Аналитическая психология к.г. юнга

Введение

На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, – психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»). В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.

Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда – приверженцев теории психоанализа.

Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относятся австрийский врач-офтальмолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937) и швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Вдохновленные теорией З.Фрейда, эти ученые на ее основе создали собственные направления психоанализа: А.Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, К.Г.Юнг – аналитической психологией.

Благодаря тому, что К.Г.Юнг являлся высокообразованной личностью и имел широкие познания в различных областях научного знания , истоки аналитической психологии заключены не только в психоаналитической теории З.Фрейда, но и в философии, мифологии, культурологии и мн.др.

Изучению аналитической психологии К.Г.Юнга и посвящена данная работа.

Основы учения

Психиатром была разработана структура личности по Юнгу, которая, по его мнению, состоит из:

  • Эго.
  • Личного бессознательного.
  • Коллективного бессознательного.

Эго — это осознание и осознанность, внутреннее «Я», а также всё то в самом человеке, что он привык идентифицировать и ассоциировать с самим собой.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Личное бессознательное — это пережитый опыт, мысли и чувства, которые человек предпочёл вытеснить из своего мозга. Также Личное бессознательное включает те переживания, которые ещё не достигли сознания, потому что недостаточно сильны и сформированы, кроме того, присутствуют сублиминальные восприятия… Другими словами, это всё то, чего человек не помнит и не осознаёт, тем не менее оно оказывает влияние на него и его поступки.

архетипы

Краткое изложение основ его учения едва ли поможет осознать весь масштаб работы, однако короткое описание будет полезно любому, кто интересуется психологией.

Рекомендуем: Что такое бессознательное?

Теория архетипов тесно переплетена не сколько с медициной, сколько с философией и эзотерикой, однако узнаваемые образы-архетипы человек может найти как в мифах и легендах, так и в повседневной жизни. Архетипы можно назвать врождёнными психическими структурами, которые составляют содержание Коллективного бессознательного.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Юнга, как тонкого знатока человеческой души, всегда привлекал человек и его символы, поэтому наиболее известными архетипами являются анима и анимус — женское и мужское начала соответственно. Анима — это направленная вовнутрь мягкая сила, влияние эмоций и настроений. Анимус, в свою очередь, является жёстким и принципиальным мужским началом.

Можно также упомянуть другие интересные архетипы: Дева (Кора), Мана-личность, Колдовской демон и Зверь. Они тесно связаны с человеческим характером и достаточно точно отражают некоторые стороны людской души.

Рекомендуем: Психоанализ — это

Также писал и разрабатывал Карл Густав Юнг психологические типы (психотипы, в лексиконе современных психологов, или, если проще, типы личности).

Человек и его символы во сне абсолютно не случайны, поскольку сон — это не просто набор красочных картинок, напоминающих о пережитых заботах или трудном дне. Карл Юнг создал теорию сновидений, взяв за основу постулат Фрейда о том, что во снах проявляются тайные мысли, желания и чувства человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Швейцарский психиатр разработал набор универсальных образов и сценариев, проявляющихся в сновидениях и позволяющих анализировать их. Благодаря этой уникальной методике миллионы людей осознали свои страхи и смогли от них избавиться в достаточно короткие сроки.

Эрика Берна

Рекомендуем: Фрейдизм и неофрейдизм

Карл Юнг разработал собственную интересную типологию, которая оказалась слишком сложна, и потому известна лишь в узком кругу профессионалов. Он «довёл до ума» известную ещё со времён Аристотеля типологию, противопоставляющую интроверта и экстраверта, и обогатил её ещё четырьмя функциями-признаками. Эти функции:

  • Мышление.
  • Чувство.
  • Ощущение.
  • Интуиция.

Есть множество упрощений юнговской классификации типов личности; и самое известное упрощённое подобие этой типологии — это ныне невероятно популярная соционика.

Семья

Считается, что на протяжении всей жизни будущего психиатра очень вдохновляла фигура своего деда по отцовской линии, которого, как и его, звали Карл Юнг. Этот человек был врачом, хотя сначала увлекся поэзией.

Благодаря дружбе, которую он установил в Париже с путешественником и ботаником Алехандро Гумбольдтом, он получил должность врача в Базеле в 1820 году. В этом городе он поселился и принял гражданство, а также развил там свою профессиональную карьеру.

Отец будущего психиатра Пол был младшим сыном от третьего брака Карла Юнга-старшего и рос в большой семье. Эмили также была младшей дочерью второй связи своего отца, священником, как и ее муж.

Когда Карлу Густаву Юнгу было девять лет, в 1884 году родилась его сестра Джоанна Гертруда, позже она стала его секретарем.

В юности Юнг любил распространять слухи о том, что он произошел от Гете.Однако позже он отверг эту историю и признал, что его прабабушка Эмиль Зиглер дружила с племянницей поэта.

Типологическая модель Юнга

Одним из главных вкладов Юнга в современную психологию стало разделение людей на два типа и введение понятий экстраверсия и интроверсия. Эта дифференциация считается врожденной. А кроме того, Юнг разделял людей и по доминирующей функции — интуитивной, ощущаемой, мыслительно и эмоционально чувствующей.

Экстраверты по Юнгу — это люди, направляющие энергию на внешние события жизни и на общество. Такие личности являются очень коммуникабельными, контактными, разговорчивыми и активными. Выживание в одиночестве для них — непосильная задача.

Интроверты — это личности, ориентированные на собственный внутренний мир. Они — философы и созерцатели. Отношения с другими людьми строят неохотно и почти не приспособлены к жизни в социуме. Они замкнуты и не любят шумных компаний.

Доминирующие характеристики типов выглядят следующим образом:

Экстраверт Интроверт
Выбирает общительность Выбирает замкнутость в себе
Направленность на внешнюю жизнь Направленность на внутренний мир
Широта и насыщенность жизни Глубина жизни
Активный расход энергии Экономия энергии
Открытость Задумчивость
Сначала говорит, потом думает Сначала думает, потом говорит

Юнг считал, что в каждом человеке сочетаются черты интроверта и экстраверта. В определенный период жизни один из аспектов доминирует над другим. Это зависит от воспитания и жизненных обстоятельств, влияющих на картину мира личности в целом.

Терапия в аналитической психологии Юнга 

В работе с пациентами Юнг ставил основной целью не просто избавление от проблем, но и продвижение человека в сторону развития и раскрытия способностей. Крайне важным фактором успеха Юнг считал доверие и сотрудничество между пациентом и психотерапевтом.

В своей терапии Юнг использовал несколько основных методов.

ассоциативный тест. Благодаря этому методу клиент выбирал слова, которые вызывали негативные и болезненные чувства. Это позволяло понять, что волнует человека
анализ снов

Это один из основных методов, которому Юнг уделял особое внимание. Он считал, что сновидениями бессознательное как бы предупреждает человека о наличии каких-либо проблем или скрытых, неосознанных желаний.
творческие занятия

Юнг считал, что подключение воображения и занятия арт-терапией помогают человеку избавиться от негативных эмоций и обрести душевную гармонию.

Метод терапии Юнга чаще всего использует долгосрочно. В среднем, психотерапевты занимаются с клиентами от полугода и дольше. Однако в практике современных психоаналитиков есть случаи, когда клиенту становилось лучше уже через несколько сессий.

Карл Густав Юнг

1. У каждой человеческой жизни есть потенциал, но если этот потенциал не реализовывается, то эта жизнь потрачена впустую.

2. Привилегия жизни состоит в том, чтобы стать тем, кем вы, на самом деле, являетесь.

3. Самые великие и важные проблемы жизни, по большому счету, неразрешимы. Их невозможно решить, их нужно перерасти.

4. Я – это не то, что со мной случилось, я — то, кем решил стать.

5. Даже счастливая жизнь не может быть без темных моментов, и слово «счастье» потеряет смысл, если не будет оттеняться печалью.

6. Чтобы лучшее пришло, хорошему нужно посторониться.

7. Вера, надежда, любовь и проницательность – высшие достижения человеческих усилий.

8. Не существует рецепта того, как нужно жить, который подходит всем случаям.

9. Единственная цель человеческого существования – зажечь свет во тьме обыденного бытия.

Книга №4. Синхронность: акаузальный связующий принцип

Синхронность: принцип акаузального связывания — это маленькая жемчужина, которую Карл Густав Юнг написал вместе с Вольфгангом Паули, лауреатом Нобелевской премии по физике и одним из отцов квантовой механики. В этой книге мы можем углубиться в одну из самых интересных и известных юнгианских концепций. Разумеется, мы говорим о синхронности.

Юнг впервые рассказал об этой идее на собраниях Эраноса, проводимых каждый год в Асконе, Швейцария. Некоторые статьи, эссе или книги всегда выходили из этих собраний. Это было в пятидесятых годах, и швейцарский психиатр представил нечто столь же привлекательное для его коллег и остального академического слова: то, что мы понимаем как совпадение, на самом деле происходит не из-за простого случая, а из-за того, что он назвал синхронностью.

В книге также подробно рассматривается взаимосвязь между упомянутой концепцией и другой не менее важной идеей в его работе: интуиция

Цитаты[править]

Однажды жил-был чудаковатый старик. Жил он в пещере, спасаясь от шума поселений. Его считали колдуном, и поэтому у него были ученики, которые надеялись научиться у него искусству колдовства. Но сам он совсем не заботился об этом. Он только стремился узнать, что же это такое, чего он не знал, но что, как он был уверен, всегда происходило. После долгих размышлений о том, что в принципе недоступно размышлениям, он решил, что единственный способ выйти из затруднения — это взять кусочек красного мела и нарисовать на стене пещеры все возможные диаграммы для того, чтобы найти ту, на которую могло быть похоже то, чего он не знает. После многочисленных попыток ему пришло в голову нарисовать круг. «Это верно,- почувствовал он. — И теперь еще квадрат внутри! Это будет еще лучше». Его ученики были любопытны; но все, что они могли понять, это то, что старик обладал какими-то способностями, и они бы отдали все, чтобы узнать, что он делает. Но когда они спрашивали его: «Что ты там делаешь?», он не отвечал. Потом они обнаружили на стене диаграммы и сказали: «Вот оно!». И они все стали их срисовывать. Но, копируя, они перевернули весь процесс задом наперед, не замечая этого: они предвосхитили результат в надежде, что удастся повторить сам процесс, который привел к этому результату. Вот как это произошло тогда и как происходит по сей день.

Я нахожу схоластический вопрос «Habel mulier animam?» особенно интересным, поскольку с моей точки зрения — это разумный вопрос, хотя бы потому, что эти подозрения, кажется, оправдываются. У женщины нет анимы, нет души (no soul).

Там, где европеец, передавая свой сон, рассказывает: «тут появился какой-то грязный оборванец…», у американца и у людей, живущих в тропиках, в такой роли фигурирует негр. Как у нас бродяга, преступник и так далее, так и негр или индеец обозначают собственную вытесненную, примитивную или признаваемую неполноценной половую личность.

Неполиткорректный Юнг

Краткая биография Юнга

Карл Густав Юнг родился в $1875$ году $26$ июля в Швейцарии в деревушке Кессвиле. Отец Карла был пастором, но при этом имел философское образование. Карл Юнг провел свое детство практически в одиночестве, оно было довольно не простым. При этом у него появилось желание познать людей. Это относилось, прежде всего, к его окружению, а особенно к отцу. Карл пытался изучать его поведение и объяснить его непоколебимую веру в Бога. На базе этого будущий классик психоанализа начал противопоставлять личные взгляды и мнение о высшем разуме церковным суждениям. Юнг-сын и Юнг-отец не могли найти общий язык между собой. Данные противоречия привели к тому, что, не считаясь с желаниями семьи, Карл решил получить медицинское образование и стать психологом.

Период с $1895$ года по $1900$ год Юнг учился в университете Базеля. А в $1902$ году продолжил обучение в Цюрихе. В Цюрихе группой, в которой учился Карл Юнг, руководил главный врач психиатрической больницы. Это позволило Юнгу испытывать разработанную им самим систему ассоциативных тестов, исследующих личность и выявляющую ее патологии. Посредством вопросов-раздражителей, он подвергал исследованию необычные и нелогичные ответы. В результате проведения ассоциативного тестирования, Юнг определял аномальные способы мышления, связывая подобные явления с сексуальными переживаниями или нарушениями. При подавлении в себе определенных ассоциаций, у человека начинают развиваться определенные комплексы.

Эти исследования получили известность во всем мире. В $1911$ году Карл Юнг стал президентом Международного психологического общества, но уже в $1914$ году ушел с этой должности.

Очень много в свое время говорилось о дружеских связях Юнга и Зигмундта Фрейда, их постоянно сравнивали. Они действительно были знакомы с $1907$ года, но при этом эти два выдающихся психолога никогда не дружили. Хотя в определенных случаях их суждения были одинаковыми. В $1912$ году их пути окончательно разошлись, так как Зигмунд Фрейд полностью посвятил себя исследованиям неврозов.

Карл Густав Юнг умер $6$ июня $1961$ года.

Книга №5. Проблемы души нашего времени

Это одна из книг Карла Юнга, которая лучше всего представляет его работу. В то же время это чудесная экскурсия в мир бессознательного. Несмотря на то, что большая часть книги посвящена мечтам, именно здесь мы можем «отслеживать» часть нашего комплекса и ограничивающее поведение, которое мы склонны проявлять в нашей сознательной жизни.

Цель Юнга в интерпретации снов отличалась от цели Фрейда. Он не пытался определить классические сексуальные фиксации, разработанные в детстве. Напротив, он хотел увидеть «карту настоящего» и ситуации, в котором жили его пациенты, чтобы понять причину их поведения и эмоциональных страданий.

Это, без сомнения, одна из самых необходимых книг для понимания наследия Карла Юнга.

Юнг и Фрейд

Взаимоотношения двух наиболее видных представителей психоанализа – З. Фрейда и К. Юнга – широко известная страница в истории науки. Один считался учителем, второй – учеником. Зигмунд Фрейд был старше Юнга на 19 лет и часто на возражения своего младшего коллеги по поводу чрезмерного акцента на сексуальную составляющую бессознательного в его теории говорил, что Юнг еще слишком молод и неопытен. Но на самом деле Юнг познакомился с Фрейдом уже сложившимся и известным специалистом в области психиатрии. Он был автором двух монографий по лечению шизофрении. Как раз во время работы над второй монографией Юнга и заинтересовали работы Зигмунда Фрейда. Молодого врача особенно увлекали идеи о «вытеснении» в подсознание негативных воспоминаний или эмоций и влиянии этих неосознанных травм на человека. Юнг писал:

Используя разработанный им ассоциативный тест, Юнг нашел путь диагностики истинной причины невроза и исцеления от него. Но никогда он не соглашался с Фрейдом, что «вытесненные» эмоции имеют исключительно сексуальную природу. Тем не менее, довольно длительное время Фрейд считал Юнга своим лучшим учеником, наследником своих идей. Он даже попросил его пообещать, что молодой ученый никогда не отойдет от его теории о сексуальных истоках неврозов. Оба исследователя ведут активную переписку с 1906 до 1913 года. В 1907 году Карл Юнг приезжает в Вену, происходит их личная встреча и беседа, продлившаяся тринадцать часов. Годы сотрудничества были очень плодотворными для Юнга, но его все больше увлекает идея о коллективном бессознательном, ученый занимается изучением мифологии, он стоит на грани открытия архетипов. В наиболее переломные моменты своей жизни Юнг видел очень яркие и запоминающиеся сны. Незадолго до разрыва с З. Фрейдом Юнг увидел именно такой сон. Ему приснилось, что он стоит в холле красивого, двухэтажного особняка. Стены его украшают старинные полотна живописи, Юнг знает, что это его дом. Ничего себе! Мысленно удивляется он. Но зачем-то ему нужно спуститься в подвал, он спускается туда, подвал очень глубок и, якобы, воздвигнут еще во времена Древнеримской империи. Из подвала Юнг попадает в первобытную пещеру в которой видит два черепа. Проснувшись, он не мог отделаться от ощущения, что ему необходимо понять символику этого сна. Юнг просит Фрейда растолковать его видение. Учитель полу в шутку, полу в серьез спрашивает – признайтесь, чьей смерти Вы желаете? Юнг истолковывает сон по-своему: дом – образ души, верхние этажи – события и впечатления повседневной жизни, подвал – бессознательное, где хранятся скрытие или забытые желания и мысли. Но что же такое пещера? Юнг предположил, что за личным бессознательным прячется бездонный океан коллективного бессознательного. Так сон стал одним из импульсов величайшего открытия ученого

Он не может остановиться, Юнгу очень важно продолжить свои исследования, а не терять свою идентичность, оставаясь учеником Фрейда. Молодой ученый пишет книгу «Либидо

Его метаморфозы и символы», расхождения его с Фрейдом становятся очевидными. После публикации этой работы разрыв становится неизбежным.

«Еврейская психология»[править | править код]

Для обозначения систем психологии, разработанных евреями, такими как Фрейд и Адлер, системам, претендующих на универсальную применимость и истинность, Юнг предложил употреблять термин «еврейская психология». Такая психология — «уравнивающая психология» (слова Юнга): она подрывает идею существования психологических различий между группами людей, такими как нации (1934). Такая психология неверна, применяя «неразборчиво» «еврейские категории», и, продолжает Юнг, нельзя делать «непростительную ошибку, принимая заключение о еврейской психологии в качестве общезначимых» (1935).

Юнг говорит, что еврейский психоанализ нападает на идею психологических различий между группами людей, такими, как нация. Решительно, еврейский психоанализ занимает, следовательно, в сознании Юнга место, аналогичное тому, которое в сознании Гитлера занимали еврейский международный капитализм и еврейский международный коммунизм. Эти тенденции вмешиваются в здоровое соревнование между нациями, что для Гитлера означает, что евреи разрушают исторический процесс, «денационализируя» историю и «бастардизируя» нации мира. Самые большие страхи, соответственно, это «уравнивание» и «денационализация». Юнг и Гитлер, конечно, не говорят о евреях одно и то же, но уравнивающая цель еврейской психологии и денационализирующая цель еврейской политической и экономической деятельности представляют похожую угрозу для обоих — так что у обоих развивается похожая сверхозабоченность. Для Гитлера — это сверхозабоченность еврейским «духом», действующим, как чума, подрывая самые основы истории: идею нации. Для Юнга — это принимает форму сверхозабоченности еврейской психологией (то есть психоанализом), способной быть навязанной всем остальным этническим и национальным психологиям, низводя всех к одному уровню.

Основные архетипы юнгианской аналитической психологии

Среди основных архетипов, к которым прибегают все люди, относятся:

  1. Самость — объединяющий компонент, который является центральной структурой сознательного и бессознательного.
  2. Тень — комплекс, в котором скапливаются вытесненные части личности. Они могут быть деструктивными и созидательными. Человек вытесняет те части, которые выходят за рамки его представления о себе. Тень часто появляется в сновидениях в виде темной человеческой фигуры.
  3. Анима и Анимус — представление об идеальном женском и мужском начале. Сущность архетипа зависит от пола пациента.

Помимо основных, общечеловеческих архетипов, человек также связан с семейными архетипами — сценариями, передающимися от родителей.

Цитаты Карла Юнга

10. Вы не можете прожить день жизни по программе утра.

«Первая половина жизни посвящена формированию здорового эго, а вторая половина – взгляду вглубь и отстранению от него.»

11. Мы больше не живем сегодняшним днем, а пребываем в темноте будущего.

12. Думать сложно, поэтому большинство людей судит.

13. Все, что раздражает нас в других, приведет нас к лучшему пониманию себя.

14. Там, где правит любовь, нет желания властвовать. Там, где господствует власть, нет любви.

15. Здоровый человек не будет издеваться над другими. Как правило, тот, кого мучили, превращается в мучителя.

16. Вы не можете ничего изменить, если не примите это. Порицание не освобождает, оно угнетает.

17. Ваше сердце знает ответ.

«Где-то в глубине мы знаем, куда должны идти и что делать. Но бывают времена, когда клоун, которого мы называем «Я», так отвлекает, что мы не чувствуем присутствия внутреннего голоса

18. Неправильно значит неправильно, даже если это делают все.

«В глубине души под поверхностью сознания среднего человека, он слышит голос, который шепчет: «Тут что-то не так», как бы сильно ни поддерживали его правоту общественное мнение и нравственные нормы.»

19. Гордость обманчива.

Профессиональное начало

Также в 1903 году Юнг начал преподавать в Цюрихском университете. В то же время он открыл частную практику и продолжал работать в больнице Бургхёльцли, где работал до 1909 года.

За это время Карл Юнг заметил, что многие пациенты создавали фантазии или иллюзии, очень похожие на некоторые классические мифы или религиозные истории. Он считал невозможным, чтобы все эти люди читали одни и те же отрывки.

Затем это привело его к выводу, что существует вероятность того, что все люди разделяют общий бессознательный слой, элемент, который он окрестил «коллективным бессознательным» и определил как наследие всего человечества в каждом индивидууме.

В 1905 году он получил официальное назначение профессором в доме исследований, в котором он уже работал с 1903 года.

Работа в психиатрической клинике

Выбор был сделан, К. Юнг решает работать в психиатрической клинике Бургхельцли ассистентом профессора психиатрии Ойгена Блойлера. Близкие и однокурсники были удивлены его решением: запереть себя в психиатрической клинике, заниматься лечением тяжело больных и, возможно, опасных людей — это ли достойный путь для подающего надежды юноши? Но клиника Бургхельцли была необычным медицинским учреждением, для лечения пациентов использовали гипноз, а не обычные для того времени жесткие способы излечения психически больных людей. Там работали настоящие светила медицины: Герман Роршах, Жан Пиаже, Карл Абрахам.

В этой клинике Юнг пишет «Исследования словесных ассоциаций», метод использовали и до Юнга, но ему удалось добиться успешного применения его на практике, разработать на основе уже существующей методики свой тест. В 1903 году Карл Густав женится на наследнице состоятельного промышленника Эмме Раушенбах, она была когда-то его пациенткой. Несмотря на разницу в материальном положении, родственники Эммы поддержали решение молодых людей, Карл Юнг вызывал у них безусловную симпатию и уважение. В 1905 году молодой психотерапевт защищает докторскую диссертацию. В Бургхельцли Юнг начинает разрабатывать свои идеи о коллективном бессознательном, использует для лечения пациентов методы психоанализа.

Критерии классификации

Типология Юнга подразумевает психологическую установку, согласно которой люди бывают двух типов — экстраверты, интроверты. По этому учению, преобладающими психическими функциями являются интуиция, мышление, ощущения, чувства.

Впервые эта типология была представлена в работе «Психологические типы», которую написал психиатр из Швейцарии Карл Гюстав Юнг в 1921 году. Цель разработанной им классификации была не в банальном разделении людей на отдельные группы по каким-либо психологическим признакам. Он хотел создать особый инструмент для практического психолога, с помощью которого он может упорядочить накапливающиеся психологические знания, изучать людей, сокращать количество ошибок при исследованиях.

Базовые архетипы Юнга.

Юнг говорил, что архетипов существует бесконечное множество. Но центральными считаются Анима и Анимус. Анима – проявление внутреннего женского образа в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – это мужские тенденции в психике женщины. Соединение Анимы-и-Анимуса символизирует бессознательное, наше Альтер эго, которое постепенно интегрируется в самость.

Самость по Юнгу – это некий заложенный в человеке образец той личности, которой ему предстоит стать. Самость – это прообраз Бога, наделенный его качествами. Этот целостный архетип может являться в образах сверх-личности (Король, Герой, Пророк) или в форме замкнутого по контуру символа (круга, квадрата, дао).

Другие архетипы по Юнгу – это всегда универсальный собирательный образ идеального мужчины или идеальной женщины в разных воплощениях:

Мать.

Это начало всех начал, которое предопределяет наше взаимодействие с внешним миром. Он дает человеку витальность, ресурсность, жизненную силу. Один из наиболее важных и изучаемых архетипов имеет светлую и темную стороны:

  • Хозяйка-Мать (светлая сторона) – хранительница очага, оберегающая семейные традиции и добытые мужчиной сокровища. Любит гармонию во всем: в доме, отношениях, работе, мышлении. Она отдает душевное тепло, заботу, любовь, занимается рукоделием. В общем – творит.
  • Хозяйка-Мачеха (темная сторона) часто описывается в литературе. Она захватывает власть, игнорирует желания родных, срывается на близких.

Отец.

Не столь разработанный, но самый динамичный образ в пантеоне, который дает нам активные схемы поведения и направляет на некую активность. Исследователи разделяют три типа отцовства и связывают их с греческими богами:

  • Отец-Зевс – это образ патриархального мужчины. Он наделен дальновидностью и сообразительностью, властью, авторитетом и правом управлять. Отец богов является прообразом людей сильных и уверенных в своих успехах во всех сферах жизни от карьеры до любовных похождений.
  • Отец-Кронос – это образ диктатора, врага для своего ребенка. Любви он предпочитает тотальный контроль, упоение своей агрессией и победами. Впрочем, длительный диктат приводит к сопротивлению и бунту.
  • Отец-Уран – это полный загадочности и безвременья образ. Такой мужчина наделен мощным интеллектом, но часто уходит в себя. Он создает ощущение деятельности, которая не имеет конца и тем самым усиливает безысходность.

Ребенок.

Один из наиболее важных архетипов, который позволяет прикоснуться к детскому состоянию, символизирует начало жизни и качественно новый этап развития. Это нечто большее, чем подзабытые детские воспоминания. Это соединение двух противоположностей – мужского и женского, слабости и колоссального запаса силы. Практически в любой культуре образ ребенка имеет двойственное послание:

  • Обиженный Ребенок изначально несет «божественную ценность» (образ «младенца Иисуса»), нуждается в помощи старших, но одновременно учится самостоятельности.
  • Грядущий ребенок. В сказках нередко встречается сюжет, где правителю предсказывают смерть от недавно рожденного ребенка. И тогда базой для сюжета становится чудесное выживание малыша в тяжелых условиях. Это символизирует силу духа, готовность к возможным испытаниям, волю к жизни.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

В модели Юнга коллективное бессознательное имеет несколько пластов и каждый наполнен своими архетипами. Есть:

  • Базовые воплощения Героя, Мудреца, Романтика, Шута, Правителя.
  • Мифологические прообразы Артемиды, Афины, Афродиты.
  • Сказочные персонажи Бабы Яги, Русалки, Морозко, Рапунцель.
  • Числовые символы Тридевятого царства, Тридесятого государства.
  • Прообразы животных (Антилопа, Лев) или птиц (Сокол, Жар-птица).
  • Мифические персонажи Драконов, Медузы Горгоны.
  • Образы, воплощенные в бытовых вещах (Волшебные Туфли, Чудесное Кольцо).
  • Природные явления (Источник, Гром).
  • Бестелесные воплощения в Духах, Привидениях.

Мыслительные экстраверты

Это правящие субъекты, которые часто принимают важные решения, затрагивающие окружающих. Они создают собственные схемы объективной реальности, которыми руководствуются при принятии решения. Одновременно с этим они требуют от окружающих принятия их мировоззрения. Когда такие люди начинают создавать схемы на основе глубокого анализа сознания, для других они становятся новаторами.

Особенности этого типа личностей:

  1. Лозунг — цель оправдывает средства.
  2. Постоянное служение идеалу.
  3. Дружба не представляет ценности.

Они редко интересуются искусством, не проявляют сочувствия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: