Расстановки по хеллингеру: эффективный метод или скрытая угроза?

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…

Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.

Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.

Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.

Детство и юность

Антон Хеллингер появился на свет 16 декабря 1925 года в Лаймене, Германия. Он средний из трех детей. Родители мальчика исповедовали католицизм, поэтому подростком отправили его в интернат при монастыре, где воспитывали будущих священников.

Во время учебы Хеллингер стал участником запрещенной организации, за что был признан потенциальным врагом нации. Позже интернат закрыли, и мальчик вернулся к родителям, чтобы завершить учебу в средней школе.

В возрасте 17 лет Антона призвали вооруженные силы Германии в качестве радиста пехоты. Ему удалось пережить вторжение и отступление во Франции, но затем юноша попал в плен американских войск. Через год он сумел сбежать. Брату Хеллингера, Роберту, повезло меньше — он погиб на войне.

После побега молодой человек вступил в Католический орден в Германии и принял имя Сюйтберт (сокращённо Берт). Он поступил в Вюрцбургский университет, где начал изучать философские науки.

В 1952-м Хеллингер принял сан священника и вскоре был отправлен в Южную Африку в качестве миссионера. Там Берт получил право вести уроки в школе и в течение 16 лет возглавлял и преподавал в местном учебном заведении, одновременно выполняя обязанности священника.

Следующие действия

Метод расстановок по Хеллингеру включает в себя проигрывание ролей. Психотерапевт предлагает семейной паре проиграть определенную ситуацию. Например, он просит женщину описать, как она ведет себя на рабочем месте. Пациентка комментирует свое служебное поведение, общение с коллегами, и обнаруживается, что на работе она «белая и пушистая».

Что меняется, когда она переступает порог дома? Почему одним своим внешним видом муж вызывает раздражение у женщины? Супруги проигрывают ссору сцены перед психотерапевтом. Жена говорит мужу свою обычную фразу: «Перестал бы пить, и все бы наладилось».

С этого момента специалист просит пару остановиться

Системно-семейные расстановки по Хеллингеру требуют вовремя сконцентрироваться на важном моменте. В случае этой пары – это время пришло

Психотерапевт говорит семейной паре: «Давайте попытаемся понять источник проблемы, которая вынуждает одного из вас пить». Далее вычеркиваются все причины, способствующие этому. Например, исключаются: большие денежные проблемы, конфликты на рабочем месте у мужчины, проблемы со здоровьем. Что остается?

Пациент откровенно признается, что его угнетает вечное недовольство супруги, которая постоянно к чему-то придирается или, наоборот, молчит и избегает супружеской близости. В таком случае партнер страдает от нехватки женской энергии.

Часто из-за отсутствия любви к партнеру или из чувства обиды представительницы женского пола таким образом наказывают избранника. Свою энергию они активно сублимируют в заботу о детях или загружают себя домашними обязанностями. В то время как супруг старается получить какой-то позитивный настрой, употребляя спиртное. Возникает замкнутый круг.

В дальнейшем расстановки по Хеллингеру подразумевают глубинную проработку проблемы. В данном случае психотерапевт попробует внушить женщине мысль о необходимости искоренить установку, которую невольно задала ее мать.

Своим поведением жена провоцирует мужчину на распитие спиртных напитков, собственно, заставляет играть роль ее отца-алкоголика. Если наряду с этим у женщины все же есть некая обида на супруга, то в процессе сеанса предлагается избавиться от нее

«Важно освобождать себя от негатива», — подчеркивает Берт Хеллингер. Семейные расстановки предлагают немало техник на этот счет

На самом деле весь процесс не так прост, как кажется на первый взгляд. В истории этой семейной пары специалисту предстоит наделить героев новыми «ролями», причем так, чтобы между ними происходил равномерный обмен энергиями.

Мифы о расстановках

Расстановки – это эзотерика

В расстановках нет ничего такого эзотерического, есть просто чувства, телесные ощущения. Эти ощущения доступные через заместительское восприятие. А расстановщик со своим мировоззрением может эти чувства как-то воспринять и их интерпретировать.

Метод расстановок просто позволяет почувствовать то, что скрыто в бессознательном, в то, что неосознанно, на что внимание не обращается постоянно. С помощью обращения внимания в те места, где что-то исключено, мы там увидим какие-то чувства, на которые действительно ради того, чтобы ядро сохранилось, смотреть достаточно сложно

Чтобы выйти за границы системы, нам надо эти чувства перешагнуть. Вот эти чувства мы в расстановке можем увидеть и с ними как то работать.

За одну сессию можно изменить свою жизнь

Если вам расстановщик какой-либо говорит, что приходите на расстановки, и вы сразу за одну сессию решите все проблемы, совершите апгрейт всех ваших сфер жизни, то возникают вопросы к этому расстановщику. Кого он на самом деле хочет спасти таким образом? Если он говорит, что все решаемо и быстро все сделает, то это неправда.

Расстановки не решают проблемы

Они решают достаточно много, но одних расстановок недостаточно, потому что в расстановках не имеется прямых воздействий на поведение человека.

Эффективность любой психотерапии заключается в скорости изменения вашего поведения, вашего отношения к чему-либо.

Например, у вас были установки «Деньги – это зло», «Плохо быть богатым» и т.д Вы в расстановках сможете на эту историю посмотреть из прошлого и оставить эту историю там, у вас уменьшится страх перед деньгами. И здесь вот, если вы дальше не начнете ничего активно предпринимать в своей жизни для того, чтобы у вас эти деньги появились, то они не появятся.

Самое важное, что расстановка помогает изменить вам ваше поведение, но поведение можете изменить только вы исключительно. То есть, в этом плане вместе с расстановками очень хорошо работает поведенческая терапия, когнитивно-поведенческая

Они помогают достичь результата более эффективно, быстро.

Здесь потребуются еще ваши дополнительные усилия на то, чтобы преодолеть какие-то жизненные трудности, но расстановка замечательно поможет вам облегчить ваше состояние, поможет увидеть какие-то вещи, поможет начать двигаться в сторону решения.

В расстановке можно взять на себя чужие проблемы

На самом деле ничего чужого нахватать нельзя, здесь действует правила безопасности в расстановках.

Если у вас после расстановки, после того, как вы вышли из роли, когда будучи заместителем остались какие-то чувства в теле, какие-то эмоции, вас что-то будоражит, подойдите к расстановщику попросить его внимание. Он вам поможет эти чувства заземлить, поможет вам как-то прийти в нормальное стабильное состояние.

Новые семейные расстановки или «Движения Духа»

Первым шагом на пути трансформации метода Хеллингера являлась его работа, в рамках которой классические системные расстановки были рассмотрены в контексте рода, народа, государства и т.д. Такой подход во многом обогатил его концепцию и позволил выявить динамики на уровне более широких социальных систем и осознать причины трагических исторических событий. В результате расстановок такого рода заместители агрессоров неоднократно сообщали о том, что их вела какая-то неведомая сила, исходящая прямо из глубины души, которой они не могли оказать сопротивление. Именно поэтому эта работа Хеллингера получила название «Движение души».

Пытаясь объяснить данный феномен, Хеллингер все дальше отходил от психологии и видел в себе философа, в результате чего он выдвинул свою концепцию прикладной философии, в которой изменил христианской традиции и заявил, что Зло и Добро равнозначны, и оба возникают по замыслу Духа (Бога). Более того, именно Бог заставляет людей совершать преступления, в том числе и мирового масштаба (Хеллингер упоминал Гитлера и Сталина) .

Дальнейшее развитие концепции морфогенетических полей привело к тому, что Хеллингер начал считать, что истинная трансформация возможна только в случае изменения сознания до уровня «максимальной открытости», а информация, приходящая из поля, является опытом, доступным лишь узкому кругу, к которому другие члены общества попросту не готовы ввиду своего низкого уровня духовного развития.

Трансформация идей Хеллингера привела к массовой критике его подхода в Германии, а Немецкая ассоциация расстановок даже исключила его имя из своего названия, сочтя его новый метод не только сомнительным, но и опасным.

Порвав с Международным расстановочным сообществом, Хеллингер начал практиковать свои новые системные расстановки только с теми, кто был готов разделить этот особый опыт, и переименовал их из классических в духовные. Он перестал использовать в своей работе изучение причинно-следственных связей и искать «правильное решение» проблемной ситуации, а его основным методом работы стала практика «Движения Духа», в рамках которой клиент осуществляет запрос к Духу, который знает решение его проблемы, однако не дает точного ответа, поэтому цель практики состоит в том, чтобы отдаться Движению Духа и получить трансформационный опыт в результате процессов, очень похожих на молитву или медитацию .

Теперь, когда мы подробно рассказали вам про расстановки по Хеллингеру, отзывы о них и их критика помогут вам сделать правильный вывод о том, использовать данный метод или нет.

Метод расстановки по Берту Хеллингеру. Начало сеанса

Итак, к психотерапевту приходит мужчина с насущной проблемой. Для начала специалист ведет небольшую беседу с ним, в ходе которой решается, нужна ли ему расстановка или все гораздо проще. Ведь можно человека направить обычным житейским советом — и его жизнь войдет в привычное русло. Но когда ситуация осложнена, то с клиентом ведется более детальный разговор.

Для начала выделяется сама проблема. Например, в данном случае – мужчина пьет, жена его ежедневно «пилит» и считает, что все семейные проблемы связаны с алкоголизмом. Мужчина, в свою очередь, так не думает. Ведь до женитьбы он не употреблял так много спиртного.

Психотерапевт просит клиента рассказать о своем образе жизни. Расстановки по Хеллингеру требуют системного рассматривания проблемы

То есть важно понять, чем занят каждый из супругов целый день, какие у них отношениям в целом, из-за чего происходят конфликты. Наконец, являются личности сами собой в семейной жизни или играют чьи-то роли

Специалист отдельно рассматривает родителей мужа и его жены

Как они вели себя друг с другом в семье? Если выяснится, что со стороны мужчины отец и мать жили душа в душу и проблем с алкоголизмом не было, то уделяется наибольшее внимание родственникам жены

Предварительно разобравшись на первой беседе, специалист рекомендует мужчине прийти на следующий прием со своей супругой. Ведь корень зла скорее всего в ней, и избавиться от него без ее участия невозможно.

Проблемы и критика

Работа по семейным расстановкам считается наиболее эффективной в решении проблем, имеющих системный характер: это трудности в отношениях между родителями и детьми и проблемы в интимных отношениях. Метод можно использовать как потенциальный в терапии для людей, которые:

  1. стремятся устранить негативные или вредные модели взаимоотношений;
  2. испытали серьезную травму или потерю;
  3. находятся в поисках личного и профессионального успеха.

Критика

В последние годы подход Хеллингера стал предметом пристального внимания, особенно в немецкоязычных странах. Критики подвергли сомнению ряд идей терапевта, особенно те, которые влияют на его семейные расстановки, работу с людьми, ищущими помощи, и результаты его терапии.

Высказываются следующие опасения:

  1. Патриархальный взгляд на семейную систему обычно приводит к выводу, что любые супружеские трудности являются виной жены.
  2. Хеллингер выразил свою веру в то, что гомосексуализм — это болезнь, которую нужно лечить, а не естественный и неизменный аспект природы человека.
  3. Немецкое агентство Forum Kritische Psychologie сообщило о четырех случаях: люди обращались за лечением от навязчивых идей, которые, по их сообщениям, развились в результате посещения семинара по семейным расстановкам Хеллингера.
  4. Один метод, разработанный Хеллингером, направлен на лечение травмы, возникшей в результате жестокого обращения отца с дочерью, когда человек, представляющий дочь, преклоняет колени и благодарит человека, представляющего отца, за этот опыт. Это, по мнению Хеллингера, восстановит гармонию в семье. Хеллингер также выразил уверенность в том, что отцы подвергают своих дочерей сексуальному насилию, когда матери постоянно отвергают их сексуальные домогательства, фактически перекладывая вину за насилие на мать.

Семейная терапия расстановок не обязательно основывается на этих идеях, и не каждая практика использует все методы Хеллингера. Тогда она является вполне приемлемой.

В семейных отношениях важно управлять своими эмоциями и понимать эмоции других. Этому научит курс Викиум «Эмоциональный интеллект»

Вспомните деда

– Надежда Алексеевна, в чем заключается ноу-хау “расстановок по Хеллингеру”?

– В основе системно-феноменологического метода Берта Хеллингера лежит идея, о которой говорили еще Фрейд и Юнг, а также квантовая физика: в каждой точке пространства есть информация о прошлом, настоящем и будущем одновременно. Хеллингер показал, что нам от предков передаются определенные системные чувства, “сценарии жизни”. Любая семья живет по определенным законам. Если эти законы нарушаются – в семье как в системе происходит сбой и начинаются конфликты, несчастья, причина которых не всегда понятна.

По методу Берта Хеллингера в семью как в систему включаются все те, кто в ней родился и все те, кто ей принадлежит, но в ней не находится.

То есть в этом методе учитывают как живых, так и умерших членов рода. Так, абортируемые дети тоже входят в систему. Например, в семье есть первый ребенок, потом есть аборт, а затем рождается ребенок, которого родители называют вторым. Но ведь на самом деле – он третий, а ему говорят: “Ты второй” и фактически при этом транслируют: “Ты мертвый”. И у этого ребенка может быть предрасположенность к суициду или чувство, что он не имеет права жить.

Или в семье есть погибшие родственники, о которых почему-то забыли. А сценарий их жизни передался через несколько поколений и влияет на жизнь всей семьи.

– Можно конкретные примеры?

– Приведу такой случай из моей практики. Один дед в течение пяти лет в голодные послевоенные времена воровал в колхозе, чтобы прокормить свою семью. Вокруг все умирали от голода, а его дети – выжили. Этого деда поймали и посадили в тюрьму, где он умер. С точки зрения государства – он был виноват. С точки зрения семьи – он был герой, потому что спас жизни своих близких.

Но его семья о нем забыла, потому что в те времена про таких людей было лучше не вспоминать. Проходит много времени. Деда никто не помнит. Но есть его правнук, который учится в элитной школе. Он сын обеспеченных родителей, они дают ему 700–1000 рублей в день на карманные расходы. А он ворует в раздевалке у детей деньги.

Расстановка по Хеллингеру, которая была проведена родителями мальчика, обнаружила такую “связь времен” между поколениями. И как только в этой семье вспомнили деда, отдали дань его памяти – ребенок перестал воровать.

– Просто мистика какая-то!

– Это не мистика, а информация, которая с точки зрения современной науки никуда не девается. Каждый знает это по собственному опыту: когда мы испытываем тревогу за близких, а потом узнаем, что случилась какая-то беда. Скажем, в Америке умирает человек и в этот же час в России его любимый племянник просыпается от того, что ему показалось, что кто-то постучал ложечкой по стакану. А через какое-то время он узнает, что его американский дядя в такой-то час по московскому времени выпил воды из стакана и скончался. И здесь нет никакой мистики, а есть только связь между людьми.

– Как проходит расстановка?

– Всегда имеет место предварительное интервью, консультация, где строится геносоциограмма семьи, линии предков. И эта схема говорит не только о том, как это было, но и о том, как это помнится. Для нас в этом методе важны не только реальные события, но и мифы, предания, которые есть в семье, – ведь это же информация.

Например, существует миф, что есть семейное проклятьи. И этот миф работает. На самом деле, может быть, и нет никакого проклятия. Но семья живет с этим убеждением.

Или есть миф, что у всех женщин в роду – венец безбрачия. Метод Берта Хеллингера позволяет посмотреть, что там за венец безбрачия – есть он или нет. Довольно часто эти мифы рассеиваются в расстановках, и люди могут жить по-другому. У них появляется больше возможностей для выбора.

10 великих цитат Хеллингера

1. В глазах партнера мы ищем глаза мамы, независимо от пола.

2. Гнев – это разочарование. Гнев на жену – разочарование в матери.

3. Если у вас большой живот, то, независимо от пола, вы имеете претензии к своей маме. Хотите похудеть? Избавьтесь от этих претензий!

4. Папина дочка не уважает мужчин. (Дочка, обожающая папу ставит его на пьедестал, идеализирует его качества. Тогда все другие мужчины кажутся ей по сравнению с отцом ничтожными).

5. Успех имеет лицо матери.

6. Ревность – это мероприятие, направленное на расставание с партнером.

7. Вина и стыд ведут к смерти.

8. Тот, кто пьет – тот хочет умереть.

9. То несправедливое, что я делаю другому человеку, становится моей собственной судьбой.

10. Страдать гораздо легче, чем изменяться. Чтобы стать счастливым, нужно иметь мужество.

Ирина Дембо, для InHa.ru

Все о детской ревности

Что делать родителям со своими негативными эмоциями?

Любовь родителей к детям — наивысшее из чувств

Мне нравитсяНе нравится

Индивидуальная расстановка

Возможно ли самому провести подобный сеанс? Не исключено. Ведь не у каждого есть возможность или желание работать в группе. В этом случае возможна расстановка по Хеллингеру самостоятельно.

Правда, для этого следует вплотную познакомиться с теорией метода Берта Хеллинга

И важно на профессиональном уровне разбираться в интерпретации карт Таро. Итак, проблема обозначена, а роль «заместителей» будут играть карты

Работа делится на три этапа.

Первый — следует выбрать карты: себя и «заместителей». Далее надо разложить остальные карты так, как подсказывает интуиция. Затем поочередно открыть и с каждой собрать информацию, сложив ее в общую картину.

Второй этап — зависит от поставленного вопроса. Если он касается семьи, то выкладывать карты предков следует сверху, потомков — снизу. По необходимости можно брать дополнительные карты, если возникают сомнения. Во время процесса необходимо перемещать «заместителей», как это происходило бы с реальными людьми. Рекомендуется прислушиваться к своим физическим и психологическим ощущениям.

Третий этап — завершение. Это происходит, когда личность испытывает удовлетворение от проигранной ситуации. По результату интерпретации только клиенту решать, проработал ли он свою проблему.

Малопосвященному человеку может показаться, что это был сеанс гадания. Но это далеко не так. Индивидуальный метод расстановки с помощью Таро показан только профессионалам. Остальным рекомендуется прибегать к этому способу под руководством квалифицированного психотерапевта.

Суть метода

В расстановке по Хеллингеру участвуют сам человек, обратившийся с проблемой (клиент), расстановщик (психотерапевт) и заместители (участники группы). Ведущий (доктор или клиент) интуитивно распределяет людей «по ролям», определяя каждому свое место в семье. Но, как работают расстановки?

В ходе работы – если ведущий настоящий профессионал, а все заместители максимально серьезно относятся к процессу, – каждый начинает чувствовать необъяснимую связь с клиентом. Люди ощущают эмоции, переживают и проговаривают мысли и чувства, которые на самом деле им не принадлежат. Этот поразительный эффект назван заместительным восприятием. А пространство, откуда участники групповой терапии получают эту информацию (напомним, эти люди случайные и с клиентом незнакомы), – морфическим полем.

Методика расстановок Хеллингера основана на научных изысканиях Карла Густава Юнга, точнее, его коллективном подсознании. Но Юнг под этим понимал все общее подсознание человечества, делая разделение лишь на расы. Немецкий ученый же работает с конкретной семьей, родом клиента, включая его близких родственников, уже умерших, а также любовников и других важных людей.

Главный источник, который порождает все сегодняшние проблемы алкоголика или наркомана, по мнению Хеллингера, – это семейное переплетение. То есть незавершенный процесс в семье, разрыв связей и т.д., жертвой которых и становится клиент.

Существует три основных первопорядка (закона), восстановление которых поможет человеку осознать причины своей зависимости (алкоголь и наркотики) и преодолеть ее:

Нарушение баланса между отношениями «брать» и «давать»

Смысл в том, что каждый член семьи должен брать и отдавать равное количество (неважно – денег, любви, помощи, чувств). Если баланс между супругами нарушен, функцию «весов» может принять на себя ребенок

Этот своеобразный долг часто остается с человеком и в будущем способен перерасти в алкоголизм (наркоманию).
Принадлежность к системе. Каждый член семьи должен занимать в семье свое место, независимо от общественного, личного и социального статуса. Умер он, погиб на войне, ушел из семьи, так и не родился из-за аборта – он все равно находится на своем четком месте в генеалогическом древе. Выпадение хотя бы одного звена из цепочки может привести к проблемам у потомков. Так, если после развода мать не разрешает общение с отцом, исключает его из жизни ребенка, то в будущем возможны серьезные проблемы с алкоголем. Восстановление уважения к папе – первый шаг на пути к исцелению от зависимости.
Иерархия в семье. В семье должны четко соблюдаться роли «родитель – ребенок». Если кто-то взваливает на себя не свою роль (например, ребенок вынужден с ранних лет опекать маму или папу), в дальнейшем он не может построить свою собственную жизнь. И начинает прятать проблемы в спиртном или наркотиках.

На видео Берт Хеллингер о своей методике семейных расстановок:

https://youtube.com/watch?v=xMO_A7u_r-c

Для чего делают расстановки?

Системные семейные расстановки могут полностью решить внутренние проблемы клиентов, а могут показать направление для саморазвития и самоисцеления. Лучше всего метод использовать для решения семейных проблем и распутывания семейных переплетений, которые осложняют жизнь.

Итогом семейной расстановочной работы становится решение, которое терапевт предлагает клиенту. И если интерпретация расстановки верна, принятое клиентом решение позволяет значительно улучшить качество жизни и в частности здоровье клиента и его близких. Метод расстановок выходит за рамки классической психологии, в нём сочетаются и психологические черты, и эффект эзотерического ясноощущения.

Большую роль для эффективной и психоэкологичной семейной расстановки играет личность самого терапевта: его внутреннее состояние, настрой на работу, талант эмпата и навыки создания «целительного» рабочего поля для группы, так называемого «знающего поля» расстановки, в котором работают ведущий расстановки, клиент и заместители. Поэтому не случайно сам Берт Хеллингер относит свой метод не к психологическим, а к духовным практикам (труд «Богомысли» и др.).

Как проходят «расстановочные» психотерапевтические сессии?

«Семейная расстановка» (нем. familien-stellen) — это авторский термин, он описывает суть метода Хеллингера: клиент общается с ведущим, озвучивает проблему (запрос на терапию) и свои ожидания от расстановки.

Работают системно семейные расстановки Хеллингера следующим образом: Ведущий просит выбрать из присутствующих на сессии людей «заместителей» для членов семьи клиента и расставить их в «знающем поле» группы так, как клиент хочет.

Расставленные участники («заместители») по сигналу ведущего терапевта поддаются своим импульсам и либо остаются на своих местах, либо как-то двигаются, рассказывают свои ощущения от «расстановки».

Ведущий интерпретирует происходящее перед ним, но в переложении на семью клиента. И вместе с клиентом ищет решение для озвученного вначале сессии клиентского запроса.

Метод Хеллингера получил широкую известность в мире, он был доработан и усложнён. Ученики и последователи Хеллингера, например, натуропат и психотерапевт Штефан Хаузнер расставляет на «рабочем поле» не только членов семьи клиента, но и симптоматику пациента или даже… смерть как действующую фигуру расстановки.

Развелась не знаю почему

– А как работают сценарии, которые передаются из поколения в поколение?

– Скажем, такой пример. У молодой женщины скоропостижно скончался муж, и она осталась одна растить детей. И она передает им разные системные чувства. Среди которых есть и такой посыл: лучше не иметь детей, потому что можно остаться одной, ведь их очень трудно растить! И вот у ее дочки или внучки развивается бесплодие, хотя по медицинским показателям все нормально.

Или такой сюжет. Мужчина погиб в 36 лет в автокатастрофе. Прошли годы, и вот его взрослая дочь в 35 лет ни с того ни с сего разводится с мужем. И если ее спросить, почему, она не сможет объяснить. Скажет, что брак себя исчерпал. При этом после развода сохраняет с бывшим мужем хорошие и даже интимные отношения. Что же произошло? Она развелась, потому что не захотела в 36 лет становиться вдовой, как ее мать. Эта информация работала на бессознательном уровне.

– Многие из нас – дети разведенных родителей, либо сами – люди, прошедшие через развод. Какой сбой в семейной системе может из-за этого произойти?

– Например, девочка наблюдает развод родителей и говорит: “Папа, теперь ты не будешь жить с моей мамой. Давай я буду тебе женой”. Возникает психологический инцест – нет никаких сексуальных чувств на уровне сознания, а на внутреннем уровне у девочки идет соединение с отцом, который с годами становится для нее “идеальным партнером”. И любой мужчина, который приходит в ее жизнь, проигрывает отцу. При таких отношениях отец может говорить взрослой дочери, что он хочет внуков, что ей пора создать свою семью – умом он это понимает, но на бессознательном уровне будет посылать ей сигналы, что все ее женихи недостаточно хороши для нее.

То же бывает и в семьях, где есть мать и взрослый сын, но нет отца. Холостой мужчина встречается с кем-то на стороне, но при этом живет в одном доме с матерью, которая бессознательно не принимает его девушек.

Семейные расстановки позволяют выявить все эти дисбалансы.

Хочу, кстати, заметить, что расстановки по Хеллингеру – это не просто тренинг, а терапевтический метод, состоящий из разных этапов: интервью с клиентом, снятие его запроса, расстановка и как итог – личный инсайт человека. На индивидуальной консультации человек может сказать: “Да что вы! О чем вы! Я никогда не испытывал к отцу таких чувств”. Но в расстановке видно, что девушка смотрит на отца и ей никто больше не нужен. Или молодой мужчина настолько привязан к матери, что не может создать свою семью. Расстановки обнажают эту ситуацию. Сам Хеллингер считает, что достаточно простых намеков, чтобы показать человеку, в чем суть его ситуации.

Книги (6)

Сборник книгРаздел библиотеки: Общая психология

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход — следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход — рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Читать »

И в середине тебе станет легкоРаздел библиотеки: Основы психотерапии

Берт Хеллингер размышляет о фундаментальных категориях, определяющих человеческие отношения: совести индивидуальной и родовой, вине и невиновности, благодарности и прощении…

В ней суммированы многолетние исследования и очень емко и лаконично изложены базовые положения системной психотерапии Б.Хеллингера, а также терапевтические истории, в метафорической форме иллюстрирующие эти положения.

Читать »

Источнику не нужно спрашивать путиРаздел библиотеки: Основы психотерапии

Что есть судьба? В чем единство и различия мужского и женского? Что в семьях приводит к болезни и что исцеляет? Как примириться со смертью и умершими? Как пережить пережитое?

Раскрывая на страницах книги широкий круг важных для каждого из нас тем, автор уникального психотерапевтического метода семейной расстановки побуждает читателя к размышлению и (пере)осмыслению собственного жизненного опыта и ведет путем познания к нахождению возможных решений собственных семейных и личных проблем, к нахождению гармонии с миром, таким, какой он есть, и самим собой.

Читать »

Счастье, которое остается. Куда нас ведут семейные расстановкиРаздел библиотеки: Счастье

«Счастье — это не что-то мимолетное, что приходит и уходит, — говорит Берт Хеллингер, — есть и такое счастье, которое остается с нами». Но длительное счастье во многом зависит от нашей связи с корнями, ему часто препятствуют нерешенные проблемы в важных для нас отношениях.

При помощи метода семейной расстановки Берт Хеллингер объясняет, как, развязав семейные переплетения, удается наладить отношения — между мужем и женой, между детьми и родителями. На множестве трогательных примеров он показывает, как обрести счастье, которое останется с нами — потому что ему с нами хорошо.

Читать »

Порядки любвиРаздел библиотеки: Семейная терапия

Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллингера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий — как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях.

Сам Б.Хеллингер так характеризует свой подход:

«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь

Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей»

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Семейная терапия

Порядки помощиРаздел библиотеки: Семейная терапия

Умение оказывать помощь — это искусство. Как и любое другое искусство, оно требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Человек помогающий должен чувствовать того, кому оказывает помощь, и понимать, что с ним происходит.

Кроме того, он должен понимать, уместна ли и возможна ли помощь данному человеку, и осознавать границы своих возможностей и последствия своих действий. Эта книга написана на основе материалов обучающих семинаров Берта Хеллингера — создателя метода системной семейной расстановки.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Посмотрите доступные книги по теме: Семейная терапия

Шаманский букет

В России крайне низкий уровень
вузовского и послевузовского обучения психологов. Плюс
(точнее, дополнительный минус) – в «душепомогающей»
отрасли беспрепятственно могут работать люди, не имеющие
серьезной профессиональной подготовки по психологии и
психотерапии. Весь этот букет факторов приводит к
бурному цветению лженаучных и буквально шаманских
подходов к психологической помощи, что напоминает бум
увлечения БАДами. Все хвалят, всем интересно и очень
доступно. А результаты – кто о них задумывается, когда
процесс так занимателен?!

Именно шаманским является и метод так
называемых «семейных расстановок» немецкого
психотерапевта Берта Хеллингера. На наш взгляд, это не
более чем БАД от психологии, кажущееся доступным и
полезным средство. Популярность и известность этой
психопустышки стала расти после успеха книги «Два рода
счастья: системная психотерапия Берта Хеллингера». После
ее издания Хеллингер создал ассоциацию по семейным
расстановкам и начал собирать аудитории по сотне
участников. «Супер средство» естественно, создавалось с
использованием научной терминологии и мешанины различных
подходов и методов, дабы выглядеть «научно» и «авторитетно».
Как и большинство других зачинателей деструктивных
культов и лжеучений, Хеллингер не смог пойти дальше и
сформировать свой замкнутый культ, где бы все его
поклонники жестко контролировались и управлялись.
Впрочем, это не помешало ему «прославиться» странными «высказываниями»,
откровениями и требованиями к своим последователям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: