Самость с точки зрения аналитической психологии Юнга
Фото автора Christian Diokno: Pexels
Самость – это важнейший, центральный архетип, через который развертываются все остальные архетипы. Самость парадоксальна и имеет следующие характерные черты:
- целостность;
- постоянство и динамичность;
- сознательное и бессознательное;
- неповторимость.
Наша самость всегда стремиться к целостности, законченности, она имеет образ круга, мандалы, какой-то гармоничной, стройной, цикличной системы, где каждая часть не может существовать сама по себе.
Самость является неотъемлемой частью каждого человека. С одной стороны, ей свойственна постоянность. С другой стороны, самость постоянно меняется, развивается, порождая все новые и новые архетипы.
Самость – целостное ядро личности, хотя выражается в противоположностях каждого из нас: добро и зло, ум и глупость, пессимизм и оптимизм, смелость и трусость, мужское и женское и так далее. Все это есть в каждом из нас, оно как-то уживается, то распадается, то соединяется, но центр всего один – самость.
Самость – как усилить с ней связь?
Самость включает в себя наше сознание, то есть ту часть нашей личности, которую мы знаем о себе. Но также в самость входит и наше бессознательное, ведь оно – тоже часть нашей личности, оно влияет на наши поступки, мышление, решения, которые мы принимаем.
Таким образом в самости воплощается наша индивидуальность, наша неповторимость, самость – это суть нашей личности.
Книга №11. Красная книга
Мы оставили одну из самых ценных и трудных для понимания книг Карла Юнга. Разумеется, речь идет о Красной книге. Она особенна по ряду причин. Ему потребовалось более 15 лет, чтобы завершить или, по крайней мере, решить, что в ней содержится все, что он хотел сообщить.
Еще один момент, на который мы должны обратить внимание: его наследники не хотели, чтобы это было опубликовано. Лишь в 2009 году мы наконец смогли получить доступ к этой странной и загадочной книге, которая одновременно увлекательна и тревожна. Красная книга, повествует и иллюстрирует ужасающие видения, которые Юнг имел между 1913 и 1916 годами. Его целью при написании книги было попытаться понять эти образы и найти соответствующие символы. Красная книга — это не философская, научная, религиозная или литературная книга. Это несекретная работа с пророческими и мифическими нюансами, которая допускает множественные толкования. Требуется несколько подходов, если вы хотите понять или даже наслаждаться этим. В конце концов, это прекрасный драгоценный камень, который стоит прочитать после того, как вы немного больше поймете теорию Юнга
Красная книга — это не философская, научная, религиозная или литературная книга. Это несекретная работа с пророческими и мифическими нюансами, которая допускает множественные толкования. Требуется несколько подходов, если вы хотите понять или даже наслаждаться этим. В конце концов, это прекрасный драгоценный камень, который стоит прочитать после того, как вы немного больше поймете теорию Юнга.
Несмотря на то, что Карл Юнг опубликовал еще много книг, эссе, статей, работ и т. д
Эти 11 книг дают прекрасное представление о важной и незабываемой фигуре, которая заслуживает немного нашего времени
О коллективной вине
Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. – Из интервью от 11 мая 1945 года –
Если происходят трагические события на уровне целой страны, то народ предпочитает искать виновного, жаждет крови и расплаты, но не справедливости ради, а лишь затем, чтобы самому не понести наказание. Но проблема в том, что виновата не маленькая группка людей у власти — виновато все общество, которое допустило эту группу во власть. Об этом Юнг очень подробно рассказал в послевоенном выпуске швейцарской газеты Die Weltwoch.
ЮНГ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Метод психоанализа Карла Юнга и гуманитарные наукиЮнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать. Прежде всего, Юнг дал нам пример мужественного исследования глубин собственной души и бескорыстного служения людям. Он признавал, что созданная им психология была по существу его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков и не желал ее распространения, тем более превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга.
Архетипы Карла Юнга
В своей теории о коллективном бессознательном Юнг рассматривал также общую модель восприятия мира. Она как правило, закладывается и формируется ещё в детстве. Основу модели мира составляют архетипы — это врождённые части коллективного бессознательного, которые передавались предками на протяжении многих веков, в виде эмоций и реакции на различные жизненные ситуации. Кроме того, архетипы связаны с жизненным опытом поколений — восприятием жизни и смерти, а также реакцией на опасность.
Юнг выделил несколько основных архетипов человека:
- Анимус и Анима — это мужское и женское начала, которые в разной степени проявляются в каждом человеке, но являются двумя составляющими одного целого. Юнг предположил, что каждый человек с рождения несет в себе характеристики обоих полов. Анима — это характерные женские черты, тогда как Анимус — проявление мужских характеристик. Чем меньше Анима проявляется в мужчина, тем он более грубо себя ведет. А если в женщине больше проявляется Анимус, то она становится менее склонной к состраданию и жалости. Юнг считал, что высшим проявлением мудрости является гармония между мужским и женским началом — когда Анима и Анимус проявляются в личности в равной степени.
- Самость. Это один из главных архетипов человека. Он призван защищать целостность личности. Благодаря самости человек может контролировать другие системы и менять их в положительную сторону. Например, склонность к агрессии можно перевести в целеустремленность и желание добиваться результата. Самость позволяет регулировать тонкую грань между сознательным и бессознательным человека. Однако истинной гармонии человек достигает крайне редко. Самость — является проявлением мудрости и результатом достижения психологической зрелости личности.
- Персона (или маска). Это образ, который человек “примеряет” на себя в обществе. В зависимости от социальной роли личности в социуме меняется и “маска”. Она состоит из тембра голоса, манер, стиля общения и характера. В одном человеке может проявляться по несколько тысяч персон на каждую жизненную ситуацию. Персона, по мнению Юнга, аналогична ролевому поведению. Люди поступают так, как от них ожидают в той или иной ситуации.
- Тень — это структура бессознательного, где хранится материал, вытесненный из сознания. Юнг считал, что тень — это некая темная сторона личности. На этом уровне бессознательного хранятся негативные воспоминания, подавленные тайные желания, страхи и комплексы, сформированные ещё в детстве. Если в процессе работы с психотерапевтом человеку удается вытащить всё, что спрятано за Тенью и найти гармонию со страхами и комплексами, то он становится более приспособленным к жизни в обществе, легче находит компромиссы и лучше справляется с различными жизненными обстоятельствами. Если страхи и комплексы оставить в их первоначальном состоянии, то человек всё хуже справляется с жизненными задачами, а внутренние конфликты рано или поздно приводят к расстройству психики.
О профессиональном сообществе
Хотя я сам врач – medicus medicum non decimat, – тем не менее, должен с сожалением констатировать, что именно врачи мешают нашим усилиям. Профессиональный дух всегда враждебен даже к самым полезным новшествам. Стоит только подумать о прискорбном отношении врачей к антисептикам и борьбе с послеродовой лихорадкой! Снова и снова я сталкиваюсь с положительно безграничным невежеством своих ближайших коллег, психиатров, в отношении психологии и лечения неврозов. – Письма –
Забавно, что именно те люди, которые считают себя профессионалами в той или иной сфере, тормозят развитие этой области. Парадокс. Но примеров тому мы видим множество. Просто есть такая когорта людей, которые не умеют создавать новые смыслы, новые решения проблем, но прекрасно могут пользоваться опытом предыдущих поколений. Они цепляются за прошлое, думая что истина обитает только там и нигде больше, потому и встречают любую инновацию с изрядной долей враждебности. Ты можешь столкнуться с этим, причем не единожды.
Как прожить свою жизнь?
Главной задачей в этом является познать себя, приблизиться к своей самости, к ядру нашей личности, в которой мы настоящие. Это схоже с осознанием и принятием Я-реального. Не Я-идеального, того, кем хочу быть и кем стремлюсь быть, не Я-социального, того, кем меня видят или хотят видеть окружающие, а себя настоящего.
Самость – это мы реальные.
С недостатками, с достоинствами, со слабостями и талантами, с высокой степенью осознанности и, в тоже время, принятием своего бессознательного не как враждебной «темной» стороны, которая мешает нам жить, а как ресурс, как помощника, как неотъемлемую часть себя.
Фото автора Sam Lion: Pexels
Принятие своей самости – это отказ от войны с самим собой, обретение себя целостного, любимого и значимого.
Принятие себя реального, помогает:
- обрести адекватную самооценку;
- не бояться своих недостатков;
- правильно расставлять приоритеты и цели;
- обрести желанный социальный статус;
- стремиться к постоянному саморазвитию.
Только познакомившись с самим собой, человек сможет отказаться от навязанных внешним миром целей и понять, чего же он хочет на самом деле. Это понимание – путь к развитию. Чем лучше мы понимаем себя, тем выше качество нашей жизни. Осознавая и принимая свои недостатки, мы перестает от них убегать, а либо учимся с ними жить и любить себя «неидеального», либо растем над собой, занимаемся саморазвитием и становимся лучшей версией себя.
В своем саморазвитии мы не сравниваем себя с другими, с «дочерью маминой подруги», мы не сравниваем себя с родителями и нас уже не задевает их фраза «вот я в твои годы…». Потому что самосознание помогает нам жить своей жизнью, помогает осознать свою уникальность и научиться гордиться ей.
Фото автора Olha Ruskykh: Pexels
Самость подсказывает нам не только путь саморазвития, она открывает для нас те сферы, где мы хотим самоутвердится, тот социальный статус, который мы хотим приобрести.
Хочешь ли ты быть матерью, или директором крупной фирмы, или заниматься творчеством, или путешествовать по Гималаям. Разобравшись в себе, ты начнешь ставить только те цели, которое принадлежат лично тебе, которые удовлетворяют твои желания и потребности.
Основы учения
Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:
- Эго.
- Личного бессознательного.
- Коллективного бессознательного.
Эго — это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Личное бессознательное — это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия… Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.
архетипы
Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.
Рекомендуем: Что такое бессознательное?
Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются анима и анимус — женское и мужское начала соответственно. Анима — это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.
Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.
Рекомендуем: Психоанализ — это
Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).
Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон — это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.
Эрика Берна
Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм
Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую интроверта и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:
- Мышление.
- Чувство.
- Ощущение.
- Интуиция.
Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии — это ныне невероятно популярная соционика.
Чем архетип самости отличается от эго
И в завершение: в чем же разница между архетипом самости и эго? Скорей всего, у тебя возник этот вопрос, пока ты читала статью. Красной нитью пронизана самая противоречивая и одновременно главная мысль психоанализа – себя всегда нужно ставить на первое место.
В теории психоанализа архетип самости определяется как то, каким индивид воспринимает сам себя. А эго – личность в виде структуры, о которой может быть вынесено обобщающее суждение. Соответственно, структура самости – это самоидентификация, а эго – та часть самости, которую мы показываем окружающим и даем возможность ее оценить. Все просто!
Юнг и Фрейд
Взаимоотношения двух наиболее видных представителей психоанализа – З. Фрейда и К. Юнга – широко известная страница в истории науки. Один считался учителем, второй – учеником. Зигмунд Фрейд был старше Юнга на 19 лет и часто на возражения своего младшего коллеги по поводу чрезмерного акцента на сексуальную составляющую бессознательного в его теории говорил, что Юнг еще слишком молод и неопытен. Но на самом деле Юнг познакомился с Фрейдом уже сложившимся и известным специалистом в области психиатрии. Он был автором двух монографий по лечению шизофрении. Как раз во время работы над второй монографией Юнга и заинтересовали работы Зигмунда Фрейда. Молодого врача особенно увлекали идеи о «вытеснении» в подсознание негативных воспоминаний или эмоций и влиянии этих неосознанных травм на человека. Юнг писал:
Используя разработанный им ассоциативный тест, Юнг нашел путь диагностики истинной причины невроза и исцеления от него. Но никогда он не соглашался с Фрейдом, что «вытесненные» эмоции имеют исключительно сексуальную природу. Тем не менее, довольно длительное время Фрейд считал Юнга своим лучшим учеником, наследником своих идей. Он даже попросил его пообещать, что молодой ученый никогда не отойдет от его теории о сексуальных истоках неврозов. Оба исследователя ведут активную переписку с 1906 до 1913 года. В 1907 году Карл Юнг приезжает в Вену, происходит их личная встреча и беседа, продлившаяся тринадцать часов. Годы сотрудничества были очень плодотворными для Юнга, но его все больше увлекает идея о коллективном бессознательном, ученый занимается изучением мифологии, он стоит на грани открытия архетипов. В наиболее переломные моменты своей жизни Юнг видел очень яркие и запоминающиеся сны. Незадолго до разрыва с З. Фрейдом Юнг увидел именно такой сон. Ему приснилось, что он стоит в холле красивого, двухэтажного особняка. Стены его украшают старинные полотна живописи, Юнг знает, что это его дом. Ничего себе! Мысленно удивляется он. Но зачем-то ему нужно спуститься в подвал, он спускается туда, подвал очень глубок и, якобы, воздвигнут еще во времена Древнеримской империи. Из подвала Юнг попадает в первобытную пещеру в которой видит два черепа. Проснувшись, он не мог отделаться от ощущения, что ему необходимо понять символику этого сна. Юнг просит Фрейда растолковать его видение. Учитель полу в шутку, полу в серьез спрашивает – признайтесь, чьей смерти Вы желаете? Юнг истолковывает сон по-своему: дом – образ души, верхние этажи – события и впечатления повседневной жизни, подвал – бессознательное, где хранятся скрытие или забытые желания и мысли. Но что же такое пещера? Юнг предположил, что за личным бессознательным прячется бездонный океан коллективного бессознательного. Так сон стал одним из импульсов величайшего открытия ученого
Он не может остановиться, Юнгу очень важно продолжить свои исследования, а не терять свою идентичность, оставаясь учеником Фрейда. Молодой ученый пишет книгу «Либидо
Его метаморфозы и символы», расхождения его с Фрейдом становятся очевидными. После публикации этой работы разрыв становится неизбежным.
Книга №9. Писания о духовности и трансцендентности
Карл Густав Юнг не верил в Бога, он верил в духовность и то, как каждый из ее аспектов определяет и отслеживает сущность нашей культуры и, как следствие, самого человечества.
Это личная и страстная книга, идеальное чтение на выходных, если вы хотите лучше понять обширное видение аналитической психологии, которое Карл Густав Юнг поддержал и оставил как прекрасное наследие. Есть одна вещь, которую он всегда имел в виду, это то, что, чтобы понять чьи-то корни, мы не можем забывать о духовном плане. Согласно Юнгу, мы должны рассмотреть все явления и традиции, которые составляют корень психической жизни.
Итак, мы должны понимать, что книги Карла Юнга, в частности, «Писания о духовности и трансцендентности», являются отражением его непредубежденности. Он был восприимчив и чувствителен ко всему, что он наблюдал, и пытался смотреть за пределы обычного, чтобы найти смысл в реальности человеческой души.
Эта книга представляет собой антологию, путешествие по антропологии, религии, искусству и духовности, которая окажет влияние на каждого читателя.
Кто такой Карл Юнг?
Карл Густав Юнг родился в Швейцарии, занимался не только психологией, но и философией. Он родился в семье пастора реформистской церкви, который увлекался историей и культурой Востока, а также был увлечен классическими науками.
Сам по себе Карл Юнг был довольно замкнутым ребенком, поэтому у него было достаточно времени на то, чтобы размышлять о жизни. Это и стало началом его исследований.
Карл Юнг ввел такое понятие, как техника свободных ассоциаций. Кроме того, он стал автором идеи о коллективном бессознательном. В ней он говорил о том, что человечество имеет генетическую память, на основании которой мы можем в бессознательной части нашего сознания помнить о том, что происходило ранее. Зачастую отсылкой к этому могут являться, например, легенды или мифология разных стран.
Все теории Карла Юнга
Среди прочих умозаключений Карл Юнг ввел понятие синхронистичности. Происходит этот термин от слова «синхория». Она подразумевает совпадение двух событий, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. В качестве примера Юнг приводил животных, которые могли предсказывать грядущие положительные или отрицательные события в истории человечества.
Основными теориями Карла Юнга считаются:
- архетип;
- коллективное бессознательное;
- индивидуализация;
- теория личности;
- идея психической энергии;
- теория синхронистичности.
Индивидуализация, как считал Юнг, является центральной темой для исследования в психологии. Последователь Фрейда был уверен, что самой основной целью существования любого человека является отделение себя от внешнего мира и, таким образом, нахождения внутреннего себя.
Теория коллективного бессознательного основывалась у Карла Юнга на том утверждении, что даже спустя века люди помнят на подсознательном уровне то, что происходило. Фактически, он считал это генетической памятью.
Появление аналитической психологии
Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.
Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.
Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.
В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.
В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо животных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.
Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом, Юнгом вовсе не отрицался факт сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.
Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие, касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно, детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, в равной мере, определяются, не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.
Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.
Однако, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.
Важнейшие архетипы Юнга
Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.
Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).
МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя. Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом. Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски. Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле. Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.
ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути. С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.
Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании. Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии. Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло. С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.
АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины. Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши. Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность. Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.
Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика. Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.
САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ. Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии. Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость. Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ — Личностные установки и функции. Типы личности. Развитие личности.