Алексей николаевич леонтьев, советский психолог, философ, педагог и организатор науки

«Опредмеченная» потребность

Данное понятие можно отследить на примере только что родившегося гусенка, который еще не встречался с каким-либо конкретным предметом, но свойства его уже зафиксированы в сознании птенца — они передались ему от матери в самом общем виде на генетическом уровне, поэтому у него не возникает желания следовать за любой вещью, которая окажется перед его глазами на момент вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи гусенка, имеющего свою потребность, с предметом, потому что у него еще нет сформированного представления об облике своего желания в материальном мире. Данная вещь у птенца подходит на подсознании под схему генетически зафиксированного примерного образа, поэтому она в состоянии удовлетворить нужду гусенка. Так происходит запечатление данного предмета, подходящего под искомые характеристики, как предмет, удовлетворяющий соответственные потребности, а нужда приобретает «предметный» вид. Именно так подходящая вещь становится мотивом для определенной деятельности субъекта: в данном случае в последующее время птенец будет повсюду следовать за своей «опредмеченной» потребностью.

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность на самом первом этапе своего формирования не является таковой, она является в начале своего развития нуждой организма в чем-либо, которая находится вне тела субъекта, несмотря на то, что она отражена на его психическом уровне.

Биографические сведения

1903 год (5 февраля) – этот блестящий деятель науки был рожден в мещанской семье. Прошло время, «Единая трудовая школа» стала для него пройденным жизненным этапом, он стал выпускником. Потом был принят в Московский государственный институт, чтобы стать студентом факультета общественных наук.

Он был отличником поэтому, окончив это высшее учебное заведение, получил рекомендацию, чтобы готовиться к профессорской работе при институте психологии. Начался 1925 год, и Алексей Николаевич стал заниматься культурно-исторической теорией. Его работой руководил Выготский.

Итогом исследовательской деятельности стала книга под названием «Развитие памяти», которая увидела свет, когда настал 1931.

В том же году Алексей Николаевич стал руководителем отдела психологии академии Украины, находящейся в городе Харькове. С 1933 по 1938 был руководителем кафедры пединститута Харькова. Когда отпраздновали 1941 год, ему присвоили должность профессора Московского государственного университета.

1951 – начал руководить психологической кафедрой, находившейся в Московском государственном университете (факультет философии).

1966 – открывает обособленный психологический факультет (Московский государственный университет). Целых 12 лет был заведующим.

1976 – открыл лабораторию психологии восприятия, она стала самой первой. Сегодня все еще является действующей.

21 января 1979 года – этот талантливый ученый скончался.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Структура деятельности

Согласно общей психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность движется мотивами, представляющими определенные потребности. Достижение цели, которая регулирует деятельность, более или менее отдалено от начала деятельности. Поэтому его структура может содержать относительно полные элементы, сохраняющие основные черты деятельности. Основной целью деятельности педагога является создание условий для развития личности и саморазвития учащихся. Он разрабатывает тематические планы, готовит планы на определенные уроки, контролирует выполнение домашних заданий, объясняет новый материал, организует процесс решения заданий учениками, реагирует на непредвиденные ситуации и т.д., после урока проверяет тетради. Каждый из этих относительно полных элементов деятельности называется действием. Если мы руководствуемся определением цели как образа будущего результата, то, похоже, следует сказать, что в отличие от деятельности, регулируемой конечной целью, действие регулируется какой-то промежуточной целью. Однако, по мнению А.Н. Леонтьева, не каждое действие имеет свой мотив, который отличается от мотива всей деятельности. Ведь контроль домашнего задания в классе имеет смысл только в связи с его участием в педагогической деятельности учителя.

Одно и то же мероприятие может быть вовлечено во множество различных видов деятельности. Посещение библиотеки обычно является познавательной деятельностью, а также может быть коммуникативной деятельностью, например, вызванной «случайной» встречей с учеником. Одно и то же занятие, например, познавательное, может выполняться в различных действиях: чтение книги, обращение к учителю за советом, участие в экскурсии и т.д.

То, как выполняется действие, является операцией. Операция соответствует условиям, при которых выполняется действие. Например, обработка поверхности заготовки может производиться различными операциями, в зависимости от конкретных технических условий. В то же время, действие, изначально преднамеренное и постепенное, может стать операцией при многократном выполнении. Хорошим примером является сравнение того, как первоклассник и взрослый целенаправленно пишут письмо — в рамках беглого письма.

Так, по мнению А.Н. Леонтьева, последовательность понятий «деятельность», «действие», «операция» соответствует последовательности понятий «мотив», «цель», «условие». Это означает, что деятельность обусловлена мотивом и реализуется в действиях, регулируемых сознательной целью, а действия, в зависимости от тех или иных условий, реализуются в операциях.

Институтские годы

По словам самого Алексея Алексеевича, еще в 1953-м, когда он окончил школу, было абсолютно понятно, что заниматься наукой – его истинное призвание. Среди всевозможных вариантов для поступления он рассматривал разные гуманитарные науки и даже органическую химию.

Как вспоминает Леонтьев А. А., психология, несомненно, была среди тех наук, которые его привлекали. Но поступать на этот факультет он не стал. Конечно, одной из основных причин послужило то, что его отец заведовал кафедрой психологии в МГУ им. Ломоносова. Как специальность в прочих учебных заведениях психология либо отсутствовала, либо только начинала появляться. Поэтому А. А. Леонтьев выбрал факультет филологии.

Предисловие ко второму изданию

Книга “Психология общения” вышла первым изданием в издательстве Тартуского университета в 1974 году. Тираж ее был микроскопический – всего 750 экземпляров, и она моментально превратилась в раритет. Но это была первая монография на русском языке о психологии общения, и ее до сих пор помнят и цитируют.

Когда издательство “Смысл” предложило переиздать эту книгу для студентов-психологов, я как автор оказался в трудном положении. За более чем 20 лет (и каких лет!) психология, да и вся ситуация в стране вообще и в науке в частности, изменилась весьма основательно. Что же – переписывать всю книгу заново? Мы решили пойти по другому пути: воспроизвести текст 1974 года, дополнив его несколькими публикациями более позднего времени, показывающими, в каком направлении развивались взгляды автора книги, а также публикациями, дополняющими ее в содержательном плане (например, посвященными психологическим вопросам массовой коммуникации). Таким образом и сложилась книга, лежащая перед читателем.

В 1974 году в книге часто цитировались К. Маркс и Ф. Энгельс, да и вся концепция книги во многом опирается на философию марксизма. Не вижу никакого криминала в этом и сегодня. Так что изменений в этой части книги я не делал, если не считать чисто “косметической” правки – в нескольких местах я убрал естественные для начала 70-х годов обязательные слова и цитаты. Впрочем, мест таких оказалось на удивление мало. Я вычеркнул также два-три утверждения, от которых вскоре пришлось оказаться. Аналогичная косметическая операция произведена с текстами других публикаций.

Многие “герои” книги, бывшие тогда студентами и аспирантами, сейчас широко известны как крупнейшие специалисты. Б.Х. Бгажноков стал этнографом, доктором исторических наук и специалистом по адыгской культуре, В.С. Собкин вырос в члена-корреспондента Российской академии образования, В.К. Вилюнас – профессор факультета психологии МГУ, Ян Вальсинер уехал в Швецию и известен сейчас как крупнейший психолог и автор неплохой книги о Л.С. Выготском.

“Психология общения” трижды выходила в Германии в двух различных переводах.

Статья “Деятельность и общение” была написана по заказу редакции журнала “Вопросы философии” как первое из выступлений в задуманной редакцией дискуссии (которую позже кто-то из психологов назвал “последней дискуссией в советской психологии”). Ожидалось, что Б.Ф. Ломов сразу же ответит. Он, однако, тянул более полугода и ответил только в номере восьмом за 1979 год (моя статья вышла в первом номере), причем довольно вяло, так что дискуссия закончилась, не успев начаться. Статья была опубликована также на японском языке.

Раздел, названный здесь “Лекционное общение”, – это отрывок из брошюры “Лекция как общение”, рассчитанной на лекторов и выпущенной обществом “Знание” РСФСР в том же 1974 году, что и “Психология общения”.

“Общение в массовой коммуникации” – раздел из коллективной монографии “Психолингвистические проблемы массовой коммуникации” (М., 1974). Первый параграф этого раздела – незначительно отредактированная статья “К психологии речевого воздействия”, впервые опубликованная в сборнике “Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации”(М., 1972). Эта статья была переведена на английский, немецкий и чешский языки.

Под названием “Искусство как общение” перепечатывается статья “Поэтический язык как способ общения искусством” (Вопросы литературы. 1973. № 6; статья была переведена на немецкий язык). Работа “Психологический подход к анализу искусства” опубликована в сборнике Педагогического общества РСФСР “Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы” в 1978 году. Наконец, статья “Телевизионное искусство глазами психолога” вышла в сборнике “Телевидение вчера, сегодня, завтра” (Вып. 4. М.: Искусство, 1984).

Публикуемые здесь статьи имеют отдельные “пересечения” друг с другом и с книгой “Психология общения”. Сначала я пытался от таких повторений избавиться, но это повело к нарушению композиции статей, и в конце концов я решил, что если студент прочитает важную для автора мысль несколько раз в разных контекстах, ничего страшного не произойдет.

… А теперь автор отступает и оставляет читателя наедине со своей книгой. Пусть дальше говорит она.

Теория возникновения деятельности А.Н. Леонтьева

Особого внимания требует теория возникновения деятельности, обоснованная А.Н. Леонтьевым. В основах данной теории А.Н. Леонтьев рассматривает личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида, сознания.

Из представленной на рисунке цепочки очевидно, что действие – это процесс. Оно обладает целью и мотивом. Любое действие связано с предметом. Если мотив и предмет не совпадают – возникает действие, лишенное смысла. Такое действие становится лишним.

По мнению А.Н. Леонтьева слияние отдельных действий в одно знаменуют превращение отдельных действий в операции.

Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания. Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают «сдвиг мотива на цель» и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания.

Определение личности по А.Н. Леонтьеву

Леонтьев вкладывал в понимание личности важность того, что личность зародилась в обществе не сразу. Общественные отношения реализуются совокупностью разнообразных деятельностей

Личность характеризуют иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов.

Определение становления личности по А.Н. Леонтьеву

Фундаментальным вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию стала разработка проблемы ведущей деятельности. Этот выдающийся ученый не только охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, но и положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую.

Литература

  1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 1982
  2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.

Наука и жизнь

  1. Революционные события захватили юношу, и он увлекся философией и вопросами устройства государства и общества. Вернувшись в Москву, он решил пойти в МГУ на факультет общественных наук.
  2. Одним из преподавателей Алексея был Г.И. Челпанов — профессор философии, который вел также семинар по психологии. Это человек, создавший Психологический институт в рамках университета, который в 1926 году стал самостоятельным учебным заведением. Учась у Челпанова, Леонтьев начал изучать психологию.
  3. В 1924 году получил диплом и остался работать в Психологическом институте. Занимался научной и педагогической деятельностью, в том числе в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, во ВГИКе и ГИТИСе.
  4. С 1925 года вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией исследует механизм формирования и работы памяти. Их совместные изыскания приведут к возникновению культурно-исторической теории, на которой будет основана дальнейшая научная работа Леонтьева.
  5. В конце 1920-х годов многие учебные заведения попали в опалу, и их преподаватели стали преследоваться из-за подозрений в пропаганде оппозиционных настроений. В 1930 г. Леонтьеву пришлось покинуть ВГИК, а в следующем году его уволили из Академии коммунистического воспитания, которая была распущена и перенесена в Ленинград.
  6. Леонтьеву и его сторонникам было трудно найти работу в столице и невозможно продолжать свои исследования. Вскоре им удалось получить места в Харьковском педагогическом институте, и Леонтьев переехал в этот город и вступил в должность в 1931 году.
  7. В этом же году выходит книга Алексея Николаевича«Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», в которой он описывает результаты многолетнего изучения памяти.
  8. В 1933 г. стал заведующим кафедрой психологии института. Здесь вокруг него и его коллег образовалась группа ученых, взгляды и деятельность которых позже назовут Харьковской психологической школой. Их целью было продвигать изучение психологии и смежных дисциплин (например, психиатрии и педагогики) посредством экспериментальных исследований.
  9. В это время Леонтьева интересуют вопросы формирования психики человека. Вместе со своей харьковской группой он исследует детское поведение, что приводит к более глубокому пониманию работы и развития психических процессов в сознанииребенка.
  10. В 1930-е годы, продолжая идеи Выготского, основывает собственную теорию деятельности. Ее предметом является установление связи между сознанием и деятельностью и характера их взаимного влияния друг на друга.
  11. В 1936 году смог вернуться в Москву и снова преподавать в Психологическом институте, а также в МГУ, во ВГИКе и ГИТИСе. Одновременно до 1938 года он продолжал работу в Харькове, регулярно путешествуя между двумя городами.
  12. Теперь его время посвящено изучению чувствительности кожи, ее реакций на раздражители, а в сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном он исследует психическое восприятие фильмов. Алексея Николаевича волновала роль и функция творчества в жизни человека, что привело его к анализу психологии искусства. Занимается и психическим развитием животных, что позволит ему выдвинуть новые теории эволюции сознания.
  13. В 1940 году Леонтьев защищает докторскую. В своей диссертации он рассматривает психику в ее историческом развитии — филогенезе — и разбирает устройство памяти, восприятия, воли, произвольности и эмоций. Эта работа была опубликована в виде книги «Развитие психики».
  14. В 1960-е гг. интересуется вопросами личности и ее связи с обществом. В 1977 г. выходит книга «Деятельность. Сознание. Личность», подводящая итоги его расследованиям в этой области.
  15. В 1966 г. Леонтьев полностью переходит на работу в МГУ и становится деканом и заведующим кафедрой психологии. Эти должности он неизменно занимает до конца жизни. Именно он основал факультет психологии в Московском университете.
  16. Алексей Николаевич скончался 21 января 1979 года.

Психолог Алексей Николаевич Леонтьев

Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева

В своей теории А. Н

Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А

Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности

А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.

А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.

Речевая деятельность имеет два варианта реализации: речевое общение и внутреннее речемыслительное функционирование. В теории речевой деятельности А. А. Леонтьева разделяются понятия: общение и речевое общение. Общение — это процесс передачи сообщения, при котором реализуются речевые акты. Речевое общение подразумевает целенаправленное взаимодействие, в котором можно выделить цели и задачи говорящих. По Леонтьеву речевые действия обслуживают трудовую, познавательную и игровую деятельность, входя в их состав.

Принципы теории деятельности

Сама теория деятельности – это система изучения психических феноменов, основным предметом исследования которой является деятельность, как предшествующая и определяющая все психические процессы.

Теория деятельности Леонтьева

Основными принципами теории, в изложении Леонтьева, являются:

принцип предметности – в основе принципа лежит понимание предмета не только как чего-то конкретно существующего, но и как образ или продукт психического отражения свойства предмета, которое имеет место быть в результате направленной на него деятельности. Такое двоякое понимание, позволило исключить вопрос о стимулах, которые воздействуют на индивидуума, а также об его ответных реакциях на эти возможные стимулы;

  • принцип активности – позволяет рассматривать человека не только как субъекта, приспосабливающегося к условиям окружающей среды, но прежде всего, с позиции преобразующей и творческой деятельности индивидуума;
  • принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека – разрабатывает формулу активности человека, в изложении Леонтьева она звучит следующим образом: «… внутреннее(субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет…». Этот принцип отражает смысл специфической характеристики деятельности человека;


Giphy

принцип психического анализа деятельности «по единицам» является стратегией изучения структуры самой деятельности. Изучение психической реальности требует её рассмотрение с разных сторон, что не может быть произведено при выборе одной универсальной единицы.

Л.С. Выготский детально прорабатывал вопрос о единицах психологического анализа. С его точки зрения, под единицей следует понимать такой продукт, который должен обладать всеми свойствами присущими целому, но при этом он должен быть живой частью единства;

  • принцип опосредствования – это отношение одного объекта к другому, которое возможно осмыслить или познать только через третье, которое выступает основанием для познания первых двух. Этот сложный принцип включает в себя следующие положения: 1) опосредствование психического отражения процессом, связывающим субъекта с процессом предметной деятельности; 2) опосредствование межличностных отношений через совместную предметную деятельность;
  • принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности – устанавливает изменчивый характер зависимости запоминания от того, с какими условиями действия связан объект, запоминание которого необходимо. Этот принцип открыт на основе исследования памяти человека и до конца не раскрыт.

Взлет карьеры

В 1947 году А.Н. Леонтьев подал заявку на вступление в партию. Без членства в ВКП(б) невозможно было в те времена построить карьеру и заниматься научной деятельностью. В 1948 году заявка ученого была одобрена и его приняли в партию. С этого момента карьера психолога пошла в гору.

В 1950 году Алексей Николаевич стал действительным членом Академии педагогических наук. Здесь он занимал сначала должность академика-секретаря отделения психологии, позже, в 1959 году, Алексей Николаевич Леонтьев стал вице-президентом академии.

Параллельно с научной деятельностью Алексей Николаевич занимался и педагогикой. В 1951 году он вновь приходит в Московский государственный университет, теперь на должность заведующего кафедрой психологии на философском факультете.

В 1966 году Леонтьев и вовсе основал в МГУ новый факультет — факультет психологии. Он существует и по сей день. Через десять лет Алексей Николаевич Леонтьев совершает новое открытие. На этот раз открытие психологической лаборатории, в которой изучалось восприятие. Эта лаборатория также работает и сейчас.

Умер А.Н. Леонтьев в 1979 году, 21 января. До самой смерти ученый занимался исследованиями. После себя он оставил множество трудов, которые и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности и используются студентами в качестве учебников. Вклад в психологию Алексея Николаевича Леонтьева неоценим. Кроме этого дело Алексея Николаевича продолжают его сын Алексей Алексеевич и внук Дмитрий Алексеевич. Оба они пошли по стопам отца и стали изучать психологию.

На этом закончим краткую биографию Алексея Николаевича Леонтьева. Перейдем к его основным трудам.

Научная деятельность

После выпуска из вуза, Леонтьев был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности. С 22-летнего возраста он трудился над проблемами культурного развития памяти под началом известного психолога Льва Выготского.

Стоит заметить, что Выгодский был создателем марксистской исследовательской традиции исследования высших психологических функций и построения авангардной футуристической науки о «новом человеке» коммунистического будущего, а также основателем новой психологической теории сознания.

Проведенные в данные годы исследования Алексея Леонтьева, отразились на страницах труда «Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций», опубликованного в 1931 г. В конце того же года его назначили главой отдела психологии Украинской психоневрологической академии.

В период 1933-1938 гг. Леонтьев занимал должность заведующего кафедрой Харьковского пединститута. Накануне Великой Отечественной войны (1941-1945) он стал профессором МГУ. Главный научный вклад Алексея Николаевича был связан с развитием культурно-исторической психологии, которой он уделял важнейшее место в своей карьере.

Еще до начала войны Леонтьев получил признание благодаря общепсихологической теории деятельности. Под теорией деятельности следует подразумевать школу советской психологии, созданную Сергеем Рубинштейном и развитую Алексеем Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Льва Выготского.

Алексей Николаевич обрел признание как экспериментатор и теоретик, добившийся заметных высот в широкой сфере проблем – от восстановления движений и зоопсихологии до проблем формирования личности и философских факторов психологии.

Леонтьев разработал собственную классификацию этапов развития психики в филогенезе, обосновав критерии анализа психики и сознания. Под его началом было проведено множество исследований детского развития, игры и саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребенка.

В послевоенные годы Алексей Леонтьев стал автором таких научных работ, как «К вопросу о сознательности учения», «Очерк развития психики», «Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» и др. В 1950 г. его избрали в АПН РСФСР, а спустя 9 лет ему доверили должность вице-президента академии.

Одновременно с этим, Леонтьев возглавлял кафедру психологии философского отделения МГУ. В 50-е годы он стал автором книг «Умственное развитие ребенка» и «Проблемы развития психики». В следующем десятилетии ученый чаще изучал проблемы личности и восприятия.

В те годы Алексей Леонтьев издал такие труды, как «О формировании способностей», «Биологическое и социальное в психике человека» и «Психология человека и технический прогресс». К тому моменту, ему уже удалось доказать систему категорий для анализа сознания:

  • чувственная ткань;
  • предметное значение;
  • личностный смысл.

В последние годы жизни, Леонтьев издал такие работы, как «Потребности, мотивы и эмоции», «Деятельность. Сознание. Личность», «Воля» и «Категория деятельности в современной психологии». В 1976 г. открылась лаборатория психологии восприятия, которая успешно работает и сегодня.

Труд, стимул, цель, задача

Труд как вид деятельности является главной особенностью человека, и деятельность выступает, в этом ключе, как динамическая система его взаимодействия с миром.

Это взаимодействие позволяет реализовывать отношения субъекта с окружающей реальностью, на фоне которой, происходит возникновение психического образа, воплощающегося в объекте. Деятельность в своей основе имеет побудительные причины, которые направляют субъекта на достижение поставленной цели.

Стимулом, который вызывает активность субъекта и определяет направление его деятельности, под действие внешних и внутренних факторов, является мотив. Мотив определяет цели и задачи любой деятельности.

Цель создает образ результата, на который направлена деятельность человека. Задача включает в себя цель деятельности, которая задана на определённых условиях. Она разрешается субъектом путем использования и изменения заданных условий по определённому алгоритму. Задача выступает заданной средой для развития самой деятельности индивидуума.


Фото автора Christina Morillo: Pexels

Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева

Деятельность представляет собой систему, включающую основу из различных форм ее реализации. Она выражается через отношение субъекта к материальным объектам и к миру в целом. Рубинштейн определял деятельность в качестве совокупности любых действий, сконцентрированных на достижении поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, в рамках сознания деятельность имеет первостепенное значение.

В начале прошлого века Леонтьевым была выдвинута концепция, отражающая необходимость построения структуры деятельности, чтобы сделать определение этой категории законченным.

Он рассматривал 2 формы деятельности:

  • Внешнюю,
  • Внутреннюю.

Внешняя деятельность состоит из различных форм, выраженных через предметно-практическую активность. В ее рамках субъекты и объекты взаимодействуют, при этом последние открыто предоставлены для внешнего наблюдения.

В качестве примеров этой формы деятельности выступает работа механиков с применением инструмента (например, забивание гвоздя молотком, закручивание болтов с помощью отвертки, изготовление материальных предметов специалистами на станках, игра ребенка с использованием некой вещи, уборка помещений, манипуляции с мебелью, постройка домов и др.).

Для внутренней деятельности характерно то, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов скрыты от прямого наблюдения. Примеры этого вида деятельности: решение математических задач учеными с использованием недоступной глазу умственной деятельности, внутренняя работа актеров над ролью, включающая обдумывание, переживание, тревогу и т. д.

Внутренняя деятельность осуществляется, когда поэты и писатели создают свои произведения, авторы придумывают сценарии для школьных выступлений или пьес, ребенок мысленно отгадывает загадку. В состав внутренней деятельности входит ситуация, когда у человека проявляются эмоции, вызванные просмотром трогательного фильма или прослушиванием душевной музыки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: