Либидо и мортидо — это… дуалистическая теория фрейда, деструдо

Чем опасно нежелание жить: влияние патологии на жизнь и здоровье

Стремительное развитие психологической смерти приносит человеку массу проблем, связанных не только со здоровьем, но и другими сферами жизни:

  1. Проблемы со здоровьем. Психологические заболевания влияют на физическое состояние, вызывая развитие хронических патологий: заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата.
  2. Социальная дезадаптация. Потеря социальных контактов часто приводит к полной самоизоляции, лишая индивида возможности на самореализацию.
  3. Склонность к суициду. Затяжная апатия, отсутствие позитивных впечатлений — распространенная причина самоубийства. Особенно сильно негативному влиянию патологии подвержены подростки и люди пожилого возраста.

Поскольку коварство психопатологий кроется в отрицании больным симптомов, важно отслеживать психологическое состояние и обращать внимание на состояние близких

Своевременная помощь на ранней стадии спасает от развития симптомов и сокращает риск появления рецидивов.

Деструдо — это…

Что же такое деструдо? Это разрушительные действия человека, направленные на него самого или на окружающий мир. От инстинкта смерти его отличает только направленность и реализованность. Простыми словами мортидо — это инстинкт, а деструдо — конкретные действия или состояние. Деструдо можно использовать как способ расшифровать установку пациента и его состояние психики.

Определить точно настроенность человеческого поведения и его мотивы нельзя. К тому же не все ученые, психологи, врачи разделяют теорию о двойственности человека. Наивысшим способом проявления либидо по теории Фрейда является половой акт, а мортидо — убийство. Стоит признать, что так или иначе, оба этих инстинкт влияют на современного человека с той или иной силой.

Теория А. Адлера

Адлер был учеником З. Фрейда, но позже ушел от фрейдизма и создал собственное направление, которое З. Фрейд не принимал.


Фото Aaron Burden on Unsplash

Интересно введенное им понятие «Я-идеального», к которому, согласно теории, стремится каждый человек. Такое стремление не осознается, как и в классическом психоанализе, и все влечения человека связаны с потребностью достичь это самое «Я».

Конечно, «Я-идеальное» – это супер-женщина с фотографией в Инстаграм, идеальная девушка и любовница. Вся твоя жизнь и желания направлены на одно – стать субъективным идеалом. А так как идеал не достижим, а понять, что именно ты хочешь достичь, невозможно, приходится страдать от нереализованных и непонятных влечений.

В отличии от Фрейда, теория Адлера менее завязана на либидо и предполагает меньший упор на животные инстинкты.

Причины развития психологической смерти: основные факторы риска

Апатичное состояние может развиться у любого человека, даже позитивного и жизнерадостного. Ее причины разнообразны и очень индивидуальны, но можно выделить факторы риска:

  1. Личные неудачи. Профессиональная нереализованность, утрата близких, семейные ссоры, особенно происходящие в короткий промежуток времени, способны серьезно пошатнуть психическое здоровье.
  2. Социальное отвержение. Неприятие коллективом лишает индивида одной из главных потребностей — общения. Отвержение, открытый негатив и враждебность приводят к симптомам психологического умирания.
  3. Биологические причины. Снижение физической активности, нарушения в работе ЦНС, гормональные сбои могут повлиять на состояние психики.

Отдельно взятый фактор не обязательно приводит к развитию психопатологии.

Но люди со слабым типом нервной системы сильнее подвержены влиянию негативных факторов внешней среды

Поэтому им необходимо дополнительно уделять внимание состоянию здоровья и использовать средства профилактики каждый день

В патологии

Влечение к смерти может быть позитивным, но оно также может быть отражено в аспектах, которые не столь благоприятны для человека.

Фрейд пришел бы подумать, что понятие вины будет связано с влечением смерти, а также стойкость поведения, противоречащего здоровью, или даже принуждение к повторению неприятных действий, таких как самоповреждение или различные типы навязчивого поведения. Также возникновение смирения, отчаяния и апатии может быть связано с Танатосом, а также с размышлениями и хромотой. Подобным образом, доведенный до крайности, это стремление может привести к мазохистским взглядам, самоубийственным идеям или попыткам.

И не только на психопатологическом уровне: передача ответов гнева, отрицание и отторжение или даже отставка при наличии трудностей, таких как страдания хронических заболеваний, также будут связаны с Танатосом. Примером этого может быть делать то, что мы знаем, идет вразрез с нашим здоровьем (например, диабетик, едящий то, что не должен, или сам факт курения у человека с эмфиземой легких).

Аналитический прием

Как иронично заметил Фрейд в 1930 году, «предположение о существовании инстинкта смерти или разрушения встретило сопротивление даже в аналитических кругах». Действительно, Эрнест Джонс прокомментировал бы За пределами принципа удовольствия что эта книга не только «проявила смелость предположений, которая была уникальна для всех его сочинений», но была «еще более примечательна тем, что была единственной книгой Фрейда, не получившей большого признания со стороны его последователей».

Отто Фенихель в своем кратком обзоре первых полувека фрейдизма пришел к выводу, что «факты, на которых Фрейд основал свою концепцию инстинкта смерти, никоим образом не требуют предположения … об истинном инстинкте саморазрушения».Хайнц Хартманн задать тон для эго психология когда он «предпочел … обойтись без другого, в основном биологически ориентированного набора гипотез Фрейда о« инстинктах жизни »и« инстинктах смерти »». в теория объектных отношений, среди независимых групп «наиболее распространенным отрицанием было отвратительное понятие инстинкта смерти». В самом деле, «для большинства аналитиков идея Фрейда о примитивном стремлении к смерти, о первичном мазохизме… была омрачена проблемами».

Тем не менее, эта концепция защищалась, расширялась и продвигалась некоторыми аналитиками, в основном теми, кто имел непосредственное отношение к психоаналитическому мейнстриму; в то время как среди более ортодоксальных, возможно, из «тех, кто, в отличие от большинства других аналитиков, серьезно относится к учению Фрейда о влечении к смерти, К. Р. Эйсслер был наиболее убедительным — или наименее неубедительным».

Мелани Кляйн и ее ближайшие последователи считали, что «младенец с рождения подвержен тревоге, вызванной врожденной полярностью инстинктов — непосредственным конфликтом между инстинктом жизни и инстинктом смерти»; и кляйнианцы действительно построили большую часть своей теории раннего детства на отклонении последнего вовне. «Это отклонение инстинкта смерти, описанное Фрейдом, с точки зрения Мелани Кляйн, состоит частично из проекции, частично из преобразования инстинкта смерти в агрессию».

Французский психоаналитик Жак Лакан со своей стороны, осудил «отказ принять этот кульминационный момент учения Фрейда … теми, кто проводит свой анализ на основе концепции эго … инстинкт смерти, загадку которого Фрейд предлагал нам на пике своего опыта «. Характерно, что он подчеркивал лингвистические аспекты влечения к смерти: «символ заменяет смерть, чтобы овладеть первым набуханием жизни … Следовательно, больше нет необходимости прибегать к устаревшему понятию изначального мазохизма. чтобы понять причину повторяющихся игр в … его Форт! и в его Да!

Эрик Берн тоже с гордостью провозгласил бы, что он, «помимо повторения и подтверждения общепринятых наблюдений Фрейда, также верит в то же самое, что и он, в отношении инстинкта смерти и всепроникающего принуждение к повторению «.

Для двадцати первого века, «смерть диск сегодня … остается весьма спорной теория для многих психоаналитиков … столько же мнений, поскольку есть психоаналитики».

Концептуальное противопоставление Фрейда смерти и влечений эроса в человеческой психике было применено Уолтером А. Дэвисом в работе. Исчезновение: историчность, Хиросима и трагический императив и Царство Смерти: Американская Психея с 9/11. Дэвис описал социальную реакцию как на Хиросиму, так и на 9/11 с фрейдистской точки зрения силы смерти. Если они сознательно не возьмут на себя ответственность за ущерб от этих реакций, Дэвис утверждает, что американцы будут их повторять.

Примечания

  1. Августин Блаженный. О Граде Божьем. Ч. 3-5 // Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского = De civitate Dei ad Marcellinum / пер. Киевская духовная академия. — Изд. 2-ое. — К.: Типография И. И. Чолокова, 1905—1910.
  2. З. Фрейд. «Фазы развития сексуальной организации» — З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности/ Пер. с англ. М.: Азбука, 2010, С.56
  3. Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. с нем. Софии Лорне / Под общей ред. Зеленского В. -СПб.: «Ювента»; -М.: Издательская , 1995. — 718 с.
  4. К. Г. Юнг, «О психической энергии» — К. Г. Юнг. Структура и динамика психического / Пер. с англ. — М. «Когито-Центр», 2008, с. 78.

Философия

С философской точки зрения влечение к смерти можно рассматривать в связи с работами немецкого философа. Артур Шопенгауэр. Его философия, изложенная в Мир как воля и представление (1818) постулирует, что все существует по метафизической «воле» (более ясно, будет жить), и это удовольствие подтверждает эту волю. Шопенгауэра пессимизм привело его к мысли, что утверждение «воли» было негативным и аморальным делом из-за его веры в то, что жизнь приносит больше страданий, чем счастья. Влечение к смерти, казалось бы, проявляется как естественное и психологическое отрицание «воли».

Фрейд хорошо знал о таких возможных связях. В письме 1919 года он написал, что относительно «темы смерти наткнулся на странную идею через приводы и теперь должен читать всевозможные вещи, относящиеся к ней, например, Шопенгауэра».Эрнест Джонс (который, как и многие аналитики, не был убежден в необходимости влечения к смерти, помимо инстинкта агрессии), считает, что «Фрейд, похоже, попал в положение Шопенгауэра, который учил, что« смерть — цель жизни »». .

Однако, как сказал Фрейд воображаемым одиторам своего Новые вводные лекции (1932): «Возможно, вы пожмете плечами и скажете:« Это не естествознание, это философия Шопенгауэра! »Но, дамы и господа, почему бы смелому мыслителю не догадаться о чем-то, что впоследствии подтверждается трезвым и кропотливым подробное исследование? » Затем он добавил, что «то, что мы говорим, даже не является подлинным Шопенгауэром … мы не упускаем из виду тот факт, что есть жизнь, а также смерть. Мы признаем два основных инстинкта и ставим каждому из них свою собственную цель». .

Танатос как двигатель: определение двигателя смерти

Привод смерти или Танатос концепция, разработанная Зигмундом Фрейдом , который рождается в отличие от жизненного влечения или Эроса и который определяется как неосознанный импульс и генератор органического возбуждения (то есть влечения), который появляется как поиск бытия, чтобы вернуться к абсолютному покою небытия. Это можно рассматривать как импульс, который ищет собственную смерть и исчезновение.

в то время как Эрос стремится объединить и сохранить жизнь, в дополнение к удовлетворению либидо Танатос стремится удовлетворить агрессивные и разрушительные импульсы, ставя своей целью разобщение материи и возвращение в неорганическое состояние. Этот импульс часто проявляется в форме агрессивности по отношению к другим или к самому себе, происходит ли это прямо или косвенно. Кроме того, в то время как Эрос — это сила, которая генерирует динамизм, для Танатоса характерна генерация самоотречения и поиск отдыха, если это не связано с эротизмом.

Танатос руководствуется не принципом удовольствия, как Эрос, а принципом Нирваны: стремление к распаду, ослабление и устранение волнения не для того, чтобы получать удовольствие от решения конфликтов, которые позволяют выживание и разрешение конфликтов, но для найти его в роспуске и возвращении ни к чему .

Эта концепция имеет особенность быть чем-то, что непосредственно не видно: в то время как Эрос или либидозная жизненная энергия способствует объединению и действию, Танатос имеет тенденцию проявляться косвенно через проекцию, агрессию или через никакого действия или связи с миром. Примером этого является распространение нездорового поведения или отставка и пассивное принятие какого-либо типа аверсивного события.

Может быть, вас интересует: «История психологии: авторы и основные теории»

Зачем богу приносить себя в жертву

Центральная идея космогоний во многих культурах — идея «изначальной жертвы». Любой акт творения подразумевает некую жертву в цикле рождения и перерождения и отождествляет человека с космосом. Жертва — это еще и акт повиновения божественному провидению через предложение себя божьей воле, искупление. Согласно мифам разных культур мир был создан из частей объекта жертвоприношения.

Когда человек приносит себя в жертву, приобретенная духовная энергия пропорциональна значимости потерянного. Жертвенными могут быть все формы страдания, если они осознаны и приняты всем сердцем. Физические и негативные знаки жертвы (увечье, бичевание, самоуничижение и жестокие наказания или несчастья) — это символы и составная часть устремлений духовного порядка.

Самоубийством божества (помимо распятия Христа) Борхес называет миф о жертве верховного бога скандинавов Одина, самую загадочную фигуру в пантеоне. У него один глаз: свое око Один отдал великану Мимиру в обмен на возможность испить из источника, дающего мудрость. Жертва же, о которой говорит Борхес, изложена в «Речи Высокого» в сборнике «Старшая Эдда». В ней Высокий (он же Один) рассказывает, как, пронзив копьем свое тело, он приносит себя в жертву себе же. Любое сакральное жертвоприношение происходит в центре мира, поэтому девять дней и ночей Один висит на ветвях мирового древа Иггдрасиля. По истечении этого срока бог падает на землю и получает магические руны:

Как определить симптомы психопатологии у себя и близких

Постепенное угасание личности — многогранное явление. Оно опасно тем, что проявляется комплексом симптомов, которые поначалу незаметны и для самого заболевшего, и для его окружения. К типичным симптомам начинающегося заболевания относятся:

  • беспричинная апатия, безразличие;
  • повышенная утомляемость, постоянное чувство усталости;
  • нарушения режима сна;
  • отказ от пищи, исчезновение чувства голода;
  • озноб, понижение температуры тела;
  • притупление чувства боли;
  • ипохондрия, повышенный интерес к заболеваниям других людей;
  • пристрастие к алкоголю;
  • агрессия, переходящая в самобичевание.

Как правило, заболевание проявляется сразу несколькими симптомами, поочередно следующими друг за другом. Неприятные физические признаки сопровождаются перепадами настроения: без объективных причин появляются вспышки агрессии, чередующиеся длительными этапами полного безразличия. Кратковременное проявление симптомов не является поводом для паники: на начальном этапе человек может помочь себе самостоятельно. Но если они сохраняются в течение нескольких недель — следует обратиться за психологической помощью.

Эрос и Танатос: от мифологии до Фрейда

Фрейд назвал жизнь и смерть побуждающими Эроса и Танатоса соответственно, в явной ссылке на греческую мифологию. Вот почему для завершения статьи может быть интересно проанализировать символизирующее их божество.

Эрос является одним из самых известных божеств греческого пантеона, будучи богом любви, жизненной силы и любовной страсти. В большинстве версий греческого мифа сын богини любви Афродиты и бога войны Ареса, в то время как в других, согласно Платону в «Банкете», является сыном богини бедности Пении и бога изобилия Порос задумал в праздновании дня рождения Афродиты (что может быть связано с различными типами любовных отношений).

Танатос, с другой стороны, бог ненасильственной смерти, сын богини ночи Никс и тьмы, Эребо , Этот бог, близнец Хипноса, бога мечты, действовал с некоторой мягкостью, будучи его мягким прикосновением и отвечая за исполнение воли мойр относительно судьбы смертных, когда пришло время. Несмотря на это, это было опасное существо и сила разобщенности с жизнью, также связанная с уходом из жизни.

Это описание может заставить нас увидеть некоторые из основных атрибутов влечения к жизни или смерти. Но мифология позволяет нам увидеть не только то, что атрибуты, связанные с этими богами, являются антагонистическими, но и то, что Есть несколько мифов о конфликте между ними , Один из них связан со смертью нимфы Ninfea.

Миф говорит нам, что Эрос, бог любви и в некоторых версиях эротизма и страсти, склонен подходить и подстрекать богиню Артемиду (богиню охоты и девственности) и нимф (также девственницу) к что богиня ответила, дистанцируя его с его датами. Устав от этого, Эрос решил бросить одну из своих стрел любви в богиню, чтобы заставить его влюбиться, но после того, как Артемида уклонилась от стрелы, он должен был попасть в одну из нимф, Нинфея.

У нимфы началось неконтролируемое сексуальное желание и возбуждение, что привело к сильному конфликту между этим желанием и его целомудрием. Этот конфликт вызвал у него такие страдания, что он решил искать освобождения в смерти, бросившись в воды озера, чтобы утопить себя. В это время Эрос попытался бы спасти ее, но его остановил бог ненасильственной смерти Танатос. Из-за этого Ninfae утонул, будучи позже преобразованным Артемидой в первую водяную лилию и получить дар уменьшения страсти.

Этот миф (который имеет разные версии) объясняет взаимодействие и конфликт между жизненной и разрушительной энергией, которая является частью нашей психики, согласно теории Фрейда.

Библиографические ссылки:

  • Корси, П. (2002). Предварительный подход к понятию смертельного влечения Фрейда. Чилийский журнал нейропсихиатрии, 40: 361-70.
  • Фрейд С. (1976). За пределами принципа удовольствия OC XVIII 1920; 1-62.

Теория З. Фрейда

Влечение в психоанализе – одно из основных понятий. Это сила, которая вырывается из подсознания и управляет тобой вопреки разуму.

Понять свои влечения сложно, потому что психикой предусмотрено много защитных механизмов – своеобразных цензоров, которые решают, что тебе можно понять, а что лучше спрятать, чтобы тебя не шокировать. Цензорами выступают нормы общества, запреты родителей и другие «тараканы», которые появляются благодаря цивилизации и жизни в обществе.

Стадии психосексуального развития по Фрейду

Например, не принято испытывать романтическое влечение к коллеге по работе. Но он такой красивый! Поэтому ты можешь даже сама не замечать, как влюбляешься. От этой информации тебя защитить собственное подсознание.

Порой всем вокруг заметна влюбленность девушки, кроме нее самой.

В 20е годы Фрейд разделил влечения на две составляющих:

  • Влечение к жизни – потребность в радости и существовании во всех формах. Либидо также относится сюда.
  • Влечение к разрушению и смерти – неосознаваемая потребность наносить вред самому себе, проявлять агрессию. Даже пара слов, сказанных родителями в детстве, может зародить бессознательное влечение к нанесению себе вреда. Поэтому девушки ищут абьюзов на роль мужа и идут на самую ужасную работу.

Психоанализ предполагает, что появление какого-то влечения в подсознании заставляет тебя испытывать все большую напряженность, и только разрядка от этого напряжения приведет к удовлетворенности.

Кстати, не всегда разрядка предполагает именно получение объекта влечения. Существует сублимация – перевод энергии в приемлемое русло. Например, художники рисуют картины, а писатели – создают книги.

Сама жизнь с точки зрения фрейдизма – постоянная смена напряжения и разрядки.

Конечно, классический психоанализ неоправданно большую роль уделяет именно сексуальному влечению, но на его примере можно понять многие механизмы.

2. Классическая дуалистическая теория влечений З. Фрейда

Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Развитие его взглядов по данной проблеме отражено в ряде работ и позднее получило название первой и второй дуалистической теории влечений (драйвов). Влечение к смерти было сформулировано и включено в систему влечений только во второй дуальной теории.

  • Первая дуалистическая теория влечений законченную формулировку получила в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Инстинкт самосохранения, направленный на сохранение индивида, противопоставлялся половому влечению, направленному на сохранение вида. Однако, в дальнейшем при исследовании проблем нарциссизма, мазохизма и агрессивности, возник ряд противоречий, обусловленный данным противопоставлением влечений. Неудовлетворенность первой дуалистической теорией и возникший после 1920 г. интерес Фрейда к теме смерти, заставил его пересмотреть свои взгляды.
  • Вторая дуалистическая теория влечений. Тема деструктивности и влечения к смерти неоднократно поднималась и обсуждалась в психоаналитической среде. Предтечами концепции влечения к смерти З.Фрейда были Альфред Адлер, Сабина Шпильрейн, Вильгельм Штекель, Карл Густав Юнг. Однако заслугой Фрейда является то, что он сумел объединить эти разрозненные взгляды в одну связную теорию. Основные положения второй дуалистической теории были сформулированы в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Согласно новой теории влечение к смерти (агрессивность) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения. «Если мы примем как не допускающий исключения факт, — писал Фрейд, — что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое… Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому»

Как работать с влечением?

Жизнь в современном обществе предполагает контроль эмоций и желаний. Иначе бы все давно стали Маугли и забыли про обязательства.

Любой психолог при работе с влечением первым этапом поможет тебе осознать факт его наличия. Как ты уже могла понять – это не так просто, как кажется, ведь правда кроется за семью замками в твоем подсознании. Понять разумом не всегда значит осознать.


Фото автора Artem Podrez: Pexels

Далее клиент с психологом ищут, почему появилось это влечение. Чаще всего причина кроется в детстве. Индивидуальность взрослой личность – это совокупность препятствий между ребенком и объектом удовлетворения цели. Все «нельзя» от родителей и запреты общества.

Следующий шаг – принятие. Психолог скажет, что хотеть мужа подруги, ненавидеть собственного ребенка или постоянно думать о суициде – это нормально. И действительно, у него таких клиентов каждый день целая очередь, ведь эти влечения абсолютно естественны для здорового человека.

На этот шаг могут уходить годы психотерапии.

Наконец, надо найти, куда направить накопившуюся энергию. Искусство, разнообразие в сексуальной жизни с мужем, поиск новых эмоций – каждый случай на этом этапе индивидуален.

Культурное приложение: Цивилизация и ее недовольство

Фрейд применил свою новую теоретическую конструкцию в Цивилизация и ее недовольство (1930) к трудностям, присущим Западная цивилизация — собственно говоря, в цивилизации и в общественной жизни в целом. В частности, учитывая, что «часть инстинкта направляется во внешний мир и выявляется как инстинкт агрессивности», он видел «склонность к агрессии … величайшее препятствие для цивилизации». . Необходимость преодолеть такую ​​агрессию повлекла за собой формирование суперэго: «Мы даже виновны в ереси, приписывая происхождение совести этому отвлечению агрессивности вовнутрь». Присутствие после этого в индивидууме суперэго и связанное с ним чувство вины — «Цивилизация, таким образом, обретает власть над опасным желанием индивидуума к агрессии, … создавая в нем агентство, которое будет следить за ним»- оставляет постоянное чувство беспокойства, присущее цивилизованной жизни, тем самым обеспечивая структурное объяснение «страданий цивилизованного человека».

Фрейд установил еще одну связь между группа жизни и врожденной агрессии, где первая более тесно взаимодействует, направляя агрессию на другие группы, идея, позже подхваченная групповыми аналитиками, такими как Уилфред Бион.

Эрос и Танатос

Определение 1

Эрос и Танатос — это две антагонистические категории по Фрейду, первая из которых влечет к жизни, а вторая — к смерти.

В греческой мифологии Эрос – бог любви и сексуальности, инстинкт жизни и самосохранения. Очень мощное представление об Эросе создал Платон в своей философии, где тиран Эрос стоит во главе желаний человека и ведет их за собой как телохранителей. У Платона Эрос никогда не облекается в земное тело и служит своеобразным проводником от богов к людям и обратно.

Понятие Эрос З. Фрейд часто использует в своей работе «По ту сторону принципа удовольствия». В окончательном варианте Фрейд представляет Эрос как основной инстинкт психической жизни человека. По мнению ученого, либидо – есть энергетический потенциал Эроса, энергия всех сексуальных влечений. Тенденцию сексуального инстинкта определяет главенствующий принцип психической жизни – принцип удовольствия.

Противопоставлением Эросу выступает Танатос – инстинкт смерти, влечение к агрессии и деструкции. Танатос направлен на разрыв связей, на разрушение, включая, саморазрушение. Примером проявления действия Танатоса является распад семей, алкоголизм, война, суицид, наркомания и др.

Замечание 1

Борьба между Эросом и Танатосом идет с попеременным успехом, но исход этой борьбы предопределен природой вещей и может быть только один – победу всегда одерживает Танатос.

Танатос силен и функционирует на основе энергии либидо. Он имеет два направления действия:

  1. на людей и разные предметы в форме таких деструктивных действий как садизм и вандализм;
  2. на себя, что выражается в мазохизме и суициде.

В психике человека, как подчеркивал З. Фрейд в своей работе «Я и Оно», идет постоянная борьба между этими двумя направлениями, а между ними находится «Я» человека.

Если Эрос нарушает спокойствие и подчиняется принципу удовольствия, то инстинкты смерти стремятся к покою и влекут за собой индивида. У каждой конкретной личности будет доминировать либо влечение к смерти, либо к жизни.

При тяге к смерти формируется саморазрушительная психическая структура – например, садизм, мазохизм. Во втором случае деструктивная составляющая нейтрализуется, агрессия используется в интересах «Я» и направляется на социально одобряемые цели. Однако и в этом случае деструктивная составляющая энергии либидо при переносе на внешние объекты, может проявляться в виде стремления к лидерству, господству и власти.

С самого раннего детства, подчеркивал З. Фрейд, отказ от прямой агрессии, представляет самую трудную жертву, которую общество требует от индивида.

Терминология

Стандартное издание работ Фрейда на английском языке смешивает два термина, которые в немецком языке различаются: Instinkt («инстинкт») и Trieb («драйв»), что часто переводится как инстинкт; например, «гипотеза инстинкт смерти, задача которого — вернуть органическую жизнь в неодушевленное состояние «. «Это приравнивание Instinkt и Trieb вызвало серьезные недоразумения «. Фактически Фрейд ссылается на термин «Instinkt», явно употребляемый в другом месте, и поэтому, хотя понятие «инстинкт» можно в общих чертах назвать «побуждением», любые эссенциалистские или натуралистические коннотации этого термина следует отложить. В некотором смысле влечение к смерти — это сила, которая не является существенной для жизни организма (в отличие от «инстинкта») и имеет тенденцию денатурировать его или заставлять его вести себя так, как иногда противоречит интуиции. Другими словами, термин «инстинкт смерти» — это просто ложное представление об инстинкте смерти. Этот термин почти повсеместно известен в научной литературе по Фрейду как «влечение к смерти», и лакановские психоаналитики часто сокращают его до просто «влечения» (хотя Фрейд постулировал существование и других влечений, и Лакан прямо заявляет в Семинаре XI, что все влечения являются частичными для влечения к смерти). Современные переводы Пингвина Фрейда переводят Trieb и Instinkt как «драйв» и «инстинкт» соответственно.

Стадия отрицания и изоляции

Эту первую стадию Э. Кюблер-Росс назвала стадией отрицания реальности и изоляции, поскольку в психике больного человека наиболее активно работают два защитно-адаптивных механизма: механизм отрицания неприятной, устрашающей реальности и механизм изоляции. Больной в этой стадии не хочет понять, что его конец близок. Во время бесед с ними люди, находящиеся в этой фазе психологической смерти, заявляют, что не верят в правильность поставленного диагноза. Они стараются дискредитировать врачей, заключение которых глубоко фрустрирует их, лишая всяких перспектив.

«Нет, этого не может быть!» — вот примерно их первая реакция. Причем такая реакция всегда в основном одинакова, независимо от того, каким путем больной узнал о своей участи: из прямо сказанных слов врача или же по косвенным признакам, по изменению поведения и невербальных знаков окружающих, на основе собственных, сознательных или подсознательных выводов. Одна больная даже стала утверждать, что рентгеновские лучи, с помощью которых у нее обнаружили рак, были неподлинными. Больной может также утверждать, что вывод медиков — результат диагностики другого больного, что будто бы произошла путаница. Эта же больная, которая считала рентгеновские лучи поддельными, стала обращаться к другим врачам, чтобы удостовериться в ошибочности первого диагноза своей болезни. «Тревожное отрицание» — так называет Э. Кюблер-Росс эту первую реакцию терминально больных людей.

Отрицание, иногда полное, иногда же частичное, в той или иной мере используется всеми больными не только в первых стадиях болезни, но время от времени и в последующем ходе ее развития. Принимая даже истину, больные иногда отходят от нее, желают жить как можно дольше.

Эту защитную реакцию Э. Кюблер-Росс считает весьма полезной, так как она смягчает первый удар истины и создает условия для включения в работу психики других, более спокойно действующих и «менее радикальных» защитных механизмов. Обычно после отрицания реальности наступает частичное принятие неизбежности смерти. Из 200 терминально больных, с которыми работала Э. Кюблер-Росс, только трое до порога своей смерти отрицали ее неизбежность. Они только в редких случаях и мельком сознательно вспоминали и говорили о смерти, называя ее «неприятным событием, которое обычно наступает во сне и не причиняет боли».

Позже в этой стадии большинство больных начинает использовать в основном механизм изоляции. Что это значит? Больные иногда говорят о своей смерти для того, чтобы затем перейти к более приятным и оптимистическим вопросам. Смерть и связанные с ней эмоции в психике больного изолируются от остальных психических содержаний и проблем. На уровне бессознательного, считает Э. Кюблер-Росс, все мы считаем себя бессмертными. Мы не представляем себе, что сами должны лицом к лицу встретиться со смертью. Получается так, что одна часть «Я» знает о болезни и неминуемости смерти, а другая отрицает ее, изолирует и вытесняет из сознания, заполняя его сферу другими образами и мыслями. Рассказывая о больной молодой женщине, автор отмечает, что именно первая часть психики держала ее в больнице и заставляла подчиняться требованиям медперсонала. Здесь она окружила себя многими привычными вещами, как будто решила обосноваться надолго. Она все время переходила от фаз полного отрицания своей смерти к фазам, где не только осознавала ее неизбежность, но и своими действиями (например, перееданием запретной пищи, что считается косвенной формой самоубийства) ускоряла ее наступление.

Кодекс чести: самоубийство как долг

Если в европейской христианской культуре существует жесткий запрет на самоубийство, то, например, в синтоизме в Японии подобного никогда не было. По представлениям христиан, тело человека принадлежит сотворившему его Богу, и, лишая себя жизни, человек идет против его воли и совершает грех. В Японии же считалось, что тело человека принадлежит его родителям или господину и своим телом он должен им служить. Харакири, или сэппуку, — способ ритуального самоубийства, принятый среди самураев в Средние века и практиковавшийся до 20 века.

Поэтому ритуальное самоубийство практиковали, если сам господин приговаривал подчиненного к подобной казни. Если же самурая оклеветали, обвинив в предательстве, он мог прибегнуть к харакири, чтобы доказать таким образом свою невиновность и верность даймё.

Этот способ самоубийства представляет собой процедуру вспарывания живота, крайне болезненную и мучительную

Японцы считали, что живот является самой важной частью тела, в которой находится жизненный центр организма. Во время харакири человек эту жизненную силу ликвидировал

В японском обществе подобная казнь считалась почетной, это была привилегия исключительно самураев . Во-первых, человек лишал себя жизни сам, а не принимал смерть от руки другого. Во-вторых, подобные мучения — это испытание, которое самурай проходит с достоинством, умирая с честью. Если человека приговаривали к сэппуку, его семья не подвергалась гонениям, сохраняла свою фамилию и имущество.

Самоубийством можно было выразить преданность не только в Японии. Самосожжение вдовы после смерти мужа — обычное дело для многих древних индоевропейских обществ. В Древней Руси была традиция сжигать с телом хозяина его рабыню. Одно из наставлений Одина в «Речах Высокого» гласит: «Хвали жен на костре». В индуизме существует легенда о богине Сати, которая стала женой бога Шивы вопреки желанию своего отца. Отец Сати Дакша собрал богов на яджну — жертвоприношение, но не пригласил Шиву, демонстрируя таким образом свое отношение к браку дочери. Оскорбленная Сати, не стерпев унижения, бросилась в священный огонь и сгорела.

В Индии обряд сожжения вдов практикуется не везде. Индийское общество по-прежнему поделено на касты, и не все они поощряют столь жестокое избавление от вдов, поэтому здесь имеет значение социальное происхождение женщины. Обряд сати по большей части укоренился там, где существует запрет на повторное замужество, в высших кастах и среди тех, кто претендует на повышение социального статуса, например, в штате Раджастхан и некоторых округах штата Уттар-Прадеш. Считается, что подобный выбор женщина должна делать добровольно, однако не исключено, что община оказывала на вдову давление.

Поскольку в Индии замуж девочку готовы выдать уже в 6 лет, а разница в возрасте с мужем могла оказаться огромной, нередко случалось, что супруг умирал раньше. Индийская традиция предписывает вдове остричь волосы, снять нарядную одежду и облачиться в белое. Отныне ей не дозволено участвовать в празднованиях и есть она будет строго ограниченное количество еды в день. Семья могла отказаться от нее, и нередко вдовы были вынуждены спать на голой земле и просить милостыню.

Альтернатива такой жизни виделась одна, и с точки зрения индийской женщины она кажется многообещающей, ведь праведной жене при повторном рождении может посчастливиться шагнуть сразу через несколько ступенек инкарнации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: