Влияние виртуального пространства сети интернет на жизненные ценности современной молодежи

Последствия компьютерной зависимости

Если интернет и компьютер становятся основными каналами общения, это может сильно повлиять на социализацию подростка. В сети не используют мимику и жесты, эмоции выражают смайлами, а при любых конфликтах можно просто выйти из чата. Ребенок не пользуется всеми средствами общения, не развивает их — все это обедняет коммуникацию.

Еще один важный момент — нарушения в формировании привязанностей. В сети легко заводить знакомства, но так же легко расставаться. Можно добавить одного собеседника в черный список и тут же найти нового. В результате у подростка не будет опыта реальных отношений со всеми их трудностями, притирками, ссорами и примирениями.

Не менее вредным последствием компьютерной зависимости у подростков можно считать иллюзию достижений, которая складывается у заядлых игроков или блогеров. В играх можно за несколько дней создать целую вселенную, а если что-то не получилось — пройти уровень еще раз. В жизни нельзя так легко добиться успеха. При этом всерьез киберспортом или развитием своего блога занимаются единицы, остальные же сохраняют иллюзию достижений в то время, как их реальная жизнь разрушается.

Компьютерные игры не влияют на уровень агрессии
Многолетнее исследование американских ученых не выявило связи между пристрастием к жестоким играм и повышенным уровнем агрессии.

Участники проекта, которые любили в подростковом возрасте видеоигры с элементами насилия, в 23 года были не более агрессивны, чем их сверстники, никогда не игравшие в такие игры.

Профилактика интернет зависимости

К сожалению, утвержденного метода лечения интернет зависимости пока не существует. При первых признаках интернет зависимости психологи рекомендуют обеспокоенным родителям воспользоваться тестом самодиагностики, которую в 1995 году предложила доктор Кимберли Янг. Методика заключается в изучении 20 вопросов и получении на них ответов. Во время теста испытуемый должен по каждому пункту поставить оценку по 5-балльной шкале Ликерта. После ответа на вопросы достаточно сложить баллы и сравнить результат с предложенной доктором интерпретацией. 

В качестве профилактических мер эксперты советуют соблюдать несколько рекомендаций:

  • Введите правило «день без интернета». На эти дни можно запланировать семейный отдых, посещение парка, аттракционов, семейный просмотр фильмов или поездки за город.
  • Ограничивайте время пользования цифровыми устройствами. Установить лимит можно через настройки роутера или мобильного телефона, установив сервис родительского контроля. В качестве примера рекомендуем вам попробовать сервис SkyDNS.
  • Найдите интересное для подростка и родителей хобби.
  • Определите и ликвидируйте первопричину увлечения виртуальным миром.
  • Мотивируйте ребенка на общение в реальном мире и принятие участия в семейных делах.
  • Увеличивайте физическую активность за счет посещения секций, кружков.
  • Включайте компьютер только при необходимости.

Советы психолога родителям

Интернет-зависимость является широким понятием, включающим в себя множество частных пунктов. Но коррекционная работа по избавлению от неё будет иметь схожие направления.

В максимальной зоне риска попадания в зависимость от интернета находятся подростки и дети. Неокрепшая психика и отсутствие критического мышления являются прекрасным фундаментом для развития любой формы аддиктивного поведения. Так что же делать родителям, чей ребёнок попал в сети всемирной паутины, которая заменила ему реальный мир?

Понять причины

Любое зависимое поведение напрямую связано с потребностью человека уйти подальше от дискомфортной реальности. В случае с подростком стресс могут вызывать трудности в социальной адаптации, конфликты со сверстниками, неудачи в учебе и многое другое.

Если мама или папа попробуют честно и доверительно поговорить с ребенком о том, что происходит в его жизни, то корни возникновения интернет-зависимости станут понятнее. Если же достучаться до сына или дочери не получается, имеет смысл обратиться к психологу.

Предложить альтернативу

Человек впадает в зависимость от чего-либо в том случае, когда объект аддикции восполняет для него актуальные потребности. Выявив их самостоятельно или же с помощью специалиста, родителям следует поискать для ребёнка другой способ получения недостающего. Если подростку не хватает общения со сверстниками, можно поискать для него кружок или секцию. Если ребёнку не хватает ярких впечатлений, стоит посмотреть в сторону соревновательных видов спорта.

Важно помнить, что предложенный способ времяпрепровождения должен быть привлекательным для подростка. Ни в коем случае нельзя навязывать ребёнку свои идеи, так как это вызовет протестную реакцию, которая усугубит зависимость

Наладить контакт

Данный совет актуален при любой форме девиантного поведения у подростка. Выстраивание доверительного общения сглаживает многие углы и шероховатости. Однако родители часто не знают с чего начать. Далее рассмотрим несколько пунктов, которые необходимо соблюдать в общении с ребенком.

Не критикуйте

Для взрослого человека критика может быть стимулом для развития. Но для подростка, чья самооценка часто реактивна и зависит от мнения окружающих, она болезненна. Если мама или папа строит общение с ребёнком на языке критики, то о доверии можно забыть. А вот степень погружения в виртуальный мир усиливается.

Сначала говорите про чувства, потом про действия

Еще одна ошибка подавляющего числа родителей заключается в том, что, слыша о проблеме у сына или дочери, они сразу предлагают готовое решение. Но первое, что нужно сделать, это разделить чувства. Подросток всё ощущает острее, нежели взрослый. Следовательно, и потребность поделиться своими переживаниями у него выше.

Иногда достаточно просто выслушать ребёнка, чтобы он сам увидел пути разрешения ситуации. Но даже если этого не происходит, после работы с чувствами юноша или девушка более открыты к принятию советов.

Проявляйте интерес

Доверие не строится, когда общение происходит «для галочки». Родителям следует пытаться смотреть на мир глазами своего ребёнка, быть заинтересованными в его жизни. Вопрос «как дела?» не должен быть пустым, за ним действительно должно стоять любопытство.

Зависимость от интернета часто связана с недостатком общения в реальной жизни. Если родители станут для подростка теми людьми, с которыми можно поделиться чем-то личным, то желание их сына или дочери безвылазно находиться в сети будет уменьшаться.

Конечно, речь идет о начальной стадии зависимости, когда время еще не упущено. Но даже в более тяжелых случаях работа родителей будет заключаться в налаживании контакта с ребёнком и поиске альтернативного восполнения его потребностей.

Роль технологий в развитии интернет-образования

Дистанционное обучение посредством радиовещания обладало внушительным недостатком — отсутствием обратной связи. Появление интернета стало поистине революционным моментом в этой области.

Стала использоваться электронная почта, давшая ту самую недостающую обратную связь между преподавателем и студентами. С течением времени были разработаны специализированные платформы для удаленного обучения. А затем появились целые онлайн-курсы, которые позволили многим попробовать учиться бесплатно.

Современное дистанционное образование использует технологии интернета. С помощью видеосвязи студенты общаются с преподавателями. Задания выполняются и отправляются либо онлайн через специальные сервисы, либо классическим способом по электронной почте.


Роль технологий в развитии интернет-образования

Российская образовательная система не признает дистанционную форму обучения как самостоятельный вид образования. Это лишь способ организации учебного процесса с использованием инструментов дистанционного обучения.

Тем не менее, выгода от ведения учебного процесса на дистанции заключается не только в преодолении больших расстояний и более дешевом для студентов обучении (в 2-4 раза дешевле по сравнению с очной формой). Эти, факторы, безусловно мотивируют вузы даже небольших стран переходить на дистант. В Европе одним из лидеров по распространению интернет-обучения является Германия.

Здесь усилиями правительства начала формироваться новая образовательная политика, заключающаяся в ориентации прежде всего на новые технологии предоставления образовательных услуг потребителям, а не на собственно содержательную часть образовательных программ.

В данном случае специалисты опираются на концепцию «обучения в течение всей жизни». Раньше, в индустриальную эпоху, знания давались людям с учетом их тогдашней актуальности в течение 20-25 лет. Современное информационное общество существует в условиях сверхвысокой динамики экономических и социальных процессов. Ценность информации существенно возросла, люди стали гораздо более мобильными.

Существенно увеличился уровень миграции. В такой насыщенной среде знания устаревают уже через 5-7 лет, что привело к появлению феномена lifelong learning и, как следствие, повышению спроса на получение образования со стороны достаточно взрослых людей. Возможности дистанционного обучения помогли многим стать студентами, не тратя на посещение лекций драгоценное время.

ТОП-30 IT-профессий 2022 года с доходом от 200 000 ₽

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности
и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились
с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 16898

Особенно это актуально было среди вечно занятых бизнесменов и служащих. Доступ к получению образования получили даже заключенные, пенсионеры и военные.

Клинические изменения личности

Подросток ищет возможность играть или заходить в соцсети как можно чаще, не умеет по-другому расслабляться и отдыхать. Интереса к другим развлечениям почти не остается, или они явно проигрывают в его системе приоритетов.

Здесь могут появиться прогулы школы, ложь родителям и учителям, трата всех карманных денег на платные опции в игре. Чтобы помочь подростку избавиться от компьютерной зависимости на этом этапе, нужны решительные меры — одних психолого-педагогических внушений будет мало. Родителям нужно создать достойного конкурента интернету. Например, вместе заняться спортом или отправиться в длинный туристический поход.

Контроль родителей за подростками в глобальной Сети

Доверительная беседа — главный способ обеспечить безопасность тинейджера в соцсетях и в Интернете вообще, оградить его от опасного влияния сомнительных Интернет-знакомых. Любые другие, более жесткие варианты контроля он гарантированно воспримет в штыки и всеми силами постарается саботировать.

С более младшими детьми контроль над их действиями в Интернете оправдан, так как у них еще формируется психика и очень мало опыта, они наивны. Оградить их от опасного влияния нам помогут детские аккаунты или специальные приложения родительского контроля на электронных устройствах, где можно настроить, к каким приложениям и сайтам у ребенка будет доступ.

С подростком все эти вопросы рекомендуем решать только в договорном порядке, любые инструменты контроля устанавливать только с его согласия. Например, можно предложить ему установить программу-блокировщик всплывающей рекламы, которая может быть как назойливой, так и неприличной. С позиции заботы предложить включить приложение, которое будет ограничивать или общее число часов, проведенных в Сети, или хотя бы освобождать от гаджетов какое-то время перед сном, чтобы мозг успевал отдохнуть от множества стимулов, а подросток — спокойно подготовиться к завтрашнему дню.

Понятно, что такие разговоры приносят лучший результат, если в целом детско-родительские отношения выстроены в доверительном ключе, а также вы выбрали для беседы удачный момент. Подчеркните, что не намерены контролировать, что именно ребенок делает в Сети, просто хотите ему помочь соблюдать баланс между Интернетом и всем остальным. Можете поделиться опытом, как вы сами ищете тот же баланс в своей жизни. Напомнить, что есть общие правила вежливости — условие, что, когда мы приходим в театр, ресторан, в гости, мы в этот момент не «залипаем» в телефон.

Да, вас может раздражать контент, который нравится ребенку, но старайтесь сдерживать себя и не изводить его упреками, не причитать про отупение и деградацию, а помнить о разнице поколений. Постоянные упреки и скандалы в любом случае окажут противоположное влияние — из чувства протеста подросток уйдёт в Сеть еще глубже. Он может начать прятаться от вас, хитрить и обманывать. Обратится ли он к вам тогда в случае неприятностей? Более мягкие по характеру дети могут даже покориться вашей воле, но это сыграет злую шутку с их уверенностью в своих силах и самооценкой.

Неудовлетворенная потребность в общности и идентичности

Многие подростки пытаются найти место в обществе, хотят, чтобы их признали сверстники. Это одна из самых важных задач их жизни на данном этапе, и они сталкиваются с большим количеством беспокойства и неуверенности.

Когда подростки понимают, что они не вписываются и не принадлежат к какому-то важному для них месту, это может привести к ощущению изоляции, разобщенности и депрессии. Телевизионные шоу, ориентированные на подростков, устанавливают для них нормы поведения такие как издевательства, ранний секс, агрессивное и жестокое поведение и нарушение правил

Или же вы крутые, только если вы владеете всеми брендами. Чувство непринадлежности распространено и затрагивает все аспекты жизни подростка.

8. Насилие на экране и нездоровые социальные сети

Ответственное использование Facebook, Instagram, Twitter, Вконтакте и других социальных платформ может быть отличным способом для подростков соединиться с миром, но при безответственном использовании появляются проблемы. Жестокие видеоигры способствуют агрессии и насилию. Выход в интернет подвергает подростка к встрече с плохим характером других людей, нездоровыми изображениями, порно, насилию и др. Независимо от того, что вы делаете, нет способа полностью защитить их. Родители должны знать, что делают дети в Интернете, и учить их безопасному взаимодействию с Интернетом. Чтобы узнать больше, прочитайте,

Социальное давление

Часто родители живут через своих детей и ожидают, что их дети достигнут всего, чего они хотели, но не имели. Ожидание, что подросток получит хорошие оценки, заведёт хороших друзей, преуспеет во внеклассных мероприятиях и будет вести себя хорошо, ответственно — это большое давление. К этому добавляется давление со стороны сверстников. Чтобы быть принятыми среди сверстников и стать «популярными», подростки чувствуют необходимость соответствовать определенным вкусам, поведению и внешнему виду.

Когда все окружающие подростка люди пытаются придать ему / ей другую форму, давление нарастает. Родители, учителя, старшие родственники, братья и сестры, друзья, одноклассники и социальные группы играют свою роль и тянут подростка в разные стороны.

Профилактика

Профилактика интернет-зависимости у детей

Зачастую мы сами виноваты в формировании зависимости у маленького ребенка. Как только ребенок начинает сидеть, в руки ему дают телефон или планшет. Это приводит к сбою программы развития личности, нарушению методов познания окружающего мира и формирует интернет-зависимость.

В младшем дошкольном возрасте лучшей профилактикой будет полное исключение электронных гаджетов из жизни ребенка. В этом возрасте дети испытывают огромную зависимость и потребность в общении с родителями. Общение ни в коем случае нельзя заменять просмотром мультиков или играми на компьютере.

Если же вы включили развивающий мультфильм ребенку, смотрите вместе и комментируйте происходящее, задавайте вопросы. Такой осознанный просмотр материала несколько раз в неделю даст намного больше, чем постоянное зависание в развивающих игрушках на планшете, но в полном одиночестве.

В начальной школе, когда ребенок частично обретает свободу и выходит из-под полного контроля родителей, стоит ограничить использование компьютера.

Однако полностью исключать его нельзя. Интернет — кладезь информации. Необходимо научить ребенка использовать сеть для получения знаний и умений. Родители должны следить за контентом, который просматривает ребенок, а также установить родительский контроль на компьютере.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Девочки в этом возрасте менее подвержены развитию зависимости, чем мальчики. Их мало интересуют он-лайн игры. Мальчишки же могут с головой погрузиться в «танчики» и другие стрелялки, забывая обо всем на свете.

Рекомендуем ознакомиться со статьёй: Как перестать откладывать важные дела на потом и всё успевать

Социальные
сети могут развить самовлюбленность в подростке. Его личная страничка, на
которой информация только о нем может привести к мысли, что весь мир крутится
вокруг него. Постоянное сравнивание своей жизни и жизни знакомых может развить
чувство зависти, неуверенности в себе.

Подростковый
возраст очень специфичен и простыми запретами тут не обойтись.

Во-первых, проанализируйте свое поведение. Дети зачастую копируют поведение взрослых. Если вы сами много времени уделяете компьютеру, ведению странички в соцсетях или он-лайн играм, то что вы хотите от своего ребенка?

Во-вторых, компьютер не должен становиться предметом поощрения. Наказывая подростка и лишая его доступа к гаджетам, вы усугубляете проблему. Интернет – это всего лишь способ получения информации, а не приз.

И наконец, необходимо научить подростка занимать себя, помочь ему открыть новые горизонты и увлечения.

Плюсы Интернета

  • Оперативное получение информации. Быстрое поступление сообщений, писем и звонков.
  • Общение в режиме «реального времени». 
  • Быстрый поиск необходимой информации. Нет необходимости идти в библиотеку, выбирать часами в книгах по крупицам нужную информацию. Поисковые системы выдают ответы на запросы в течение нескольких секунд, а электронные базы данных располагают информацией на любые темы. 
  • Возможность получения видео — и аудиосообщений для организации общения, обучения и работы.
  • Упрощение бытовых дел: заказ продуктов, вещей, аксессуаров, одежды, оплата счетов. Все это экономит время и позволяет сделать быстрый и правильный выбор.
  • Выполнение рабочих обязанностей, используя систему Интернет, освободило многих людей от сидения в офисах и повысило работоспособность.
  • Люди с комплексами получают возможность самореализации, показывая свою деятельность в сети и сокращая проблематичное общение.

Читайте еще: Как выбрать увлечение для ребенка

Шаг 6. Не используйте открытые Wi-Fi-сети

Расскажите детям, чем опасны открытые Wi-Fi-сети:

  • Анализ трафика. Владелец Wi-Fi-сети или человек, который получил к ней доступ, может просматривать весь проходящий через нее трафик. С помощью анализатора пакетов данных он может узнать, на какие страницы вы заходили с подключенных устройств и какие данные вводили.
  • “Фальшивые” страницы для кражи паролей. При подключении к Wi-Fi в общественном месте пользователю часто предлагают подтвердить свою личность по номеру телефона или зарегистрироваться через соцсети. Все введенные при этом данные, владелец точки может собирать для личного использования. Также человек, у которого есть доступ к управлению роутером, имеет возможность настроить фишинг: например, перенаправление с facebook.com на сайт facebook10k.com, на котором будет размещена копия главной страницы популярной соцсети, созданная для кражи паролей.
  • Заражение вредоносными программами. Пользователя открытой сети можно незаметно для него перенаправить не только на фишинговые сайты, но и на страницы для скачивания троянов и вирусов, которые могут похитить с компьютера множество ценной для мошенников информации (пароли, документы и т.д).

Что такое интернет-зависимость

Без компьютеров, смартфонов и интернета сложно представить современную жизнь. Мы общаемся в мессенджерах и соцсетях, узнаем новости на сайтах, и даже школьные оценки дети получают в электронных дневниках. С компьютерами связаны и многие профессии — начиная от программистов и заканчивая бухгалтерами.

Даже компьютерные игры могут стать серьезным занятием. С 2001 года киберспорт в нашей стране признан официальным видом спорта, а в США первые киберспортивные турниры появились еще раньше. И возникает вопрос: как провести грань, за которой киберспорт и здоровое увлечение технологиями превращаются в компьютерную зависимость у подростков.

Термин «интернет-зависимость» появился с легкой руки американского психиатра Ивана (Айвена) Голдберга. Он имел в виду такое увлечение виртуальным миром, от которого страдает социальная и профессиональная деятельность человека.

Сегодня интернет-зависимостью у подростков и взрослых называют поведенческое расстройство, при котором человек имеет навязчивое желание выйти в сеть и теряет контроль над временем, проведенным за монитором.

Американские нейробиологи провели исследование проблемы игровой зависимости и установили, что желание играть в компьютерные игры активизирует те же области мозга, которые ответственны за тягу к наркотикам и азартным играм. Все эти зависимости в чем-то похожи, хотя игровая не разрушает здоровье так, как наркотическая.

Чтобы выстроить у ребенка здоровые отношения с гаджетами и перестать волноваться, скачайте бесплатный PDF-файл от психолога Ларисы Сурковой. Внутри — правила цифровой гигиены и советы эксперта для родителей.

Правильно ли это?

На самом деле, бесконтрольное использование интернета может стать причиной многих очень неприятных и даже опасных ситуаций. Психологи говорят об эпидемии интернет-зависимости. А компьютерщики — о сотнях мошеннических схем, которые подстерегают беспечного пользователя в интернете.

В этой брошюре мы:

  • расскажем о рисках бесконтрольного и бездумного использования интернета;
  • подскажем, как общаться с детьми на тему компьютерной безопасности;
  • научим, как настроить и использовать гаджеты, сетевое оборудование и программы, чтобы избежать ловушек и угроз в Интернете.

Мнение психолога

Еще в 2009 году биолог, член Королевской академии медицины Арик Сигман в выступлении перед Европарламентом обнародовал шокирующую статистику.

Современный ребенок, которого не ограничивают в использовании интернета, к своему седьмому дню рождения проводит в виртуальном пространстве ровно 1 год .

К 18 годам “стаж” пользования Всемирной паутиной достигает 4 лет .

В то же время “радиус активности” детей, то есть площадь пространства вокруг дома, в котором они свободно исследуют окружающий мир, значительно сократился. Нынешние дети не бегают по улицам и дворам, не лазят по деревьям, не болтают друг с другом, а часами сидят, уткнувшись в смартфоны или планшеты.

Эти тенденции отрицательно сказываются на развитии мозга. Самостоятельное исследование внешнего мира стимулирует развитие независимого мышления, помогает ребенку осмыслить свои впечатления и опыт. Также оно учит ребенка делать выводы и планировать свою активность. Если вместо естественной среды детский мозг взаимодействует с интернетом, дети в буквальном смысле вырастают “оторванными от реальности”.

Дети, бесконтрольно использующие интернет, не умеют адекватно оценивать риски окружающего мира, испытывают трудности в общении и не умеют сопереживать. Став взрослыми, они будут сталкиваться с проблемами и в карьере, и в личной жизни.

Время живого общения неуклонно сокращается. Растет число одиноких людей, у которых настоящую дружбу и любовь заменили “виртуальные отношения”.

В 1995 году впервые был использован термин “интернет-зависимость”, сегодня этот диагноз уже никого не удивляет.

Организация и методы исследования

Предметом настоящего исследования явились способы совладания с психологическими проблемами, которые используются подростками и молодежью с привлечением ресурсов Интернета. Объектом исследования послужили школьники и студенты Санкт-Петербурга.

Гипотеза настоящего исследования: совладание с психологическими проблемами у молодежи по сравнению с подростками отличается большей активностью и широтой привлечения ресурсов интернет-среды.

Задачи исследования:

  1. провести опрос школьников и студентов с целью выявления способов совладания с психологическими проблемами посредством ресурсов Интернета;
  2. произвести контент-анализ ответов испытуемых, направленный на выявление копинг-стратегий подростков и молодежи, реализуемых в интернет-среде;
  3. осуществить сравнительный анализ способов совладания с психологическими проблемами и активности в использовании ресурсов интернет-сети среди подростков и молодежи.

Для выявления способов использования ресурсов Интернета при совладании с психологическими проблемами среди подростков и молодежи был использован метод интервью, применявшийся в фокус-группах. Участникам был предложен вопрос: «Если происходит что-то, что заставляет тебя переживать, тревожиться, и у тебя есть доступ в Интернет, что бы ты стал в нем делать?»

Выборка составила 396 человек, из них: 292 человека — школьники и 104 человека — студенческая молодежь.

Характеристика подростковой выборки, сбалансированной по полу и возрасту: 180 девочек (62%) и 112 мальчиков (38%). Возраст респондентов: 11–12 лет — 39 чел., 13 лет — 37 чел., 14 лет — 62 чел., 15 лет — 88 чел., 16 лет — 41 чел., 17 лет — 25 чел. В исследовании приняли участие обучающиеся общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга №№ 189, 211, 241, 296, 363, 367, 368, 391, 448, 487, 540, а также Сиверской гимназии (Ленинградская обл.).

Характеристика студенческой выборки: 76 девушек (73%), 28 юношей (27%). Возраст респондентов: 18–22 года. Участниками исследования являлись студенты 2 курса института истории и социальных наук (45 чел.), института экономики и управления (26 чел.), института психологии (12 чел.), юридического факультета (13 чел.), факультета географии (8 чел.) РГПУ им. А.И. Герцена.

Формулировки ответов испытуемых были подвергнуты стандартной процедуре контент-анализа с целью выявления способов совладания с привлечением интернет-ресурсов. Частотный анализ данных производился с целью структурирования набора копинг-стратегий и осуществления сравнительного анализа их использования подростками и молодежью.

Шаг 2. Установите на компьютер средство родительского контроля

Многие компании предлагают программное обеспечение, которое позволяет настроить или ограничить выход в интернет. Такие программы могут включать следующие функции:

  • Фильтрация и блокировка. Позволяют ограничивать доступ к некоторым сайтам, программам и изображениям.
  • Блокировка данных, которые ребенок отправляет с компьютера. Не позволяет детям делиться информацией в Интернете, в том числе отправлять что-то по электронной почте.
  • Браузеры для детей. Позволяют фильтровать контент, который видит ваш ребенок.
  • Поисковые системы для детей. Ограничивают поиск и фильтрует его результаты.
  • Мониторинг деятельности ребенка в браузере. Организует контроль доступа детей в Интернет. Фиксирует адреса веб-сайтов, которые посещал ребенок, отправляет родителям сообщения в тот момент, когда ребенок заходит на запрещенный сайт.

Как это сделать?

Windows

  • создайте новую учетную запись (Параметры — Учетные записи — Семья и другие люди — Добавить пользователя для этого компьютера);
  • настройте ее (Параметры — Учетные записи — Семья и другие пользователи — Управление семейными настройками через Интернет);
  • в разделе “Просмотр веб-страниц” включите блокировку нежелательных веб-сайтов или укажите список доступных и недоступных сайтов;
  • в разделе “Приложения, игры и мультимедиа” ограничьте доступ к выбранным программам;
  • в разделе “Таймер работы с устройством” ограничьте время работы за компьютером.

Apple

  • зайдите в “Родительский контроль” (Системные настройки — Родительский контроль), создайте новую учетную запись с родительским контролем и настройте ее;
  • на вкладке “Программы” запретите или разрешите использовать камеру, ограничьте список разрешенных контактов в почте и разрешите использовать определенные программы;
  • на вкладке “Веб” разрешите доступ к некоторым сайтам;
  • на вкладке “Магазины” отключите встроенные магазины Apple, а также ограничьте просмотр фильмов и прослушивание музыки iTunes;
  • на вкладке “Время” ограничьте время работы за компьютером.

Google ChromeЯндекс

Шаг 3. Научите ребенка создавать надежные пароли

Расскажите детям основные правила создания паролей:

  • пароль должен состоять не менее, чем из 6 символов;
  • в состав пароля могут входить цифры, латинские буквы, пробелы и специальные символы (точки, запятые, восклицательные знаки и т.д.);
  • рекомендуется составлять пароль из смешанного набора цифровых и буквенных символов;
  • не следует использовать общеупотребляемые слова и устойчивые словосочетания;
  • не следует использовать наборы символов, представляющие собой комбинации клавиш, расположенных подряд на клавиатуре, например, такие как: qwerty, 123456789, qazwsx и т.п;
  • не следует использовать персональные данные: имена и фамилии, адреса, номера паспортов, страховых свидетельств и т.п;
  • для разных учетных записей необходимо использовать разные пароли.

Как это сделать?

Существуют бесплатные и довольно простые в использовании программы для создания и хранения паролей. Найдите такую программу в интернете, установите ее, создайте пароль и сохраните его.

Подросток и интернет-зависимость

Как оценить влияние на детей-школьников времени, проведенного в Сети? Нет никаких единых стандартов, чтобы по часам можно было отмерить, не много ли тинейджер «залипает» в экраны. Официально пока даже нет такой болезни как компьютерная или Интернет-зависимость. Лишь недавно в Международную классификацию болезней включили «игровое расстройство», так как был научно доказан биохимический механизм «дофаминовой ловушки», который может возникнуть при злоупотреблении компьютерными играми по тому же принципу, что при влиянии одурманивающих веществ. Однако нам известны признаки зависимости, и мы можем выделить изменения в поведении и приоритетах ребенка, при которых родителям стоит насторожиться:+

  1. сильно выросло время, проводимое у экранов;
  2. круг интересов ребенка сузился только до любимых гаджетов;
  3. повысилась раздражительность, участились конфликты в семье;
  4. пропал интерес к живому общению и встречам с друзьями;
  5. заметно ухудшилась успеваемость, появились прогулы;
  6. нарушился режим сна, и это стало негативно влиять на остальную жизнь.

Важный показатель — как ребенок чувствует себя, если гаджеты и Интернет недоступны. Если он немного ворчит, а потом начинает заниматься какими-то другими делами — не так всё и плохо.

Как с любой другой зависимостью, риску компьютерной зависимости больше подвержены дети, на жизнь которых оказывают влияние негативные факторы: постоянные ссоры в семье, болезни, чрезмерная или недостаточная опека со стороны родителей и другие невзгоды

Очень соблазнительно тогда сбежать в виртуальный мир, где найдутся комфорт, стабильность, внимание и признание, которых не хватает в реальности

Родителям важно понимать, что зачастую развитие Интернет-зависимости — симптом общей неудовлетворенностью жизнью. Для начала стоит приложить усилия и наладить с подростком отношения, постараться вернуть в его жизнь эмоциональный комфорт

Если нужно — обратитесь для этого к семейному психологу. Специалист также поможет определить, насколько серьезна проблема, и подобрать подходящие методы ее решения.

Этапы зависимости от интернета у детей и подростков

1. Первый этап

Тревожным знаком может стать то, что он стремится создать свой образ в интернете, который может сильно отличаться от реального. Такому ребёнку может не хватать признания своих «настоящих» друзей. Поэтому, в профилях детей появляются видео или фото с неадекватно «взрослыми» словами или поступками.

Если в семье сложились доверительные отношения, то этот этап можно проследить и предотвратить развитие зависимости. Достаточно иногда обсуждать то, что публикуется на просторах сети. Хорошо, если родители смогут ограничить время, проведённое в интернете.

Посмотрите полезное видео о том, как защитить детей от компьютерной зависимости

2. Второй этап

Второй этап интернет-зависимости гораздо сложнее. Здесь привычка становится очевидной. Ребёнок начинает оценивать себя и свою жизнь только с точки зрения виртуальных друзей. У него начинает преобладать туннельное мышление, и всё вокруг рассматривается через призму интернета. Единственное, чего боится ребёнок на данном этапе, это лишение компьютера. Времени тратится всё больше на игры или общение с виртуальными приятелями.

На замечания ребёнок
реагирует очень недовольно. Он всеми силами отрицает сам факт зависимости. На
все аргументы родителей юноша или девушка находит тысячи других отговорок.

Добровольно, на такой стадии, родители не смогут договориться. Если они поняли, что упустили время, то нужно срочно принимать меры.

Жизнь подростка в реальном мире должна стать более привлекательной, чем на просторах сети. Придётся отложить свои дела и плотно заняться досугом своего отпрыска. Можно мальчика сводить на пейнтбол, а девочку в конную школу. Главное показать, что и в реальности мечты сбываются.

3. Третий этап

Самый тяжёлый этап интернет-зависимости можно в полной мере сравнить с наркоманией. Ребёнок уже полностью живёт не своей жизнью. Всё, чем он занимается, завязано на играх или общении в интернете. Если раньше с ним можно было поговорить, то теперь он просто отмахивается и дальше пропадает в экране гаджета.

При попытках отлучить от
компьютера он становится неадекватным и агрессивным. У такого ребёнка полностью
отсутствует сострадание и чувство жалости. Поэтому слёзы матери или угрозы отца
абсолютно его не трогают. Такие манипуляции вызывают только раздражение.

К сожалению, нет лёгких
способов лечения на третьей стадии зависимости. Только долгая и сложная работа
всей семьёй с помощью психолога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: