Жак лакан

Гендер дня: «Матрица» и социум

Фото: «Матрица» (1999) / Warner Bros. Pictures, Village Roadshow Pictures

Если для массовой культуры фильм Вачовски стал верстовым столбом, то как, кхм, аллегория социальных процессов он по-прежнему невероятно востребован — наравне, скажем, с циклом о Гарри Поттере.

Фильм Вачовски задолго до их камингаута (Лана — в 2010-м, Лилли — в 2016-м) стал этапным квир-произведением, как бы продюсеры не ретушировали робкие намеки на трансгендерность или гендерфлюидность Свич (Белинда МакКлори). В сценарии предполагалось, что женская идентичность у персонажа будет лишь в матрице, а в Зионе Свич предстанет в мужской ипостаси. В итоге от «трансгендерного перехода» пришлось отказаться, но Ким Барретт постаралась сделать ей гендерно-нейтральный белый наряд.

Транс-сообщество, впрочем, разобралось и без купированных намеков, считав релевантный опыт в истории Томаса Андерсона. Он живет двойной жизнью, выбрав новое имя, и ощущает, что с миром что-то не так. Матрица по-прежнему играет роль репрессивной системы, но (еще и) в трансфобном ключе.

Более того, философему красной таблетки со временем присвоили альтрайты, используя его как метафору освобождения от левого дискурса и, в частности, «феминистской промывки мозгов» (речь, напомним, о фильме, где пробуждению Нео способствуют афроамериканец Морфеус и женщина Тринити).

Критика

Алан Сокал и Жан Брикмон в своей книге «Модная чепуха» критикуют ту вольность, с которой Лакан оперирует терминами, заимствованными из различных областей математики, таких как, например, топология, обвиняя его в «поверхностной эрудиции» и злоупотреблениями научными понятиями, которые он в сущности не понимает. Другие же критики отвергают работы Лакана полностью, не ограничиваясь акцентами на несостоятельности и противоречивости использования математической терминологии. Франсуа Рустанг отзывается о текстах Лакана не иначе как о «бессвязной системе псевдонаучной тарабарщины» и приводит цитату лингвиста Ноама Чомски, в которой тот описывает Лакана как «забавного и сознательного шарлатана». Дилан Эванс, некогда психоаналитик-лаканист, впоследствии отказавшийся от лакановского психоанализа по причине отсутствия какой бы то ни было научной обоснованности, а также потому что, по его мнению, лакановский психоанализ скорее вредит, нежели помогает пациенту, — критикует отношение последователей Лакана к его труду как к своего рода священному писанию. Историк культуры Ричард Вебстер подвергает критике неясноть текстов Лакана, высокомерие, по его мнению, произросшее из «культа Лакана». Ричард Докинз в рецензии к книге Сокала и Брикмона «Модная чепуха» в связи с Лаканом говорит: «Для гарантии того, что автор всего этого — шарлатан, нам в сущности и не нужен математический кругозор Сокала и Брикмона. Возможно, он прав относительно вещей, не касающихся науки? Но, на мой взгляд, философ, приравнивающий эректильный орган квадратному корню из минус единицы, полностью теряет доверие, когда дело доходит до вещей, о которых я не имею вообще какого бы то ни было представления». Малькольм Боуи высказывает мысль, что Лакан «как и все люди, рьяно противостоящие какой бы то ни было тотализиции (полной картине), в том, что мы называем гуманитарными науках, — обладал этой фатальной слабостью — любовью к системе».

Провожают по уму: «Матрица» и философский камень

Фото: «Матрица: Воскрешение» (2021) / Warner Bros. Pictures, Village Roadshow Pictures

И тут грех не вспомнить главного киноизвращенца современной философии — Славоя Жижека, который метко аттестовал фильм Вачовски «тестом Роршаха». Иными словами, «Матрица» одинаково годится и для лакановского прочтения, и для подхода Франкфуртской школы, и как иллюстрация оппозиции постмодерн-метамодерн, и в русле нью-эйджа, и с обывательской позиции в духе «реальности не существует».

Таким образом, неймдроппинг Вачовски срабатывает — и в то же время предлагает отказаться от бинарности мышления, где есть реальность и виртуальность, мужское и женское, свой и Другой, etc. Уже почти 20 лет Лилли и Лана Вачовски на все лады воспевают главенство любви — к себе и окружающим, — связь всего сущего и ценность индивидуального опыта.

Недаром Морфеус приветствует Нео фразой «Добро пожаловать в пустыню реальности». Легких путей в этой жизни не было 20 лет назад — и теперь тем более не предвидится.

Основные идеи Лакана

См. также: Лакановские семинары

left
Описать творчество Лакана крайне сложно — кроме того что оно чрезвычайно многогранно и подвижно, свои идеи он предпочитал излагать не в письменном виде, а на семинарах, материалы которых только в конце его жизни стали публиковаться. Основным направлением мысли Лакана была структуралистская ревизия и внимательное перечитывание текстов Фрейда. Несмоторя на общую значимость своих идей для понимания человека и общества и на интерес к новейшим достижениям философии и науки, Лакан никогда не терял из виду ориентацию на психоаналитическую практику и одной из главных своих целей ставил понимание того, что, собственно, происходит в процессе анализа.

Лакан яро оппонировал естественно-научному психологическому подходу, при котором человек описывается как объект, подобный другим объектам мира, представленным сознанию и изучению. Вопрос о субъекте как субъекте стоит в центре лакановского творчества.

Выделение в учении Лакана основных идей — крайне сложно ввиду метафоричности и герметичности его языка. Тексты Лакана являются своеобразным феноменом словесности: помимо научных и философских выкладок, в них много юмора, колкостей, провокаций, нарочитых загадочностей. Например, у Лакана есть ряд максим, которые невозможно понять раз и навсегда, но к которым он сам возвращается, по-разному их интерпретируя, например «человеческое желание есть желание другого», «любить — значит не давать то, что имеешь, а давать то, чего не имеешь», «чувства всегда взаимны» и т. д. Однако надо понимать, что у Лакана не было цели усложнить психоанализ и работу аналитика — наоборот, он стремился внести ясность в эту область, заросшую со времён Фрейда неопределённостями, мифами и непониманием.

Идеи Лакана повлияли не только на психоанализ, но и на философию, социологию, культурологию, кино- и искусствоведение.

Воображаемое — Символическое — Реальное

Сам Лакан считал базовой для своего учения схему «воображаемое» — «символическое» — «реальное», которую он начал разрабатывать с 1953 года и подробно изложил на своём самом знаменитом семинаре (—). Эту схему он обычно представлял в виде математической модели «колец Борромео» (которые сцеплены друг с другом таким образом, что размыкание одного из них приведёт к распаду всей конструкции). Вообще Лакан любил обращаться для разъяснения своих идей к образам топологии, часто трактуя её весьма фантазийным образом. В книге «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» Жана Брикмона и Алена Сокала отмечаются ошибки Лакана в использовании образов математики.

Схему трёх регистров Лакан применял к самому себе: первый этап, доструктуралистский был посвящён «воображаемому», второй этап, структуралистский, — «символическому», третий этап, постструктуралистский, — «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда «Я» — «Сверх-Я» — «Оно».

Другой основной идей Лакана было то, что бессознательное структурировано как язык, что оно есть результат воздействия речи на субъект. Речь при этом служит интерпретацией чего-то до конца не интерпретируемого, но взывающего к интерпретации. Это обуславливало интерес Лакана к лингвистике.

Стадия зеркала

Основная статья: Стадия зеркала

Одним из важных дополнений Лакана к мыслям Фрейда было открытие стадии зеркала — стадии, на которой ребёнок в 6-18 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает разнообразные выводы о природе человека.

По одежке встречают: «Матрица» и мода

Фото: Christian Dior Fall 1999 Couture Fashion Show / Condé Nast Archive

Размышляя о феномене и влиянии «Матрицы», невозможно обойтись лишь эстетикой и жанрами

Фильм Вачовски, что немаловажно для хита и тем более культа, — «визуально запоминающийся». Крутой экшен, стильные наряды, шрифты, пилюли

Сколько бы Джордж Лукас ни штудировал «Тысячеликого героя», а Хван Дон Хёк ни стремился конспектировать все ужасы капитализма, и «Звездные войны» (1977), и «Игра в кальмара» (2021) выстрелили не в последнюю очередь благодаря манким и эффектным дизайнерским решениям. Недаром их так охотно косплеят, скупая шлемы Дарта Вейдера, штурмовиков и безымянных охранников с квадратом, кругом и треугольником на сетчатой маске. Пальто Бенедикта Камбербэтча в образе Шерлока Холмса тоже внесло немалую лепту в популярность сериала BBC.

Следом подтянулся Голливуд: количество нарядов из кожи заметно выросло, особенно если речь заходила о научной фантастике. «Люди Икс», «Эквилибриум», «Терминатор 3», «Эон Флэкс» — все они приоделись вслед за Нео, Тринити и Морфеусом. Так что сравнение с Суперменом не пропало даром: Барретт придумала пальто как аналог супергеройского плаща, а боевые мутанты профессора Ксавье обрели кожаные жилеты поверх классической желтой униформы.

Последние годы футуристические луки с пометкой Matrix-esque, запитанные сырой энергией панк-рока 1990-х, вновь возвращаются на подиум. Осенняя коллекция Александра Вана 3 года назад предусмотрительно готовила к апокалипсису юзеров AWG, а Леди Гага выпустила в разгар пандемии альбом Chromatica, также недвусмысленно матричный.

Ссылки

<span id=»interwiki-de-ga» />
<span id=»interwiki-fr-ga» />af:Jacques Lacan
ast:Jacques Lacan
be:Жак Лакан
be-x-old:Жак Лякан
bg:Жак Лакан
ca:Jacques Lacan
cs:Jacques Lacan
da:Jacques Lacan
de:Jacques Lacan
en:Jacques Lacan
eo:Jacques Lacan
es:Jacques Lacan
et:Jacques Lacan
eu:Jacques Lacan
fa:ژاک لاکان
fi:Jacques Lacan
fr:Jacques Lacan
gl:Jacques Lacan
he:ז’אק לאקאן
hr:Jacques Lacan
hu:Jacques Lacan
id:Jacques Lacan
io:Jacques Lacan
it:Jacques Lacan
ja:ジャック・ラカン
ka:ჟაკ ლაკანი
kk:Жак Лакан
ko:자크 라캉
ku:Jacques Lacan
la:Iacobus Lacan
nl:Jacques Lacan
no:Jacques Lacan
oc:Jacques Lacan
pl:Jacques Lacan
pt:Jacques Lacan
ro:Jacques Lacan
sk:Jacques Marie Emile Lacan
sl:Jacques Lacan
sv:Jacques Lacan
tr:Jacques Lacan
uk:Жак Лакан
zh:雅各·拉岡

Особенности структурного психоанализа

Замечание 1

Лакан провел много исследований по формированию образа французского психоанализа, выявляя его характерные особенности и специфику среди прочих подходов в психоанализе. К основной заслуге Лакана относится структуралистская ревизия психоанализа Фрейда.

Она делится на три стадии:

  1. Стадия предструктурализма $30-40$-е годы $20$ века, под влиянием диалектики Г. Гегеля, А. Кожева, и влиянием художников-сюрреалистов.

  2. Стадия структурализма $50-60$-е годы $20$ века, переосмысление взглядов с точки зрения фрейдизма философии К. Леви-Строса и лингвистики Ф. де Соссюра, Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона.

  3. Стадия постструктурализма $60-70$-е годы $20$ века, делая акцент на моменты, не поддающиеся символизации.

Свой путь в психоанализе Лакан начал с критики устаревшего и некомпетентного метода в психиатрии. Проблему он усматривал в неверном толковании идей фрейдизма. Таким образом, целью Лакана было буквально вернуться к Фрейду. С точки зрения Фрейда по проблеме личности, это утрата сознанием универсальности, потеря прозрачности себя.

Отталкиваясь от данной концепции, Лакан обосновывает возможность исследования и лечения заболеваний психики при помощи диагностики речевых дисфункций. Данный подход в русле структурализма поясняет нестандартность концепции Лакана.
Лакан выступал серьезным оппонентом естественнонаучного психологического подхода, где человек понимался как объект, идентичный остальным объектам в мире, подвергающийся изучению.

Замечание 2

Субъект как субъект – вот что находится в основе идеи Лакана. Он стремился сделать область психоанализа максимально ясной для понимания, которая со времен Фрейда накопила массу неопределенностей и противоречий.

Само творчество Лакана и его исследования внесли огромную роль в развитие философии, социологии, культурологии, кино и искусствоведения.

Базой учения Лакана выступала схема:

Схема представлялась математической моделью «Колец Борромео», особенностью которых было то, что разъединение одного из колец вело к распаду всей модели.

Воображаемое – определяло действие человека, от которого субъект желает получить психологическую защиту, вследствие чего он формирует иллюзию образа своего «Я». Первая стадия формирования данного образа – стадия зеркала. Это начальный этап самоидентификации ребенка в возрасте 6-18 месяцев, в процессе узнавания себя в зеркале, интегрируя свой образ в воображаемом.

Символическое – представляет другого человека самого по себе.

Реальное – восприятие субъектом событий, относящихся к его реальности.

Выработанные понятия дают возможность субъекту непрерывно производить синтез прошлого и настоящего. На границах данных понятий структурируются, появляются фундаментальные чувства человека:

Замечание 3

  • Воображаемое+реальное = ненависть
  • Реальное+символическое = невежество
  • Воображаемое+символическое = любовь

Таким образом, исходя из своей теории, Лакан полагает эти термины в качестве основы Бытия человека.
Символическое проявляет себя в бессознательных феноменах, в процессе влияния речи на субъект.
Речь вместе с этим интерпретирует то, что до конца не интерпретируется, но вызывает эту интерпретацию. Это поясняет интерес Лакана как к лингвистике, так и к проблематике знака и означивания.

Желая рационально изучить бессознательное, Лакан прибегает к исследованию роли символа и языка. Функция речи, в понимании Лакана, становится универсальным источником креативности, поскольку принадлежит другому человеку, обладающему своей собственной уникальной и своеобразной субъективной реальностью. Благодаря языку, речи, лингвистике люди, как считал Лакан, могут узнавать других и быть узнанными сами.

Таким образом, Лакан устанавливает примат языка в бессознательном. Это отражается в его постулате:

Семинары

  1. Lacan, Jacques. L’Homme aux Loups. Séminaire 1951—1952. / Lacan J. Écrits techniques. — Paris: A.L.I., 1999. — P. 481—496.
  2. Lacan, Jacques. L’Homme aux rats. Séminaire 1952—1953.
  3. Lacan, Jacques. Les écrits techniques de Freud. Séminaire 1953—1954. — Paris: A.L.I., 1999.
  4. Lacan, Jacques. Le moi dans la théorie de Freud et dans la technique de la psychanalyse. Séminaire 1954—1955. — Paris: A.L.I.
  5. Lacan, Jacques. Les structures freudiennes des psychoses. Séminaire 1955—1956. — Paris: A.L.I., 1999.
  6. Lacan, Jacques. La relation d’objet. Séminaire 1956—1957. — Paris: A.L.I.
  7. Lacan, Jacques. Les formations de l’inconscient. Séminaire 1957—1958. — Paris: A.L.I.
  8. Lacan, Jacques. Le désir et son interprétation. Séminaire 1958—1959. — Paris: A.L.I., 2005. — P. 576.
  9. Lacan, Jacques. L’ethique de la psychanalyse. Séminaire 1959—1960. — Paris: A.F.I., 1999. — P. 590.
  10. Lacan, Jacques. L’identification. Séminaire 1959—1960. — Paris: A.L.I.
  11. Lacan, Jacques. L’angoisse. Séminaire 1962—1963. — Paris: A.L.I., 2007. — P. 408.
  12. Lacan, Jacques. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse. Séminaire 1964. — Paris: A.L.I., 2007. — P. 318.
  13. Lacan, Jacques. Problèmes cruciaux pour la psychanalyse. Séminaire 1964—1965. — Paris: A.L.I.
  14. Lacan, Jacques. L’objet de la psychanalyse. Séminaire 1965—1966. — Paris: A.L.I.
  15. Lacan, Jacques. La logique du phantasme. Séminaire 1966—1967. — Paris: A.L.I.
  16. Lacan, Jacques. D’un Autre à l’autre. Séminaire 1968—1969. — Paris: A.L.I.
  17. Lacan, Jacques. L’envers de la psychanalyse. Séminaire 1969—1970. — Paris: A.L.I., 2006. — P. 318.
  18. Lacan, Jacques. … ou pire. Séminaire 1971—1972. — Paris: A.L.I., 2000. — P. 188.
  19. Lacan, Jacques. Encore. Séminaire 1972—1973. — Paris: A.L.I.
  20. Lacan, Jacques. R.S.I. Séminaire 1974—1975. — Paris: A.L.I., 2002. — P. 212.
  21. Lacan, Jacques. Le sinthome. Séminaire 1975—1976. — Paris: A.L.I., 2001. — P. 188.
  22. Lacan, Jacques. L’insu que sait de l’une-bévue s’aile à mourre. Séminaire 1976—1977. — Paris: A.L.I., 2005. — P. 136.
  23. Lacan, Jacques. Le moment de conclure. Séminaire 1977—1978. — Paris: A.L.I., 2004. — P. 128.
  24. Lacan, Jacques. La topologie et le temps. Séminaire 1978—1979. — Paris: A.L.I.

Семинары

  1. Lacan, Jacques. L’Homme aux Loups. Séminaire 1951 – 1952. / Lacan J. Écrits techniques. Paris: A.L.I., 1999. P. 481 – 496;
  2. Lacan, Jacques. L’Homme aux rats. Séminaire 1952 – 1953.
  3. Lacan, Jacques. Les ecrits techniques de Freud. Séminaire 1953 – 1954. Paris: A.L.I., 1999
  4. Lacan, Jacques. Le moi dans la théorie de Freud et dans la technique de la psychanalyse. Séminaire 1954 – 1955. Paris: A.L.I.
  5. Lacan, Jacques. Les structures freudiennes des psychoses. Séminaire 1955 – 1956. Paris: A.L.I., 1999
  6. Lacan, Jacques. La relation d’objet. Séminaire 1956 – 1957. Paris: A.L.I.
  7. Lacan, Jacques. Les formations de l’inconscient. Séminaire 1957 – 1958. Paris: A.L.I.
  8. Lacan, Jacques. Le désir et son interprétation. Séminaire 1958 – 1959. Paris: A.L.I., 2005. P. 576
  9. Lacan, Jacques. L’ethique de la psychanalyse. Séminaire 1959 – 1960. Paris: A.F.I., 1999. P. 590
  10. Lacan, Jacques. Le transfert, dans sa disparité subjective, sa prétendue situation, ses excursions techniques. Séminaire 1960 – 1961. Paris: EPEL, 1991
  11. Lacan, Jacques. L’identification. Séminaire 1959 – 1960. Paris: A.L.I.
  12. Lacan, Jacques. L’angoisse. Séminaire 1962 – 1963. Paris: A.L.I., 2007. P. 408
  13. Lacan, Jacques. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse. Séminaire 1964. Paris: A.L.I., 2007. P. 318
  14. Lacan, Jacques. Problèmes cruciaux pour la psychanalyse. Séminaire 1964 – 1965. Paris: A.L.I.
  15. Lacan, Jacques. L’objet de la psychanalyse. Séminaire 1965 – 1966. Paris: A.L.I.
  16. Lacan, Jacques. La logique du phantasme. Séminaire 1966 – 1967. Paris: A.L.I.
  17. Lacan, Jacques. L’acte analytique. Séminaire 1967 – 1968. Paris: EPEL, 1998
  18. Lacan, Jacques. D’un Autre à l’autre. Séminaire 1968 – 1969. Paris: A.L.I.
  19. Lacan, Jacques. L’envers de la psychanalyse. Séminaire 1969 – 1970. Paris: A.L.I., 2006. P. 318
  20. Lacan, Jacques. D’un discours qui ne serait pas du semblant Séminaire 1970 – 1971. Paris: A.L.I., 2001
  21. Lacan, Jacques. Le savoir du psychanalyste. Séminaire 1971 – 1972. Paris: A.L.I., 2001. P. 128
  22. Lacan, Jacques. … ou pire. Séminaire 1971 – 1972. Paris: A.L.I., 2000. P. 188
  23. Lacan, Jacques. Encore. Séminaire 1972– 1973. Paris: A.L.I.
  24. Lacan, Jacques. Les non-duper errent. Séminaire 1973 – 1974. Paris: A.L.I., 2001. P. 256
  25. Lacan, Jacques. R.S.I. Séminaire 1974 – 1975. Paris: A.L.I., 2002. P. 212
  26. Lacan, Jacques. Le sinthome. Séminaire 1975 – 1976. Paris: A.L.I., 2001. P. 188
  27. Lacan, Jacques. L’insu que sait de l’une-bévue s’aile à mourre. Séminaire 1976 – 1977. Paris: A.L.I., 2005. P. 136
  28. Lacan, Jacques. Le moment de conclure. Séminaire 1977 – 1978. Paris: A.L.I., 2004. P. 128
  29. Lacan, Jacques. La topologie et le temps. Séminaire 1978 – 1979. Paris: A.L.I.
  30. Lacan, Jacques. Dissolution. Séminaire 1980. Paris: EPEL

«Стадия зеркала»

На шестнадцатом Международном психоаналитическом конгрессе в Цюрихе 1949 года французский философ зачитывает новый доклад с названием «Стадия зеркала», работу над которым он считает главной в своей жизни.

«Стадия зеркала» имеет содержание и главную идею, которые сам психоаналитик интерпретирует как дополнение к мыслям великого Фрейда. Суть этой работы состоит в том, что ученый рассматривает этап развития ребенка в возрасте от шести до восемнадцати месяцев, когда тот уже узнает себя в зеркале, но не может полностью воплотить и перенести в реальность из своего воображения образ по причине неполного владения своим телом. Эти нестыковки Лакан переносит на поведение взрослого человека.

Литература

  • Автономова Н. С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана. — «ВФ», 1973, № 11
  • Автономова Н. С. Лакан: возрождение или конец психоанализа? — В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т. 4. М., 1985
  • Автономова Н. С. Структуралистский психоанализ Ж. Лакана, Французская философия сегодня. М., 1989
  • Качалов П. Лакан: заблуждение тех, кто не считает себя обманутым. — «Логос», 1992, № 3
  • Автономова Н. С. Лакан / Новая философская энциклопедия т.2 — М.: Мысль, 2001
  • Бессознательное: его открытие, его проявления. От Фрейда к Лакану. (Коллоквиум Московского круга). М., 1992
  • Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.
  • Мазин В. Введение в Лакана. — М.: Прагматика культуры, 2004. Нежин: «Аспект-Полiграф», 2010. Издание второе дополненное.
  • Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. — СПб.: «Алетейя», 2005. — (Серия «Лакановские тетради»).
  • Бенвенуто С. Мечта Лакана. — СПб.: «Алетейя», 2006. — (Серия «Лакановские тетради»).
  • Лакан и космос (В.Рисков, В.Мазин, А.Черноглазов, А.Юран). — СПб.: «Алетейя», 2006. — (Серия «Лакановские тетради»).
  • Мазин В. Паранойя: Шребер — Фрейд — Лакан. — СПб.: Скифия-Принт, 2009.
  • Мазин В. «Лакан»//Современная западная философия. Энциклопедический словарь/Под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова при участии Т. А. Дмитриева. Ин-т философии. — М.: Культурная революция, 2009. — С.282-283.
  • Дьяков А. В. Жак Лакан. Фигура философа. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010 (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).- 560 с.
  • Лакановский психоанализ // Московский психотерапевтический журнал : Специальный выпуск. — М.: МГППУ, 2004. — № 3.

Научная деятельность и психоанализ Жака Лакана

Во времена Второй мировой войны Лакан приостанавливает аналитическую практику, поскольку был занят работой в военном госпитале.

По окончании войны психоаналитик возобновил свою работу и посетил Англию с целью перенять опыт заграничных коллег.

В 1951 году Лакан начинает использовать короткие психоаналитические сессии и проводить частные семинары, которые устраивал на квартире своей второй жены Сильвии Батай. В них он настаивает на возврате к Фрейду, комментирует клинические случаи некоторых фрейдовских исследований.

С января 1953 года являлся президентом ППО, внес предложение обучать психоаналитиков по четырем курсам – это курсы по контролю техники, клиническая и феноменологическая критика, комментарии официальных текстов и детский анализ. Эта идея осталась без поддержки.

Сформировалась группа противодействия, которая объявила забастовку, что привело к смене руководства ППО.

ПОФ – Психоаналитическое общество Франции, которое основал Жак Лакан совместно со своими единомышленниками после снятий с себя полномочий президента ППО. Это объединение должно было представлять собой университет или другое образовательное учреждение.

На первом заседании Лакан читал лекцию под названием «Символическое — Воображаемое — Реальное».

Члены ПОФ вели широкую государственную научную деятельность, особой активностью выделялся Жак Лакан, семинары которого проходили еженедельно в больнице Святой Анны и имели большое влияние на интеллектуальную жизнь Франции.

В 1953 году Лакан предоставляет доклад в Риме, вот некоторые названия его семинаров: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа», «Труды Фрейда по технике психоанализа», «Желание и его интерпретация», «Трансфер», «Этика психоанализа», «Тревога», «Идентификация», «Формации бессознательного».

Далее французский философ и психоаналитик ведет свои семинары в Высшей нормальной школе, самые заметные из них: «Ключевые проблемы психоанализа», «Объект психоанализа», «От Другого к другому», «Четыре основных понятия психоанализа».

В 1975 году Лакан приехал в США для того, чтобы читать лекции в нескольких местных университетах.

В начале января 1980 года Жак Лакал распустил Фрейдову школу Парижа и через короткий промежуток времени создал организацию «Фрейдово дело».

Эта организация просуществовала совсем недолго, так как великий психоаналитик скончался в 1981 году, 9 сентября.

Я и сам все это видел: «Матрица» и массовая культура

Фото: «Токийские мстители» (2021) / Liden Films

«Матрица» в кино на долгие годы стала мерой всех вещей, точнее — одной из палат мер и весов. Даже сегодня нет-нет да и встретишь оммаж знаменитой сцены, где Нео уворачивается от пуль в слоу-мо, — внезапно — в «молодежном» перезапуске «Ну, погоди!». Цитаты мерещатся зрителям в каждом втором фильме с Киану Ривзом: так, популярна теория, что события «Джона Уика» разворачиваются в одной из симуляций. Ни один фильм с суперкомпьютерами и беспросветным будущим не может избежать умышленных или случайных параллелей с. Даже «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон равняется на фильм Вачовски едва ли не больше, чем те — на оригинальное аниме Мамору Осии.

Переизбыток цитатности в свое время предъявляли как раз «Матрице», обвиняя ее, грубо говоря, в неймдроппинге и кликбейте. Навуходоносор, Аристотель, Бодрийяр, Филип Дик, Уильям Гибсон, «Метрополис», «Волшебник страны Оз», какие-то японские мультики — кого вы хотите запутать своей перегруженной поделкой об избранном мужчине в пальто, который снова всех спасет. Очередной Супермен — известный любитель не самой практичной в ближнем бою одежды.

Можно бесконечно перечислять, к кому отсылает «Матрица», а кто — к ней. Или вспомнить еще несколько культовых фильмов, которые использовали аналогичный сетап, зачин, концепт в тот же год или чуть раньше: «Темный город» (1998), «Тринадцатый этаж» (1999), «Экзистенция» (1999). Однако именно сага Вачовски аккумулировала тенденции маскульта на стыке веков и послужила иллюстративным материалом для самых разных дискуссий. Проще говоря, стала импульсом и средой для мыслеизлияния миллионов людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: