Сергей леонидович рубинштейн, советский психолог и философ

Введение

Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках
такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции
становления и развития психологической науки, мы не можем не осветить наиболее
значимые труды знаменитых отечественных ученых, среди которых видное положение
занимает Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 — 1960гг.) и его работы.

Выдающийся отечественный философ и психолог, доктор
психологических наук, профессор, главными направлениями исследования которого
были философские проблемы психологии.

Отечественная психологическая наука развивалась в борьбе за
диалектико-материалистическое понимание своего предмета. В ходе идейно —
теоретической борьбы постепенно складывалось материалистическое понимание
предмета психологии и устанавливались важнейшие методологические принципы науки.

На смену основателям отечественной психологии пришли новые
талантливые ученые: это С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский. Благодаря
наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку,
психологию не постигла судьба генетики и кибернетики.

Выдающуюся роль в становлении психологической науки сыграли
Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и другие, которые
не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не
менее знаменитое поколение ученых. Именно благодаря их работам мы в первую
очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не
приходится начинать с нуля.

Характеризуя задачи психологии, С.Л. Рубинштейн пишет:
«Психологическое познание — это опосредованное познание психического через
раскрытие его существенных, объективных связей». Таким образом, предметом
психологии являются психика и психические явления конкретного человека, а также
психические явления наблюдаемые в группах и коллективах.

По словам С.Л. Рубенштейна, решающую роль в становлении
психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента, что «не
только вооружило её новым для неё, очень мощным методом научного мышления, но и
вообще по — новому поставило вопрос о методике психологического исследования в
целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного
исследования в психологии».

Возникновение общей психологии как самостоятельной и
фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна,
который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования
психических явлений. На базе основных понятий общей психологии формируются
понятия и других отраслей психологической науки.

В центре внимания С.Л. Рубинштейна были и методологические
проблемы

В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего
нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция — позиция
философа, рассматривающая с точки зрения методологии эмпирику психологической
науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический
хаос. Этим он и отличался от большинства современных ему психологов

Поэтому в центре его концепции оказываются прежде всего
проблемы познания мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями
психологов прежних лет — Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых также
главными оставались философские проблемы бытия и свободы человеческой личности.

Биография

«Допсихологический» период: Одесса, 1920 годы

Благодаря отзывам Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1925 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. — внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога».

Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942

В 1930 г. переехал в Ленинград и, по приглашению Басова М.Я., возглавил вспомогательную кафедру психологии отделения педологии ЛГПИ им. Герцена. В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии на кафедре физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1939 году коллективом сотрудников ЛГПИ был выдвинут депутатом Ленсовета. До октября 1942 г. работал в ЛГПИ. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны: с марта по октябрь 1942 г. живёт и работает в Кисловодске. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» (1940) был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки (премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года).

Второй «психологический» период: Москва, 1940-50е годы

Директор Института психологии (с 1 октября 1942 г. по 1945 г.), профессор кафедры психологии МГУ (с 13 октября 1942 г.). Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. Член-корреспондент Академии Наук СССР (избран 29 сентября 1943 г.). Oрганизатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой психологии МГУ (приказом по МГУ № 159 от 27 апреля 1949 г.) и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в штате обеих этих организаций. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии. В 1957 С.Л.Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе , но не участвовал по болезни. В 1959 С.Л.Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлек самых авторитетных специалистов — П.К.Анохина, Асратяна, Гращенкова, П.С.Симонова и многих других. С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. В мае 1959 ученый совет Института философии АН СССР представил труды С.Л.Рубинштейна на соискание Ленинской премии.

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности предназначена для представления единой личностной картины, которая взаимодействует с микроклиматом, не выходящим за рамки собственных границ.

Чтобы определиться с понятием личности и ее особенностями, для этого существуют научные подходы. В их основу положены различные методики, иногда вступающие между собой в конфликт, или взаимно дополняя друг дружку. Под личностью подразумевают не просто субъекта, а человека, состоящего из тела и крови, являющимся носителем сознания, обладающим способностями, заключенными в нем, называемые познанием. Человек может переживать и сопереживать, вокруг него может преобразовываться весь окружающий мир, он может вступать в контакты с вещами и людьми окружающего мира.

Затевая разговор о личности, имеем ввиду ее активное поведение, осознанность, ответственный подход к любому делу, преобразование реалий, приспосабливаемость. И это не полный перечень обладания качествами, которые в совокупности помогают осуществлять реакцию на текущие события, а также принимать в них участие и даже изменять их ход.

Личная жизнь

О жизни Сергея Леонидовича известно мало. Он был отзывчивым и скромным человеком. Ученый отказался от приглашения руководить кафедрой европейского университета, приехав на родину, заботиться о матери и трех братьях после смерти отца. Черты характера ученого в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. Например, обладая с рождения плохим зрением, попросил начальника охраны института научить его стрельбе, на тот случай, если гитлеровцы прорвут оборону. А в тяжелые дни делился своим скудным пайком с умирающим от голода аспирантом Лосевым.

Рубинштейн толерантно относился к психологам Александру Лурии, Льву Выготскому, хотя их взгляды на науку не разделял. Ученый охотно приглашал их на свои лекции и конференции. Друзьями его были известный режиссер Сергей Эйзенштейн, физиолог Леон Орбели.

Семейная жизнь не сложилась – все свое время Сергей Леонидович отдавал науке, у него не было ни жены, ни детей. Прожив не безоблачную, насыщенную творческими событиями жизнь, он внес ценный вклад в становление отечественной и мировой науки.

И снова о суициде

Большинство самоубийц верит в то, что их Сознание после смерти прекратит свое существование, что это будет покой, отдых от жизни. Мы ознакомились с заключением мировой науки о том, что представляет собой Сознание и об отсутствии связи между ним и мозгом, а также о том, что после смерти тела у человека начнется другая, послесмертная жизнь. Причем Сознание сохраняет свои качества, память, и его послесмертная жизнь является естественным продолжением земной жизни.

А значит, если здесь, в земной жизни, Сознание было поражено какой-то болью, болезнью, горем, освобождение от тела не будет освобождением от этой болезни. В послесмертной жизни участь больного сознания еще более печальна, чем в земной жизни, потому что в земной жизни мы можем всё или почти всё изменить — с участием своей воли, помощи других людей, новых знаний, изменения жизненной ситуации, — в ином мире такие возможности отсутствуют, и поэтому состояние Сознания более стабильно.

То есть самоубийство — это консервация болезненного, невыносимого состояния своего Сознания на неопределенный срок. Вполне возможно — навечно. А отсутствие надежды на улучшение своего состояния многократно повышает болезненность любых мучений.

Если же мы действительно хотим отдыха и приятного мирного покоя, то наше Сознание должно достичь такого состояния ещё в земной жизни, тогда после естественной смерти оно сохранит его.

Автор хотел бы, чтобы после прочтения материала Вы самостоятельно попытались найти истину, перепроверить данные, изложенные в этой статье, прочитать соответствующую литературу из области медицины, психологии и нейрофизиологии.

Глава 3: Основные достижения С.Л. Рубинштейна

С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой
психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на
кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии
он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных
методов воздействия, и отстранен от должностей.

С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и
единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата
психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии».
В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической
науки.

Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии,
сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них —
принцип единства сознания и деятельности — составил основу деятельного подхода
в психологии. В своей работе » Принцип творческой самодеятельности» С.Л.
Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект проявляется,
созидается и определяется. Именно с этих позиций С.Л. Рубинштейн приступил к
обобщению достижений психологии.

Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для
отечественной психологии в целом стала статья » Проблемы психологии в
трудах Карла Маркса» (1934г) Это выступление вместе с его книгой «Основы
психологии» (1935г) и » Основами общей психологии» (1946г) явились
практической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР. Именно
эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки
в рецензиях ведущих отечественных психологов.

В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис,
переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская
концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип
единства сознания и деятельности.

Таким образом, в сферу психологического изучения была
включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления
постулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики.

Включив деятельность в сферу психологического изучения,
Рубинштейн в то же время указывал, что это » не значит, что поведение,
деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека —
сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками, а психология
изучает психическую сторону деятельности».

Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которую
детально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характера
мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности
отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения
является поступок, а единицей деятельности — действие. Рубинштейн выделял в
качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их
психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с
развитием личности.

В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и
раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи с
исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как
процессе: » мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на
отдельные звенья или акты.»

Вчитываясь сегодня в работы замечательного психолога С.Л. Рубинштейна,
мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он
продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую
характеристику он дал в своей работе «Основы общей психологии»:
«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается
способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для
этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от
них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в
состоянии произвести выбор между ними».

В психологической науке категория личности относится к числу
базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования
личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С.Л. Рубинштейна
как » динамическая тенденция», в которой он исследовал психические
процессы и состояния личности.

Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение
психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой
человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием
«Человек и мир» в 1973 году.

Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд
отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь
продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве.

Отношение к идеализму и материализму

Рубинштейн подошёл к идеализму философов, повлиявших на его мировоззрение, критически, особенно к положениям, что «бытие не существует, а полагается мыслью», мысль же «сама порождает все своё содержание», в том числе и содержание бытия, по Когену.

К материализму Рубинштейн относится таким же образом, поскольку он оказывает на научное знание «опустошительным» способом, который не может объяснить феномен сознания.

Рубинштейн особое внимание уделял процессам, которые происходили в области бытия и сознания, и их взаимовлиянию друг на друга. Можно говорить, что Рубинштейн хотел разработать «третий путь» в философии, который бы смог избежать крайности материализма и идеализма

Бытийный мир был гораздо более обширным и многообразным для Рубинштейна, чем материальный, вещный.
Рубинштейн утверждал, что бытие не сводится к объекту, так как содержит в себе и субъективные элементы, а бытие субъекта является изменчивым и находится в зависимости от человеческого творчества и деятельности.

Рубинштейн интересуется «миром человека, который понимается им в качестве ценностно-смысловым измерением, т.е. культура уже является не только целью, но и как контекст человека и его бытия, сознания

Глава 1: Школа С.Л. Рубинштейна

Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19 —
начале 20 веков развиваются и другие научные психологические направления. В
этот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузии
сформировалась известная психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представители
которой взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для
анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л.С. Выготского,
создателя культурно — исторической теории развития психики человека.

Третья школа, которая была создана в этот период, была школа
Сергея Леонидовича Рубинштейна, руководившего в то время научными
исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической
психологии. Советский психолог и философ, он был одним из создателей
деятельного подхода в психологии.

В плане общей психологии проблема мышления разрабатывается в
цикле экспериментальных исследований, проводившихся С.Л.

Рубинштейном и сотрудниками его коллектива. Теоретические
установки и экспериментальные результаты этих исследований, направленных на
создание общей теории психологии мышления, опубликованы в книге С.Л. Рубинштейна
«О мышлении и путях его исследования», а также в осуществлении под
его руководством коллективном труде «Процесс мышления и закономерности
анализа, синтеза и обобщения».

Проведенные эксперименты ставили своей целью выявить самый
процесс мышления, его ход и динамику, главным образом творческий аспект
мышления — способность идти к новым обобщениям, — и те закономерности, которые
регулируют творческий процесс.

Мы уже упоминали, что деятельный подход разрабатывался и
основателем психологической школы С.Л. Рубинштейном и был им обозначен впервые
уже в начале 20-х годов, при рассмотрении принципа творческой деятельности.

По словам Рубинштейна, субъект в актах своей творческой
деятельности не только обнаруживается и проявляется, еще он созидается и
определяется. В теории Рубинштейна исходным выступает действие, проникающее в
объективную действительность.

Деятельность — один из уровней практического и всегда
непрерывного взаимодействия человека с миром. Главным моментом для Рубинштейна,
определяющим развитие, является деятельность.

Крупнейшие последователи и ученики С.Л. Рубинштейна — Ксения
Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлинский, развивают на базе
идей своего учителя принцип субъективности — представление о человеке как
активном преобразующим мир и самого себя существе. Психология, понятая с
позиций С.Л. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс,
участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром.

Школа С.Л. Рубинштейна — далеко не единственная крупная
школа в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно,
наиболее авторитетная.

2.3 Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна

Положения диалектико-материалистического принципа
детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских
проблем психологии (изучением природы психических явлений). Здесь происходит
двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе
диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале
конкретной науки — психологии.

С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга распространения
диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических
явлений вообще и явлений мышления в частности.

Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип
детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию
отражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения,
без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в
особенности.

Теория отражения дает понимание мышления как активного
процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её
конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический
анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип
экспериментального психологического исследования мышления.

Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности
многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его
существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализ
этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие и
сознание».

На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического
предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу
которого посвящена книга С.Л. Рубинштейна » О мышлении и путях его
исследования».

Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был
использован не только теоретического анализа, но и для построения
экспериментальных исследований.

Рубинштейн С.Л. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

{«markers»:},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u0424\u0440\u0430\u0439\u0431\u0443\u0440\u0433\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u0421.\u041b. \u0420\u0443\u0431\u0438\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u0411\u0435\u0440\u043b\u0438\u043d\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u0421.\u041b. \u0420\u0443\u0431\u0438\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0430\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u0421.\u041b. \u0420\u0443\u0431\u0438\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u041e\u0434\u0435\u0441\u0441\u0430\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u0421.\u041b. \u0420\u0443\u0431\u0438\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u041d\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u041e\u0434\u0435\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0418. \u0418. \u041c\u0435\u0447\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u0421.\u041b. \u0420\u0443\u0431\u0438\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u041b\u0413\u041f\u0418 \u0438\u043c. \u0410.\u0418. \u0413\u0435\u0440\u0446\u0435\u043d\u0430 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0410. \u0418. \u0413\u0435\u0440\u0446\u0435\u043d\u0430)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u0421.\u041b. \u0420\u0443\u0431\u0438\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c. \u041c.\u0412. \u041b\u043e\u043c\u043e\u043d\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u0421.\u041b. \u0420\u0443\u0431\u0438\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:,»title»:»\u003Cp\u003E\u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0420\u0410\u041d\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u0421.\u041b. \u0420\u0443\u0431\u0438\u043d\u0448\u0442\u0435\u0439\u043d\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E»}],»bounds»:{«ne»:{«lat»:59.9344222,»lon»:37.6448963},»sw»:{«lat»:46.4598864,»lon»:7.6563359}}}

Рубинштейн Сергей Леонидович

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» — это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п.

На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я» Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем более психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не мое «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я — это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем еще из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, например, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно.

Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мускулами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» — это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Структура личности по Юнгу

Структура личности по Юнгу соответствует трем основным уровням:

  1. Эго, то есть Я.
  2. Личностному бессознательному.
  3. Супер-Эго — коллективному бессознательному.

Эго

— является нашим сознанием. В его состав входят перцепции, воспоминания, ощущения и мысли. Эго несет ответственность за самоотождествляемость и по своей сути это центр личности.

Личное бессознательное

состоит из ощущений, комплексов, страхов, мыслей, вытесненных из сознания и как бы о них забыли. В личном бессознательном все время появляются новые переживания, которые нами игнорируются, или же не осознаются.

Коллективное бессознательное

— является самым спорным аспектом структуры личности по Юнгу, из-за которого возникли разногласия у Юнга и Фрейда. Этому уровню личности дали еще одно название — надличностного бессознательного. Оно состоит из воспоминаний и образов, которые передали по наследству предыдущие поколения, и относится ко всем людям без исключения. По мнению Юнга, коллективное бессознательное является наследием предков, которое сформировалось за все время эволюции людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: