Проективные методы в психологии: особенности и характеристики

Основные проективные методики

  • Методики структурирования Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта)
  • Тест Роршаха
  • Тест Хольцмана
  • Тест Цуллигера

Методики интерпретации

  • Рисованный апперцептивный тест (РАТ)

Тест руки (Hand Test)
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
Тематический апперцептивный тест
(ТАТ)
Детский апперцептивный тест (CAT)
Тест Сонди
Рисунок семьи
Методики экспрессии

  • Психографический тест Либина

Тест Фрилинга
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Тест Люшера
Рисунок несуществующего животного
Проективный рисунок человека
Дом-дерево-человек

Методики дополнения

  • Метод незаконченных предложений (Казачкова В. Г.)

Тест незаконченные предложения Сакса-Леви

Расшифровка теста

При расшифровке теста каждый объект (дом, дерево и человек), который нарисован отдельно или в композиции, необходимо анализировать с целью составления психологического портрета испытуемого. Это связано с тем, что каждый испытуемый будет изображать его с некоторыми особенностями, которые имеют для него по какой-либо причине большое значение. Данные особенности обладают реальной подоплекой, которая отличается от того, что могут говорить об этом сами испытуемые.

Специалисту в первую очередь нужно обратить внимание на детали

В этом тесте важно их значение в рамках способности оперировать ими и приспосабливаться к конкретным жизненным условиям. Важно отметить степень заинтересованности человека и несколько моментов (например, степень реализма, с которой происходит восприятие; относительная значимость, которую человек придает деталям и способность их соединения в одно целое)

Важно отметить степень заинтересованности человека и несколько моментов (например, степень реализма, с которой происходит восприятие; относительная значимость, которую человек придает деталям и способность их соединения в одно целое). В качестве особого способа интерпретации может выступать порядок, в котором выполнен рисунок дома, дерева и человека

Если первым испытуемый начал рисовать дерево, значит, основой для него является жизненная энергия. Если первым изображается дом, то на первом месте у человека находится безопасность, успех или, напротив, пренебрежение ими

В качестве особого способа интерпретации может выступать порядок, в котором выполнен рисунок дома, дерева и человека. Если первым испытуемый начал рисовать дерево, значит, основой для него является жизненная энергия. Если первым изображается дом, то на первом месте у человека находится безопасность, успех или, напротив, пренебрежение ими.

Следует обращать на следующие особенности рисунка дома:

  • Выражение отношения к самому себе (например, старый и развалившийся дом);
  • Наличие чувства отверженности (дом изображен вдали);
  • Открытость и теплота (дом изображен вблизи);
  • Наличие серьезного конфликта (изображение дома как проекции сверху);
  • Наличие агрессии против хозяина дома или бунт против культурных и искусственных стандартов (изображение множества построек около дома);
  • Приспособление к интерперсональным отношениям (закрытые ставни) и др.

Если задняя стена дома расположена необычно, то для человека присущи сознательные попытки самоконтроля. Когда контур задней стенки существенно ярче, чем другие детали, то говорят о том, что человек стремится к сохранению контакта с реальностью. При отсутствии основы стены предполагается наличие слабого контакта с реальностью (в случае, когда расположение рисунка снизу).

Отсутствие дверей говорит о том, что субъект испытывает сложности в стремлении раскрыться перед окружающими (особенно домашними) людьми. Двери (одни или несколько), включая задние или боковые, означают отступление, отрешенность и избегание. Когда человек рисует открытые двери, то это является первым признаком откровенности и достижимости.

Крыша отвечает за сферу фантазии. Если она нарисована жирным контуром, то человек фиксируется на фантазиях и удовольствиях, что обычно сопровождается тревогой. Если крыша плохо сочетается с нижним этажом, то это говорит о плохой личностной организации.

Другие аспекты интерпретации данной методики можно прочитать в инструкции к данному тесту.

Тест: что для вас – идеальная дружба?

Взгляните на картинку и выберите группу друзей, которая понравилась вам больше. Сделали выбор? Тогда читайте, что означает ваш ответ может рассказать о вас.

Группа №1. Эмоциональная дружба

Если вы выбрали эту группу друзей, ваша идеальная дружба – та, в которой вы можете говорить обо всём, что чувствуете и что для вас важно. Вам не стыдно рассказывать интимные или очень личные подробности о себе, потому что вы уверены, что вас не осудят и не посмеются над вами

Для вас дружба подобна оазису: вы хотите быть собой и не бояться, что вам сделают больно.

Группа №2. Дружба братьев

Для вас дружба – это братские отношения. На самом деле, вам иногда кажется, что у вас с друзьями больше общего и теплоты, чем с вашими кровными родственниками. Вы считаете, что верность – вот залог крепких отношений. Идеальный друг для вас – тот, кто всегда будет рядом и поддержит вас, что бы ни случилось.

Группа №3. Интеллектуальная дружба

Вам нужен друг, с которым вы сможете обсуждать любые свои идеи и фантазии. Вам также нравится иметь небольшую группу людей с общими интересами: чтобы вы вместе смотрели фильмы, слушали музыку или играли всю ночь в компьютерные игры.

Группа №4. Независимая дружба

Если вы выбрали эту группу, для вас идеальная дружба – это та, в которой не будет упрёков, предрассудков и где никто никого не станет ущемлять. В ней вы должны быть свободными и независимыми друг от друга. Возможно, у вас уже есть такие друзья: вы не видитесь с ними часто, можете пропустить несколько глав их жизни. Но вы всё равно знаете, что они будут рядом, если вам понадобится (это же сделаете и вы для них).

Группа №5. Дружба на всю жизнь

Дружба – одна из тех ценностей, которая является фундаментальной в вашей жизни. У вас есть близкие люди, с которыми вы знакомы с малых лет. Независимо от того, сколько лет прошло или сколько изменений произошло в вашей жизни или в жизни друга, вы знаете, что будете продолжать поддерживать отношения до самой смерти.

Группа №6. «Племенная» дружба

Если вы выбрали эту группу, ваши друзья подобно племени. Все поддерживают и защищают друг друга, и у каждого есть свои роли

Вы чувствуете себя в безопасности, а также понимаете, что являетесь частью чего-то, что для вас важно. Эти люди сопровождают вас по жизни и поддерживают во всём, что вы делаете.

Группа №7. Весёлая дружба

Если какой-то человек лишён чувства юмора и не может заставить вас смеяться, вы вряд ли будете поддерживать долгие дружеские взаимоотношения. С друзьями вы хотите весело проводить время, гулять, смеяться, подшучивать. Если у вас был плохой день, вы знаете, что он станет намного лучше, когда вы встретитесь с этими людьми.

Группа №8. Авантюрная дружба

Вы считаете, что друг должен поощрять вас и подталкивать делать то, что вы не решились бы сделать без него. Он поддерживает вас, подбадривает и помогает выйти из зоны комфорта. Вы хотите делать эти вещи вместе: искать на голову приключения, путешествовать, бросать друг другу вызов.

Основные идеи работ Леопольда Сонди

Автором портретного теста стал известный психолог еврейского происхождения Леопольд Сонди. Еще в юности будущий создатель метода портретной оценки решил стать врачом, поскольку одной из немногих сфер, доступных евреям во времена его молодости, была именно медицина.

Леопольд Сонди интересовался экспериментальной психологией. Начав активно изучать людей, страдающих нервными и психическими заболеваниями, он выдвинул идею о том, что психопатология накладывает сильный отпечаток на внешность пациента.

Психолог устроился работать в лабораторию, находившуюся в здании школы для умственно отсталых детей. Именно здесь он собрал богатый материал для исследований, пытаясь проследить генеалогию каждого ребенка и собирая данные биохимических и эндокринных исследований в поддержку своей теории.

На работы Сонди сильное влияние оказали идеи аналитической психологии Карла Юнга и психоанализ Зигмунда Фрейда. Ученый предполагал, что доминирующим фактором развития разума является внешняя среда, которая, в соответствии с принятыми теориями, стимулирует реакции, необходимые для приспособления к существующим условиям. Данные реакции, приводящие к успешной адаптации, вызывают внутренние изменения в организме, способствующие, в свою очередь, формированию определенного типа поведения.

Проводя свои опыты, Леопольд Сонди с удивлением обнаружил, что выбор «второй половинки» часто обусловлен подсознательным влечением человека к партнеру с подобной скрытой или явной патологией. Данное явление психолог назвал «генотропизмом бессознательного отбора» и даже посвятил ему первую знаменитую работу  «Анализ» .

Особенности проективных методик

Категория «проекция» для обозначения метода исследования была введена Л. Франком. Для проективного метода характерно создание экспериментальной ситуации, которая допускает большое число возможных интерпретаций в процессе ее восприятия испытуемым лицом.

Наиболее существенный признак проективной методики — это использование неопределенных стимулов. Их человек должен сам дополнить, интерпретировать или развить. Так, испытуемому может быть предложено интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить незаконченное предложение, дать толкование неопределенному очертанию и т. д.

В данной группе методик ответы на задания не могут считаться правильными или неправильными, поэтому возможен обширный диапазон разных решений. При этом техника предполагает, что характер ответов обследуемых лиц определяется особенностям личности, которые «проецируются» в ответах.

Особенность проективных методик исследования личности состоит в том, что они минимизируют возможность испытуемых давать такие ответы, которые позволят им произвести желательное впечатление. За каждой интерпретацией скрывается уникальная совокупность личностных смыслов и аспектов когнитивного стиля.

Проективные методики, которые часто называются проективные тесты, могут быть следующих видов:

  • Ассоциативные методики (тесты Хольцмана, Роршаха), работая с которыми необходимо создавать образы по предлагаемому стимулу (например, по пятнам);
  • Тест завершения неоконченных предложений;
  • Интерпретационные методики (например, тематический апперцепционный тест), в которых необходимо дать толкование определенной ситуации;
  • Экспрессивные методики (тест рисунка).

Сначала немного теории

  1. оценить исходные знания учащихся перед началом обучения и скорректировать план и содержание занятия; 
  2. сделать срез знаний во время курса, чтобы вовремя внести изменения в процесс обучения, если слушатели недостаточно хорошо усваивают учебный материал;
  3. проверить финальный результат обучения.

закрытые тесты

  • выбрать один или несколько ответов среди заданных вариантов;
  • установить соответствие между элементами двух множеств; 
  • установить правильный порядок действий или процессов, перечисленных автором теста.

Открытые тесты

  • дополнить имеющийся ответ;
  • полностью сконструировать ответ самостоятельно.

Какой материал следует включить в тест

Инструкция: Выберите один правильный ответ.Количество ребер 

  1. у мужчин больше, чем у женщин
  2. у женщин больше, чем у мужчин
  3. индивидуально у каждого человека
  4. зависит от жизненных обстоятельств
  1. Материал, заложенный в тест, должен соответствовать содержанию темы тестирования и программы учебного курса.
  2. В тест включается только то содержание темы, которое является признанным, объективно истинным и поддается рациональной аргументации. Спорные точки зрения в тестовые задания включать не рекомендуется. Суть тестовых заданий заключается как раз в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа, признанного ими в процессе разработки заданий объективно истинным.
  3. Уровень детализации содержания теста зависит от целей тестирования. Если вы планируете использовать тесты для сравнения уровня подготовки тестируемых в какой-то области (например, для конкурсного отбора соискателей вакансии или кандидатов на обучение), то уровень детализации материала должен быть низким. В заданиях такого теста достаточно отобразить только наиболее значимые элементы содержания.
  4. Если же тесты предназначены для выяснения, насколько успешно испытуемый освоил учебный материал (курс, раздел, тему) и освоил ли он его вообще, то уровень детализации области содержания должен быть довольно подробным. Это позволит сделать вывод о знаниях каждого испытуемого, при необходимости аттестовать его, а также проанализировать, какой материал лучше или хуже освоили испытуемые.
  5. Вместе с тем в тест необходимо включать те элементы содержания, которые можно отнести к наиболее важным, без которых знания по заявленной теме становятся несущественными. Нет смысла перегружать тест второстепенными деталями, не имеющими большого значения. 
  6. Если с помощью тестовых заданий планируется оценивать знания по всему учебному курсу, следует равномерно включить в итоговый тест задания по всем изучаемым темам курса, убедившись в том, что они охватывают все самые важные аспекты предметной области и в правильной пропорции.Например, если вы составляете тесты по курсу «Microsoft Excel» и включаете в него задания, посвященные исключительно созданию сводных таблиц и диаграмм, то при помощи этих тестов вы явно не сможете полноценно оценить уровень знаний по всему курсу в целом. 
  7. Не всякое содержание можно выразить в форме тестового задания, то есть тесты – не универсальная форма для проверки знаний. 

Сколько времени нужно выделить для тестирования

  1. Время, затраченное преподавателем на выполнение составленного им теста, умножить на 3.
  2. Суммировать время, необходимое для выполнения каждого задания:
    • задание закрытой формы с выбором одного правильного ответа – примерно 10 секунд;
    • задание более сложных форм – в среднем от 30 секунд до 1 минуты.

Что разрушает дружбу?

Дружба положительно сказывается на психическом здоровье человека.

Говорят, сложно не создать дружбу, а сохранить ее. Давайте же узнаем, что разрушает вашу дружбу, делая вас с близким человеком злейшими врагами:

  1. Завышенные требования.

    Вам нужно понять, что дружба – это отношения по взаимному согласию. Поэтому в них нет места так называемой «обязаловке». Друг не то, чтобы может не оправдывать ваших ожиданий, он не должен их оправдывать. Это же касается и вас.

    Оба участника дружеских отношений должны чувствовать себя самостоятельными, свободными личностями, которые общаются по взаимному согласию. Человек сам вправе решить, сколько времени он готов уделять дружбе, и не стоит ожидать от него круглосуточного присутствия в вашей жизни. А это, как правило, становится частой причиной ссор.

  2. Зависть.

    Во-первых, хочу сказать, что зависть – абсолютно нормальное чувство, и не следует его стыдиться, и всячески отрицать. Более того, нередко именно зависть становится главным двигателем прогресса для человека. Но, давайте будем откровенны, в дружбе этому чувству нет места. Поэтому, как только начинаете понимать, что испытываете зависть по отношению к другу, анализируйте эту эмоцию.

    Определите, по какой причине возникает зависть. В 99% случаев корни зависти растут из собственного ощущения неполноценности или нереализованности. Поэтому вместо того, чтобы злиться на друга из-за того, что он купил машину, поработайте над собой.

  3. Сплетни.

    Если мы говорим о настоящей дружбе, то в ней нет места сплетням. Но, далеко не каждому удалось встретить человека, который действительно близок нам. А тот, кого мы встретили, возможно, кардинально отличается. Что мы делаем в таких ситуациях? Обсуждаем его за спиной, критикуем, насмехаемся. Если это о вас, то задумайтесь над своими личностными качествами.

  4. Критическая прямолинейность.

    Искренность и прямолинейность – кардинально разные понятия. Если искренний человек укажет своему другу на недостаток очень мягко, стараясь не ранить, то прямолинейный в лоб выскажет недовольство. Я не говорю о том, что о недостатках друга нужно молчать. Но, посудите сами: если это взрослый человек, неужели он не знает о своих несовершенствах?! Так зачем лишний раз напоминать ему об этом?!

  5. Хвастовство.

    Здесь ситуация похожая: хвастаться и делиться радостью – не одно и то же. Если у вас произошло что-то радостное, непременно поделитесь этим с другом. Но не стоит преподносить свою радость в формате превосходства над другом, мол, «У меня получилось, а ты чего добился!?»

  6. Неспособность выслушать.

    Это чаще всего встречается среди подруг. Женщины, как правило, любят поговорить, особенно о себе. Но некоторые настолько концентрируются на себе, что напрочь забывают о существовании другого человека. А ведь это ваш друг.

  7. Советы, которых не просили.

    То, что вы друзья, вовсе не означает, что у вас есть право «копошиться» в жизнях друг друга. Советы, в которых человек не нуждался, способны испортить даже теплые отношения. Поэтому старайтесь давать рекомендации только тогда, когда ваш друг сам о них попросит.

  8. Обесценивание.

    Конечно, жить под квартирой своего друга не нужно. Но и обесценивать ваши отношения, вспоминая о них только когда вам что-то нужно, тоже не вариант. Старайтесь найти баланс между навязчивостью и полным безразличием.

Надеюсь, тест «Проверьте свою дружбу» помог вам лучше разобраться в своих дружеских отношениях. Цените друзей и не забывайте о себе!

Тест «Проверьте свою дружбу» — покажет уровень вашей близости с человеком, которого вы называете другом

По статистике, половина всех, кого вы называете друзьями, не считают вас своим другом…

Имейте в виду, что от честности ваших ответов зависит точность результата.

Готовы ли вы делиться чем-то личным и сокровенным с человеком, которого называете другом?

Конечно, своему другу я рассказываю абсолютно все, что касается моей жизни.

Если ситуация требует совета со стороны, могу рассказать. Но если мне не нужны рекомендации другого человека, думаю, делиться личным нет смысла.

Нет. Я считаю, что совсем уж личное не стоит рассказывать никому.

Какое место в вашей жизни занимает дружба?

Самое важное. Без друзей я не представляю своей жизни.

Пока не определился

Иногда в моей жизни наступает период, когда мне нужны друзья. Но иногда я чувствую, что мне и одному хорошо.

Точно не самое главное. Дружба – это нечто второстепенное, не жизненно необходимое человеку.

Обращается ли ваш друг за помощью и поддержкой к вам?

Конечно, он всегда знает, что я готов подставить ему свое надежное плечо!

Думаю, да. В любом случае, он может наткнуться на отказ, ведь если я занят, я не смогу помочь.

Нет. У нас равноправные отношения и со своими проблемами мы справляемся самостоятельно.

Пойдете ли вы на ложь ради дружбы?

Вообще это очень индивидуально. Если на кону наши отношения, то да.

Врать не буду. Это противоречит моим моральным принципам.

Вранье может быть очень полезным в любых отношениях. Иногда правда все только усугубит.

Что может разрушить вашу дружбу?

Не думаю, что что-то способно нарушить нашу духовную связь. Разве что предательство.

Другой человек, который станет более близким и интересным.

Да все, что угодно. Дружба, как и любые другие отношения, весьма переменчивое явление.

Что вы считаете более приоритетным в своей жизни?

Отношения между людьми: семейные, романтические, дружеские.

Материальные вещи. Как бы цинично это ни звучало, но без денег в наше время никуда.

Впечатления. Я считаю, нет смысла жить, не изучая этот мир!

А что, по вашему мнению, самое главное в дружбе?

Взаимное уважение, заинтересованность друг в друге, вовлеченность в жизнь друга.

Взаимная выгода. В дружбе, прежде всего, должно быть комфортно. Нет смысла дружить с человеком, который заставляет вас чувствовать себя неудобно.

Независимость. Некоторые люди так и норовят оказаться в списке твоих друзей, чтобы потом занять главное место в твоей жизни!

Как вы думаете, какими словами вас охарактеризовал бы ваш друг?

Уверенный, целеустремленный, лидер.

Обаятельный, артистичный, с хорошим чувством юмора.

Самодостаточный, авантюрный, экстремальный.

Чем хороши ночные посиделки с друзьями?

Тем, что можно пообщаться вдоволь, посмотреть захватывающий фильм или ужастик – вместе не так страшно.

Тем, что можно поделиться своими достижениями и неудачами с человеком, которому это действительно интересно.

Тем, что можно весело провести время.

А что, если друг предложил посмотреть классный фильм, но вы его не хотите смотреть?

Если друг уверен, что фильм будет «бомба», посмотрю с удовольствием.

Предложу свой вариант фильма. Должно быть интересно всем.

Ни за что не соглашусь смотреть то, что мне неинтересно!

Как часто вы обращаетесь за помощью или поддержкой к своему другу?

Частенько. Но зачастую друг сам предлагает свою помощь.

Когда как. Стараюсь справляться самостоятельно, но, если реально нужна помощь, обращусь к другу.

Крайне редко. Моя жизнь принадлежит только мне, и я не хочу впускать туда даже близких друзей.

тест проверьте свою дружбу

У вас действительно крепкая дружба! Вы имеете много общего с человеком, которого называете своим другом. Самое главное, что это взаимно – ваш близкий всегда готов прийти на выручку. На самом деле такая дружба, как у вас – довольно редкое явление. Поэтому берегите эти отношения и постарайтесь пронести их сквозь года.

У вас лишь видимость дружбы. Вы способны оказать помощь своему товарищу только в том случае, если вам действительно нечем заняться. В большинстве случаев вы ориентированы на себя любимого. Взаимная выгода должна быть во всех отношениях, но, похоже, вы переборщили. Если хотите сохранить дружбу, постарайтесь контролировать собственный эгоизм.

У вас нет дружбы! Ваши отношения больше похожи на разговор малознакомых людей: и общего ничего нет, и прервать беседу неудобно. Иногда вы вообще не понимаете, почему общаетесь с этим человеком. Он, кстати говоря, тоже не испытывает по отношению к вам никаких теплых чувств. Поэтому если и питаете какие-то надежды на дальнейшее развитие ваших отношений, знайте: это практически бесполезное занятие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: