Виктор Эмиль Франкл
Франкл (Frankl) Виктор Эмиль (1905-1997) — австрийский психолог и
психиатр, создатель логотерапии.
Биография. Получил психоаналитическое
образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Во время
Второй мировой войны находился в заключении в немецком концлагере.
Исследования.
Разработал собственное психологическое учение, в котором было постулировано, что
основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла жизни. Роль
смысла выполняют ценности, обобщающие опыт человечества. Есть три наиболее общих
класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности
творчества (главным образом, труд); ценности переживания (например, любовь) и
ценности отношения (сознательно выбираемая позиция в жизненных обстоятельствах,
которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет себя, при
этом самоактулизация — лишь проявление осуществляемого смысла. Понять, какой из
потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для человека истинным,
помогает совесть. Уровень смыслов и ценностей по отношениям к другим уровням
(биологическому и психологическому) является определяющим. На этом уровне
осуществляется самодетерминация человека, которая основана на способности к
самотрансцендентности (направленности вне себя) и способности к самоотстранению
(к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе). Смысл
уникален для каждой личности и каждого момента ее жизни. При его отсутствии
возникает «экзистенциальный вакуум», проявляющийся как невроз. Помочь пациенту
можно, лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей был
разработан комплекс психотерапевтических мероприятий, названный логотерапией.
Цель логотерапии заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть все смыслы,
заключенные в ситуации, в которой он находится, и выбрать тот, который
согласуется с его совестью.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 643-644.
Сочинения:
Die Psychotherapie in der Praxis. Wien, 1947; в рус. пер.: Психотерапия на
практике. СПб.: Речь, 2001; Der unbewusste Gott. Wien, 1948; Theorie und
Therapie Neurosen. Wien, 1956; в рус. пер.: Теория и терапия неврозов. СПб.:
Речь, 2001; The Doctor and the Soul. N. Y., 1971; Man’s Search for Meaning.
Boston, 1962; в рус. пер.: Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990;
Psychotherapie and Existentialism: Selected Papers of Logotherapy. N. Y„ 1967;
The Will to Meaning. N. Y„ 1969; Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie.
Bern, 1975; The Unheard Cry for Meaning. N. Y„ 1978; Воля к смыслу. M.: ЭКСМО,
2000; Теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001.
Основные положения
Чтобы понять, что такое логотерапия, достаточно обратиться к ее главным положениям.
Ключевые понятия:
1. Воля к смыслу. Виктор Франкл считает ее, даже без прочих составляющих, достаточной мотивацией для личности. Поиск предназначения приводит к душевному напряжению вместо сбалансированности, но именно эта деятельность – залог благополучия. Живя без смысла или без цели в жизни, человек испытывает фрустрацию, которая может привести к саморазрушению. Все люди нуждаются в мотивации.
2. Смысл жизни. Франкл, согласно логотерапии, видит его исключительно в процессе движения, а не в изобретениях и выдумках. Каждый несет собственное предназначение, и оно бывает совершенно разным, завися от внешних условий.
Принципы клиент центрированной терапии Роджерса
Человек всегда получает то, с чем он в силах справиться, и источником задач является сама жизнь. Логотерапия считает, что, идя к смыслу, ответственный и духовно развитый человек способен сделать лучше себя и мир вокруг, применяя знания о смысле ситуации и совершая соответствующие действия. При этом смысл жизни постоянно меняется, ведь жизненные ситуации не стоят на месте.
3. Свобода воли. Свобода воли базируется на человеческой свободе и возможности самоопределения. Она позволяет контролировать себя и свести на нет симптомы, к нормальной жизни. Свобода заключается в духовной целостности и способности организовывать жизнь вокруг себя. Свобода воли относится к опыту. Ключевой вопрос, отвечающий, насколько свободна воля, это то, насколько истинным является опыт.
Также в своих работах Виктор Франкл говорит о том, что нет способов полностью отнять у человека свободу. Центр личности сохраняется даже при тяжелых психических заболеваниях. Задача логотерапевта – найти здоровую сторону личности и установить контакт с ней, сделать все для того, чтобы человек понял, что он имеет и на что способен.
Виды психотерапии
В обществе существуют ценностные и смысловые нормы и правила, сложившиеся в процессе эволюции. Эти установки также могут быть смыслом. Их можно разделить на три основные группы:
- Ценности творчества.
- Ценности переживания.
- Ценности отношений.
К ценностям творчества относится то, что создано для мира; переживаний – полученный опыт; отношений – сложившаяся судьба, на которую нельзя повлиять.
Как определяет Виктор Франкл, основные понятия логотерапии также включают совесть. О ней он говорит как об «органе бытия», считая основным компонентом личности. Совесть, как полагает ученый, направляет человека в попытках обрести смысл.
Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
Франкл — фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.
Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.
В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.
В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.
Цели логотерапии
Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.
Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.
Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл. К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед. Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.
Краткая биография
- 1924 — начал изучать в венском университете медицину, позднее выбрал для специализации психиатрию и неврологию, особенно его интересовали проблемы депрессии и суицида. В этом же году состоялась первая научная публикация: в Международном психоаналитическом журнале напечатана статья Виктора о происхождении мимики согласия и отрицания.
- 1925, ноябрь – стал членом Международного союза индивидуальной психологии и вошел в научный круг последователей психотерапевтической системы индивидуальной психологии А. Адлера. В это время его наставниками стали ученые Р. Аллерс и О. Шварц. В Международном журнале индивидуальной психологии была опубликована статья Франкла «Психотерапия и мировоззрение».
- 1926 – впервые озвучил термин «логотерапия» в публичном выступлении. Логотерапией он назвал метод психотерапевтического консультирования по проблемам смысла (логос – в значении «смысл»).
- 1928 – окончил университет. Открыл бесплатную психологическую консультационную службу для молодежи в Вене и еще в шести городах Австрии и Чехословакии и руководил ей до 1938.
- 1930 – получил степень доктора медицины.
- 1931-1938 – работа психиатром в Университетской психиатрической клинике Вены, неврологом в госпитале Марии-Терезии и психиатрической больнице; также руководил пунктом помощи женщинам, склонным к самоубийству.
- 1939 – возглавил неврологическое отделение еврейского госпиталя Ротшильда. В условиях преследования евреев нацистским режимом эта должность в некоторой степени защищала от высылки в концлагерь Виктора и его родственников. В течение двух последующих лет ему довелось спасать и возвращать к жизни людей, пытавшихся покончить жизнь самоубийством. Этот опыт привел к пониманию необходимости помочь людям находить смысл жизни в самых невыносимых условиях, оставаться жить и, возможно, реализоваться в этих обстоятельствах. Также в госпитале Франкл делал нейрохирургические операции.
- 1941, осень – отказался от возможности уехать в США, т.к. не мог оставить родителей, которым угрожал концлагерь.
- 1942 – написана первая книга о логотерапии – «Врачевание души». Впоследствии, перед депортацией Виктор спрятал рукопись за подкладку пальто, но в концлагере она пропала.
- 1942, сентябрь – вместе с женой и родителями депортирован в концлагерь Терезиенштадт. Здесь Франкл и другие доктора создали службу помощи заключенным с целью оказать им поддержку на начальном этапе пребывания в лагере, вернуть утраченную волю к жизни и продолжению существования. Франкл читал заключенным лекции на медицинские темы и даже организовал заседание научного общества. Самому Виктору силу выжить давали духовная связь с семьей, особенно с матерью, стремление восстановить утраченный труд по логотерапии, вера в Бога.
- 1944 – Виктора с женой перевели в концлагерь Освенцим. В ноябре он был переведен в Шонунслагер и позже в Тюркхайм – филиалы Дахау.
- 1945 – в апреле освобожден американскими войсками. В августе вернулся в Вену и здесь узнал о смерти в концлагерях матери, брата и жены. Назначен заведующим неврологическим отделением поликлиники, которую в 1946 возглавил. Начал вести частную практику.
- 1946 – вышли из печати книги «Врачевание души» (в английском переводе «Доктор и душа») и «Психолог в концентрационном лагере». С 1946 по 1948 «Доктор и душа» на немецком языке была издана 5 раз, в 1948 переведена на английский и еще 6 языков, в 1948 году работа была зачтена как докторская диссертация по неврологии и психиатрии. «Психолог в концентрационном лагере» стала особенно популярной после перевода на английский под названием «Человек в поисках смысла». В США к 1995 году она была издана общим тиражом более 9 млн. экземпляров, 5 раз становилась книгой года. В последующие пять лет были изданы еще 9 книг Франкла.
- 1949 – присвоена докторская степень по философии за книгу «Подсознательный Бог».
- 1960-е – выступал с лекциями в университетах всего мира. Более ста раз посетил США, читал лекции в более чем 200 университетах за пределами Европы.
- 1970-е – продолжал международную лекторскую деятельность. Во многих странах открылись Институты и общества логотерапии.
- 1970 – Международный университет в Сан-Диего (США) присвоил Франклу звание первого профессора логотерапии.
- 1980-е – выступал с лекциями в социалистических странах – Польше, Чехословакии, СССР, где его труды официально не издавались. В 1985 впервые прочел две лекции в Московском университете им. Ломоносова.
- 1987 – издана книга «Логотерапия и экзистенциальный анализ. Тексты шести десятилетий».
- 1995 – вышла из печати последняя работа Франкла «Чего нет в моих книгах».
- 1997, 2 сентября – умер в Вене.
Виктор Франкл
Основы логотерапии
Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.
Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.
Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.
Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность — залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.
Типы болезней
Франкл утверждал, что в результаты экзистенциальной фрустрации образуется три вида болезней, а точнее три вида клиентов которые и приходят на терапию.
Первый тип – это скучающие клиенты, которые страдают от так называемых ноогенных неврозов. Это люди которые всего добились в этой жизни, но при этом испытывают колоссальное разочарование, тревожность и скуку. Именно они жалуются на бессмысленность и пустоту жизни
В работе с такими людьми крайне важно использовать самотрансценденцию. Необходимо помочь им обрести смысл в чем-то внешнем и войти в контакт с чем-то что превосходит их самих.
Второй тип клиентов – это невротики
В их случае имеется проблема с самодистанцированием. Они не способны отстраниться от своего симптома переключиться на что-то большее. И в этом смысле им нужно помочь увидеть большие перспективы
Наконец третий тип – это отчаявшиеся –люди, которые попали в действительно сложную жизненную ситуацию, которые столкнулись с трагичной триадой из смерти, боли и вины. Таким людям необходимо помочь принять самих себя и принять реальность такой какая она есть, чтобы в дальнейшем обрести в ней определенные смыслы.
В целом же при лечении каждого типа болезни используются все механизмы обретения смысла, просто для каждого конкретного запроса акценты могут расставляться по-разному.
Основные концепции
Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни. Концепция логотерапии утверждает, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни
. Одним из ключевых человеческих свойств, по мнению Франкла, являетсяволя к смыслу , которую Франкл противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству, самоутверждению, направленному на компенсацию комплекса неполноценности и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.
Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом
, о котором писали философы-экзистенциалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.
В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия
В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования
С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:
- созидание;
- получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;
- нахождение смысла в жизни, в том числе в страданиях.
Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях — нужно использовать, только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки. В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях:
Экзистенциальный анализ в логотерапии Виктора Франкла
Логотерапия Виктора Франкла помогает человеку, находящемуся в экзистенциальном вакууме (утратившим или не нашедшим смысл, цель своей жизни и «зависшим в своих неврозах и страхах), обрести свободу воли (свободу жизненного выбора), волю к нахождению смысла бытия.
Ведь именно из-за отсутствия смысла жизни, неимения цели своего существования, у человека пропадает интерес к самой жизни — появляется скука, апатия, лень и ничегонеделание.
Человек потерявший или не нашедший смысл своего бытия, экзистенциальный смысл, впадает в депрессию, у него рождаются страхи и фобии, навязчивые мысли и поведение, он не может жить в гармонии с собой, другими людьми и всем миром.
Бессмысленно и бесцельно существуя, как растение, а не как личность, люди находят себе зависимости: от других людей и их мнения, от алкоголя и психотропов, от еды и сигарет, игр и компьютера, телевидения и интернета…
Но каждый человек для чего-то живет на этой земле, для чего-то он создан.., и каждый подсознательно стремится к нахождению своего смысла жизни, своей жизненной цели — своему призванию и предназначению.
Экзистенциальная психотерапия и психоанализ, Логотерапия Франкла, и создана для того, чтобы помочь человеку обрести смысл и цели своей жизни, придя к самопознанию, саморазвитию и самореализации (самоактуализации).
Логотерапия и экзистенциальный анализ
Как уже упоминалось выше, логотерапия и экзистенциальный анализ личности человека, состоят из методов дерефлексии, логоанализа и, если у человека уже есть невротические расстройства (фобии, страхи, зависимости, депрессия, навязчивости), — парадоксальной интенции.
Логоанализ
С помощью экзистенциального психоанализа, или логоанализа, можно провести детальную «инвентаризацию» жизни человека.
Т.е. логоанализ поможет четко понять как и где человеку найти смысл жизни и реализовать себя в ней, открыв свои, до селе скрытые от него, способности, таланты и возможности.
Три основных утверждения логоанализа:
- Всегда существуют ответы, даже если они сейчас не видны.
- Эти ответы заключены в нас самих. Это глубокие духовные инсайты.
- Способ открытия этих ответов — глубокий проникающий взгляд на собственную жизнь (инвентаризация жизни) и стимулирование творческого воображения.
Дерефлексия
Дерефлексия, как метод логотерапии, помогает человеку, зацикленному на себе и своих неудачах и жизненных проблемах, переключится на смыслы и ценности, окружающие его во внешнем мире и относящиеся к его личным способностям и возможностям, сосредоточится на них, тем самым игнорируя свой невроз, депрессию и прочие расстройства, включая сексуальные дисфункции.
Парадоксальная интенция
Метод Франкла, в рамках логотерапии, направленный на быстрое избавление от страхов, фобий и навязчивостей (ОКР)
Узнайте подробнее о методе в статье «парадоксальная интенция Франкла»
Частые вопросы психологам:
Читайте про другие эффективные методы лечения страхов и неврозов:
- Имплозивная психотерапия
- Метод ДПДГ (десенсибилизация посредством движения глаз)
- Телесная психотерапия
- Гештальт психотерапия
- Метод Хосе Сильва
Основные принципы
Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.
1. Деятельность, творчество, созидание
Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.
Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.
2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства
То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.
С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.
3. Страдания — путь к переосмыслению
Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.
https://youtube.com/watch?v=KdcuAsgxptc%27
Логотерапия
Пройдя через Освенцим, Франкл создал свой собственный стиль терапии, который получил название «логотерапия». Это было основано на идее, что главной мотивацией человека было то, что он назвал «желанием смысла», которое переводилось в потребность найти смысл в нашей жизни. Поэтому его основной терапевтической целью было помочь людям его найти.
В своих работах по логотерапии Виктор Франкл описал три фундаментальных свойства, на которых он основал свой клинический подход:
— У всех людей здоровая база. Эта идея противоположна идеям Фрейда и Адлера, которые считали, что человеческий разум имеет базовую дисфункцию, которую необходимо решить с помощью терапии.
— Основная цель людей — помочь другим раскрыть свои собственные ресурсы и позаботиться о себе, опираясь на свою здоровую основу.
— Жизнь может быть наполнена смыслом и целью, но это не означает, что она также принесет нам счастье или что мы сможем достичь точки, в которой нам не придется сталкиваться с трудностями.
С другой стороны, логотерапия также описывает различные способы поиска смысла своей жизни. Для Франкл это может быть достигнуто тремя разными способами: через работу или сами работы, через определенный опыт или отношения или просто через позитивное отношение к страданию, которое во многих случаях неизбежно.
Кроме того, логотерапия уделяет большое внимание человеческой свободе, которая для автора была абсолютной и могла быть найдена даже в самых сложных обстоятельствах. По словам Франкла, даже такие суровые ситуации, как в нацистских концлагерях, не могли лишить человека возможности выбора, что в этих случаях переводилось в возможность выбора позитивной интерпретации реальности
По этой причине логотерапия уделяет большое внимание поиску собственных ценностей, смысла жизни, способности выбирать перед лицом страдания и желанию действовать с определенной целью
Экзистенциальный вакуум
Франкл писал: «Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворенность, а ныне нас волнует другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом» .
По мнению ученого, поколение 2 половины ХХ века – это люди, у которых все есть. Они сыты, им не приходится думать о выживании. Физически жизнь стала проще, однако, эта упрощенность подарила возможность задавать вопросы, ответы на которые порой приходится искать всю жизнь.
Поиск смысла не есть отклонение от нормы, скорее наоборот, он является естественной человеческой потребностью. По наблюдениям Франкла, 80% алкоголиков и 100% наркоманов проваливаются в пучину зависимости от страданий, которые порождает невозможность найти смысл жизни. В сознании зависимых людей царит хаос. Пустота, которая является его следствием, заполняется иллюзией самодостаточности и удовлетворенности. Если человек не получает удовлетворения от реальной жизни, то зависимость от химических средств неизбежна. Проблемы не решаются, они нарастают, как снежный ком, но иллюзорное, искаженное под действием химических препаратов понимание действительности заставляет человека не замечать их и делать вид, что все в порядке.
Качество жизни человека, которого «поглотил» экзистенциальный вакуум, снижается в геометрической прогрессии. Одни из тревожных звоночков – угнетенность общего состояния, апатия, нежелание вести активную, направленную на созидание жизнь.
Франкл ввел понятие «невроз выходного дня». По мнению ученого, именно в выходной день человек наиболее часто думает о смерти, заглушает внутреннюю пустоту с помощью средств, полученных извне (алкоголь, психотропные вещества). Если в будни мысли заняты рабочими делами, то в выходной «страдания от бессмысленности жизни» проявляют себя в полной красе. Кстати, Франкл отмечает, что выходной – то время, когда люди чаще всего размышляют о смерти и суициде.
Послевоенные годы: главная проверка метода Франкла
Личный опыт в изменившимся после войны мире стал главным тестом для логотерапии Франкла. Вопрос о смысле жизни вставал почти для каждого в потрясенной и разрушенной Европе. Многим казалось, что они этого смысла лишились: потеряли родных, разочаровались в человечестве и не могли сбежать от воспоминаний об ужасах войны и концлагерях. Именно в таких обстоятельствах Виктору пригодилась одна из его главных установок: «Человек может лишиться всего в один момент. Последнее, что у него остается – свобода выбирать, как вести себя даже в самых ужасных обстоятельствах».
Вместо депрессии и апатии он заново обосновался в Вене и взял на себя ответственность за собственную экзистенцию: завершил работу над утерянной рукописью, возглавил неврологическое отделение Венского городского госпиталя (там он работал на протяжении 25 лет), женился во второй раз и воспитал дочь Габриэле, которая тоже стала психологом. В 1950-х книги «Доктор и душа» и «Сказать жизни “Да!”: Психолог в концлагере» были изданы на английском и стали международными бестселлерами. Франкла пригласили в лекционный курс по США, он выступил в Гарварде, Принстоне, Северо-Западном и Чикагском университетах, пообщался с Ясперсом и Хайдеггером. Логотерапевтические общества возникали повсюду – от родной Австрии до Бразилии и Канады, а выступления Виктора встречали овациями даже в коммунистических Москве и Праге.
С упорством Энди Дюфрейна Виктор всю жизнь отстаивал идею, что каждый человек несет ответственность за то, как распоряжается своей жизнью: сдается или наполняет ее смыслом даже в безнадежных обстоятельствах. За это некоторые укоряли его в виктимблейминге – дескать, нельзя учить сознательности и позитивному мышлению жертв таких беспрецедентных трагедий, как Вторая мировая и холокост. Однако на самом деле Франкл избегал этических оценок – для него логотерапия была именно практическим способом преодолеть себя и обстоятельства, сохранить смысл даже там, где эта жизнь ничего не стоит. Одним из самых показательных моментов в творчестве психиатра стало воспоминание о том, как в барак с уставшими от многочасового труда заключенными ворвался один из их товарищей. Он позвал остальных смотреть потрясающий по красоте закат:
«Как прекрасен может быть мир!» – воскликнул кто-то из пленников. Пожалуй, в этой фразе выражается вся гуманистическая философия Франкла. Логотерапия не обещает человеку светлое будущее, полное прекрасных закатов, но напоминает, что в каждый конкретный момент нужно находить ради чего жить. Не стоит попусту надеяться, что в дальнейшем все невзгоды останутся позади – нужно еще и делать все, чтобы так и произошло. Даже если закат окажется для тебя последним, и ты наблюдаешь за ним из лагерного кошмара, им все равно можно насладиться. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, даже если она наполнена тяготами и страданиями – хотя бы ради воспоминания об одном прекрасном закате и надежды на другой.
Виктор Франкл скончался 2 сентября 1997 года в ходе рискованной хирургической операции – в последние годы жизни психиатр страдал от сердечной недостаточности. Ему было 92, и даже самые темные моменты своей долгой жизни он неизменно наполнял любовью, красотой и смыслом.
Более подробно о жизни и идеях Франкла рассказывается в книге его друга и ученика Альфрида Лэнгле «Виктор Франкл. Портрет
Концепции
За концептуальные основы своего направления Франкл взял идеи экзистенциализма, а именно:
- учения Сократа, Аристотеля и Эпикура, которые помогали людям постичь себя через осознание сущности окружающего мира;
- философия Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера, Сартра, Камю: жизнь — череда конфликтов и страданий, которые ведут к переосмыслению ценностей и развитию личности;
- феноменология Гуссерля: страдания очищают человека;
- непосредственно экзистенциализм Ясперса и Бинсвангера: цель — осмысление и изменение жизни, с полным принятием ответственности за выбор ценностей;
- дазайн-анализ Медарда Босса: жизнь — настоящий момент без оглядки на прошлое.
Данные идеи в совокупности с огромным опытом, полученным в лагере, послужили основой логотерапии. В отечественной психологии идеи этого направления представлены скудно, несмотря на то что Франкл бывал с лекциями и семинарами в России.
Виктор Франкл
Смысловая сфера развития личности частично раскрыта в трудах Выготского, Рубинштейна, Леонтьева, Петренко, Артемьевой. Исследования в плане смыслообразований проводили Знаков, Асмолов, Агафонов, Чудновский, Карпова. На сегодняшний день направление активно развивается. В частности, в Санкт-Петербурге работает Центр Виктора Франкла, сотрудники которого осуществляют его идеи на практике.
Гораздо более развито данное направление в Европе. Франкл оставил после себя учеников, которые сейчас официально представляют зарубежные концепции логотерапии. Это Александр Баттиани — профессор Венского Университета, Австрийской академии наук, курирующий работу Центра Франкла в Петербурге. А также психотерапевты Альфрид Лэнгле и Джеймс Крамбо, доктор философии Элизабет Лукас и доктор Элеонора Франкл (вторая супруга Виктора).
Выводы
Хотя я скептически отношусь к тому, что опыт концлагеря сразу же дает возможность изобрести крутую психотерапию, все же логотерапия во многом не оправдывает мой скепсис. Ведь именно техники логотерапии сейчас лежат в основе многих направлений.
Например, эриксоновская стратегическая терапия, о которой также есть ролик на моем канале полностью построена на теории Франкла. А варианты парадоксальной интенции сейчас также популярны наверно во всех направлениях терапии.
Все же вряд ли мы можем говорить, что логотерапия суперэффективна, по крайней мере пока этого никто не доказал, однако, она находит свое применение при многих проблемах типа депрессий, зависимостей, ОКР, фобий, панические атаки, бессонница, сексуальные дисфункции и др.
При этом логотерапия может применяться в случаях, когда многие другие симптоматические направления просто бессильны – это болезни, потери и экзистенциальные кризисы.
Сам же Виктор Франкл обычно никогда не ставит себя выше всех и честно говорит, что логотерапия может применяться лишь в определенных случаях и в этих самых случаях она и будет эффективна.
— — — — —
SimplePsychology , YouTube , Инстаграмм , Вк , Сайт (консультации)