Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Социокультурная теория: основные концепции и принципы
Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Список источников информации
1.Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт. коллектив: И.Т. Фролов и др. – М., 2005./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php
2.Культурология. XX век. Энциклопедия./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998.
3.Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М., 1990.
4.Сущенко С.А. Социальная психология. – Ростов н/Д, 2005.// http://do.gendocs.ru/docs/index-97060.html
5.Хорни К. Женская психология.// http://libes.ru/258208.read
6.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.// http://psylib.org.ua/books/hornk 02/index.htm
7.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.// http://psylib.org.ua/books/hjelz 01/index.htm
список литературы
Тревога
Второй тип напряжения, рассогласовывающие, объединены Салливаном под общим названием тревога (anxiety).
Тревога — переживание, связанное с воображаемой или реальной угрозой безопасности. Тревога отличается от напряжений, связанных с потребностями, тем, что она является неопределенной и не побуждает к каким-либо последовательным действиям. Так, если младенец хочет есть (потребность), причина его дальнейших действий ясна, но если он испытывает чувство тревоги, то едва ли может сделать что-либо, чтобы избавиться от этого напряжения.
Салливан утверждал, что тревога изначально появляется у человека не в результате каких-либо реальных событий окружающего мира. Она передается младенцу от родителя в результате процесса эмпатии (empathy).
8 стр., 3664 слов
Формы и причины возникновения тревоги
… тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые … ж) психотическая тревога, которая иногда относится к угрозам собственной идентичности. 3 Формы тревожности Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального …
Тревога, которую испытывает мать, неизбежно ведет к появлению ее и у младенца. Поскольку все матери тревожатся о своих малышах, все младенцы становятся до некоторой степени тревожными.
Согласно Салливану, непосредственная борьба с тревогой, испытываемой человеком в этом возрасте, практически невозможна. Как младенец не способен уменьшать степень своей тревоги, так и родитель, не понимая происходящего, не может с его тревогой бороться. Любые признаки тревоги или угроза безопасности младенца приводят к тому, что родитель пытается удовлетворить его потребности. Так, например, мать может накормить своего плачущего ребенка, испытывающего тревогу, ошибочно приняв ее за голод. Если ребенок отказывается принимать пищу, мать начинает тревожиться еще больше, что повышает уровень тревоги у младенца. В конце концов уровень тревоги ребенка становится настолько высоким, что начинает препятствовать процессам сосания и глотания.
В отличие от напряжений, связанных с потребностями, тревога не способствует их удовлетворению, а препятствует ему. Тревога оказывает отрицательное воздействие не только на младенцев, но и на взрослых. Она тормозит развитие полноценных межличностных отношений. Салливан (1953) уподоблял высокий уровень тревоги удару по голове. Тревога делает нас неспособными учиться, сужает диапазон восприятия, ослабляет память и может привести даже к полной ее потере (амнезии).
Тревога уникальна: заставляя нас следовать детскому желанию безопасности, она порождает поведение, препятствующее нам учиться на своих ошибках. Результатом других напряжений обычно являются действия, направленные на освобождение от этих напряжений. Отличие тревоги и одиночества от других переживаний состоит в том, что они абсолютно бесполезны, нежеланны и неприятны. Тревога приносит страдания, и мы имеем естественную тенденцию избегать ее, предпочитая состояние эйфории (euphoria) или полного отсутствия напряжения. Этим рассуждениям Салливан подвел простой итог: «присутствие тревоги гораздо хуже ее отсутствия» (1954, р. 100).
Поскольку очевидно, что гнев и страх могут приносить реальную пользу, вызывая действия, которые способствуют адаптации и/или изменению человеком окружающего мира, Салливан провел дефиницию между этими понятиями и тревогой. Во-первых, тревога обычно возникает из комплекса межличностных ситуаций и осознается довольно смутно; страх осознается более четко, и его причины найти гораздо проще. Во-вторых, тревога не приносит абсолютно никакой пользы. Она может привести к полезным действиям лишь тогда, когда трансформируется в другое напряжение, например в гнев или страх. В-третьих, тревога препятствует удовлетворению потребностей, в то время как страх иногда помогает нам удовлетворить некоторые из них. Тревогу можно определить как «напряжение, которое препятствует действиям, направленным на удовлетворение потребностей» (Sullivan, 1953b, p. 44).
Карен Хорни: биография ее взрослой жизни
В раннем взрослом возрасте было несколько лет стресса. В 1904 году его мать развелась с родителями, оставив его с Карен и молодым Берндтом. В 1906 году он поступил на медицинский факультет вопреки воле родителей и де-факто вопреки мнению образованного общества своего времени. Там она познакомилась со студентом юридического факультета по имени Оскар Хорни, за которого выйдет замуж в 1909 году. Год спустя Карен родила Брижитт, первую из трех ее дочерей. В 1911 году его мать Сонни умирает, вызывая серьезную напряженность у Карен, что привело его к психоанализу.
Как бы догадался Зигмунд Фрейд, Карен вышла замуж за человека, не отличающегося от своего отца: Оскар был таким же авторитарным, как капитан со своими детьми. Хорни поняла, что она не только не вмешалась, но даже поняла, что эта атмосфера хороша для ее детей и что она привит им стремление к независимости. Лишь много лет спустя, благодаря своему самоанализу, он изменил свое видение воспитания..
В 1923 году бизнес Оскара рухнул. Затем у Оскара развился менингит, и он стал губительным, угрюмым и спорящим человеком. В этом же году брат Карен умирает в возрасте 40 лет от продукта легочной инфекции. Карен погрузилась в великую депрессию, до точки купания в море во время отпуска с идеей покончить с собой.
Карен и ее дочери переехали из дома Оскара в 1926 году и эмигрировали в Соединенные Штаты четыре года спустя. Они поселились в Бруклине. Хотя это может показаться странным в настоящее время, в 1930-х годах Бруклин был интеллектуальной столицей мира, во многом благодаря влиянию еврейских беженцев из Германии. Именно здесь он достиг дружбы с интеллектуалами роста Эриха Фромма и Гарри Стэка Салливана, прибыв, чтобы иметь спорадические отношения с последним. И именно здесь он будет развивать свои теории личности о неврозах, основываясь на вашем опыте психотерапевта.
Он продолжал посещать, преподавать и писать до своей смерти в 1952 году.
Плюсы и минусы теории Карен Хорни
Плюсом данной теории является то, что Карен Хорни дала детальное объяснение причин возникновения неврозов и их развитие с описанием клинических случаев. Ее исследования пользуются большой популярностью как среди специалистов, так и среди людей, не имеющих специальных знаний.
К минусам теории Карен Хорни следует отнести то, что ее исследования основаны только на клинических наблюдениях больных. Основным направлением ее работы было изучение неврозов. Этот факт значительно снижает область применения ее теории. Также к минусам следует отнести отсутствие подтверждений ее теории другими исследователями. На данный момент не существует ни доказательств, ни опровержений данных исследований.
Развитие личности
Салливан (1953) описал шесть этапов развития, каждый из которых является критическим в формировании личности человека: младенчество, детство, ювенильная эра, предъюностъ, ранняя юность, поздняя юность. Седьмой период, зрелость (adulthood) — это результат постепенного восхождения, трансформации, которая происходит с человеком благодаря межличностным отношениям.
Изменения личности могут происходить в любое время, но все же чаще всего они происходят при переходе с одного этапа развития на другой. На самом деле эти пороговые периоды являются более критическими, чем сами этапы. В течение переходных периодов переживания, первоначально являющиеся диссоциированными или селективно игнорируемыми, могут становиться частью Я-системы.
Младенчество (infancy) продолжается от рождения до появления артикулированной речи. На этом этапе появляются описанные выше персонификации мать-плохая и мать-хорошая, а также ранние персонификации Я. Происходит переход от прототаксического к паратаксическому уровню знаний, возникают зачатки Я-системы. В этот период основные межличностные отношения младенца — отношения с матерью, а главный источник тревоги — процесс кормления.
Переход от младенчества к детству (childhood) происходит благодаря овладению языком. От прототаксического и паратаксического уровней ребенок возвышается до синтаксического уровня знаний. Детство продолжается от появления артикулированной речи до возникновения потребности в товарищах по играм, когда возможно возникновение персонификации идола. На этом этапе самыми важными межличностными отношениями для детей являются отношения с матерью, укрепляется Я-система и, как пишет Салливан, происходит «непроизвольная замена поведенческого паттерна, столкнувшегося с тревогой или вступившего в противоречие с Я-системой, на социально более приемлемый паттерн, удовлетворяющий той части мотивационной системы, которая стала причиной проблемы» (1953, р. 193).
Ювенильная эра (juvenile era) — период социализации, формирования стереотипов и установок. В это время появляются представления о жизненной ориентации. Ювенильная эра охватывает большую часть школьной жизни.
Следующий период — предъюность (preadolescenсе).
На этом периоде происходит становление отношений равенства, взаимности, в отношениях со сверстниками своего пола формируется динамизм близости.
«Человек ориентируется в жизни в той мере, в какой может сформулировать или интуитивно понять интеграционные тенденции, присущие межличностным отношениям, способы достичь удовлетворения и освободиться от тревоги, более или менее отдаленные цели, ради которых можно отказаться от существующих здесь и сейчас возможностей удовлетворить потребности или повысить свой престиж» (1953, р. 243).
Ранняя юность (early adolescence), определяющаяся пубертатным периодом, характеризуется развитием изолирующего динамизма сексуального влечения, вступающего в конфликт с существующим динамизмом близости. Согласно Салливану, ранняя юность заканчивается, когда молодой человек находит между этими динамизмами некое равновесие и формирует паттерн поведения, соответствующий его сексуальности.
Поздняя юность (late adolescence) рассматривается Салливаном как достаточно длительный переходный период к зрелости. «Поздняя юность продолжается от паттернирования предпочитаемой генитальной активности через множество ступеней обучения к окончательному становлению зрелого репертуара межличностных отношений» (1958, р. 237).
Трансфер в США
В 1932 году Карен Хорни пригласили работать заместителем директора Чикагского психоаналитического института, и она переехала в Соединенные Штаты, чтобы занять эту должность. Однако только через два года он решил вернуться к самостоятельной психотерапевтической практике и переехал в Нью-Йорк.
В этом городе она не только продолжала принимать пациентов, но и начала работать учителем в Новой школе социальных исследований. Там он создал большинство своих теоретических работ,Невротическая личность нашего времени(1937) иНовые пути в психоанализе(1939).
В этих работах она поддерживала свои идеи о важности окружающей среды и социальных условий, которые для нее имели бы гораздо больший вес в нашем поведении, чем инстинкты и биология, как утверждал Фрейд. Для Хорни личность определяется окружающей средой в детстве, которая также вызывает большинство неврозов и психологических расстройств
В это время Карен Хорни выступала против многих наиболее важных теорий классического психоанализа, включая теории либидо, инстинкта смерти и Эдипова комплекса. Это привело к ее исключению из Нью-Йоркского психоаналитического института в 1941 году и привело к созданию Ассоциации содействия развитию психоанализа.
В последние годы жизни Хорни основал журнал.Американский журнал психоанализа, и она работала его редактором до своей смерти в 1952 году. В дополнение к этому, она продолжала публиковать работы, в которых изучала свои идеи о неврозах и их происхождении в проблемах отношений, таких какНаши внутренние конфликты(1945) иНевроз и рост человека(1950).
Детство и ранние годы
Карен Хорни родилась в Бланкенезе, Гамбург, 16 сентября 1885 года. Ее отец, Берндт Ваккельс Даниэльсен, был гражданином Норвегии с видом на жительство в Германии. Его профессия капитана торгового судна и его твердые убеждения в качестве традиционалистского протестанта сделали его двойственной фигурой в жизни Карен.
С другой стороны, ее мать Клотильда была голландского происхождения, и, несмотря на то, что она была более непредубежденной, чем ее отец, у нее также были эмоциональные проблемы. По словам самой Карен, ее мать была подавленной, раздражительной и стремилась доминировать и над ней, и над своим братом.
Согласно собственным дневникам Карен Хорни, ее отец действовал как жестокая фигура в детстве, и она чувствовала себя ближе к своей матери, несмотря на то, что также осознавала свои неудачи.
В знак протеста она с самого раннего возраста решила сосредоточить свои усилия на том, чтобы стать блестящей и интеллектуально успешной женщиной, что сильно отличалось от того, чего хотел для нее ее отец.
Когда Карен было 19 лет, ее мать бросила отца и забрала с собой детей. По ее собственным свидетельствам, последствия плохих отношений Хорни с семьей ощущались на протяжении всей ее жизни, и за эти годы она пережила несколько эпизодов депрессии и эмоционального дисбаланса.
Развитие личности по Карен Хорни
Карен Хорни подчеркивала влияние переживаний ребенка на формирование личности человека. Здесь прослеживается общая черта с позицией Фрейда. Главным фактором в развитии личности она ставила социальные отношения ребенка и его родителей, тогда как Фрейд выделял сексуальную анатомию ребенка и психосексуальные стадии.
По мнению Карен Хорни, в детском возрасте человеку необходимо удовлетворить потребности в безопасности и любви. Ребенок стремится быть любимым и желанным, так как он испытывает потребность в безопасности от внешней враждебной среды. Ключевую роль здесь играют родители ребенка. Если они могут проявлять любовь по отношению к своему ребенку, то это увеличивает вероятность формирования здоровой личности ребенка. Если же родители не удовлетворяют данную потребность, то возможно возникновение патологий развития личности ребенка.
Карен Хорни отмечала формирование установки базальной враждебности у ребенка, который испытывает результаты плохого обращения родителей. Она представляет собой противоречивые чувства ребенка по отношению к своим родителям, когда он зависим от них, и в то же время возмущен и обижен. Как правило, здесь включаются защитные механизмы ребенка. Он вынужден подавлять в себе негативные чувства к своим родителям, чтобы выжить. Данное подавление может проявиться в настоящем или будущем во взаимоотношениях ребенка с другими людьми.
Хорни использует в этом случае термин «базальная тревога», которая представляет собой отсутствие чувства безопасности. Таким образом, все действия родителей, которые приводят к уменьшению у ребенка чувства безопасности, являются основой формирования базальной тревоги. Отсюда следует, что предпосылки формирования нервозов у взрослых лежат в детстве и определяются их отношениями с родителями.
Особенности развития личности по Хорни
Хорни согласилась с идеей Фрейда о том, что детские переживания играют важнейшую роль в формировании зрелой личности. Тем не менее, исследователь отвергала мнение «отца» психоанализа о существовании универсальных психосексуальных стадий. Она полагала, что в качестве решающего фактора развития личности выступают социальные отношения ребенка с родителями.
По теории Хорни, в детстве у индивида существуют две потребности. Первая из них состоит в удовлетворении, а вторая — в безопасности. Удовлетворение представляет собой все основные жизнеобеспечивающие функции ребенка (например, сон, вода, пища). Исследователь считала, что данные потребности не могут играть основную роль в формировании зрелой личности.
Основной потребностью в развитии личности ребенка становится, по ее мнению, потребность в безопасности. Для малыша главное — это быть любимым, желанным и защищенным от опасностей во внешнем мире. В удовлетворении этой потребности он полностью зависит от матери и отца.
Если родители способны проявлять истинное тепло и любовь к своему ребенку, то его потребность в безопасности удовлетворяется. Если же у ребенка происходит фрустрирование данной потребности по разным причинам, то главный результат будет представлен формированием патологической личности. Так, у детей развивается установка базальной враждебности. Они как бы психологически разрываются, начиная зависеть от родителей, одновременно с этим, испытывая к ним чувство обиды и враждебности.
Подобные конфликты ведут к срабатыванию такого защитного механизма, как вытеснение. В итоге поведение ребенка, который не ощущает безопасность в семье, направляется через следующие чувства: беспомощность, страх, любовь, вина.
Данные мотивы начинают играть роль психологической защиты. Ее цель заключается в выживании благодаря подавлению враждебных чувств в отношении родителей. Подавленные чувства негодования и враждебности, которые изначально концентрировались на родителях, теперь проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Это характерно для настоящего и будущего.
Таким образом, у детей наблюдается базальная тревога, представленная ощущением одиночества и безопасности перед лицом опасностей окружающего мира. Хорни считала, что такой феномен, как базальная тревога и становится основной причиной формирования невроза.
Невротические типы личности
Теория невроза Хорни описывает три типа невротической личности, или невротические тенденции. Они подразделяются в зависимости от средств, используемых человеком для обеспечения безопасности, и объединяются подкреплением, полученным из окружающей среды в детстве.
1. Самодовольный или покорный
Характерный невроз самоуспокоенного типа характеризуется искать одобрения и привязанности других , Появляется как следствие постоянного чувства беспомощности, пренебрежения и заброшенности на ранних этапах развития.
В этих случаях личность аннулируется как источник безопасности и подкрепления, а внутренний конфликт заменяется внешним. Таким образом, покорные невротические люди часто считают, что их проблемы могут быть решены, например, новым партнером.
2. Агрессивный или экспансивный
В этом случае Враждебность в отношениях с родителями преобладает , По словам Хорни, экспансивные невротики выражают свое чувство идентичности, доминируя и эксплуатируя других. Они, как правило, эгоистичные, далекие и амбициозные люди, которые стремятся быть известными, ими восхищаются, а иногда и боятся их окружения или общества в целом.
3. Изолирован и подал в отставку
Когда ни подчинение, ни агрессивность не позволяют ребенку привлечь внимание родителей, у него может развиться характерный невроз изолированного типа. У этих людей появляются потребности перфекционизм, независимость и одиночество преувеличены, что приводит к обособленной и мелкой жизни
Социологические воззрения Карен Хорни
Карен Хорни является американским психологом и психоаналитиком. Она стала ключевой фигурой неофрейдизма, акцентировав роль воздействия окружающей социальной среды на развитие личности. Автор социокультурной теории личности предприняла попытку уйти от «мистических энергий» Зигмунда Фрейда. Она не стала рассуждать о «биологических» инстинктах к жизни и к смерти, и вместо этого начала говорить о том, что ведущую роль в развитии невроза играет окружение ребенка (например, его семья, и то, каким образом ребенок воспринимает то, что с ним происходит).
Хорни вывела несколько положений:
- Физическая анатомия не имеет решающего значения в психологических различиях между женским и мужским полом (автор теории утверждала, что фрейдовское заявление о «зависти к пенису» нелогично);
- Социокультурные условия сильно влияют на человеческое развитие и функционирование;
- Наличие огромных различий в личностной динамике, что стало результатом воздействия культурных факторов.
На основе данных положений Карен Хорни сделала вывод о том, что в основе патологии личности находятся уникальные стили межличностных отношений.
Выдержка из текста
Хорни были переосмыслены многие положения фрейдизма, ей удалось разработать действительно интересную и обоснованную концепцию личности, которая основана на социокультурной обоснованности личностного развития. Хорни и сегодня остается интересной и востребованной современными специалистами, психоаналитиками.
Анализ психологических исследований на наш взгляд дает ответ на вопрос — с помощью каких механизмов личность овладевает своим внутренним миром, становится хозяином своей судьбы, а не слугой биологических потребностей или моральных требований. Иными словами, основной проблемой анализа психологии личности является проблема описания её структуры.
Большинство теоретиков соглашаются с тем, что детство — важный этап в развитии личности. Психоаналитики особенно настаивают на том, что переживания ранних лет оказываются решающими для личности на протяжении всей жизни. Различные теоретики останавливаются на различных моментах. Фрейд фокусировлся на трех ранних стадиях, на которых ребенок разрабатывает способы разрешения конфликта между бессознательными потребностями и социальными требованиями
Адлер привлекал внимание к взаимному общению родных братьев и сестер и предостерегал как от балования так и пренебрежения со стороны родителей. Хорни подчеркивала родительскую любовь
Краткий обзор основных направлений современной психологии
10. вопросов
Учение Фрейда о психоанализе послужило импульсом для развития актуальной в настоящее время концепции неофрейдизма, в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения, человеческой агрессивности.
1. Описать теории личности З. Фрейда и К.Р. Роджерса по следующим компонентам: структура личности, мотивация, развитие личности, причины нарушений поведение, психическое здоровье, технологии коррекции социального поведения личности.
Самостоятельная теория
У Хорни был еще один способ видеть неврозы: с точки зрения образа сам (о себе). Для Карен Хорни, Я — это центр бытия; его потенциал. Если бы вы были здоровы, я бы разработал четкое представление о том, кто я, и поэтому я могу свободно продвигать этот потенциал (самореализация). Этот тип теорий можно считать версией психоанализа Карен Хорни
У невротика другой взгляд на вещи. Невротическое Я «раскололось» в идеальное я и презирал себя. Другие теоретики говорят о «зеркальном» я, о котором, как вы думаете, видят другие. Если мы посмотрим вокруг себя (точно или нет), полагая, что другие презирают вас, тогда мы усвоим это чувство, как если бы оно действительно было нашим восприятием себя. С другой стороны, если мы каким-то образом потерпим неудачу, это будет означать, что существуют определенные идеалы, которые мы представляем. Мы создаем идеальное Я вне наших «возможностей». Мы должны понимать, что идеальное я не является позитивной целью; напротив, это нереально и, наконец, невозможно достичь. Поэтому невротический баланс между ненавистью к себе и притворством идеальным.
Хорни назвал эту тесную связь между идеальными идеалами и презирает «тирания возможного«и невротик»бороться за славу«.
- Человек покорный считает, что «это должно быть сладко, самоотверженно и свято».
- Человек агрессивный он говорит: «Я должен быть сильным, признанным и победителем».
- Человек интровертированный считает, что «оно должно быть независимым, сдержанным и совершенным».
И пока он колеблется между этими двумя невозможными «я», невротик отчуждается от самого себя и отстраняется от реализации своих истинных возможностей..
Ориентация против людей: враждебный тип., Ориентация против людей
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.
Биография Карен Хорни: первые годы
Карен Хорни родилась 16 сентября 1885 года и была дочерью Клотильды и Брендта Вакельсов Даниэльсона. Его отец был военно-морским капитаном, и он был очень религиозным и авторитарным человеком. Его дети называли его «убийцей Библии», потому что, по словам Хорни, он действительно так и сделал. Его мать по прозвищу Сонни была совсем другим человеком. Она была второй женой Берндта, на 19 лет моложе и значительно более городской. У Карен также был старший брат по имени Берндт, о котором она заботилась, а также 4 старших брата первого брака ее отца.
Кажется, что детство Карен Хорни полно противоречий: например, в то время как Карен описывает своего отца как дисциплинарную дисциплину, которая предпочитает своего брата Берндта другим, с другой стороны, она, очевидно, принесла множество подарков Карен со всего мира и даже взял его с собой в три поездки за границу, что было довольно трудно сделать для капитана в те времена. Тем не менее, она чувствовала отсутствие привязанности со стороны своего отца, что заставило ее поклониться особенно ее матери, поворачивая, как она сама сказала, «ее маленький ягненок».
В возрасте 9 лет он изменил свой подход к жизни, став амбициозным и даже мятежным. Она сказала себе: «Если я не могу быть красивым, то я решу быть умным». Также на этом этапе у Карен появилось странное влечение к ее собственному брату. Он, смущенный его ожиданиями от него, как любой мог представить себе мальчика-подростка, отвернулся от него. Эта ситуация привела его к тому, что он впервые столкнется с депрессией, проблемой, которая не оставит его на всю оставшуюся жизнь..
Я-образ, как ключевое понятие в теории личности К.Хорни
Чтобы снизить постоянное чувство психологической тревоги нужно работать над становлением адекватного Я-образа. Хорни говорила о том, что Я-образ состоит из трёх составляющих: Я-идеального, Я-реального и Я-в глазах окружающих. У нормально развивающейся и устойчивой к неврозам личности все три части совпадают и создают одно целостное Я. Но такое «единство» встречается далеко не у каждого, и чаще всего у человека существует конфликт между отдельными составляющими его образа. Например, если у личности не совпадают образы Я-идеального и Я-реального, то возникает чувство постоянной неудовлетворённости собой, неуверенности, тревоги. Подобное напряжение может стать причиной развития невроза. К такому же результату приводит и несовпадение Я-реального и Я-в глазах окружающих. И не имеет значения, думают ли другие люди хуже или лучше о человеке, чем он сам о себе. Именно поэтому и пренебрежение, и восхищение, если они не совпадают с реальным мнением самой личности, увеличивают её уровень тревожности.
Согласно Хорни, чтобы избежать чувства тревоги, человек использует механизмы психологической защиты. Именно они позволяют привести к одному общему целому два конфликтующих образа Я-реального и Я-в глазах других людей. Хорни выделяла три основных механизма. В норме каждый из них помогает снизить тревогу, но если какой-то начинает доминировать, то это приводит к формированию определённого невротического комплекса.
В зависимости от выбранного механизма защиты, автор выделяла три типа поведения: уступчивый, агрессивный, устранённый. Уступчивый тип поведения направлен на «слепое» соглашение с людьми, и заключается в стремлении получить общественное одобрение. Возникают потребности в принятии, поощрении и в партнёре, на которого можно переложить ответственность за свою жизнь. Все эти потребности нереалистичны и не могут быть насыщены, поэтому человек, получая одобрение, требует все большего. При агрессивном механизме, личность стремится силой навязать другим своё Я-идеальное представление. Это выражается в подавлении мнения окружающих, доминировании, эксплуатации других людей. Устранённый тип поведения заключается в избегании общества и стремлении к одиночеству, уединению. Но и он не помогает снизить тревогу, ведь изолировав себя от других людей, личность продолжает испытывать постоянный стресс от неприятия обществом.
Развитие личности
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959).
Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
удовлетворении
базальная тревога