Карл рэнсом роджерс

Содержание

У каждого человека свой уникальный способ запечатлеть реальность., чтобы думать и обрабатывать то, что с нами происходит, и действовать в соответствии с нашим восприятием, предыдущим опытом, убеждениями и ценностями. Другими словами, у каждого человека своя личность.

Эта конструкция изучалась с самых разных теорий и точек зрения, а также с теми проблемами и расстройствами, которые возникают из-за отсутствия координации и адаптации между характеристиками личности и событиями повседневной жизни. Одна из них — феноменологическая теория Карла Роджерса., ориентированный на формирование эго и личности и их адаптацию, ориентированный на клиническую практику.

Статья по теме: «Теория личности, предложенная Карлом Роджерсом»

Недирективный метод психологического консультирования

Данный метод является одним из основных в гуманистической психологии. Впервые он был предложен К. Роджерсом, который назвал его клиент-центрированной терапией.

В чем же заключается применение данного метода? Как уже упоминалось, гуманистическое направление постулирует изначальную доброту каждого человека. Но позитивные качества становятся видны только при определенных условиях, когда индивид находится в атмосфере принятия, внимания. Именно это и делает психотерапевт на консультации.

Сеанс, таким образом, происходит в форме диалога. Терапевт понимает своего клиента, не осуждает его, не подвергает лишней критике. Это и становится одним из основных условий, обеспечивающих реабилитацию человека. Клиент осознает, что у него есть шанс свободно и открыто поговорить о накопившихся трудностях, выразить себя. Это позволяет более ясно понять события окружающего мира, повысить самооценку, найти путь из личностного кризиса.

Тесты и другие методы

Метод гуманистической психологии, целью которого является интегральная, целостная диагностика личности – опросник «Чувства. Реакции. Убеждения», разработанный Д. Картрайтом. Еще один тест, который анализирует особенности самоактуализации личности, был разработан Э. Шостромом. Базируется опросник самоактуализации Шострома на основе теории Маслоу, Перлза и других. Нередко используется и «Тест эмпатических тенденций», авторство которого принадлежит Э. Мехрабиану.

Количество методик, используемых в гуманистическом направлении, достаточно велико. Еще в 1971 году в Америке С. Петерсоном был разработан так называемый «Каталог путей личностного роста», в котором на тот момент перечислялось порядка 40 методов, применяемых в гуманистической психологии. Кратко перечислим некоторые из них:

  • арт-терапия (рисование, музыка, танец);
  • визуализация;
  • восточные техники (медитация, йога);
  • гештальт-терапия;
  • психодрама;
  • трансактный анализ;
  • экзистенциальная психотерапия.

Автообновление

«Организм имеет основную тенденцию и усилие обновлять себя, поддерживать себя и обогащать опыт самого организма» (Rogers, 1951, p.487).

Роджерс отверг детерминистскую природу психоанализа и бихевиоризма и сказал, что мы ведем себя так, как мы, из-за того, как мы воспринимаем нашу ситуацию: «Поскольку никто больше не знает, как мы воспринимаем, мы являемся самыми опытными в себе».

Карл Роджерс считал, что у людей есть основной мотив — тенденция к самореализации. Как цветок, который растет и достигает своего полного потенциала, если условия являются правильными, но он ограничен экологическими ограничениями, люди также процветают и полностью раскрывают свой потенциал, если условия вокруг них достаточно хороши.

Однако, в отличие от цветов, потенциал человека индивидуален, и нам суждено развиваться по-разному, в зависимости от нашей личности..

Роджерс полагал, что люди по своей природе хорошие и творческие, и что они становятся разрушительными только тогда, когда плохая самооценка (представление о себе) или внешние ограничения сводят на нет процесс достижения потенциала..

По словам Карла Роджерса, для того, чтобы человек достиг самореализации, он должен оставаться в состоянии конгруэнтности. Это означает, что самоактуализация происходит, когда «идеальное я» человека (которым хотелось бы стать) соответствует его реальному поведению..

Роджерс описывает человека, который обновляется как полностью функциональный человек. Основным фактором, определяющим, станем ли мы людьми обновленными или нет, являются переживания в детстве.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни

Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя

Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Абрахам Маслоу – основоположник теории самоактуализации

Еще один ученый, благодаря которому сегодня гуманистические теории развития личности получили свое применение – это Абрахам Маслоу. Маслоу – американский психолог и основатель теории самоактуализации личности. Также он является автором всем известной «Пирамиды потребностей».

Будущий ученый родился в Нью-Йорке в 1908 году. Его семья имела русские корни. Несмотря на хорошее материальное положение, детство Маслоу нельзя назвать счастливым. Родители постоянно конфликтовали, отец подолгу отсутствовал дома. Юный Абрахам к тому же начал испытывать серьезные комплексы по поводу своей внешности. Интересно, что сам Маслоу имел счастливую семейную жизнь. Взаимная любовь оказала настолько сильное влияние на ученого, что частично легла в основу его теории.

Впервые ученый сформулировал собственные взгляды в 1934 году. Пытаясь увидеть «человеческое в человеке», Маслоу начинает конструировать собственную теорию и критиковать теорию Фрейда. Но его и взгляды подверглись серьезной критике. Работы Маслоу отказывались принимать к печати.

Главное исследование ученого – книга «Мотивация и личность» — увидело свет в 1954 году. Гуманистические теории развития личности других исследователей имеют немало общего с теорией Маслоу. В своих работах он изучает психологически здорового человека. Ученый отмечает: таковых всего 2-4% от общей массы населения. Главная концепция, которую выдвигал Маслоу, состояла в изучении человека как единого целого. Его теория противопоставлялась бихевиоризму, где предметом изучения были отдельные поведенческие паттерны. Маслоу считал, что мотивация – это движущая сила, которая оказывает влияние на поведение человека в целом. А саморазрушительное поведение – результат неудовлетворенных потребностей.

Закономерности и гуманистические теории развития личности, выявленные ученым

Что касается «пирамиды потребностей» Маслоу, то ученый выяснил следующие закономерности, которыми обладают потребности и мотивы:

  • Относительно друг друга они расположены иерархически;
  • Чем более высокую ступень занимает потребность, тем менее физиологически необходимой она является;
  • До того момента, пока не будут удовлетворены нужды низшего порядка, нужды высшего порядка не имеют большого значения.

Человек на стадии самоактуализации обладает рядом качеств. Для теории развития личности Маслоу они суть следующие:

  • Такая личность полностью и без искажения принимает имеющуюся реальность. Человек не «прячется от жизни»;
  • Принимает себя таким, какой он/она является, а также принимает особенности других людей;
  • Независим от социума, имеет свои взгляды на вещи;
  • Увлечен своим делом, жизнь направлена на профессиональную реализацию;
  • Постоянно открыт для новых переживаний;
  • Хорошо развитое чувство юмора;
  • Готовность решать сложные проблемы и задачи.

Маслоу, как и все гуманисты, стремился не только разработать свою теорию, но и дать ответы на возникающие практические вопросы. Почему людей, которые находятся на этапе самореализации, так мало? Ученый считал, что этому может быть несколько причин. Во-первых, это неблагоприятная социальная среда, в которой не удовлетворяются потребности низших блоков «пирамиды». Во-вторых, может препятствовать элементарное незнание человеком своих возможностей – психологический «комплекс Ионы». Третьей причиной, полагал Маслоу, является высокий уровень тревожности, или же повышенная потребность в безопасности. Личность, у которой эта потребность гипертрофирована, будет больше других бояться ошибок и рисков, сопровождающих процесс самоактуализации.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Научная деятельность

На начальном этапе научной деятельности Карл Рэнсом работал штатным психологом в отделении, консультировавшем неблагополучных детей. Переехав в Рочестер, он стал директором Центра направляющей помощи и занялся написанием дебютных научных статей.

В конце 30-х появилась работа об особенностях клинического лечения ребенка с антиобщественным поведением, чуждым социальной среде. Успех публикации привел Карла Рэнсома на кафедру академической психологии, что позволило помогать людям, оказавшимся в страшной беде.

В качестве действующего профессора знаменитого Колумбийского университета Роджерс воспитывал аспирантов, разделявших научный подход. В 40-х годах преподаватель основ клинической психологии издал десяток популярных узкотематических работ.

В 1945-м американец возглавил консультативный центр в Чикаго, должность давала оригинальный экспериментальный материал. Он принял идеи я-концепции и теории мотивации, которым иностранные исследователи предсказывали полный провал.

Став единомышленником основателя гуманистической психологии, Роджерс ценил вклад в науку еврея Абрахама Маслоу. Он опубликовал ряд монографий по клиент-центрированной терапии и опросник по социальной адаптации в середине 50-х годов.

В центре работ уроженца Чикаго стоял вопрос становления личности, осознанности, понимания и взаимодействия со средой. Понятие «конгруэнтность» как равновесие опыта, эмпатии и коммуникации стало в современной науке новым.

Научными достижениями считались книги под названием «Свобода учиться», «Брак и его альтернативы» и сборники экзистенциальных статей. Феноменологическую теорию как новшество в психотерапии оценили коллеги и десятки заинтересованных людей.

Методы, предложенные американцем в рамках развиваемых направлений, принимались представителями профессии из десятков развитых стран. На основе библиографии уроженца пригорода Чикаго был разработан ряд успешных практически действующих программ.

Групповая психотерапия — распространенное явление современной науки, широко применялось Роджерсом в 1950-х годах. Правда, экспериментальное исследование коллективного сознания шизофреников было поначалу не принято в общественных и культурных кругах.

За вклад в развитие психологии, впоследствии оцененный по достоинству, Карл Рэнсом был удостоен ряда тематических премий и наград. На торжественных церемониях мало кто говорил о том, что на пути к славе ученый преодолел сотни преград.

В терапии

В терапии Роджерс считает, что профессионал должен действовать из сочувствия и использование интуиции и связи с пациентом, чтобы понять его феноменологическое поле, чтобы оно могло помочь ему обрести самостоятельность и развитие.

Важно иметь в виду, что для Роджерса каждый человек несет ответственность за себя, будучи самим субъектом, который собирается разработать свое развитие и осуществить процесс изменений. Терапевт — это гид или помощь , но он не может внести изменения для него, но помочь человеку найти способы обновить себя в лучшем виде

Следовательно, роль профессионала заключается в том, чтобы направлять и помогать видеть субъект, который мотивирует или в каком направлении развивается из отношений с пациентом, что должно позволить и помочь выразить себя. Это основано на полном принятии пациента Без условий, чтобы достичь этого, он открывает свое феноменологическое поле и может осознать и принять те переживания, которые противоречат его самооценке. Это стремится сделать человека способным реинтегрировать его личность и развиваться позитивно.

Связанная статья: «Самопринятие: 5 психологических советов для достижения этого»

Библиографические ссылки:

Бермудес, J. (2004). Психология личности. Теория и исследования (т. I и II). Дидактическая единица UNED. Мадрид.

Эванс Р.И. (1987). Специалисты по психологии и психоанализу. Беседы с великими современными психологами. Мексика: FCE, стр. 267 и 254.

Hernangómez, L. and Fernández, C. (2012). Психология личности и дифференциал. Руководство по подготовке к CEDE, ПИР, 07. CEDE: Мадрид.

Мартинес, J.C. (1998). Теория личности Карла Роджерса. Школа психологии Университета Колима.

Феноменологическая теория Роджерса

Карл Роджерс был очень важным психологом в истории психологии, будучи признанным в качестве одного из величайших представителей гуманистической психологии и за его вклад в практику психотерапии с помощью инноваций, таких как терапия, ориентированная на клиента. Большая часть его вклада обусловлена ​​его видением того, как люди интегрируют реальность, чтобы сформировать свое собственное Я. И этот аспект особенно проработан в так называемой феноменологической теории Роджерса.

Эта теория устанавливает, что каждый человек воспринимает мир и реальность особым образом, основываясь на опыте и интерпретации, которую он делает, так что он строит свою собственную реальность из этих элементов. Эта интерпретация реальности — то, что Роджерс называет феноменологическим полем. Для Роджерса, реальность — это восприятие каждого человека Так как это невозможно наблюдать каким-либо другим способом, кроме как через фильтр нашего собственного ума.

Таким образом, профессионал, который стремится понять и относиться к другому человеку, должен исходить из того, что для понимания его ему придется принимать во внимание не только то, что он делает объективно, но и субъективное видение мира, которым он обладает и что привело к этому, работая с обоими элементами одновременно от связи между профессионалом и пациентом. Феноменологическая теория Роджерса основана на идее поведение опосредовано внутренними элементами , как тенденция к обновлению и оценке опыта

Человек пытается найти свое место в мире, чувствуя при этом самоосознание и основывая свою концепцию на личностном росте

Феноменологическая теория Роджерса основана на идее поведение опосредовано внутренними элементами , как тенденция к обновлению и оценке опыта. Человек пытается найти свое место в мире, чувствуя при этом самоосознание и основывая свою концепцию на личностном росте.

Книги (5)

Брак и его альтернативыРаздел библиотеки: Для двоих

Книги и статьи Карла Роджерса привлекли к нему многочисленных последователей и учеников.

В этой книге автор раскрывает читателю правдивую и парадоксальную картину того, что такое брак изнутри.

Читать »

Клиенто-центрированная терапияРаздел библиотеки: Практическая психология

В книге изложена теория личности К. Роджерса как основание разработанного им психотерапевтического подхода — клиенто-центрированной терапии.

Прикладные аспекты данного метода представлены в главах, написанных сподвижниками К. Роджерса — Э. Дорфман (Игровая терапия), Н. Хоббсом (Группоцентрированная терапия) и Т. Гордоном (Вопросы лидерства и управленческого администрирования).

Читать »

Консультирование и психотерапияРаздел библиотеки: Социальная психология

Книга по праву относится к серии классических. Она не только не утеряла своей актуальности за сорок лет с момента ее издания в Америке, но скорее всего она так и останется современной на многие годы. Принципы роджеровской терапии представляются совершенно неотъемлемыми для любого терапевтического контакта вне зависимости от приверженности консультанта тому или иному психологическому направлению — это безоценочное принятие индивида и его выражений, открытое реагирование и прочие.

Книга адресована прежде всего психологам, психологам-консультантам, психотерапевтам и студентам означенных специальностей. Однако она будет полезна всем, кто так или иначе работает с людьми или интересуется проблемами взаимоотношений: педагогам, социальным работникам, менеджерам и даже военным. Книга написана легко и доступна для любой категории читателей.

Читать »

Психология супружеских отношенийРаздел библиотеки: Для двоих

В этой замечательной книге Карл Роджерс исследует внутреннюю реальность самых фундаментальных отношений — отношений между мужчиной и женщиной. Автор, имеющий богатейший опыт психотерапевтической работы вообще и общения с семейными парами в частности, делится с читателями своими прогрессивными взглядами на проблемы супружеских отношений.

Главный вывод его рассуждений в том, что современный брак — это не обязанность и не проклятие, не принесение себя в жертву и не реализация чьих-то надежд и ожиданий. Брак — одна из разновидностей человеческих отношений, в которых человек может и должен быть счастлив. Как достигается гармония семейных отношений, каковы возможности и перспективы этих взаимоотношений, в чем заключаются проблемы и ограничения и каковы пути их преодоления — эти и многие другие самые злободневные вопросы непредвзято и некритично рассматриваются в данной работе.

Читать »

Становление личностьюРаздел библиотеки: Путь к себе

В одном из своих самых значительных трудов выдающийся психолог, психотерапевт, мыслитель К.Роджерс описывает свой уникальный и богатейший опыт помощи людям в поиске их пути к развитию и личностному росту через понимание собственных возможностей и ограничений.

Читать »

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Реверсивная психология

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром

Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида

Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать защитные механизмы психики

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться. Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия

Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.


Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Развитие личности

Для Роджерса полноценный человек, достигший этих двух состояний, — это тот, у кого есть семь основных характеристик. Таким образом, развитие личности связано с созданием этих семи черт, которые могут быть приобретены в любом порядке или никогда не будут достигнуты.

Семь черт, описанных Роджерсом, следующие:

— Большая открытость к опыту и отсутствие необходимости защищаться от идей, которые являются странными или противоречат его собственным.

— Образ жизни, в котором упор делается на наслаждение моментом, а не на попытки им манипулировать.

— Умение доверять себе и своим способностям.

— Способность свободно принимать решения, брать на себя ответственность и руководить собой.

— Высокий уровень творчества и адаптации. Эта черта также обычно подразумевает отказ от подчинения традициям.

— Умение постоянно действовать на основе собственных решений.

— Полноценная жизнь, в которой задействован весь спектр эмоций, которые могут испытывать люди.

Сильные стороны

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.


Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: