Вундт, вильгельм макс

Странный случай

Во время обучения в Гейдельберге у профессора Гассе Вильгельм Вундт работал ассистентом в женском отделении местной клиники, которой заведовал сам профессор. Из-за отсутствия денег студенту приходилось дежурить сутками, он так уставал, что его с трудом будили для обхода больных.

Однажды произошёл забавный случай. Ночью Вундта разбудили, чтобы он осмотрел больную тифом пациентку, находившуюся в бреду. Вундт отправился к ней в полусонном состоянии. Все действия он совершал механически: и разговаривал с сиделкой, и осматривал пациентку, и делал назначения. В результате вместо успокоительного молодой ассистент дал больной йод (тогда ему показалось, что это именно успокоительное). К счастью, пациентка сразу его выплюнула. Вундт понял, что произошло, только когда вернулся в свою комнату. Состояние полусна, в котором он действовал, не давало ему покоя. Утром он рассказал всё профессору и лишь тогда немного успокоился. Но этот случай произвёл на юношу очень глубокое впечатление. Вспоминая свои чувства, Вундт пришёл к выводу, что его восприятие тогда отличалось от действительности: расстояния казались больше, слова слышались как будто издалека, но в то же время на слух и зрительно он всё воспринимал правильно.

Вундт сравнил своё состояние с полуобморочным и охарактеризовал его как лёгкую степень сомнамбулизма. Это происшествие подтолкнуло Вильгельма Вундта к мысли отказаться от карьеры врача. Семестр будущий учёный провёл в Берлине, где обучался под руководством И. П. Мюллера, в 1856 году в Гейдельберге Вундт защитил докторскую диссертацию.

Психология «активного мышления»: апперцепция.

Согласно Вундту, ум не совсем пассивен; это не ограничивается фиксацией закономерностей в соответствии с законами ассоциации. Он также активен и доброволен, и сам действует, не прекращая синтезов. Он реализует новые представления благодаря механизму, который он называет апперцепцией и который управляется законами апперцепции или законами активного мышления. Апперцепция сначала определяется как отраженное осознание объекта восприятия. Эта концепция была введена в философию Лейбницем, а затем повторно использована во Франции Мэном де Бираном

В « Элементах физиологической психологии» (1874) Вундт уточняет, что он подразумевает под апперцепцией: это активный принцип, который направляет наше внимание и действует посредством логических связей. Апперцепция — это sui generis (спонтанный) психический акт, сопровождающийся чувством напряжения и вызывающий большее различие в наших представлениях

В своей « Логике» (1883) Вундт основывает всю свою психологию на принципе различия между ассоциацией, когда человек лениво предается игре представлений, и активной апперцепцией, которая «разрабатывает корреляции индивидуальных представлений с помощью новых представлений. Логическое мышление не начинается до тех пор, пока апперцепция не разовьет такие корреляции. Следовательно, апперцепция обладает объединяющей силой, которая не может быть достигнута ассоциативными связями, которые являются пассивными. Таким образом, общие концепции не являются, как полагают, простыми выдержками из того, что есть общего в серии репрезентаций; они — «  синтезы  », вызванные апперцепцией. Эта объединяющая роль апперцепции не вмешивается только в сферу репрезентации; он также появляется в сфере действия и, таким образом, появляется там для воли.

Самонаблюдение или метод интроспекции

Испытуемый человек с помощью метода «самонаблюдения» или интроспекции и своего непосредственного опыта в лаборатории мог сам наблюдать за происходящим в своем психологическом состоянии, рассказывать о своих ощущениях психологу. Эдвард Брэдфорд Титчерен развил предложенный Вундтом основной метод и рассматривал такие задачи структурной психологии:

  • распад душевного состояния на части;
  • установление образа соединения этих частей;
  • постановка соответствия законов комбинаций и физиологической организации.

Данный метод был ориентирован на ощущения, на концентрацию на этих ощущениях.

Также параллельно с этим создалась теория актов Франца Брентaно (1828-1927). Главным предметом психологии он считал не содержание или структуру, а активность этого сознания. В 1874 году им была выпущена работа «Психология с эмпирической точки зрения».

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Детство

Вильгельм Макс Вундт родился 16 августа 1832 г. в Некарау. Он был последним, четвёртым ребенком в семье. Однако двое первых детей умерли в раннем детстве, а брат Людвиг учился и жил в Гейдельберге, у сестры матери. Получилось так, что Вильгельму досталась роль единственного ребёнка.

Отец Вундта был пастором, семья многим казалась дружной, однако позже Вундт вспоминал, что часто чувствовал себя одиноким и иногда получал наказания от отца за непослушание.

Почти все родственники Вундта были хорошо образованы и прославили семью в какой-либо науке. На Вильгельма подобных надежд никто не возлагал, его считали несерьёзным и неспособным к обучению. Подтверждал это и тот факт, что мальчик не смог сдать экзамены за 1-й класс.

Появление экспериментальной психологии в Америке и Франции

Основателем американской экспериментальной психологии был
Стэнли Грэнвилл Холл (1844-1924, США). В 1876 году он защитил докторскую
диссертацию по мышечному пространственному восприятию. С. Холл учился сначала в
лаборатории Вундта, а затем у Гельмгольца. В 1883 году он вернулся в США и основал
лабораторию психологии в Университете Джона Хопкинса. Позже С. Холл станет
первым президентом Американской Психологической Ассоциации. Изучая проблему
устойчивости животного и человеческого развития, С. Холл вышел за рамки простых
лабораторных экспериментов.

Джеймс Маккин Каттелл (1860-1944) внес значительный вклад в
развитие экспериментальной психологии в Америке. Он создал психологические
лаборатории в 2 университетах. Дж. Кеттелл занимался изучением проблем
человеческого поведения, образования, организации науки; разрабатывал методы
психологических измерений и различные практические применения принципов
психологии. Пионер методов тестирования, автор нескольких психологических
тестов, президент первого Американского международного конгресса психологов,
редактор многих научных публикаций, в том числе «Psychological
Review», «American Men of Science», «Scientific
Monthly» и «Science». Он был помощником У. Вундта в Лейпциге.
Его экспериментальные исследования (в ассоциации исследования, время реакции,
чтение, психофизика) подчеркивали проблему индивидуальных различий. Он первым
ввел концепцию интеллектуального тестирования. Его преемниками стали Э.Л.
Торндик (автор метода проб и ошибок в обучении) и Р.С. Вудворт (автор учебника
по экспериментальной психологии, 1950).

Феодюль Арман Рибо (1839-1916) — французский психолог,
основатель экспериментального направления во французской психологии. Профессор
в Сорбонне (1885 г.) и в Коллеж де Франс (1888 г.), где он был директором (1889
г.) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор
журнала «Revue philosophique», первого французского психологического
журнала. Председатель 1-го Международного конгресса психологов (Париж, 1889
г.). Реагируя на спиритизм так называемой эклектической школы (В. Кузин и др.),
доминировавший во французской философии и психологии в середине XIX в., Т. Риот
попытался на основе критического анализа основных течений современной
психологии (английского — с его ассоциативизмом, и немецкого — с его атомизмом)
сформулировать программу новой экспериментальной психологии, которая бы изучала
высшие ментальные процессы и личность в целом. В отличие от В. Вундга, Т. Рибо
имел в виду прежде всего психопатологический эксперимент («болезнь — это
самый деликатный эксперимент, который сама природа проводит при определенных
обстоятельствах и таким образом, каким не обладает человеческое
искусство»). Это во многом определило характер всей традиции французской
психологии, исходящей от Т. Рибо.

Экспериментальная психология предполагает изучение общих
закономерностей психологических процессов, а также индивидуальных вариаций
чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций. В глубине
экспериментальной психологии дифференциальная психология возникает как ветвь,
занимающаяся изучением индивидуальных различий между индивидуумами и группами.

Первоначально основным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, которые анализировались с помощью интроспекции. Но с появлением экспериментов и возможностью их проведения позднее, стали проводить исследования на животных, душевнобольных и детях.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности допонятийного мышления детей
  2. Принципы современной классификации психических расстройств
  3. Психические процессы 3-4 лет
  4. Функции психологической коррекции
  5. Принципы традиционной дидактики
  6. Нервно-психические заболевания — Пограничные нервно-психические расстройства
  7. Реакция на экстремальную ситуацию
  8. Определение типа личности по Леонгарду — Сущность понятия «характер» и его основные компоненты
  9. Технология точного восприятия партнера по общению. Психологические механизмы социальной перцепции
  10. Психологические причины неуспеваемости младших школьников

Экспериментальная психология

Психология и физиология

Вильгельм Вундт (сидит) со своими коллегами в своей лаборатории около 1880 года.

Вундт задумывает и развивает новую науку, физиологическую психологию, которую он также называет экспериментальной психологией, чтобы сделать возможным физиологическое изучение органов чувств, поскольку невозможно рассматривать механизм чувствительного (или сознательного) восприятия, не входя в поле зрения. психологии. В « Физиологической оптике» Гельмгольц уже сталкивался с проблемами психологии, но с Вундтом психология откололась от физиологии, позаимствовав у него методы. Он также приобретает независимость от материалистической онтологии, которая до сих пор лежала в основе поиска чисто физиологического объяснения психических процессов.

Экспериментальная психология не становится для Вундта областью физиологии. Он признает, что психические функции сопутствуют деятельности нервной системы, но он также считает, что психологические действия интересны сами по себе с научной точки зрения. На самом деле, это не потому, что психологические явления становятся доступными для экспериментирования и в той мере, в какой они превращаются в физиологические проблемы. Таким образом, между двумя дисциплинами проводится четкое разграничение.

Психология и самоанализ

Согласно Вундту, специфика психологии по сравнению с другими науками, такими как физиология, обусловлена ​​тем фактом, что ее объектами являются непосредственные переживания индивида, доступные только через интроспекцию, метод, который заключается в том, чтобы спросить самого индивида о том, что Иными словами, он думает, чувствует, воспринимает свои субъективные состояния. Вундт даже писал в 1858 году, что «вся психология начинается с самоанализа», что для его противников приводит к отрицанию объективного метода, специфичного для наук. Однако Вундт также опасается внутреннего наблюдения и сравнивает тех, кто считает, что они открывают психологические истины, заглянув внутрь себя, с бароном Мюнххаузеном, который пытается выбраться из воды, стреляя ей в волосы. Он интегрирует самоанализ в научные исследования, но признает его преимущества только тогда, когда его можно подвергнуть строгому контролю. Таким образом, он занимает промежуточную позицию между позитивизмом, который окончательно исключает самоанализ из области научного исследования, и формой идеализма, которая видит в нем прямой и неизменный доступ к реальности.

Автономность разума

Вундт отвергает слишком наивно материалистический и редукционистский подход к отношениям между экспериментальной психологией и физиологией и вместо этого пытается вновь ввести определенные антиредукционистские предпосылки, такие как автономия психического: если разум действительно управляется законами, то эти … очень отличается от тех, которые управляют материальной природой, и принимают форму ассоциативных или апперцептивных процессов . Его принцип психофизического параллелизма в этом смысле должен быть противопоставлен редукционистским подходам к психической жизни, потоку, который стремится вернуть психическое к совокупности материальных нервных и мозговых процессов.

Основные работы

  • Untersuchungen über das Verhalten der Nerven in entzündeten und degeneriern Organen («Исследование реакции нервов в воспаленных и дегенерированных органах: вступительная диссертация»), Гейдельберг, 1856 г.
  • Die Lehre von der Muskelbewegung («Исследование движения мышц»), Брауншвейг (Brunswick), 1858.
  • Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung («Вклад в теорию сенсорного восприятия»), Лейпциг / Гейдельберг, 1862.
  • Vorlesungen über die Menschen- und Thierseele («Уроки души людей и животных»), Лейпциг, 1863/1864, 2 тома.
  • Lehrbuch der Physiologie des Menschen («Руководство по физиологии человека»), Эрланген, 1865.
  • Die Physikalischen Axiome und ihre Beziehung zum Causalprincip: ein Kapitel aus einer Philosophie der Naturwissenschaften («Физические аксиомы и их отношение к причинному принципу: глава философии естественных наук»), Erlangen, 1866.
  • Handbuch der medicinischen Physik («Руководство по медицинской физике»), Эрланген, 1867 г.
  • Untersuchungen zur Mechanik der Nerven und Nervencentren («Исследование механики нервов и нервных центров»), Erlangen, 1876.
  • Uber den Einfluss der Philosophie auf die Erfahrungswissenschaften («О влиянии философии на экспериментальные науки», выступление в начале учебного года20 ноября 1875 г.), Лейпциг, 1876 г.
  • Логик. Eine Untersuchung der Principien der Erkenntniss und der Methoden («Логика. Исследование принципов познания и методов научного исследования»), Штутгарт, 1880–1883 ​​гг., 3 тома.
  • Очерки, Лейпциг, 1885 г.
  • Этик. Eine Untersuchung der Thatsachen und Gesetze des sittlichen Lebens («Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни»), Штутгарт, 1886.
  • System der Philosophie, Лейпциг, 1889 г.
  • Grundriß der Psychologie («Краткое изложение психологии»), Лейпциг, 1896 г.
  • Völkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte («Психология народов: поиск законов развития языка, мифов и нравов»), Лейпциг, 1900–1909, 10 томов.
  • Kleine Schriften («Краткие сочинения»), 1910–1911, Лейпциг, 2 тт.
  • Einführung in die Psychologie, («Посвящение в психологию»), Лейпциг, 1911.
  • Probleme der Völkerpsychologie, («Проблемы психологии народов»), Лейпциг, 1911 г.
  • Elemente der Völkerpsychologie: Grundlinien einer mentalischen Eintwicklungsgeschichte der Menschheit («Элементы психологии: принципы психологической истории человеческого развития»), Лейпциг, 1912.
  • Reden und Aufsätze («Речи и эссе»), Лейпциг, 1913 г.
  • Sinnliche und übersinnliche Welt («Разумный мир и сверхчувственный мир»), Лейпциг, 1914 г.
  • Über den wahrhaftigen Krieg («О настоящей войне», речь, произнесенная на10 сентября 1914 г. в Альбертхалле), Лейпциг, 1914 г.
  • Die Nationen und ihre Philosophie («Народы и их философия»), Лейпциг, 1915.
  • Erlebtes und Erkanntes («Вещи пережиты, вещи известны»), Штутгарт, 1920.

Личная жизнь

Личная жизнь профессора сегодня почти никому неизвестна. Биография Вильгельма Вундта интересовала всех с точки зрения его вклада в науку. Вот так за занавесом профессии теряется незаурядная личность.

Вильгельм Вундт был очень скромным, в быту непритязательным. Всё в его жизни было чётко упорядочено, о чём свидетельствуют дневники его супруги, Софи Мау:

  • Утро — работа над рукописями, знакомство с новыми публикациями, редактирование журнала.
  • Полдень — работа в университете, посещение лаборатории, встречи с учениками.
  • Вторая половина дня — прогулка.
  • Вечер — приём гостей, разговоры, музицирование.

Вундт не был беден, его семья жила в достатке, имелась и прислуга. В его доме всегда были рады гостям.

Интеллектуальное путешествие

В Гейдельберге

Вундт изучал медицину в Гейдельбергском и Тюбингенском университетах, а затем переехал в Берлин в 1855 году, чтобы работать там у Йоханнеса Мюллера . Именно по этому поводу он познакомился с Эмилем дю Буа-Реймоном . Хотя его привели к изучению медицины, физики и химии, его больше всего интересует физиология . Вместе с Иоганнесом Мюллером он видит возможность установления автономии экспериментальной психологии на модели экспериментальной физиологии. В 1857 году он стал физиологическим ассистентом Германа фон Гельмгольца в Гейдельберге, затем был назначен заведующим кафедрой антропологии и медицинской психологии на медицинском факультете того же города. Вместе с Гельмгольцем он преподает «Научный подход к психологии» («  Psychologie vom naturwissenschaftlichen Standpunkt  »). Он также опубликовал пять трактатов по теории восприятия, опубликованных в 1862 году под названием Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmung («Вклад в теорию чувственного восприятия»), которые подготовили его теорию психофизического параллелизма . Именно в этот период его интерес к философии развился одновременно с его работой в области психологии, все еще очень близкой к физиологии. «Сенсорное восприятие», с которым он имеет дело в своей исследовательской работе, составляет от Гельмгольца до наших дней пограничный предмет между физиологией и психологией.

В 1860-х годах Вундт разработал первую программу экспериментальной психологии, которая будет конкретизирована в « Элементах физиологической психологии», первое издание которых вышло в 1873 году. В то же время он опубликовал свой трактат по клеточной физике под названием: Über die Physik der Zelle in ihrer Beziehung zu den allgemeinen Prinzipien der Naturforschung («О физике клетки в ее отношении к общим принципам естественных наук»). Он порывает с наивно- материалистическим течением, считая, что интерпретация, которую следует дать понятию материи, не является четкой. Затем он занимает промежуточную позицию между редукционистским материализмом и дуализмом  : различие между духом и материей признается на эпистемологическом уровне, но не на онтологическом .

В лейпциге

В период с 1874 по 1875 год Вундт был профессором индуктивной философии в Цюрихе, затем в 1875 году он был назначен на кафедру философии в Лейпцигском университете, где преподавал до выхода на пенсию в 1917 году. В 1879 году он основал экспериментальный Институт психологии. который включал первую лабораторию экспериментальной психологии в Европе. Многие студенты приезжают, чтобы следовать его учению и уезжают, чтобы основать исследовательские и учебные организации, посвященные экспериментальной психологии, в частности, американцы между 1880 и 1890 годами и француз Бенджамин Бурдон, который впоследствии начал свои собственные исследования в лаборатории визуального восприятия пространства. Бенджамин Бурдон основал в 1896 году в Ренне первую университетскую лабораторию психологии и экспериментальной лингвистики по образцу лаборатории Вундта.

Наряду со своим экспериментальным и физиологическим подходом к психологии Вундт применяет философский подход к психологическим проблемам, который отмечает его работу и направляет его исследования. В 1881 году он создал журнал Philosophische Studien («Философские исследования»), в котором публиковались как научные, так и философские труды. Большинство его строго научных исследований касается ощущений, восприятий, в частности зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, а также восприятия времени

Он также изучает внимание, аффективность и развивает метод науки о реакции. Параллельно с этой работой он пишет откровенно философские работы, такие как « Логика» (1883 г.), « Этик» (1886 г.), « Система философии» (1889 г.)

Один из его основных философских источников находится у Лейбница, в учении об апперцепции, которое вдохновляет его фундаментальный тезис о «творческом синтезе» разума.

Вундт поддерживает постоянный обмен мнениями с интеллектуалами Лейпцига, такими как историк Карл Лампрехт . Он также контактировал с главными представителями «немецкого монизма», особенно с Эрнстом Геккелем и Вильгельмом Оствальдом . Среди людей, которые помогали ему в Лейпциге или сотрудничали с ним, мы находим, в частности, Бехтерева, Боаса, Эмиля Дюркгейма, Бронислава Малиновского, Г. Х. Мида или Сапира .

Он стал почетным гражданином города Лейпцига в 1902 году и города Мангейма в 1907 году. В 1914 году он был одним из интеллектуалов и ученых, подписавших Манифест 93-го года, текст, который поддерживал позиции Германии. в контексте Первой мировой войны .

Обучение

Во втором классе образованием мальчишки поручили заняться Фридриху Мюллеру, помощнику отца. Вильгельм полюбил наставника всей душой, он был ему даже ближе, чем родители.

Когда молодой священник был вынужден уйти в другой приход, Вильгельм был настолько сильно расстроен, что отец, видя страдания сына, разрешил ему пожить год до поступления в гимназию у любимого наставника.

В 13 лет Вундт начал обучаться в католической гимназии города Брухзаль. Учёба давалась ему с большим трудом, он значительно отставал от сверстников, отметки это подтверждали.

Вильгельм проучился в Брухзале всего год, потом родители перевели его в гимназию г. Гейдельберга, где он приобрёл настоящих друзей и стал пытаться быть прилежнее в учёбе. К 19 годам он освоил программу гимназии и был готов продолжить обучение в университете.

Вильгельм поступил в университет в Тюбингене, на медицинский факультет, затем получал медицинское образование ещё в трёх университетах.

Вундт и психофизиологический параллелизм

Что касается природы взаимоотношений между телом и разумом, Вундт отстаивает исходную позицию, которую иногда называют «частичным параллелизмом». Он решительно противостоит принципу причинного взаимодействия между разумом и телом и заменяет его принципом параллельной причинности психических явлений и физических явлений, так что определенная последовательность психических процессов соответствует (в принципе меньшим) определенной последовательности физиологических явлений, в частности, церебральные процессы . Но в то же время Вундт ограничивает область психофизиологического параллелизма процессами, для которых мы можем иметь экспериментальные доказательства того, что они действительно действуют параллельно. Однако только элементарные психические ощущения и процессы положительно отвечают на это требование. Согласно Вундту, параллелизм применим «только к тем элементарным психическим процессам, из которых параллельно осуществляется лишь некоторая ограниченная деятельность. Таким образом, рассматриваемый параллелизм описывает «только параллельный ход элементарных физических и психических событий, ни в коем случае не параллельные движения между сложными процессами, происходящими с обеих сторон».

Однако Вундт не утверждает, что существует мысль без соответствующей мозговой активности, а скорее, что необходимо проводить различие между совершенно определенным психофизиологическим параллелизмом (по крайней мере, в законе), который связывает определенный тип психического феномена с определенным типом физиологического феномена. феномен, и неопределенный психофизиологический параллелизм, в рамках которого одному и тому же типу психического явления могут соответствовать разные типы физиологических процессов. Хотя на элементарном уровне можно узнать психологическое значение физического события, эта возможность исключена на уровне самых сложных психофизиологических процессов. Хотя, согласно Вундту, верно, что элементарные содержания нашей психической жизни, такие как ощущения, связаны с определенными физиологическими процессами, «ментальная конфигурация» этих содержаний, организованная между собой согласно «логическим нормам и этическим нормам», не может больше быть связанным с конкретными физиологическими процессами. Эта форма частичного параллелизма приводит у Вундта к чрезвычайно сложной теории воли и провозглашает более современный тезис о множественной реализуемости ментальных состояний.

Карьера

В 1858 году Вундт стал ассистентом профессора Гельмгольца, принимал участие в исследовании различных проблем естественных наук.

Спустя 6 лет ему дали должность адъюнкт-профессора, Вундт проработал в родном университете ещё 10 лет. С 1867 года он начал читать лекции, которые пользовались большой популярностью у студентов.

В 1874 году Вильгельма Вундта пригласили в Швейцарию, в Цюрихский университет, и предложили преподавать там логику. Профессор принял приглашение, но через год вернулся в Германию и связал свою жизнь с Лейпцигским университетом, которому отдал почти 40 лет и в одно время даже занимал должность ректора.

Книги (7)

Введение в философиюРаздел библиотеки: Философия

Предлагаемая читателю книга представляет собой одно из наиболее известных и основательных «Введений в философию». Вундт строит свое исследование на основании исторического подхода к предмету.

В книге рассматриваются определения философии, отношения философии к науке и религии, проблема классификации наук.

Основное содержание книги занимает очерк развития европейской философии от древней Греции до Нового времени, где излагаются основные типы решений философских вопросов в трех областях философского знания: теории познания, метафизике и этике.

Читать »

Душа и мозгРаздел библиотеки: Общая психология

Вильгельм Вундт — немецкий врач, физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов, которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Читать »

Миф и религияРаздел библиотеки: Общая психология

Вильгельм Вундт (1832-1920) — немецкий философ и психолог. Изучал медицину в университетах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина. Занимал должности приват-доцента в Гейдельберге, профессора психологии в Цюрихе и Лейпциге, ректора Лейпцигского университета. Вундт оставил весьма обширное теоретическое наследие. В 1880-е г.г. разрабатывал собственную систему логики, этики и метафизики, анализировал формы мышления, методы различных наук. Особую известность Вундту принесла разработка физиологической психологии как научной отрасли, отделенной от философии.

Вундт занимался этнопсихологией — психическими характеристиками рас и народов. В этой связи он проводил сравнительный анализ традиций и обычаев, пытался дать психологическое истолкование мифа, религии, искусства, права и языка как проявлений «народного духа».

Книга «Миф и религия» выросла из этой области интересов Вильгельма Вундта. В ней речь идет о мифотворческой фантазии, психологии мифообразования, первобытных культах, развитии демонологии.

Читать »

Очерк психологииРаздел библиотеки: Общая психология

В настоящей книге автор последовательно рассматривает природу и свойства человеческого сознания; элементы, составляющие содержание сознания, и их взаимосвязь; и затем переходит к установлению и исследованию законов душевной жизни человека.

В. Вундт уделяет внимание взаимоотношениям физиологии и психологии, а также касается вопроса о сущности души. Читать »

Проблемы психологии народовРаздел библиотеки: Общая психология

Читать »

Проблемы психологии народовРаздел библиотеки: Общая психология

Автор настоящей книги Вильгельм Вундт — выдающийся немецкий философ и психолог, один из основателей экспериментальной психологии, — главным делом своей жизни считал создание так называемой «психологии народов», описательной и исторической психологии высших психических процессов, методом которой является анализ проявлений человеческого духа в формах культуры (в языке, религии, обычаях, мифах).

Написанная им десятитомная «Психология народов» оказала огромное влияние на мировую науку. Предлагаемая книга задумывалась автором как введение в изучение данного труда, дающее возможность ориентироваться в трудных и спорных вопросах этой интереснейшей области психологии.

Читать »

Психология народовРаздел библиотеки: Социальная психология

Вильгельма Вундта по праву называют отцом экспериментальной психологии, известной также под названиями психофизики и физиологической психологии.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания, реакцией на которые является поведение человека. Иными словами, перед нами — прообраз знаменитой теории «вызова-и-ответа», и потому Вундта с полным основанием можно считать предшественником, если не «изобретателем», бихевиоризма.

За свою долгую научную карьеру Вундт опубликовал множество работ — от статей в научных журналах до фундаментальных трудов, примером которых может служить включенная в настоящий сборник «Система философии» — итог творческой деятельности ученого. По подсчетам исследователей, в совокупности научное наследие В.Вундта составляет 54 000 печатных страниц

Читать »

Фантазия как основа искусстваРаздел библиотеки: Творческое мышление

Предлагаемая брошюра представляет собою перевод первой главы второго тома знаменитого сочинения проф. Вундта «Völkerpsychologie».

Читать »

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: