Психологический тест, методика для дошкольников

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов методики осуществляется по следующим направлениям.

Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима.

Так, если нажим сильный, то это означает растущее напряжение у ребенка.

Твердо подчеркнутая определенная деталь рисунка – импульсивность.

Слабый или еле заметный нажим – угнетенное состояние, душевная и общефизическая слабость.

Отрывистые линии – порывистость характера.

Если кактус нарисован штрихами – это говорит об обеспокоенности или неуверенности ребенка.

Четкие и хорошо прорисованные линии – адекватность оцениваемых ситуаций, уверенность в собственных силах.

Расположение и размер кактуса на листе бумаги.

Если кактус расположен внизу листа – заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, – завышенная.

Если кактус расположен ближе к правой стороне – ребенок ориентирован на будущее, влево – склонен к анализу прошлого.

Нормой считается расположение ребенка посередине.

Так же необходимо обратить внимание на размер рисунка. Если кактус маленький – это говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих; если кактус занимает 2/3 листа – завышенное самомнение; крупный кактус – стремление к лидерству

Сюжет рисунка.

Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие иголок, в горшке или на земле растет кактус, фон рисунка, схожесть с реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д.

Если изображение кактуса реалистичное – ребенок чувствует себя по взрослому, имеет реалистичный подход к жизни; если это герой мультика или вымышленный персонаж – богатая фантазия и инфантильность тестируемого.

В том случае, если на рисунке имеются дополнительные персонажи, то это свидетельствует о хороших отношениях с окружающими людьми.

Цветовая гамма.

Свидетельствует о подвижности психики ребенка. Преобладание цвета говорит о:

  • Зеленый – уверенность и постоянство
  • Желтый – страх быть отвергнутым
  • Синий – ребенку комфортно именно в тех условиях, в которых он сейчас находится
  • Красный – сильное эмоциональное напряжение
  • Серый – нейтральное отношение к происходящему и окружающим
  • Белый – возможные проблемы со зрением
  • Черный – противоречивость, избалованность

Трактовка ответов на дополнительные вопросы.

Не имеют конкретных самостоятельных толкований, так как беседа проводится только лишь для того, чтобы подтвердить те или иные выводы, сделанные в процесс анализа рисунка.

Например, если ребенок нарисовал дикий кактус и подтвердил это в беседы, то можно сделать вывод, что он стремится к свободе, самостоятельности, одиночеству. Рисунок домашнего кактуса говорит о том, что ребенку удобно и комфортно в тех условиях, в которых он живет сейчас.

Процедура проведения

Процедура проведения методики «Кактус» допускает проведение диагностики в малых группах, в том случае, если дети уже достаточно хорошо владеют карандашом и понимают суть задания. Однако достоверность полученных результатов будет выше в том случае, если методика проводится в индивидуальной форме.

Оборудование необходимое для проведения методики:

  • лист формата А4;
  • цветные и простые карандаши средней мягкости.

Прежде, чем приступить к проведению методики педагог обращается к детям и объясняет им суть работы. Только после того как педагог убедился, что все дети верно поняли задание, необходимо приступать к рисованию.

В том случае, если кто-то из детей ни разу не видео кактус, то предварительно педагогу необходимо рассказать о существовании такого цветка с колючками, где и как он произрастает.

Время, отведенное на проведение методики, составляет 30 минут.

В процессе рисования педагог не вмешивается в работу детей, цвета и карандаши они выбирают самостоятельно. Ни в коем случае нельзя подсказывать или поправлять ребенка. Допускается использование любых цветов и в любом сочетании.

Трактовку рисунка педагог осуществляет самостоятельно, за исключением штриховки, ее анализ рекомендовано осуществлять совместно с детским психологом.

После того как дети закончили рисовать, педагог задает каждому ребенку дополнительные вопросы, в рамках методики. Вопросы необходимы для того чтобы получить максимально полную картину.

Дополнительные вопросы по методике «Кактус» М.А. Панфиловой:

  1. Какой ты кактус нарисовал – дикий или домашний?
  2. А к этому кактусу можно прикасаться?
  3. Этот кактус сильно колючий?
  4. Как ты думаешь, этому кактусу приятно, когда за ним ухаживают? Поливают? Удобряют?
  5. Как ты думаешь, каким будет кактус, когда немного подрастет? Опиши его размер, отростки, иголки и т.д.

Мнение педагогов по поводу методики

Многие психологи довольно высоко оценивают степень достоверности результатов, полученных в результате использования методики «Кактус».

Хорошая методика… простая, но показательная… Каких только кактусов я не повидала, работая психологом 5 лет… рисуют взрослые и лысые кактусы, и лохматые, одетые и раздетые, кустистые и одиночные, в шляпе и косынках… и много ещё разного)

Некоторые учителя и родители полагают, что предложенная методикой интерпретация показателей недостаточна, поскольку не позволяет полностью расшифровать информацию, отображённую в рисунке.

…у каждого свой кактус на окне… любая проективная методика есть только вспомогательный, уточняющий метод обследования и никак не единственный и валидный… только как помощь в иных мероприятиях, а с детьми так ещё и попытка налаживания контакта в беседе и прочие мелочи.

Я тоже знаю эту методику и могу успокоить мамочек, так как автор не много ввел в заблуждение!!! Наличие колючек-это норма! Так как в каждом человеке должна быть агрессия (а вот уже на сколько они длинные или частые тут уже… переизбыток так сказать))Наличие цветка означает, что ребенок творческая натура! В этом тесте важно в чем растет кактус(отвечает за благополучие внутри семьи)Если в пустыне, даже если кактус не один, то ребенок чувствует себя одиноко в семье, а если в горшке, то все отлично! И не надо переживать за выбранные цвете, они не обязательно должны быть яркими, если они приближенны к естественным, значит ребенок реалист! И еще наличие отростка на кактусе означает, что есть человек, к которому ребенок привязан(и это не родители, может друг или родственник)!

Любой метод психологического исследования не претендует на абсолютную истину, все выводы необходимо делать после всестороннего и комплексного обследования личности. Методика «Кактус» помогает получить ценную информацию о психоэмоциональном состоянии ребёнка и обнаружить склонность к агрессии. Результаты тестирования подскажут психологу, какое дополнительное обследование необходимо провести для выявления причин установленных проблем, а также понять характер и направленность коррекционных действий.

Кактус 9

Ваше теневое качество – детскость.

Это инфантильность, наивность, у вас нет особого желания брать на себя ответственность. Вы практически постоянно находитесь в своем детском состоянии, даже если уже выросли.

Чем взрослое состояние отличается от детского? Взрослый во всех делах, в проблемах быстро берет на себя ответственность, никого не винит в своих бедах – ни других людей, ни жизнь, ни правительство. Человек в детском состоянии все время перекладывает ответственность на других и не хочет решать свои проблемы, ожидая, что другие за него все сделают, либо ждет чуда и подарка судьбы.

Положительная сторона качества

В детскости много непосредственности, радости, безудержности. А это очень нравится окружающим, и особенно детям. Ребята от вас в восторге, обожают с вами шалить, играть, чувствуют, что вы увлечены процессом и радуетесь не меньше их.

Вы очень хорошо понимаете детей и подростков. Можете быть детским психологом, педагогом, писателем, мультипликатором, создателем интернет-каналов для дошкольников и юношества и т. д.

Отрицательная сторона качества

Снижено качество жизни. Тратится много времени на ожидание чуда. Вы могли бы добиться лучшего, если бы самостоятельно решали свои проблемы, собрав волю и знания в кулак. Повзрослеть необходимо, чтобы полноценно проживать свою жизнь.

Чтобы научиться брать на себя ответственность, нужно:

– понять, что все, что с вами происходит, – это результат ваших действий;

– задать себе вопросы: «Что сейчас / в ближайшее время я могу сделать? Как я могу улучшить ситуацию?»

Описание методики

Замечание 1

Марина Александровна Панфилова – преподаватель кафедры клинической психологии МГМСУ.

Методика «Кактус» разработанная М.А. Панфиловой в 90-е годы ХХ века, является одним из наиболее простых и информативных методов определения эмоциональной сферы ребенка.

Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.

М.А. Панфилова при составлении теста руководствовалась тем, что проективные методики, а именно рисуночные, являются наиболее удобными в применении и максимально информативными. Это объясняется тем, что через рисунок ребенок неосознанно передает свои чувства, мысли, идеи, отношение к окружающим людям и миру в целом, показывает видение своего «Я» в обществе, а также уровень умственного и психофизического развития.

Методика «Кактус» способствует выявлению у испытуемого особенностей психоэмоционального состояния, определение уровня устойчивости к стрессу, подверженность агрессии, причины ее возникновения и интенсивность проявления.

Замечание 2

Анализ результатов диагностики дает возможность исследователю сделать точный вывод о том, является ли ребенок целеустремленным, эгоцентричным, демонстративным, скрытным или импульсивным.

4. Самоанализ деятельности-эссе на тему «Я в роли педагога-психолога»

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Задачи:

1. Изучение диагностической деятельности практического психолога;

2. Овладение диагностическим психолого-педагогическим инструментарием;

3. Формирование умения анализа личности и деятельности ребенка, группы; составление психолого-педагогической характеристики личности и группы.

Объектами исследования является личность воспитанника и ее отношение с социальной средой, и группа воспитанников ДОУ средней группы.

Предмет изучения – диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом.

Индивидуальный план практики:

1. Адаптивный (ознакомительный):

· Наблюдение за работой психолога;

· Чтение литературы психолого-педагогической диагностики;

· Составление аннотации на книгу, более подходящей для работы;

· Подбор диагностических методик, подготовка бланков для исследования.

2. Деятельностный:

· Диагностика личности детей;

3 стр., 1445 слов

Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования …

… теоретического исследования: «Графические методы в диагностике личности». Цель исследования – теоретически изучить возможности графических методов в диагностике личности. Объект исследования: графические методы психодиагностики. Предмет: … еще не привело к удовлетворительному знанию о личности человека. Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, …

· Характеристика детей (проведение теста-опросника, проективный (рисуночный) метод;

· Диагностика коллектива (социометрия)

· Психолого-педагогическая характеристика на группу.

3. Оценочно—рефлективный:

· Оформление документации;

· Самоанализ деятельности.

Индивидуальный план практики (понедельное планирование)

8.02 – 12.02

Знакомство с ДОУ, коллективом, исследуемой группой;

Наблюдение за работой психолога в ДОУ.

15.02 – 19.02

Чтение литературы психолого-педагогической деятельности;

Написание аннотации на книгу.

22.02 – 26.02

Подбор диагностических методик, подготовка бланков;

Диагностика личности двух детей;

Проведение тестов;

Диагностика коллектива (группы);

Составление характеристики на группу.

29.02 – 5.03

Оформление документации;

Самоанализ деятельности (Эссе на тему «Я в роли педагога-психолога»)

1. АННОТАЦИЯ НА КНИГУ ЛЕВЧЕНКО И.Ю. «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»

Сюжет рисунка

В этой части исследования обращают внимание на рисунок, в общем: внешний вид кактуса, фон рисунка, присутствие или отсутствие других персонажей

Например, важное значение имеет, нарисован ли кактус похожим на реальное растение или же изображён в виде сказочного персонажа

Первый случай указывает на то, что ребёнок подходит к жизни очень реалистично и «по-взрослому», понимает, в каких ситуациях нужно вести себя как взрослый, а в каких можно оставаться малышом. Нарисованный в виде мультипликационного героя кактус говорит о богатой фантазии ребёнка, его инфантильности.

Хотя условия не подразумевают никаких персонажей, помимо кактуса, малыш может изобразить их на своём рисунке. И если на картинке присутствуют любые другие герои, это значит, что ребёнок тянется к социуму и коллективу, у него прекрасные отношения с людьми. Такие дети испытывают дискомфорт, будучи вынужденными работать в одиночку.

Если нарисованный кактус простой, нарисован жирными линиями и иголок на нём совсем мало, это говорит о демонстративности характера. Если иголок много, они длинные и торчащие — испытуемый злобен.

Большой кактус с улыбкой до ушей — свидетельство оптимизма. Простой одинокий кактус говорит об интравертности. Цветок в горшке означает стремление к уюту и домашней защите. Кактус, изображённый в пустыне — свидетельство одиночества.

Цветовая гамма

Цвет рисунка говорит о подвижности психики испытуемого.

  1. Зелёный — уверенность и постоянство.
  2. Синий — душевный комфорт.
  3. Жёлтый — боязнь быть отвергнутыми другими людьми.
  4. Красный — эмоциональное возбуждение.
  5. Серый — ребёнок относится к происходящему нейтрально.
  6. Чёрный — испытуемый избалован, привык идти наперекор близким.
  7. Белый — иной раз свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы со зрением.

Своевременное использование методики позволяет выявить психологические и эмоциональные проблемы ребёнка, определить склонность к агрессии. При необходимости специалист назначает ребёнку дополнительные исследования, и вместе с родителями разрабатывает план коррекции.

Внутренняя структура

Детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В – три варианта ответа.

Для коррекции возмодной установочности ответов вопросы были сформулированы по возможности нейтрально и сбалансированы так, чтобы одинаковое число положительных и отрицательных ответов давало равный вклад в счет шкалы.

Опросник сконструирован таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников (8 лет), которые обязательно требуют индивидуального обследования, так и для учащихся более старшего возраста (12 лет). Вопросник разделен на 2 идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки – «стены».

Оценки 1 и 10 стенов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные значения одного двухполюсного свойства личности. Как показало проведенное исследование, предлагаемая методика позволяет адекватно судить о возрастных и половых особенностях школьников и обладает достаточно широкими дифференцирующими возможностями.

Процедура проведения диагностики среди младших школьников

Приём можно использовать в работе с детками старше 3 лет, то есть с теми, кто достаточно уверенно держит в руке карандаш

При этом неважно, насколько хорошо ребёнок владеет пишущим предметом — все штрихи и линии, которые затем будут исследоваться, не требуют художественных навыков. Желательно проводить тестирование в индивидуальной форме, но в случае необходимости несколько детей можно объединить в небольшую группу (допускается проведение тестирования в малых группах)

Для испытуемого нужно подготовить лист бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.

Инструкция для ребёнка:

  1. Представь, что ты увидел красивый кактус.
  2. Запомни все детали этого образа и по сигналу начинай рисовать цветок.
  3. Отвлекаться и задавать вопросы нельзя.

Если малыш до этого момента не видел растение — не беда: взрослому просто необходимо рассказать о существовании цветка с колючками.

На тест выделяется столько времени, сколько нужно ребёнку для создания рисунка, однако период работы над заданием не должен длиться более 30 минут. Методика допускает создание как чёрно-белого изображения, так и цветного. Трактовку раскрашенного рисунка рекомендуется проводить с профессиональным детским психологом, так как только он сможет правильно сделать выводы из такого многоуровневого теста.

Для создания более полной картины взрослому после завершения ребёнком рисунка необходимо задать несколько наводящих вопросов:

  • Ты нарисовал домашний кактус или дикий? 
  • Можно ли к нему прикасаться? Он сильно колючий?
  • Приятно ли этому кактусу, когда за ним ухаживают? Поливают, удобряют?
  • Каким станет твой «питомец», когда подрастёт? Опиши размер, иголки, отростки.

Текст опросника «ОСОР-В»

  1. Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.).
  2. Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (уборка квартиры, мытье посуды и др.).
  3. В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач.
  4. Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др.
  5. Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружающих предметов и явлений.
  6. Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя).
  7. Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, воровства, хулиганства и др.).
  8. Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных вещах.
  9. Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе и др.).
  10. В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его общего развития.
  11. Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении.
  12. Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой и др.).
  13. Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструированием, рисованием и др.
  14. Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, Животных).
  15. Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? и др.
  16. В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одноклассников).
  17. Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др.
  18. Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет.
  19. Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.).
  20. Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.).
  21. Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).
  22. Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.).
  23. Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом.
  24. Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.).
  25. Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.
  26. Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду).
  27. Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо».
  28. Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы.
  29. Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение.
  30. Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.
  31. Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.).
  32. Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам.
  33. Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.).
  34. Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.).
  35. Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.
  36. Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неудачи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.).
  37. Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точки зрения этических норм (честность, справедливость и др.).
  38. Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного задания.
  39. Обсуждаем с ребенком причины его переживаний.
  40. Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство собой, гордость за себя и др.).

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Существует несколько основных параметров по которым оценивают рисунок.

Параметры оценки:

Сила нажатия. Для этого рисунок переворачивается и оценивается обратная сторона. Если с обратной стороны линии очень продавленные и выпуклые, это говорит об агрессии малыша. Если выдавлены конкретные детали – ребенок импульсивный. В случае появления штрихов, можно говорить о беспокойстве. Если линии прерываются время от времени, то это свидетельствует о непостоянстве и ветрености малыша. Если линии четкие со средним нажимом, то можно сказать, что ребенок адекватный и уверенный в себе.

Размер кактуса и расположение на листе. Если малыш нарисовал растение внизу, можно судить о заниженной самооценке. Если вверху, то, наоборот. В случае смещения рисунка вправо, можно судить о стремлении крохи в будущее. Если влево, то ребенок склонен к постоянному анализу прошлого. Огромное значение имеет размер рисунка. Если на листе растение занимает меньше 1/3 всей площади, то ребенок страдает комплексом неполноценности. Если рисунок большой, то малыш стремится быть лидером. Хороший сигнал, если растение расположено посередине. Это говорит о постоянстве ребенка и его серьезности.

Анализ изображение

Тут берется во внимание как изображен кактус. В виде растения или мультипликационного персонажа

Если растение, то это свидетельствует о серьезности малыша и стремлении оправдать ожидание взрослых. Если мультипликационный персонаж, то это свидетельствует об инфантильности малыша.

Дополнительные элементы. Если ребенок рисует цветы или дополнительных персонажей, то это говорит о командной работе. Малышу комфортно в социуме, он любит общаться с детьми.

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Характеристика кактуса, общие сведения:

  • Густые и острые колючки свидетельствуют о злобе малыша.
  • Растение в горшке говорит о том, что ребенок домашний и привык к родительской опеке.
  • Если растение в пустыне – ребенок не любит общество, ему нравится одиночество.
  • Если растение простое и нарисовано толстыми линиями, то малыш демонстративный и любит выделяться.
  • Темные и густые линии свидетельствуют о тревожности малыша.

Цветовая гамма:

  • Зеленый. Малыш постоянный и уверенный в себе
  • Желтый. Ребенок боится быть осужденным обществом
  • Синий. Ребенку комфортно в нынешней ситуации
  • Красный. Кроха возбужден
  • Серый. Кроха безразлично относится ко всему
  • Черный. Малыш привык противоречить своим близким и спорить с ними

Как видите, при помощи несложного теста можно определить отношение к ребенку в семье. А также узнать о восприятии действительности малышом.

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Методика проведения теста совсем простая. Рисунок может быть цветным или черно-белым. Если ребенок до этого никогда не видел кактус, взрослый просто в повествовательной форме рассказывает об этом необычном цветке.

Инструкция по проведению теста:

  • Ребенку выдается лист бумаги А4 и карандаши. Это могут быть простые или цветные карандашики.
  • Далее, малыша просят представить кактус – странный цветок с колючками. После этого предлагают крохе нарисовать растение.
  • На задание дается не больше чем 30 минут. Ребенку нельзя задавать вопросы, чтобы взрослый никак не мог повлиять на характер изображения.
  • Малыш может рисовать кактус в горшке, в вазе или в пустыне. Но взрослый не должен подталкивать ребенка изобразить домашнее или дикое растение.
  • Дети не должны рисовать рядом и подсматривать. Это может повлиять на изображение и трактовку результатов.

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: