«ХОЧЕТСЯ ИГРАТЬ ГЛАВНЫХ ГЕРОИНЬ»
– Ирина Ивановна, а почему в кино вы так редко снимаетесь?
– Жду хороших предложений. Часто то, что предлагают, совсем не мое.
– Как же расхожее мнение о том, что интереснее всего играть роли на сопротивление?
– Я не признаю никакого сопротивления. Жизнь короткая, себя не успеваешь выразить. Об этом сто раз уже говорила, однако со мной почти никто не соглашается. Но лично я не хочу сопротивления, хочу играть только себя. Мне интересно быть собой в неких предлагаемых обстоятельствах. Действовать в рамках своего персонажа, но так, как лично я бы это делала. По большому счету надо делать только то, во что ты веришь.
– Если отказываетесь от ролей, значит, чаще не верите?
– Сложно сказать… Понимаете, ведь, как правило, ты ищешь что-то специально для себя. Мне, например, хочется играть главных героинь – чтобы на мне все сосредоточивалось, от меня все шло…
– То есть вы не ансамблевая актриса?
– Я вообще не ансамблевый человек, я одиночка, мне нравится бывать одной. Не хочу, чтобы в мою жизнь хоть как-то вторгались, мне это мешает.
– Получается, вы еще и интроверт?
– Не совсем: дома с мужем я очень даже веселюсь – с удовольствием танцую, пою. По полной программе. Перед ним я не боюсь раскрываться, мне это нравится. А перед посторонними людьми мне раскрываться неинтересно.
– Как-то странно это слышать от актрисы.
– Нет, я люблю, когда на меня смотрят, но только на сцене или на съемочной площадке. Другой вопрос, что не люблю раскрываться перед случайными людьми. Я хорошо отношусь к людям, но не выношу панибратства.
– Часто люди, которые ведут себя панибратски, полагают, что профессия актера крайне проста: вышел на сцену, произнес заученный текст – только и всего.
– Только недалеким, равнодушным или завистливым людям кажется, что актерская профессия проста. Нужно иметь очень сильный внутренний мир, внутреннюю жизнь, всегда находиться в состоянии поиска, быть личностью. Право стоять на сцене – на возвышении – нужно заслужить! А то что же получается: люди покупают билеты, а ты как дурак там ходишь? Нет, это ведь как прийти в церковь…
– Что вы имеете в виду?
– Люди, которые служат в церкви, – служат великому, настоящему, самому святому. Поэтому они имеют право говорить; знают, как сказать и куда повести. И настоящий актер должен обладать этими качествами. Точнее – иметь на это право.
Ты выходишь на сцену и словно читаешь молитву. И если после спектакля люди говорят: «Спасибо вам! Как же хочется жить! Как же мне тепло!» – значит, ты сегодня не зря прожил день… А иначе зачем вообще выходить на сцену?
Фантомная операция
Длительное время актриса Ирина Алферова не появлялась на телеэкранах, крайне редко принимая предложения от режиссеров и отказываясь сниматься в кино. Поэтому поклонники творчества знаменитой артистки, предпочитающей играть в театре, упустили момент ее старения. Когда Ирина Ивановна вновь появилась на экране, изумленные фанаты стали активно обсуждать тему хирургического вмешательства и пластические операции актрисы.
Через некоторое время на многих Интернет-сайтах появились фотографии, доказывающие, что женщина, которой в марте исполнится 67 лет, провела ряд корректирующих внешность хирургических процедур
Оригинальные недоброжелатели даже предоставили фото до и после операции, стремясь привлечь внимание к актрисе
Сама Ирина Алферова выступила с опровержением этой информации. Актриса утверждает, что является противницей подобных манипуляций с телом и лицом, так как ряд ее коллег, решивших вернуть молодость путем пластики, выглядят непрезентабельно. Поэтому сама Алферова не стремиться ложиться на операции, чтобы после нее выглядеть на фото нелепо и глупо.
Актриса прекрасно выглядит для своего возраста, умело пользуясь декоративной косметикой и ухаживая за кожей лица. По ее мнению, это наилучшие и правильное решение в вопросе поддержания красоты. Большую часть времени у нее все также отнимает «Школа современной пьесы», где она играет с 1993 года. А свободное время женщина посвящает времяпровождению с внучкой Евдокией, которую ей подарила родная дочь в 2007.
Как жить с гением?
Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Ирина Ивановна, артисты часто говорят, что любимых ролей у них не бывает, как не бывает более или менее любимых детей. А у вас как?
Ирина Алфёрова: — Я тоже очень люблю все свои спектакли, но «Толстого нет» — о жизни семьи Льва Толстого — больше всех. За 20 лет мне впервые так понравилась пьеса. Там всё происходящее показывается глазами его жены Софьи Андреевны, с которой Лев Николаевич прожил полвека. Это, как вы понимаете, очень непростая история — там и любовь, и ненависть. Многие же любят Толстого, а вот её не любит никто. Сколько я ни пытаюсь поговорить с людьми о Софье Андреевне, слышу исключительно: жена, жена. А она же очень талантливый человек, с прекрасным воспитанием и образованием. Она и музицировала, и детей учила сама, потому что Толстой не любил приходящих учителей. То есть она делала всё. А 13 детей — это извините-подвиньтесь… Да только родить их всех — после такого уже можно дальше исключительно отдыхать. А она ещё и самого Толстого обихаживала. Поэтому у неё и были серьёзные срывы.
Статья по теме
Принцесса и бывший уголовник. Неравные браки известных женщин
В любой семье есть проблемы. А тут — как жить с гением? К тому же на твоих плечах и готовка, и всё хозяйство. Это какой-то ужас! И ведь справлялась. Я не понимаю как. Это же надо постоянно служить, быть рабой. А она же родом из богатой семьи. Когда Софья Андреевна приехала в Ясную Поляну, первое, что её поразило, — это насколько простая усадьба. Она-то ожидала совсем другого. Ей много чего не хватало, но тем не менее она смирилась. Поэтому моя Софья — она просто святая.
— Есть такая фраза: «За каждым великим мужчиной стоит женщина».
— Если он просто талантливый, то да. А Толстой — гений. Он бы и один смог состояться. И, возможно, она ему даже мешала
Ей ведь надо было внимание уделять, а гению не до этого. Мне кажется, современным женщинам в этом спектакле можно найти очень много ответов на вопросы
Как жить с неординарным человеком. Как выбирать мужа, как его любить, чтобы жизнь совместная была не в труд, а в удовольствие. Жизнь-то короткая!
Знаете, когда говорят, что семья — это работа, я не понимаю. Это очень страшно звучит. Меня спрашивают иногда: «Как вы так долго живёте с мужем?» (Актёр Сергей Мартынов. — Ред.)
— И что отвечаете?
— А мне на него даже смотреть приятно! А ещё нам интересно друг с другом. И в кино, и в литературе вкусы одинаковые. Нам интересно только вместе, поэтому мы почти ни с кем не общаемся. Как представим себе, что нужно идти и кого-то развлекать, сразу звучит: «А давай друг друга лучше развлечём». Ой, как мы болели этим несчастным летом… Ковид. Нас положили в одной палате, потому что я Сергея заразила. Не представляю, как мужчины находятся одни в больнице. Я ухаживала за ним круглые сутки. Врачам было не до нас — больных очень много.
Детство и юность
Будущая актриса Ирина Алферова родилась 13 марта 1951 года в городе Новосибирске. Мать и отец происходили из простых семей. Не имели никакого отношения к актерскому или иному искусству.
Мать, Ксения Архиповна была ветераном войны. Отца звали Иван Кузьмич Алферов. Он тоже прошел Великую Отечественную. Обоим посчастливилось выжить.
После того, как боевые действия закончились, и страна начала постепенно восстанавливаться, отец и мать получили юридическое образование. Оба в будущем работали адвокатами. По точно такому же пути пошла и старшая сестра артистки по имени Татьяна.
Ирина Алферова в детстве, с сестрой Татьяной и родителями
Мать Ирины Алферовой сильно опекала дочку. Актриса вспоминает об этом сама. Несмотря на то, что женщина не имела отношения к искусству, она очень любила театр.
Однако самой реализоваться на поприще актерского ремесла ей не удалось. Мать возлагала большие надежды именно на Ирину.
Когда стало ясно, что девочка обладает талантом и зачатками мастерства, Ксения Архиповна была этому только рада и всячески поощряла развитие природного дара дочери.
Ирина Алферова участвовала в дворовых постановках, которые они разыгрывали с детьми из ближайших домов. Девочке почти всегда доставались главные роли, поскольку она была самой красивой из сверстников.
Ирина Алферова в молодости
Во время учебы в школе интерес молодой особы к актерскому ремеслу только увеличивался. Ближе к концу обучения, девушка записалась в театральную студию, которая действовала при местном академгородке. Здесь молодая Ирина получает первый театральный опыт, работает под руководством старших коллег.
Труды девушки не прошли даром. Один из главных режиссеров студии заприметил талантливую Алферову и посоветовал ей попробовать свои силы на лоне профессионального искусства. Недолго думая, девушка воспользовалась советом и пошла именно этим путем.
Очень скоро Ирина была уже в Москве и готовилась поступать в ГИТИС. Мать горячо поддерживала это начинание дочери, даже решила поехать в столицу вместе с Ириной. Поступление не представляло для талантливой девушки особых трудностей. Свое место в институте она заняла с первого же раза.
Карьера Ирины Алферовой
В 1968 году, получив школьный аттестат, Ира вместе с мамой поехала в столицу, где стала студенткой ГИТИСа, попав на курс Владимира Дудина.
Учеба в ГИТИСе
Ксения Архиповна выбором дочери была довольна, так как сама обожала театр и не пропускала в Новосибирске ни одной премьерной постановки. Учеба давалась Ирине нелегко, на первых курсах у нее никак не получалось раскрепоститься и проявить уверенность.
Ирина Алферова в годы учебы
Руководитель курса однажды даже посоветовал ей, пока не поздно, попробовать себя в другой профессии. Но к концу обучения Алферову уже называли перспективной молодой актрисой, и сразу несколько столичных театров готовы были предложить ей работу.
Фильмы с Ириной Алферовой
На театральные подмостки Ирине суждено было выйти лишь спустя пять лет после получения диплома. Режиссер Василий Ордынский сделал начинающей актрисе заманчивое предложение – роль Даши в многосерийном фильме «Хождение по мукам». Он поставил при этом условие – во время съемок Ирина не должна играть в театре. Персонаж Дарьи Дмитриевны Булавиной-Телегиной оказался для Иры слишком заманчивым, как и сюжет фильма, она согласилась на условия режиссера. Эта героиня принесла Алферовой известность, критики сходятся во мнении, что Даша стала самой значимой ее работой в кинокарьере.
Ирина Алферова, «Хождение по мукам»
Следующая роль подтвердила успех актрисы и принесла ей всенародную любовь. Телезрители переживали за романтическую историю любви Констанции Бонасье и молодого госконца в музыкальной картине «Д’Артаньян и три мушкетера». Изначально в этой роли режиссер Юнгвальд-Хилькевич планировал снимать актрису Евгению Симонову, но руководители Госкино порекомендовали Алферову.
Ирина Алферова, «Д’Артаньян и три мушкетера»
Укрепить за собой статус звезды советского кинематографа Ирина смогла в фильмах «С любимыми не расставайтесь» и «Предчувствие любви», где она снималась вместе с Александром Абдуловым.
Ирина Алферова и Александр Абдулов, «Предчувствие любви»
Затем последовала целая череда популярных картин, где актриса играла женственных и искренних героинь: Ксения в фильме-сказке «Василий Буслаев»; Ольга Винтер в «ТАСС уполномочен заявить…»; княгиня Скавронская в «Багратионе»; актриса Светлана Нечаева в новогодней мелодраме «Снегурочку вызывали?».
Ирина Алферова, «Снегурочку вызывали?»
В начале 1990-х годов Ирина стала актрисой главных ролей, с ее участием вышли детектив «Кровь за кровь», мелодрама «Ночные забавы», совместный российско-хорватский фильм «Графиня Дора», историческая драма «Ермак».
Ирина Алферова, «Ермак»
Среди последних ролей Алферовой – Юлия Снегирева в новогодних комедиях «Елки 2» и «Елки 5», Людмила Сергеевна в «Последнем из Магикян». В фильме «Распутин» с Владимиром Машковым и Жераром Депардье она сыграла княгиню Юсупову.
Актриса Алферова в театре
В 1976 году, после того как были окончены съемки картины «Хождение по мукам», Ирина поступила в труппу театра «Ленком». Долгое время ей приходилось выходить на сцену в массовках и второстепенных ролях.
Начинающая театральная актриса Ирина Алферова
В 1993 году Алферова начала сотрудничество с театром «Школа современной пьесы». Здесь она почувствовала себя по-настоящему востребованной актрисой, сыграв главные роли в постановках: «Ночь с незнакомцем», «Пришел мужчина к женщине», «Медведь», «Чайка».
Ирина Алферова в постановке «Ночь с незнакомцем»
Много у Ирины работ и в антрепризных спектаклях. Вместе с бывшим мужем Александром Абдуловым в начале 2000-х годов она объездила полмира со спектаклем Дмитрия Астрахана «Все проходит».
Песни Ирины Алферовой
В 1990 году актриса снялась в клипе популярного эстрадного исполнителя Александра Серова к песне «Ты меня любишь». Их дуэт оказался настолько правдоподобным, что заговорили о романе певца и актрисы. Интересно, что Ирина сразу отказывалась от съемок, но прослушав и прочувствовав песню, дала согласие. В интервью Александр Серов говорил: «Отношения были корректные и чистые. И то, что народ нас поженил, спасибо ему, конечно, большое».
Ирина Алферова в клипе Александра Серова «Ты меня любишь»
В 2006 году Алферова сама проявила себя как певица. В программе «Новогодняя ночь на Первом» исполнила трогательный романс с Михаилом Боярским «Несостоявшийся роман».
Ирина Алферова и Михаил Боярский, «Несостоявшийся роман»
Музыку к песне написал композитор Андрей Петров. Она очень понравилась слушателям, голоса Боярского и Алферовой зазвучали по-новому. Успех композиции был обеспечен еще и популярностью двух актеров.
Творческая карьера
Творческая биография Ирины Алферовой началась в 1972 году. Именно в тот момент, когда она окончила театральный институт и получила диплом.
Несмотря на успешное поступление, учеба давалось трудно. Женщина в первые годы была закрытой и не выделялась на фоне других студентов. Только ближе к окончанию актерского факультета, Ирина Алферова начала раскрываться как профессиональная артистка.
В результате, ближе к выпуску, молодая девушка могла попасть практически в любой театр по своему желанию.
Буквально в тот же год, Ирина Алферова попадается на глаза Василию Ордынскому, известному режиссеру. Постановщику как раз не хватало исполнительницы роли Даши в картину «Хождение по мукам».
Ирина Алферова в картине «Хождение по мукам»
Посмотрев, на что способна девушка, он решил предложить эту работу именно ей. Однако поставил жесткое условие. Или съемки в ленте или же театр. Алферова выбрала первое.
В течение всего периода, пока снималась картина, она не появлялась на подмостках. Между тем, художественная лента заняла целых 5 лет биографии женщины.
Ирина Алферова в ленте «Хождение по мукам» 1974-1977 г.
Усилия юной артистки окупились. Публика приняла фильм благосклонно, а сама Алферова была признана талантливой актрисой, которая идеально воплотила образ Даши. В послужном списке женщины эта роль стала одной из наиболее крупных и проработанных.
После окончания сложных съемок Ирину Алферову пригласили на работу в театра «Ленком». Женщина поступила на службу в это объединение, но очень скоро об этом пожалела.
Художественный руководитель Марк Захаров не видел в ней профессиональную артистку. Он не давал ей сниматься на главных ролях, отводя Алферовой третьесортные позиции.
Работа в кино складывалась куда успешнее. В конце 70-х годов режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич задумал снять вольную экранизацию романа А. Дюма «Д’Артаньян и три мушкетера». Однако он никак не мог найти артистку на роль Констанции.
Дуэт Констанции и Д’Артаньяна из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979)
В конце концов, мужчина решил пригласить на эту работу Евгению Симонову. Однако чиновники мира кино предложили ему кандидатуру Алферовой, которая к тому моменту хорошо зарекомендовала себя.
Режиссер принял этот вариант. Однако отношения между ним и актрисой сложились крайне негативные. Работать было трудно. Этот период творческой биографии Алферовой был настолько непростым, что артистка предпочитает о нем не вспоминать даже спустя много лет.
Ирина Алферова в роли Констанции Бонасье, в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»
Несмотря на все проблемы и придирки со стороны Юнгвальд-Хилькевича, Ирана отлично справилась с поставленной задачей и буквально за год, в 1978 стала известной и популярной на всю страну.
Следующий период творческой активности артистки приходится на конец 70-х и начало 80-х. К моменту выхода картин «Предчувствие любви» и «С любимыми не расставайтесь» Ирина Алферова уже имела звездный статус. Но эти картины подняли ее на еще большую высоту.
Ирина Алферова в фильме «Предчувствие любви» 1982 г.
Партнером женщины по съемочной площадке был Александр Абдулов. Кумир миллионов зрителей по всей стране.
На протяжении всех 80-х годов Алферова продолжала активно сниматься. Все картины этого периода отличаются оригинальностью.
В 90-е наступает время всеобщего застоя. Работы артисты не получают. Многие оказывают на грани нищенского существования.
Несмотря на тяжелую ситуацию. Ирина продолжает сниматься. Причем все так же активно. Именно в эти годы выходят картины, которые хорошо знакомы зрителю до сих пор. В из числе — «Звезда шерифа», «Кровь за кровь», «Ночные забавы».
Ирина Алферова в фильме «Ночные забавы» 1991 г.
В начале нового тысячелетия в послужном списке Ирины Алферовой появляются сериалы.
За годы профессиональной активности женщина снялась более чем в полусотне лент. В период ближе к 80-м ситуация в театре также более-менее выровнялась.
Артистка играла в спектаклях, как постоянная участница труппы родного «Ленкома». В 1993 году женщина перешла на службу в театр «Школа Современной Пьесы» где числится до сих пор.
Ночь с незнакомцем (2019)
Дети Ирины Алферовой сейчас
В семье Ирины Алферовой и Сергея Мартынова выросло целых 4 ребенка: дочь Ирины Алферовой Ксения, двое наследников Сергея от предыдущих отношений и племянник Ирины Александр.
Ирина Алферова с мужем
После скоропостижной смерти родной сестры Ирины Ивановны в 1997 ее сын Александр остался сиротой. Так как сведений о его родном отце не было, Алферова и Мартынов приняли решение забрать мальчика в свою семью. Саша – успешный юрист, работает в строительной компании, живет в Москве.
Александр, приемный сын Ирины Алферовой
Третий муж Ирины Алферовой оказался не просто «подарком судьбы», а еще и «приданное» в лице двух несовершеннолетних ребятишек подарил ей. Случилось так, что мать Сережи и Насти, бывшая жена Мартынова, погибла в следствие врачебной ошибки в Английском госпитале. И Сергей принял решение забрать детей к себе, Ирина полностью поддержала мужа. Они сразу подружились. Повзрослев, Сергей-младший и Анастасия все же решили вернуться в Британию, получили там достойное образование, успешно строят карьеры и обзавелись семьями. Настя – художница, замужем за модным стилистом. Сережа заведует картинной галереей, воспитывает дочь Джульетту, которую Ирина Ивановна считает внучкой.
Дети Сергея Мартынова
А вот собственный ребенок у Ирины Алферовой всего один, дочь Ксения. Маленькая Ксюша не помнила своего родного отца-болгарина и всю жизнь считала папой Александра Абдулова.
Дочь Ирины Алферовой
Девочка унаследовала талант и красоту своей звездной родительницы. Окончив Школу-студию МХАТ, сейчас Ксения Алферова – известная, востребованная актриса («Новогодние приключения», «Московские окна», «Экспресс Петербург Канны», «Дежурный ангел-2», «Холодное сердце», «Дед Мороз. Битва Магов») и супруга знаменитого актера и активного общественного деятеля в сфере благотворительности Егора Бероева.
Ксения Алферова и Егор Бероев
В 2007 пара стала родителя дочурки Евдокии. Ирина Алферова обожает внучку и считает, что мир узнает о ней как о талантливой личности, какую бы стезю девочка не избрала. А ради такого продолжения и стоит жить.
Дочь, зять и внучка Ирины Алферовой
Личная жизнь
В личной жизни Ирины Алферовой нашлось место для трех браков.
Первым супругом женщины стал Бойко Гюров. Болгарский дипломат. Они встретились в посольстве. Затем, когда мужчина попал в аварию, Ирина навещала его в больнице и вскоре между ними возникли романтические отношения.
Ирина Алферова и Бойко Гюров
Какое-то время Алферова жила в Болгарии. Здесь в 1974 году у пары родилась дочь Ксения. Однако женщина хотела и далее реализоваться как актриса. Потому очень скоро забрала дочь и уехала обратно к себе домой.
В 1976 вторым мужем Ирины Алферовой стал Александр Абдулов. Актер удочерил Ксению. Долгие годы она не подозревала, кто ее родной отец. Узнала об этом только в подростковом возрасте.
Брак продлился почти 20 лет. В 1993 супруги разошлись. Точные причины подобного исхода не известны. Ни тот, ни другой не выносили эту информацию на публику.
Ирина Алферова с мужем Александром Абдуловым и дочерью Ксенией
В 1995 году Алферовы вышла замуж в последний раз. Ее избранником стал Сергей Мартынов. Интересно, что они знали друг друга давно. Однако оба находились в браке и не могли себе позволить интрижек на стороне.
Только когда личная жизнь того и другого прояснилась, Алферова и Мартынов смогли сойтись.
Своих детей в браке у пары не было. Вместо этого, семья воспитывала сына и дочь мужчины от первого союза (на тот момент бывшая жена Сергея скончалась), а также сына сестры Алферовой, который остался сиротой.
Ирина Алферова, Сергей Мартынов с сыном и дочерью
Совместная жизнь четы актеров продолжается до сих пор. Более подробно о личной биографии артистки мало что известно. Она никогда не откровенничала с журналистами и предпочитала не раскрывать частные тайны.
Дети Ирины Алферовой устроили свою жизнь и стали достойными людьми. Некоторые пошли по стопам матери.
Сергей Мартынов и Ирина Алферова сейчас
Профессиональная деятельность
После окончания театрального вуза в 1972 году, Ирине предложили работу сразу несколько московских театров, а также роль дочери Соломатина Тамары в картине режиссёра Наума Бирмана «Учитель пения», в котором она с удовольствием приняла участие.
В 1974 году молодой, красивой и талантливой актрисе досталась её первая главная роль в телесериале по роману А. Толстого «Хождение по мукам» режиссёра Василия Ордынского. В картине актриса сыграла роль Даши Булавиной (Телегина).
С 1976 по 1993 год Ирина работает в составе труппы театра «Ленком» под руководством Захарова Марка Анатольевича (1933 года рождения). Несмотря на яркую внешность и талант, актриса играла на театральной сцене чаще всего в массовке или второстепенные роли. Основные роли доставались дочери главного режиссёра Захарова – Александре. Среди постановок, в которых участвовала Ирина, были: «В списках не значился», «Жестокие игры», «Ромул Великий» и другие.
С 1993 года Ирина работает актрисой театра «Школа современной пьесы». За этот период она приняла участие во множестве различных интересных спектаклей, среди которых особо выделяются:
- «Всё будет хорошо, как вы хотели»;
- «Пришёл мужчина к женщине»;
- «Антон Чехов. Чайка»;
- «Медведь»;
- «Ночь с незнакомцем».
Постоянно ездила с театром на гастроли. Сегодня актриса чаще играет в антрепризных спектаклях, среди них можно назвать: «За закрытой дверью», «Всё проходит», «Цветок кактуса», «Пижама на шестерых», «Самая-самая», «Чего хотят мужчины». Актриса участвовала в нескольких фильмах-спектаклях: «Юнона и Авось» (1983) ,«Карманный театр» (1988), «Чайка. Настоящая оперетка» (2004).
Фильмография популярной актрисы за большой творческий период составила более 58 проектов в кино. Среди самых значимых и громких киноработ, в которых участвовала Ирина, – «Д`Артаньян и три мушкетёра» (Констанция Бонасье), «С любимыми не расставайтесь» (Катя Лаврова), «Незваный друг» (Кира Стругина), «Снегурочку вызывали?» (Светлана Нечаева), «Ермак» (Алёна).
Кроме этого, Ирина приняла участие в пяти документальных проектах, последние из которых: «Ирина Алфёрова. Не родись красивой» (2010) и «Ивар Калныньш. Роман с акцентом» (2013). В Советском Союзе Ирина неоднократно признавалась одной из самых красивых актрис.
Среди проектов, в которых актриса играла в 2000-ых годах, можно выделить «Герой нашего времени», «Капкан», «Ёлки-2», «Распутин» и «Ёлки-5». В 2017-2018 годах актриса приняла участие в драматических картинах «Последнее испытание» и «Счастье – это…2».
Народная артистка Ирина Алферова удостоена многих премий и наград, среди которых Орден кавалера Дружбы (13.03.2011), Орден «Самарский крест» (Болгария, 2016), Орден Почёта за вклад в развитие культуры и искусства (2017).