Что показывает колесо эмоций роберта плутчика?

Что такое Колесо эмоций


Фото Zhuo Cheng you on Unsplash Изначально модель была представлена в виде круга, заполненного различными данными. Сейчас же формат несколько изменился и стал похож на цветок с разноцветными зонами, каждая из которых соответствует конкретной эмоции и её интенсивности.

Чувство размещено таким образом, что по другую сторону от него находится полная противоположность. Можно сказать, что таким простым и наглядным образом модель демонстрирует психологический баланс. Когда одна сторона начинает превалировать, возникает дисгармония, которая может спровоцировать серьезные проблемы в характере.

В Колесе эмоций важно не только наполнение, но и оформление. Каждый «лепесток» окрашен в определенный цвет. Чем ярче переживание, тем интенсивнее фон

Самые сильные эмоции расположены в центре модели. Их можно назвать чистыми или концентрированными

Чем ярче переживание, тем интенсивнее фон. Самые сильные эмоции расположены в центре модели. Их можно назвать чистыми или концентрированными.

Второй круг заключает в себе базовый набор чувств средней степени интенсивности. Они более привычны человеку, который находится в нормальном состоянии без перевозбуждения. Последний вариант перечисляет самые сглаженные и легкие эмоции, которые проявляет умиротворенная или хладнокровная личность.

Каждый круг стоит разобрать по отдельности. Ведь модель содержит в себе еще и промежуточные производные. Это сложные чувства, формирующиеся на стыках типовых ощущений.

Определение и виды эмоций

Основные виды эмоций

Основные виды эмоций в научном исследовании Плутчика , Келлермана ложатся в основу диспозиций , склонность индивида к конкретным действиям, реакциям на события, явления и предметы окружающей среды.

Для совладания с бурей чувств образуются защитные механизмы, поэтому 8 базовых эмоций человека также сопровождаются 8 основными психзащитами.

Радость , диспозиция мании

В норме личность этого типа буквально фонтанирует энергией с преобладанием эмоции радости. В характере выражены позитивное отношение, любовь к людям, высокая потребность в общении.

Психзащита проявляется в виде управления поведением. Присуща высокая мотивация соответствовать социальным канонам, традициям и нормам.

Принятие , истерия

Эмоция принятия сопровождается защитным механизмом в виде отрицания. В характере истерика проявлены гипервнушаемость, склонность к идеализации симпатичных, приятных людей (влюбчивость).

Те моменты, которые не нравятся сознанию, отрицаются. В социуме люди с основной эмоцией принятия стремятся к всеобщему вниманию, склонны к аффектации и пафосу, они самонадеянны, оптимистичны и жаждут признания.

Гнев , агрессия

Защитной реакцией организма на преобладающую эмоцию гнева является замещение.

Гневливый человек раздражителен и вспыльчив, гипертребователен, критичен к окружению. Любая критика вызывает у него бурный протест.

Замещение, как защитный механизм, необходимо для коммуникации с более сильными и имеющими власть членами социума, иначе человек находился бы в состоянии постоянных опасных для него конфликтов.

Замещение перенаправляет гнев на более безопасный объект или же внутрь самого агрессора.

Удивление , психопатия

Человек с ведущей эмоцией удивления внушаем и импульсивен. Его характер слаб, он не умеет доводить до конца начатое, легко поддается влиянию окружающих, не уверен в себе, постоянно ищет поддержки и помощи окружающих.

Защитный механизм, регулирующий по Плутчику эмоцию удивления , регрессия, которая выражается в переходах от более зрелых моделей поведения к детской незащищенности и обратно.

Печаль , депрессия

Личность такого типа постоянно страдает из-за утраты чего-либо (кого-либо), а также потери самоуважения.

Защитной реакцией выступает компенсация, которая выражается в устранении собственных недостатков, работе над собой.

Такие люди способны достигать значимых результатов в деятельности, они склонны к оригинальности, серьезным занятиям спортом.

Отвращение , паранойя

Неприятие (или отвращение) в качестве основной эмоции становится следствием травмы отвержения важными для человека людьми в ранний детский период.

Защитной реакцией выступает проекция, которая перебрасывает ощущение собственной ущербности на других.

Такие люди настроены критично, не поддаются внушению, горды, злопамятны, ревнивы. Часто они замкнуты и несговорчивы, но стремятся достичь высоких показателей в любом деле.

Страх , пассивность

Эмоция страха блокируется, вытесняется подавлением.

Защитное поведение делает боящегося человека пассивным, инертным.

Он уходит в себя, не проявляет инициативу, старается избегать возможных проблем.

В социуме такие люди робки, боятся новых знакомств, покорны, часто все забывают. Легко попадают в зависимость от кого-либо.

Ожидание , обсессивная диспозиция

Эмоция ожидания негативных событий блокируется излишней рационализацией, переосмыслением событий и фактов.

Подобный тип личности формируется в отрочестве из-за страха не проявить себя &laquo,на высоте&raquo, в конкурентной борьбе с ровесниками.

Возникший гиперконтроль и склонность к самоанализу делают человека ответственным и дисциплинированным индивидуалистом.

Теория эмоций

Плутчик предложил психоэволюционный подход к классификации общих эмоциональных реакций. Он считал, что существует восемь основных эмоций:гнев, страх, печаль, отвращение, сюрприз, ожидание, доверять, и радость. Плутчик приводит доводы в пользу первенства этих эмоций, показывая, что каждая из них является триггером поведения, имеющего высокую ценность для выживания, например, как страх вдохновляет борьба или бегство.

Психоэволюционная теория основных эмоций Плутчика включает десять постулатов.

  1. Концепция эмоции применима ко всем эволюционным уровням и применима ко всем животным, включая человека.
  2. Эмоции имеют эволюционную историю и развили различные формы выражения у разных видов.
  3. Эмоции играли адаптивную роль, помогая организмам решать ключевые проблемы выживания, связанные с окружающей средой.
  4. Несмотря на разные формы выражения эмоций у разных видов, существуют определенные общие элементы или прототипы паттернов, которые можно идентифицировать.
  5. Существует небольшое количество базовых, первичных или прототипных эмоций.
  6. Все остальные эмоции являются смешанными или производными состояниями; то есть они возникают как комбинации, смеси или соединения первичных эмоций.
  7. Первичные эмоции — это гипотетические конструкции или идеализированные состояния, свойства и характеристики которых могут быть выведены только из различного рода свидетельств.
  8. Первичные эмоции можно представить в виде пар полярных противоположностей.
  9. Все эмоции различаются по степени сходства друг с другом.
  10. Каждая эмоция может иметь разную степень интенсивности или уровень возбуждения.

Колесо эмоций Плутчика

Колесо эмоций Плутчика

Плутчик также создал колесо эмоций, чтобы проиллюстрировать разные эмоции. Плутчик впервые предложил свою конусообразную модель (3D) или модель колеса (2D) в 1980 году, чтобы описать взаимосвязь эмоций.

Он предположил 8 основных биполярных эмоций: радость против печали; гнев против страха; доверие против отвращения; и удивление против ожидания. Кроме того, его циркумплексная модель связывает идею круга эмоций и цветового круга. Как и цвета, основные эмоции могут выражаться с разной интенсивностью и могут смешиваться друг с другом, образуя разные эмоции.

Теория была расширена предоставить основу для объяснения психологического защитные механизмы; Плутчик предположил, что восемь защитных механизмов были проявлениями восьми основных эмоций.[нужна цитата ]

Сложная вероятностная последовательность событий, связанных с развитием эмоции
Стимулирующее событие Предполагаемое познание Чувство Поведение Эффект
Угроза «Опасность» Страх, ужас Бежать или улетать Защита
Препятствие «Враг» Гнев, ярость Кусаться, бить Разрушение
Потенциальный партнер «Владеть» Радость, экстаз Ухаживание, вязка Размножение
Потеря ценного лица «Изоляция» Печаль, горе Плач о помощи Реинтеграция
Член группы «Друг» Принятие, доверие Уход, обмен Принадлежность
Ужасный объект «Яд» Отвращение, отвращение Рвота, отталкивание Отказ
Новая территория «Что там?» Ожидание Изучение, отображение Исследование
Внезапный новый объект «Что это такое?» Сюрприз Остановка, предупреждение Ориентация

Основы теории эмоций изложены шестью постулатами

1. Эмоции – это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

Инкорпорация – поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей внутрь организма. Этот психологический механизм ещё известен как интроекция.

Отвержение – избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.

Протекция – поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда

Сюда относится бегство и любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.

Разрушение – поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.

Воспроизводство – репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.

Реинтеграция – поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.

Ориентация – поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.

Исследование – поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.

2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов. Гипотетические модели приведены в таблице 1:

Стимульное событие Подразумеваемая когниция Переживание Поведение Эффект
Угроза «Опасность» Страх, ужас Бегство Самосохранение
Препятствие «Враг» Гнев, ярость Нападение, кусание Разрушение
Потенциальный партнер «Обладать» Радость, экстаз Ухаживание спаривание Воспроизводство
Потеря значимого индивида «Заброшенность» Печаль, горе Призыв к помощи и воссоединению Реинтеграция
Член группы «Друг» Принятие, доверие Ухаживание, содействие Аффиляция, присоединение
Отвратительный объект «Отрава» Отвращение, ненависть Извержение, отталкивание Отвержение
Новая территория «Что там?» Ожидание Обследование, организация Исследование
Неожиданный новый «Что это?» Удивление Остановка, тревога Ориентация

Таблица 1. Cтимул – эффект

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул (табл. 1).

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели. Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, слева направо – вектор сходства эмоций, а ось спереди назад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными (см. схема 1).

Схема 1. Трехмерная модель эмоций ПЛУТЧИКА

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (таблица 2).

Классификация эмоций

Биологические регулятивные процессы Поведение экспрессия Адаптивная функция Субъективные состояния Черты характера Диагнозы
Избегание Бегство Самосохранение Страх Робкий Пассивность, тревожность
Приближение Атака Разрушение Гнев Скандальный, сварливый Агрессивность
Объединение Спаривание Воспроизводство Радость Дружелюбный, общительный Маниакальность
Разделение Сигнал дистресса Воссоединение Печаль Унылый Депрессивный
Глотание Еда Инкорпорация Принятие Доверчивый Истерия
Выброс Извержение Отвержение Отвращение Враждебный Паранойя
Начало действий Разведка Исследование Ожидание Любопытный Навязчивость
Остановка Замирание Ориентирование Удивление Импульсивный Неустойчивость

Таблица 2. Эмоции и их производные

Структурная модель эмоций является основой построения теоретической модели психологических защит.

Модель механизмов психологических защит была разработана Робертом Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году.

Психоэволюционная модель эмоций

В основе теории Плутчика лежит понимание эмоций как эволюционных механизмов, призванных обеспечивать наилучшую адаптацию к внешним условиям и эффективное выживание. В этой парадигме каждая эмоция играет свою роль как стимулятор адаптивного поведения, и за каждой эмоцией стоит естественный импульс, который должен находить свое выражение. Эти механизмы генетически обусловлены и работают автоматически, двигая нами и помогая реагировать на внешние обстоятельства.

Так, выделяется 8 первичных, базовых (или прототипных) эмоций:

  • гнев;
  • страх;
  • печаль;
  • радость;
  • отвращение;
  • удивление;
  • предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
  • доверие.

Одновременно с этим, все их можно соединить в пары противоположностей (биполярных пар): гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание)– доверие.

Плутчик отмечает, что все эти эмоции наблюдаются и у животных по тем же эволюционным причинам. То есть тот факт, что эмоции присущи не только хомо сапиенс, но и другим биологическим видам, подтверждает, что они обладают глубинным витальным смыслом. Базовые эмоции и стимулы движут животными, так же, как и нами, подталкивая к наиболее целесообразному поведению с точки зрения адаптации к жизни.

Чтобы лучше понять, в чем именно заключается роль каждой из базовых эмоций, давайте рассмотрим их подробнее. Плутчик разложил возможные явления, вовлеченные в развитие базовых эмоций, в своеобразные цепочки. В них внешнее явление (стимул) влечет за собой определенное восприятие, вывод о нем (когницию). Это включает определенное переживание (собственно эмоцию), которая влечет соответствующее поведение. И венчает все это эффект или цель, которую преследует индивид в этой психоадаптационной модели. Плутчик представил все элементы этой системы в виде таблицы в своей книге «Теории эмоций», вышедшей в 1980 году. Из нее мы видим, что:

  1. Страх (ужас) характерен для ситуации угрозы (сигнал: «Опасность!»), и его значение лежит в самосохранении.
  2. Эмоция гнева (злости, ярости) – это ответ на препятствие («Враг»), и имеет целью разрушение, устранение этого препятствия.
  3. Радость(экстаз) возникает при виде потенциального партнера, и порождает желание целью воспроизводства потомства.
  4. Потеря значимого индивида вызывает печаль, горе, сигнализируя о заброшенности, и сподвигает людей к реинтеграции (воссоединению с людьми, обществом).
  5. Принятие, доверие характерны для ситуаций, где мы встречаемся с членом нашей группы, «своим»(опознавая его как «друга»), и стремимся к присоединению, более тесной связи с ним.
  6. Если мы сталкиваемся с отвратительным объектом, естественной будет реакция отторжения и эмоция отвращения(ненависть). Цель этого процесса заключается в том, чтобы отторгнуть, отвергнуть то, что может навредить, отравить или убить.
  7. Предвкушение (радостное ожидание) свойственно ситуациям, где мы сталкиваемся с чем-то новым, неизвестным нам, новой территорией. Нами движет интерес и желание познать терра инкогнита: «Что там?» Следовательно, наши последующие действия исходят из посыла исследовать.
  8. И, наконец, удивление – это ответная реакция на какой-то новый, неожиданный или неизведанный объект(«Что это?») В такой ситуации мы движимы целью определить свое место относительно этого объекта, найти ориентиры и понимание ситуации так, чтобы знать, что мы в безопасности относительно этого объекта и можем быть спокойны.

Таким образом, получается, что главная роль эмоций адаптивная. Они развились в процессе эволюции как у животных, так и у людей для того, чтобы помогать наилучшим образом справляться с возникающими ситуациями. В зависимости от того, какая это ситуация и каково её значение для индивида, эмоция позволяет действовать из подходящего импульса, сохраняя целостность тела и благополучие.

Здесь можно провести любопытную аналогию с другой точкой зрения на основные эмоции, свойственные всем людям. Давайте рассмотрим ее поподробнее.

ПЛЮС НА МИНУС

Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит.

А х В = С,

где А – это активирующее событие, В – это наши взгляды и верования об устройстве мира, а С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция).

Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем. Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет. И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе.

Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные. Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь». Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся». И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой.

Таким образом, здоровая негативная эмоция отличается от нездоровой лишь верованием, которое к ней применено.

КАРМАННЫЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЕРОВАНИЙ

Узнать иррациональное верование можно по нескольким типичным признакам (следите за внутренним диалогом!)

Абсолютное требование к себе: «Я всегда должен всем нравиться».

Сверхобобщение: «Мне никогда ничего не удается».

Драматизация: «Это невыносимо! Я этого не переживу!»

Абсолютное требование к миру: «Такого не должно было случаться! Никогда!»

Катастрофицирование: «Не сдал отчет вовремя – теперь меня точно уволят, другую работу я не найду, денег не будет, через месяц меня вышвырнут из квартиры…»

Эти штуки, кстати, любят тусоваться вместе.

Вина – стыд:

и вина, и стыд берут начало в отвращении и страхе быть отвергнутым референтной группой. Но если в случае вины отвращение вызывает отдельно взятый поступок, то стыд – это следствие распространения отвращения на того человека, который сделал то, чего не смел делать.

Досада – разочарование:

вам грустно, что фортуна вдруг повернулась к вам задом, – это вполне здоровая досада. Но если вы считаете, что она не имела никакого права так с вами поступать и вообще мир жесток и преступно злонамерен – то это уже первый шаг к депрессии.

Тревога – беспокойство:

тревожиться в ожидании пугающих событий – вполне нормально. Но если вы убедили себя, что по этому событию проходит водораздел между потенциальным благоденствием и необратимым крушением всех жизненных чаяний, то тогда тревога перерастает в беспокойство.

Зависть – ревность:

грусть и злость от того, что у кого-то есть то, что не помешало бы вам, – здоровая зависть, двигатель свершений. Но стоит вам уверовать, что нечто должно непременно принадлежать исключительно вам, – и вот уже ваши мускулистые черные руки душат девицу.

Список подобных пар можно было бы продолжать, но, думаю, основная мысль ясна: страдание – это следствие не эмоций, а неверного обращения с эмоциями. Здоровый оптимизм легко становится нездоровым, как только человек начинает верить, что «хорошие вещи обязательно должны со мной случиться, потому что они хорошие и я, хороший, очень-очень сильно хочу, чтоб они случились». И вот на те деньги, которые раньше шли на страховку, теперь он покупает книжку «Секрет…». Но это уже тема другой статьи.

завистьнегативные эмоциипсихологические установкиразочарованиеревностьстыдтревогачувствачувство виныэкспериментыэмоции

Внешнее проявление эмоций

Внешнее проявление внутреннего психического состояния происходит за счет жестов, мимики, а также изменения работы разных систем организма (дыхательная, кровообращения и т

д.) Поэтому берется во внимание психология вербальных и невербальных эмоций

Настроение можно определить по мимике

Вербальное выражение эмоций

Вербальное, как известно, означает речевое общение. Речь бывает эмоциональной, меняется интонация, повышается голос. Например, при удовольствии скорость и амплитуда дыхания увеличиваются; при неудовольствии они уменьшаются; возбуждение сопровождается глубоким и частым дыханием, при страхе оно сильно замедляется. По тому, как человек дышит, можно определить его эмоции, направив беседу в то или иное русло.

Невербальное выражение эмоций

Невербальные эмоции проявляются в жестах, мимике, что хорошо прослеживается у ребенка, в то время, как взрослый человек иногда способен их контролировать. Однако индивиду удается взять под контроль далеко не все, например, он не властен над кровообращением. При страхе заметно ускоряется пульс, так же, как и при напряжении, ожидании, смущении и т.д. Единственное отличие – в объекте, провоцирующем эмоции, например, при ожидании экзамена у индивида дрожат руки, но хорошо функционирует мозг.

ЖУК В КОРОБКЕ

Как-то Людвиг Витгенштейн предложил такой эксперимент: представьте, что у вас и у меня есть по коробке. Я спрашиваю: «Что у тебя в коробке?» – и вы отвечаете: «Жук». Я говорю: «Вот классно, у меня тоже жук». И если мы оба не слишком-то интересуемся насекомыми, то вполне можем решить, что в наших коробках одинаковые жуки.

А вот если захотим проверить, так ли это, что мы будем делать? Вероятно, скажем: «У меня здоровенный жук там, а у тебя?» – «У меня тоже здоровенный». Вроде бы по одному параметру совпало… Но что значит «здоровенный жук»? Для человека, который видел когда-либо южноамериканского жука-геркулеса, и для человека, который не видел ничего крупнее рогача, понятие о том, что значит «здоровенный жук», будет сильно отличаться. И хорошо, что жуков можно вытащить из коробки, поставить рядом и сравнить. А потом найти способ классифицировать их.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!

А что если бы жуки водились только в закрытых коробках, видеть их могли бы только их владельцы, и то не целиком и краем глаза, – как бы мы говорили о них тогда? Представили? Вот и хорошо, теперь нет никакой нужды объяснять, почему описание и уж тем более классификация эмоций – одно из самых гиблых начинаний психологии.

Перечень базовых эмоций

Согласно рассматриваемой модели, это более спокойное проявление вышеописанных реакций организма на раздражитель. Они чаще возникают в повседневной жизни, так как первый круг является пиковым состоянием организма, которое наступает исключительно под воздействием сильного впечатления. В перечень базовых эмоций входят следующие переживания личности:

  • Радость. Более мягкая степень восторга. Это искреннее чувство, связанное с приятными ощущениями.
  • Доверие. Происходит от восхищения. Имеет очень хрупкие грани, которые легко нарушить. В таком случае совершится переход в подозрительность или тревогу.
  • Страх. Базируется на ужасе, но уже в более мягкой степени проявления. Это типичная реакция на пугающие объекты. Страх не связан с фобиями и иногда возникает от чувства неизвестности.
  • Удивление. Второй пункт по направлению от изумления. Данная эмоция редко остается незамеченной, так как мимика на автоматике демонстрирует реакцию человека.
  • Грусть. Уже не горе, но все еще сильная отрицательная эмоция. Чаще всего скрыта за безразличием или напускной радостью. Имеет разрушительный эффект, но уже не по отношению к окружающим, а самому человеку. Особенно сильно это проявляется, когда движение происходит от краев к центру модели.
  • Неудовольствие. Произрастает из отвращения, но обычно не влечет за собой какого-то физического действия.


Фото Tengyart on Unsplash

  • Злость. Менее разрушительная эмоция по сравнению с гневом. Но все равно негативный окрас чувствуется. Её сложно скрыть, такая эмоция часто проявляется в виде невербальных жестов и определенной мимики.
  • Ожидание. Происходит от настороженности, если обстановка в целом комфортная и опасности не наблюдается. Легко трансформируется как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Эмоциональные проявления со знаком «минус»

Классификация эмоций, относящаяся к базовым со знаком минус, следующая.

Гнев — отрицательное проявление

Он появляется неожиданно, как результат препятствия к удовлетворению важной для субъекта составляющей.
Страдание тоже имеет отрицательную природу. У личности она возникает тогда, когда невозможно удовлетворить свои потребности

В основном проходит в виде эмоционального стресса.
Отвращение вызывается предметами, столкновение с которыми противоречит нравственно-идеологическим или эстетическим критериям.
Если это чувствуется вместе с гневом, то поведению присуща сильная агрессивность.
Страх появляется тогда, когда есть информация об угрозе благополучия, запрете реализации необходимых потребностей. При этом переживании человек настроен на неблагополучный исход, и на данном основании действует.
Презрение появляется между субъектами вследствие существования разных позиций, поведения и жизненных ориентиров. Другие личности воспринимаются, как не соответствующие собственным нормам.
Стыд выражается в осознании несоответствия поступков, мыслей и внешности ожиданиям других людей, так и своим представлениям о нормальном поведении или внешнем виде.
Печаль нередко связана с завершением чего-либо вместе с утратой и потерей. Из-за этого организм теряет внутреннюю и внешнюю поддержку. Печаль сопровождается болью и пустотой, что иногда приводит к чувству вины.

Как управлять своими эмоциями

Колесо эмоций Роберта Плутчика – это теория. И самостоятельно разобраться в полученных данных практически невозможно. Да, ты видишь это колесо, знаешь все отображенные на нем чувства и ощущения. Но что дальше? Как применить таблицу на практике?

Помешать может в первую очередь то, что мы не можем объективно воспринимать собственную жизнь. Это такая особенность человека. Как ни старайся, ты все равно не можешь со стороны взглянуть на то, что происходит с тобой. Мы можем лишь наблюдать результат и последствия в виде эмоций и ощущений, которые далее можно идентифицировать по цветам на колесе эмоций Плутчика.

Но что дает эта информация? Абсолютно ничего. Не зря ведь психологи сами для решения собственных проблем обращаются к другим психологам. И это абсолютно нормально, что в той или иной ситуации нам требуется посторонняя помощь.

Важно не только уметь определять свое текущее эмоциональное состояние, но и управлять своими ощущениями. Как только разум возьмет верх над сердцем, ты испытаешь приятное чувство контроля над собственной жизнью

Это невозможно передать словами – можно только почувствовать и ощутить.

Безусловно, знать базовую теорию нужно. Но умение применять ее на практике – куда более ценно. Эволюционные особенности развития человека таковы, что именно умение проявлять эмоции и управлять ими отличает нас от других видов животных.

Вот несколько эффективных советов психологов, профессоров и специалистов, которые занимаются изучением круга эмоций Роберта Плутчика, касательно того, как правильно управлять своими эмоциями:

  • Регулируй градус эмоций. Это касается как отрицательных, так и положительных чувств. Не позволяй себе раскачиваться психоэмоционально. Ни к чему хорошему это не приведет. Если чувствуешь, что эмоции берут верх, одерни себя и «поправь термостат» чувств. Это проще, чем кажется – главное один раз попробовать, чтобы понять, как именно это делается.
  • Возьми паузу. Несколько секунд на подумать и принять свои эмоции – отличное решение. Вместо того, чтобы немедленно реагировать на ситуацию, подумай о ее возможных последствиях и способах решения, если речь идет о чем-то негативном.
  • Никаких эмоциональных перегрузок. Не давай сердцу брать верх над головой. Не доводи до состояния, когда начинается учащенное дыхание и сердцебиение, колени подкашиваются и ты чувствуешь, что полностью теряешь контроль над собой. Не нужно плыть по течению – соберись и возьми себя в руки.
  • Глубокое дыхание. Это помогает насытить мозг кислородом, нормализовать физиологические процессы, которые возникли в организме в результате переживания тех или иных положительных или негативных эмоций.
  • Следи за своим окружением. Если среди твоих знакомых много людей, которые постоянно транслируют негатив, критикуют всех вокруг – в скором времени и ты начнешь так делать. Ничего хорошего в этом нет.Если ты хочешь контролировать свои эмоции и всегда держать ситуацию под контролем, нужно дистанцироваться от излишне эмоциональных персон.
  • Отстранись от происходящего. Это касается негатива – гнева, злости, плохих проявлений характера собеседника, фраз и слов, которые задевают, и так далее. Тебе автоматически хочется ответить тем же, но не усугубляй ситуацию.Отвлекись на что-то другое – да хоть барашков в уме считай. Человек поймет, что тебе все равно, и ему попросту станет неинтересно транслировать на тебя свой негатив.
  • Записывай, что ты чувствуешь. Как только ты испытала какую-то эмоцию или ощущение, сразу же запиши ее в блокнот или на лист бумаги. Даже если это было мимолетное чувство, которое ты едва успела понять.
  • Если нет возможности прямо сейчас записать и прожить эмоцию – переключись. Основная задача эмоционального интеллекта – успеть затормозить, сделать паузу. Это также касается преимущественно отрицательных эмоций.
  • Физическая нагрузка. Что-то раздражает? Кто-то бесит? Нет возможности это исправить, уйти прямо сейчас? Физическая нагрузка станет отличным решением. Достаточно пройтись пару этажей пешком по лестнице, чтобы накал страстей значительно снизился.

В заключение

Из теории эмоций Роберта Плутчика можно извлечь несколько практических выводов. Знание этой модели помогает быть более осознанным и лучше управлять своими эмоциями. Чтобы извлечь из этих знаний наибольшую пользу для своей жизни, стоит помнить следующие моменты:

  1. Нет плохих или ненужных эмоций. Все 8 базовых эмоций адаптивны, то есть необходимы для жизни и адекватного ответа на внешние стимулы. Деление на негативные и позитивные эмоции условно, а о вреде и опасности эмоций можно говорить, когда они перестают быть соразмерными ситуации и выходят из-под контроля.
  2. У каждой эмоции есть своя роль, импульс, который нас толкает к наиболее эффективному действию с точки зрения адаптации. Осознанный человек видит эту нить. Например, гнев обоснован и естественен в ситуации, где ваши границы каким-то образом нарушаются или есть угроза физическая или чувству собственного достоинства. А что-то отталкивающее будет вызывать отвращение и отторжение, даже если это исходит от близкого и любимого человека. И винить, стыдить себя за то, что что-то во внешнем виде любимого или какое-то его проявление вызвало в вас спонтанное отвращение, и подавлять это – глупо.
  3. Если вас охватывают эмоции и вам кажется, что управлять ими невозможно, вам поможет развитие осознанности и навыка лучшего понимания своих эмоций и позывов. При любом таком эмоциональном натиске задайте несколько специальных вопросов. Это позволяет не только успокоиться, но и проливает свет на то, что было сокрыто под пеленой острых эмоций и болезненных состояний. Повышая осознанность, вы начинаете лучше понимать свои потребности и движущие вами импульсы. Более того, сниженная активность лимбической системы и вновь включенный неокортекс дают возможность найти эффективные и подходящие варианты в данной ситуации. Вот эти вопросы:

Что именно я чувствую?
Какова интенсивность этой эмоции?
Как это можно назвать, обозначить наиболее точно?
Что я хочу сделать под влиянием этой эмоции, на что она меня толкает?
Что мне важно, что я хочу получить и как чувствовать себя в этой ситуации?
Какие есть иные, более уместные и эффективные способы добиться этого?

Понимание себя помогает выстраивать свою коммуникацию и взаимоотношения с ближним и дальним окружением. Помня о том, что базовые эмоции и кроющиеся за ними импульсы универсальны, и к тому же умея определять эмоции по микровыражениям мимики, вы становитесь более осознанным и компетентным коммуникатором и знатоком людской природы. Вы даже можете помочь людям лучше понимать себя и разбираться в том, что ими движет.
Эти знания и навык осознанности эмоций очень хорошо помогают в воспитании детей. Обучите своих детей простому алгоритму прояснения эмоций, описанному в третьем пункте

Покажите им важность осознанности и трезвого подхода к эмоциональным переживаниям и своим потребностям. Лучше всего, если вы сами освоите навык управления эмоциями (эмоциональной регуляции) и станете для них примером для подражания.. Итак, адаптационная модель эмоций Роберта Плутчика – это не только любопытная теория о базовых эмоциях и эволюционных предпосылках их формирования

С ее помощью возможно лучшее понимание внутреннего механизма психоэмоциональных динамик, и это знание служит большей осознанности и самоорганизации. Отталкиваясь от модели Плутчика, можно более эффективно использовать энергетический потенциал и импульс каждой из эмоций, и, сохраняя осознанность и понимание, выбирать адекватную модель поведения и ответ на ситуацию

Итак, адаптационная модель эмоций Роберта Плутчика – это не только любопытная теория о базовых эмоциях и эволюционных предпосылках их формирования. С ее помощью возможно лучшее понимание внутреннего механизма психоэмоциональных динамик, и это знание служит большей осознанности и самоорганизации. Отталкиваясь от модели Плутчика, можно более эффективно использовать энергетический потенциал и импульс каждой из эмоций, и, сохраняя осознанность и понимание, выбирать адекватную модель поведения и ответ на ситуацию.

Напоминаем, что у нас на сайте имеется программа «Психическая саморегуляция», цель которой обучить практическим навыкам управления эмоциями и своим психическим состоянием. Она может заинтересовать тех, у кого есть сложности с контролем эмоций и уровня стресса, а также всех тех, кто просто хочет научиться управлять любыми своими состояниями.

И напоследок желаем вам осознанности и обращения своих эмоций себе на пользу!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: