Базисное доверие против базисного недоверия
Basic trust versus basic mistrust
0-1 год
«Матери вызывают чувство доверия у своих детей такого рода исполнением своих обязанностей, которое сочетает в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях малыша с непоколебимым чувством верности в пределах полномочий, вверенных им свойственным данной культуре образом жизни. Возникающее у ребенка чувство доверия образует базис чувства идентичности, которое позднее объединяет в себе три чувства: во-первых, что у него „все в порядке“, во-вторых, что он является самим собой и, в-третьих, что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть.»
Сила: надежда.
Психоанализ в психологии
Психоанализ показывает, как бессознательное противостояние влияет на самовосприятие и эмоциональную сторону личности, ее взаимодействие с остальным окружением и другими социальными институтами. Причина конфликта кроется в самих обстоятельствах, которые переживает человек. В конце концов, человек – это одновременно биологическое и социальное существо. В соответствии с собственными биологическими побуждениями он стремится к удовольствию и избегает боли.
Психоанализ – это понятие, введенное Зигмундом Фрейдом для описания новой методологии изучения и лечения психических расстройств. Принципы психологии многогранны и обширны, а одной из самых известных техник в психологической науке является психоанализ.
Теория психоанализа Зигмунда Фрейда состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.
Бессознательная часть хранит множество фантазий и желаний человека. Желания могут быть перенаправлены в сознательную часть, если на них направлено достаточно внимания. Явление, которое человеку трудно понять, потому что оно противоречит его моральным принципам или слишком болезненно для него, находится в бессознательной части. На самом деле, эта часть отделена от двух других цензурой. Поэтому всегда следует помнить, что объектом тщательного изучения психоаналитической методологии является отношение сознательной части к бессознательной.
Психологические науки включают в число основных механизмов психоанализа: анализ незаинтересованных действий симптоматической структуры, возникающих в повседневной жизни, анализ с помощью свободных ассоциаций, толкование сновидений.
Благодаря психологическим наукам человек открывает для себя ответы на вопросы, волнующие его душу, в то время как психоанализ лишь подталкивает его к поиску ответа, зачастую одностороннего и закрытого. Психологи работают в основном с мотивацией, эмоциями, отношением к реальности и сенсорными представлениями клиентов. Психоаналитики сосредотачиваются в основном на сущности человека, на его бессознательном. В то же время и психологическая практика, и психоаналитическая методология имеют нечто общее.
Взгляды Фрейда постоянно используются в философии и психологии
Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка
Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.
Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.
После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.
Создание этапов
Рассматривая кратко эпигенетическую теорию Эриксона можно определить преобразование структуры его научного труда для оценки личности. Успешное прохождение через каждый кризис предполагает достижение здорового соотношения или баланса между двумя противоположными диспозициями.
Например, здоровый подход на первой стадии формирования (доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис «Доверие» (людей, жизни и будущего развития), а также прохождение и развитие подходящей способности для «Недоверия», где это уместно, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.
Или переживать и расти на второй стадии (автономия против стыда и сомнения), чтобы быть, по сути, «Автономным» (быть собственной личностью, а не бессмысленным или трепетным последователем), но обладать достаточной способностью для «Стыда и Сомнения», чтобы обрести свободомыслие и независимость, а также этичность, внимательность и ответственность.
Эриксон назвал эти успешные сбалансированные результаты «Основными добродетелями» или «Основными преимуществами». Он определил одно конкретное слово, которое представляет их силу, приобретенную на каждом этапе, что обычно встречается в диаграммах психоаналитика и письменной теории, а также в других объяснениях его работы.
Эриксон также определил второе поддерживающее слово «сила» на каждой стадии, которое наряду с основной добродетелью подчеркивало здоровый результат на каждой ступени и помогало передать простое значение в резюме и диаграммах. Примерами основных достоинств и поддерживающих сильных слов являются «Надежда и стремление» (с первого этапа доверие против недоверия) и «Сила воли и самоконтроль» (со второго этапа автономия против стыда и сомнения).
Ученый использовал слово «достижения» в контексте успешных результатов, потому что оно подразумевало получение чего-то четкого и постоянного. Психосоциальное развитие не является завершенным и необратимым: любой предыдущий кризис может эффективно вернуться к любому, хотя и в другом облике, с успешными или неудачными результатами. Возможно, это помогает объяснить, как преуспевающие могут падать от благодати и как безнадежные неудачники могут в итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у всех есть надежда.
Трёхкомпонентная структурная модель психики
В своих ранних работах З. Фрейд выделял лишь сознательные и бессознательные аспекты личности. Сознательная часть мала, как бы составляет лишь вершину айсберга, и по своей сути не имеет существенного значения. А вот бессознательная часть является обширной, занимая большую часть айсберга. Подсознание содержит инстинкты и движущие силы поведения человека.
Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на сознательное и бессознательное и стал говорить о соотношении трех компонентов личности — Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).
1. Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. Это наиболее примитивная и наименее доступная часть личности, она является исходной, первобытной структурой психики. Ид тесно связано с биологическими побуждениями (сон, еда, вода, половое влечение и т.д.), которые наполняют энергией поведение человека.
Стимулы Ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Они действуют в соответствии с принципом наслаждения, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами снизить до нормального уровня. Например, если человек испытывает жажду, он должен удовлетворить свою потребность в воде. Это снизит напряжение, которое вызвала жажда.
Ид похож на маленького ребенка, который еще не понимает правил окружающего мира. Он активно пытается получить все, чтобы удовлетворить свои желания и потребности, не оценивая свои возможности и способности, возможные неудобства для себя и других, а также последствия своих действий. Для него существует только «хочу», поэтому Ид контролируется со стороны Эго.
2. Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Этот компонент психики ответственен за принятие решений, это та область, в которой происходят интеллектуальные процессы. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с требованиями и ограничениями, налагаемыми внешним миром (безопасным для человека и адекватным для общества способом).
Эго ориентируется на причинные связи и рациональность, в отличии от Ид. Оно следует принципу реальности, сдерживая порывы Ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психическое напряжение снято.
Эго не существует отдельно от Ид. Более того, Эго черпает свою силу в Ид. Само Эго существует, собственно, для того, чтобы помогать Ид.
3. Супер-Эго (Сверх-Я) — это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.
Супер-Эго представляет собой моральность. Из этого становится понятно, почему Супер-Эго не может не конфликтовать с Ид, т.е. со структурой, которая не признает мораль или какие-либо нормы.В отличие от Эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний Ид до более подходящего случая, Супер-Эго намеревается полностью подавить эти вожделения.
Человек не рождается с Супер-Эго. Оно формируется в процессе социализации — начиная с того периода, когда ребёнок впервые узнаёт, что «хорошо» и что «плохо», начинает различать «правильно» и «неправильно» (3-5 лет). Дети обретают Супер-Эго благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими фигурами».
В итоге, Эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневрировать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивостью и нетерпением Ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением Супер-Эго к совершенству. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.
Психоанализ Зигмунда Фрейда
Первоначально Фрейд проводил психоаналитические сеансы при помощи гипноза для подавления травмирующих ассоциаций. Однако впоследствии учёный отказался от этого и применял метод лишь в бодрствующем состоянии пациента.
Психоанализ сформировался на «технике свободных ассоциаций»: человек при общении со специалистом говорит всё, что приходит в голову в процессе «разбора» его состояния. Оказалось, что для эффективного психоанализа было достаточно того «материала», который психоаналитик получает от того, что говорит пациент.
Действительно, человек в обычной жизни практически лишён возможности говорить всё, что хочешь, и всегда, когда хочешь. Люди неискренне ведут себя сами с собой, скрывают от себя свои желания и мысли. От этого формируется неудовлетворённость, которая приводит к неврозам и депрессии.
Люди хотят говорить то, что думают и делиться сокровенным. Условности часто мешают это делать в привычной обстановке. Частично к психоанализу можно отнести хрестоматийный разговор — «излияние души» со случайным попутчиком в поезде, который, на счастье, оказался хорошим слушателем.
Но случайный попутчик в поезде — это максимум хороший слушатель. Легче станет, но проблему это не решит. Специалист-психоаналитик на основании связи осознаваемых мыслей и бессознательного содержания находит объяснительные гипотезы того, что и почему происходит в жизни человека и вместе с пациентом даёт ответ на вопрос — что делать?
Рассмотрим психоанализ Фрейда кратко и понятно.
До Фрейда была принята позиция, что психика (душа) человека целостна. Потом появилось понятие «бессознательное». Согласно теории Фрейда, психика человека условно делится на сознательное и бессознательное. Бессознательное — это установки, желания, влечение. Внутренний «цензор» человека — специальный механизм психики — не даёт бессознательному вырваться наружу прямым путём. Бессознательные симптомы накапливаются, находят выход и проявляют себя.
При психоанализе человек «вытаскивает» из себя бессознательное, вспоминает и рассказывает всё, что накопилось. После рассказанного для пациента наступает облегчение и даже излечивание от последствий тех или иных событий, желаний, влечений.
Фрейд считал, что природа бессознательного зависит от пережитых событий и от того, отчего человек мучается и не может это признать — зависть, чувство неполноценности или превосходства, агрессия и тому подобное. В теории классического психоанализа Фрейда переживания первых пяти лет жизни являются решающими для человека. Бессознательное берёт начало в эмоциях детства и влияет на всю жизнь.
Фрейд говорил о том, что при психоанализе человек переживает заново много событий, в том числе — из детства. Часто отношение клиента к психоаналитику во время сеанса становятся похожими на его отношение к собственному отцу или матери со всем комплексом чувств.
Психоанализ по Фрейду — это фактически «выливание» или перенос на терапевта чувств и влечений, которые составляют бессознательное.
Такие сеансы должны быть частыми и проходить до тех пор, пока человек полностью не избавится от невротических симптомов, комплексов и различных навязчивых мыслей. В среднем психоанализ проводят сессиями по несколько месяцев 2–4 раза в неделю.
Методы психоанализа З.Фрейда, использованные при лечении психологических проблем, привели к более детальному пониманию влияния бессознательных желаний на психологию человека. Психоанализ позволил лучше понять природу психосоматических болезней.
Теория психоанализа Зигмунда Фрейда не является «окаменелой» величиной, она развивается. Ещё при жизни учёный присуждал ежегодную премию за достижения своих учеников в развитии теории психоанализа.
Про Зигмунда Фрейда говорят, что он всё видел «через очки сексуальности». Фрейд видел основу всего бессознательного в теории либидо и детской сексуальности. Его последователи часто критиковали за такой подход. Известный психолог Карл Юнг видел природу бессознательного к коллективной памяти человечества.
Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность
Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе. Эриксон стремился расширить это понятие. Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.
Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития. Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис. К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.
Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий. Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности. Оно выражается в следующих признаках:
- Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
- Ощущение одиночества и опустошенности;
- Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
- Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
- Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.
Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.
Научная деятельность
В возрасте 25 лет Эрик познакомился с четой Фрейд. Дочь психоаналитика Анна помогла ему стать слушателем лекций в Венском психоаналитическом институте. Молодой человек занялся детской психологией
Параллельно он изучал методику Монтессори, в основе которой лежит внимание к развитию ребенка и этапам половых изменений. В 1933-м психолог получил диплом
Переехав в США, Эриксон стал первым детским психоаналитиком в Бостоне. Поначалу работал в Массачусетской больнице, затем в Центре судьи Бейкера и Гарвардской медицинской школе. Он также был врачом психологической клиники. В 1936-м Эрику предложили должность в Медицинской школе и Институте социальных отношений в Йельском университете. Помимо психоанализа, исследователь занимался изучением связи антропологии и психологии, взаимодействуя с авторитетными представителями обоих направлений.
В 1938 году Эриксон завершил работу в Йеле и отправился в Южную Дакоту, чтобы наблюдать за племенем сиу, а затем ознакомился с традициями племени юрок в Калифорнии. Сопоставив особенности детского развития в сообществах, психолог нашел различия. Они мотивировали ученого на исследования в области воздействия на психику событий, происходящих в подростковом возрасте. Спустя год вместе с семьей Эриксон переехал в Калифорнию, где присоединился к команде Института социального обеспечения Беркли, исследующего детское развитие. Он также практиковал в Сан-Франциско.
На новом месте Эрик повторно отправился в племя юрок и завершил второе исследование. В 1950-м опубликовали книгу «Детство и общество», которая принесла ему известность. В ней описывались мысли относительно мира детства и влияния на него социума. В том же году ученый покинул стены Калифорнийского университета.
В период с 1951 по 1960 год Эрик Эриксон преподавал в Центре Остина Риггса и работал с эмоционально неблагополучными молодыми людьми. Параллельно он выступал в Университете Питтсбурга в качестве приглашенного профессора. В 1958-м опубликовали книгу ученого под названием «Молодой Лютер».
Вернувшись в Гарвард в конце 1960-х, он занимал должность профессора вплоть до 1970-го. В 1968-м вышла книга Эриксона «Идентичность: юность и кризис». В 1973-м исследователь выступил чтецом на Джефферсонской лекции и получил высшую награду США от Национального гуманитарного фонда.
Ученый сделал весомый вклад в психологию. Принимая теорию Фрейда, он не концентрировался на идее отношений детей и родителей, а ставил во главу угла интерес к личности. Его теория развития личности разделяла психологическое становление не на 5 этапов, а на 8 стадий жизненного цикла. Кроме описанных Фрейдом фаз, в схеме появились еще 3 периода взрослого состояния.
Рассуждая о путанице в идентичности, Эриксон создал следующую периодизацию стадий развития: орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя зрелость (молодость), средняя зрелость, поздняя зрелость (старость).
Он придавал большое значение эго, считая, что его идентичность позволяет каждому человеку быть индивидуальностью. Ролевые искажения ведут к тому, что субъект может не состояться как член социума. Исследователь считал, что окружающая среда в значительной мере влияет на адаптацию ребенка, формирование самосознания и идентичности. Эго отвечает за гармонию с окружением, личностный рост и реализацию, уверенность в своих силах.
Вытеснение
Вытеснение является одним из ключевых понятий в психоанализе, обозначающий процесс, в результате которого «Я» удерживает в бессознательном влечения, мысли, стремления, не допуская их к сознанию.
Процесс вытеснения возникает, когда влечение по каким-либо причинам неприемлемо для индивида. Удовлетворение этого влечения однозначно вызвало бы наслаждение, но вместе с тем и неприятное чувство, в виде вины, отвращения и др. Это связано с тем, что данное влечение по каким-либо причинам не одобряется человеком, не вписывается в его картину мира.
И на первый взгляд, кажется, что вытеснив влечение, мы избавляемся от него, но в действительности оно продолжает существовать в бессознательном. Сдерживаемые вне сознания вытесненные влечения являются источником различных неврозов по той простой причине, что вытесненное производит беспрерывное давление в направлении сознания, и поэтому приходится оказывать такое же постоянное ответное давление на вытесненное, чтобы продолжать удерживать его в бессознательном. Это противостояние требует постоянной концентрации. Тем не менее, стремление может видоизменяться, порождать другие состояния и процессы, которые несмотря на постоянное вытеснение, могут проникнуть в сознание.
Это приводит нас к выводу, что процесс вытеснения является необходимым защитным механизмом, обеспечивающим относительное постоянство психологической системы каждого отдельного индивида.
2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона.
Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейда и создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества
Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества
К этому выводу он пришел, наблюдая за личностными изменениями, произошедшими с людьми в послевоенной Америке. Люди стали более тревожными, жесткими, подверженными апатии, смятению
Приняв идею неосознанной мотивации, Эриксон в своих исследованиях особое внимание уделял процессам социализации
Работы Эриксона знаменуют собой начало нового метода исследования психики – психоисторического, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического периода, в котором она живет. С помощью этого метода Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников – взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Проводя полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивая их с воспитанием детей в городских семьях США, Эриксон обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит, – его племя, класс или каста. Каждой стадии развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – групповой идентичности и эго-идентичности.
Групповая идентичность основана на том, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу и на выработку присущего этой группе мироощущения.
Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Опираясь на свои труды, Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.
В табл. 2 представлены стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.
Таблица 2.
Психосексуальные стадии развития личности
Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов
Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни
З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет). Для каждой из этих стадий характерна своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности.
Стадия 3: инициатива против вины (3-5 лет)
На третьем этапе Эриксона дети начинают укреплять свою власть и контроль над миром посредством игры, которая является бесценной основой для социальных взаимодействий. Когда они достигают идеального баланса индивидуальной инициативы и готовности работать с другими, они развивают чувство цели.
Вина хороша в том смысле, что она показывает способность детей распознавать, когда они сделали что-то не так. Тем не менее, чрезмерная или незаслуженная вина может заставить детей отказаться от проблем, потому что они не чувствуют себя способными противостоять им. Вина часто может питать страх.