Тайна зигмунда фрейда и его дочери анны

Решение конфликтов внутри личности

Зигмунд Фрейд предлагает решать внутриличностные конфликты следующими способами:

  • сублимация;
  • сновидения;
  • компенсация;
  • блокировка механизмами защиты.

Способы

Под сублимацией он подразумевал перенаправление сексуальной энергии на те цели, которые одобряет общество (творческие, интеллектуальные, социальные).

Фрейд считал, что сны — это отражение нереализованных желаний человека. Повторяющиеся сновидения указывают на определенную нереализованную потребность, которая мешает психологическому росту человека и его самовыражению.

Примером компенсации в физиологии может служить идеальный слух, развившийся у слепого. Зигмунд Фрейд полагал, что и психика человека устроена подобным образом. Например, недостаток таланта может быть компенсирован бешеной работоспособностью.

Защитные механизмы включаются на фоне эмоционального напряжения. Они могут подавлять, искажать или отвергать ту ситуацию, которая провоцирует конфликт. К ним относятся:

  • проекция (переложение ответственности на других людей);
  • замещение (перенаправление агрессии на более подходящий объект);
  • регрессия (возвращение к ранней модели поведения);
  • отрицание (игнорирование);
  • подавление (блокировка сознания, вытеснение тревожных мыслей);
  • рационализация (создание оправдывающей легенды);
  • реактивная формация (подмена факторов, спровоцировавших эмоциональное напряжение, на противоположные).

Первые годы жизни Анны Фрейд

Она была шестой и последней дочерью пары Фрейда. Когда он родился, его мать была уже истощена как физически, так и умственно.

Это привело к тому, что его заботу доверили католической гувернантке по имени Жозефина Кихларц, с которой он всегда был связан. Этот факт навсегда ознаменовал жизнь девушки, которая не видела в своей семье поддержки, а скорее незнакомцев.

При этом психоаналитик никогда не имел близких отношений со своей матерью. И напряжение, которое он чувствовал с ней, также распространялось на его братьев, особенно на его сестру Софи, которая была любимой его матери..

Очевидно Софи была самой красивой симпатичной дочерью пары. Эта ситуация и явное предпочтение Марты заставили Анну попытаться компенсировать недостатки, которые она испытывала в своем интеллектуальном развитии..

Отношения с его отцом были другими. Об этом свидетельствует как ее работа в группах, так и то, что она была единственной из ее дочерей, которая следила в мире психоанализа..

Фрейд использовал разные прозвища для своей дочери. Он называл ее Аннерл, но он также прозвал ее «черным демоном» из-за непослушного и эксцентричного характера, который он проявил в семье и обществе. Иногда он также называл ее Анной Антигоне. В этом случае он сделал это, чтобы обратиться к дочери Эдипа, которая ведет его в конце его дней.

Несмотря на внутренние конфликты с семьей, Анна воспитывалась в буржуазной и комфортной обстановке. Будучи дочерью Зигмунда Фрейда, этого нельзя было ожидать меньше. Молодая женщина получила хорошее образование, и в раннем возрасте она уже научилась говорить на нескольких языках, включая английский, иврит, немецкий, французский и итальянский..

В 1912 году Анна окончила среднюю школу в лицейском коттедже в Вене. После окончания ее родители отправили ее в город Мерано, который в то время принадлежал Австрии, чтобы восстановить.

Видимо, у молодой женщины были некоторые недуги, которые могли быть вызваны их стадиями депрессии и анорексии.

Как раз в то время он женился на своей сестре Софи, но не присутствовал на церемонии, потому что его отец помешал ему. Причиной было его здоровье.

Однако эта ситуация заставила ее почувствовать себя вытесненной из семьи. Результатом стало большее ухудшение его настроения и самооценки.

Жизнь посвятила детям

У Анны Фрейд не было своих детей, ведь она никогда не выходила замуж. Но именно дети были главным смыслом жизни этой женщины. Это подтверждают слова психолога о том, что всю ее жизнь можно описать одним предложением: «Я работала с детьми!»

Анной Фрейд были выдвинуты и разработаны идеи об особых периодах жизни в детстве и юности

Именно обратила внимание на наличие в них психических кризисов. Специфическое переживание таких кризисных состояний оказывает, по мнению Анны, существенное влияние на формирование и развитие психики человека

Детский психолог занималась и исследованием различных проявлений индивидуального развития каждого ребенка, как нормального, так и не совсем здорового.

В конце жизни Анну Фрейд заинтересовало семейное право — еще одна область, связанная с детьми. Правом она занималась в Йельском университете и даже успела издать в соавторстве с коллегами две работы в этой области.

Умерла А. Фрейд 9 октября 1982 года в Лондоне. Более шестидесяти лет жизни эта выдающаяся женщина занималась психоаналитической практикой и научной деятельностью. Фрейд написала множество докладов и статей, оставив научное наследие в виде 10-томного собрания сочинений.

Интересные факты

  • Когда Австрия присоединилась к гитлеровской Германии, Анна покинула родину, после этого она отказалась использовать немецкий язык. В иммиграции младшая дочь Фрейда разговаривала по-английски с земляками, бывшими авторами научно-публицистических книг.
  • Доктор Фрейд одной из первых идентифицировала жертву с агрессором, это слияние в единое целое позже назвали стокгольмским синдромом. Предложенная трактовка феномена, распространенного в XX веке, использовалась в психоанализе, совершенствуясь день за днем.
  • Ходили слухи об интимных отношениях с коллегой и ближайшей подругой: Дороти Берлингем считалась любовницей автора знаменитых трудов. Наследница ювелирного магазина и психоаналитик из Австрии познакомились в середине 1920-х годов.
  • После смерти родителя Анна издала собрание сочинений и начала консультировать пациентов на основе изложенных в нем идей. Мэрилин Монро посещала кабинет женщины-психоаналитика: актриса была одной из многих нуждавшихся в помощи людей.
  • Будучи педагогом по образованию и человеком с широким кругозором, Фрейд практически рассматривала ряд социально значимых тем. Опека, законное усыновление, обоснование разводов в последние годы жизни добавились к спектру изучаемых проблем.

Научная деятельность

В конце 1910-х Анна оставила педагогическую деятельность, присоединившись к научному кругу высокообразованных людей. Девушка регулярно участвовала в международных мероприятиях, где присутствовали и выступали авторы ряда прогрессивных идей.

Целью Фрейд в тот период было членство в Венском психоаналитическом обществе, для этого она провела исследование и сделала самостоятельный доклад. Одобрение описания фантазий и сновидений напуганной 15-летней девочки ценилось дебютанткой выше почетных правительственных наград.

В начале 1923 года Анна стала практикующим психологом, специализировалась на проблемах подростков и маленьких детей. Опыт работы педагогом помогал дочери Зигмунда Фрейда больше, чем опубликованные в то время пособия и статьи.

Советы отца и его участие в развитии блестящей карьеры поспособствовали тому, что Анна добилась руководящих постов

Получив международное признание как генеральный секретарь психоаналитического общества, она привлекла внимание многих обладателей светлых умов

Женщина вступала в полемику с Мелани Кляйн из Великобритании, которая изучала детскую психику через призму взрослых проблем. Точку зрения уроженки Австрии целиком и полностью разделяла соратница, коллега и близкая подруга по имени Дороти Берлингем.

Используя приемы и методы, разработанные прославленным предком, Анна основала направление, базировавшееся на понятии «я». В центре эго-психологии, части неофрейдизма, стояли детские переживания как отражение бытия.

Женщина-исследователь обращалась к изучению природы агрессии как мотивированной негативной реакции, направленной против принятых норм. Проекция сделанных выводов на область детского психоанализа в 30–40-е годы относилась к разряду реформ.

Работая с пациентами подросткового возраста, Анна знакомилась с семейным правом, результаты сеансов она описала в ряде научных статей. Большую часть профессиональной карьеры женщина посвящала собственной клинике, через ее руки прошли сотни нуждавшихся в помощи детей.

Вкладом в современную науку считается применение игровой терапии, благотворно влиявшей на состояние жертв Второй мировой войны. Десятки случаев, описанные в ранних трудах по психологии, были чрезвычайно интересными и одновременно сложными.

Коллеги из многих стран мира признавали авторитет Анны, теории, представленные в научных работах, используются в медицине до сих пор. Книги «Эго и механизмы защиты», «Введение в психоанализ для педагогов» в 30-е годы XX века произвели в обществе фурор.

Людей, читавших произведения, привлекала доступность изложения, для каждого в них находился ответ на интересовавший вопрос. Гарантией успешного лечения развившихся в детстве патологий считалось своевременное устранение практических внешних угроз.

Плацдармом для практической и научной деятельности была Хэмпстедская клиника в Англии, на базе учреждения создали курсы для заинтересованных людей. Фрейд, лично разработавшая программу дополнительного образования, подготовила плеяду высококвалифицированных врачей.

С чем может помочь психоаналитик?

У каждого из нас своя история, свои желания и свой характер. Но психоаналитик – это тот самый маг и волшебник, который способен многое изменить и помочь нам стать лучше.

К этому специалисту обращаются, чтобы:

  1. разобраться в своих взаимоотношениях с людьми в настоящем и прошлом (с родителями, детьми, друзьями и коллегами);

  2. понять, что именно тревожит и почему так происходит;

  3. позволить себе испытать чувства, которые казались запретными (любовь, ненависть и другие);

  4. научиться отвечать за свои поступки и решения;

  5. разобраться, почему регулярно повторяются поступки и происходят одни и те же ситуации;

  6. избавиться от зависимостей;

  7. понять свои настоящие желания, выяснить, чего на самом деле хочется от жизни;

  8. разобрать обиды на окружающих;

  9. справиться с одиночеством, тоской и чувством безысходности;

  10. развить творческие способности;

  11. понять, почему в семье происходят ссоры и недопонимание;

  12. научиться получать удовольствие от совместной (и, в том числе, сексуальной) жизни со своим партнером;

  13. получать больше удовольствия от жизни.

За себя и за отца

В 1923 году Анна Фрейд открывает собственную психоаналитическую практику, специализируясь на маленьких пациентах.

В том же году стало известно, что Зигмунд Фрейд болен раком. Анна становится для отца всем — сиделкой, секретарём, помощником, медицинской сестрой. Когда сам доктор Фрейд оказывается не в состоянии, она выступает на конгрессах с его докладами, принимает за отца его награды. Благодаря дочери доктор Фрейд прожил ещё 16 лет.

В 1927 году Анна Фрейд становится Генеральным секретарём Международного психоаналитического общества.

Добиваться признания среди коллег Анне было нелегко. Воспринимать её как самостоятельную личность, учёного с собственными работами, а не дочь Зигмунда Фрейда, были готовы далеко не все.

Непросто приходилось и с маленькими пациентами, с которыми до Анны Фрейд никто не работал. Здесь ей очень помог опыт педагогической работы, позволявший расположить детей к себе.

Детский психоанализ рождался в острой полемике между Анной Фрейд и другой известной исследовательницей детского развития Мелани Кляйн. Анна Фрейд была категорической противницей прямого перевода проявлений детской психической жизни на язык взрослого психоанализа, полагая, что психическая жизнь ребёнка подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых.

Основные принципы психоанализа

Психоанализ – это эффективная методика, которая работает по следующим четырем принципам:

  1. Детерминизм. Это первый принцип, в основе которого лежит идея, что все проявления психики не являются случайными, произвольными и всегда связаны с реальными событиями и переживаниями. Мысли и эмоции рассматриваются как причинно-следственные связи, полученные в раннем детстве. При помощи анализа снов и ассоциаций специалист определяет, как именно повлияли прожитые ситуации на нынешний психологический опыт.

  2. Второй принцип называется топографическим (структурным) подходом и подразумевает, что психика человека намеренно избегает осознания мыслей, как бы «удаляя» их из психики, чтобы защитить себя от боли и негатива, а случайные явления (например, сновидения или оговорки) могут содержать реальную информацию о желаниях и фантазиях. Так и возникло крылатое выражение «Оговорка по Фрейду», означающее, что человек вовсе не оговорился, а высказал именно то, что у него на душе.

  3. Согласно третьему принципу, который носит название динамического, психика провоцирует агрессию и сексуальность. Эти импульсы существенно отличаются от инстинктов животного мира и не направлены на выживание, а являются попыткой нервной системы снять сильное напряжение.

  4. В основе четвертого принципа лежит генетический подход, который, в отличие от предыдущих принципов, не является теорией. Это – доказанное учеными аналитиками эмпирическое открытие, суть которого выражается просто: какие бы события и ситуации не встречались человеку на жизненном пути, он не сможет уйти от переживаний своего детства.

Книги (6)

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозовРаздел библиотеки: Психоанализ

Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов.
Читать »

Детский психоанализРаздел библиотеки: Психоанализ

Данная книга будет интересна студентам и преподавателям психологических, педагогических, медицинских вузов и факультетов, а также всем тем, чья профессиональная и личная деятельность связана с воспитанием и образованием детей, тем, кто пытается понять поведение и душу ребенка.
Читать »

Психология Я и защитные механизмыРаздел библиотеки: Психоанализ

От автора:

«В этой книге я попыталась классифицировать различные защитные механизмы в соответствии с конкретными провоцирующими тревожность ситуациями, вызывающими их к действию, и проиллюстрировала это рядом клинических случаев.

С ростом нашего знания о бессознательной активности Я, по-видимому, станет возможной более точная классификация. Еще остается много неясного относительно исторической связи между типичными переживаниями в индивидуальном развитии и выработкой конкретных типов защиты.

Мои примеры указывают на то, что типичные ситуации, в которых Я прибегает к механизму отрицания, связаны с мыслями о кастрации и с утратой объекта любви. Однако альтруистический отказ от инстинктивных импульсов, по-видимому, при определенных условиях является специфическим способом преодоления нарциссического унижения».

Читать »

Психопатологии детстваРаздел библиотеки: Психопатология

В этой книге — главной работе А.Фрейд — обобщены результаты многолетних экспериментальных и теоретических исследований автора по проблемам внутреннего конфликта ребенка и теории линий развития.
Читать »

Теория и практика детского психоанализаРаздел библиотеки: Психоанализ

Книга «Теория и практика детского психоанализа» включает основные, ставшие классическими, труды Анны Фрейд, посвященные оригинальному направлению практической психологии — детскому психоанализу.

В различных по уровню сложности изложения материала, ориентированных на разные группы читателей (от любителей до профессиональных психологов), но одинаково интересных и содержательных работах раскрываются основные положения детского психоанализа, этапы становления и развития личности ребенка, описываются методы предупреждения, коррекции и терапии детских нарушений.

Читать »

Теория психоанализа и «эго-психология»Раздел библиотеки: Психоанализ

«Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Интерес к исследованиям Фрейда не угасает по сей день.

Анна Фрейд – психолог и психоаналитик, дочь Зигмунда Фрейда. Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд развивала представления о «Я» («Эго»), фактически основав неофрейдистское направление в психологии – «эго-психологию».

В данной книге собраны наиболее значительные труды Зигмунда Фрейда и Анны Фрейд, раскрывающие суть их теории.

Читать »

Линии развития Анны Фрейд

В процессе развития выделяются определенные линии,  являющиеся универсальными для всех детей. А. Фрейд описала линии развития:

  • линия кормления – от младенческой стадии до разумных привычек взрослого;
  • линия опрятности – от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения;
  • линия развития физической самостоятельности, отношения к старшим;
  • линия развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

А. Фрейд распространила основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности. Для оказания психологической помощи ребенку и определения причин трудностей необходимо проанализировать не только бессознательные слои психики, но и получить максимально развернутое представление о всех компонентах личности (Я, Оно, Сверх-Я), об отношениях ребенка с внешним миром. Для получения данной  информации большое значение имеет анализ детской игры, так как, увлекшись игрой, ребенок свободно проявляет используемые им защитные механизмы и бессознательные эмоции, скрывающиеся за ними.

Последователи Кляйн и расщепление личности

Такие странные названия, как параноидно-шизоидная и депрессивная позиции, Кляйн дала введенным понятиям не случайно. По ее мнению, у здорового человека «Я» пребывает в интегрированном состоянии, для поддержания которого нужны особые силы интеграции. В определенных ситуациях во взрослом возрасте эти силы теряются, и наступает возврат к исходным состояниям — расщеплению и проекции. Так Кляйн видела механизм возникновения шизофрении и паранойи.

Это была прорывная идея, но психиатры из числа современников Кляйн не приняли ее. А Кляйн не смогла сформулировать свою теорию на языке психиатрии, поскольку у нее не было медицинского образования.

Актуализировали эту идею последователи Кляйн: ее ученик, английский врач Дональд Винникотт и его ученик, знаменитый английский психиатр Рональд Лэйнг.

Лэйнг описал состояние недостаточности психических ресурсов, которое приводит к регрессии в шизофрению. Он назвал его состоянием «онтологической неуверенности», врожденной слабости бытия. По мнению Лэйнга, человеку нужны ресурсы для того, чтобы «Я» находилось в интегрированном и неэгоцентричном состоянии. Люди с онтологической неуверенностью не могут поддерживать свое бытие в мире, мир требует от них слишком многого.

Может быть интересно:

Среди теорий, разработанных последователями Кляйн, отдельного упоминания заслуживает теория субъекта Дональда Винникотта. Взяв за основу идею Фрейда о принципе удовольствия и принципе реальности и идею Кляйн о расщеплении «Я», Винникотт сформулировал понятия «Истинное Я» и «Ложное Я».

С его точки зрения, «Истинное Я» — это внутренняя жизнь, где «Я» управляется принципом удовольствия и фантазией. Это «Я» имеет доступ к внутренним источникам энергии, оно является носителем чувства интереса и вовлеченности, причем у взрослых «Истинное Я» глубоко спрятано, а у детей — активно и живо.

Ваша институциональная работа

В 1922 году он вступил в Психоаналитическое общество Вены. Там он представил первую работу под названием Призраки и мечты избитого ребенка. В результате его последующих исследований в этой же области, в 1927 году его работа под названием Психоаналитическое лечение детей.

В 1923 году, когда у Фрейда уже был диагностирован рак, Анна решила не переезжать в Берлин, чтобы остаться со своим отцом. Это было время, когда она также была погружена в различные конфликты со своей матерью именно из-за заботы Фрейда.

В то время Анна присутствовала на посещениях психиатрической службы в Центре университетской больницы в Вене. Этот опыт заставил ее возобновить анализ с отцом.

Он также взял на себя редактирование своих работ, Gesammelte Schriften, которое он завершил в 1924 году. В том же году он был выбран на место Отто Ранка в комитете, а в следующем году, в 1925 году, он был назначен директором недавно открытого Психоаналитического института. из Вены.

Понемногу Анна начала брать на себя институциональные обязанности, которые сделали бы ее одним из великих представителей венского православия. В это время Анна также начала содействовать формированию Киндерсеминара.

Это был исследовательский семинар по психоанализу в применении к педагогике. Это было предназначено для психоаналитиков так же как педагогов и социальных работников.

В 1925 году Анна также познакомилась с Дороти Берлингем, женщиной, которая станет ее самым дорогим другом и, по многим утверждениям, поддерживала романтические отношения.

У Дороти было четверо детей, и вместе с ними психоаналитику удалось как-то реализовать ее желание стать матерью. Все дети страдали каким-то психическим расстройством, более серьезным, чем другие. Таким образом, Анна была не только второй матерью, но и аналитиком и учителем..

Руководствуясь ими и в сотрудничестве с другими специалистами Венского института психоанализа, психоаналитик создал несколько центров перевоспитания и детских садов. Он также открыл первую школу для особых детей, руководствуясь психоаналитическими принципами, которой руководила Ева Розенфельд..

В 1927 году Анна Фрейд стала секретарем Международной психоаналитической ассоциации (IPA). В эти годы он начал сталкиваться с тем, кто станет его главным хулителем, Мелани Кляйн.

В 1934 году, когда Зигмунд Фрейд заканчивал свой первый набросок Моисей и монотеистическая религия, Анна начинала Я и защитные механизмы, что будет его наиболее признанной работой.

В 1935 году был открыт Детский сад Джексона в Вене, учреждение, спонсируемое американцем Эдит Джексон. Проект был направлен Анной и предназначался для детей до двух лет..

Цель состояла в том, чтобы изучить ранние этапы жизни ребенка с помощью непосредственного наблюдения. В качестве требования для изучения семьи детей должны быть лишены.

В те годы нацизм начал расширяться. Двумя годами ранее, в 1933 году, был принят антисемитский закон. С этого начался исход немецких и австрийских психоаналитиков, но только после вторжения гитлеровских войск в Вену в 1938 году семья Фрейда покинула город..

Вместе с другими друзьями, в том числе с Дороти Берлингем, Фрейды переехали в Лондон, Англия. Однажды обосновавшись, Анна посвятила себя исключительно заботе о своем отце, который умер в 1939 году..

После смерти Зигмунда Фрейда Анна еще больше посвятила себя работе. В ходе Второй мировой войны, в частности, между 1940 и 1942 годами, он организовал центр для приема бездомных детей, которые были эвакуированы из мест своего происхождения и оказались в качестве беженцев..

Название питомника было Hampstead War Nursery, которое работало в клинике Hampstead в Лондоне

В дополнение к защите детей от войны, они также получили психологическое внимание, чтобы они могли смотреть на мир

После окончания войны работа с детьми продолжалась. И именно благодаря всем этим наблюдениям и исследованиям впоследствии психоаналитик опубликует различные исследования по детскому психоанализу..

С 1963 года Анна начала делегировать свою работу в клинике Хэмпстед. И в 1976 году он окончательно покинул руководство клиники. До этого он посвятил себя путешествию с Дороти.

Он преподавал на юридическом факультете Йельского университета и получил почетные докторские степени в университетах Вены, Гарварда, Колумбии и Франкфурта. Он также посвятил себя опровержению и дискредитации постфрейдовских теоретиков и несанкционированных биографов..

После смерти Дороти в 1979 году Анна очень расстроилась. В 1982 году он перенес инсульт, который повлиял как на его моторику, так и на речь. Наконец он умер 9 октября того же года, когда спал.

Краткая история возникновения психоанализа

В 1880 году Фрейд услышал от своего друга и наставника, врача Йозефа Брейера историю о молодой женщине, которой удалось вылечиться от истерии с помощью гипноза. Во время сеанса она, будучи в трансе, поделилась с Брейером травмирующим событием, которое ей пришлось пережить. Впоследствии это привело к смягчению симптомов истерии, хотя пациентка после гипноза не помнила о своем рассказе.

Этот случай вдохновил Фрейда на собственное исследование, он применил метод Брейера в работе со своими пациентами. Гипотеза о том, что истерия может быть вызвана подавленными мыслями и воспоминаниями о некоей тяжелой ситуации, подтвердилась.

По личным причинам Брейер вскоре отошел от участия в этом эксперименте, а его последователь продолжил работать самостоятельно. Так Зигмунд Фрейд обнаружил, что положительный эффект от лечения можно получить не только при диагнозе истерия, но и при навязчивых мыслях, неврозах и фобиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: