Применение теста р.жиля

Проведение исследования

Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:

  1. Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
  2. Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
  3. С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
  4. Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.

Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.

Пример схематичного оформления тестового задания.

Ребёнка просят обозначить крестиком свою позицию на рисунке

Стимульный материал.

Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:

  • отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
  • взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
  • тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).

Процедура проведения

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов: цели, способы, результат

Полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм-тест» Рене Жиля используется в диагностике уровня социально-психологической адаптации ребёнка, особенностей его взаимоотношений с окружающими людьми, а также для выявления доминирующих черт характера и приоритетной поведенческой модели.

Методика была презентована Рене Жилем в 1959 году, её цель была определена как исследование личности ребёнка.

Отечественный адаптированный вариант тестирования был предложен И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и приобрёл известность и признание у профессиональных психологов как «Фильм-тест» Р. Жиля. Преимуществом этой методики является её промежуточная форма между анкетированием и тестами проективного характера.

Принципы «Фильма-теста»:

  • Проективный перенос — глубинные стереотипы и поведенческие мотивы проявляются прямо или опосредованно в проигрывании тестовой ситуации, не провоцируя при этом защитной реакции тестируемого.
  • Символическая линейность — прямые расстояния между персонажами, изображёнными на картинке в вымышленной ситуации, обнаруживают эмоциональную дистанцию в отношениях с реальными людьми. Выбор короткой, близкой дистанции свидетельствует о положительном характере эмоциональных связей.

Методика широко используется школьными психологами при диагностике детей в возрастном диапазоне от четырёх до двенадцати лет, но в случаях наблюдаемого инфантилизма или отсталости психоэмоционального развития допускается применение и в более старшем возрасте. Стоит учитывать, что тестирование одиннадцатилетних детей резко утрачивает характер проективности, поскольку ответы приобретают прямолинейный характер. Особую эффективность исследование продемонстрировало в процессе работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, так как от ребёнка не требуется развёрнутого ответа, специалисту достаточно знать его выбор на карточке с изображением конкретной ситуации, расстояние, которое определяет для себя ребёнок от нарисованных объектов, его поведенческие приоритеты.

Наиболее значимым диагностическим плюсом теста является широкий диапазон социально-психологических характеристик ребёнка:

Методика предлагает тринадцать показателей и аналогичное количество шкал:

  1. «Отношение к матери»;
  2. «Отношение к отцу»;
  3. «Отношение к обоим родителям», «Родители как чета»;
  4. «Отношение к братьям и сёстрам»;
  5. «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
  6. «Отношение к другу»;
  7. «Отношение к учителю»;
  8. «Любознательность»;
  9. «Стремление к доминированию»;
  10. «Стремление к общению в больших группах детей»;
  11. «Конфликтность, агрессивность»;
  12. «Реакция на фрустрацию», «Социальная адекватность поведения»;
  13. «Стремление к уединению, отгороженность».

Содержание теста: ребёнку предлагают внимательно рассмотреть сюжетные картинки, ответить на сопровождающие их вопросы, определиться с местом своего «я» на рисунке, рассказать о своей реакции на происходящие события и выбрать сценарий своего поведения

Исследователь во время проведения тестирования беседует с ребёнком, уточняет ответы, просит подробнее рассказать о причинах того или иного выбора, осуществлённого испытуемым, узнаёт информацию о членах семьи и других персонажах, которые изображены на карточках, но не определены (важно фиксировать порядок, в котором ребёнок их называет)

Помимо тестирования самого ребёнка некоторые исследователи предлагают активно сотрудничать с родителями, обращаясь к ним с просьбой предположить и показать позиции, которые предпочёл бы их ребёнок («какое бы место выбрал ваш сын или ваша дочь»). Таким образом, психолог получает расширенную информацию по поводу представлений родителей о характере отношений их ребёнка с окружающим миром. Отмечается высокий уровень несовпадений ожиданий родителей и реального выбора их ребёнка.

«Фильм-тест» очень популярен в практике консультирования, поскольку помогает не только выявить проблемы, но и проследить дальнейшую траекторию результативности психологической терапии. Специалисты рекомендуют вместе с методикой Рене Жиля использовать графический тест «Рисунок семьи», который поможет уточнить показатели отношений ребёнка с родственниками, что сделает итоговые выводы более достоверными и объективными.

Методика Рене Жиля

Эта методика относится к проективным методам психологии. Она состоит из определенных заданий. В ней есть картинки, на которых имеются изображения детей и взрослых. Под каждой из них — краткое объяснение ситуации, которая происходит, а также задается вопрос испытуемому человеку по теме этой картинки.

Методика Рене Жиля для младших школьников предполагает задания. В этом тесте важен контакт между психологом и ребенком, именно специалист озвучивает эти задания, если ребенку сложно их прочитать. Поэтому должна царить доброжелательная и доверительная атмосфера. Методика подходит для детей от 4 до 12 лет. Но если ребенок характеризуется как выраженный инфантилист, имеющий задержки психоречевого развития, то она может применяться и для более старшего возраста.

Интерпретация и оценка результатов

Содержание методики, как уже говорилось, условно делится на исследование 7 переменных отношений конкретно-личностного характера и 6 характеристик собственных особенностей ребёнка. Для интерпретации результатов теста необходимо определить, какие вопросы характеризуют ту или иную категорию.

В этом поможет следующая таблица:

Название шкалы Номера вопросов Количество заданий
Отношения с мамой 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
Отношения с папой 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42  20
Отношения с родителями как единым целым  1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 12
Отношения с бабушками и дедушками  2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41  16
Связь с братьями и сёстрами  2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42  18
Отношения с друзьями  4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40  14
Отношения с учителями  5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40  12
Любознательность  5, 26, 28, 29, 31, 32  6
Желание общаться с широким кругом сверстников  4, 8, 17, 20, 22–24, 40  8
Стремление лидировать  20–24, 39  6
Конфликтность (агрессивность)  22–25, 33–35, 37, 38  9
Отклик на возможный негатив со стороны окружающих  25, 33–38  7
Желание уединиться  7–10, 14–19, 21, 22, 24, 30, 40–42  18

Анализ ответов проводится внутри каждой категории. Чем чаще ребёнок делает акцент на том человеке (людях), отношения с которым исследуются в конкретной группе заданий, тем большее значение он имеет в жизни школьника. Например, если малыш постоянно в категории вопросов о маме ставит её рядом с собой, это означает, что он находится в тесных отношениях с этим родителем. По такому же принципу оцениваются и особенности поведенческой линии личности: чем чаще малыш выбирает ту или иную модель решения ситуации, тем ярче проявляются характерные черты.

Методика тестирования Рене Жиля позволяет определить степени близости ребёнка с окружающими его людьми и сделать вывод о поведенческой манере малыша. По результатам диагностики можно подкорректировать оценочную шкалу подрастающей личности и помочь школьнику построить гармоничные отношения с близкими.

Группа вопросов, характеризующих личность ребенка

  • Личностные отношения ребенка в семейном кругу.
  • Переменные, характеризующие личность индивида и его отношения с окружающими.

Все эти вопросы помогают увидеть ребенка как индивида в социуме и факторы, нарушающие его адекватные отношения в нем.

Благодаря вопросам, характеризующим личность тестируемого, можно определить его уровень общительности, стремление быть лидером или, наоборот, уединиться, способность к развитию конфликтных ситуаций, фрустрации, а также такую важную черту, как любознательность.

Понятие любознательности здесь выражает близость ребенка ко взрослому, его рассказу, даже некой зависимости от его мнения, позиции ведомого, направленной на отношения «человек-человек». А понятие уединения в данной методике — это признак интеллекта, независимости от мнения взрослого, способности к изучению окружающего мира с направлением «человек-предмет».

Обработка и интерпретация результатов

Как уже было сказано выше, 60 утверждений методик распределяются по 15 категориям.

Ключ

Группы предложений NN заданий
1 Отношение к отцу
1
16
31
46
2 Отношение к себе
2
17
32
47
3 Нереализованные возможности
3
18
33
48
4 Отношение к подчиненным
4
19
34
49
5 Отношение к будущему
5
20
35
50
6 Отношение к вышестоящим лицам
6
21
36
51
7 Страхи и опасения
7
22
37
52
8 Отношение к друзьям
8
23
38
53
9 Отношение к своему прошлому
9
24
39
54
10 Отношение к лицам противоположного пола
10
25
40
55
11 Сексуальные отношение
11
26
41
56
12 Отношения к семье
12
27
42
57
13 Отношение к сотрудникам
13
28
43
58
14 Отношение к матери
14
29
44
59
15 Чувство вины
15
30
45
60

Количественная анализ

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

  • «+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
  • «+1» — положительное отношение;
  • «0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
  • «-1» — отрицательное отношение;
  • «-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье — утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

  • (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
  • (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
  • (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
  • (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале «Отношение к семье» составит: +2+1-1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Качественный анализ

Качественный (содержательный) анализ проводится, прежде, всего, для выявления возможных причин сфер, имеющих отрицательные индексы по результатам количественной оценки и зависит от целей исследования.

Одним из методов, применяемых при качественном анализе ответов тематических групп, является контент-анализ.

Значимость и достоверность тестов

Психологи очень часто в своей диагностической работе используют специальный инструментарий — тесты по психологии. Они помогают специалистам увидеть то, что человек может не сказать. Тесты-опросники также дают информацию об индивиде, но она достоверна только на 50-60%, так как он интуитивно или логически может догадаться о желательности правильных ответов. В итоге он ставит не ту букву, которую он хочет, а ту, которую нужно по смыслу теста.

Проективные тесты по психологии предоставляют специалисту гораздо больше необходимых сведений о человеке. Такие методы изучения психики достовернее, так как там нет закрытых и открытых ответов, нет логики задания и результата. Человек рисует или выбирает то, что диктует ему подсознание, а это уже материал для работы психолога.

Проведение исследования

Тестирование проходит следующим образом: ребенок пристально рассматривает карточки с различными ситуациями, отвечает на вопросы, которые прилагаются к ситуации на карточке. Отвечая на вопросы, ребенок определяет свое место в данной ситуации. Тем временем, в процессе эксперимента, специалисты в области психологии ведут с ребенком диалог, узнают о причинах принятия решений, могут спросить у ребенка о персонажах, изображенных на карточке, и об их семье. Исследователю необходимо записывать, в каком порядке испытуемый их описывает.

В тестировании может принимать участие не только ребенок, но и родители. Они могут показать решения, которые принял бы их ребенок. Так исследователь узнает о том, каким родители видят своих детей в определенной ситуации. Затем психолог сравнивает результаты, ожидаемые родителями, с действительными ответами детей.

Данный вид тестирования является отличным способом, чтобы установить и поддерживать доверительные отношения с ребенком.

Тестирование проводится следующим образом:

  1. Ребенок может рассмотреть рисунки, и ознакомиться с заданиями, которые предлагает психолог. На рисунках изображены знакомые или интуитивно ясные для детей ситуации.
  2. Затем ребенок рассказывает о своих решениях, принятых в той, или иной ситуации.
  3. Отвечая на дополнительные вопросы психолога, ребенок детально объясняет свое решение.
  4. Все ответы и результаты записываются в графическом виде на специальной карточке. Если тестирование проводится в группе, то карточки не используются.

Чтобы изображать ситуации для тестирования, рекомендуется использовать обыкновенную школьную тетрадь. А в некотором блокноте, психолог делает свои заметки, записывает решения, принятые детьми, и объяснения принятых решений. Больше о методиках психологической диагностики младших школьников читайте здесь.

Применение стимульных материалов

В набор стимульных материалов от автора входят 69 специальных картинок, на которых изображены повседневные жизненные ситуации

Эти ситуации носить важное значение для детей. Также детям предлагают пройти задания в тестовом формате. Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые

Русская вариация тестирования предполагает 42 упражнения, из которых 25 – графические, остальные 17 –тестовые.

Карточки с изображениями выполнены так, что они не несут информацию об эмоциональном состоянии персонажей, и лишь схематически показывают положение фигурок. В процессе тестирования, дети сами наделяют фигурок эмоциями и чувствами. Ситуации, изображенные на карточках, можно распределить на три группы. В каждой группе будет отражаться определенный тип взаимоотношений между ребенком и нарисованными фигурками.

  1. Первая группа: Взаимоотношения детей с окружающими их взрослыми;
  2. Вторая группа: Взаимоотношения с одногодками и сверстниками;
  3. Третья группа: Ребенок, проходящий тестирование, пытается построить взаимоотношения одновременно со сверстниками и со взрослыми.

Тестирование может проводиться как индивидуально для каждого ребенка, так и для группы людей. Однако, общение с каждым индивидом в отдельности позволяет одержать больше подробных и ценных ответов, что, в свою очередь, может сильно повлиять на окончательные результаты.

История создания

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 — к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика «незаконченных предложений» является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: