Содержание
Через обучение человек привыкает к определенным действиям. Еда, письмо, чтение или езда на велосипеде: все это процессы, которые изначально требуют нашего полного внимания, но в конечном итоге мы их автоматизируем.
В целом такая автоматизация помогает нам экономить ресурсы, но правда в том, что иногда это может быть невыгодно. Это то, что происходит, когда нас просят выполнить задание, в котором появляются стимулы, которые вызывают автоматический ответ, но просят нас сделать что-то еще. Мы должны остановить автоматизм, чтобы выполнить настоящую задачу. Один из способов измерить эту помеху — тест Струпа..
Статья по теме: «Психология цвета: значение и курьезы цветов»
Интерпретация эффекта Струпа
Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И, если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов.
В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности
(color difficulty).
19 стр., 9229 слов
Влияние цвета на психику и деятельность человека
… зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным … Не отрицая роли предметных культурно-историческими связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений является объективный …
Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t(НЦ)/t(ЧНЦч), t(ЧНЦч)/t(НЦ), t(НЦ)+t(ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r < 0,05).
Второй фактор можно определить как фактор интерференции
(interference).
Он представлен показателем t(НЦСо)-t(НЦ), который имеет корреляционную связь с ним — r = 0,97, с первым фактором — r = 0,07 и с третьим фактором — r = 0,24. Третий фактор был обозначен как фактор скорости (speed), Терстоун упоминал его как «индивидуальный темп». Он раскрывается через показатель t(ЧНЦч), который имеет корреляционную связь с ним — r = 0,97, с первым фактором — r = -0,34, со вторым фактором — r = 0,06.
Таким образом, на основании полученных Дженсеном результатов можно сделать вывод о том, что 1) использование в исследовании того или иного показателя затрагивает определенный (один из возможных, но не единственный) аспект процесса выполнения задачи Струпа, и 2) задача Струпа и связанный с нею эффект представляют собой многомерный феномен, который невозможно полностью объяснить на основе представлений о некотором единственном механизме.
Модифицированный онлайн-тест Струпа
Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.
Тест состоит из двух частей
и в общей сложности включает30 вопросов . Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее.Первая часть (10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Вовторой части (20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.
Эффект Струпа как психологический тест
Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.
Если вас интересуют другие необычные явления, связанные с работой мозга, почитайте нашу статью о синестезии.
Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д
мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации.
Также задачи на основе теста Струпа часто включают в различные программы по саморазвитию и тренировке мозга, так как для нашего разума в принципе полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними (подробнее мы о этом и о различных вариантах тренировок говорим в материале, посвященном нейробике, или гимнастике для мозга).
Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке – его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих органов. Ведь, как мы говорили, эффект Струпа работает, только если вы в состоянии прочитать слова и они вам хорошо знакомы.
Эмоциональный тест Струпа
Отдельного внимания заслуживает т. н. эмоциональная задача Струпа (Williams. 1996). Подобно классическому тесту Струпа в ней измеряется время реакции, необходимое для того, чтобы назвать цвет, которым написаны определённые слова. Слова, однако, являются не названиями цветов, а либо имеют нейтральное значение (например, «часы», «бутылка», «небо», «ветер», «карандаш»), либо связаны с определёнными эмоциональными состояниями или расстройствами (рис. Эмоциональная задача Струпа).
Эмоциональная задача Струпа. Архив БРЭ.Эмоционально нагруженные слова зависят от конкретного явления, которое исследуют; например, для посттравматического синдрома это может быть «нападение», «война», в исследовании переживания соматических заболеваний – «рак», «убить». У испытуемых, имеющих соответствующие эмоциональные сложности, время реакции при назывании цвета эмоционально нагруженных слов выше по сравнению с нейтральными.
Данная экспериментальная процедура используется в диагностике и изучении тревожных расстройств и социофобии (Becker. 2001; Bar-Haim. 2007), страха смерти (Lundh. 1998), сезонного аффективного расстройства (Spinks. 2001), посттравматического расстройства (Cisler. 2011), алкогольной зависимости (Sharma. 2001), обсессивно-компульсивного расстройства (Kyrios. 1998).
Методики, использующие эффект Струпа
Существует целый ряд экспериментальных процедур, в которых эффект Струпа используется на материале, отличном от оригинального. Например, в словесно-изобразительном задании Струпа слова вписаны в изображения (предметные рисунки или геометрические формы). Если слово и изображение совпадают по значению, изображение идентифицируется быстрее, чем если слово не соответствует изображению (Hentschel. 1973).
В тесте направлений Струпа слова, указывающие направление («направо», «налево», «вверх», «вниз»), располагаются внутри стрелок, и испытуемых просят совершать движение в том направлении, на которое указывает стрелка. Интерференция обнаруживается в тех случаях, когда слово в стрелке не соответствует направлению, которое она указывает (Shor. 1970).
В счётном тесте Струпа испытуемых просят подсчитать количество слов на экране и затем нажать на соответствующую кнопку. В контрольной серии предъявляются наборы слов из одной понятийной категории (например, животные), в экспериментальной – сами слова являются числительными (Seymour. 1974).
Автоматичность :
Эта теория утверждает, что распознавание цветов не является автоматическим процессом, и поэтому при выполнении этого действия возникает небольшая неуверенность.
Автоматическая обработка — это процессы в уме, которые относительно быстры и требуют мало когнитивных ресурсов. Этот тип обработки информации обычно происходит за пределами сознательного осознания и является обычным при выполнении знакомых и хорошо отработанных задач.
Однако мозг способен автоматически понимать значение слова в результате обычного чтения (вспомните первоначальное исследование Струпа в 1935 году — эта теория объясняет, почему он хотел проверить влияние практики на способность называть цвета).
Исследователи, поддерживающие эту теорию, утверждают, что автоматическое чтение не требует контролируемого внимания, но по-прежнему использует достаточно ресурсов внимания мозга, чтобы уменьшить количество, остающееся для обработки цвета (Monahan, 2001).
В некотором смысле это соответствует дуэли между образами мышления мозга — «Системой 1» и «Системой 2». В то время как первое является более автоматическим и инстинктивным, второе — более медленным и контролируемым (Kahneman, 2011).
Это похоже на эффект Струпа, в котором мы видим, что более автоматический процесс пытается доминировать над более совещательным. Помехи возникают, когда мы пытаемся использовать Систему 2 для отмены Системы 1, таким образом вызывая задержку во времени реакции.
Торонтская алекситимическая шкала
26 вопросов
Алекситимией называют затруднение или неспособность выражать эмоции и чувства, фокусирование на внешних событиях, а не на внутренних переживаниях, склонность к утилитарному, рациональному мышлению в ущерб эмоциональной чувствительности.
Алекситимия чревата психосоматическими последствиями. Чем она вызвана? Врожденными патологиями, биохимическим дефицитом, социальными/культурными факторами? Однозначного ответа пока нет.
Но есть Торонтская алекситимическая шкала, названная по имени университета, где работал ее автор, канадский психиатр Грэм Тэйлор. На основе этой шкалы создали тест из 26 вопросов, методика оценки которого базируется на трех главных проявлениях алекситимии:
- трудности идентификации своих чувств,
- трудности описания чувств других,
- экстернальный (ориентированный на внешнее) тип мышления.
***
Разумеется, ни один из опросников нельзя считать истиной в последней инстанции. Но информацию для размышления о себе получить можно, а нынешнее непростое и интересное время отлично подходит для саморефлексии. Главное во всем знать меру.
Что такое струпья?
Для ясности представления и четкого понимания, что такое струп, уясним понятие «рана».
Ранами называют механические повреждения целостности кожных покровов или слизистых, возникающие в результате травм, порезов, укусов, огнестрельных ранений и т.д.
От других видов травм (ушибы, растяжения и т.д.) рану отличает именно наличие поврежденных кожных покровов или слизистых.
В зависимости от типов раны (колотая, рубленая, рваная, возникшая в результате укуса и т.д.), выраженности ее колонизации микроорганизмами (инфицированная и неинфицированная), а также состояния иммунитета пациента различают три основных типа заживления ран:
- первичное натяжение (сопровождается быстрым образованием прочных рубцов — данный тип заживления возможен только для неинфицированных ран);
- вторичное натяжение (указанный тип заживления характерен для инфицированных ран и осуществляется через образование грануляционных тканей после нагноения раны и ее очищения от гноя);
- струпья на коже (заживление под струпом).
Процедура исследования
Испытуемым предлагается 3 вида карт:
- Обычным чёрным шрифтом указаны названия основных природных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный);
- В этих же тонах, только не слова, а фигуры в виде квадратов;
- И, наконец, слова, напечатанные несоответствующим им цветом.
Задача
- Прочесть содержимое первой карточки;
- Назвать цвета квадратов со второй.
- Перейти к третьей карте, сначала игнорируя написанный текст, а потом наоборот, цвет шрифта, читая сами слова.
Конечно, последняя часть задания оказывается самой сложной. Но при постоянной тренировке вполне возможно повысить качество результатов.
Интересно, что при стабильном выполнении этой задачи мозг человека перестраивается на столько, что начинает воспринимать в основном только цветовую палитру
Всё внимание акцентируется на ней, игнорируя смысл текста. Но со временем становится заметной польза тренировок, так как человек намного быстрее научается переключаться
Соответственно, качественней обрабатывает информацию, задействовав оба полушария.
А это положительно сказывается на остальных когнитивных процессах. Да, в принципе и на жизни в целом. Человек научается быстро принимать оптимальные решения даже в стрессовых ситуациях. Смотреть на проблему с разных ракурсов и при этом видеть её суть. А также критически относиться к предоставленной информации.
Методология
В 1935 г. американский психолог Дж. Р. Струп опубликовал статью по результатам нескольких собственных экспериментов (Stroop. 1935).
Стимульный материал к тесту Струпа. Архив БРЭ.В первом эксперименте он предлагал испытуемым две карточки – на одной чёрной краской были напечатаны слова, обозначающие цвета («красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый»), на второй – эти же слова были напечатаны «неправильными» цветами (например, слово «красный» было напечатано зелёными чернилами) (рис. Стимульный материал к тесту Струпа). Струп измерил время чтения двух карточек и не обнаружил значимых различий.
Во втором эксперименте он использовал карточку со словами, напечатанными «неправильными» цветами, а в качестве контрольной – карточку с цветными квадратами тех же цветов. В этом эксперименте требовалось на контрольной карте называть цвет квадратов, а на экспериментальной – цвет чернил, не читая сами слова. Выяснилось, что время называния в условиях, когда вербальная и визуальная информация не совпадали (их ещё называют неконгруэнтными или конфликтными), было значимо выше. Эта закономерность получила название эффект Струпа.
Струп сделал вывод, что дополнительное время требуется для того, чтобы преодолеть интерференцию – подавить автоматизированный процесс чтения, а скорость, с которой происходит подавление автоматического процесса, является индикатором когнитивной гибкости. Существуют и другие объяснительные модели эффекта, в том числе подвергающие сомнению автоматизированность чтения (Algom. 2019; Besner. 1999), однако сам факт наличия эффекта сомнений не вызывает.
Эффект Струпа используется в экспериментах в оригинальной форме или с различными модификациями, касающимися:
-
количества и наименования цветов – кроме оригинальной комбинации (красный, синий, зелёный, коричневый и фиолетовый), также популярны варианты, включающие красный, синий, зелёный и жёлтый (Hammes. 1971; Spreen. 1998; Bayard. 2011) или только красный, синий и зелёный (Golden. 1978); встречаются и более экзотические комбинации: например, «греческий» вариант – красный, синий, зелёный и цвет загара (Zalonis. 2009) или «бразильский» – синий, зелёный и розовый (Zimmermann. 2015);
-
количества и расположения слов на странице – 10 колонок по 10 слов (Hammes. 1971), 5 колонок по 20 слов (Golden. 1978), 4 колонки по 6 слов (Spreen. 1998; Bayard. 2011), 4 колонки по 28 слов (Zalonis. 2009);
-
фона карт, на которых предъявляются стимулы (белый, чёрный);
-
формы цветных символов – буквы ХХХХ (Golden. 1978), прямоугольники (Comalli. 1962; Hammes. 1971), точки (Spreen. 1998), многоугольники;
-
дополнительного стимульного материала – например, в Victoria Stroop Test используется карта с нейтральными словами, напечатанными цветными чернилами (Spreen. 1998), в некоторых экспериментах – карта с несуществующими словами, буквосочетаниями (Kindt. 1996);
-
формата предъявления (бумажный, компьютерный);
-
типа запрашиваемого ответа – выбор из нескольких вариантов на экране, чтение вслух, выбор варианта на экране + чтение вслух и др. (Booth D. Test review. Vienna Test System : STROOP (STROOP) / D. Booth, D. Hughes, S. Waters, P. Lindley // The British Psychological Society Psychological Testing Centre. – 2014).
Исследователи нередко называют свои экспериментальные процедуры тестом Струпа, но при этом в большинстве случаев речь идёт не о психометрически обоснованном тесте, а об экспериментальной процедуре, основанной на эффекте Струпа. Существует, однако, и несколько психометрических методик с измеренной надёжностью, валидностью и тестовыми нормами.
Использование теста Stroop
Эффект Струпа широко используется в психологии как для тестирования людей, так и для проверки теорий, которые я упоминал в предыдущем разделе.
С помощью теста Stroop вы можете измерить способность человека использовать избирательное внимание и скорость обработки. Тест Струпа также используется в сочетании с другими типами нейропсихологических оценок, так как он проверяет исполнительную способность человека к обработке.
В ходе проведенных исследований было обнаружено, что тест был чувствительным, когда дело дошло до дискриминации людей, страдающих повреждением головного мозга, и был способен даже различать место повреждения по отношению к области пораженного мозга..
Как сделать тест Stroop?
Обычно этот тест применяется в клиническом контексте психического здоровья, но если вам интересно испытать эффект и увидеть свою способность различать стимулы и скорость, с которой вы можете давать ответы, здесь ниже я оставляю вам две ссылки, где вы можете выполнить тест.
Не беспокойтесь, если вам трудно сделать это в начале, ударить или пойти быстрее, помните количество процессов, вовлеченных в задачу, и теории, которые я объяснил ранее.
Наш ум прекрасен, но имейте в виду, что иногда делайте все, что можете.
Вы можете попробовать выполнить тест на следующей веб-странице.
Если вы предпочитаете делать это на английском языке, это еще одна ссылка, которая приведет вас к тесту на этом языке..
ссылки
- https://www.rit.edu/cla/gssp400/sbackground.html.
- http://ci-training.com/test-efecto-stroop.asp.
- https://faculty.washington.edu/chudler/words.html.
- http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16553630.
Значение и применение эффекта Струпа
Довольно много времени прошло после того как впервые был проведён эксперимент Струпа, и исследователи имели прекрасную возможность рассмотреть его под совершенно разными углами. Они сравнивали результаты проходивших данный тест людей разных психических и физиологических состояний, возрастов и полов, вследствие чего смогли обнаружить определённые закономерности.
Мы же не станем приводить довольно объёмные результаты изысканий учёных или же их разные интерпретации, т.к. этому можно посвятить целую научную работу. Но всё же считаем нужным заметить, что эффект Струпа оказался феноменом очень неоднозначным, т.к. задействует немалое количество когнитивных механизмов.
Огромное внимание уделяется учёными уровню автоматизации некоторых простейших процессов, таких, к примеру, как прочтение слов. Вполне вероятно, что человек даже не вникает в суть текста, когда делает ошибку и произносит слово вместо того чтобы произнести цвет
Получается, что для максимально объективного описания эффекта Струпа все когнитивные процессы должны быть рассмотрены в комплексе, а это задача не из лёгких.
Учитывая также многомерность рассматриваемого нами эффекта, сфера, в которой он может применяться, довольно обширна. В настоящее время он взят за основу во множестве тренажёров и тестов, ставящих перед собой самые разные цели и направленных на решение задач различного характера. Например, в определённых ситуациях тренажёры и тесты могут быть направлены на отслеживание психофизического состояния испытуемых, а в других ситуациях – на отслеживание относительной степени их внимания.
С ростом популярности игр для мозга эффект Струпа стал использоваться в качестве основы для тренажёров развития когнитивной мобильности. Специалисты, использующие его, помогают людям учиться быстрее переключаться с выполнения одних функций на выполнение других, задействуя в порядке очерёдности разные отделы головного мозга, благодаря чему повышается его адаптивность и обеспечивается более эффективное выполнение задач разного характера. Кроме того, решение задач теста требует внимательности и включает память. Правда, в данном отношении все не так просто, ведь доказательств положительного влияния подобных тренировок на способности мозга здорового человека пока не так много. Но если вы стремитесь к развитию познавательных процессов, то как один из вариантов упражнения на основе теста Струпа можно рассмотреть. Они включены в наш бесплатный курс «Нейробика: тренировка и развитие мозга», присоединяйтесь.
Сфера использования
Используется не только в качестве тренажёра, но и помогает диагностировать наличие стресса у личности. Его нередко даже задействуют для выявления депрессивных состояний и болезни Паркинсона.
Сложности концентрации внимания чаще всего возникают из-за нарушений в эмоциональной сфере. Что вполне логично, если личность что-то тревожит, она будет сконцентрирована на своей проблеме и внутренних переживаниях. События, происходящие вовне, отступают на второй план.
И даже при попытке включиться в выполнение работы, мысли, более приоритетные в данный момент, будут снижать эффективность действий. Вот попробуйте самостоятельно провести эксперимент. Вооружитесь секундомером и запишите время, за которое вы справитесь с любым набором разноцветных слов, указанных неверно. После чего повторите действия, только в момент, когда вы устали или испытываете сильные эмоциональные переживания. Результат будет значительно отличаться.
А знаете, для чего он ещё активно применялся этот эффект? Раньше контрразведка в Америке с помощью этого теста обнаруживала шпионов из СССР. Как бы они ни старались скрыть свою истинную биографию, изображая незнание русского языка, эффект Струпа давал о себе знать, выдавая лжецов.
Процедура исследования немного изменялась. Текст был написан с помощью английского алфавита, с одним нюансом – сами слова были русскими. Советские шпионы неосознанно справлялись с задачей достаточно быстро, особенно в сравнении с подозреваемыми американцами, которые совершенно не понимали смысл того, что написано на листе, называя лишь предоставленные цвета.
Опросник профессионального выгорания
22 вопроса
Изначально рассчитанный на медицинских работников тест подойдет и представителям других профессий, связанных с высокой эмоциональной вовлеченностью, — педагогам, журналистам и всем, кто работает с людьми.
Тест создан на основе концепции американских исследователей Маслач и Джексон. Это многофакторная теория выгорания, согласно которой выделяются три центровые структуры этого неприятного процесса:
- эмоциональное истощение — равнодушие, ощущение себя опустошенным и использованным, общее снижение эмоционального фона (начало выгорания);
- деперсонализация (термин в теории Маслач — Джексон, не путать с расстройством «малой психиатрии») — дистанцированное, черствое и циничное отношение ко всему, что связано с работой. Это своего рода буфер, защитная реакция психики на эмоциональный перегруз предыдущей стадии;
- редукция профессиональных достижений — обесценивание себя как профессионала, занижение своей продуктивности и компетентности. Человек стал хуже работать и решил, что несостоятелен как специалист. Пора бить тревогу.
Материал и методы
Обследованы 12 здоровых добровольцев, из них 10 женщин, медиана возраста 57 лет . Всем испытуемым проводилось две фМРТ с блоковым дизайном с интервалом не менее 48 ч. Каждое задание состояло из попеременно предъявляемых 4 активных блоков и 4 блоков покоя длительностью по 30 с каждый (суммарно 8 блоков). В первом исследовании периоды покоя — фиксация взгляда на кресте, выводимом в центре экрана, — чередовались с периодами задания теста Струпа, при котором на экран пациента проецировались изображения с названием цвета. Цвет шрифта совпадал либо не совпадал со значением слова (1,5 с/изображение), чередование изображений носило случайный характер. Перед пациентом ставилась задача реагировать про себя словом «да», если цвет шрифта совпадал со значением. Во втором исследовании с фМРТ периоды покоя, во время которых испытуемый спокойно лежал в томографе с закрытыми глазами, чередовались с периодами счета. После голосовой команды испытуемый выстраивал про себя числовой ряд от 1 и далее, пропуская числа, кратные 3. В обоих случаях перед исследованием проводился тренинг выполнения задания.
Нейровизуализационное обследование проводилось на магнитно-резонансном томографе Siemens MAGNETOM Verio 3 Тл и включало исследование головного мозга в режимах Т2-спинового эхо в аксиальной проекции для оценки вещества мозга: время повторения (TR — time repetition) 4000 мс, время эхо (TE — time echo) 118 мс, толщина среза 5 мм, межсрезовый интервал 1,5 мм; продолжительность 2 мин 2 с; Т2*-градиентное эхо в аксиальной проекции для получения данных функциональной МРТ (TR 3000 мс, TE 30 мс; толщина среза 3,0 мм; продолжительность 4 мин 08 с); 3D Т1_mpr в сагиттальной проекции для получения изотропных анатомических данных с целью последующего наложения на них функциональных данных (TR 1900 мс, TE 2,5 мс; толщина среза 1,0 мм; межсрезовый интервал 1 мм; продолжительность 4 мин 16 с).
Все испытуемые подписали информированное согласие на проведение обследования. Протокол исследования был одобрен локальным этическим комитетом ФГБНУ НЦН.
Для обработки данных фМРТ использовались пакеты программ SPM8 (https://www.fil.ion.ucl.ac.uk/spm) и CONN17. а на базе MATLAB 2013a (8.1.0.604).
Применялся стандартный протокол предобработки данных отдельно для каждого испытуемого для каждого теста: коррекция движений, корегистрация функциональных и анатомических данных, нормализация данных относительно стандартного пространства координат MNI (Montreal Neurological Institute) и сглаживание с последующим групповым анализом.
Статистические параметрические карты были сформированы на основании повоксельного сравнения при помощи общей линейной модели . Для каждого обследуемого были получены данные о зонах активации в виде цветных карт, наложенных на анатомические данные, а также в цифровом формате с указанием уровня статистической значимости зоны активации, ее объема и координат центра кластера в стереотаксическом пространстве MNI . Последующий анализ группы проводился с применением одновыборочного критерия Стьюдента (one-samplet-test) c порогом статистической значимости p
≤0,05 без коррекции на множественные сравнения, T>4,5. Для сравнительного анализа активации при применении разных парадигм применялся двухвыборочный критерий Стьюдента для зависимых выборок (paired t-test) c порогом статистической значимостиp ≤0,05 без коррекции на множественные сравнения, T>4,5. В дальнейшем для локализации зон интереса по полям Бродмана, просмотра и представления полученных данных использовался xjView 9.0 (Human Neuroimaging Lab, Baylor College of Medicine) на базе SPM8.
Для исследования функциональных связей в программе CONN 17. a проводился корреляционный анализ Пирсона с последующим применением трансформации Фишера для каждого испытуемого, а затем групповой анализ также посредством одновыборочного критерия Стьюдента (one-samplet-test) с порогом статистической значимости р
<0,005 с коррекцией на множественные сравнения (эффект множественных сравнений был оценен по частоте ложных обнаружений FDR (False Discovery Rate).
Наложение информации
Феномен, характеризующийся тем, что один тип информации накладывается на другой, называется в науке термином «интерференция». Но более интересно то, что на первом месте для восприятия человека находится именно текст, а не цветовая составляющая, чем, собственно, и объясняются сложности с тем, чтобы назвать цвет.
И здесь начинает действовать та самая ловушка, которую всем мы знаем как когнитивное искажение. Другими словами, в сам процесс произнесения человеком текстовых данных включается их значение, тем самым инициируя «сбой системы» и искажая человеческое восприятие. Естественно, в конечном счёте, задание человеком выполняется, и он преодолевает возникшие перед ним трудности, однако это требует некоторых ментальных усилий и времени.