Соционика — это… соционика: определение, типология и особенности

Типирование

Кто я? Как определить свой тип? Существует несколько различных способов определить свой социотип:

  1. Во-первых, нужно пройти тест на определение своего типа. Это самый быстрый способ, который доступен каждому человеку, тест очень легко найти в Интернете. Нужно отвечать на все вопросы предельно честно, не нужно стараться показать себя в более выгодном свете.
  2. Можно типировать людей по внешности и по их поведению. Чтобы воспользоваться данным методом, нужно какое-то время наблюдать за человеком, а также необходимо знать отличительные черты всех типов. Такой метод менее надёжен чем тест, зато с его помощью можно определить социотип своих знакомых.

    Например, его применяют для того, чтобы определить социотип В.В. Путина. Многие сходятся во мнении, что его тип , Робеспьер.

  3. Типирование в форме интервью. Для того, чтобы воспользоваться данным методом, необходимо обратиться к специалисту, который и определит социотип на основе интервью, наблюдения за поведением человека, проведения теста. Данный метод может дать самый надежный результат.

Направление используют

Организаторы

  Центр Развития «Дуал»  (Москва),    Школа соционики и других типологий «Синергия»  (Москва),    Академия Глубинной психологии  (Москва),    Институт Современного НЛП  (Москва),   Учебный центр «Эффект целого»  (Москва),    Центр духовного и личностного познания «Волшебная школа»  (Москва),    Центр психолога Юлии  (Москва),    Школа Саморазвития Mahamatischool  (Москва),   Дискуссионный клуб соционики в Воронеже  (Воронеж),    Учебно-тренинговый центр Study Land  (Крым),    Детский и молодёжный центр «Корпорация лидер»  (Екатеринбург),   Центр Психологии и Соционики  (Нижний Новгород),   Центр астрологического образования «МС-середина неба»  (Санкт-Петербург),    Уральская школа соционики  (Екатеринбург),   Дом Пробуждения Сочи  (Черноморское побережье),    Студия «Живая соционика»  (Нижний Новгород),   Академия современных типологий Psychotype  (Ростов-на-Дону),    Коворкинг «Лейка»  (Челябинск),    Клуб Деловых Коммуникаций  (Воронеж),    Исследовательско-тренинговый центр «Динамическая Соционика»  (Санкт-Петербург).

Ещё организаторы 3

Тренеры

  Александр Ливанов  (Москва),    Анастасия Елисеева  (Москва),    Анатолий и Тамара Панченко  (Москва),    Анна Господарская  (Москва),    Антонина Пушкарёва  (Москва),    Вера Юрьевна Новикова  (Москва),    Виктор Прокофьев  (Москва),    Елена Андреевна Удалова  (Москва),    Елена Глазырина  (Москва),    Елена Финогенова  (Москва),    Илья Петров  (Москва),    Ирина Игоревна Летунова  (Москва),    Никита Сергеевич Антипин  (Москва),    Ольга Эспираль  (Москва),    Александр Навацкий  (Москва),    Алексей Анатольевич Цветков  (Москва),    Алексей Овечкин  (Москва),    Алина Тали  (Москва),    Алёна Буточникова  (Москва),    Анастасия Александровна Загрядская  (Москва).

Ещё тренеры 80

Консультанты

  Александр Ливанов  (Москва),    Анна Кованёва  (Москва),    Вера Юрьевна Новикова  (Москва),    Елена Андреевна Удалова  (Москва),    Елена Финогенова  (Москва),    Ирина Игоревна Летунова  (Москва),    Михаил Горячев  (Москва),    Никита Сергеевич Антипин  (Москва),    Алексей Анатольевич Цветков  (Москва),    Алексей Овечкин  (Москва),    Алёна Буточникова  (Москва),    Анастасия Александровна Загрядская  (Москва),    Анастасия Астрид Мусатова  (Москва),    Вадим Борисов  (Москва),    Валерий Викторович Соколюк  (Москва),    Дарья Витальевна Пантюх  (Москва),    Денис Александрович Пономаренко  (Москва),   Елена Сергеевна Пастерская (Москва) ,   Иван Вологдин  (Москва),    Роман Александрович Золотовицкий  (Москва).

Ещё консультанты 51

3 причины изучать соционику и типологию личностей

Помогает лучше понять себя

Начнем с того, что соционика способна помочь человеку разобраться в самом себе: определить свой соционический тип, обуславливающий особенности восприятия информации и имеющий как сильные, так и слабые стороны. Процесс самопознания делает нашу жизнь более гармоничной – человек, заглядывающий внутрь себя, лучше оценивает свой потенциал, более адекватно воспринимает себя и окружающих.

Помогает найти спутника жизни

Следующий шаг – поиск своей второй «половинки», в чем также от соционики может быть польза. Согласитесь, что, даже обладая минимальными представлениями о совместимости типов личности, будет намного проще оценить наличие перспективы в отношениях. И наоборот, нащупывая точки соприкосновения наобум, методом проб и ошибок, вы рискуете потерять много времени с неподходящим партнером.

Есть немало примеров, когда люди искали спутников по жизни с учетом соционических моделей и обрели благодаря этому свое счастье, так что в настоящее время существуют клубы, сайты знакомств, практикующие такой подход. Как бы скептически мы ни относились к подобным примерам, роль психологии в выстраивании межличностных отношений невозможно отрицать, и соционика не является исключением.

По мнению специалистов по соционике, лучше всего совместимы «дуалы» – представители соционических типов, оптимально дополняющих друг друга.

Помогает построить отношения в коллективе

Как уже было сказано, соционика неплохо зарекомендовала себя в бизнесе и командообразовании. Поэтому имеет смысл попробовать применить соционику к собственному коллективу и с учетом явных соционических типов распределять функциональные роли и должностные обязанности членов своей команды.

Считается, что каждому соционическому типу больше походит тот или иной характер деятельности. Соответственно, знание соционики поможет вам сделать более обоснованный выбор при определении места того или иного человека в коллективе, что обеспечит мотивацию и большую эффективность деятельности ваших коллег.

Таблица совместимости типов личности в соционике

Для того чтобы узнать свою совместимость с другим человеком («партнёром»), найдите код своего типа личности в верхней горизонтальной строке таблицы, а код партнёра – в первом вертикальном столбце слева. Найдите пересечение и узнайте особенности вашей совместимости.

Таблица 1. Интертипная совместимость в рамках типологии MBTI

Расшифруйте полученный результат, воспользовавшись следующей таблицей:

Таблица 2. Расшифровка сокращений, приведённых в таблице 1

Сокращения Расшифровка
т тождественные
квази квазитождественные
р родственные
д деловые
с-эго отношения «супер-эго»
осз+ отношения социального заказа (вы – заказчик)
осз- отношения социального заказа (вы – приёмник заказа)
а отношения активации
пп полная противоположность
рев+ отношения ревизии (вы – ревизор)
рев- отношения ревизии (вы – подревизный)
м миражные
пвд полное взаимное дополнение
нд неполное дополнение
з зеркальные
к конфликтные

Для интерпретации полученного результата переходите к следующему разделу.

Как мы всё это поняли

Видите, насколько мы разные? И это лишь базовое деление на четыре психотипа, а ведь внутри скрываются, например, архетипы, у которых есть тёмные и светлые стороны и не меньше 24 стратегий поведения! Но давайте пока не копать так глубоко — попробуем разобраться, как использовать такую информацию с пользой для бизнеса на примере нашего проекта по созданию и продвижению бренда коттеджного посёлка Larsen Park.

Итак, у нас есть четыре психотипа, а это:

  • четыре абсолютно разные стратегии поведения и выживания;
  • четыре разных мировоззрения;
  • четыре фундаментально разных точки зрения.

Как эти люди будут покупать дом? Определённо это будут четыре абсолютно разных сценария.

Наши стратеги из Opencore приступают к настоящей детективной работе — они должны провести глубинные интервью с людьми, которые купили загородный дом в нашем ценовом сегменте не позднее года назад. Им нужно определить психопрофиль респондента, сформулировать его сценарий покупки, сравнить с другими сценариями этого же психотипа, чтобы найти, что общего, в чём различия, есть ли сходства со сценариями других психотипов.

Так мы описываем стратегию покупки, которая свойственна четырём базовым для рынка психотипам. Для некоторых рынков необходимо выделять больше сценариев, для этого есть дополнительная сегментация на архетипы. От психотипа зависит не только стратегия покупки, но и сам дом, как его будут использовать, и множество других факторов.

Сенсорика (ощущения)

Сенсорно-логический экстраверт — волевой и решительный человек, быстро реагирующий на изменение ситуации. Упорный в преодолении препятствий, всегда идет прямо к цели, обладает хорошими организаторскими способностями.

Сенсорно-этический экстраверт – склонен к лидерству, пользуется уважением в кругу друзей и знакомых (а этот круг не так уж и мал). Хорошо определяет качества окружающих и умело их использует для своей выгоды.

Сенсорно-логический интроверт – любознательный, хочет знать все и обо всем, у него хорошо развит эстетический вкус. Любит комфорт и стремится к гармонии. Рационален, никогда не сделает ничего безрассудного. Не умеет проявлять чувства, из-за чего окружающие считают его равнодушным и холодным.

Сенсорно-этический интроверт – ему нравится то, что приносит удовольствие. Это незаменимый человек в случае, когда необходимо организовать досуг. Миролюбивый и дипломатичный. Обладает легким нравом и может погасить назревающий конфликт. Не способен заставить себя делать ежедневную работу и не выносит официальной обстановки.

Как уже было сказано: соционика – это наука об особенностях восприятия окружающей среды человеком. Ее догмы предполагают наличие нескольких типов личности, которые оказывают воздействие на характер и жизненную позицию индивида.

Определение соционики часто можно услышать в сферах бизнеса и профориентации, ведь понимание себя и окружающих – это первый шаг на пути к успеху. И соционика помогает определить не только свои сильные стороны, но и учит находить общий язык с людьми.

Профессиональная сфера

Люди этого типа редко склонны к карьеризму, не строят амбициозных планов, не рвутся на руководящие должности, поскольку не любят и, как правило, не умеют управлять людьми, не хотят им диктовать что делать, загонять их в определенные рамки и сроки.


Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Наверное потому, что и сами не любят подчиняться, предпочитая свободу в действиях. Они все хотят делать по-своему, а не по расписанию.

Однако, они не боятся сложной работы. Если они увлечены своим делом, то будут отдавать ему все свои силы, всю душу

Они подойдут к работе тщательно и внимательно, для них важно получить хороший результат и испытывать чувство удовлетворения как от самого процесса, так и от результата проделанной работы. В них нет равнодушия, они не будут заниматься чем-то «спустя рукава»

Если уж и взялись за что-то, то отдадутся этому без остатка, вложат всю свою страсть.

Они часто обладают художественным складом ума, имеют хороший вкус, в них развито творческое начало, поэтому многие представители данного типа личности выбирают профессии, где могут реализовать свои творчески начинания (актеры, художники, писатели). Но даже если им не удается выбрать подходящую профессию, они все равно найдут куда направить свою творческую энергию (хобби, увлечения).

Подводя итог, можно сказать, что люди типа личности «артист» по-настоящему смелые интроверты, с ярко выраженным творческим началом. Они, как никто другой, умеют жить здесь и сейчас, получать наслаждение от каждого дня, открыты всему новому. Каждое их решение или действие они воспринимают через призму своих ценностей, главная из которых – это быть счастливым и делать счастливым других людей.

2.4 Влияние личностных особенностей индивида на процесс музыкального восприятия и воздействия

Среди прочих индивидуальных особенностей, многими исследователями данного вопроса  в первую очередь рассматривается темперамент, как наиболее комплексную и в сравнительной степени легко поддающуюся определению личностную особенность. Как соотносится темперамент слушателя с темпераментом музыкального произведения?

В своей статье «Моделирование эмоций средствами музыки» Петрушин В.И. рассказывает о неожиданных результатах эксперимента, цель которого заключалась в определении взаимосвязи музыкальных предпочтений школьников с их типом темперамента.

Была поставлена задача проверить это положение в эксперименте. 58 школьникам VIII—IX классов предлагалось прослушать несколько музыкальных произведений, выражающих различные эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).

Участникам эксперимента было предложено оценить каждое из прослушанных произведений по пятибальной шкале — от —2 до +2 с градациями — «совсем не нравится», «не нравится», «безразлично», «нравится», «очень нравится». Также нужно было проранжировать прослушанные произведения по степени их предпочтения.

Личностный опросник Айзенка «Экстраверсия—нейротизм» (форма А), позволил выявить темперамент участников эксперимента. В ходе анализа восемь анкет были исключены как недостоверные, так как количество баллов по шкале «Ложь» превышало 5 единиц. Из оставшихся 50 анкет в 21 случае мы получили совпадение выявленного при помощи опросника темперамента школьника с характером наиболее понравившейся музыки. В 29 случаях школьникам нравилась та музыка, которая не соответствовала особенностям их темперамента.

Автор делает следующие выводы:  «Таким образом, предположение о том, что школьникам больше всего должна нравится та музыка, которая в наибольшей степени соответствует их природному темпераменту, подтвердилось не полностью. Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента того или иного школьника, отмечается главным образом у тех из них, которые обладают, небольшим музыкальным опытом. Музыкально развитые учащиеся, живо реагирующие на музыку, ставили высокие оценки всем прослушанным произведениям и затруднялись в выборе наиболее понравившегося. Такие школьники как бы отходили от своих природных предпочтений и могли оценивать положительно музыку иного по сравнению с их темпераментом характера. Можно предполагать, что живость реагирования на музыкальные произведения, различные по характеру, говорит о развитости эмоциональной сферы учащихся» .

Л.Бочкарев исследовал зависимость восприятия музыки от психических состояний и личных особенностей слушателей. И пришёл к следующему выводу: «Если испытуемые находились в подавленном, тревожном психическом состоянии, они скорее слышали в предлагаемых образцах произведений тревогу, отчаяние, скорбь, если в оптимальном состоянии — восприятие было более спокойным и умеренным. Кроме того, «тревожность как состояние высоко коррелирует с тревожностью как свойством личности…» .

Модель А

Соционика как область знания «начинается» с утверждения, что каждый организм есть закрытая система энергетического метаболизма, то есть воспроизводства физической энергии; её источник — поглощаемые физические объекты. «Энергия используется на движение, необходимое при погоне за новыми источниками потенциальной энергии и продолжения рода» .

«Каждая психика — это тоже закрытая система энергетического метаболизма — производство и использование психической или информационной энергии. Источник психической энергии — поглощаемая информация. Энергия используется на ориентацию, приспособление к Действительности» .

Действительность, с точки зрения психики, состоит из двух частей:

• действительности, познаваемой извне;

• действительности, познаваемой изнутри.

Извне познается внешняя действительность — окружающий мир и собственный организм, который мы тоже видим как бы со стороны. Но есть еще и действительность, познаваемая изнутри. «Это не только сам организм, но и весь через него принимаемый окружающий мир. Ощущая свой организм изнутри, человек неизбежно ощущает и весь окружающий мир. Это внутреннее восприятие сливает человека со всем бесконечным материальным миром. И потому через этот внутренний «канал человек получает информацию обо всём окружающем мире, то есть о гораздо более отдаленных предметах, чем он получает, познавая Действительность извне» .

«По этой причине психика человека расколота на две части» . Одна часть отражает внешний мир и свой организм со стороны , другая отражает внешний мир изнутри организма, как что-то непрерывное, слитое воедино.

«Сам организм, с точки зрения психики, — что-то наподобие скорлупы. Одна часть психики наблюдает за этой скорлупой со стороны, вторая-изнутри» . Такая раздвоенность «делит» психическую энергию на две составные части: ментальную и витальную. Поэтому и модель А информационного метаболизма образована из двух колец: ментального и витального.

Ментальное кольцо свои проблемы решает осознанно — сбором и передачей информации. Витальное способно принимать сигналы-раздражители и непосредственно реагировать на них. Ментальная часть психики, свободно рассуждающая о мировых проблемах, ничуть не более самостоятельна, чем витальная, постоянно нуждающаяся во внешнем вмешательстве. «Когда говорим об активности ментального кольца, говорим лишь о его способности мыслить, рассуждать, поучать, но не действовать. В деятельную физическую активность оно включается лишь после активации витальными кольцами дуалов или хотя бы других людей» .

«Психическая энергия ментального кольца предназначена для восприятия информации о внешнем мире и о себе как его составной части, для приспособления к миру (СУПЕРЭГО) и управления им (ЭГО). Это видение мира со стороны, когда объективность поступающей информации определяется широтой горизонта индивида» .

«Психическая энергия витального кольца предназначена для восприятия информации о функциональном состоянии собственного организма и управления им. Это как бы видение мира сквозь призму собственного организма… В витальном кольце также есть спонтанная активность по программе окружающих» .

Элементы модели А различны по своим функциям. Первый элемент любого блока модели «…отражает, фотографирует, репродуцирует действительность и обеспечивает психику объективной информацией» . «Этот— элемент будем называть акцептным, то есть воспринимающим то, что есть вовне» [], с.66]. Акцептные элементы — это 1, 3, 5 и 7 функции модели А. «Второй элемент каждого блока — продуктивный. Его продукция — то, что индивид извлекает из полученной первым элементом информации. Элемент можно назвать и творческим, потому что в том, что он извлекает из доставленной первым элементом информации, есть частица того, чего нет и не было в объективном мире» .

«Психика не отрывается от окружающей действительности, и каждый элемент информационного метаболизма сопряжен с определенным элементом энергетического метаболизма. Вне окружающей материальной физической действительности нет мыслей, так как не образуется психическая энергия» .

Источником психической энергии служит информация. Различия между ТИМами начинаются с элементов (психических функций), эту энергию поставляющих. «Как разные виды животных питаются различной пищей, так разные типы психики питаются информацией о разных элементах окружающего мира» .

Комментарии

drag
06.04.2008

В описании Горького
5. Стоик. Вынослив и несправедлив
явно ошибка, должно быть
5. Стоик. Вынослив и непривередлив.

Моисей
03.05.2008

Статья не понравилась — она на прославление ничтожеств и закрепление пыли в истории человечества.

Alexin
03.07.2008

Статья конечно для полных новичков. Вот с примерами типов поосторожнее. Если разбирать серьезнее, то в соционическом обществе очень многие Маяковского например относят не к габенам, а к жуковым. И по стилю его стихов он куда (!) больше на жукова тянет, чем на габена.
И еще, посчитали на бумаге, да забыли про овраги. Порой тип конкретного человека бывает определить не просто. Все тесты не дают точного попадания, потому как хотя бы возникает соблазн при ответе, ответить как есть на самом деле или так как к чему хочется стремиться. Ну и куча других моментов.
Так же влияния других людей, особенно в детстве. Что может развить одни функции и ослабить другие, и вот человек уже как бы не попадает под описание.
Есть конечно отдельные личности, которые «определяют тип со 100% гарантией». А если вам не понравится, умело убедят не подготовленных в своей правоте.
Вообщем соционика вешь нужная и интересная, но в ней немало подводных камней, которые не видны не посвященному человеку.

mila
19.07.2008

Бред… Как можно типировать тех, кого вообще не существовало???

Nata
18.02.2009

Забавная статья, повыдергивали что попало…, смутно узнаются цитаты из разных соционических статей)).
Очень странные списки представителей типов, много явных ошибок…,
хотя вообще тестирование — самое трудное в соционике. Тех, кто правильно тестирует, можно по пальцам пересчитать, даже среди мэтров))
В целом, согласна с Alexin

Т
01.03.2009

Со многим не согласна. По-моему Милявская и Распутина-Гюго, Назарбаев-Наполеон и т.д.

Михаио
07.02.2011

Отличная статья для начинающих, хоть некоторые примеры и вызывают споры, но 100% истиной о ТИМах великих людей не владеет никто, главное, что суть передана верно.

Ольга
29.03.2012

Ужас!!! Начали за сдравие, кончали за упокой. Как вы можете перепутать Максима Горького и Робеспьера?
Путин — не Роб., он Максим горький. И этот ужас: самотипирование по парочке слов — кошмар! Известно, что человек сам себя мало знает, больше всего подвергнуть воздействиям и мнениям со стороны. И как он хочет о себе думать, такой тип у него по вашей методике и получиться, а не тот который есть на самом деле. И в результате такой несуразности «соционика — хреня, т.к. она ничего правильного не говорит и у меня все не так»

Игорь
18.04.2012

Всё верно написано. Большая часть типирований взята из эталонного списка http://www.famo.ru/etalon/
другая часть с сайта socionics.org
Социотипы верные. Путин — ЛИИ/Робеспьер
Милявская скорее всего ЭИЭ/Гамлет, (Наполеоном тоже может оказаться)
Всех «не верующих» просьба читать учебник http://bookap.info/socionica/beskova_ya_i_vse_ostalnye_nachala_sotsioniki/gl1.shtm

2.5 Адекватность музыкального восприятия

Вопросу адекватности восприятия музыки уделяли внимание следующие авторы: Медушевский В.В. , Теплов Б.М., Бочкарёв Л.Л

.

Что понимается под адекватностью восприятия?

Известен следующий эксперимент: В Российском Институте культурологии и Киевской консерватории было проведено исследование, посвященное изучению факторов, влияющих на степень адекватности музыкального восприятия. Композитором разных стран было предложено написать программные произведения на заданные темы, отражающие различные эмоции и психологические состояния человека: «меланхолию», отчаяние, «восторг», «тревогу» «размышление» и др. Испытуемым — слушателям и экспертам — музыковедам предлагалось определить программу произведений, предъявлявшихся в определенной последовательности, пользуясь шкалой с набором из 50 наименований различных эмоций и психологических состояний. Из предложенного списка необходимо было выбрать 2-4 определения, соответствующих эмоциональному содержанию предъявляемого произведения и выделить кружком те, которые, по их мнению, наиболее адекватно отражают программу. Оказалось: многим композиторам не удалось адекватно воплотить заданную экспериментатором программу: по мнению большинства слушателей и экспертов -музыковедов, в их произведениях были воплощены не те эмоции, которые фигурировали в названии. В данном случае неадекватные композиторскому замыслу оценки содержания сочинения слушателями не следует расценивать как проявление неадекватности слушательского восприятия. Неадекватным, напротив, было воплощение замысла некоторыми композиторами .

Предметом адекватного восприятия, как утверждает В.В.Медушевский , может быть лишь само музыкальное произведение. Однако в музыкальном произведении содержание воплощено в очень обобщенной форме, кроме того оно вариантно функционирует в рамках множественных исполнительских трактовок, каждая из которых обладает значительной степенью самостоятельности. Всё это создаёт трудности адекватного восприятия музыки, даже если предметом оценки оказывается лишь само произведение, безотносительно к композиторскому замыслу, воплощенному в названии или программе.

Объективное эмоциональное содержание произведения и его субъективное переживание слушателем, эмоциональное состояние под влиянием слушания музыки, прежде всего, взаимосвязаны. В.Медушевский верно подмечает, что именно музыка лучше всех прочих искусств обладает способностью моделировать вкладываемую в произведение эмоциональную ситуацию: «Однако среди других искусств музыку выделяет особая сила непосредственного эмоционального воздействия, ее способность не просто описать ситуацию чувства, но как бы «изнутри» воспроизвести его» . Далее ученый подробно анализирует указанное «эмоциональное состояние». Прежде всего, отмечает соотнесение его с имеющимися в мозгу центрами «удовольствия» и «неудовольствия» (оппозиция положительного/отрицательного). Говорит о мгновенной подготовке организма к формированию требуемого эмоционального состояния: «Соответственно этой задаче одновременно с рождением знака эмоции наступает целый комплекс изменений в организме — повышается или снижается скорость психических или физиологических процессов, меняется тонус, степень напряжения. Комплекс изменений охватывает все специфические стороны жизнедеятельности — дыхание, движение, речь, восприятие, мышление, поведение. Эмоции активизируют восприятие, либо, наоборот, тормозят его, ограничивая контакт с окружающим. <…> Все эти целостные комплексы изменений, будучи зафиксированы в глубинах памяти, и составляют суть наших интуитивных знаний об эмоции. Активизируясь в процессе слушания, они обеспечивают постижение эмоционального характера музыки» .

Но необходимо учитывать и социально-культурные условия бытования музыки. Эмоции, объективно заложенные композитором в музыкальном произведении, слушатель может воспринять сравнительно адекватно, если ему знаком музыкальный стиль, возможно, известно и само сочинение, а также его исполнитель. На наилучших, самых успешных концертах классической музыки так и происходит: слушатель приходит с определенным ожиданием, непрерывно откликается на каждый эмоционально-выразительный нюанс исполняемого произведения, передает свой импульс артистам на сцене, зал и музыка сливаются воедино.

Аспекты информационного метаболизма и соционические функции

Аспекты информационного метаболизма

  •  — «чёрная логика» (деловая логика) — оценка целесообразности, деловых качеств, стремление к эффективности и оптимальности, понимание технологических процессов, работы механизмов, организаторские способности, стремление к сбору полной и достоверной информации.
  •  — «белая логика» (структурная логика) — оценка логичности информации, анализ и систематизация информации, оценка причинно-следственных связий, понимание формальных правил и объективных закономерностей.
  •  — «чёрная этика» (этика эмоций) — понимание эмоционального состояния человека, управление настроением людей и эмоциональным фоном в группе людей, выражение чувств и эмоций.
  •  — «белая этика» (этика отношений) — оценка межличностных отношений, манипуляция отношениями, понимание правил поведения в обществе, моральная оценка поступков людей, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.
  •  — «чёрная интуиция» (интуиция возможностей) — многоплановое и целостное восприятие мира, оценка потенциальных качеств и возможностей систем и явлений, способностей людей, оценка перспективности, видение вариантов, стремление к новаторству.
  •  — «белая интуиция» (интуиция времени) — понимание взаимосвязи времен, видение тенденций развития событий, способности к прогнозированию, оценка затрат времени, управление своим и чужим временем, чувство гармоничности и своевременности.
  •  — «чёрная сенсорика» (силовая сенсорика) — восприятие материальных объектов и окружающего пространства, оценка внешнего вида объектов, оценка физической силы, волевых качеств людей, их материального положения и веса в обществе, оценка расстановки сил, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
  •  — «белая сенсорика» (сенсорика ощущений) — восприятие ощущений органов чувств, понимание физического состояния человека, оценка гармонии форм и положений, стремление к удобству, комфорту и уюту, изысканным удовольствиям.

Чёрная и белая логика, чёрная и белая этика считаются рациональными аспектами, чёрная и белая интуиция, чёрная и белая сенсорика — иррациональными аспектами. Аспекты, обозначенные чёрным цветом, считаются экстравертными, белым цветом — интровертными.

В некоторых источниках аспекты информационного метаболизма называются соционическими функциями, однако использование данного термина в этом контексте неудачно, поскольку возникает путаница с функциями в модели А.

Аспекты мира

В отдельных источниках аспекты мира представлены как первоосновы аспектов информационного метаболизма и соционических функций. Аспектом мира считается определённая часть физической реальности, с которой взаимодействуют 8 функций. Разделение реальности на аспекты, произведено на базе таких фундаментальных понятий, как Материя, Энергия, Пространство, и Время, причем материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция.

Кроме того, каждый элемент может рассматриваться, как сам по себе, так и по отношению к другому такому же элементу, исходя из этого образом, элементы делятся на абсолютные («чёрные») и относительные («белые»). Абсолютный аспект — существующий, рассматриваемый, оцениваемый сам по себе, вне связи, зависимости от чего-либо. Относительный аспект — устанавливаемый по сравнению, сопоставлению с другим.

Следует отметить, что представление об «аспектах мира», как о первоосновах юнговских функций, разделяют далеко не все соционики, а терминология, используемая в описаниях «аспектов», вызывает критические замечания. По сути, представления об аспектах выходят из области научно верифицируемых фактов в область философских представлений, в которых заметно ощущается влияние советского «диалектического материализма».

Соционические функции

Психическая функция — это инструмент психики, с помощью которого она взаимодействует с реальностью. Соционические функции представляют собой способности человека воспринимать и обрабатывать информацию по различным информационным аспектам. Всего существует 8 соционических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым аспектом реальности, воспринимает, обрабатывает и выдает информацию, связанную с одним из 8 аспектов информационного метаболизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: