Тест «дом-дерево-человек»

Пример

не умею рисовать. От слова совсем. Никакого пространственного воображения.

В рамках марафона я нарисовала вот такую картинку. И хотя я всегда жила в многоквартирных домах, понятие «дом» ассоциируется у меня с такой небольшой избушкой, с чердаком или вторым этажом и балкончиком. А вот и ответы на вопросы:

1. Домик стоит у леса (хвойного), на окраине деревни. 2. Дом снаружи небольшой, а внутри очень просторный и уютный, имеет много комнат, можно даже заблудиться. Каждый гость может найти себе уединенный уголок. 3. В нем живет старенькая бабушка, добрая, мудрая и уютная. И когда тебе требуется отдохнуть или подумать, ты приходишь к ней. Или просто прячешься от мирской суеты. 4. Стоит на окраине деревни где-то в Центральной России, а за забором лес, обязательно хвойный. 5. У него есть балкончик на втором этаже. На нем хорошо сидеть и любоваться лесом. 6. Есть и захламленная кладовка, куда складываются временно ненужные вещи. Там тесно и неуютно.

Методика «Дом.Дерево.Человек»: характеристика

Сама методика предложена Дж.Буком в 1948 году. Она изначально предназначалась для определения уровня интеллектуального развития человека. Но затем разглядели возможность использовать рисунки для получения психологического портрета человека.

Разные модификации методики «Дом. Дерево.Человек» отличаются тем, что предлагается нарисовать их на одном листе одной сценой или на разных листах. Мы будем рассматривать по отдельности.

Напомним, что для рисунка необходимы:

  • бумага нелинованная, белая, выбранного стандарта
  • карандаш простой средней мягкости

Что надо сделать? Нарисовать дом, дерево и человека. Остановитесь и нарисуйте свой рисунок. А затем читайте интерпретацию.

ТРУБА


Увеличить Из трубы устремляется ввысь густой дым – это говорит, что ребенок внутри напряжен. Тонкая струя дыма говорит о недостатке общения ребёнка с родителями. Труба скрывается и находится вовсе на той стороне крыши, которая на рисунке не видна – ребёнок явно чуждается эмоциональной связи с окружающими, даже с самими родными людьми.

Если ваш ребенок нуждается в психологической коррекции, наши детские психологи будут рады видеть вас и применить свой богатый опыт, чтобы сделать детскую и вашу жизнь более счастливой и гармоничной. Записывайтесь на приём:

  • Позвоните по телефону (с понедельника по субботу с 9:30 до 22 часов)
  • Напишите на email (круглосуточно)
  • Напишите нам через группу Вконтакте: https://vk.com/sdk_pazl

Проективные психографические методы

Прогнозные методы — это группа методов диагностики личности, характеризующаяся глобальным подходом к оценке личности, а не выявлением индивидуальных личностных признаков.

Существенной особенностью проективных техник является использование неопределенных стимулов, которые субъект должен заполнять, интерпретировать, развивать.

Психографические методы, принадлежащие проекционным методам, достаточно широко используются в исследовательских лабораториях, клинической практике, компаниях, школах. Однако психографические тесты не могут обладать высокой достоверностью данных. Критерии эффективности методов пока не ясны.

Большое внимание уделялось оценке валидности графических методов на начальных этапах их применения. Они были протестированы с помощью различных методов

В результате были получены очень стабильные значения как для субъективной, так и для экспертной валидности (они были порядка 0,9).

Очевидно, что этот вид диагностики имеет преимущество перед вербальными психодиагностическими инструментами — он легче располагает человека к самому обследованию, позволяет значительно расширить как возрастной диапазон его применения, так и возможность его кросс-культурного использования, а также позволяет обойти трудности, возникающие при попытке построить психологический портрет человека посредством вербальной коммуникации.

Практическая ценность таких методик заключается в относительной простоте и привлекательности психодиагностической ситуации для самих субъектов.

Основная проблема, возникающая при психографическом тестировании, заключается в необходимости максимально освободить клиента от критического понимания происходящего (на время выполнения задания). Эта необходимость также диктует указание субъекту рисовать абсолютно простые и безразличные картинки. Взрослый сразу поймет, что это детская игра, которая освобождает его от чрезмерного сопротивления.

Напротив, человек категорически отказывается рисовать, это означает, что он очень беспокоится и боится, что его проблемы, мысли и желания будут раскрыты, даже для него самого. Это значит, что человек не готов решать свои проблемы.

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке: Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? Ч2. Сколько ему (ей) лет? Ч3. Кто он? Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали? Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?) Ч7. О чем он думает? Ч8. Что он чувствует? Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек? Ч10. Кого Вам напоминает этот человек? Ч11. Этот человек здоров? Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Ч13. Этот человек счастлив? Ч14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку? Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему? Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке? Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему? Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему? Ч20. Как одет этот человек?

Вопросы к рисунку о дереве: Др1. Что это за дерево? Др2. Где в действительности находится это дерево? Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева? Др4. Это дерево живое? Др5. А. (Если испытуемый считает, что дерево живое) а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? в) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева? г) Как Вы думаете, когда это произошло? Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое) а) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева? б) Как Вы думаете, когда это произошло? Др6. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину? Др7. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения? Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев? Др10. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется, оно расположено выше Вас, ниже Вас или находится на одном уровне с Вами? Др11. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке? Др12. Есть ли на рисунке ветер? Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер? Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер? Др15. Если бы на этом рисунке Вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось? Др16. Как Вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? Др17. О чем заставляет Вас думать это дерево? Др18. О чем оно Вам напоминает? Др19. Это дерево здоровое? Др20. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Др21. Это дерево сильное? Др22. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Др23. Кого Вам напоминает это дерево? Почему? Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему? Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Вопросы к рисунку о доме: Д1. Сколько этажей у этого дома? Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? ДЗ. Это Ваш дом? (если нет, то чей он?) Д4. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина? Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему? Д6. Если бы этот дом был Вашим и Вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется: а) Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему? б) С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему? Д7. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко? Д8. Когда Вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже Вас или примерно на одном уровне с Вами? Д9. О чем Вас заставляет думать этот дом? Д10. О чем он Вам напоминает? Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный? Д12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление? Д13. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему? Д14. Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке? Д15. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему? Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? Д17. Куда ведет этот дымоход? Д18. Куда ведет эта дорожка? Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Как определить скрытые черты характера через тест «Несуществующее животное»?

Психологический тест «Несуществующее животное» направлен на то, чтобы выделить особенности характера, которые скрыты от глаз окружающих. Для этого необходимо нарисовать несуществующее животное, освободившись от гнетущих мыслей.

Расположение зверя:

  1. В верхнем краю — желание самоутвердиться, высокая самооценка, отсутствие нормального отношения со стороны окружающих.
  2. У нижнего края — низкая самооценка, нерешительность, отсутствие уверенности в собственных поступках.
  3. Рисунок в центре листа — гармоничный человек.

Направление головы:

  1. Повернута влево — человек любит размышлять, боится принимать решения, действовать.
  2. Повернута вправо — желание развиваться, добиваться назначенные целей.
  3. Смотрит прямо — индивид уделяет большое значение собственным переживаниям, проблемам.

Части головы:

  1. Уши — желание получать новую информацию.
  2. Глаза — обведенные по контуру указывают на внутренние страхи. Ресницы говорят о том, что
  3. субъект хочет выделиться среди других.
  4. Рот — обозначает болтливость (если открыт), скрытность (если закрыт).
  5. Рога — агрессия.
  6. Шерсть, расположенная на голове — подчеркивание мужественности или женственности.

Лапы:

  1. Большие — опора на факты, желание обдумывать, взвешивать свои решения.
  2. Маленькие — легкомысленность, импульсивность.

Дополнительные детали:

Функциональные — смелость, увлеченность, уверенность с собственных силах.
Украшающие — манерность, высокое внимание к мнению окружающих.

Хвост:

  1. Направлен влево — отношение индивида к собственным мыслям (зависит от цвета).
  2. Направлен вправо — отношение к собственным поступкам.

Тесты по рисункам популярны в практике многих опытных психологов. С их помощью можно увидеть то, что невозможно заметить по внешним признакам. Расшифровка может указать на внутренние страхи человека, переживания.

Выявление черт характера по тесту «Выбери фигуру»

Психологический тест, который можно проводить самостоятельно или с помощью психолога. Заранее необходимо нарисовать 4 рисунка на отдельных листах. Это круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, зигзаг. После этого пациенту нужно выбрать наиболее привлекательную для него фигуру, остальные расположить по убыванию.

Расшифровка результата:

  1. Если квадрат стоит на первом месте — человек трудоголик. Он доводит любое начатое дело до конца. Индивид имеет отличную память, работает ответственно. Уделяют больше внимания работе, развитию.
  2. Если треугольник стоит на первом месте — человек властный, лидер. Отличаются силой, смелостью, умением решать любые спорные ситуации, сложные моменты. Не признает собственные ошибки, всегда считают себя правыми. Чужое мнение такого индивида не волнует.
  3. Если на первом месте стоит круг — человек стремится к обретению гармонии. Создает вокруг себя приятную атмосферу, общителен, заботлив. Умеет помогать всем, независимо от ситуации, выслушает в трудный момент.
  4. На первом месте стоит прямоугольник — личность постоянно меняет свои взгляды, предпочтения. Нельзя заметить последовательность действий, выделить закономерность. Разгадать до конца такого человека невозможно. Не прекращает искать что-то лучшее, недовольны тем что имеет.
  5. Если на первом месте стоит зигзаг — это творческая натура. Наивный, добрый, легко поддается внушению.

Как с помощью теста определить свой внутренний мир?

Популярным тестом, с помощью которого можно оценить себя со стороны, является рисунок «твой внутренний мир». Чтобы увидеть эмоциональную сторону мозга, необходимо делать нечто не логическое, перестав думать об этом. На бумаге будут спроэцированы злость, радость, другие переживания.

Перед прохождением теста необходимо успокоиться. В помещении не должно быть посторонних людей. Пошаговая инструкция проведения теста:

  1. Взять чистый лист бумаги, карандаш или ручку.
  2. Разделить листок на 4 равных части, каждую из которых пронумеровать по центру.
  3. На первой части по центру поставить точку, на втором — прямоугольник, на третьем — знак «=», четвертый оставить чистым.
  4. Успокоиться, постараться освободить свой разум от ненужных мыслей.
  5. После освобождения разума нарисовать то, что приходит первым на ум. Этими рисунками заполнить три квадрата. Изображения должны быть простыми, чтобы на заполнение трех секторов ушло не более 10 секунд.
  6. В 4 зоне нарисовать лодку, плывущую по волнам. Она должна быть простой, без сложных форм.

Примеры анализа рисунков к тесту

Обследуемый: Андрей

Возраст: 16 лет

Анализ его рисунка: По рисунку можно отметить в юноше такие черты,  как: ранимость; склонность к переживанию по разному поводу; постоянное ощущение тревоги и беспокойства.

Как поясняет он сам: «Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют».

Обследуемый: Ирина

Возраст: 46 лет

Девушка на момент прохождения тест была влюблена в мужчину своего возраста. Она ждет, когда он ее позовет замуж, но этого не случается и роман их все больше тянется. Из-за этой неопределенности, Екатерина переживает.

Как поясняет она сама: «Я представляю березу с зелеными листьями. Большое желание – расти рядом с большим дубом, который бы помогал своими ветками мне».

Обследуемый: Елена

Возраст: 60 лет

В силу своего возраста, женщина живет уже одна. Ребенок вырос и уехал от нее. Она переживает по этому поводу. Кроме всего,  ее дочь выпивает. Из-за таких противоречий у них отношения очень сложные. Елену все чаще посещает чувство одиночество и страх за свою дочь. Рисунок и пояснение к нему отражают это.

Как поясняет она сама: «Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще».

Интерпретация рисунка дома

Возможно три варианта дома:

  • многоэтажное здание обязательно с антенной. Это самый редкий вариант, который человек рисует. Но этот вариант рисуют те, для которых семья имеет чисто номинальное значение. Антенна – обязательный атрибут такого рисунка – признак формальной связи. Интерпретируется наличие антенны, даже если она встречается в других вариантах изображения дома.
  • Традиционный дом – это самый распространенный вариант. Его рисует 90% испытуемых;
  • «экзотика» – это все остальные варианты, которые не подпадают под первые два, например, шалаш, скворечник и тому подобное. Экзотичный вариант рисунка дома свидетельствует о романтизации отношения к семье и сформированности представления о том, что такое дом, что такое семья. Мир семьи важен настолько, что он противопоставляется всему остальному миру.

В качестве иллюстрации экзотичного варианта рисунка дома можно продемонстрировать работу современного польского художника Яцека Йерка.

Необходимые детали, которые должны быть нарисованы:

  • хотя бы одна видимая стена;
  • дверь;
  • окно;
  • крыша;
  • труба.

Надо обращать внимание, если одна из этих деталей отсутствует. Поскольку это тоже является диагностическим признаком

Смешанные варианты дома

Представлены два варианта домов в смешанном стиле:

  • промежуточный вариант между традиционным и экзотичным домом
  • промежуточный вариант между домом-зданием и традиционным домом

И в том, и в другом случае отдельные признаки интерпретируется, как если бы дом был традиционным.

Обязательные элементы

«Домик аутиста» – изображен дом только с одним окном и без двери. Аутичный он в том смысле, что свидетельствует о дефиците у автора рисунка социального взаимодействия и общения.
Манифестация «мой дом» – выражены признаки обитаемости: дым из трубы, занавески, цветочки на окне

Значит понятие «мой дом» очень важно и в реальном доме этот человек с трудом потерпит другого хозяина.
Дом старый, разваливающиеся– разрушительное отношение к самому себе, аутоагрессия.
Дерево закрывает дом – потребность в зависимости и контроле от доминантных родителей или людей исполняющих эту роль.
Дом вытянут вверх – слабое чувство реальности.
Эффект прозрачной стены – когда она есть, но открыта для зрителей – демонстративное выставление собственной жизни всем на обозрение и потребность во внешнем влиянии на ситуацию в доме, для ее нормализации.

Замечание! Если диагностический признак находится только на одном рисунке, интерпретация ограничивается только темой этого рисунка. Если же тот или иной признак встречается в разных рисунках, неоднократно, то можно говорить о том, что он характеризует личность в целом.

Другие предметы

Признак: крыша

Крыша совмещает себе две функции:

  • защитная функция дома
  • сфера фантазии

Все это касается самого дома, семьи, отношения с близкими людьми, но необязательно входящими в понятия «семья» для этого человека

Характеристика Интерпретация
Толстый контур края Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией, попытка ее обуздать
Крыша обведена черным контуром, который не свойственен всему другому и выбивается из контекста Это свидетельствует о фиксации на фантазиях, как источнике удовольствие и обычно такие фантазии вызывают у человека тревогу
Крыша не совпадает по размеру с домом Плохая структура организации личности
Тонкий контур края или его вообще нет Это переживание ослабления контроля над собственными фантазиями
Сильно прочерчена поверхность крыши Свидетельствует о повышенной тревожности
Наличие карниза его акцентирование ярким контуром или с выходом за контур Это сильная защитная установка обычно сочетаемая с мнительностью
Характеристика Интерпретация
Ее нет Отсутствие психологической теплоты
Труба выделена Подчёркивание «я мужик», а у женщин возможно нарушение сексуальной роли
Как бы перечеркнута, выглядит прозрачной Повышенная озабоченность собственной сексуальностью
Труба «с дыркой» Нарушение сексуальной жизни
Что-то другое на крыше кроме трубы, антенн Повышенные защитные качества
С дымом Теплые интимные отношения
Без дыма Холод в интимных отношениях или их отсутствие
Дым выходит вправо Пессимизм в оценке прошлых интимных отношений
Дым влево Пессимизм в оценке будущего в интимных отношениях
Дым выходит в обе стороны Патологический дефект чувства реальности
Тоненький дым Дефицит теплоты в доме
Несоразмерно большое густой дым Внутренняя напряженность в отношениях

Расшифровка теста

При расшифровке теста каждый объект (дом, дерево и человек), который нарисован отдельно или в композиции, необходимо анализировать с целью составления психологического портрета испытуемого. Это связано с тем, что каждый испытуемый будет изображать его с некоторыми особенностями, которые имеют для него по какой-либо причине большое значение. Данные особенности обладают реальной подоплекой, которая отличается от того, что могут говорить об этом сами испытуемые.

Специалисту в первую очередь нужно обратить внимание на детали

В этом тесте важно их значение в рамках способности оперировать ими и приспосабливаться к конкретным жизненным условиям. Важно отметить степень заинтересованности человека и несколько моментов (например, степень реализма, с которой происходит восприятие; относительная значимость, которую человек придает деталям и способность их соединения в одно целое)

Важно отметить степень заинтересованности человека и несколько моментов (например, степень реализма, с которой происходит восприятие; относительная значимость, которую человек придает деталям и способность их соединения в одно целое). В качестве особого способа интерпретации может выступать порядок, в котором выполнен рисунок дома, дерева и человека

Если первым испытуемый начал рисовать дерево, значит, основой для него является жизненная энергия. Если первым изображается дом, то на первом месте у человека находится безопасность, успех или, напротив, пренебрежение ими

В качестве особого способа интерпретации может выступать порядок, в котором выполнен рисунок дома, дерева и человека. Если первым испытуемый начал рисовать дерево, значит, основой для него является жизненная энергия. Если первым изображается дом, то на первом месте у человека находится безопасность, успех или, напротив, пренебрежение ими.

Следует обращать на следующие особенности рисунка дома:

  • Выражение отношения к самому себе (например, старый и развалившийся дом);
  • Наличие чувства отверженности (дом изображен вдали);
  • Открытость и теплота (дом изображен вблизи);
  • Наличие серьезного конфликта (изображение дома как проекции сверху);
  • Наличие агрессии против хозяина дома или бунт против культурных и искусственных стандартов (изображение множества построек около дома);
  • Приспособление к интерперсональным отношениям (закрытые ставни) и др.

Если задняя стена дома расположена необычно, то для человека присущи сознательные попытки самоконтроля. Когда контур задней стенки существенно ярче, чем другие детали, то говорят о том, что человек стремится к сохранению контакта с реальностью. При отсутствии основы стены предполагается наличие слабого контакта с реальностью (в случае, когда расположение рисунка снизу).

Отсутствие дверей говорит о том, что субъект испытывает сложности в стремлении раскрыться перед окружающими (особенно домашними) людьми. Двери (одни или несколько), включая задние или боковые, означают отступление, отрешенность и избегание. Когда человек рисует открытые двери, то это является первым признаком откровенности и достижимости.

Крыша отвечает за сферу фантазии. Если она нарисована жирным контуром, то человек фиксируется на фантазиях и удовольствиях, что обычно сопровождается тревогой. Если крыша плохо сочетается с нижним этажом, то это говорит о плохой личностной организации.

Другие аспекты интерпретации данной методики можно прочитать в инструкции к данному тесту.

Выявление черт характера по тесту «Выбери фигуру»

Психологический тест, который можно проводить самостоятельно или с помощью психолога. Заранее необходимо нарисовать 4 рисунка на отдельных листах. Это круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, зигзаг. После этого пациенту нужно выбрать наиболее привлекательную для него фигуру, остальные расположить по убыванию.

Расшифровка результата:

  1. Если квадрат стоит на первом месте — человек трудоголик. Он доводит любое начатое дело до конца. Индивид имеет отличную память, работает ответственно. Уделяют больше внимания работе, развитию.
  2. Если треугольник стоит на первом месте — человек властный, лидер. Отличаются силой, смелостью, умением решать любые спорные ситуации, сложные моменты. Не признает собственные ошибки, всегда считают себя правыми. Чужое мнение такого индивида не волнует.
  3. Если на первом месте стоит круг — человек стремится к обретению гармонии. Создает вокруг себя приятную атмосферу, общителен, заботлив. Умеет помогать всем, независимо от ситуации, выслушает в трудный момент.
  4. На первом месте стоит прямоугольник — личность постоянно меняет свои взгляды, предпочтения. Нельзя заметить последовательность действий, выделить закономерность. Разгадать до конца такого человека невозможно. Не прекращает искать что-то лучшее, недовольны тем что имеет.
  5. Если на первом месте стоит зигзаг — это творческая натура. Наивный, добрый, легко поддается внушению.

Применение

Доступность содержания и формы определила широкое применение теста — он используется как со взрослыми, так и с детьми, а также с группами.

Методика более продуктивна с индивидуальными тестами, чем с групповыми. Однако очевидно, что он занял определенное место среди групповых тестов. В этом качестве его лучше всего использовать в качестве скринингового теста для выявления в группе испытуемых тех, кто отклоняется от среднего уровня личностного развития и адаптируемости. Кроме того, данный метод может быть применен для определения уровня выздоровления в групповой терапии, но с этой точки зрения он недостаточно изучен.

По словам Бука, рисунки позволяют оценить аффективную сферу личности, индивидуальные потребности, уровень психосексуального развития и др.

В то же время, комплексный тест «Дом». Дерево. Человек» также может служить средством определения уровня интеллектуального развития (коэффициент ранговой корреляции с тестами оценки интеллекта составляет 0,40-0,75).

Тест полезно использовать в начале психологической консультации, поскольку он может показать, в чем заключается основная проблема человека, к которому обращаются за консультацией.

Существует несколько способов проведения и анализа теста.

Соответственно, применяя эту технику, Р. Бернс просил испытуемых изобразить на рисунке дерево, дом и человека в сцене. Он основывался на идее объединения этих элементов — согласно этой идее, взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой визуальную метафору. Поставив весь рисунок в действие, можно увидеть, что на самом деле происходит в жизни субъекта.

Со временем психологи ввели еще один принцип интерпретации теста. В соответствии с ним, большое значение придается порядку, в котором нарисованы дом, дерево и человек. Если дерево нарисовано первым, это означает, что основное для человека — это жизненная энергия. Более того, в своей упрощенной форме дерево олицетворяет жизненную энергию и стремление к жизни. Если дом рисуется в начале, то человек ставит на первое место безопасность и успех или, наоборот, игнорирует эти понятия.

Дети несут рисунки с теста «Дом». Дерево. Человек» может иметь органическую дисфункцию ЦНС. Эта проблема важна для психологической диагностики детей с низким уровнем успеваемости в начальной школе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: