Александр романович лурия, советский психолог

Нейропсихологическая школа А.Р. Лурии

А.Р. Лурия является не только основоположником нового вида нейропсихологии, но и создателем российской нейропсихологической школы, группой студентов и единомышленников, которые и дальше развивали его идеи.

Научная школа — это особое, довольно ценное и сравнительно редкое явление в науке

Не все ведущие ученые оставили после себя научную школу, что, похоже, объясняется как объективной важностью научных взглядов ученого, так и его личными особенностями. А.Р

Лурия объединила в себе высокий научный авторитет и отличные способности учителя, воспитателя молодежи. Он работал не в одиночку, а всегда с командой коллаборационистов-студентов. Лурия воспитала много студентов, некоторые из них пошли в другие области психологии, но большинство из них остались верны нейропсихологическим интересам и сформировали лурийскую нейропсихологическую школу. В эту школу входят не только отечественные, но и зарубежные ученые; такие известные ученые, как М. Коул, Н. Гольдберг (США), Я. Дас (Канада), Л. Вейскранц (Англия), А. Л. Кристенсен (Дания), М. Климовский, М. Кохмарек (Польша), Е. Андриевска (Франция) и многие другие считают себя студентами А. Р. Лурии. Многие из нейропсихологов, работающих сегодня в странах СНГ, которые в свое время учились на психологическом факультете МГУ или под его руководством писали диссертации на нейропсихологические темы, также являются студентами А.Р. Лурии. Можно говорить о разных степенях принадлежности того или иного ученого к лурийской школе нейропсихологии, но их, несомненно, объединяет признание высокого научного авторитета А.Р. Лурии и общее понимание основных проблем нейропсихологии и путей их решения.

Нейропсихологическая школа А.Р. Лурии столкнулась с различными трудностями в своем развитии, в том числе и с трудностями, общими для других научных дисциплин («утечка мозгов» за границу, приток неспециалистов и т.д.). Тем не менее, несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, она жива и имеет большой потенциал для развития. Это ценное достояние национальной психологической науки.

Непризнанный гений

Активно научной деятельностью Лурия занимался в первой половине ХХ века. Его прогрессивные идеи опережали советскую действительность, поэтому не были приняты обществом. Но признание он получил за рубежом.

Прежде чем перейти к изучению концепции Лурии, отметим интересные факты из жизни учёного:

Методика Лурии легла в основу принципа действия изобретенного в США детектора лжи.
В 1932 году в США опубликовали первую серьёзную работу учёного под названием «Природа человеческих конфликтов»

В России же внимание этому труду уделили лишь 70 лет спустя.
1950 год ознаменовался началом гонений на психологическую науку, что сильно повлияло на деятельность Лурии. Из-за появившихся угроз, он так и не смог закончить работу по изучению формирования психических процессов у близнецов.
В 1953 году Лурия обвинялся по делу врачей, так как в институте дефектологии, где он трудился, было слишком много работников еврейских кровей.
В 1953 году учёный выезжает за границу и восстанавливает научные связи

Именно в это время он получает настоящее признание и поддержку ведущих университетов Франции, США и Великобритании.

Таким образом, непризнанный в родных пенатах гений, оказался услышанным за рубежом. Более того, там его труды высоко ценились и использовались как в медицине, так и в психологии.

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей

Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вел многолетнюю переписку.

Личная жизнь

В молодости Александр дружил с Сергеем Эйзенштейном. Автор «Броненосца Потемкина» консультировался с ученым по вопросам психоэмоционального воздействия видеоряда на зрителей. Невропатолог любил элегантно одеваться и дарить подарки родственникам и коллегам. С юношеских лет и до старости Лурия увлекался любительским фото.

Первая жена Лурии Вера Благовидова — актриса травести, переехавшая вместе с психологом из Казани в Москву и служившая в Камерном театре Таирова. В 1931 году она полюбила другого мужчину и ушла от Александра.

Счастье и покой в личной жизни Лурия нашел со второй женой — микробиологом Ланой Пименовной Линчиной, с которой прожил 44 года, пока смерть не разлучила супругов. Лана родила Александру единственную дочь Лену, впоследствии ставшую ученым-биологом и занимавшуюся исследованием клеток мозга.

Исследователь памяти Лурия быстро запоминал иностранные слова — владел немецким, английским, французским и фарси, мог объясниться на грузинском и узбекском языках. Когда в период оттепели ученый получил возможность выезжать на международные форумы, из-за рубежа Александр Романович привозил детективы, не издававшиеся в СССР, и читал их в подлиннике.

Биография А.Р. Лурии

История жизни потомственного русского интеллектуала А.Р. Лурии. Родился в Казани, в семье известного врача и терапевта Р.А. Лурии. В 1921 году окончил факультет общественных наук Казанского университета, а затем переехал в Москву. В студенческие годы, которые совпали с гражданской войной, он заинтересовался психоанализом. В 1937 году окончил 1-й Московский медицинский институт и начал работать в Институте психологии Московского университета. Здесь он встретил Льва Семеновича Выготского и Алексея Николаевича Леонтьева, которые стали его самыми близкими друзьями и товарищами по оружию. Будучи студентом Л.С. Выготского, А.Р. Лурия участвовала в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов, основанной на позиции о социально-историческом определении психических процессов человека. Его работа по объективному изучению аффективных состояний положила начало серии аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Диссертация Лурии по педагогике, которую он подготовил и защитил в 1930-е годы, была посвящена проблеме конфликта. С 1940 г. А.Р. Лурия проводила исследования по анализу мозговых механизмов психических процессов. Во время Великой Отечественной войны Лурия изучала нарушения психических процессов при различных поражениях головного мозга в больнице выздоровления Клиники нервных болезней Всесоюзного НИИ экспериментальной медицины в Кисегаче. А после войны он продолжил свои исследования на московском Н.Н. Институт нейрохирургии имени Бурденко. Н.Н. Бурденко Академии медицинских наук СССР. На основе результатов этих многолетних исследований Лурия создала новое направление в психологии — нейропсихологию, которое будет рассмотрено ниже. Поражает точность, с которой ему удалось описать функции различных структур мозга, особенно фронтальных долей — за десятилетия до современных биофизических методов трехмерного картирования мозга, с помощью которых можно было в буквальном смысле слова увидеть предсказанные процессы и связи. Каждая другая обзорная статья по нейропсихологии высших, а именно психических функций человека, по-прежнему начинается с обязательных ссылок на эти работы. Он разработал новую теорию локализации высших психических функций, которая представляет собой значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими теориями; он внес важный вклад в понимание природы языковых расстройств и создал новую классификацию афазии.

С 1923 г. Лурия проделала большую воспитательную работу: преподавал в Академии коммунистического образования имени Н.К. Крупской. С 1968 по 1977 год возглавлял кафедру нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии и создал ряд специальных курсов. Под руководством А.Р. Лурия было защищено более 50 докторских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук.

Александр Романович связал нас с Г.И. Челпановым, И.П. Павловым, Г.Г. Шпепетом, Р.О. Якобсон, С.М. Эйзенштейн, В.М. Мясищев, С.Г. Левит, Л.А. Орбели, Б.Г. Ананъев, Е.А. Асратян, В.М. Черниговский, П.К. Анохин, Н.И.Гращенков, Н.И.Бурденко, Н.В.Коновалов, М.Ю.Коновалов. Рапопорт, А.А. Маркосян, И.А. Соколянский, Д.Н. Узнадзе, И.С. Бериташвили. Все они отдали дань его великому человеческому и научному таланту. Достойно, например, признания когда-то выраженного Б.М. Тепловым, исключительным по интеллекту и таланту, что А.Р. Лурия более одарен, чем он. В молодые, еще казанские годы А.Р. Лурия вела переписку с В.М. Бехтеревым и З.З. Фрейд. Дж. Брунер, К. Прибрам и М. Коул могли бы многое рассказать о его обширных контактах с западными учеными.

Примечательно, что А.Р. Лурия была «неофициальным человеком», но очень авторитетным человеком, пользующимся безоговорочным доверием. Несмотря на то, что он обладал многими собственными открытиями, Александр Романович не уставал делать открытия в творчестве западных и отечественных ученых и знакомить друг друга со своими коллегами и друзьями. Например, А.Р. Лурия уговорила Н.А. Бернштейна перевести некоторые из его работ на английский язык и способствовать их публикации в Англии. После встречи с ними Ж. Брунер написал в письме к А.Р. Лурии, что Н.А. Бернштейн был человеком на грани гениальности, и выразил сожаление, что он не встретил его при жизни.

Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Методика оценки памяти

Еще одно значимое достижение Лурии – разработка эффективной методики заучивания слов. Сегодня она в основном используется для оценки памяти и диагностики отклонений в работе головного мозга у детей. Суть методики состоит в следующем:

  • выбирают 10 никак не связанных между собой слов;
  • проверяющий зачитывает слова ребенку и просит повторить то, что он запомнил;
  • процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не повторит все произнесенные слова.

Если с первого раза ребенок запомнил 4-5 слов, а все слова произнес после 3-5 повторов, его память работает хорошо, и функции мозга в норме. О нарушениях нервной системы и дисфункциях мозга, пусть даже незначительных, будет говорить тот факт, что после 5 повторов ребенок не смог произнести все 10 слов.

Такой тест можно провести и со взрослым. При этом если возникают проблемы с повторением слов, то это в большинстве случаев указывает не на плохую память, а на расстройство внимания.

В заключение хочется сказать о том, что знать о строении и работе головного мозга нужно, но большее внимание всё же следует уделить развитию мозговой деятельности. Ведь чем больше мы работаем над своим мышлением и когнитивными способностями, тем легче нам решать задачи в повседневной жизни и на работе

Тренируйте мозг вместе с Викиум! Курс «Развитие мышления» научит логически мыслить, находить причинно-следственные связи и нестандартные решения в разных ситуациях.

Библиография

  • 1927 — «Речь и интеллект в развитии ребенка»
  • 1930 — «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок»
  • 1940 — «Учение об афазии в свете мозговой патологии»
  • 1947 — «Травматическая афазия»
  • 1948 — «Восстановление функций мозга после военной травмы»
  • 1956 — «Речь и развитие психических процессов у ребенка»
  • 1960 — «Умственно отсталый ребенок»
  • 1962 — «Высшие корковые процессы и их нарушение при локальных поражениях мозга»
  • 1966 — «Лобные доли и регуляция психических процессов»
  • 1968 — «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)»
  • 1973 — «Основы нейропсихологии»
  • 2001 — «Этапы пройденного пути. Научная автобиография»
  • 2002 — «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека» (в США издано в 1932 году).

Основные направления исследований

Как примеры энергичного роста новых исследований, связанных с оригинальными исследованиями Лурии при его жизни. это области лингвистической афазии, патологии передней доли, речевой дисфункции и детской нейропсихологии.

Лингвистическая афазия

Нейропсихологическая теория языка и речи Лурии четко различает фазы, разделяющие внутренний язык в рамках индивидуального сознания и разговорный язык, предназначенный для межсубъективного общения между людьми

Для Лурии было особенно важно не только различать последовательные фазы, необходимые для перехода от внутреннего языка к последовательной речи, но и подчеркивать разницу в кодировании субъективной внутренней мысли по мере ее развития в интерсубъективную речь. Это отличалось от декодирования устной речи, поскольку она передается от других людей и декодируется в субъективно понятый внутренний язык

В случае кодирования внутреннего языка Лурия выразил эти последовательные фазы как переход сначала от внутреннего языка к семантическим представлениям множества, затем к глубоким семантическим структурам, затем к глубоким синтаксическим структурам, а затем к последовательной поверхностной речи. Для кодирования последовательной речи фазы остались прежними, хотя декодирование было ориентировано в противоположном направлении переходов между отдельными фазами.

Передние (лобные) доли

Исследования Лурии лобные доли были сосредоточены в пяти основных областях: (1) внимание, (2) память, (3) интеллектуальная активность, (4) эмоциональные реакции и (5) произвольные движения. Основные книги Лурии по исследованию этих функций лобных долей называются: (а) Лобные доли (1966 г.), «Проблемы нейропсихологии» (1977 г.) и (в) Функции лобных долей (1982 г., опубликовано посмертно)

Речевая дисфункция

Исследования Лурии по речевой дисфункции в основном касались (1) выразительной речи, (2) выразительной речи, (3) памяти, (4) интеллектуальной активности и ( 5) личность.

Детская нейропсихология

Эта область была сформирована в основном на основе книг Лурия и сочинений по нейропсихологии, интегрированных во время его опыта во время войны и в более поздние периоды. В области детской нейропсихологии «Необходимость его создания была продиктована тем, что у детей с локализованным поражением головного мозга обнаружены специфические особенности распада психологических функций. Под руководством Лурия его коллега Симерницкая начала изучать невербальные (зрительные) -пространственные) и вербальные функции и продемонстрировали, что повреждение левого и правого полушарий вызывает различные типы дисфункций у детей, чем у взрослых. Это исследование положило начало ряду систематических исследований, касающихся изменений локализации высших психических функций в процессе развития.. » Общие исследования Лурии были в основном сосредоточены на лечении и реабилитации «речи, а наблюдения, касающиеся прямой и спонтанной реабилитации, были обобщенными». Другие направления, связанные с творчеством Лурия, внесли значительный вклад в сферу реабилитации выразительной и выразительной речи (Цветкова, 1972, 1985), памяти (Кроткова, 1982), интеллектуальной активности (Цветкова, 1975) и личности (Глозман, 1987) у пациентов с локализованным повреждением головного мозга ».

А. Р. Лурия – исследователь социальной психологии

Предметом его размышлений оказались вопросы влияния средовых факторов на психическое развитие и функционирование, в частности, на процессы познания. Лурии удалось доказать, что средовый фактор обусловливает как содержательную сторону, так и структуру процессов психики. Ученый считал, что невозможно строго дифференцировать генетически заложенное и приобретенное в ходе социализации, эти факторы тесно связаны между собой .

При этом социальные аспекты задействуют биологический уровень и стимулируют оформление уникальных образований, позволяющих реализовать высшие формы активности психики. Лурия исследовал монозиготных и дизиготных близнецов для того, чтобы выявить степень влияния генетических и социальных аспектов. Как было доказано, с взрослением воздействие социальных аспектов усиливается. Такой эксперимент был в первый раз проведен в Советской России.

Лурия – неугодный ученый

И тут вы, наверное, подумаете: «Очередной гений, которого не признавали на родине и сослали в Сибирь». Однако нет. Главная причина, по которой этот ученый может признаваться «неугодным», – это то, что если проанализировать факты его жизни, то становится понятно, что идеи Лурии действительно носили прогрессивный характер, опережали советскую действительность, поэтому общество не могло их принять. И все же общество обществу рознь:

  • Лурия был основателем принципа действия детектора лжи. Его методика, по которой отслеживали преступников в зависимости от их реакции на вопросы, легла в основу детектора лжи, изобретенного в США.
  • Первая серьезная работа Александра Лурии «Природа человеческих конфликтов» была опубликована в США в 1932 году. На родине – спустя только 70 лет.
  • Работа, посвященная изучению влияния генетических и психических факторов в формировании психических процессов у близнецов, так и не была закончена из-за нависшей угрозы ареста.
  • В 1950 году начались гонения на психологическую науку что сводило все труды Александра Романовича Лурии фактически к нулю.
  • В 1953 году по делу врачей Лурия обвинялся в наличии слишком большого количества работников-евреев в институте дефектологии. В этот период ученый никогда не выходил из института в одиночку, чтобы на случай ареста был свидетель.
  • Настоящее признание ученый получил после 1953 года, когда через три года он выехал за границу и восстановил важные научные связи с крупными учеными, в том числе с Джеромом Брунером, и получил признание ведущих университетов Франции, США, Великобритании.

Как видно, идеи Лурии приносили большую пользу и восторг не в советских пенатах, а за рубежом.

Основные публикации

  • Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
  • Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
  • Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
  • Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
  • Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  • Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
  • Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста).
  • Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир.
  • Лурия А. Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность.

Относительность оценки

Оценка по пятибалльной шкале остаётся мерилом успешности для большинства из нас. Мы привыкли мыслить категориями двоек и пятёрок, хотя отлично помним разницу между честно заработанной тройкой, натянутым трояком с двумя минусами и тройкой, поставленной по инерции. Приходится признать: оценка отражает не знания, а некий социальный статус ученика.

Выготский иллюстрирует это данными статистического исследования: одна группа детей на момент поступления в школу читала 20 слов в минуту, другая — 5. После года обучения скорость первых увеличилась до 30 слов в минуту, вторых — до 15. Очевидно, успехи второй группы значительнее, но лучшие оценки получит первая группа. Останется ли у второй мотивация стараться и дальше? Эта проблема стояла уже в начале XX века, но попытки решить её начались лишь недавно. 

Создатели лучших школьных программ утверждают: успехи школьников можно сравнивать только с их собственными успехами, а не проводить параллели с другими учениками. У каждого свой потенциал и темп обучения, и это нельзя не учитывать. Поэтому в некоторых системах обучения полностью отказываются от оценок, другие заменяют их рейтинговой шкалой. В у нас в «Домашней школе Фоксфорда» ученики за выполнение заданий получают очки опыта (XP), которые отражают их собственный прогресс.       

Основные работы

  • Психоанализ как система монической психологии, в сборнике Психология и марксизм, М, 1925.
  • Речь и интеллект в развитии ребёнка. — М., 1927.
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.
  • Речь и развитие психических процессов у ребёнка. — М., 1956 (в соавт. с Ф. Я. Юдович)
  • Умственно отсталый ребёнок. — М., 1960.
  • Мозг и психические процессы. Т. 1. — М., 1963. ; Т. 2. — М., 1970.
  • Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • (с рис. В. Гончар)
  • Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. — М., 2002. ISBN 5-89353-032-2
  • Лекции по общей психологии. — СПб., 2007. ISBN 978-5-94723-559-3
  • Психологическое наследие. —М., 2003. ISBN 5-89357-131-2
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: