Морено, якоб леви

Психодрама

Якоб Морено психодрама

Психодрама – направление психотерапии, в ходе которого участники проигрывают свои проблемы путём театрализации. Автор психодрамы – Якоб Леви Морено. Он первый предложил идею театрализации. Единицей анализа в теории Якоб Морено психодрама является социальный атом, т. е. человек в отношениях с окружением. Социальный атом — наименьший элемент структуры отношений, состоящей из всех связей между человеком и другими людьми, которые находят свое выражение в поведении и воображении. Причина невротического развития личности — нарушения ролевого развития. Это может быть обусловлено отсутствием внутренней безопасности, наследственностью, внешними условиями

Внешние условия невротического развития личности: общественные факторы, экономические, межличностные отношения и плохое здоровье.
Важное понятие для этого направления – роль. Ребёнок рождается с потребностью в игре

Это характерно для здоровой личности. Невротик не способен осваивать и принимать на себя роли из-за блокирующего страха.
Морено выделил 4 категории, которые соответствуют разным ролевым уровням: социальные, соматические, психологические и трансцендентальные роли.

  1. Социальная роль – связано с поддержанием жизнедеятельности (пример, половая роль)
  2. Социальная роль – статус человека в обществе (например, жена)
  3. Психологическая роль – способ переживания человеком действительности (например, мать, заботящаяся о благополучии своих детей)
  4. Трансцендентная роль – всепоглощающая роль, подчиняет себе все предыдущие (например, любящий человек)

Морено выделяет причину нарушений – ролевой конфликт. Существуют:

  1. Интраролевой конфликт – конфликт между частями в роли. Эти части могут плохо осваиваться или отвергаться. Например, руководитель хорошо мотивирует своих подчинённых, но при этом ему сложно их поощрять и наказывать.
  2. Интерролевой конфликт – конфликт между несколькими ролями. Примером такого конфликта можно привести: молодая девушка может разрываться между профессиональной деятельностью и ролью матерью.
  3. Интраперсональный конфликт – такой конфликт тянется из прошлого. Наши личины никуда не пропадают, они наслаиваются одна на другую. Это определяет черты новой роли, формируют её. Например, молодой человек не может проявить нежность к своей девушке, т.к. не видел этого проявления в детстве. Эта неспособность в проявлении чувств приводит к конфликту.
  4. Интерперсональный конфликт – возникает между людьми, когда они находятся в нескольких ролях одновременно. Например, молодой человек может быть и начальником и другом по отношению к другому человеку одновременно.
    Морено выделяет также невроз креативности – проявляется, когда человек при способности играть роли утрачивает способности к спонтанным проявлениям. Его действия стереотипны, человек не способен творить, приобретать новый опыт.

Психодрама как метод психотерапии выделяет участников этого процесса:

Протагонист – главный участник психотерапия психодрама. Он предлагает проблемную ситуацию и сам в ней играет. В ходе проигрывания его ситуации этот участник приобретает новое виденье ситуации, её решения и т.д.

Вспомогательное Я – другие участники группы, которых назначает протагонист для проигрывания ситуации. Эти участники могут играть как живые роли (друзей, матери, отца, братьев и сестёр, собаку и т.д.), так и неживые роли ( материи, духов, персонажа из сна и многое другое). Вспомогательное Я должно прислушиваться к замечаниям протагониста, корректировать свою игру в соответствии с ними. Если Вспомогательное Я играет не так, как видит это протагонист, последний прерывает игру и происходит обмен ролями. При этом, участник не просто выполняет указания, у него тоже ест свои чувства, которыми он делится во время игры.

Ведущий психодрамы – психотерапевт. Он несёт ответственность за сеанс, выбирает подходящие методы, регулирует эмоциональную напряженность в группе и т.д. Выполняет роли: аналитика (оценивает ситуацию), режиссера (ставит постановку), терапевта (добивается решения проблем), ведущего группы (организовывает работу в группе).

Разогрев

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы

Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).
Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Источники

  • Ron Y., Yanai L. Empowering Through Psychodrama: A Qualitative Study at Domestic Violence Shelters. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.600335; PMID:33868079
  • Purrezaian M., Purrezaian H. Group psychodrama for children with leukemia: A brief report. // J Psychosoc Oncol — 2021 — Vol — NNULL — p.1-6; PMID:33792511
  • Bodicherla KP., Shah K., Singh R., Arinze NC., Chaudhari G. School-Based Approaches to Prevent Depression in Adolescents. // Cureus — 2021 — Vol13 — N2 — p.e13443; PMID:33758723
  • Kushnir A., Orkibi H. Concretization as a Mechanism of Change in Psychodrama: Procedures and Benefits. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.633069; PMID:33708162
  • Orkibi H., Biancalani G., Bucuţã MD., Sassu R., Wieser MA., Franchini L., Raccichini M., Azoulay B., Ciepliñski KM., Leitner A., Varani S., Testoni I. Students’ Confidence and Interest in Palliative and Bereavement Care: A European Study. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.616526; PMID:33679532
  • Testoni I., Ronconi L., Biancalani G., Zottino A., Wieser MA. My Future: Psychodrama and Meditation to Improve Well-Being Through the Elaboration of Traumatic Loss Among Italian High School Students. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.544661; PMID:33536956
  • Pires N., Rojas JG., Sales CMD., Vieira FM. Therapeutic Mask: An Intervention Tool for Psychodrama With Adolescents. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.588877; PMID:33510672
  • Orkibi H. Creative Adaptability: Conceptual Framework, Measurement, and Outcomes in Times of Crisis. // Front Psychol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.588172; PMID:33510671
  • Pugh M., Bell T., Dixon A. Delivering tele-chairwork: A qualitative survey of expert therapists. // Psychother Res — 2020 — Vol — NNULL — p.1-16; PMID:33315529
  • Aktas S., Pasinlioğlu T. The effect of empathy training given to midwives on the empathic communication skills of midwives and the birth satisfaction of mothers giving birth with the help of these midwives: A quasi-experimental study. // J Eval Clin Pract — 2020 — Vol — NNULL — p.; PMID:33283424

Что такое психодрама?

Чтобы начать понимать, что такое психодрама и каких целей она намеревается достичь, давайте сначала рассмотрим ее внешность: способ разработки одного из ее сеансов. Чтобы понять минимально то, что мы увидим ниже, необходимо только понять две вещи: что сеансы психодрамы проводятся в группах, но что психодрама не стремится решать проблемы, выраженные группой, но что присутствие многих людей используется для вмешательства в проблемы индивидов по очереди.

Таким образом, в каждый момент есть явный главный герой, на которого должна быть ориентирована сессия в то время как остальные люди являются членами, которые помогают в проведении сеанса и которые в какой-то момент также будут главными действующими лицами своей собственной психодрамы.

Это фазы сеанса психодрамы:

1. Отопление

На первом этапе сеанса психодрамы, группа людей встречается, и человек, который активизирует действие, побуждает других выполнять упражнения, чтобы сломать лед , Цель потепления — сделать людей свободными, осознать начало сеанса и быть более предрасположенными к самовыражению через действия, которые в другом контексте были бы странными.

2. Драматизация

Инсценировка — ядро ​​сеансов психодрамы , При этом выбирается один из людей, посещающих группу, и это немного объясняет, с какой проблемой он пришел на сессию и каков автобиографический фон, связанный с ней. Человек, который руководит сеансом, пытается заставить главного героя фазы драматизации объяснить, каким образом он воспринимает эту проблему в настоящем, а не пытаться вспомнить точно ее детали.

После этого начинается инсценировка, в которой главному герою помогают остальные члены группы, которые играют роль, и все импровизированные сцены, связанные с проблемой, подлежащей лечению. Однако это представление не следует фиксированному сценарию, а основано на импровизации, поддерживаемой очень немногими рекомендациями о том, какой должна быть сцена. Идея состоит не в том, чтобы точно воспроизвести сцены, основанные на реальности, а в том, чтобы предложить аналогичный контекст в определенных важных моментах; тогда мы увидим почему.

3. Эхо группы

На последнем этапе T Все люди, участвующие в представлении, объясняют, что они чувствовали способ, которым действие заставило их вызвать прошлый опыт.

Резюме вклада

Есть свидетельства того, что методы Дж. Л. Морено с течением времени заслужили уважение. Последующие исследования Венский университет показывает огромное влияние, которое теория Морено о Сталкиваться (Приглашения на встречу, 1914) пришлось на развитие Мартин Бубер философия «Я-Ты» и влияние Бубера на философию, теологию и психологию. Его жена, Зерка Морено, писал: «Хотя это правда, что Бубер расширил идею встречи, он не создал инструментов для ее совершения». Морено «создал различные инструменты, которые мы сейчас используем для облегчения общения с людьми, социометрию, групповую психотерапию, психодраму и социодраму». Зерка сама была экспертом в психодраме и социометрии и продолжила дело своего покойного мужа.

Имея учебные центры и институты почти на всех континентах, многие тысячи студентов расширяют и развивают обучение и преподают моренские искусства и науки по дисциплинам, чтобы более полно реализовать видение Морено сделать эти социальные науки доступными для «всего мира». человечество «.

Морено также широко известен как один из основоположников дисциплины анализ социальных сетей, раздел социологии, который занимается количественной оценкой роли индивида в группе или сообществе путем анализа сети связей между ними и другими людьми.:21,22

Его книга 1934 года Кто выживет? содержит некоторые из самых ранних графических изображений социальных сетей (социограммы ). В этой книге он представил известное объяснение, почему пандемия беглецов возникла в Нью-Йоркская школа обучения для девочек в Hudson.

Поиски и находки для психодрамы

Якоб всегда был артистичной и творческой натурой. Однажды в парке он привлек к себе слонявшихся без дела детей: сел под дерево и стал рассказывать им сказки. Он увидел, что дети — благодарная аудитория. Родители, прознав про этого веселого господина, стали приводить к нему своих детей. Их стало так много, что Морено приходилось влезать на дерево. Сначала он просил детей комментировать сказки, отвечать на вопросы, затем предложил придумывать новую концовку или выбирать ее из нескольких вариантов. Это послужило своеобразным «разогревом» для дальнейшей работы — дети и родители стали разыгрывать сюжеты. Так в парке появилась своя театральная группа.

Интерес к театру полностью захватил Якоба. Он пытался «нащупывать» новый метод психотерапии — психодраму, видя в ней предпосылку театральной революции в мире. Театральной революции не произошло, но вот психодрама заняла со временем должное место в психотерапии. Основанная на ролевой игре и драматическом самовыражении, она представляла собой подлинное «действие души»: проблема человека разыгрывается в ролях, после чего пациенту легче принять, заново переосмыслить происшедшее и смягчить проблемность ситуации.

ранняя жизнь и образование

Родовой дом Морено в Pleven, Болгария, а также мемориальная доска крупным планом.

Джейкоб Леви Морено родился в Бухарест в Королевство Румыния. Его отцом был Морено Ниссим Леви, Сефарды Еврейский купец 1856 г.р. в Плевне в г. Османская империя (сегодня Pleven, Болгария ). Дед Иакова Бучис переехал в Плевну из Константинополь, где его предки поселились после того, как покинули Испанию в 1492 году. Считается, что Морено уехали из Плевны в Бухарест во время Русско-турецкая война 1877–1878 гг., вслед за раввином Плевны Хаимом Бежарано в поисках более гостеприимной среды. Мать Якоба Морено, Паулина Янку или Вольф, также была сефардской еврейкой, родилась в 1873 году и происходила из Кэлэраши, Румыния.

В 1895 году, во время большого интеллектуального творчества и политических потрясений, семья переехала в Вена. Он учился лекарство, математика, и философия на Венский университет, став Доктор медицины в 1917 году. Он отверг теорию Фрейда, еще будучи студентом-медиком, и заинтересовался потенциалом групповых настроек для терапевтической практики.

В своей автобиографии Морено вспоминает эту встречу с Зигмунд Фрейд в 1912 году. «Я посетил одну из лекций Фрейда. Он только что закончил анализ телепатического сновидения. Когда студенты расходились, он выделил меня из толпы и спросил, что я делаю. Я ответил:« Хорошо, доктор . Фрейд, я начинаю с того места, где вы заканчиваете. Вы встречаетесь с людьми в искусственной обстановке вашего офиса. Я встречаю их на улице и в их домах, в их естественном окружении. Вы анализируете их сны. Я даю им смелость снова мечтать. . Вы анализируете и разрываете их на части. Я позволяю им разыграть свои конфликтующие роли и помогаю им снова собрать части вместе ».

Предисловие автора к немецкому изданию

В этой книге о классической психодраме Я.Л. Морено воплотилось мое стремление, опираясь на собственный многолетний опыт практической работы с психодрамой, попытаться доступно изложить особенности этого вида терапии. Прежде всего, мне хотелось дать целостное представление о труде Морено. Осуществлению этого замысла способствовали многочисленные беседы с Морено, которые мне посчастливилось с ним провести и которые позволили мне осмыслить его жизненный труд как исполненную жизнью целостность.

Труд Морено можно уподобить древу. Его оригинальное творение питается тремя огромными корнями – религией, искусством и наукой,– образующими его ствол – триадическую систему групповой психотерапии, социометрии и психодрамы, над которым возвышается густая крона из многочисленных техник, областей применения и школ.

Данная книга, помимо социометрического обоснования психодрамы и изложения ее основных элементов в теории и практике, включает в себя также и собственную философскую антропологию Морено. Она ориентирована на реалии космоса и, поскольку Морено усматривает в человеке осознанно развивающуюся часть космоса, является также и космогонией. Морено исходит из того факта, что мир все в большей степени создается самим человеком и что из-за возникающего таким образом отчуждения между человеком и космосом и миру, и человеку грозит уничтожение. Уже в начале 1930-х годов в заглавии своего классического труда по социометрии он поднимает вопрос: «Who Shall Survive?» – и отвечает, что выживет лишь спонтанный и созидательный человек. Этой цели – пробуждению и раскрытию спонтанности и креативности – должна служить психодрама. Тем самым помимо обычных терапевтических целей она ставит себе целью терапию человечества. Классическую психодраму Морено можно понять только в этом широком контексте. Именно поэтому Морено и предоставлено так много места в этой книге.

Чтобы связать мореновскую антропологию с практикой, я, основываясь на его теории ролей и теории креативности, дополнительно разработала изложенные в главах ХI и XVI теорию интеракционального круга взаимодействия человека с миром и модель психопатологических феноменов.

Эта книга обязана своим возникновением ряду встреч: прежде всего я благодарна состоявшейся в мои студенческие годы встрече с Я.Л. Морено и его женой Зеркой Т. Морено, его самой близкой и самой неутомимой сотрудницей, с которыми вот уже более двух десятилетий меня связывает дружеская совместная работа. Большое значение для появления этой книги имела и моя встреча с д-ром мед. Эрихом Францке. Благодаря его приглашению мне удалось прочитать в рамках 6-й конференции по психиатрии в городе Вёкшё вводный курс лекций по работам Морено, в которых принимал также участие и замещал меня в качестве ведущего психодрамы во время моей непродолжительной болезни проф. Гиларион Петцольд из Парижского института Сен-Дени. Под влиянием его встречи с молодыми шведскими коллегами в сентябре 1970 г. в Вёкшё у нас появился конкретный план учебника под названием «Психодрама: теория и практика» и примерное его содержание. Намереваясь совместно написать небольшую книжку, мы поделили между собой соответствующие главы и общими усилиями набросали их содержание. Задержка с появлением книги была вызвана различного рода помехами, возникшими в период с 1971 по 1972 г., а также необозримым множеством работ Морено, которые, как уже стало ясно в сентябре 1972 г., невозможно было изложить и оценить по достоинству в одной книге. Таким образом, сохранив первоначальное деление глав, я самостоятельно написала книгу о классической психодраме Я.Л. Морено, тогда как Г. Петцольд предполагал написать книгу, где были бы представлены техники, школы и области применения психодрамы.

В первую очередь я хочу выразить свою благодарность всем тем людям, чье участие в психодраме позволило мне понять особенности и значение психодрамотерапии, а среди друзей и коллег, своим интересом к содержанию книги, поддержкой и критическими замечаниями способствовавших ее появлению, прежде всего проф. Г.К. Бинсвангеру, д-ру мед. и фил. господину проф. К.П. Кискеру, д-ру мед. господину К. Кенигу, д-ру мед. господину Р. Крюгеру, д-ру мед. господину проф. Г. Лейнеру, а также господину Фридриху Шнакку, одному из авторов изданного в 1919 г. Морено ежегодника «Новая совесть». Я благодарю д-ра фил. господина Г. Эллфельдта за его помощь при составлении предметного указателя. И наконец, но не в последнюю очередь, я благодарю госпожу X. Штрауб, вместе с которой я возглавляю Институт Морено в Германии, за то, что в истекающем сегодня году во время моего затворничества, связанного с написанием книги, она взяла на себя основную работу по обучению психодраме.

Основные упражнения из курса

Обычно длительность общего сеанса психодрамы для зависимых (наркомания, алкоголизм) – около 50 минут, но реальные встречи могут быть и больше, и меньше по времени. Примерные временные рамки – от 15 минут до 4 часов, при этом длительность отдельных упражнений не регламентируется.

В рамках описанных выше этапов могут использоваться следующие упражнения (примеры):

  1. Пустой стул. Протагонист взаимодействует с антагонистом, периодически меняется с ним ролью, при этом сидит на стуле, который возвышается над остальными людьми для осознания силы, значимости.
  2. Персонификация. Человек наделяет себя качествами, которых ему не хватает, и пытается разыграть ситуацию уже с новыми личностными характеристиками.
  3. Возврат в прошлое. Картины из прошлого воссоздаются во время представления, а потом подробно разбираются участниками. Аналогично может пройти упражнение «шаг в будущее».
  4. Разговоры за спиной. Протагонист садится на стул спиной к остальным и слушает, как они его обсуждают.

Психологических упражнений, которые отлично подходят к техникам психодрамы, великое множество. Для конкретной ситуации их выбирает специалист, который проводит курс терапии.

ПСИХОДРАМА

Теория ролей

  • Роль — это единица консервированного поведения.
  • Роль — это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
  • Роль — это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Стадии ролевого развития

Эмбриональная стадия (матрица органического развития).1. Стадия «первой вселенной».2. Вторая вселенная3. Третья вселенная

Теория спонтанности

  • драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов);
  • творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.);
  • оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);
  • адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Основные элементы психодрамы

ПротагонистВедущий

  • иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;
  • быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;
  • творить моменты, когда все становится возможным: ведущий
  • создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло;
  • обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;
  • знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;
  • иметь склонность к риску; уметь оказывать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
  • уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 19-20).

Вспомогательное «я»

  • войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцитация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста;
  • следовать восприятию протагониста, по крайней мере вначале;
  • понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью;
  • понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену;
  • вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям (Морено 3., 1998, с. 268).

ЗрителиСцена

Основные фазы психодрамы

Разогрев

он способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы;
он облегчает общение между участниками, усиливая чувство доверия и групповую сплоченность (К

Рудестам обращает, в частности, особое внимание на преодоление членами группа страха показаться наивными, неинтересными, беспокойство по поводу актерских способностей и др.);
он помогает членам группы сконцентрировать свое внимание на личностных проблемах, с которыми они хотели бы поработать на предстоящем занятии.. Психодраматическое действиеШеринг

Психодраматическое действиеШеринг

Основные техники психодрамы

ДублированиеТехника зеркалаобмена ролямиСамопредставлениеИсполнение ролиДиалогМонологРеплики в сторонуТехника пустого стулаШаг в будущееВозврат во времениТест на спонтанностьТехника «сновидение»Психодраматический шокГипнодрама

  • БАРЦ Э. (1997) Игра в глубокое. — М.: Класс.
  • БЛАТНЕР Г. (1993) Психодрама, ролевая игра, методы действия. — Пермь.
  • КЕЛЛЕРМАН П. Ф. М. (1998) Психодрама крупным планом. — М.: Класс.
  • КИППЕР Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Класс.
  • ЛЕЙТЦ Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. — М.: Прогресс.
  • МОРЕНО 3. Т. (1998) Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии. — М.: Класс. Т. 3, с. 256-279.
  • МОРЕНО Я. (1993) Театр импровизации. — Красноярск: Фонд ментального здоровья.
  • Психотерапевтическая энциклопедия (1998) / Под ред. Д. В. Карвасарского. — СПб.: Питер.
  • РУДЕСТАМ К. (1998) Групповая психотерапия. — СПб.: Питер.
  • Холмс П. (1997) Классическая психодрама // Психодрама: вдохновение и техника. — М.: Класс, с. 25-36.

Формы, виды и техники психодрамы в наркологии

Как уже было сказано, выделяют два вида психодрамы – классическая (групповая) и индивидуальная, или монодрама. Как правило, в отношении наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, используется групповой метод с размером группы 6-9 человек. В группе меньшего размера будет слишком мало зрителей, в группе меньшего размера режиссеру слишком сложно отслеживать разные индивидуальные реакции.

Все участники группы должны быть гетерогенны по опыту, полу, способностям и т.д., но допускаются занятия и в гомогенной группе (например, среди алкоголиков с примерно одинаковой жизненной историей).

Группа может быть:

  • Открытой – целью является обретение независимости каждым участником в быстром темпе.
  • Закрытой – участники действуют более сплоченно, с использованием коллективного подхода.

Существуют такие формы психодрамы:

  1. Центрированная на протагонисте. Метод сконцентрирован на основном герое, которому помогает режиссер, ведущий, партнеры для показа реальной ситуации из собственной жизни (либо вымышленной ситуации). Итогом становится повторное переживание и осознание проблемы.
  2. Центрированная на теме. Обычно применяется во вновь созданной группе, где подбирается актуальная для всех проблема (тема), которая каждым участником обыгрывается в индивидуальном порядке (часто применяется среди алкоголиков).
  3. Направленная на группу. Основной «актер» описывает ситуацию, актуальную для всех членов группы. Примером служит группа наркоманов, которые крали из дома деньги или потеряли работу из-за своей зависимости.
  4. Центрированная на группе. Члены группы выясняют отношения и общие трудности между собой.

Основные техники, применяемые в психодраме таковы:

  1. Монолог, или самопрезентация. Это – простейшая техника, которая составлена серией ролевых действий, где протагонист изображает себя или другого человека. Он – единственный участник, старающийся довести до зрителей свою проблему и точку зрения на нее.
  2. Двойник. К протагонисту присоединяется дублер, который следит за монологом и помогает решить проблему, как только у протагониста заканчиваются мысли, говорит о недосказанном. Двойник представляет как бы внутренний голос протагониста, его субличность.
  3. Обмен ролями. В психодраме такая техника очень важна, она позволяет увидеть себя со стороны, научиться понимать других людей.
  4. Отображение, или зеркало. Протагонист наблюдает за тем, как пытаются его изобразить другие участники группы, видя себя глазами прочих людей.

Таким образом, в психодраме используются некоторые методики, которые присущи и другим методам групповой психотерапии алкоголизма и наркомании (в частности, 12 шагов), но есть и уникальные техники.На видео техники психодрамы:

https://youtube.com/watch?v=9xva_WHe3nM

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

Начинает Морено с малого: вместе с друзьями создает «Дом встреч» для иммигрантов и беженцев. «Придите к нам, люди всех народов. Мы дадим вам кров» — таков их девиз. Пока это чисто социальная работа: отчаявшимся людям, оказавшимся в новой — не всегда благожелательно настроенной — среде нужно помочь заполнять бумаги, просить прошения, искать работу. Но этим дело не ограничивается: в «Доме встреч» много поют, веселятся и даже ведут философские дебаты. Похоже, уже в это время у Морено зарождается идея, что социальная помощь необходима, но сама по себе недостаточна. Нужна большая вовлеченность участников группы в процесс, большая личная заинтересованность. Люди должны не только что-то получать, но и чем-то делиться с другими.

Вскоре предоставляется возможность это проверить. Случайная встреча с проституткой, которую полицейский отчитывает средь бела дня «за слишком вызывающую одежду», приводит к тому, что сначала Морено просто посещает Шпиттельберг (своеобразное венское гетто для «ночных бабочек») вместе с репортером и врачом-венерологом, а потом создает реабилитационные группы. Его задача — поднять самоуважение девушек, научить осознавать и защищать свои интересы. Группы собираются два-три раза в неделю в послеобеденное время. Разговоры проходят за кофе с пирожными. Сначала просто обсуждаются всякие неприятные происшествия из бурной и насыщенной ночной жизни, потом Морено и его соратники начинают предпринимать практические действия: искать адвокатов, защищавших интересы проституток в суде, докторов, которые соглашались их лечить, и больницы, куда их могли принять. Это приводит к неожиданным результатам: выясняется, что девушки способны сами помогать друг другу, они создают общую кассу для экстренных случаев и терпимее относятся не только к себе, но и к другим участницам группы. То, что группа может быть не просто источником экономической и социальной поддержки, но и способствовать раскрытию человека и его изменению, заставляет совершенно по-новому взглянуть на проблему психологической помощи.

К этому времени относится и легендарная встреча Морено с Фрейдом (согласно одной версии она произошла в 1912 году, согласно другой в 1914-м). Морено присутствовал на одной из лекций мэтра в психиатрической клинике Университета и на вопрос о том, чем он занимается, самоуверенно ответил: «Я учу людей играть Бога». Кабинетному стилю работы Фрейда он противопоставил работу в естественном окружении, на улицах и площадях.

Начинается Первая мировая, «Дом встреч» закрывается, но Морено продолжает двигаться в заданном направлении. Он работает в лагерях для беженцев в Австрии (Миттендорф) и Венгрии (Жолнок) и выдвигает смелую теорию: если учитывать принадлежность людей к определенным группам, можно сделать их жизнь более счастливой. Если мы хотим заниматься глубокой и содержательной социальной работой, а не просто поверхностной благотворительностью, мы должны понимать, как группа устроена, кто в ней лидер, а кто аутсайдер, каковы интересы группы и какие групповые процессы в ней происходят. В середине 1910-х Морено закладывает основы социометрии, а двадцать лет спустя блестяще доказывает собственные теоретические выкладки, проведя знаменитый эксперимент в тюрьме Синг-Синг.

Остается найти ключ, при котором вся работа группы будет направлена на совместный рост и решение индивидуальных проблем. Таким ключом становится театр.

Эффективность психодрамы

Психодрама не является частью терапевтических предложений, эффективность которых доказана научно., что заставляет скептически настроенное сообщество в области психологии здоровья не рассматривать ее как эффективный инструмент. С другой стороны, психоаналитические основы, на которых она зиждется, были отвергнуты эпистемологией, на которой сегодня основана научная психология.

В некоторой степени психодрама так сильно фокусируется на субъективных переживаниях и процессах самоопределения, что, как говорят, ваши результаты невозможно измерить систематически и объективно. Однако критики этой точки зрения указывают на то, что существуют способы учитывать влияние любой психотерапии на пациентов, независимо от субъективности проблемы, которую необходимо лечить.

Это не означает, что психодрама продолжает практиковаться, как в случае с семейными расстановками, сеансы которых могут напоминать сеансы классической психодрамы Джейкоба Леви Морено. Вот почему, когда вы сталкиваетесь с проблемами, связанными с психическим здоровьем, выбираются альтернативы с доказанной эффективностью при различных типах проблем, такие как когнитивно-поведенческая терапия.

Основы психодрамы

Теперь, когда мы увидели, что в основном состоит из типичного сеанса психодрамы, давайте посмотрим, на каких принципах оно основано, какова его философия. Для этого, прежде всего, мы должны начать с концепции катарсиса, объясненного сначала философом Аристотелем, как феномена, благодаря которому человек лучше понимает себя после того, как испытал работу, представляющую серию событий. Это было очень применимо к театральной драматургии, в которой почти всегда был кульминационный момент, который стремился вызвать сильные эмоции у зрителей и предложить результат, который представляет собой процесс эмоционального освобождения.

Для Джейкоба Леви Морено идея терапевтического потенциала психодрамы заключалась в том, что он позволил катарсису перейти от вторичного переживания зрителя к активному катарсису, переживаемому героями драматизаций.

Теория Спонтанности-Творчества

И почему эта форма катарсиса должна быть лучше? Эта идея была основана на теории спонтанности творчества В соответствии с которым креативная реакция на непредвиденные ситуации является лучшим механизмом для поиска новых решений старых проблем, которые остаются укоренившимися в течение длительного времени.

Другими словами, неспособность видеть за пределами ментального пути, к которому мы привыкли анализировать проблему, должна быть нарушена участием в непредвиденных ситуациях. Таким образом, процесс эмоционального освобождения рождается из творческого и спонтанного факта что-то более значимое для себя, чем вымысел, увиденный извне работы. Для того, чтобы этот творческий катарсис произошел, нет необходимости воспроизводить прошлый опыт с точностью, скорее, чтобы сеанс вызывал элементы, которые главный герой считает значительными и связаны с конфликтом, с которым нужно иметь дело.

Связь между психодрамой и психоанализом

Связь между психодрамой Якоба Леви Морено и психоаналитическим течением основана, среди прочего, на том, что существует неосознанный экземпляр сознания людей и другого сознательного.

Некоторые проблемы фиксируются в бессознательной части, заставляя сознательную часть страдать от симптомов этого, не имея возможности получить доступ к ее источнику. Вот почему проблемы, к которым пытаются прийти из психодрамы, воспринимаются как «конфликты». Это слово выражает столкновение между сознательным и бессознательным Одна часть содержит представления, связанные с происхождением проблемы, и изо всех сил пытается выразить их, в то время как сознательная часть хочет, чтобы симптомы, которые производят попытки бессознательного выразить то, что оно содержит, исчезли.

Для Морено, Психодрама позволяет воспроизвести симптомы проблемы самими действиями. руководствуясь сознательной частью себя; В некотором смысле, проблема воспроизводится, но на этот раз процесс ориентируется на сознание, что позволяет ему взять под контроль конфликт, который остался заблокированным, и интегрировать их в свою личность здоровым образом.

Психоанализ также преследовал цель блокирования переживаний, возникающих в сознании систематическим образом, чтобы пациент мог переосмыслить и присвоить их. Однако Джейкоб Леви Морено не хотел, чтобы эта задача основывалась исключительно на переосмыслении чего-либо, а скорее указал на необходимость вовлечения в процесс участия всего тела посредством движений которые исполняются во время ролевой игры на сцене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: