биография
Уильям Джеймс родился 11 января 1842 года в первом роскошном отеле Нью-Йорка, в Astor House, в семье интеллектуалов. Он был старшим сыном брака, образованного Мэри Уолш и теологом Генри Джеймсом. У Уильяма было четыре брата, писатель Генри Джеймс (1843), Гарт Уилкинсон, Робертсон и дневник Алиса Джеймс (1848).
Культура всегда была очень важной опорой в доме Джеймса. Между 1855 и 1858 годами, когда Уильяму было тринадцать лет, семья Джеймса отправилась путешествовать по Европе. Это дало Уильяму возможность посещать школу в разных городах, таких как Генуя или Париж
В других случаях он получал образование в своем доме, в соответствии с тем, что меняющийся характер его отца определял уместно в каждый момент. За эти годы путешествий Уильям развил свою страсть к искусству и приобрел знания науки
Это дало Уильяму возможность посещать школу в разных городах, таких как Генуя или Париж. В других случаях он получал образование в своем доме, в соответствии с тем, что меняющийся характер его отца определял уместно в каждый момент. За эти годы путешествий Уильям развил свою страсть к искусству и приобрел знания науки.
В 1858 году они поселились в Ньюпорте, штат Род-Айленд, где они будут жить какое-то время. Там старший из Джеймсов преподавал живопись с Уильямом Хантом. Наконец, они поселились в Кембридже, штат Массачусетс.
В 1861 году Уильям оставил живопись и поступил в научную школу Лоуренса в Гарварде, где изучал физиологию и химию. Три года спустя он начал свое медицинское образование в том же университете.
В 1865 году он начал экспедицию через Амазонку с одним из своих профессоров Гарварда, натуралистом и антидарвинистом Луи Агассисом. Во время этого приключения он заболел оспой и был вынужден вернуться в Соединенные Штаты. После этого он начинает страдать от ряда симптомов и недугов, которые заставляют его задуматься о возможности самоубийства. Уильям Джеймс был человеком болезненной натуры и тянул зло на несколько лет.
В 1867 году он решил совершить еще одну поездку в Европу для здоровья и учебы. Изучать физиологию в университете Берлина. Здесь он начинает свое знакомство с миром философии и психологии. Начните читать философов, таких как Кант, Лессинг или Шарль Ренувье. Уильям Джеймс начинает пробуждать его интерес к человеческому разуму, помимо физического.
Несмотря на дискуссии, которые он вел со своим отцом за желание изучать искусство, чему его отец был против, в 1869 году он получил медицинскую карьеру. Тем не менее, он никогда не осуществлял как таковой.
Вскоре после окончания университета в 1873 году он начал преподавать курсы по физиологии позвоночных в Гарварде по предложению тогдашнего президента Чарльза Элиота, который ранее преподавал ему химию в качестве профессора. Год спустя он начинает давать уроки психологии и внедряет первую американскую лабораторию психологии.
10 июля 1878 года он женился на Алисе Хоу Гиббенс, на восемь лет моложе его. Согласно веб-версии выставки Линды Саймон о Уильяме Джеймсе, он хотел отречься, предупреждая Алису не выходить за него замуж из-за его болезненной натуры.
Вскоре после замужества Алиса забеременела. У Уильяма и Алисы было четверо детей: Генрих Джеймс III, Уильям, Маргарет Мэри и Александр и пятый ребенок, который умер вскоре после рождения, Герман.
В течение последних двух десятилетий XIX века Уильям Джеймс создал большую часть своих работ..
В 1880 он начал преподавать Гарвардскую Философию, так как он объединился со своими уроками Психологии.
Два года спустя он отправляется в новое путешествие в Европу. Там он встречается с мыслителями Эвальдом Герингом, Карлом Штумпфом, Эрнстом Махом, Вильгельмом Вундтом, Джозефом Дельбоуфом, Джин Шарко, Джорджем Крумом Робертсоном, Шадвортом Ходжсоном и Лесли Стивеном..
В 1898 году Уильяму Джеймсу поставили диагноз проблемы с сердцем. Некоторые проблемы, которые тянутся до его смерти 26 августа 1910 года.
Джеймс умер в своей летней резиденции в Чокоруа, штат Нью-Гемпшир, от сердечного приступа.
Карьера
На протяжении всей своей жизни Джеймс общался с различными писателями и учеными, в том числе с крестным отцом Ральфом Уолдо Эмерсоном, крестником Уильямом Джеймсом Сидисом, а также с Чарльзом Сандерсом Пирсом, Бертраном Расселом, Джосайей Ройсом, Эрнстом Махом, Джоном Дьюи, Маседонио Фернандесом, Вальтером Липпманом, Марком Твеном, Горацио Альгером, ГРЭММом. Стэнли Холл, Анри Бергсон, Карл Юнг, Джейн Аддамс и Зигмунд Фрейд.
Джеймс почти всю свою академическую карьеру провел в Гарварде. Он был назначен преподавателем физиологии на весенний семестр 1873 г., преподавателем анатомии и физиологии в 1873 г., доцентом психологии в 1876 г., доцентом философии в 1881 г., действительным профессором в 1885 г., открыл кафедру психологии в 1889 г., вернулся в философию в 1897 г., и ушел на пенсию в 1907 г. в качестве профессора философии.
Джеймс изучал медицину, физиологию и биологию и начал преподавать эти предметы, но был привлечен к научному изучению человеческого разума в то время, когда психология формировалась как наука. Знакомство Джеймса с творчеством таких деятелей, как Герман Гельмгольц в Германии и Пьер Джанет во Франции, способствовало введению им курсов научной психологии в Гарвардском университете. Свой первый курс экспериментальной психологии он преподавал в Гарварде в 1875-1876 учебном году.
В годы своей работы в Гарварде Джеймс участвовал в философских дискуссиях и дебатах с Чарльзом Пирсом, Оливером Венделлом Холмсом и Чонси Райтом, которые в 1872 году превратились в оживленную группу, неофициально известную как «Метафизический клуб». Луи Менанд (2001) предположил, что этот клуб формировал американскую интеллектуальную мысль на десятилетия вперед. Джеймс вступил в Антиимпериалистическую лигу в 1898 году, которая выступила против аннексии Филиппин Соединенными Штатами.
Уильям Джеймс и Джосайя Ройс, около загородного дома Джеймса в Чокоруа, Нью-Гэмпшир, в сентябре 1903 г. Дочь Джеймса Пегги сфотографировалась. Услышав щелчок камеры, Джеймс воскликнул: «Ройс, тебя фотографируют! Послушайте! Я говорю, будь ты проклят! «
Среди учеников Джеймса в Гарварде были такие известные имена, как Борис Сидис, Теодор Рузвельт, Джордж Сантаяна, У. Э. Б. Дюбуа, Дж. Стэнли Холл, Ральф Бартон Перри, Гертруда Стайн, Хорас Каллен, Моррис Рафаэль Коэн, Уолтер Липпманн, Аллен Локк, Х. Э. Льюис и Мэри Уитон Калкинс. Антиквар Габриэль Уэллс учился у него в Гарварде в конце 1890-х годов.
Описание этого выдающегося человека не было бы полным без упоминания того, как воспринимали его ученики. Его ученики наслаждались его талантом, а его манера преподавания была свободна от личной надменности. Его ученики помнят его за доброту и скромное отношение. Его уважительное отношение к ученикам говорит о его характере.
После ухода на пенсию из Гарварда в январе 1907 года Джеймс продолжал писать и читать лекции. Он опубликовал «Прагматизм», «Плюралистическая вселенная» и «Смысл истины». В последние годы своей жизни Джеймс все больше страдал от боли в сердце. Ситуация ухудшилась в 1909 году, когда он работал над философским текстом (незавершенным, изданным посмертно под названием «Некоторые проблемы философии»). Весной 1910 года он отправился в Европу на экспериментальное лечение, которое оказалось неудачным, и вернулся домой 18 августа. Его сердце разбилось 26 августа 1910 года в его доме в Чокоруа, Нью-Гемпшир. Он был похоронен на семейном участке на Кембриджском кладбище, в Кембридже, штат Массачусетс.
Он был одним из самых сильных сторонников школы функционализма в психологии и прагматизма в философии. Он был основателем Американского общества психологических исследований и сторонником альтернативных подходов к лечению. Он призвал своих коллег-профессионалов не позволять узкому мышлению вмешиваться в честную оценку этих убеждений.
В эмпирическом исследовании Хаггблума и др. с использованием шести критериев, включая цитирование и признание, Джеймс занял 14-е место среди наиболее квалифицированных психологов 20-го века.
Влияние и восприятие
« Принципы психологии »были очень влиятельным учебником, который суммировал область психологии на момент его публикации. Психология начала набирать популярность и признание в Соединенных Штатах в то время, и составление этого учебника только укрепило доверие к психологии как науке. Философ Гельмут Р. Вагнер пишет, что большая часть содержания книги в настоящее время устарела, но все еще содержит интересные идеи.
В областях, не связанных с психологией, книга также оказала большое влияние. Философ Эдмунд Гуссерль специально занимается работой Уильяма Джеймса во многих областях. После Гуссерля эта работа также повлияла на многих другие феноменологи. англо-австрийский философ Людвиг Витгенштейн читал работу Джеймса и использовал ее в своих учебных курсах для студентов, хотя Витгенштейн имел философские разногласия по многим пунктам Джеймса. Например, критика Уильяма Джеймса Витгенштейном в разделе 342 Philosophical Investigations.
Результаты экспериментов девятнадцатого века
В открытии The Principles of Psychology было представлено то, что было известно на момент написания статьи о локализации функций в мозге : каким образом каждое чувство, казалось, имело нейронный центр, которому оно сообщалось, и насколько разнообразные движения тела имеют свои источники в других центрах.
Конкретные гипотезы и наблюдения, на которые опирался Джеймс, теперь очень устарели, но самый широкий вывод, к которому приводит его материал, все еще актуален, а именно, что функции «нижних центров» (под головным мозгом ) становятся все более специализированными по мере того, как человек движется от от рептилий , через все более умных млекопитающих до людей, в то время как функции самого головного мозга становятся все более гибкими и менее локализованными по мере продвижения по тому же континууму.
Джеймс также обсудил эксперименты с иллюзиями (оптическими, слуховыми и т. Д.) И предложил физиологическое объяснение многим из них, включая то, что «мозг реагирует путями, которые прошли предыдущий опыт, и заставляет нас обычно воспринимать вероятную вещь, то есть вещь. чем в предыдущих случаях наиболее часто вызывалась реакция «. Таким образом, иллюзии — это частный случай явления привычки .
Ключи к поиску смысла жизни по Уильяму Джеймсу
По словам Уильяма Джеймса, для того, чтобы найти смысл жизни, нужно осознать, что независимо от обстоятельств, в которых мы находимся, у нас есть возможность выбирать и решать. Что-то, казалось бы, настолько простое, на самом деле содержит ряд сложностей, которые омрачают наше благополучие, даже не подозревая об этом. Он объяснил это следующим образом:
«Люди могут идти по жизни, не подозревая о существовании нашей совести. Об этой способности воспринимать себя и понимать наши отношения с миром
Иногда достаточно обратить внимание на стимул (цель), и вдруг все обретает значимость и полноту »
–Изучение природы человека–
Давайте теперь проанализируем, каковы ключи к поиску наших жизненно важных значений.
Обратите внимание на то, что вас окружает
В своей работе «Принципы психологии» Уильям Джеймс подчеркивает, что английские психологи-эмпирики серьезно пренебрегают вниманием. Немногие функции человеческого разума настолько трансцендентны, поскольку внимание — это способность, которая разрывает цикл пассивности. . Фактически, только когда мы направляем свой взгляд, мысли, волю и психологические ресурсы на стимул, мы заставляем то, на что смотрим, становиться частью нашего существования
Если мы пойдем по миру, ни на что не обращая внимания, мы пройдем через абсолютную пустоту, в которой ничто не станет для нас важным
Фактически, только когда мы направляем свой взгляд, мысли, волю и психологические ресурсы на стимул, мы заставляем то, на что смотрим, становиться частью нашего существования. Если мы пойдем по миру, ни на что не обращая внимания, мы пройдем через абсолютную пустоту, в которой ничто не станет для нас важным.
Работа над самосознанием
Как мы уже отмечали, Уильям Джеймс был пионером в изучении сознания. Таким образом, что-то, что выделяется в их работе, — это необходимость заглянуть внутрь себя, а затем открыть себя. Только когда мы соучастно читаем нашу волю, эмоции, потребности и заботы, мы знаем, где мы находимся и куда нам следует идти.
Принятие решений, чтобы найти смысл жизни по Уильяму Джеймсу
Когда мы принимаем решение, мы выбираем в данный момент, куда направить волю, энергию и мотивацию. Решение ведет наше существование в определенном направлении и это придает нам в данный момент смысл и значение. Более того, удобно помнить, что наши жизненные значения могут время от времени меняться, потому что меняются потребности и потому, что иногда меняются обстоятельства, и мы вынуждены приспосабливаться.
Надежда против отставки
Смысл жизни, согласно Уильяму Джеймсу, всегда должен определяться надеждой.. Как он объяснил нам в своей работе «Разновидности религиозного опыта», смирение лишает нас импульса и помещает нас в экзистенциальную муку, которую приносит с собой страдание.
Этим способом, ключ к открытию этого сундука, в котором находится смысл нашей реальности, всегда должен начинаться с надежды, твердой убежденности в том, что завтра всегда будет ярче, чем сегодня. Давай поразмышляем над этим.
Отец психологии Уильям Джеймс
Уильям Джеймс родился 11 января 1842 г. в Нью-Йорке в состоятельной семье. Его отец стремился к тому, чтобы дать детям хорошее образование. В юности Джеймс встречался с такими литературными знаменитостями, как Торо, Эмерсон, Теннисон и Джон Стюарт Милл. Будучи ребенком, он читал много философских книг и свободно говорил на пяти языках. Он пробовал свои силы на разных поприщах, включая карьеру артиста, натуралиста в джунглях Амазонии и доктора. Однако когда он получил степень магистра в возрасте 27 лет, это привело его в уныние и к острой тоске о бесцельности его жизни, которая казалась предопределенной и пустой.
В 1870 г. он осуществил философский прорыв, позволивший ему вытянуть себя из депрессии. Это было осознание того, что различные убеждения имеют разные последствия. Джеймс пребывал некоторое время в замешательстве, размышляя над тем, есть ли у человека реальная свобода воли, или все действия людей явились результатами, предопределенными генетически или под влиянием окружающей среды
В то время он понял, что эти вопросы неразрешимы и что более важной проблемой был выбор убеждения, приводящего к более практичным последствиям для его приверженца. Джеймс обнаружил, что убеждения в предопределенности жизни делают его пассивным и беспомощным; убеждения относительно свободы воли позволяют ему обдумывать выборы, действовать и планировать. Описывая мозг как «инструмент возможностей» он решил: «По меньшей мере, я представлю, что настоящий период до следующего года — не иллюзия
Моим первым актом свободной воли станет решение поверить в свободу воли. Я сделаю также следующий шаг в отношении моей воли, не только действуя с ее помощью, но и веря в нее; веря в мою индивидуальную реальность и созидательную мощь».
Описывая мозг как «инструмент возможностей» он решил: «По меньшей мере, я представлю, что настоящий период до следующего года — не иллюзия. Моим первым актом свободной воли станет решение поверить в свободу воли. Я сделаю также следующий шаг в отношении моей воли, не только действуя с ее помощью, но и веря в нее; веря в мою индивидуальную реальность и созидательную мощь».
Хотя физическое здоровье Джеймса всегда было хрупким, он поддерживал себя в форме с помощью альпинизма, несмотря на то, что у него были хронические проблемы с сердцем. Это решение о выборе свободы воли принесло ему в будущем результаты, к которым он стремился. Джеймс открыл фундаментальные пресуппозиции НЛП: «Карта — это не территория» и «Жизнь является системным процессом».
Следующим шагом явилась его женитьба на Эллис Гиббенс, пианистке и школьной учительнице, в 1878 г. Это был год, когда он принял предложение издателя Генри Холта написать руководство по новой «научной» психологии. У Джеймса и Гиббенс родилось пятеро детей. В 1889 г. он стал первым профессором психологии в Гарвардском Университете.
Джеймс продолжал оставаться «свободным мыслителем». Он описал «моральный эквивалент войны» — ранний метод описания отказа от применения насильственных действий. Он тщательно изучал слияние науки и духовности, таким образом разрешая старые разногласия между подходом своего отца, воспитанного на религиозных догматах, и своими собственными научными исследованиями. Будучи профессором, он одевался в неформальном для тех времен стиле: широкая куртка с поясом, яркие рубашки и ниспадающий галстук. Его часто можно было увидеть в неподобающем для профессора месте: разгуливающим по внутреннему дворику Гарварда, беседующим со студентами. Он ненавидел решать такие преподавательские задачи, как чтение корректуры или проведение экспериментов, и делал эти эксперименты только тогда, когда у него была идея, которую он отчаянно хотел доказать. Его лекции были событиями настолько несерьезными и юмористическими, что, случалось, студенты прерывали его, чтобы спросить, не мог бы он быть серьезным хотя бы ненадолго.
Философ Альфред Норт Уайтхед отзывался о нем: «Этот гений, достойный преклонения, Вильям Джеймс».
Умер Джеймс 26 августа 1910 года в возрасте шестидесяти восьми лет.
Поток сознания: предыстория и определение
В 1889 году американец Уильям Джеймс опубликовал одну из работ, которая освящает его как одного из отцов психологии: «Принципы психологии» (The Principles of Psychology)
В этой книге он исследовал и описал сознание в терминах «потока» или «тока», то есть как непрерывной последовательности опытов, посредством которых мы выбираем или направляем свое внимание на определенные стимулы
Помимо прочего, Джеймс, как и многие другие ученые и философы того времени, беспокоился о исследуйте содержание сознания и узнайте, как мы выполняем то сложное действие, которое мы называем «мышлением»и более того: как мы осознаем (осознаем), что думаем.
Он назвал это «потоком» (ручей, в оригинальном английском), чтобы сделать метафорическую ссылку на своего рода караван идей, образов, чувств, ощущений, мыслей и т. д., которые постоянно появляются и исчезают в нашем сознании.
Согласно этой идее, все предыдущие элементы, в отличие от того, что раньше думали, не так отделены и дифференцированы друг от друга; они являются частью того же сознательного потока, в котором связаны прошлые и текущие мысли. Согласно этому способу понимания человеческого разума, сознание характеризуется постоянной передачей психологических содержаний, некоторые из которых связаны друг с другом, и существование каждого из них не может быть понято отдельно, поскольку они объединены и перекрывают каждое.
Тогда наш когнитивный опыт частично совпадает., где текущий опыт легче всего распознать как непосредственный, но бывает, что прошлый опыт продолжает присутствовать, а следующие постепенно входят в поток.
То есть психические состояния следуют друг за другом. Не существует «изолированных мыслей», но все они находятся в одном потоке непрерывного сознания, независимо от времени и даже от того, что мы можем предвидеть или решить.
Литература
- на русском языке
- Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996. № 3. С.79—91.
- Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
- Фокеев Ф. В. Плюралистическая гипотеза в прагматизме У. Джеймса. // История философии. № 10. 2003. С.121—139.
- на других языках
- Bush W.T. William James and Pan-Psychism // Columbia Studies in the History of Ideas. Vol. 2, 1925.
- Deborah Blum. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death (2006). Penguin Press, ISBN 1-59420-090-4
Семья
Элис Раннелс Джеймс (миссис Уильям Джеймс), Джон Сингер Сарджент, 1921 год. Уильям Джеймс был сыном Генри Джеймса (старшего) из Олбани и Мэри Робертсон Уолш. У него было четыре брата и сестры, Генри (писатель), Гарт Уилкинсон, Робертсон и Элис. Уильям обручился с Элис Хау Гиббенс 10 мая 1878 года; они поженились 10 июля. У них было 5 детей: Генри (18 мая 1879 г. р.), Вильгельм (17 июня 1882-1961 гг.), Герман (1884 г. р., умер в младенчестве), Маргарет (март 1887 г.) и Александр (художник) (22 декабря 1890 г.). Большинство из родоначальников Уильяма Джеймса пришло в Америку от Шотланди или Ирландии в 18-ом столетии. Многие из них поселились в восточной части Нью-Йорка или Нью-Джерси. Все предки Иакова были протестантами, хорошо образованными и по характеру. Они работали в своих общинах как фермеры, торговцы и ремесленники, связанные с их церковью. Последней родоначальниец, котор нужно прийти к Америке был отцовский дед William Джеймс, также названный William Джеймс. Он приехал в Америку из Балли Джеймс Дафф, графство Каван, Ирландия, в 1789 году, когда ему было 18 лет.
Считается, что он бежал в Америку, потому что его семья пыталась призвать его на службу. Отправившись в Америку без денег, он нашел работу в магазине продавцом. После непрерывной работы он сам был владельцем магазина. Когда он отправился на запад в поисках дополнительной работы, он занимался различными работами, такими как соляная промышленность и проект канала Эри. Внес значительный вклад в проект канала Эри и помог Олбани стать крупным торговым центром, он стал первым вице-президентом Сберегательного банка Олбани. Уильям Джеймс (дедушка) прошел путь от бедного ирландского иммигранта до одного из богатейших людей Нью-Йорка. После его смерти его сын Генри Джеймс унаследовал свое состояние и жил в Европе и США в поисках смысла жизни.
2. Основные идеи
2.1. Отношение к религии
В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта:
- Религия душевного здоровья, к примеру — христианство;
- Религия страждущей души, к примеру — традиционный кальвинизм.
Для Джеймса ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. По мнению ученого, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества.
2.2. О великих людях
У
Джеймс одним из первых обратил внимание на взаимосвязь личности и среды в своих лекциях «Великий человек и его окружение» (Great Men and Their Environment). Он считал, что гениев надо воспринимать как данность, как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина о влиянии среды на естественный отбор
Джеймс ввел понятие восприимчивости личности к историческому моменту (receptivities of the moment) и считал, что изменения в обществе происходят в основном под влиянием активности или примера личностей . При этом гений оказывается настолько соответствующим особенностям своего времени, что может стать вдохновителем и инициатором движнения, или, что не исключено, стать центром духовного разложения и причиной гибели людей. В целом, Джеймс придавал мало значения другим движущим силам исторического развития, что стало поводом для критики, например, Сидни Хуком .
Карьера и личная жизнь:
Происхождение: Уильям Джеймс родился в Astor House в Нью-Йорке. Джеймс был первым ребенком богатого богослова Генри Джеймса и Мэри Уолш.Образование: Джеймс обучался в частных школах в Нью-Йорке. В Европе Уильям Джеймс учился в школах Женевы, Парижа и Булонь-сюр-Мер. Он также учился в мастерской Уильяма Морриса Ханта в Ньюпорте, штат Род-Айленд. С 1864 учился медицине в Гарвардской медицинской школе и в 1869 году получил степень доктора. В 1875-1876 он прошел курс психологии в Гарвардском университете.
Основные этапы профессиональной деятельности:
В 1869 году в Гарварде он получил степень доктора медицины, но никогда не работал врачом.
Джеймс провел всю свою академическую карьеру в Гарвардском университете (1873 – 1907) (в качестве преподавателя по анатомии и физиологии, а также профессора психологии и философии). В 1891 году он, совместно с Мюнстербергом, основал первую в США лабораторию прикладной психологии.Студенты: знаменитые люди – Борис Сидис, Теодор Рузвельт, Джордж Сантаяна, Гертруда Стайн и психологи – Мэри Уайтон Калкинс, Эдвард Торндайк, Стэнли Холл и Джон Дьюи.
Он встречался с Зигмундом Фрейдом, во время его приезда в Бостон в 1909 году.
Он дважды становивился президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.Основные этапы личной жизни: В молодости Джеймс страдал различными психическими, “душевными” расстройствами.
В 1878 году, в 36 лет, он женился на бостонской учительнице Элис Хоув Гиббенс, они имели пять детей. После женитьбы его неврастения и депрессия полностью прекратились.
Он в равной степени интересовался живописью (в восемнадцать лет он решил стать художником), литературой, философией и наукой.
Книги (6)
Беседы с учителями о психологии
Перед вами записи очень умных, иронично-тонких, очень личных бесед, которые около ста лет назад вел с американскими педагогами замечательный философ и педагог Уильям Джеймс.
Его беседы настроены на людей определенной профессии, определенного мировоззрения. Это своего рода попытка переосмыслить научные факты, что делает их полезными и значимыми в практике обучения и воспитания ребенка.
Книга будет интересна педагогам, психологам, специалистам в области образования, а также всем, интересующимся этим кругом вопросов.
Воля к вере
В книгу вошли два известных произведения выдающегося американского философа и психолога У. Джэмса (Джеймса) (1842-1910) — «Воля к вере» и «Прагматизм», давно ставшие для наших читателей библиографической редкостью, а также ряд его работ, впервые переведенных на русский язык.
Разнообразные по тематике, они демонстрируют все достоинства философского творчества У.Джэмса: ясность мышления, всестороннюю эрудицию, живой темперамент и литературный талант, а главное — стремление подходить к исследованию философских проблем с учетом задач реальной жизни людей.
Многообразие религиозного опыта
Работа известного американского философа и психолога У. Джеймса представляет собой попытку постижения феномена религии не как института или социального феномена, а как непосредственно познаваемого личного переживания.
Религию в таком аспекте автор рассматривает как одно из вторжений подсознательного в нашу обыденную жизнь, приходя к признанию высших сил, от которых религиозные люди ждут спасения и находят его. Современное сознание, независимо от того, отвергает ли оно или принимает религиозные идеи, не может игнорировать интереснейший исторический, психологический, литературный материал, представленный в исследовании.
Научные основы психологии
Книга «Научные основы психологии» посвящена анализу психической деятельности человека, рассматриваемой автором как «поток сознания», в котором доминирующую роль играют волевые и эмоциональные начала.
В своей работе Джеймс отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся в сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность.
С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека.
Прагматизм
Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии.
Перевод с английского П. Юшкевича
«Собранные в этой книге лекции были прочитаны в Ловелльском университете в Бостоне (в ноябре и декабре 1906 г.) и в Колумбийском университете в Нью-Йорке (в январе 1907 г.).
Я выпускаю их в свет в том же виде, в каком они были прочитаны, без каких бы то ни было дополнений или примечаний. Так называемое прагматическое движение — я не люблю этого названия, но, очевидно, слишком поздно менять его — объявилось неожиданно, словно с неба свалилось. Некоторые направления, всегда существовавшие в философии, внезапно познали самих себя и свою общую задачу. Это произошло во многих странах и при том со столь многих и различных точек зрения, что в результате получились многочисленные разногласия в изложении учения.
Я сделал попытку нарисовать в широких, общих чертах картину движения, каким оно представляется мне, не вдаваясь в мелочи и подробности. Думаю, что можно было бы избежать многих бесполезных споров, если бы наши критики согласились ждать до тех пор, пока мы не раскроем окончательно сути возвещаемого нами учения». Уильям Джеймс
Психология
В ряду основателей психологической науки заметная роль принадлежит американскому философу и психологу Уильяму Джемсу (1842-1910).
В основу настоящего издания положена книга «Психология», вышедшая в 1922 году. Многие из развитых Джемсом представлений не просто составляют часть истории психологии, но подчас помогают понять ее настоящее, глубже исследовать, например, природу личности, ее самосознание.