Гуманистическая психология и теория личности а. маслоу

Содержание

Психология — это наука, охватывающая множество форм и способов понимания человеческого разума и того, как он работает. Появлялись и исчезали различные школы и направления мысли, некоторые из которых были рождены, чтобы дополнять другие или противоречить их способам видения и действия.

Два психологических течения, которые традиционно занимали противоположные позиции, — это психоанализ и бихевиоризм. Эти токи не только указывали на разные цели.Но они также определяют некоторые основные понятия, такие как «поведение» или «разум», совершенно противоположным образом.

В этой статье мы рассмотрим основные направления, по которым битва между психоанализом и бихевиоризмом.

Статья по теме: «7 основных направлений психологии»

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Основные принципы и методы исследования

В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:

  1. Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
  2. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
  3. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
  4. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
  5. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
  6. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.

Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:

  1. Субъект не раб своих привычек.
  2. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
  3. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.

Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.

Человек в условиях концлагеря

Помимо кошмаров, которые происходили в нацистских лагерях, ученый особенно отмечал душевные муки заключенных. В этих местах, писал психолог, теряло смысл даже самоубийство. Никому из узников не было известно, сколько он проживет – неделю, день или месяц. Однако каждый знал о неотвратимости своей смерти. Спустя некоторое время после попадания в концлагерь, пишет Франкл, у заключенного не вызывала страха даже возможность попасть в газовую камеру. Ведь тогда у него отпадал вопрос о самоубийстве. Никого в то время не интересовали ни гуманистические теории развития личности, ни гуманизм вообще, ни жизнь отдельно взятого человека. Удивительно, что сам Франкл сумел сохранить свои профессиональные интересы в нечеловеческих условиях.

Попадающий в концентрационный лагерь переживал сильнейший шок. Но через некоторое время у человека наступала фаза относительного безразличия ко всему, что творилось вокруг. Внутри узника еще кипели душевные терзания – прежде всего, безграничная тоска по родным людям, которых, возможно, ему уже не суждено будет увидеть. Со временем, пишет Франкл, у заключенных все больше угасали нормальные человеческие реакции. Сначала попавший в концлагерь отводит свой взгляд от товарища, которого заставляют делать приседания в грязи под ритм ударов. Но через неделю-другую он смотрит на это спокойно. У заключенного не вызывают реакции ни подобные сцены, ни выносимые из бараков трупы.

Те, кто заболевали в концлагерях, могли достаточно точно вычислить время своей смерти или смерти товарища. Ведь это происходило на их глазах несколько раз в день. Сначала организм полностью истощал имеющиеся ресурсы. Потом тело начинало пожирать собственные мышцы. Заключенные становились похожими на обтянутые кожей скелеты.

Современный психоанализ

Развитие классического психоанализа привело к тому, что многие идеи Зигмунда Фрейда подверглись жесткой критике. Даже те сторонники, которые изначально разделяли его постулаты, со временем переосмыслили взаимосвязи и культуру человека, выдвинув собственные учения.

Дополнительная информация! Австрийский врач Альфред Адлер, пересмотрев парадигмы Фрейда о бессознательном и сознании, влечениях индивида, причинах конфликтов, создал учение, которое получило название «индивидуальная психология».

Среди основных работ медика можно выделить:

  • практику и теорию индивидуальной психологии;
  • исследования органической неполноценности.

Адлер поддерживал мысль о том, что бессознательное и сознание – не антагонистические части личности. А индивида можно охарактеризовать не при помощи анализа внутренних противоречий, а руководствуясь жизненным стилем человека, который сформировался в процессе преодоления трудностей в детском возрасте.

Современный психоанализ

Справка! Адлер считал, что каждый человек обладает чувством неполноценности, компенсация которого выражается в стремлении личности получить власть и превосходство над остальными.

Эрик Фромм считал, что при помощи классического психоанализа можно улучшить знания о человеке, но невозможно понять, как индивиду жить и действовать. Немецко-американский психоаналитик критиковал Фрейда за его поверхностное понимание сексуальности, сведенное к биологическим основам.

Дополнительная информация! Фромм старался углубить фрейдовские представления о личности и направить их в экзистенциальную плоскость.

Психоаналитик считал, что человек – единственное в мире существо, которое представляет проблему для самого себя. Главной задачей любой личности является разрешение этой ситуации.

Современный психоанализ до сих пор провоцирует множество дискуссий и споров, которые ведутся вокруг парадигм Фрейда. Благодаря философским размышлениям психоаналитиков, а также комбинациям структурализма, герменевтики, персонализма, экзистенциализма, в психологии появились новые направления, такие как:

  1. Структурный психоанализ. Направлен на изучение желаний клиента посредством анализа трех уровней психики человека, а также структуры языка и речи.
  2. Психоаналитическая герменевтика. Согласно этому направлению, действие психоанализа начинается в момент выхода клиента и аналитика за рамки терапевтических отношений.
  3. Экзистенциальный психоанализ представители помогают человеку не только осмыслить сновидения, но и исследовать мысли в период бодрствования.

Современный психоанализ это настоящий микс различных направлений в психологии. Его развитие продолжается до сих пор, так как человеческая психика уникальна и интересна. Различные подходы помогают посмотреть на нее под разным углом.

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) учение о поведении человека в его различных аспектах

Учение о котором котором пойдет разговор называется бихевиоризм — направление из которого впоследствии вышла поведенческая психология, социальная психология а также некоторые методы оказания психологической помощи, которые используются и в наше время.

Противостояние с идеями психоанализа имеет для объяснения появления бихевиоризма весьма важное значение. Дело в том, что психоанализ и прочие идеи о структуре человеческого сознания, зародившиеся на его основе, носили очевидно умозрительный характер и с точки зрения классического научного подхода, подразумевавшего использование реальных опытных данных и их интерпретацию на основе сравнения друг с другом, могли быть в лучшем случае отнесены к разряду научных предположений или гипотез за которыми, однако, не стояло никаких достоверных опытных данных

Многочисленные наблюдения за реакциями пациентов того же Фрейда и других психоаналитиков и психиатров базировались на субъективных интерпретациях, которые транслировали им те же пациенты, проверить их достоверность не представлялось возможным, а любая обратная связь, которую давал психологу пациент по той же причине могла быть подвергнута большому сомнению.

       

Иван Павлов (1849 — 1936)                         Владимир Бехтерев (1857 — 1927)

В свете такого подхода многие известные ученые того времени, ведущие исследования условных рефлексов животных, их поведенческих особенностей (Павлов, Бехтерев, Торндайк, Шеррингтон и другие), то есть того, что можно было наблюдать непосредственно в условиях опыта, считали учение Фрейда как минимум ненаучным и даже шарлатанским.

Конечно и сам Фрейд, и его последователи прекрасно понимали суть претензий, однако обладали своими, не менее вескими аргументами в пользу своих теорий, о чем мы поговорим позднее, когда речь зайдет о критике бихевиоризма.

Сама теория потребностей или пирамида Маслоу

В 1954 году вышел его главный труд – «Мотивация и личность». Здесь он обозначил иерархическую теорию потребностей, известную как «пирамида Маслоу». В завершенном и упрощенном виде пирамида появилась уже в трудах последователей Маслоу после его смерти.

Итак, на первом, базовом уровне находятся физиологические потребности человека, без удовлетворения которых невозможна сама жизнь. Это питание, сон, наличие жилья и отдыха. Иногда в них добавляют сексуальные потребности, хотя в сравнении с вышеприведенными, они не являются критически важными для выживания организма.

Второй уровень – потребности в безопасности. Это личная безопасность, поддержка здоровья, наличие стабильной работы и дохода, уверенности в своем будущем, в частности, в обеспеченной старости.

Третий уровень – потребности в принадлежности или социальные потребности. К ним Маслоу относил любовь, дружбу, семью. Общение с другими людьми, без которых абсолютное большинство людей, как социальных существ полноценно жить не могут.

Четвертый уровень – потребности в признании или уважении к себе. Человеку присуще желание того, чтобы собственный труд, компетентность, опыт, талант другие люди признавали, уважали и ценили.

Самый высокий, пятый уровень – самоактуализация. То есть познание мира, воплощение своих целей, намерений, развитии и совершенствовании личности.

По мере того как человек удовлетворяет низшие уровни потребностей, для него приобретают актуальность потребности высшего уровня. Однако Маслоу никогда не утверждал, что потребности находятся именно в такой неразрывной последовательности. У каждого собственная иерархия потребностей, хотя именно такая является устойчивой.

По мнению Маслоу, человек должен жить в гармонии с собой и заниматься тем, чем хочет и может заниматься.

Недирективный метод психологического консультирования

Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.

В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.

Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» .

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

1950-е годы и гуманистическая психология

В 1950-х годах Абрахам Маслоу стал одним из основателей и главных пропагандистов гуманистической психологии, течения, которое противоречило некоторым принципам преобладающих в то время моделей. Среди его теорий были иерархия потребностей, самоактуализация и «пиковые переживания». Все они стали фундаментальной частью гуманизма.

Без сомнения, идея самореализации была самой важной в теориях Маслоу. Этот мыслитель определил это как полное использование талантов, способностей и потенциала человека таким образом, чтобы он достиг своего абсолютного потенциала

Согласно этой теории, самоактуализация — это тенденция, а не цель, и не все люди участвуют в ней. Люди, которые находятся на пути самоактуализации, обладают рядом очень узнаваемых конкретных характеристик, таких как спонтанность, независимость, принятие себя или способность получать пиковые переживания.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Гибкость теории Маслоу

Позже Абрахам Маслоу говорил, что процесс реализации нужд личности не всегда поступательный, и обычный порядок может нарушаться. Нередко удовлетворение высших желаний начинается, когда ещё не реализованы низшие. Более того, Маслоу говорил, что некоторые потребности могут возникать одновременно. Например, человек может нуждаться и в безопасности, и любви, и в самоуважении. Далеко не у всех базовые потребности удовлетворены полностью, но это не мешает людям иметь желание быть полезным обществу или любить. Необязательно удовлетворять нужды более низкого уровня полностью, чтобы перейти на более высокий уровень пирамиды Маслоу.

Теория личности Маслоу

Маслоу добавляет к теории Роджерса свою концепцию потребностей. Эта теория психолога вращается вокруг двух фундаментальных аспектов: наших потребностей и нашего опыта , Другими словами, что мотивирует нас и что мы ищем на протяжении всей жизни и что происходит с нами на этом пути, что мы переживаем. Здесь формируется наша личность. На самом деле Маслоу считается одним из великих теоретиков мотивации.

Теория личности Маслоу имеет два уровня. Одна биологическая, потребности, которые у всех нас есть, и другая, более личная, — это те потребности, которые у них есть, которые являются результатом наших желаний и опыта, которым мы живем.

Без сомнения, Маслоу связан с концепцией самореализации Потому что в своей теории он говорит о потребностях, которые люди должны развивать, чтобы искать наш максимальный потенциал.И, согласно этому, у людей есть врожденное желание самореализоваться, быть тем, кем они хотят быть, и они имеют возможность преследовать свои цели автономно и свободно.

Определенным образом, способ, которым человек фокусирует свою самореализацию, будет соответствовать типу личности, которую он проявляет в своей повседневной жизни. Это означает, что для Маслоу личности связано с мотивационными аспектами это связано с целями и ситуациями, в которых живет каждый человек; это не что-то статичное, что остается в головах людей и проявляется однонаправленно, изнутри, как это может критиковаться некоторыми редукционистскими и детерминистическими концепциями этого психологического феномена.

Последствия этого очевидны: для изучения личности мы также должны знать контекст, в котором живут люди, и то, как он реагирует на мотивационные потребности людей. Сосредоточьтесь просто на проведении нескольких тестов получение баллов не дает нам точного представления об этом, поскольку оно основано на предвзятости при рассмотрении того, что личность — это то, что может быть охвачено этими тестами сбора данных. Эта точка зрения аналогична той, которая применяется в области психологических способностей психологов, таких как Говард Гарднер и Роберт Дж. Штернберг, критики психометрической концепции интеллекта.

Два образа жизни — дефицитарный и мета-образ

Исходя из наличия двух различных типов мотивации, было логично предположить, что поведение людей, ориентированных на каждый из этих типов, будет различаться, и в течении жизни они будут стараться реализовать разные стратегии поведения.

Эти два разных пути воплотились в понятии — о двух принципиально различных образах бытия, по аналогии с определяющими мотивациями, это дефицитарный и бытийный образы жизни.

Дефицитарный образ существования означает, что основная мотивация такого человека направлена на снижение психологического напряжения и удовлетворение импульсивных потребностей.

Как утверждал Маслоу, подобный человек является обычным респондентом, который, более или менее автоматически, реагирует на стимулы — позитивные и негативные подкрепления. Такой индивид, как правило, склоняется перед обстоятельствами — требованиями социального окружения и живет каждодневной рутинной жизнью, считая это совершенной нормой (все так живут). Типичное поведение д-респондента — отсутствие серьезного отношения к чему бы то ни было, стремление к приятным вещам и событиям, отторжение неприятного, формальное выполнение своей работы, отсутствие настоящего вдохновения в любом виде деятельности, потребительское отношение к окружающим людям и т.п. Благополучие здесь состоит в чувстве безопасности и удовлетворения своей жизнью. Такие люди всегда предпочитают синицу в руках и искренне недоумевают, когда встречаются с другими видами поведения.

В отличие от Д-жизни, Б-жизнь можно определить, как сознательные усилия по реализации максимума своих способностей и талантов, характерными чертами такой жизни является личное творчество, постоянный поиск, готовность идти на риск и дискомфорт ради достижения цели. Награда за такой образ жизни — новые и более глубокие переживания счастья, глубокого смысла существования, единства с миром.

Очень важной частью б-жизни по Маслоу является его концепция ВЕРШИННОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ. Это особый вид эмоционального опыта, переживаемый личностью как восторг, экстаз и благоговение

Такие переживания часто становятся причиной глубоких перемен в личности человека и могут повлечь радикальные изменения в жизни и в отношении к ней

Это особый вид эмоционального опыта, переживаемый личностью как восторг, экстаз и благоговение. Такие переживания часто становятся причиной глубоких перемен в личности человека и могут повлечь радикальные изменения в жизни и в отношении к ней.

Одним из результатов такого переживания может стать состояние завершения, когда человек чувствует полную завершенность во всем и более не желает идти к каким либо целям и личным достижениям, находя счастье и покой в простой человеческой деятельности.

Несомненно, в этой идее можно уловить очевидное сходство с религиозным (мистическим) опытом и его результатами.

Согласно Маслоу, подобные переживания и путь к ним и являются характерными чертами подлинного бытия, к которому и следует стремится любому человеку, и только это способно дать личности подлинную награду в виде переживания единства всего сущего и осознания себя в этом единстве.

Похожие идеи и концепции, в более или менее явном виде, присущи всем направлениям гуманистической психологии, но, что более важно, помимо только теоретического воплощения, эти идеи во многом легли и в основы концепций гуманистического подхода по работе с клиентом. Например, такой системы, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса

Например, такой системы, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса.

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ — ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ КАРЛА РОДЖЕРСА

Бихевиоризм в психологии. Что это такое ↑

Изучение причин, побуждающих человека поступать тем или иным образом, привело к возникновению нового направления в социальной психологии – бихевиоризма. Название теории произошло от английского слова behavior, что означает поведение.

В ее основе лежит утверждение о том, что психический процесс не является чем-то абстрактным, и психические явления сводятся к реакциям организма. Другими словами, бихевиоризм в психологии – это наука о поведении.

Все что лежит за гранью материального: мысли, чувства, сознание – возможно, и существую, но не подлежат изучению и не могут быть использованы для коррекции поведения человека. Реальны лишь реакции человека на воздействие конкретных стимулов и ситуаций.

Основные положения теории бихевиоризм основываются на формуле «стимул-реакция».

Стимул – это любое воздействие среды на организм или жизненная ситуация. Реакция – действия человека, предпринимаемые для того, чтобы избежать или приспособится к тому или иному стимулу.

Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.

Воздействовать на его поведение можно путем изменения стимулов и подкреплений.

https://youtube.com/watch?v=_gpUBtnRscs

Гуманистическая психология Основные положения. Основные положения гуманистической психологии

Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации). Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии.

Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мей (род. в 1909) и другие.

Основные филосовские положения гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), т.е. с учениями Мартина Хайдеггерра (1889-1976), Жана Поль Сартра (19051980), Карла Ясперса (1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других.

С точки зрения М. Хайдеггера необходимо различать сущее и бытие . Сущее — это предмет науки, а бытие — предмет философии. Бытие постигается не с помощью мышления, т.е. опосредованно, а через личное существование, т.е. экзистенцию. Человек, осознав свою экзистенцию, становится свободным, т.е. ответственным за свое существование.

По мнению Ш. Бюлер, гуманизм с психологической точки зрения предполагает изучение человека как целостности, а не как совокупности его качеств и поступков. С этической же точки зрения гуманизм — это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др.

Основные положения :

  1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью.
  2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
  3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
  4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
  5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
  6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека.
  7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо.

Из этих положений гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы :

  • ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек;
  • отношение между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга;
  • каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь».

Внутренняя природа человека

Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни

Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя

Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Подходы ↑

В XX веке большое влияние на психологию оказала физика. Подобно физикам психологи стремились в своих исследованиях использовать методы естественных наук.

Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода:

  1. наблюдение в естественной среде обитания;
  2. наблюдение в условиях лаборатории.

Большинство экспериментов проводилось на животных, затем полученные закономерности реакций на различные стимулы переносились на человека.

Кроме того, такая работа была не меньше ограничена этическими рамками, что позволяло изучать ответное поведение на негативные стимулы (боль).

Гуманистическая теория Роджерса

Гуманистическая психология, без сомнения, является одним из наиболее важных течений мысли в психологии. Но чтобы знать, о чем идет речь, необходимо знать работу другого великого деятеля этой школы. Трудно понять гуманизм без Роджерса и Маслоу. По этой причине, прежде чем углубляться в теоретические предложения Маслоу, мы собираемся углубиться в теорию Роджерса.

Если фрейдовский психоанализ видел человека из его проблемного поведения, а бихевиоризм представлял людей пассивными существами, то есть у них не было слишком много вариантов влияния на окружающую среду. Видение Карла Роджерса и гуманизма, с другой стороны, было совершенно другим, потому что человек рассматривается как активный человек и владелец собственной реализации

Для Роджерса человек, который уделяет внимание процессу органической оценки, является полностью функциональным или самореализованным человеком

Роджерс подчеркивает свободу людей, когда они берут курс их жизни , В соответствии с этим личность людей может быть проанализирована в соответствии с тем, как они подходят или отходят от того, что они считают высоко функциональным человеком.

Человек, который полностью функционален, то есть более здоров, когда у него есть ряд характеристик. Они следующие:

  • Экзистенциальная жизнь Люди с открытостью к опыту чаще живут полноценно.
  • Органическое доверие Эти люди полагаются на свой внутренний опыт, чтобы направлять поведение.
  • Опыт свободы : У человека есть свобода выбора
  • креативность Человек творческий и всегда находит новые альтернативы жизни. Они психически негибки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: