Содержание
Курт Коффка (1886-1941) был одним из психологов-основателей гештальт-школы. Эта школа была одним из первых предшественников когнитивной психологии, какой мы ее знаем сегодня; Кроме того, это была одна из самых влиятельных школ в истории этой дисциплины.
Вместе с Максом Вертхаймером и Вольфгангом Кёлером Курт Коффка помог прояснить способ, которым люди воспринимают мир, сосредоточившись больше на целом, чем на каждой из составляющих их частей. Его исследования противоречили представлениям о механизме, школе, основанной Вундтом, которая преобладала в академической психологии того времени.
Курт Коффка
После переезда в Соединенные Штаты Коффка помог принести идеи гештальта в академический мир этой страны. Сегодня, благодаря развитию его исследований, теория гештальт все еще используется как в исследованиях, так и в психологической терапии.
Указатель статей
- 1 Биография Коффки
- 1.1 Ранние годы
- 1.2 Я работаю ассистентом
- 1.3 Работа исследователем и педагогом
- 1.4 Жизнь в Соединенных Штатах
- 2 Теория и другие материалы
- 2.1 Психологическое развитие человека
- 2.2 Основы теории гештальт
- 3 Опубликованные работы
- 4 ссылки
Гештальт что это такое в психологии: идеи, законы и принципы
Сознание – то, с чем работает гештальт психолог, как представитель школы. По сути, это живое целое, в котором все составные элементы взаимодействуют друг с другом. Хороший аналог: человеческий организм в целом состоит из множества систем, работающих слаженно и исправно в течение многих лет. Гештальтпсихология опирается на следующие основные понятия:
- Что такое гештальт? Мера сознания, некая образная конфигурация.
- Гештальтпсихология использует в качестве предмета исследования сознание. Его изучение строится на использовании принципа целостности.
- Наблюдение и описание – основные методы исследования. Восприятие идет не от ощущений, они нереальны. Оно идет от слуха, как от отражения изменения давления воздуха.
- Зрительная перцепция на первом месте. Это ведущий процесс в психологии, определяющий степень развития психики.
- Мышление – процесс разрешения проблем с помощью структурированных полей. Через инсайт в нынешнем времени.
Основные законы восприятия в гештальтпсихологии:
- Транспозиция. Психика отвечает на комплекс раздражителей, а не на каждый по отдельности.
- Константность. Все процессы стремятся к неизменности.
- Близость. Склонность соединять соседние элементы в один целый.
- Фигура и фон в гештальтпсихологии занимают одно из важнейших мест. Каждая фигура — изолированное целое, фон – что-то динамичное за фигурой.
- Закон прегнантности. Склонность реагировать на самую постоянную и простую фигуру среди всех возможных.
- Замыкание. Если человек видит что-то непонятное, то мозг старается переделать информацию в то, что нам знакомо.
Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором все законы восприятия контактируют между собой, используя определенные принципы:
- близость;
- замкнутость;
- общая зона;
- схожесть;
- смежность;
- целостность.
Гештальт теория восприятия ориентируется на 3 константы:
- Размер. Он остается неизменным, независимо от смены его положения на глазной сетчатке.
- Форма. Она всегда остается постоянной.
- Яркость. Яркость предмета неизменна, даже с учетом смены условий освещения.
Что такое гештальтпсихология?
Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер
. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты » (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.
Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом
гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.
Гештальт–упражнения
Гештальт-терапия представляет собой общие терапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.
Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.
1. Упражнение – «Присутствие»
Цель: фокусировка на ощущении присутствия.
- Закройте глаза
- Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
- Будьте естественными каждое мгновение
- Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
- Позвольте расслабиться телу
- Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)
После концентрации в течение некоторого времени на ощущении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рассудком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом
2. Упражнение — Ощущение «Ты»
Цель упражнения: суметь испытатьсостояниеприсутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.
- Расположитесь лицом друг к другу
- Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
- Дождитесь состояния полного умиротворения.
- Откройте глаза
- Начните вести бессловесный диалог с партнером
- Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.
З. Упражнение «Я/Ты»
Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.
- Сконцентрируйтесь;
- Глаза должны быть открытыми;
- Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
- Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
- Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.
Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».
Исследования Вольфганга Келлера
Вольфганг Келлер — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии, занимался проблемами общей, сравнительной, экспериментальной психологии. Ввел принцип изоморфизма (равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном полях).
В. Келлер изучал решение задач человекообразными обезьянами. Эксперименты с шимпанзе позволили ему понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок(слепой поиск правильного решения), либо благодаря внезапному осознанию.
Опыты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи.
Келер пришел к выводу, что предметы и объекты, находящиеся в поле восприятия и никак не связанные между собой, в процессе решения задачи начинают объединяться в единую структуру, видение которой помогает решить задачу. Этот процесс происходит мгновенно. В. Келер назвал это явление инсайтом.
Инсайт — это внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения.
Объясняя феномен инсайта, он считал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.
Келер провел ряд экспериментов с детьми для изучения мышления, чтобы доказать, что решение определенных задач человеком происходит сходным образом. Он предлагал детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами (например, достать машинку, которая была расположена на шкафу). Чтобы достать машинку, дети включали в гештальт со шкафом разные предметы (лестницу или другие предметы: ящики, стол со стулом).
Гештальт–терапия
Гештальт-терапия
– направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психологФридрих Перлз . Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.
Контакт
– процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.
Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.
Техника гештальт-терапии
Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.
Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.
Техника игры:
- Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
- Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
- Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.
Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.
Незавершенный гештальт
Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:
- Возникновение потребности;
- Поиск возможности ее удовлетворения;
- Удовлетворение;
- Выход из контакта.
Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.
Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:
«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».
Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!
Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.
Макс Вертгеймер и гештальт
Но, без сомнения, репутация Макса Вертгеймера связана с основанием гештальт-психологической школы. В основе этого течения лежит то, что восприятие использует механизмы для автоматического распознавания паттернов в наборах простых элементов. По сути, эти узоры могут быть основаны на близости упомянутых элементов, на их сходстве, на непрерывности, которую они имеют, в зависимости от фигуры, которую они создают по отношению к фону, или от того, создают ли они замыкание.
Впервые Макс Вертгеймер подумал об этом в 1910 году, когда он преподавал во Франкфурте. Он ехал на поезде, когда заметил, как он воспринимал и бездумно группировал определенные визуальные стимулы. Отсюда возникло одно из важнейших направлений психологии.
Еще один принцип, который он установил для гештальта, заключается в том, что конечный результат, создаваемый набором элементов, отличается от них. То есть паттерн, порожденный группой, порождает конструкцию, выходящую за рамки составляющих ее частей, у нее есть собственная идентичность.
Гештальтское течение, разработанное Максом Вертхаймером, Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером, возникло в противовес исследованиям восприятия преобладающей в то время школы, которой были элементалисты и структуралисты, величайшими представителями которых были Вильгельм Вундт и Эдвард Титченер.
Какие еще положения есть в этой науке
Не только способ экспериментального изучения образа мышления использует гештальтпсихология. Основные положения этого направления включают в себя и другие понятия, например, феномен Зейгарник.
Так называется возникновение, формирование стойкой потребности в получении нового жизненного опыта или информации. Возникает данная потребность из-за наличия процесса, именуемого проблемной ситуацией. Реализуется она, соответственно, благодаря активности в познании, проявляемой в нужном направлении.
Однако понятие феномен Зейгарник несколько шире. Оно включает в себя не только процесс появления субъективной нужды в новой информации или опыте. Согласно определению, в данное понятие входит и тот факт, что человек преимущественно запоминает действия, не приведшие к результатам.
Этот феномен лишь на первый взгляд кажется сложным, как и вся гештальтпсихология. Основные положения этого направления, ее тезисы, гораздо легче воспринимаются на наглядных примерах, а не на словах.
Рассмотрим ситуацию. Женщина желает купить конкретное платье, которое стоит слишком дорого. Она откладывает деньги, ищет подработки. Ежедневно рассматривает вещь в витрине магазина, проходя мимо. Когда нужная сумма оказывается собрана, женщина приходит в торговую точку и узнает, что платье уже кем-то куплено. Продавец предлагает другие вещи, которые стоят дешевле, выглядят в разы лучше, но оригиналом не являются. Женщина будет помнить о том платье, которое не смогла купить, всю жизнь.
То есть не полностью завершенное действие, к результативности которого прилагались усилия, для человеческого мышления всегда в приоритете.
Плюсы и минусы этого направления психологии
Как любая другая гуманитарная дисциплина, гештальтпсихология плюсы и минусы имеет достаточно условные. То есть недостаток с точки зрения одних людей становится достоинством для других.
По этой причине, задаваясь вопросом о недостатках, следует постараться избегать субъективности в оценке. Хотя это качество является чертой человеческой природы, но при анализе чего-либо оно не совсем уместно.
Объективным недостатком этого направления психологии можно считать только одно – незавершенность. Развитие науки прекратилось со смертью одного из ее основоположников — Вольфганга Келера. Это случилось в конце прошлого столетия в США, куда ученые бежали от фашистского режима еще в начале ХХ века.
Теоретические тезисы, лежащие в основе гештальтпсихологии, на первый взгляд кажутся очевидными и бесспорными. Однако возможность их практического применения существенно ограничена.
Допустим, человек страдает от невроза. Как ему помочь при помощи методик гештальтпсихологии? Ответа на этот вопрос нет. Именно в ограниченности практического использования и заключен единственный объективный недостаток этого направления психологии.
Преимущества данного направления науки — это очевидная правота ее тезисов, выведенных на основе экспериментов и наблюдений. Говоря иными словами, гештальтпсихология — это не тупиковая ветвь в гуманитарных науках, а перспективное направление для исследований. Особенно часто о ней стали вспоминать в связи с развитием нейрохимии, во многом перекликающейся с гештальтпсихологией и подтверждающей ряд ее принципов.
На практике принципы данного направления используются в создании иллюзий, графических тестов и интерьеров.
Ранние годы гештальта
В первые годы работы над гештальт-теориями Вертхаймер работал профессором Берлинского университета.
Кроме того, в 1921 году он основал исследовательский журнал, известный какPsychologische forschung(Психологическое исследование), который стал одним из краеугольных камней гештальта.
В 1929 году Вертхаймер вернулся во Франкфуртский университет, чтобы преподавать психологию, одновременно проводя исследования по социальной и экспериментальной психологии.
За это время исследователь подверг критике преобладающие течения в этой дисциплине, которые стремились изучить каждое явление отдельно.
Несмотря на то, что большая часть работы Вертхаймера была связана с человеческим восприятием, Гештальт вскоре расширился и на другие области, но всегда поддерживал динамический анализ реальности и понимание элементов в целом, имея девизом: «Целое больше, чем сумма его частей».
До прихода нацистов к власти в Германии Вертхаймер бежал в Соединенные Штаты в 1933 году. Там он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, где продолжал работать до самой смерти.
В последние годы жизни исследователя интересовало, прежде всего, соотношение психологии и социальной этики. Многие из его идей той эпохи были собраны в посмертно изданной книге под названиемПродуктивное мышление.
ИНТЕЛЛЕКТ ОБЕЗЬЯН
Для истории науки не так уж важно, в какой роли
выступал Кёлер на Тенерифе — секретного агента
или застигнутого войной ученого. Сколь бы ни были
ценны его разведданные (если таковые им
действительно поставлялись), они не помогли
Германии выиграть войну
А вот его опыты над
шимпанзе, вне сомнения, обогатили
психологическую науку.
Результатом работы этого периода явилось
вышедшее в 1917 г. (в разгар войны!) «Исследование
интеллекта человекоподобных обезьян» (именно
под таким названием книга увидела свет в 1930 г. в
переводе на русский язык, кстати — с
предисловием Л.С. Выготского), в котором с позиций
гештальт-психологии Кёлер интерпретировал
процесс решения обезьянами ряда
экспериментальных задач как разумное
(интеллектуальное) поведение.
Несмотря на то что задачи были разнообразными,
все они были построены таким образом, что
возможность случайного решения путем «слепых
проб и ошибок» исключалась: животное могло
достичь желаемой цели, только если схватывало
объективные отношения между элементами
ситуации, существенными для успешного решения.
При проведении экспериментов использовались
простейшие приспособления: клетки с редкими
прутьями, препятствовавшими свободному выходу
животных наружу, палки, с помощью которых можно
было достать удаленные бананы, ящики, на которые
могли забираться обезьяны.
Основной метод познания
Не так много методик насчитывает гештальтпсихология. Кратко и понятно ведущий метод можно сформулировать так: рассуждения вслух. Это экспериментальная методика, при помощи которой можно изучить образ мышления человека.
Этот метод включает два понятия – инсайт и проблемная ситуация. Под проблемной ситуацией понимается процесс осознания факта недостаточности личностного опыта или же информации для выполнения какой-либо задачи (теоретической или практической). Так расшифровывает собственное понятие гештальтпсихология. Кратко и понятно это выглядит на примере жизненных ситуаций.
Допустим, горожанин, никогда не выезжавший на природу и не участвовавший в туристических походах, не занимавшийся спортом и не поднимавший ничего тяжелее собственного телефона, столкнулся с необходимостью нарубить дров, спилив для этого дерево. Разумеется, жизненного опыта и базы имеющихся знаний для выполнения подобной задачи горожанину не хватает. При этом в мозгу возникает причинно-следственная связь, которая выражается в понимании человеком того, что он не знает, как пилить деревья и рубить дрова. Это и есть понятие «проблемная ситуация», входящее в исследовательский метод гештальтпсихологии.
Понятие инсайт заключается во внезапном озарении. Гештальтпсихология, основные положения и понятия в которой связаны с мыслительными процессами и их физиологической сущностью, под данным термином подразумевает внезапное нахождение решения для стоящей перед человеком задачи.
Таким образом, инсайт закрывает проблемную ситуацию. Это своего рода появление «хороших гештальтов». В рассматриваемом примере, в котором горожанин должен спилить дерево и нарубить дрова, инсайтом может стать решение нанять бригаду заготовщиков леса.
Работаю исследователем и преподавателем
В 1911 году Коффка покинул Франкфурт и начал работать профессором Гиссенского университета. Однако его отношения с двумя другими основателями школы гештальт оставались очень близкими.
На своей новой работе этот исследователь заинтересовался двумя другими основными процессами человеческого разума: мышлением и памятью. После Первой мировой войны Коффка получил постоянную должность профессора экспериментальной психологии в Университете Гиссена.
В последующие годы он продолжил свою карьеру в этом учреждении, пока в 1921 году не стал директором Института психологии в университете.
Там, после создания собственной исследовательской лаборатории, он опубликовал большое количество статей, связанных с гештальтпсихологией, в сотрудничестве с Келером и Вертхаймером.
В 1922 году, незадолго до переезда в США, Коффка опубликовал свои идеи о восприятии и его применении в психологическом развитии человека.
Его теории стали очень популярными и позже легли в основу многих исследований в области психологии развития.
Однако, несмотря на свой международный успех, Коффка не пользовался большой популярностью в Германии, поэтому он решил эмигрировать в Америку.
Образование
Академическая карьера Курта Коффки началась в школе им. Вильгельмсгимназия где он учился с 1892 по 1903 год. В 1903 году Курт Коффка отправился в Шотландию, чтобы учиться в Эдинбургский университет в течение года. Его время в Эдинбургский университет имел решающее значение, поскольку он лучше понимал английский язык, что было ценным инструментом для распространения его идей в будущем. В 1904 году он вернулся в Берлин, где посетил Берлинский университет На три года. Он выбрал психологию, так как считал, что предмет психологии лучше всего соответствует его интересам.
Во время учебы в Берлинский университет, Коффка исследовал свое личное цветовое зрение в Виллибальд Нагель Физиологическая лаборатория. Его интересовало зрительное восприятие из-за собственной красно-зеленой слепоты, что привело его к изучению цветовое зрение и Остаточные изображения. Кульминацией этой работы стала первая публикация Коффки в 1908 году под названием Untersuchungen an einem protanomalen System. В этой статье были проанализированы различные свойства цвета, включая контраст, а также влияние яркости и длины волны на цвет. В явление на земле также был изучен. Коффка завершил диссертацию под названием Experimental-Untersuchungen zur Lehre von Rhythmus, обеспечив ему звание доктора философии в 1908 году. Он работал с Карл Штумпф во время получения докторской степени.