Содержание
Психологическая оценка — это вездесущий процесс практически во всех областях, в которых может применяться эта дисциплина: в медицине и здравоохранении, спорте, подборе персонала, академической ориентации и т. Д.
Из него мы можем извлечь важную информацию от человека, предварительно определив четкую цель, которая будет служить руководством на протяжении всего процесса и определит другие переменные, которые можно измерить. Эта задача предполагает огромное количество различных процедур: от интервью до самоотчетов, через систематическое наблюдение за явлением и объективные измерения.
В этой статье мы расскажем о тесте Вартегга., инструмент оценки, занесенный в каталог как проективный тест, который широко используется в области организационной психологии.
Статья по теме: «Виды психологических тестов: их функции и характеристики»
Социальная девиация. Сущность социальной девиации и проблема ее определения. Структура социальной девиации
Социальная девиация-отклонение от социальной нормы. Девиа́нтное поведение (также социальная девиация ) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.
Девиация с трудом поддаётся определению, что связано с многообразием социальных ожиданий, которые часто представляются спорными. Эти ожидания могут быть неясными, меняющимися со временем, кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. С учетом этих проблем, социологи определяют девиацию как поведение, которое считается отклонением от норм группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.
Проблема определения зависит от:
От социальных условий. Требование «не убивать» . в мирной жизни убийство- преступление и преследуется законом, а на войне это требование приобретают противоречивые условия, так как нормы изменились( на войне за убийство противника награждают)
От времени . В одно время что-то было девиацией, а стало нормой и наоборот. Более того, ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются. Об этом свидетельствуют данные, касающиеся курения. В период гражданской войны сигареты были включены в обычный паек, выдававшийся солдатам. Но в начале XX в. противодействие курению, вызванное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что 14 штатов приняли законы, запрещавшие курение. После второй мировой войны курение не только получило распространение, но и снискало социальное одобрение. Однако к 1957 г., после того как ученые доказали, что курение является причиной множества заболеваний, включая рак легких, возникла новая волна противодействия этой привычке (Ньюэринг, Маркл, 1974). С тех пор курильщики стали объектами растущего всеобщего осуждения. Фактически в настоящее время курение начали считать девиантным поведением.
От степени согласия в обществе. Если ожидания, правила или нормыповедения ясно сформулированы, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. Например, в период с 1919 по 1933 г., когда в Америке была запрещена продажа алкогольных напитков, среди американцев не было единодушия относительно того, насколько это законно. Такие же разногласия существуют в настоящее время по поводу употребления марихуаны. Девиантное поведение одного человека другим человеком может считаться нормальным (Матца, 1969).
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Позволяет выявить некоторые характеристики личности, благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста — получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.
Основания, на которых стоится методика:
- Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
- Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные. Иногда они могут выражаться в скрытой форме.
- Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
- Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.
- Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.
Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности — а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г. Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).
Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.
Классификация
Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.
Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?
- Импрессивные — необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
- Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
- Катартические — организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
- Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.
Проекция
Впервые это понятие появилось у З. Фрейда. Он считал, что неврозы возникают если человек не может справиться с возбуждением, в результате чего оно переносится (проецируется) в окружающий мир. Классическое понимание интерпретирует проекцию как защитный механизм. Однозначного определения этого термина до сих пор не найдено, ведь считается, что проекция существует и там, где конфликт отсутствует. Именно она отвечает за индивидуальное истолкование явлений. Такая проекция именуется «атрибутивной». Существуют еще «симилятивная» и «комплементарная», обладающие собственными характеристиками.
Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.
Что такое тест Вартегга
Тест Wartegg физически состоит из одной страницы, которая собирает набор элементов, которые испытуемый должен будет выполнить в процессе. В первую очередь вверху отображаются все основные идентификационные данные (ФИО, возраст, пол, дата окончания, академическая подготовка и профессия).
После ввода этой информации начинается сам тест. Мы получим доступ к прямоугольнику, пересеченному горизонтальной линией и тремя вертикальными линиями, которые делят его на 8 пространств равного размера (квадратов), где позже необходимо будет нарисовать бесплатные рисунки. Каждый из них содержит серию штрихов внутри, линий или кривых. Рядом с каждым из квадратов также есть маленький белый прямоугольник.
Во второй половине страницы 8 пронумерованных строк под заголовком «Названия рисунков»., который должен быть завершен путем присвоения предложения, описывающего содержание каждой из восьми ранее созданных иллюстраций. В конце этой части доступны четыре вопроса. Они исследуют, какие рисунки считаются любимыми, а также степень сложности рисования.
Вам может быть интересно: «Психология труда и организации: профессия с будущим»
Методы исследования и диагностики креативности
Классификация методов изучения творчества может осуществляться по различным принципам: в соответствии с регламентом деятельности, в соответствии с возрастным диапазоном, в соответствии с широтой охвата представлений о творчестве. Таким образом, по последнему критерию можно назначить комплексные методы изучения творчества (батарея словесных и образных тестов Э.П. Торренса и Дж.П. Торренса). П. Торранс, Дж. Гилфорд, тесты познавательных и личностно-творческих качеств Ф. Уильямса, тесты батареек креативности Э. Э. Туника на основе модифицированных тестов Торранса, Гилфорда и Уильямса) и методики, направленные на изучение отдельных составляющих креативности (тест Э. Вартегга, тест С. Медника и др.). Сложные методы Э. П. Торранса, Дж. Гилфорда и Ф. Уильямса стандартизированы и адаптированы к российским образцам (Э. Э. Туник), они могут применяться в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет. Для изучения невербального творчества может быть использован тест Э. Вартегги «Круги» и индекс рисуночной оригинальности «Несуществующее животное»; для изучения вербального и семантического творчества может быть использован метод Р. С. Немова «Изобрести рассказ». С. Немов, «Классификации», «Предложения», тест «Три слова» (модификация В. Меде и К. Порковского), РАТ-тест С. Медника (ювенальная версия, адаптированная Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной, взрослая версия, адаптированная А.Н. Ворониным. Н. Воронин). Для изучения индивидуального творчества можно воспользоваться опросником Джонсона по творчеству, разработанным Е.Е. Туник, шкала «Творческие черты» из комплекса Дж. Рензулли адаптирована для оценки поведенческих характеристик одаренных школьников из Методы были выбраны для иллюстрации возможности диагностики различных компонентов креативности: невербального, вербального и личностного. Тест Вартегга «Круги» Эта методика направлена на изучение невербального компонента творчества. Он может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном формате. Клиенту выдается бланк с 20 кругами (диаметр — 3 см).
Инструкция теста: на этом бланке 20 кругов. Задача — нарисовать как можно больше предметов или фигур, используя круги в качестве основы. Вы можете рисовать как снаружи, так и внутри (используйте 1-2 или более кругов для одного рисунка). Подумайте, как можно использовать круги для создания оригинальных рисунков. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисуйте слева направо. У вас будет пять минут на выполнение теста. Помните, что вас будут оценивать по оригинальности ваших рисунков. Результаты обработки будут включать следующие показатели:
1) беглость мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок — 1 балл;
2) Гибкость мышления — количество классов рисования, для каждого класса — 1 балл (классы рисования: Природа — растения и животные можно разделить на два класса, предметы быта, наука и техника, спорт, предметы декора, человек, экономика, вселенная);
3) Оригинальность мысли — за каждый редко встречающийся рисунок -2 балла. Это требует ранжирования по частоте встречаемости того или иного рисунка во всей выборке;
4) Коэффициент творческого воображения — общая сумма баллов, но оригинальности делится на количество рисунков.
Метод Вартегга «Круги» можно использовать в широком возрастном диапазоне, как в дошкольном, так и во взрослом.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Общение дошкольника со сверстниками — Общение как деятельность
- Методики по психодиагностике
- Перцептивная сторона общения в психологии
- Методы психотерапевтической коррекции неврозов мегаполиса
- Методы исследования личности в психологии — Методы судебно-психологической экспертизы
- Связь развития личности и рабочего коллектива
- Метакогнитивные качества личности как фактор успешного прохождения переквалификации взрослых
- Виды психических процессов: память
- Взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования
- Эдвард Чейс Толмен, американский психолог
Психологический тест мишень. 10 проверенных тестов по психологии, которые можно пройти онлайн
Проводить психологические тесты и корректно интерпретировать их результаты может только психолог. Но все же существуют некоторые авторитетные тесты, которые могут помочь вам самостоятельно заглянуть в глубины своего сознания.
AdMe.ru собрал 10 наиболее известных психологических тестов ХХ века, которым можно доверять.
-
- Тест СМИЛ — Тест, определяющий разные стороны вашей личности: начиная от склонности к шизофрении, заканчивая тягой ко лжи. По этому тесту можно буквально вас прочитать, именно поэтому к нему зачастую прибегают при приеме на работу.
- Опросник невротизации — Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний и их проявлений. Поверьте, благодаря этому тесту вы можете найти то, что вас беспокоит.
- Тест Люшера — Всем известный цветовой тест расскажет о вашем эмоциональном состоянии, степени тревожности и скрытых внутренних проблемах. Примечательно, что на разных этапах жизни люди выбирают разные цвета.
- Многофакторный личностный опросник Кеттела — Делает глубокий анализ вашей личности. Тест настолько точен, что даже был использован даже при приеме в некоторые подразделения военных сил США.
- Шкала депрессии Аарона Бека — Название говорит само за себя.
- Тест Сонди — Выявляет предрасположенность к определенным психическим заболеваниям, которая, к слову, есть у каждого человека, и на ее основе дает рекомендации по личностной самореализации. В тесте нужно выбирать портреты, некоторые из которых давят на психику людей. Проверьте свою.
- Тест Роршаха — Тест для исследования личности по чернильным пятнам. Известен также под названием «пятна Роршаха». Ваши ассоциации смогут многое о вас рассказать.
- Тест Мюнстерберга — Эту методику иногда используют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности, концентрации и высокой помехоустойчивости. В заданиях вам нужно найти слова в сплошных строчках. Кажется, что это легко, а справится могут далеко не все.
- Тест фрустрации Розенцвейга — Тест предназначен для исследования вашей реакций на неудачу и способов выхода из сложных ситуаций. В заданиях представлены картинки с различными жизненными ситуациями, из которых вам нужно найти выход.
- Я-структурный тест Аммона — Тест выявляет основные личностные функции: агрессия, тревога, страх, ваши отграничения, нарциссизм и сексуальность. Узнайте, что управляет вами.
Принципы исследований
Хотя проективные методики могут быть разными, исследования должны подчиняться общим правилам, впервые разработанными психологом Л. Франком в середине прошлого века.
1. Личность изучается не как набор реакций, а целостная система. Тестирование призвано выявить персональные особенности.
2. В основе психологических процессов личности заложена индивидуальность.
3. Динамическая система действует всю жизнь, благодаря чему чувства и реакции человека становятся индивидуальными.
Стимулы, применяемые в тестах, не имеют строго определенного смысла, возможна разная их трактовка. Именно то значение, которое придает ему конкретная личность, определяет его смысл.
Проективные методики отличаются от стандартизированных. Общая характеристика проективных методик
Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит . Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.
В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.
Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:
- они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
- эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
- в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
- методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
- это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.
Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.
Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.
Применение проективных методик
Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:
- в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
- в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
- судебно-психиатрическая экспертиза;
- в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
- в центрах занятости при профориентации.
Проективные методики для взрослых
В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:
- Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
- «Четыре персонажа » – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.
Проективные методики для работы с семьей
Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.
Проективные методики для детей
Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:
- «дом-дерево-человек»;
- «человек»;
- «семья»;
- «дерево».
Проективные групповые методики
Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.
Опросники.
Опросники — это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.
Особенности использования опросников.
- Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
- Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
- Опросники — разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.
Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.
Ответить — проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.
Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.
Выделяются:
- опросники-анкеты — для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
-
личностные опросники — дают информацию о личности:
- типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
- опросники отдельных черт личности — для диагностики отдельных черт характера:
- многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
- однофакторные
- двухфакторные
- опросники мотивации
- опросники интересов
- опросники ценностей
- опросники установок
В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.
В 60-е годы — начинают использовать.
К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).
80-е годы — проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.
80-90е годы — появление отечественных опросников в большом количестве.
Основные проблемы, связанные с опросниками:
I. Конструирование
В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону — их сложно конструировать.
Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.
Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.
Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.
При составлении вопросов количество ответов «да» должно быть приблизительно таким же, как количество ответов «нет», за которые начисляются баллы.
По форме вопросы:
- закрытые — имеют варианты ответов
- открытые — не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.
Три типа закрытых вопросов:
- дихотомический (два возможных ответа)
- альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
- ресторанный
Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться
II. Интерпретация
Проблема интерпретации результатов.
Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?
Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.
Это может быть бессознательная тенденция.
Эйнвордс исследовал эту тенденцию — «эффект фасада», который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.
Иногда связано — с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного «Я»
Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе
Приемы выявления достоверности ответов:
- использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
- Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)
Литература
- Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с англ. / А. Анастази, С.Урбина. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
- Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. — М., 2000. — 528 с. — ISBN ISBN 5-04-006467-5.
- Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию / Бурлачук Л. Ф.. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 128 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. М.:Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003 . — 160 с.
- Микляева А.В. Применение проективной методики «Школа зверей» в работе школьного психолога / А.В .Микляева // Психологическая служба. — Минск, 2004. № 3. — С.78-76.
- Музыченко Г. Ф. Проективная методика «несуществуюущее животное». — М., 2012. — 560 с. — ISBN ISBN 978-5-9268-1269-2.
- Петрайтене М.В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников. Дисс. <…> канд. псих. наук. ВГПУ. Воронеж, 2002. 278 с.
- Проективная психология. Антология. — М., 2010. — 416 с. — ISBN ISBN 978-5-903182-56-5.
- Савенко Ю.С. Проективные методы в изучении бессознательного / Ю.С. Савенко // Бессознательное. Природа; Функции. Методы исследования: — Тбилиси, 1978. Т.З. — С.632-637.
- Соколова Е.Т. К теоретическому обоснованию проективного метода исследования личности / Е.Т. Соколова // Бессознательное. • Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси, 1978. — Т.З. — С.611-622.
- Соколова Е.Т. Из истории проективного метода / Е.Т. Соколова // Общая;психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева, Столина В.В. СПб., 2000. -С.51-70.
- Станишевская М.М. Применение проективных методик при диагностикетипов реакций личности / М.М.Станишевская, В.В. Гульдан, М.Т. Владимирская // Вопросы диагностики психического развития. -Таллин, 1974. С.158-159.
- Султанова З.В. Проективный подход в биографическом исследовании личности. Дисс. <…> канд. псих. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. 203 с.
Интерпретация теста
Интерпретируя тест Вартегга надо учитывать смысловое содержание рисунка, особенности графики (нажим линий, их расположение, штриховка) порядок заполнения квадратов.
В каждом квадрате стимульный рисунок активизирует определенный аспект личности, т.е. для определенной части психики человека является бессознательным символом.
Все знаки теста являются не случайными – это результат работы многих известных психологов.
Для квадратов 1,2,7,8 характерны эмоциональные реакции, это мир чувств и в них обычно располагается живая природа.
С квадратами 3,4,5,6 связаны рациональные реакции, мир логики. Если психолог замечает отклонение от этого правила, значит, в этом квадрате находится проблема, которую необходимо решать.
В квадрате 1 располагается точка символизирующая начало, представление о себе и своем месте в мире.
В квадрате 2 показана волнистая линия, символизирующая зародыш, а всё пространство вокруг – это мир людей – это квадрат взаимоотношений с окружающими.
В квадрате 3 три восходящие линии являются символом роста и развития, они отражают мотивацию, амбициозность, планы на будущее.
Квадрат 4 символизирует опасность, психологическую угрозу, трудности, поэтому данный квадрат черный.
В квадрате 5 две перпендикулярные линии являются символом преграды, стоящей на пути, означают сопротивление. Рисунок этого квадрата может показать, как человек справляется с возникшими трудностями, какую стратегию он предпочитает – достижение успеха или избегание неудач.
В квадрате 6, идущие в разных направлениях две линии говорят о противоположных началах, но, они требуют пересечения. Это отношения с близкими людьми, что будет дорисовано – сближение или удаление зависит от испытуемого. Предположительно, испытуемый должен заключить эти линии в рамку, но, кто-то изберет другой вариант.
Квадрат 7, где расположены точки, отражает тактичность, ранимость, чувствительность или, наоборот «толстокожесть». Точки являются символом интуиции, восприимчивости к внешним и внутренним раздражителям.
Квадрат 8 и дуга, в нем обозначенная, символизируют гармонию и защиту. Закрытые предметы в рисунке испытуемого покажут уход в себя в качестве защиты.
Для правильной интерпретации рисунков значение имеет и особенность графики. Для оценки нажима рисунок переворачивается и с его обратной стороны хорошо видны участки слабого и сильного нажима.
Именно нажим показывает наибольшее напряжение у испытуемого, а также на его решимость и боевой настрой.
Слабый нажим в квадрате говорит о неуверенности и подавленности рисующего.
Психолог обращает внимание и на расположение рисунка. Если он расположен вверху квадрата, то это самоуверенность, завышенная самооценка, в нижней же части – преуменьшение способностей и неуверенность
Рисунок в боковой части квадрата показывает зависимость и поиск поддержки, а в центральной части – уверенность в себе и адекватную самооценку.
Преобладающие в рисунках линии имеют свою интерпретацию – горизонтальные линии показывают слабость рисующего, вертикальные, наоборот, его решительность, а если используется штриховка, то это знак тревожности.
Размер рисунка тоже учитывается – очень большие размеры рисунка говорят о демонстративности и бурной эмоциональности, а маленькие и совсем маленькие – означают подавленность и скромность.
Очень интересно интерпретируется отношение рисующего к исходным данным, например, к линиям и точечкам – игнорирование этих данных и отсутствие связи рисунка с ними показывает сосредоточенность на своем «Я», уход в свой мир.
Частичный учет знаков в рисунке говорит об изобретательности, полное использование знаков в рисунке говорит о концентрации на чем-то существенном и важном. Создание целостных и интересных образов с включением знаков показывает на творческие способности рисующего
Создание целостных и интересных образов с включением знаков показывает на творческие способности рисующего.