Психология и психиатрия
Многие думают, что психолог и психиатр – это одно и то же, поэтому, если им кто-то советует обратиться за помощью к психологу, воспринимают это с возмущением и оскорблением, словно кто-то называл их «психом». Это в корне неверное мнение.
Психиатрия и психология – это две совершенно разные отрасли. Психиатр – это человек с высшим медицинским образованием, который специализируется на работе с людьми, имеющими психические расстройства личности. Он проводит диагностику, ставит диагноз, назначает лечение. Психиатры работают в медицинских учреждениях.
Психологи работают с психически здоровыми людьми. Бывает, что они взаимодействуют и с пациентами психиатрических учреждений, но они не занимаются лечением психического заболевания.
Человек, обращаясь к психологу, пытается справиться со своими жизненными проблемами, самооценкой, возрастным кризисом, неуверенностью в себе, негативными, навязчивыми мыслями, пережить утрату близкого, расставание, наладить отношения с детьми или мужем, с престарелыми родителями, справиться со страхами и фобиями, эмоциональным выгоранием и пр.
Если психолог видит, что у человека есть серьезное, но не диагностированное психическое расстройство, то он, как правило, направляет его на консультацию к психиатру. Если сам человек уже знает о наличии у него диагноза, психолог может продолжить с ним работу, но не будет заниматься лечением этого диагноза, а может помогать ему адаптироваться, выстроить отношения с окружающими, помочь разобраться в семейном конфликте и пр.
Уровни практических отраслей психологии
Практические задачи науки существуют на разных стадиях.
- Задачи научно-исследовательского характера. Детальное рассмотрение эпизодов развития личности для дальнейшего формирования методических основ работы на практике психолога. Применение различных знаний, способов, и средств для профессиональной работы в условиях разного характера.
- Прикладные выявляются по мере нужды психологического снабжения наилучшей работы организации (фирмы, учреждения) труда работающей силы в целом и по отдельности, подразумевая составление программ для последующего обучения. В основание учебного материала входит создание учебников, пособий, рекомендаций специалистов, методика, программы по подготовке/переподготовке, работы служб психологии в практике, проектирование документации.
- Практические задачи обусловлены на конкретных проблемах, основанных на профессиональной практике психолога, работы в многопрофильных организациях, центрах – в качестве оказания конкретной помощи лицам учреждения.
Ряд основных субъектов:
Аномальная. Основывается на исследовании аномального поведения человека, и его психопатологии. Главная задача – это изучение круга психических расстройств, например, одержимость, депрессию, и многое другое. Психологам клиник, а также психотерапевтам часто приходиться сталкиваться с такими видами отклонений.
Поведение. Бихевиоризм (поведенческая психология) – теоретическое обучение, отталкивающееся от идеи, что все виды поведения формируются — приёмом кондиционирования, то есть, получение новейших качеств благодаря стимулу.
Биопсихологическая отрасль. Изучение влияние мозга на поведение человека. Другими словами, эта отрасль называется физиологической.
Когнитивный раздел
Данный вид изучает сугубо внутреннее человеческое состояние, мотивацию, преодоление проблем и разрешение вопросов, внимание человека, мышление, способность принятия решений. Этот раздел постоянно находиться в стадии развития со дня открытия.
Область сравнения. Наблюдение за изменениями в действиях животного, отталкиваясь от которых можно более серьёзно изучить человека
Наблюдение за изменениями в действиях животного, отталкиваясь от которых можно более серьёзно изучить человека.
Кросс-культура. Влияние культуры на человека. IACCP (международная ассоциация кросс-культуры) возникла в прошлом веке, в 1972 г., и по сей день эта область растёт, и продолжает своё дело.
Раздел изучения развития человека. Этот раздел посвящён изучению особенностей формирования человека на стадии всего жизненного периода. Главным делом считается понять, причины, по которым поведение человека способно изменяется со временем. Этот пункт в принципе изучает все виды отраслей, связанной с формированием личности человека.
Педагогика и психология. Область, условленная в процессе воспитания и обучения. Данная отрасль чуть выше уже рассматривалась.
Экспериментальная. Использование научных методик в исследовании мозга либо поведения человека. Большинство методик употребляют и иные виды разделов, для более обширного изучения вопроса.
Судебная. Кратко — этот раздел изучает все то, что объединено в законодательстве. На психологов возложено немало дел, связанных с законом и его нарушением, например, установление плохого обращения с несовершеннолетними детьми.
Здоровье. Влияние научных отраслей, биологии, системы действий, социальные обстоятельства характера – на состояние здоровья человека. По-иному – «медицинская».
Личностная отрасль. Исследование мыслительных процессов (мышление), и эмоций, благодаря которым человек становиться отличительным от животных.
Социальность. В предоставленном разделе исследуют действия человека в социальной сфере, взаимодействие, лидерские качества, невербальная взаимосвязь, и то, как окружение способно повлиять на человека.
Фундаментальные и прикладные отрасли психологии
Психология представляет собой систему научных дисциплин, в которой разные авторы выделяют от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений и отраслей. Традиционно все отрасли психологии делятся на две основные группы: фундаментальную и прикладную. Общепринятая классификация отраслей психологии внутри этих двух групп еще не выработана.
Общая психология, социальная психология и дифференциальная психология могут быть более или менее четко классифицированы как фундаментальная психология. Список отраслей прикладной психологии становится все длиннее. Ее основными компонентами являются образовательная, клиническая, юридическая, кросс-культурная, политическая, экономическая и военная психология, а также психология труда, спорта, религии, старости (геропсихология), семьи и т.д.
Фундаментальная психология изучает психологические явления, характерные для человека (и животных) в целом, и общие психологические закономерности, проявляющиеся во всех областях психологической жизни. Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных областей профессиональной деятельности людей.
Однако многообразие современных отраслей психологии предполагает сохранение общего объекта исследования — фактов, закономерностей и механизмов психики как особой формы жизнедеятельности. При этом развивается как фундаментальная, так и прикладная психология, которая черпает специальные знания из смежных областей других наук. Для отраслей прикладной психологии это достижения соответствующих областей знания (образование, юриспруденция, религиоведение и т.д.); для общей психологии — в основном биология и медицина.
Общая психология Общая психология — это отрасль психологии, которая теоретически и экспериментально изучает объективные законы возникновения, развития и осуществления психических процессов и явлений в действительности.
Общая психология — это отрасль психологии, которая обобщает теоретические и экспериментальные психологические исследования и суммирует выводы, полученные в подобластях психологии
Общая психология обобщает и формулирует психологические законы, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории, к которым относятся: Ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, эмоции, воля, сознание, темперамент, характер и т.д.
Результаты исследований общей психологии являются фундаментальной основой для всех отраслей психологической науки.
Социальная психология — это отрасль психологии, которая занимается изучением моделей поведения и действий людей, принадлежащих к различным социальным сообществам и группам, а также психологических характеристик этих групп.
Социальная психология включает в себя три основные области:
- Социальная психология групп,
- Социальная психология общения,
- Социальная психология личности.
Группы, изучаемые в рамках социальной психологии, очень разнообразны: от наций и классов до неформальных объединений и семей. Общим признаком группы является ее реальное существование, при котором члены группы объединены какими-то общими признаками (возраст, национальность, профессия, место жительства или работы и т.д.) или находятся в каких-то одинаковых условиях и обстоятельствах (заключенные, «чернобыльцы») и осознают (хотя и в разной степени) свою принадлежность к данному образованию.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Становление отечественной психологии
- Методы диагностики и исследования личности
- Игры с правилами в дошкольном возрасте
- Особенности адаптации новых сотрудников в трудовом коллективе — Сущность и структура рабочей адаптации
- Детская игра в современной психологии
- Очное и телефонное консультирование: преимущества и ограничения
- Манипуляции в общении
- Психологические качества менеджера по продажам как детерминанты успешной деятельности
- Проблема сознания
- Развитие воображения у детей
Исследование потенциальных возможностей: психология развития
Изучает изменение психических процессов с течением времени. Рассматривает появление качественных и количественных преобразований структуры психики. Развитие — динамический процесс, имеющий тенденцию к совершенствованию. Исследование его особенностей позволяет определить значение внешних и внутренних факторов, подобрать оптимальную форму обучения и воспитания ребенка в период становления когнитивных процессов, выработать методики, направленные на максимальное раскрытие способностей. Сравнение результатов экспериментов показывает, какие области психики развиваются наиболее стремительно.
Непрерывная связь
Вся цепь психологических отраслей имеет неразрывную связь между собой. Именно эта тесная связь помогает более углублённо изучать методы, эксперименты, схемы. Например, педагогический вид основывается на изучении проблем с воспитанием, или обучением детей. Тем временем как общая психология помогает ей своими знаниями о всецелом принципе развития психики человека, о процессуальной и дифференциальной части науки – закономерность и варианты, благодаря которым можно выявить индивидуальные критерии психики, и создать метод индивидуального подхода.
В свою очередь, возрастной вид науки помогает знаниями о принципе развития психической личности на разных этапах возраста, способ контроля формирования, без которых невозможно построить не один метод обучения или воспитания личности. Следом социальный тип располагает необходимыми знаниями для общения и их особенностей, а как известно, любое обучение, это процесс воспитания с помощью общения, и формирования групп. А с помощью специальной научной ветви производят отбор учащихся в особые учебные центры для последующего процесса обучения и воспитания. А наука труда – главная составляющая педагогики.
Основные направления психологии
На протяжении всего времени создавались новые направления в психологии и подходы к человеку.
На сегодняшний день многие из них активно используются и подбираются под конкретную личность и индивидуальную ситуацию.
Наверное, все знают, что теория психоанализа была создана Фрейдом.
Главные положения заключаются в том, что основные проблемы и причины поведения спрятаны в бессознательном.
А главный этап становления индивидуальности происходит в детстве. Либидо и страх смерти – факторы, которые часто двигают человеком. Этот метод подходит для терапии неврозов, старых психологических травм.
Гештальт-психология утверждает, что нужно воспринимать картину целостно, а не дробить её на отдельные элементы, как это делает вышеописанное направление. То есть, смотреть не на конкретную черту личности, а на всего человека и условия жизни вокруг.
Есть понятия незакрытого гештальта, когда какая-то ситуация приемлемо не завершилась. Поэтому на сеансах её проигрывают, обговаривают и закрывают, чтобы не тревожила клиента.
Гипноз используют, чтобы человека ввести в изменённое сознание и стать ближе к бессознательному. Во время сеанса пытаются извлечь причины проблемы, негативные факторы, которыми клиент не хочет делиться при обычном диалоге. Также могут внушаться позитивные установки. Например, что всё хорошо, и человек успокаивается.
Клиент-центрированная психология в своём названии показывает, что на сеансе главная роль отводится клиенту. То есть, он сам может помочь себе, только для этого его нужно аккуратно направить в нужное направление.
Поэтому большая часть внимания направляется на установление доверительных отношений между психотерапевтом и его собеседником, чтобы тот доверял и уверенно себя чувствовал.
Арт-психология рассказывает, как с помощью творчества человек может излить свои негативные эмоции и чувства, и тем самым избавить себя от тяжести. Также психотерапевт может давать задания и трактовать их выполнение (текст, рисунок, лепку), вместе с клиентом изучать спрятанную внутри него проблему, находить выход.
Когнитивно-поведенческое направление занимается коррекцией ошибочного мышления клиента. Психолог объясняет, что неправильно делает (или думает) человек. Приводит примеры, доводы, вспоминает различные похожие ситуации. А также показывает, как можно жить по новым правилам.
Работа специалистов
Во всех отраслях перед психологом стоит сложная задача
Во-первых, ему важно учитывать позицию человека той или иной сферы работы. Во-вторых, необходимо не нарушить свою субъективную психику
Таким образом, специалист уделяет большую часть времени на изучение, а в некоторых случаях принимает рабочую отрасль, как заинтересованное лицо, для оптимизирования группы людей (коллектива)
Со временем специалист становится участником процесса, и работником какого-либо коллектива, так как именно он оказывает давление на работу группы лиц. Поэтому психологи востребованы в различных производственных отраслях, организациях
Таким образом, специалист уделяет большую часть времени на изучение, а в некоторых случаях принимает рабочую отрасль, как заинтересованное лицо, для оптимизирования группы людей (коллектива). Со временем специалист становится участником процесса, и работником какого-либо коллектива, так как именно он оказывает давление на работу группы лиц. Поэтому психологи востребованы в различных производственных отраслях, организациях.
В крупных фирмах принимают сразу несколько психологов для постоянной работы. Бывают случаи, когда к основной группе приглашают дополнительных профессиональных лиц, например, при реорганизации фирмы. Такая группа устанавливает перед собой задания, а затем осуществляет их. В таких отраслях его главная задача – тактика и оперативность.
Но часто можно встретить недоверие руководящих постов к психологической помощи. Поэтому перед психологом-прикладником стоит серьёзная задача, и вынужденная мера брать на себя ответственность для точной стратегии вопросов, устанавливая план и варианты последующих действий, параллельно работая над культурой руководящих постов, заказчиков и простых рабочих.
Практическая психологии происходит немного по-другому. Особая практика основывается на работе с подопечным, который всецело доверяет специалисту. Тогда психолог сам устанавливает определенные задачи и стратегию изучения, с последующим вмешательством в проблему подопечного.
Что нужно, чтобы стать психологом
Если человек решил стать психологом, ему необходимо получить соответствующее образование. Как правило, нужно окончить частный или государственный гуманитарный университет по специальности «Психология».
На некоторые должности готовы взять сразу после получения диплома, но зачастую требуется дополнительная практика. Без нее человека не допустят к работе с пациентами, так как он должен отработать полученные навыки.
Не стоит забывать, что психология — одна из сфер, требующая постоянного развития и обучения. Нельзя выучиться один раз и думать, что этого хватит. Придется постоянно и много изучать новые научные исследования, в том числе иностранные.
Также важно помнить, что хороший психолог обладает следующими качествами личности:
- толерантность,
- коммуникабельность,
- умение держать себя в руках,
- эмпатия,
- гибкость мышления,
- трудолюбие и готовность учиться,
- усидчивость.
Теоретическая психология
К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическая, социальная, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирование психики.
Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов научной психологии.
История психологии рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, истории психологических исследований в разные времена в разных школах и перспективы развития психологии как науки.
Экспериментальная психология разрабатывает новые методы психологического исследования для изучения психической реальности.
Генетическая психология изучает закономерности развития психики животных и человека в филогенезе (в течение биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (в течение жизни отдельного человека).
Социальная психология исследует психические явления в процессе взаимодействия людей в больших и малых общественных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных отношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношения между членами семьи и тому подобное.
Сравнительная психология — отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии сопоставляют психику животных и человека, устанавливают специфику и причины сходства и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, пород, семейств), важнейшие формы и механизмы поведения. К классическим объектам сравнительной психологии (пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны) сегодня присоединены китообразные (дельфины). Врожденные механизмы поведения животных являются объектом специального изучения в сравнительно новой области биологии и психологии — этологии.
Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические особенности психики с учетом возрастного уровня развития и механизмов функционирования психики, роли задатков и способностей индивида и тому подобное.
Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, связанные с функционированием психики.
Психология личности изучает психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических свойств, которая имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, которой присуща индивидуальность и которая взаимосвязана с окружающей природной и социальной средой.
Моделирование психики как раздел теоретической психологии использует научные сведения о психике для формирования математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, распознавание, общения и т.п.) и всей психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки имеющихся психологических теорий с помощью компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента).
Нюансы развития науки. Особенности восприятия в Америке и Европе
В Старом и Новом свете сложилось несколько разное понимание того, чем является и занимается эта наука. Хотя расхождения во взглядах ученых и не особенно существенны, тем не менее они часто становятся причиной для различных недопониманий и ошибок среди учащихся вузов и тех, кто просто интересуется этим предметом.
В Старом Свете, как в Западной Европе, так и в Восточной, сложилось понимание того, что сравнительная психология занимается вопросами, относящимися к общему антропогенезу. То есть специалисты изучают и сличают между собой различия и сходства. Что помогает им понять нюансы и особенности исторического течения антропогенеза.
Соответственно, в Старом свете предмет сравнительной психологии – это соотношение характеристик происходящих в сознании людей и животных процессов, а также иных факторов. То есть – сопоставление, оно же и является основным методом познания.
В Новом свете же, данная научная дисциплина акцентирует внимание на познании особенностей поведения животных, не выходя при этом из рамок науки. Основоположниками американского понятия «сравнительная психология» считаются такие ученые: Э
Торндайк и Р. Йеркс. На специфику развития науки в Новом свете оказал серьезное влияние бихевиоризм, которому свойственна предельная упрощенность и объективность. Это выражается в обобщающей концепции «стимул влечет реакцию».
Конечно же, в США не ограничиваются изучением поведенческих реакций животных. Задачи зоопсихологии и сравнительной психологии в этой стране таковы, что им не чуждо выяснение соотношений между типами и процессами высшей нервной деятельности животных и людей. Однако поведенческие стереотипы представителей фауны рассматриваются в качестве базовой основы, объясняющей ряд рефлексов и реакций людей. Исследовательские работы велись в основном в лабораторных условиях, с подопытными животными. По этой причине сравнительный анализ в США практически «сошел на нет».
Основные отрасли психологии
Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные). Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».
Общая психология
– отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются: • психические процессы; • психические свойства; • психические состояния.
Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.
Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:
? педагогическая психология
изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;
? возрастная психология
изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится надетскую психологию, психологию юности изрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);
? дифференциальная психология
изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;
? социальная психология
изучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;
? политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;
? психология искусства
изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;
? медицинская психология
изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;
? юридическая психология
изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: психология труда, инженерная психология, военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология
и др.
Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.
Характеристика основных разделов и отраслей психологии
Современная психология имеет междисциплинарный характер. Комплекс психологических дисциплин можно разделить на общую психологию, изучающую универсальные закономерности психического функционирования, и специальные отрасли психологии. При этом базовые специальности психологии изучают конкретные аспекты психики (нейропсихология, дифференциальная психология, социальная психология и т.д.), а междисциплинарные специальности разворачивают исследования на границах психологического знания и других наук (например, психофизиология, психолингвистика, психогенетика).
Общая психология включает четыре основные отрасли: общую теорию (проблемы происхождения и эволюционного развития психики, функции психики, отличие психики человека от психики животных, психика и культура, материальный субстрат функционирования психики), психологию познавательных процессов (включает психологию ощущений и восприятия, психологию памяти, психологию мышления и языка), психологию регуляторных процессов (психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности. Базовые специальные отрасли и междисциплинарные специальные отрасли психологии используют в своих построениях теоретический аппарат общей психологии и опираются на сформулированные в ее рамках основные законы психического функционирования. Знания, собранные общей психологией и рассмотренные через призму более конкретных проблем базовых специальных и междисциплинарных специальных отраслей, находят свое практическое воплощение в прикладных отраслях психологии. Последние, в свою очередь, обогащают общую психологию новыми фактами и проблемами и стимулируют рост базовых знаний.
Прикладные отрасли психологии развиваются в связи с работой психологов-практиков в конкретных областях деятельности (подбор персонала, консультирование, формирование имиджа, реклама, психологическая коррекция семейных отношений, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.). Таким образом, в своей практике психотерапевт (прикладной психолог) использует общие знания о когнитивных процессах (уровень общей психологии), сведения из патопсихологии аномального поведения (уровень базовой специальной отрасли психологии) и психофармакологии (уровень междисциплинарной специальной отрасли психологии). В русле психологической науки в первую очередь формируются и интенсивно развиваются те прикладные отрасли, которые относятся к основным сферам жизни и сферам предметной деятельности людей. Год от года потребность общества в квалифицированных прикладных психологах растет, а конкретные области применения теоретических знаний становятся все более разнообразными. Отдельной задачей профессиональной деятельности психологов является популяризация действительно научных психологических знаний и повышение психологической культуры населения.
В динамично развивающемся современном мире психологи постоянно открывают новые сферы профессиональной реализации, в связи с чем возникают новые прикладные отрасли психологии. Так, в последние годы интенсивно развиваются психология массовой коммуникации, политическая психология, психология виртуальной реальности и другие.
Фундамент науки
Общая психология дисциплины в целом основана на простых вопросах, которые встают на пути этой науки, их изучение, теоретические принципы, методика познания, закономерности и последующее развитие в реальной жизни человека.
Самым главным вопросом считается психика. В её изучении пытаются дать ответы на такие вопросы, как: что это такое, психика? Функциональность, схематичность? Каким законам она поддаётся в онтогенезе и филогенезе? Этапы развития, критерии? Взаимосвязь мозга и психики? Чем отличается врождённая психика от приобретённой? Социальность и биология? По каким принципам отличить нормальное развитие от отклонённого?
Рассмотрение основных вопросов, это не единственное, что изучает наука
Помимо этого она уделяет внимание процессуальной конкретике, её свойствам и ситуациям. Главным предметом изучения является человек, то есть, его личность, занятия, общение с другими людьми, познания – эти вопросы подаются практическому и теоретическому штудированию
В некоторых случаях эти вопросы выделяют как отдельное психическое явление, человеческую деятельность, процессы познания.
Как правило, общие вопросы основаны вокруг более личной отрасли психологии, относящихся к самопознанию. К примеру, филогенез рассматривает психические проблемы в сравнении с зоопсихологией, сопоставляя развитие человеческой психики и животного.
Онтогенетическое развитие напрямую зависит от возраста, психологическое развитие — баланс между мозгом и психической системой (в психофизиологии, нейропсихологии); отклонения в формировании – рассматривает специальная психология, по каким постоянным критериям происходит связь между индивидуумом и социумом; создание и последующее воссоздание групп – социальная психология, функция трудовой деятельности; персональное развитие человека; правило воспитания и обучения и педагогические особенности действий (дисциплина педагогов).
Возрастные изменения: физическое и психическое формирование человека
Область изучения отрасли — изменения психики в процессе становления личности. Долгое время предметом изучения было изучение закономерностей развития ребенка, но постепенно раздел науки охватил психологию всех возрастных групп. Он изучает динамику психических процессов, влияние на индивидуальный путь становления в культурно-историческом контексте. Основной тип исследований строится на сравнении свойств отдельных возрастных групп, их различий, появившихся новообразований. Изучение возрастных изменений позволяет создавать прогностические модели взросления, облегчить момент проживания возрастных кризисов.
Иные сферы, применяемые в отраслях психологии
С точки теории допустимо выделить любую отрасль, но практика показывает, что это не всегда возможно. В качестве шпаргалки можно запомнить краткий ряд подтипов.
- Космическая. В данном виде, изучают готовность к работе будущего космонавта, насколько человек подготовлен к будущему полёту. Помимо этого, устанавливают ряд советов, которые помогут быстро адаптироваться к работе. После полётов космонавт проходит курс психологической реабилитации, и другие, важные процедуры.
- Раздел авиации – работа с пилотами, диспетчерами, и иными служащими в авиации.
- Производственная и организационная отрасль психологии. В некоторых случаях к индустриальному виду добавляют другие ветви науки, например, область менеджмента, другими словами – частная деятельность.
- Отрасль психологии, направленная на медицину, и патопсихология. Главное действие – построение связи между работниками медицины и психологии, но чаще всего специалисты изучают больных, а не их врачей.
- Педагогика. Критерии и особенности обучения детей, и обучающих – взрослых. Последствия опережающего и постоянного образования. Например, школьный раздел.
- Изучение юриспруденции, правовая ветвь науки. Весьма серьёзная отрасль, так как в ней происходит изучение довольно трудных вопросов вне правового государства. Вершится борьба с коррупцией и вседозволенностью (правоохранительных органов тоже касается).
- Туризм. Наука, изучающая досуг человека.
- Спортивный раздел науки. Не так давно данная ветвь имела широкую популярность, особенно после олимпиады в СССР. Сейчас она сдаёт свои позиции, но отраслью быть не перестаёт.
- Научное исследование, направленное на рекламу, и массовое и воздействие.
- Тип изучения политики, набирающий в последнее время популярность. Особенно в период выборов.
- Военная отрасль имеет широкий сектор деятельности. Это может быть работа специалиста с военными в мирное время либо в точках военных действий. Её цель, моральная подготовка солдата на разные случаи жизни.