утяжелением на дне, так что она могла стоять или быть в наклоненном положении, уложить на бок эту игрушку возможным не представлялось. Экспериментальную комнату снабдили зеркалами Гезелла (поверхность внутри как зеркало, но прозрачная снаружи, что позволяет незаметно вести внешнее наблюдение).
-
Экспериментальная комната была разделена на 2 части. В первой части находились детские игрушки, во второй кукла Бобо, игрушечный молоток и конструктор. Детей поодиночке приводили в комнату, объясняли, что им можно играть с детскими игрушками, а вторая половина комнаты для взрослых, детям туда идти запрещено.
Затем ребенка отправляли в детскую часть комнаты играть, а в другую половину приходил взрослый. Первую минуту экспериментатор занимался конструктором. Он продолжал это делать еще 9 минут, если демонстрировалась неагрессивная модель поведения.
В случае намеренной демонстрации агрессии взрослый откладывал в сторону конструктор и начинал игрушечным молотком избивать куклу Бобо, сопровождая это нейтральными «Да ты крепкий парень» или агрессивными высказываниями типа «Врежем по носу». По истечении 10 минут ребенка из комнаты выводили.
Затем ребенка приводили во вторую игровую комнату, где находились игрушки. В среднем через 2 минуты маленький участник эксперимента начинал играть, но взрослый человек запрещал это словами, что здесь будут играть другие дети, а тебя я отведу в другую комнату.
Так искусственно преодолевалось естественное торможение и возбуждалась агрессия. А вот в новой комнате ребенок сможет играть с чем и как захочет. В третьей комнате ребенка держали 20 минут, постоянно фиксируя его поведение.
Результат наблюдения за детьми в третьей комнате позволил сделать следующие выводы — дети, не видевшие агрессивного поведения, практически не выражали собственную злость. Зато увидевшие избиение куклы Бобо сами брались за молоток, при этом еще и обзывая игрушку.
Мальчики избивали куклу дольше и злее девочек, а вот ругались на нее дети примерно одинаково. Многие мальчики долго играли с пистолетиком, девочки предпочли кукол. Дети, не видевшие агрессии, практически не избивали Бобо, а попросту играли с куклой.
В результате эксперимента выяснилось, что дети действительно копируют поведение взрослых (в том числе и агрессивное), причем копирование имеет связь по гендерному признаку. Мальчики, в среднем, оказались агрессивнее девочек.
Получив подтверждение своих теоретических выкладок, Альберт Бандура спустя несколько лет провел новый эксперимент, участниками которого стали дети в возрасте от 3 до 7 лет.
Ребят разделили на 3 группы, причем всем им показывали видео с насилием над куклой Бобо со стороны взрослого. Только одной группе показали, как взрослый был в итоге наказан, вторая группа увидела словесное и материальное (конфетами) поощрение взрослого.
Видео для третьей группы оставило модель без наказания или поощрения. А затем детей индивидуально оставляли поиграть в комнате, где находилась кукла Бобо. Видевшие поощрение за агрессию дети, оставшись один на один с игрушкой, проявили максимальную агрессию. А видевшие итоговое наказание вели себя максимально сдержанно.
-
Таким образом Альберт Бандура в очередной раз доказал, что дети в своем поведении копируют модель поведения взрослых.
Опубликовано:
Валерия Сидорчук
Ранняя жизнь
Бандура родился в Мундаре Альберта, открытом городе с населением около четырехсот человек. жителей, как младшего ребенка и единственного сына в семье из шести человек. Ограничения образования в отдаленном городе, такие как этот, заставили Бандуру стать независимым и самомотивированным в плане обучения, и эти в первую очередь развитые черты оказались очень полезными в его продолжительной карьере. Бандура имеет польское и украинское происхождение; его отец был из Кракова, Польша, а его мать была из Украины.
Родители Бандуры сыграли ключевую роль в том, что побудили его искать предприятия в маленькой деревушке, в которой они жили. Летом после окончания средней школы Бандура работал в Юконе, чтобы защищать Шоссе Аляски против затопления. Позже Бандура считал свою работу в северной тундре источником своего интереса к человеческой психопатологии. Именно в этом случае он оказался в Юконе, где он познакомился с субкультурой алкоголизма и азартных игр, что помогло расширить его кругозор и кругозор на жизнь.
Бандура прибыл в США в 1949 году и натурализовался в 1956 году. Он женился на Вирджинии Варнс (1921–2011) в 1952 году, и они вырастили двух дочерей, Кэрол и Мэри.
Биография
Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Мундаре, небольшой северной деревне на 400 человек к востоку от Эдмонтона, столицы канадского штата Альберта, в семье украинских и польских эмигрантов. Он был единственным сыном в большой семье, у него было пять старших сестер. Учился в большой школе, где до самого выпуска его учителями были всего два человека.
После окончания средней школы в течение года работал в Уайтхорсе в Юконе, где восстанавливал Аляскинскую трассу (шоссе в штат Аляска). Там, в тундре, он получил возможность вживую наблюдать делинквентное поведение личностей.
После окончания работ поступил в Университет Британской Колумбии, который окончил со степенью бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переехал в США, где продолжил образование в Айовском университете, окончив его в 1951 году со степенью магистра психологии, а в 1952-м получив степень PhD по психологии. С 1953 года преподаёт в Стэнфордском университете.
Был профессором в Стэнфордском университете. В 1956 году по программе натурализации принял американское гражданство.
11 августа 1969 года была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её как «классику цитирования».
В 1974 году Бандура избран президентом Американской психологической ассоциации, а также являлся Почётным президентом Канадской психологической ассоциации (1999−2000).
Также работал спортивным тренером. В 1980 году был избран членом Американской академии искусств и наук.
Вклад в психологию
Несмотря на то, что Бандура часто считается представителем поведенческой тенденции, правда в том, что его работы являются частью «когнитивной революции», которая начала формироваться в конце 1960-х годов. Его идеи глубоко повлияли на такие разнообразные области. такие как психология личности, образование или психотерапия.
Благодаря своим многочисленным заслугам в 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, самого важного учреждения, имеющего отношение к этому вопросу. От этого же общества он получил две награды за свой научный вклад: одну в 1980 году, а другую в 2004 году
Сегодня, несмотря на пенсию, Альберт Бандура продолжает работать почетным профессором Стэнфордского университета. Он считается самым важным ныне живущим психологом в мире и одним из величайших сотрудников этой науки за всю историю.
В 2005 году Бандура получил Национальную медаль науки от президента Барака Обамы в знак признания всего его вклада на протяжении его долгой профессиональной карьеры.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
обсуждение
Альберт Бандура оказал огромное влияние на теории личности и терапии. Его стиль, запущенный и похожий на стиль бихевиористов, казался большинству людей вполне логичным. Их подход, ориентированный на действие и решение проблем, приветствовался теми, кто любил действие, а не философствовал об идее, архетипах, обновлении, свободе и всех других менталистских конструкциях, которые склонны изучать персонологи..
В академических психологах, исследование имеет решающее значение и Бихевиоризм был его предпочтительным подходом. С конца 1960-х годов бихевиоризм уступил место «когнитивной революции», частью которой является Бандура. Когнитивная психология сохраняет аромат экспериментальной ориентации бихевиоризма, без искусственного удержания исследователя внешнего поведения, когда именно психическая жизнь клиентов и субъектов так очевидно важна.
Это мощное движение, и его участниками являются некоторые из самых выдающихся людей в современной психологии: Джулиан Роттер, Уолтер Мишель, Майкл Махони и Дэвид Майхенбаум — некоторые из тех, кто приходит на ум. Есть также другие, посвященные терапии, такие как Бек (когнитивная терапия) и Эллис (рационально-эмоциональная терапия) .В этой области также находятся последователи и последователи Джорджа Келли. А многие другие люди, которые занимаются изучением личности с точки зрения черт характера, такие как Бусс и Пломин (теория темперамента), Маккрей и Коста (теория пяти факторов), по сути, являются когнитивными бихевиористами, такими как Бандура..
Мне кажется, что поле конкурентов в теории личности, в конечном счете, станет когнитивным, с одной стороны, и экзистенциалистом, с другой. Будем бдительны.
Теорию Бандуры можно найти в Социальные основы мысли и действия (1986) Если мы думаем, что это слишком плотно для нас, мы можем перейти к его предыдущей работе Теория социального обучения(1977) или даже Социальное обучение и развитие личности(1963), где он пишет с Уолтерсом. Если нас интересует агрессия, посмотрим Агрессия: анализ социального обучения (1973).
Эта статья носит исключительно информативный характер: в онлайн-психологии у нас нет факультета, чтобы поставить диагноз или рекомендовать лечение. Мы приглашаем вас пойти к психологу для лечения вашего случая в частности.
Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Теории личности в психологии: Альберт Бандура, Мы рекомендуем вам войти в нашу категорию личности.
Что говорит нам теория социального обучения?
Теория социального обучения Бандуры также известна как обучение наблюдению или моделирование. Чтобы поставить себя немного больше в контексте, мы должны помнить, что мы находимся в 60-х годах.
В это время значимость бихевиоризма продолжала иметь свое особое значение, когда обучение задумывалось скорее как простая отправка информационных пакетов между экспертом и учеником. Один отправил, а другой получил, эксперт был активным ядром, а ученик — пассивным ядром.
Альберт Бандура, с другой стороны, сосредоточил внимание на своем интересе и исследованиях за пределами этого поведенческого редукционизма. Он был одним из первых, кто обратил свое внимание на социальную сферу, как и сам Лев Выготский со своей социокультурной теорией.
Таким образом, то, что известный ханаанский психолог имел очень ясное были дети, которые быстро усваивали определенные знания, не проходя классическую стадию проб и ошибок. Если бы это было так, это было бы для чего-то очень простого и очевидного: путем наблюдения и его социальной среды.
На самом деле то, что он показал в Бандуре в исследованиях, подобных тому, что опубликовано в Журнал связи, является то, что сама агрессивность и насилие также имеют четкую социальную и даже подражательную составляющую.
Кукла Бодо
Эксперимент с куклой Бодо является одним из самых известных в области психологии.
В течение 1961 и 1963 годов Бандура и его команда стремились продемонстрировать важность наблюдательного обучения у детей.
Таким образом, и в рамках этого внимания было также очевидно, что имитация модели — взрослого — имеет для детей гораздо большую актуальность, чем простой факт предложения или устранения подкрепления для установления поведения, ученичества..
- В эксперименте участвовали дети от 3 до 6 лет, посещающие детский сад Стэнфордского университета. Сама сцена не может быть более шокирующей. В комнате полно игрушек, взрослый ударил большой куклой молотком по глазам группы детей. В другой экспериментальной группе взрослый представлял неагрессивную модель, а для третьей группы агрессивность сопровождалась также оскорблениями в отношении куклы Бодо.
- Результаты не могут быть более ясными: большинство детей, подвергшихся воздействию агрессивной модели, были более склонны вести себя агрессивно, чем те, кто не подвергался воздействию этой модели..
С другой стороны, то, что Альберт Бандура мог также продемонстрировать с помощью этого эксперимента, это то, что Существует 3 основных формы наблюдательного обучения:
- Через живую модель, как в случае реального человека, который выполняет поведение.
- Через устную инструкцию, которая включает в себя рассказывать подробности и описания поведения.
- Третий относится к символическому режиму, такому как вымышленные персонажи книги, комикса, фильма или даже реальный человек, чье поведение выходит за рамки средств массовой информации.
Научная деятельность
Заслуги ученого были достаточно высоко оценены в психологии. В 1973 году он получил должность президента Американской ассоциации психологов. Специально для него в Стэндфордском университете была создана должность, которую Бандура занимал в течение 40 лет. У ученого есть супруга Вирджиния, которая, как и сам он, любит симфоническую музыку.
Идеи социального научения Альберта Бандуры лучше начать с изучения разнообразных теорий, по-своему объясняющих поведение человека. Так студент сможет сравнить его точку зрения с концепциями других авторов. Например, Фрейд считал, что человеческое поведение обусловлено влиянием инстинктов и влечений, действующих на подсознательном уровне. Теория оперантного научения Скиннера постулирует зависимость поведения от внешних социальных стимулов. На фоне всех этих концепций социально когнитивная теория Альберта Бандуры выглядела достаточно необычно. Однако ученый любил говорить, что такие идеи «выплескивают ребенка вместе с водой». Психолог подчеркивал: человек не является ни механическим передатчиком, ни автономной системой, не поддающейся управлению. Такие теории давали неполное описание психических особенностей, причин поведения.
Альберт Бандура считает, что причины человеческого поведения не заложены в подсознании. Также поведение не является реакцией на социальное окружение. Причины лежат во взаимодействии трех элементов – личностных факторов, окружения и познавательной сферы человека.
Бандура в образовании
Бандура теория социального обучения помогает студентам и учителя в сфере образования. В 1986 году Бандура изменил название теории социального обучения на социальную когнитивную теорию. Социальная когнитивная теория по-прежнему фокусируется на том, как когнитивные операции, происходящие во время социальной активности, влияют на поведение и рост. Ключевые теоретические компоненты социальной когнитивной теории, которые применяются в образовании: самоэффективность, саморегуляция, обучение с наблюдением и взаимный детерминизм..
Социальную когнитивную теорию можно применить к мотивации и обучению студентов и учителей. Исследование Бандуры показывает, что высокая самооценка побуждает учителей и учеников ставить более высокие цели и увеличивает вероятность того, что они посвятят себя этим целям. В образовательной среде под самоэффективностью понимается уверенность ученика или учителя в участии в определенных действиях, которые помогут им достичь определенных целей.
Модель взаимного детерминизма Бандуры
Бандура отмечает, что до недавнего времени наиболее распространенной позицией, поляризованной различными психодинамическими доктринами, было убеждение в том, что поведение человека зависит от комплекса внутренних процессов (т.е. движений, побуждений, потребностей), которые часто действуют на уровне ниже порога сознания (Бандура,1989b). Хотя эта точка зрения широко распространена не только в профессиональных кругах, вопрос о ее концептуальной и эмпирической основе остается открытым. Бандура описал концептуальные ограничения таких теорий следующим образом.
Внутренние детерминанты часто выводились из поведения, которое они должны были вызвать, и полученные в результате описания приводились в виде объяснений. Наличие импульсов враждебности, например, было выведено из всплеска, который затем был объяснен с точки зрения эффекта этого основополагающего импульса. Аналогичным образом, наличие мотивов достижения было выведено из поведения достижения, мотивов зависимости из зависимого поведения, мотивов любопытства из любопытного поведения, мотивов власти из доминирующего поведения и так далее. Не было предела количеству мотивов, которые можно было бы найти, сделав из них вывод о поведении, которое, как считалось, они могли бы вывести (Bandura, 1977b,p. 2).
Более того, психодинамические теории пренебрегали огромной сложностью и разнообразием человеческих реакций. По мнению Бандуры, внутренняя реальность движущих сил и мотивов просто не может объяснить очевидные различия в частоте и силе конкретного поведения в различных ситуациях по отношению к разным людям, выполняющим разные социальные роли. Можно сравнить, как мать реагирует на своего ребенка в разные дни дома, как она реагирует на свою дочь: иначе она реагирует на своего сына в аналогичной ситуации, как она реагирует на своего ребенка в присутствии мужа и без него. Все это темы для размышлений.
Поведение изнутри
Развитие теории обучения сместило фокус причинно-следственного анализа с гипотетических внутренних сил на воздействия окружающей среды (например, оперное обучение Скиннера). С этой точки зрения, поведение человека объясняется социальными стимулами, которые его вызывают, и усиливающими его последствиями, которые его поддерживают. Но, утверждает Бандура, объяснить поведение таким образом — это выбросить ребенка с водой из бани (Bandura, 1989b). Для Бандуры внутренним «ребенком», о котором необходимо помнить, были независимые когнитивные процессы. Иными словами, радикальный бихевиоризм отрицал детерминанты поведения человека, возникающие в результате внутренних когнитивных процессов. Для Бандуры люди не являются ни автономными системами, ни просто механическими передатчиками, которые оживляют воздействие окружающей среды — они обладают более высокими способностями, которые позволяют им предсказывать события и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь. Учитывая, что традиционные теории поведения ошибочны, это скорее неполное, чем неточное объяснение человеческого поведения. По мнению Бандуры, человек не контролируется внутрипсихическими силами и не реагирует на окружающую его среду. Причины функционирования человека должны пониматься с точки зрения непрерывного взаимодействия поведения, познания и окружающей среды. Такой подход к анализу причин поведения, который Бандура назвал взаимным детерминизмом, подразумевает, что диспозиционные и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения (рис. 1). Проще говоря, внутренние детерминанты поведения, такие как убеждения и ожидания, и внешние детерминанты, такие как награды и наказания, являются частью системы взаимодействующих воздействий, которые действуют не только на поведение, но и на различные части системы.
Как выводы теории социального научения применяют на практике
Университет западных губернаторов американского штата Миссури (англ. Western Governors University, WGU) три варианта практического применения теории Альберта Бандуры.
Первый способ — методика перевёрнутого класса. На традиционных уроках большую часть времени занимают рассказы учителя на тему занятия. А при перевёрнутом обучении новый материал ученики осваивают дома самостоятельно, на занятиях применяя усвоенные знания на практике под присмотром учителя. С теорией социального научения этот метод связан тем, что он позволяет ученикам наблюдать за поведением одноклассников и реакцией на него учителя, объясняют сотрудники WGU.
Ещё один вариант — геймификация и симуляция. С помощью геймификации можно превратить урок в игру, добавив награды за правильные ответы. А симуляция судебного процесса или, например, городской жизни даст ученикам шанс опробовать свои знания в ситуациях, близких к реальным. Наблюдая за тем, как удачливых игроков поощряет учитель, ученики, вероятно, будут перенимать их модели поведения, рассуждают авторы руководства WGU.
Наконец, примером социального научения может стать взаимное обучение — когда ученики выступают учителями друг для друга.
Ещё несколько примеров практического использования теории социального обучения образовательная организация Valamis. Эти примеры больше подойдут для корпоративного обучения.
Таблицы лидеров, например, создадут здоровую конкуренцию между коллегами. Модели поведения преуспевающих в этом соревновании сослуживцев, вероятно, будут копировать другие. Знакомство с лучшими практиками и историями успеха тоже будет повышать мотивацию. А корпоративы и другие неформальные встречи с коллегами, в том числе из других отделов, важны, потому что чем чаще мы наблюдаем поведение каких-либо моделей, тем выше вероятность, что мы начнём его имитировать.