Обработка и интерпретация результатов
Обработка и интерпретация результатов методики осуществляется по следующим направлениям.
Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима.
Так, если нажим сильный, то это означает растущее напряжение у ребенка.
Твердо подчеркнутая определенная деталь рисунка – импульсивность.
Слабый или еле заметный нажим – угнетенное состояние, душевная и общефизическая слабость.
Отрывистые линии – порывистость характера.
Если кактус нарисован штрихами – это говорит об обеспокоенности или неуверенности ребенка.
Четкие и хорошо прорисованные линии – адекватность оцениваемых ситуаций, уверенность в собственных силах.
Расположение и размер кактуса на листе бумаги.
Если кактус расположен внизу листа – заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, – завышенная.
Если кактус расположен ближе к правой стороне – ребенок ориентирован на будущее, влево – склонен к анализу прошлого.
Нормой считается расположение ребенка посередине.
Так же необходимо обратить внимание на размер рисунка. Если кактус маленький – это говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих; если кактус занимает 2/3 листа – завышенное самомнение; крупный кактус – стремление к лидерству
Сюжет рисунка.
Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие иголок, в горшке или на земле растет кактус, фон рисунка, схожесть с реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д.
Если изображение кактуса реалистичное – ребенок чувствует себя по взрослому, имеет реалистичный подход к жизни; если это герой мультика или вымышленный персонаж – богатая фантазия и инфантильность тестируемого.
В том случае, если на рисунке имеются дополнительные персонажи, то это свидетельствует о хороших отношениях с окружающими людьми.
Цветовая гамма.
Свидетельствует о подвижности психики ребенка. Преобладание цвета говорит о:
- Зеленый – уверенность и постоянство
- Желтый – страх быть отвергнутым
- Синий – ребенку комфортно именно в тех условиях, в которых он сейчас находится
- Красный – сильное эмоциональное напряжение
- Серый – нейтральное отношение к происходящему и окружающим
- Белый – возможные проблемы со зрением
- Черный – противоречивость, избалованность
Трактовка ответов на дополнительные вопросы.
Не имеют конкретных самостоятельных толкований, так как беседа проводится только лишь для того, чтобы подтвердить те или иные выводы, сделанные в процесс анализа рисунка.
Например, если ребенок нарисовал дикий кактус и подтвердил это в беседы, то можно сделать вывод, что он стремится к свободе, самостоятельности, одиночеству. Рисунок домашнего кактуса говорит о том, что ребенку удобно и комфортно в тех условиях, в которых он живет сейчас.
Процедура проведения
Процедура проведения методики «Кактус» допускает проведение диагностики в малых группах, в том случае, если дети уже достаточно хорошо владеют карандашом и понимают суть задания. Однако достоверность полученных результатов будет выше в том случае, если методика проводится в индивидуальной форме.
Оборудование необходимое для проведения методики:
- лист формата А4;
- цветные и простые карандаши средней мягкости.
Прежде, чем приступить к проведению методики педагог обращается к детям и объясняет им суть работы. Только после того как педагог убедился, что все дети верно поняли задание, необходимо приступать к рисованию.
В том случае, если кто-то из детей ни разу не видео кактус, то предварительно педагогу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает.
Время, отведенное на проведение методики, составляет 30 минут.
В процессе рисования педагог не вмешивается в работу детей, цвета и карандаши они выбирают самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании.
Трактовку рисунка педагог осуществляет самостоятельно, за исключением штриховки, ее анализ рекомендовано осуществлять совместно с детским психологом.
После того как дети закончили рисовать, педагог задает каждому ребенку дополнительные вопросы, в рамках методики. Вопросы необходимы для того чтобы получить максимально полную картину.
Дополнительные вопросы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой:
- Какой ты кактус нарисовал – дикий или домашний?
- А к этому кактусу можно прикасаться?
- Этот кактус сильно колючий?
- Как ты думаешь, этому кактусу приятно, когда за ним ухаживают? Поливают? Удобряют?
- Как ты думаешь, каким будет кактус, когда немного подрастет? Опиши его размер, отростки, иголки и т.д.
Мнение педагогов по поводу методики
Многие психологи довольно высоко оценивают степень достоверности результатов, полученных в результате использования методики «Кактус».
Хорошая методика… простая, но показательная… Каких только кактусов я не повидала, работая психологом 5 лет… рисуют взрослые и лысые кактусы, и лохматые, одетые и раздетые, кустистые и одиночные, в шляпе и косынках… и много ещё разного)
Некоторые учителя и родители полагают, что предложенная методикой интерпретация показателей недостаточна, поскольку не позволяет полностью расшифровать информацию, отображённую в рисунке.
…у каждого свой кактус на окне… любая проективная методика есть только вспомогательный, уточняющий метод обследования и никак не единственный и валидный… только как помощь в иных мероприятиях, а с детьми так ещё и попытка налаживания контакта в беседе и прочие мелочи.
Я тоже знаю эту методику и могу успокоить мамочек, так как автор не много ввел в заблуждение!!! Наличие колючек-это норма! Так как в каждом человеке должна быть агрессия (а вот уже на сколько они длинные или частые тут уже… переизбыток так сказать))Наличие цветка означает, что ребенок творческая натура! В этом тесте важно в чем растет кактус(отвечает за благополучие внутри семьи)Если в пустыне, даже если кактус не один, то ребенок чувствует себя одиноко в семье, а если в горшке, то все отлично! И не надо переживать за выбранные цвете, они не обязательно должны быть яркими, если они приближенны к естественным, значит ребенок реалист! И еще наличие отростка на кактусе означает, что есть человек, к которому ребенок привязан(и это не родители, может друг или родственник)!
Любой метод психологического исследования не претендует на абсолютную истину, все выводы необходимо делать после всестороннего и комплексного обследования личности. Методика «Кактус» помогает получить ценную информацию о психоэмоциональном состоянии ребёнка и обнаружить склонность к агрессии. Результаты тестирования подскажут психологу, какое дополнительное обследование необходимо провести для выявления причин установленных проблем, а также понять характер и направленность коррекционных действий.
Кактус 9
Ваше теневое качество – детскость.
Это инфантильность, наивность, у вас нет особого желания брать на себя ответственность. Вы практически постоянно находитесь в своем детском состоянии, даже если уже выросли.
Чем взрослое состояние отличается от детского? Взрослый во всех делах, в проблемах быстро берет на себя ответственность, никого не винит в своих бедах – ни других людей, ни жизнь, ни правительство. Человек в детском состоянии все время перекладывает ответственность на других и не хочет решать свои проблемы, ожидая, что другие за него все сделают, либо ждет чуда и подарка судьбы.
Положительная сторона качества
В детскости много непосредственности, радости, безудержности. А это очень нравится окружающим, и особенно детям. Ребята от вас в восторге, обожают с вами шалить, играть, чувствуют, что вы увлечены процессом и радуетесь не меньше их.
Вы очень хорошо понимаете детей и подростков. Можете быть детским психологом, педагогом, писателем, мультипликатором, создателем интернет-каналов для дошкольников и юношества и т. д.
Отрицательная сторона качества
Снижено качество жизни. Тратится много времени на ожидание чуда. Вы могли бы добиться лучшего, если бы самостоятельно решали свои проблемы, собрав волю и знания в кулак. Повзрослеть необходимо, чтобы полноценно проживать свою жизнь.
Чтобы научиться брать на себя ответственность, нужно:
– понять, что все, что с вами происходит, – это результат ваших действий;
– задать себе вопросы: «Что сейчас / в ближайшее время я могу сделать? Как я могу улучшить ситуацию?»
Описание методики
Замечание 1
Марина Александровна Панфилова – преподаватель кафедры клинической психологии МГМСУ.
Методика «Кактус» разработанная М.А. Панфиловой в 90-е годы ХХ века, является одним из наиболее простых и информативных методов определения эмоциональной сферы ребенка.
Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.
М.А. Панфилова при составлении теста руководствовалась тем, что проективные методики, а именно рисуночные, являются наиболее удобными в применении и максимально информативными. Это объясняется тем, что через рисунок ребенок неосознанно передает свои чувства, мысли, идеи, отношение к окружающим людям и миру в целом, показывает видение своего «Я» в обществе, а также уровень умственного и психофизического развития.
Методика «Кактус» способствует выявлению у испытуемого особенностей психоэмоционального состояния, определение уровня устойчивости к стрессу, подверженность агрессии, причины ее возникновения и интенсивность проявления.
Замечание 2
Анализ результатов диагностики дает возможность исследователю сделать точный вывод о том, является ли ребенок целеустремленным, эгоцентричным, демонстративным, скрытным или импульсивным.
4. Самоанализ деятельности-эссе на тему «Я в роли педагога-психолога»
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Задачи:
1. Изучение диагностической деятельности практического психолога;
2. Овладение диагностическим психолого-педагогическим инструментарием;
3. Формирование умения анализа личности и деятельности ребенка, группы; составление психолого-педагогической характеристики личности и группы.
Объектами исследования является личность воспитанника и ее отношение с социальной средой, и группа воспитанников ДОУ средней группы.
Предмет изучения – диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом.
Индивидуальный план практики:
1. Адаптивный (ознакомительный):
· Наблюдение за работой психолога;
· Чтение литературы психолого-педагогической диагностики;
· Составление аннотации на книгу, более подходящей для работы;
· Подбор диагностических методик, подготовка бланков для исследования.
2. Деятельностный:
· Диагностика личности детей;
3 стр., 1445 слов
Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования …
… теоретического исследования: «Графические методы в диагностике личности». Цель исследования – теоретически изучить возможности графических методов в диагностике личности. Объект исследования: графические методы психодиагностики. Предмет: … еще не привело к удовлетворительному знанию о личности человека. Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, …
· Характеристика детей (проведение теста-опросника, проективный (рисуночный) метод;
· Диагностика коллектива (социометрия)
· Психолого-педагогическая характеристика на группу.
3. Оценочно—рефлективный:
· Оформление документации;
· Самоанализ деятельности.
Индивидуальный план практики (понедельное планирование)
8.02 – 12.02 |
Знакомство с ДОУ, коллективом, исследуемой группой; Наблюдение за работой психолога в ДОУ. |
15.02 – 19.02 |
Чтение литературы психолого-педагогической деятельности; Написание аннотации на книгу. |
22.02 – 26.02 |
Подбор диагностических методик, подготовка бланков; Диагностика личности двух детей; Проведение тестов; Диагностика коллектива (группы); Составление характеристики на группу. |
29.02 – 5.03 |
Оформление документации; Самоанализ деятельности (Эссе на тему «Я в роли педагога-психолога») |
1. АННОТАЦИЯ НА КНИГУ ЛЕВЧЕНКО И.Ю. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
Сюжет рисунка
В этой части исследования обращают внимание на рисунок, в общем: внешний вид кактуса, фон рисунка, присутствие или отсутствие других персонажей
Например, важное значение имеет, нарисован ли кактус похожим на реальное растение или же изображён в виде сказочного персонажа
Первый случай указывает на то, что ребёнок подходит к жизни очень реалистично и «по-взрослому», понимает, в каких ситуациях нужно вести себя как взрослый, а в каких можно оставаться малышом. Нарисованный в виде мультипликационного героя кактус говорит о богатой фантазии ребёнка, его инфантильности.
Хотя условия не подразумевают никаких персонажей, помимо кактуса, малыш может изобразить их на своём рисунке. И если на картинке присутствуют любые другие герои, это значит, что ребёнок тянется к социуму и коллективу, у него прекрасные отношения с людьми. Такие дети испытывают дискомфорт, будучи вынужденными работать в одиночку.
Если нарисованный кактус простой, нарисован жирными линиями и иголок на нём совсем мало, это говорит о демонстративности характера. Если иголок много, они длинные и торчащие — испытуемый злобен.
Большой кактус с улыбкой до ушей — свидетельство оптимизма. Простой одинокий кактус говорит об интравертности. Цветок в горшке означает стремление к уюту и домашней защите. Кактус, изображённый в пустыне — свидетельство одиночества.
Цветовая гамма
Цвет рисунка говорит о подвижности психики испытуемого.
- Зелёный — уверенность и постоянство.
- Синий — душевный комфорт.
- Жёлтый — боязнь быть отвергнутыми другими людьми.
- Красный — эмоциональное возбуждение.
- Серый — ребёнок относится к происходящему нейтрально.
- Чёрный — испытуемый избалован, привык идти наперекор близким.
- Белый — иной раз свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы со зрением.
Своевременное использование методики позволяет выявить психологические и эмоциональные проблемы ребёнка, определить склонность к агрессии. При необходимости специалист назначает ребёнку дополнительные исследования, и вместе с родителями разрабатывает план коррекции.
Внутренняя структура
Детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В – три варианта ответа.
Для коррекции возмодной установочности ответов вопросы были сформулированы по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое число положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы.
Опросник сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Вопросник разделен на 2 идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки – «стены».
Оценки 1 и 10 стенов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные значения одного двухполюсного свойства личности. Как показало проведенное исследование, предлагаемая методика позволяет адекватно судить о возрастных и половых особенностях школьников и обладает достаточно широкими дифференцирующими возможностями.
Процедура проведения диагностики среди младших школьников
Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто достаточно уверенно держит в руке карандаш
При этом неважно, насколько хорошо ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем будут исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в небольшую группу (допускается проведение тестирования в малых группах)
Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.
Инструкция для ребёнка:
- Представь, что ты увидел красивый кактус.
- Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
- Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.
Если малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.
На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут. Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного. Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из такого многоуровневого теста.
Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:
- Ты нарисовал домашний кактус или дикий?
- Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
- Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
- Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.
Текст опросника «ОСОР-В»
- Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.).
- Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (уборка квартиры, мытье посуды и др.).
- В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач.
- Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др.
- Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружающих предметов и явлений.
- Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя).
- Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, воровства, хулиганства и др.).
- Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных вещах.
- Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе и др.).
- В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его общего развития.
- Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении.
- Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой и др.).
- Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструированием, рисованием и др.
- Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, Животных).
- Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? и др.
- В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одноклассников).
- Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др.
- Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет.
- Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.).
- Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.).
- Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).
- Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.).
- Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом.
- Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.).
- Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.
- Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду).
- Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо».
- Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы.
- Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение.
- Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.
- Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.).
- Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам.
- Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.).
- Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.).
- Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.
- Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неудачи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.).
- Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точки зрения этических норм (честность, справедливость и др.).
- Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного задания.
- Обсуждаем с ребенком причины его переживаний.
- Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство собой, гордость за себя и др.).
Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус
Существует несколько основных параметров по которым оценивают рисунок.
Параметры оценки:
Сила нажатия. Для этого рисунок переворачивается и оценивается обратная сторона. Если с обратной стороны линии очень продавленные и выпуклые, это говорит об агрессии малыша. Если выдавлены конкретные детали – ребенок импульсивный. В случае появления штрихов, можно говорить о беспокойстве. Если линии прерываются время от времени, то это свидетельствует о непостоянстве и ветрености малыша. Если линии четкие со средним нажимом, то можно сказать, что ребенок адекватный и уверенный в себе.
Размер кактуса и расположение на листе. Если малыш нарисовал растение внизу, можно судить о заниженной самооценке. Если вверху, то, наоборот. В случае смещения рисунка вправо, можно судить о стремлении крохи в будущее. Если влево, то ребенок склонен к постоянному анализу прошлого. Огромное значение имеет размер рисунка. Если на листе растение занимает меньше 1/3 всей площади, то ребенок страдает комплексом неполноценности. Если рисунок большой, то малыш стремится быть лидером. Хороший сигнал, если растение расположено посередине. Это говорит о постоянстве ребенка и его серьезности.
Анализ изображение
Тут берется во внимание как изображен кактус. В виде растения или мультипликационного персонажа
Если растение, то это свидетельствует о серьезности малыша и стремлении оправдать ожидание взрослых. Если мультипликационный персонаж, то это свидетельствует об инфантильности малыша.
Дополнительные элементы. Если ребенок рисует цветы или дополнительных персонажей, то это говорит о командной работе. Малышу комфортно в социуме, он любит общаться с детьми.
Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус
Характеристика кактуса, общие сведения:
- Густые и острые колючки свидетельствуют о злобе малыша.
- Растение в горшке говорит о том, что ребенок домашний и привык к родительской опеке.
- Если растение в пустыне – ребенок не любит общество, ему нравится одиночество.
- Если растение простое и нарисовано толстыми линиями, то малыш демонстративный и любит выделяться.
- Темные и густые линии свидетельствуют о тревожности малыша.
Цветовая гамма:
- Зеленый. Малыш постоянный и уверенный в себе
- Желтый. Ребенок боится быть осужденным обществом
- Синий. Ребенку комфортно в нынешней ситуации
- Красный. Кроха возбужден
- Серый. Кроха безразлично относится ко всему
- Черный. Малыш привык противоречить своим близким и спорить с ними
Как видите, при помощи несложного теста можно определить отношение к ребенку в семье. А также узнать о восприятии действительности малышом.
Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?
Методика проведения теста совсем простая. Рисунок может быть цветным или черно-белым. Если ребенок до этого никогда не видел кактус, взрослый просто в повествовательной форме рассказывает об этом необычном цветке.
Инструкция по проведению теста:
- Ребенку выдается лист бумаги А4 и карандаши. Это могут быть простые или цветные карандашики.
- Далее, малыша просят представить кактус – странный цветок с колючками. После этого предлагают крохе нарисовать растение.
- На задание дается не больше чем 30 минут. Ребенку нельзя задавать вопросы, чтобы взрослый никак не мог повлиять на характер изображения.
- Малыш может рисовать кактус в горшке, в вазе или в пустыне. Но взрослый не должен подталкивать ребенка изобразить домашнее или дикое растение.
- Дети не должны рисовать рядом и подсматривать. Это может повлиять на изображение и трактовку результатов.
Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?