Ролло мэй: 5 уровней вашей силы

Болезнь, определившая судьбу

Многие считают, что Мэй мог бы до конца своей жизни так и остаться заурядным психотерапевтом, если бы одно событие не внесло свои коррективы в его жизненный путь. Еще до того как получить докторскую степень, Мэй серьезно заболевает – у него обнаруживается туберкулез. Болезнь эта в те времена была практически неизлечимой. В течение трех лет он лечился в санатории, при этом полтора года из них Мэй не знал, будет ли жить дальше.

Полтора года неопределенности, тревоги, ежемесячного ожидания рентгеновского обследования сделали свое дело – Мэй понял, что постоянные опасения подтачивают его здоровье не меньше, чем сама болезнь. Об этом свидетельствовали и его наблюдения за другими больными: те, кто сдавались на волю судьбы, обычно очень быстро погибали. В то время как те, кто продолжал бороться за свою жизнь, как правило, выздоравливали.

Тревога Ролло Мэя за свое здоровье и жизнь позволила сделать ему немаловажный вывод: человек должен вмешиваться в текущий «порядок вещей» и свою судьбу, не сдаваться

Тот, кто поражен каким-либо недугом, неважно, физическим, или психическим, должен активно участвовать в процессе своего излечения

Убедившись в действенности этого принципа, Мэй начинает активно внедрять его в повседневную психотерапевтическую практику. Он обучает своих клиентов способности анализировать свое состояние и в соответствии с ним корректировать действия, предпринимаемые доктором.

Библиография

Год Название Опубликовано ISBN
1940 Источники творческой жизни Whitmore Stone неизвестно
1950 Значение беспокойства WW Norton ( Отредактированное издание 1996 г.) 0-393-31456-1
1953 Человек в поисках самого себя Дельта (переиздание 1973 г.) 0- 385-28617-1
1956 Существование Джейсон Аронсон (перепечатка 1994 года) 1-56821-271-2
1965 Искусство консультирования Gardner Press (пересмотренное издание 1989 г.) 0-89876-156-5
1967 Психология и человеческая дилемма WW Norton (перепечатка 1996 г.) 0-393-31455-3
1969 Любовь и воля WW Norton / Delta (перепечатка 1989 г.) 0- 393-01080-5 / 0-385-28590-6
1972 Власть и невиновность: поиск источников насилия WW Norton (перепечатка 1998 года) 0- 393-31703-X
1973 Паулюс: личный портрет Пола Тиллиха Harper Row 0-00-211689-8
1975 Смелость творить WW Norton (перепечатка 1994 г.) 0-393-31106-6
1981 Свобода и судьба В.В. Нортон (издание 1999 г.) 0-393-31842-7
1983 Открытие бытия: труды по экзистенциальной психологии В.В. Нортон ( Оттиск 1994 г.) 0-393-31240-2
1985 Мои поиски красоты Saybrook Publishing 0-933071-01- 9
1991 Клич мифа Дельта (перепечатка 1992 года) 0-385-30685-7
1995 Психология существования McGraw-Hill 0-07-041017-8

пересмотрено в 1977 г.. с Кирком Шнайдером.

Документы
  • «Темная сторона человечества: злой, разрушительный опыт, и психотерапия », Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2013.
  • « Экзистенциальная психология Восток-Запад », Колорадо-Спрингс, Колорадо: Университет Скалистых гор, 2009.
  • « Ro llo May о мужестве творить »в Media and Methods 10 (1974), 9: 14-16.
  • Де Кастро, Альберто,« Интеграция экзистенциального понимания тревоги в трудах Ролло Мэя, Ирвин Ялом и Кирк Шнайдер «, ProQuest Information Learning, 2011 (AAI3423854).

Смерть как советчик

Разумеется, я имел возможность сказать всего о десятке выдающихся психологов и философов-экзистенциалистов, которые посвятили проблеме смерти свои работы. И, разумеется, мой труд сложно назвать исчерпывающим, однако я смею надеяться, что сумел изложить основные идеи о смерти, присутствующие в философии и психологии ХХ века. Экзистенциалисты указывали на то, что смерть ускользает из человеческого бытия. Фактически, все они очень взаимосвязаны друг с другом, и часто повторяли концепции своих предшественников, однако с необходимым поправками и дополнениями, что само по себе производило эволюцию общей идеи и направленности. Утверждая, что смерть остается сокрытой и непонятной для большинства людей, и что это – величайший самообман человечества, который на личностном уровне приводит к патологическим проявлениям, они пытались донести до человека правду, которая, возможно, воспринимается болезненно, но, в конечном счете несет с собой положительный, целительный эффект. Сейчас же перед нами остается единственный вопрос, который я пока что оставлю без ответа – какой и чем будет смерть для нас, в ХХI веке?..

Литература:
  1. Абросимова Е.А Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера — , режим доступа — http://hpsy.ru/public/x009.htm
  2. Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер: Материалы к семинару. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. — 536 с.
  3. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Избранные статьи. Нидлмег.Я. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. – М.: 1999. – 336с.
  4. Босс М. Влияние Мартина Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии — , режим доступа — http://www.twirpx.com/file/499923/
  5. Бурханов А.Р. Жан-Поль Сартр об экзистенциалах человеческого бытия// Вестник БГУ. 2011. №14. , режим доступа — http://cyberleninka.ru/article/n/zhan-pol-sartr-ob-ekzistentsialah-chelovecheskogo-bytiya
  6. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: М.: Политиздат, 1990.—415 с.
  7. Камю А. Записные книжки. Март 1951 — декабрь 1959. — , режим доступа -http://royallib.com/book/kamyu_alber/zapisnie_knigki_mart_1951___dekabr_1959.html
  8. Лэйнг Р. Разделенное Я. – К. ГБУЮ., 1995. – 320с.
  9. Монтень М. Опыты. – М.: «Правда», 1991. – 656с.
  10. Мэй Р. (ред.) Экзистенциальная психология. — М.: Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс, 2001. – 624c.
  11. Никифоров О. Философский и психотерапевтический Dasein-анализ. — , режим доступа — http://anthropology.rinet.ru/old/kniga1/DASAN.htm
  12. Руткеви Α. Μ. От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциальног психоанализа.— М.: Политиздат, 1985.— 175 с.
  13. Сартр Ж.-П. Человек в осаде. – М.: Вагриус, 2006. – 320 с.
  14. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. – М.ИОИ. 2015. – 192с.
  15. Фрейд З. Мы и смерть. – , режим доступа — http://gumanitarist.narod.ru/hitovost/1_mi_i_smert.htm
  16. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары — Вильнюс: ЕГУ, 2012. — 406 с.
  17. Хайдеггер М. Бытие и время. – Харьков: «Фолио», 2003. — 503с.
  18. Хайдеггер М. Что такое метафизика? — , режим доступа — http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6328
  19. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – 544с.
  20. Ялом И. Путь к гармонии. – М.: Эксмо, 2014. – 672 с.
  21. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: «Класс», 2005. – 576с.
  22. Ясперс К. Общая психопатология. — , режим доступа — http://psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/yaspers.pdf
  23. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. — М.: «Канон+» , 2012. — 384 с.

Я мыслю, следовательно существую (лат.)

Теперь, естественно, ясно, что эта тревога – лишь столкновение со страхом смерти

Хайдеггер говорит о дефициентном модусе содержания по отношению к окружающему миру, когда он хочет указать на затерянную в повседневной жизни первичность способа восприятия; иначе – невротическая ситуация.

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Мэй о тревоге

Главный труд, который посвятил этому вопросу Ролло Мэй – «Смысл тревоги». Книга является результатом длительных исследований этой проблемы нашего века. Как показывает практика, основной проблемой для психотерапии является тревога. А ее понимание приближает к более полному пониманию вопросов интеграции личности. Ведь сегодня тревога является не просто частым феноменом, который наблюдается у клиентов психиатрических клиник. Весь современный мир можно назвать миром тревоги. Стресс, которому подвергается каждый человек ежедневно, настолько велик, что вопрос о том, что же делать с тревогой, актуален для каждого. Решением этого вопроса и занимается в своем труде Ролло Мэй.

Основные принципы

Основополагающие положения, которыми руководствуется экзистенциально-гуманистическая психотерапия (по Джеймсу Бьюдженталю), центрируются вокруг человека, который:

  • представляет собой целостное существо, но гораздо большее, чем все его составляющие;
  • существует в собственном уникальном контексте;
  • осознаёт себя в отношениях с другими;
  • имеет право выбора, но несёт за каждый свой шаг ответственность;
  • интенционален — ищет смысл, определяет ценности, ориентируется на приоритеты.

Если психотерапевт в своей работе с клиентами ориентируется на эти принципы, он действует в рамках экзистенциальной психотерапии. Альфрид Лэнгле написал практическое руководство, уточнив положения Бьюдженталя. Оно включает в себя всего 4 шага. Чтобы избавиться от психопатологий любого рода, человеку достаточно пройти 4 уровня мотивации (под пристальным наблюдением и контролем специалиста).

1 уровень

Задать себе вопрос: «Могу я существовать в этом мире?». Самый сложный шаг. Нужно понять и принять свою сущность такой, какая она есть, со всеми её страхами и переживаниями, проблемами и трудностями. Не все выдерживают встречу с самим собой, не прикрытым ложью и самообманом.

2 уровень

Вопрос: «Мне нравится жить?». Нужно найти в своём существовании, каким бы тяжёлым оно ни было, положительные моменты.

3 уровень

Вопрос: «Имею я право быть таким?». Проводится достаточно глубокая саморефлексия мыслей и поступков. Клиент либо пересматривает собственные ценности, либо корректирует прошлую систему личностных стандартов. Но в любом случае психотерапевт подводит к мысли о том, что каждый человек имеет право быть таким, какой он есть, не ориентируясь на мнение общества и стереотипы.

4 уровень

Вопрос: «Что я должен делать?». Работа с будущим. Цели — включиться в жизнь, претворять свои идеи и задумки, жить, согласно собственным ценностям, составить план на ближайшее время.

Несмотря на существование множества направлений в рамках экзистенциальной психотерапии, большинство из них руководствуются вышеозначенными положениями Бьюдженталя и описанной системой мотиваций Лэнгле. Чаще всего они подвергаются достаточно глубинной коррекции, исходя из индивидуальных особенностей клиента, но суть остаётся прежней — через постижение сущности своего бытия справиться с любыми проблемами.

Практика

С какими именно проблемами и диагнозами имеет дело практическая экзистенциальная психотерапия?

В первую очередь она рекомендована для лечения депрессий, развившихся на фоне:

  • возрастных кризисов (подростковый период, старение),
  • потери близкого человека,
  • смены жизненных стереотипов,
  • утраты социального статуса,
  • внезапной психотравмы,
  • одиночества,
  • тяжёлого хронического соматического, психического заболевания, смертельного диагноза.

Пациенты, страдающие депрессией, переосмысливают собственное существование и находят в нём немало положительных моментов.

В короткие сроки экзистенциальная психотерапия избавляет людей от фобий. После принятия изоляции, когда сознание преодолевает косность собственных представлений, страхи уходят навсегда.

С неврозами, различными расстройствами личности и поведения экзистенциальная психотерапия тоже справляется, хотя при этом требуется высокий профессионализм специалиста. Пациент сам работает с собственными симптомами, устанавливает их причину, устраняет её — происходит самоисцеление. На это требуется немало времени, но усилия того стоят, как показывает практика.

Несмотря на то, что экзистенциальный подход в психотерапии постоянно подвергается критике, он достаточно востребован и эффективен в решении большого количества проблем. Те, кто осознанно идут на сеансы подобного рода, в короткие сроки избавляются от страхов, комплексов и неуверенности, которые являются основными причинами психопатологий.

https://youtube.com/watch?v=ZbxVyIu2iq8%27

,Сказка для большинства людей на всю жизнь остаётся одним из лучших воспоминаний детства. Это,Одно время было модно во всех своих проблемах обвинять психотравмы детства, для извлечения которых,К играм у многих людей формируется слишком несерьёзное отношение: для большинства это не более,Иметь «личного» психотерапевта 30 лет назад считалось чем-то постыдным и свидетельствовало о психических отклонениях.

Бинсвангер и Босс

Сейчас нам необходимо понять, каким образом принималась и воспроизводилась проблема смерти на первом этапе развития экзистенциальной психологии. Изначально Л. Бинсвангер был увлечен работами Фрейда и Юнга; с первым он вел активную переписку, регулярно посещал семинары второго. Однако наибольшее влияние на него оказал именно Хайдеггер и его философия, после чего Бинсвангер, будучи более психиатром, чем психоаналитиком, (что еще раз доказывает иллюзорность размеживания психологических «специальностей») сталкивался с гораздо более тяжелыми случаями психопатологий. Из-за этого он выстраивает новую теорию, направленную на не просто «излечение» пациентов, но главное – понимание их невроза или психоза как экзистенциала, как особой формы Dasein. Понимая жизнь как целостный конкретный феномен в единстве прошлого, настоящего и будущего (Dasein, здесь-бытие, бытие-в-мире), Бинсвангер описывает исследуемые явления в их уникальном и полном личностном содержании и внутреннем контексте» .

Терапевтическая концепция Dasein-анализа (так называется метод Бинсвангера), нам представиться в виде простой, на первый взгляд, схемы: неудачное «выстаивание» (нахождение-в) в Ничто, которое влияет на последующее связывание совокупности всего сущего в бытии → кризис, срыв (ограничивающий больного рамками дефициентного мира). После формирования патологического модуса, требуется работа терапевта с человеком, а именно: «перераскрытие» сущности Dasein и настоящего патологического модуса → переосмысление неудачного «нахождения-в» в Ничто. Терапевт для больного выступает как «местоблюститель бытия», держатель и гарант искомой пациентом открытой целостности, от недостатка которой тот страдает. В процессе терапии аналитик “делится” с больным своей открытостью, пытаясь извлечь его из ограниченного дефициентного мира в мир открытых возможностей .

Иначе говоря, неудачная попытка человека ужиться с ощущением смерти, с онтологической тревогой перед ней, приводит к формированию защит, или как писалось выше – дефициентного способа бытия, что в результате коренным образом влияет на формирование патологической ситуации, интегрируемой в бытие пациента как в один из модусов (возможностей) бытия. Терапевт не только проясняет иные возможности, он работает с осознанием смерти, искусственно пользуясь «пограничной ситуацией» страдания, для открытия аутентичного, в противовес невротическому бытию.

Однако, помимо Бинсвангера, оригинальную концепцию Dasein-аналитики вывел и Медард Босс (1903- 1990), который отечественной аудитории известен еще меньше чем даже Бинсвангер. По сравнению с классическим психоанализом, Босс, как и Бинсвангер, проповедовал изменение «горизонта» и смыслов интерпретации: место генитального символизма занимает диалектика открытости мира и его закрытости, свободное ассоциирование направлено не на высвобождение бессознательного, но на создание атмосферы и чувства свободы.

Исходя из все тех же положений Хайдеггера, он признает за смертью не просто данность, но экзистенциал, бытийную возможность. Особенное место в его учение занимает и свобода, как такая, что изначально предполагает возможность выбора жизни и смерти в том числе. Так, например, говоря о меланхоликах, он указывал на «исполнение единственной существенной возможности отношения к окружающему миру… Это чрезвычайная, собственнейшая и неповеряемая экзистенциальная возможность смерти. Поэтому эти больные столь часто приходят к самоубийству» .

Столкновение со смертью после соответствующей терапевтической работы должно вызывать не отторжение и шок, а решимость и мужество «быть вопреки», находясь в аутентичном бытии. При этом, не стоит считать «мужество» уловкой и психологической защитой. Как писал Хайдеггер «Заступающая решимость не лазейка, изобретенная чтобы «преодолеть» смерть, но следующее совестному зову понимание, высвобождающее смерти возможность совладать с экзистенцией присутствия и развеять в его основе всякое беглое самосокрытие» .

Основные представители экзистенциальной психологии и хронология ее развития

Прародительницей экзистенциальной психологии была философия существования или экзистенциализм. Рассмотрим, как развивались взгляды философов и психологов на существование человека.

Сёрен Кьеркегор

Этическая стадия предполагает знакомство с понятием выбора и ответственности. Человеку следует выбрать: жить, опираясь на личные ценности, или подчиниться принятым в обществе правилам. Кьеркегор считал, что подчинение хоть и приводит к упрощению жизни, но является тупиком для личности.

Это противоречие можно преодолеть, живя в религиозной манере. Однако и здесь возникают сложности: с одной стороны, человек осознает свою уникальность, с другой – полную несостоятельность по сравнению с Богом. В результате возникают негативные чувства: одиночество, беспокойство и страх, которые, как считал Кьеркегор, позволяют узреть истину и привести к подлинному существованию.

Фридрих Ницше

Другим философом, который внес вклад в развитие экзистенциализма, был загадочный немец Фридрих Ницше. Он считал, что фундаментальной силой этого мира является воля к власти. Согласно Ницше, жизнь чрезвычайно трудна и Вселенная настроена против человечества: природные силы, такие как стихийные бедствия и болезни, уничтожают людей физически, неравенство является естественным состоянием общества, Бог мертв, а загробной жизни не существует.

Мартин Хайдеггер

Немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер также исследовал роль человека в мире и тривиализировал природу Бога, считая его существом чуть более высокого порядка, чем человек.

Хайдеггер утверждал, что естественная способность людей – осознавать связь с истиной. Стремление к постижению истины рождает непреодолимую тревогу, поскольку человек знает, что время его жизни ограничено. Хайдеггер считал смерть позитивным событием, поскольку именно осознание смертности подталкивает людей быть верными себе и жить подлинной жизнью.

Жан-Поль Сартр

Французский писатель Жан-Поль Сартр был тем человеком, который перенес экзистенциальную философию в психологию. Он заявлял, что Бога нет, а главная цель существования человека – осознание своей истинной сути, открытие себя.

Сартр писал, что многие люди отвергают свою уникальную способность к созиданию и подавляют энтузиазм, позволяя жизни безвольно течь. Это приводит к беспокойству и отчаянию, человека начинает буквально тошнить от жизни. Подобные состояния обуславливают необходимость экзистенциального психоанализа, который, по мнению Сартра, открывает истинную цель человеческого существования.

Сартр был уверен, что никакая внешняя сила не властна над людьми, только мы сами, благодаря осознанности, творим реальность. Он также утверждал, что люди обречены на отчаяние и неудачу, поскольку их ответственность абсолютна, и рассчитывать на поддержку Высших Сил не приходится.

Виктор Франкл

Австрийский психиатр Виктор Франкл был разработчиком логотерапии – направления психотерапии, которое ориентировано на поиск смысла существования.

Франк опирался на философию Кьеркегора, утверждая, что основной движущей силой жизни является поиск смысла, а не стремление к сексу и удовольствию, как теоретизировал отец психоанализа Зигмунд Фрейд, или власти, как утверждал Ницше. Логотерапия – это форма экзистенциальной терапии, которая подчеркивает, что люди способны находить смысл во всем, что они делают: творчестве, работе, взаимодействии с другими людьми и даже страдании.

Ролло Мэй

Американский психолог Ролло Мэй был главным популяризатором экзистенциальной психологии. Мэй утверждал, что развитие человека проходит определенные стадии, каждой из которых соответствует конкретный тип экзистенциального кризиса:

  1. Невинность: у младенца нет никаких побуждений, кроме желания жить.
  2. Восстание: ребенок хочет свободы, но не может должным образом заботиться о себе.
  3. Решение: молодой человек принимает самостоятельные решения, стремясь к независимости от родителей.
  4. Ординарность: взрослый человек, подавленный требованиями жизни, ищет защиту в конформизме и следовании общественным нормам.
  5. Творчество: продуктивная, творческая самореализация, во время которой человек преодолевает эгоизм.

По мнению Мэя, некоторые люди пропускают определенные этапы и независимо от возраста могут неоднократно к ним возвращаться.

Ирвин Ялом

В своей практике Ялом обучает людей существовать в качестве части чего-то большего, чем они сами, осознавая, принимая и не избегая того факта, что в жизни есть место боли, смерти и грусти.

Методы, приёмы, техники

Нельзя чётко назвать методы экзистенциальной психотерапии, так как для каждого нового клиента специалист «изобретает» особенный подход в лечении. Поэтому в её арсенале находится широкий выбор техник и приёмов, с помощью которых личность выводится на свет из тёмной глубины собственного сознания. Как правило, они заимствованы из других направлений:

  • проявление творческого потенциала через техники арт-терапии (в зависимости от способностей клиента);
  • перенос и контрперенос из гештальт-терапии (работа в двойке клиента и экзистенциального психотерапевта);
  • ведение дневника, отдаление, эмпирические эксперименты, переоценка, децентрация, декатастрофикация, целенаправленное повторение, откладывание — методы когнитивной терапии;
  • ролевые тренинги, направленные на обыгрывание и понимание изнутри проблемной ситуации — из поведенческой психотерапии;
  • вопросно-ответная методика, беседа, проговаривание — основа позитивного направления;
  • биоэнергетический психоанализ, биодинамика, инсайт-терапия заимствованы из телесно-ориентированной психотерапии.

Это далеко не весь список методов и приёмов. Несмотря на то, что 90% инструментария заимствовано из других направлений, есть в арсенале и собственные техники, позволяющие работать с основными понятиями экзистенциализма.

Техники работы с осознанием смерти:

  • «разрешение терпеть» — открытое обсуждение тем о смерти;
  • защитные механизмы — коррекция наивных взглядов на смерть;
  • анализ сновидений;
  • постоянные, но корректные напоминания о недолговечности существования;
  • углубление осознания неизбежности смерти через вспомогательные методики (написание собственного некролога, подробное представление своих похорон);
  • снижение чувствительности к страху смерти, который даётся на сеансах дозированно;
  • смысловая переоценка смерти, поиск в ней положительных моментов.

Техники работы с личной свободой выбора и ответственностью за него:

  • признание собственной вины;
  • осознание уклонения от ответственности;
  • преодоление рамок и запретов;
  • работа с совестью, чувством вины за неправильно сделанный выбор;
  • высвобождение собственных желаний;
  • фасилитация принятия решений: каждое действие предваряется выбором.

Техники работы с изоляцией:

  • самостоятельно принятое решение полностью изолироваться от общения на время;
  • преодоление противоречия между потребностью в общении и экзистенциальной изоляции;
  • обучение «языку интимности» — выработка автоматических навыков выражения чувств;
  • установление доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом.

Техники работы с отсутствием смысла бытия:

  • переопределения проблемы бессмысленности;
  • преодоление тревожности;
  • вовлечение в жизнь;
  • установка и поддержание аутентичных отношений.

В зависимости от выявленной проблемы, психотерапевт может выбрать какой-то конкретный блок техник, а может последовательно включать в сеансы отдельные моменты из них.

Об американском экзистенциальном психологе

Ролло Риз Мэй (англ. Rollo Reece May) родился 21 апреля 1909 года в городе Ада, штат Огайо. Его родители были малообразованными и не сильно заботились о воспитании детей. Окончив школу, юноша поступил в университет штата Мичиган. Будучи по натуре бунтарем, он вскоре оказывается в редакции радикального студенческого журнала. Спустя небольшой период времени становится его руководителем. Но в результате непонимания со стороны администрации университета, Ролло перевелся в Оберлин-Колледж в штате Огайо. В 1930 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. После окончания учебы Мэй много путешествует по восточной и южной Европе. Пишет картины, изучает народное творчество. В качестве свободного художника он успел побывать в Турции, Польше, Австрии и других странах. Однако на второй год странствия надоедают Мэй.
Мэй возвращается на родину и поступает в семинарию Теологического университета. Здесь он пытается найти ответы на основные вопросы о природе и человеке, вопросы, в решении которых религия играет не последнюю роль. Во время учебы Мэй познакомился с известным теологом и философом Паулем Тиллихом, бежавшим из нацистской Германии и продолжившим академическую карьеру в Америке. Мэй многому научился у Тиллиха. Их дружба продлилась более тридцати лет. По окончании семинарии Мэй был рукоположен в священники Конгрегационной церкви. В течение двух лет Мэй служил пастором. Однако он быстро разочаровался – и этот путь оказался тупиковым. Мэй не смог найти ответов на мучившие его вопросы. Ответы он начинает искать в психоанализе. Мэй изучал психоанализ в Институте психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта. Возможно, он никогда бы не выделился среди практикующих в его время специалистов, если бы не прозрение, случившееся с ним, когда он сам заболел тяжелейшей по тем временам болезнью — туберкулезом. На собственном примере он открывает, что излечение есть не пассивный, но активный процесс. Человек, пораженный физической или психической болезнью, должен быть активным участником лечебного процесса. Окончательно убедившись на собственном опыте он начал внедрять этот принцип в свою практику, воспитывая в пациентах способность анализировать себя и корректировать действия врача. Докторская диссертация «Значение тревоги» (1950) была началом. За этой первой крупной публикацией последовало множество книг, которые принесли ему общенациональную, а потом и мировую известность. Наиболее известная его книга — «Любовь и воля» (1969) стала бестселлером и в следующем году была удостоена премии Ральфа Эмерсона. А в 1972 году Нью-Йоркское общество клинических психологов присудило Мэю премию доктора Мартина Лютера Кинга-младшего за книгу «Власть и невинность». Также Мэй вел активную педагогическую и клиническую работу. Он читал лекции в Гарварде и Принстоне, в разное время преподавал в Йельском и Колумбийском университетах, в колледжах Дартмут, Вассар и Оберлин, в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. Он был внештатным профессором Нью-Йоркского университета, председателем Совета ассоциации экзистенциальной психологии и членом Попечительского совета Американского фонда душевного здоровья

Мэй считал, что терапевт, который сосредоточивается только на симптоматике, упускает из виду нечто более важное. Он был твердо убежден, что психотерапия должна в первую очередь помогать людям прочувствовать свое существование, и утверждал, что «цель психотерапии — сделать людей свободными»

«Я считаю, — писал он, — что работа психотерапевта должна заключаться в том, чтобы помочь людям обрести свободу для осознания и осуществления своих возможностей». Умер Ролло Мэй 22 октября 1994 года после продолжительной болезни в городе Тибуроне (штат Калифорния, США), где он жил с середины семидесятых.

Книга «Любовь и воля»

Еще одним из знаменитых трудов Ролло Мэя является его книга «Любовь и воля». Психолог отмечает: в наше время то, что должно давать силы для преодоления проблем, само стало их источником. Любовь и воля больше не помогают справиться с жизненными препятствиями, а сами являются их источником. Современный человек изо всех сил цепляется за болезненные взаимоотношения. При этом он избегает волевых решений: на них он попросту неспособен. Эти две проблемы являются наиболее яркой иллюстрацией разрушения духовного фундамента современного человека. Даже обращая свой внутренний взор на себя, человек говорит: «Даже если мне известно, что я собой представляю и кем являюсь, я все равно остаюсь ничтожеством». Вот последствие такого разрушения.

В своей книге Мэй описывает проблемы, связанные с неправильным отношением к этим основополагающим частям человеческого бытия: отчужденность, неумение или нежелание строить близкие взаимоотношения, апатию, замкнутость. Однако психолог не считает положение вещей безнадежным – ведь вся экзистенциальная психология строится на вере в человеческие силы и его способность преодолевать препятствия. Его книги будут интересны каждому, кто хотел бы понять закономерности человеческой судьбы, пути преодоления отчужденности и обретения свободы в творчестве.

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются. Часто так происходит в научных, в т.ч. психологических, социологических и пр. подходах к пониманию человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: