Выпуск №139

Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи.

Вспомните, как играет на честолюбивых чувствах васюкинцев Остап Бендер, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему «с сыновней любовью». Остап, чувствуя прилив новых сил, говорил:

«Мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва – в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы и всего мира.

… А впоследствии и Вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы между планетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс «.

Как подходит к этой ситуации утверждение Гельвеция:

Убеждение не основано на лозунгах

Конечно, необходимо иметь в виду, что процесс убеждения не является простым: то есть, поскольку один человек говорит другому, что ему следует больше тренироваться или использовать продукт X с убедительной техникой, это не означает, что последний будет им подчиняться. Некоторые элементы, которые затрудняют реальное изменение, — это факт представления слабых аргументов, которым получатель может противодействовать, что еще больше усиливает его исходную точку зрения.

Кроме того, вера в то, что они хотят манипулировать нами с помощью обмана или упрощенных заявлений, затрудняет процесс убеждения, вызывая сопротивление и даже действия, противоречащие тому, что было задумано, когда наша личная свобода чувствовала себя подвергнутой нападению. Это явление называется реактивное сопротивление.

Структура убеждений

Итак, убеждения это правила взаимодействия с ценностью. То есть в любом убеждении будет содержаться ценность. А чего могут касаться эти правила?

Комплексные эквиваленты и причинно-следственные отношения

По структуре это могут быть либо комплексные эквиваленты (то есть когда А равно Б) или причинно-следственные связи (из А следует Б).

Свобода – это счастье.
Ты не обращаешь на меня внимание, значит ты меня не любишь.
Так как ты опоздал, ты невнимательно относишься к своей работе.

Невнимательность приводит к неуспеваемости.
Из раздражения ничего хорошего не получится.
Следствием успеха является уважение окружающих.

Абсолютно чётко разделить эти две конструкции нельзя (да в большинстве случаев и не слишком нужно). Но довольно точный критерий: в причине-следствии обязательно будет присутствовать временная рамка

В речи комплексные эквиваленты и причинно-следственные связи будут представлены в виде слов-связок

потому что в то время как подобно тому, как когда если, то так как несмотря на значит прежде чем следовательно после того как получается приводит к

Убеждения будут давать ответ на вопросы:

— Что приводит к данной ценности (результату)? — Каковы последствия достижения этой ценности? — Каковы критерии данной ценности? — Как вы определяете эту ценность для себя?

Причина (П=>Ц).

— Если много работать – это приведёт к успеху.

Убеждения о причинах сообщают нам, что нужно делать в конкретной ситуации для удовлетворения данной ценности. Исходя из убеждений о причинах человек собственно и совершает те или иные поступки.

Следствие (Ц=>С).

— Отсутствие любвив семье приводит к разводам.

Следствие помогает нам определить последствия, ожидания и задать мотивацию. Мы исследуем эти убеждения, когда проверяем экологию, исследуем вторичные выгоды. На них мы напираем, когда пытаемся смотивировать человека что-то сделать: — Если ты не будешь хорошо учиться, то останешься на второй год.

Критерии (К=Ц)

— Хороша работа – это высокая зарплата, хороший коллектив и интересное занятие.

Скорее всего будет некая сумма критериев: К1+К2+К3=Ц

При помощи критериев мы связываем ценности с внешним миром и нижними (верхними) уровнями важности. Вопрос о критериях – вопрос о смысле/значении поведения или удовлетворения ценности

Определение (О=Ц)

— Гармония – это равновесие между собой и миром.

Сюда же будет относиться и «приравнивание» ценностей между собой.

— Здоровье – это красота.

Эти убеждения о том, чем является или не является данная ценность. При помощи определений мы связываем ценности между собой. Собственно, это цемент карты.

НО!

Довольно часто в речи убеждение пропускается и связываются между собой, например определение и следствие, причина и критерии, критерии и определение и т.д. В таком случае весьма желательно установить собственно ценность.

— Хорошая семья – это любящая жена и дети. (определение).

— Для того, чтобы у тебя была хорошая семья, нужно уметь прощать. (убеждение о причинах).

Это два убеждения относительно ценности «хорошая семья». Но эквивалентом второго убеждения может быть:

— Для того, чтобы у тебя были любящая жена и дети, нужно уметь прощать.

В данном убеждении ценность «хорошая семья» заменена её определением «любящая жена и дети», то есть между собой связаны определение и причина.

Такая структура является не полной. По крайней мере для большинства раскруток весьма желательно выяснить саму ценность.

Лингвистическая структура убеждения

Если рассматривать убеждение с точки зрения метамодели, то полная лингвистическая структура убеждения будет выглядеть так: метарамка веры .

Итого

Убеждения о критериях связывают наши внутренние цели с внешним миром и нижними/верхними уровнями иерархии.

Определения помогают нам понять, чем является данная ценность и связать её с другими ценностями (не по иерархии).

Убеждения о причинах нам сообщают, что нам нужно делать.

Убеждения о последствиях – задают мотивацию, помогают определить приемлемость данных действий.

Получатель

Что касается получателя сообщения, основные характеристики, которые влияют на вас, — это уровень интеллекта, самооценки и степень вовлеченности в предмет.

Следует отметить, что влияние уровня интеллекта не следует воспринимать как прямую меру. Дело не в том, что у более влиятельного человека меньше интеллекта, но у кого-то с большим интеллектом будет больше ресурсов, чтобы подвергнуть сомнению аргументы, используемые для убеждения. Обладая большей способностью к изучению и использованию заученной информации в реальном времени, наиболее умные люди ведут диалог более плавно и последовательно, что отражается в убедительных результатах.

Что касается самооценки, мы обычно обнаруживаем, что чем ниже самооценка, тем меньше вероятность того, что мы будем считать наши собственные аргументы достоверными и с большей легкостью примем аргументы других.

Три правила убеждения

Они названы по именам мудрецов и ученых, использовавших их много столетий назад. Эти правила и сейчас используются в искусстве убеждения.

Правило Гомера. Тщательно готовьтесь к предстоящему убеждению и подбирайте аргументы в свою пользу. Аргументы условно делятся на сильные, средние и слабые. Правило Гомера подразумевает, что начинать убеждение следует с сильных, затем нужно добавить два или три средних, а завершить все лучше самым сильным аргументом. Слабые же не используйте вообще, ведь они не помогут добиться результата. Не начинайте с того, что вы хотите получить от человека, не говорите, что он должен сделать. Это вызовет реакцию отторжения. Поэтому приводите аргументы и именно в указанной последовательности. Правило Сократа, или Правило трех «да». Сократ был мудрецом, который в совершенстве владел искусством убеждения. Его секрет заключался в том, чтобы, задавая вопросы, не дать собеседнику ответить ни на один из них отрицательно. При этом убеждаемый искусно подводится к тому, чтобы самостоятельно принять чуждую точку зрения. Этому приему сегодня обучают консультантов-сетевиков. Так что если к вам заявится человек, который предложит продукцию малоизвестной компании, начиная как бы издали, не поддавайтесь. Вас могут спросить о здоровье: «Согласитесь, каждый мечтает быть здоровым?». Привести очевидные факты: «А знаете ли вы, что организм человека состоит в основном из воды?», «Чистая вода очень важна для здоровья, не правда ли?». А затем перейдут в наступление: «Вы ведь хотите пить чистую воду? И чтобы ваши близкие и дети пили только чистую воду?». Если впредь вы отвечали утвердительно, вам предложат «чудо-фильтр» для воды за бешеные деньги.Правило Паскаля. Сохраните лицо собеседника, не загоняйте его в угол. Не унижайте в убеждении достоинство человека, не посягайте на свободу или авторитет его личности. Человек не соглашается с фактами, порочащими достоинство, а убеждение в отрицательном ключе не работает. Как сказал сам Паскаль: «Ничто не разоружает так, как условия почетной капитуляции». Пример – налоговое законодательство США. В Америке запрещено утаивать сведения от налоговых служб. Обществом это порицается. Однако в инструкции для налогоплательщиков есть пункт: «Заявить можно и о нелегальных доходах, заплатив с них отчисления». И граждане Соединенных Штатов так и делают, зная, что их не назовут преступниками и не наложат на них штрафы.

Искусство убеждения – интересная и увлекательная наука. Но практика оказывается куда более захватывающей и полезной. Теоретическая база усвоена, так что переходите к действиям!

Приемы и методы убеждения

Подбирать метод убеждения в каждой конкретной ситуации нужно по обстоятельствам. Но зная основные приемы убеждения в психологии, вы сориентируетесь в том, когда к ним обращаться.

Наставление. Если убеждаемый (или их группа) настроены благожелательно к убеждающему, если у него сформировался авторитет, он наставляет слушателей, убеждая их вести себя определенным образом. В форме наставления начальник дает указания рабочей группе: «Сделайте это так-то… Мы добьемся того, что…». Так преподаватель, отойдя от темы занятия, говорит студентам о моральной стороне некоторого явления. Делает он это, опираясь на свой опыт и авторитет.Команды и приказы. К ним тоже прибегают, имея перед аудиторией авторитет

Важно, чтобы приказы исполнялись, а для этого убеждаемый не должен критически к ним относиться. Так, на просьбу собрать игрушки, исходящую от папы или от бабушки, малыш реагирует по-разному, если отец строг, а бабушка балует и проявляет мягкость.Совет

Если между людьми существует близость, доверие, применяется эта форма убеждения. Давать советы нужно уметь. Делайте это участливо, благожелательно.Намек. Его относят к методам косвенного убеждения, т.к. информация сообщается не напрямую, а в форме полушутки, приведении сравнения. Намек обращается не к мышлению человека, а к эмоциям. Прибегайте к этому приему убеждения, когда собеседник находится в игривом настроении.Косвенное одобрение. Если человек в общем действует в правильном направлении, используется этот прием. Его миссия – не дать свернуть с намеченного пути. Почему одобрение лишь косвенное? Если высказать его напрямую, оно походит на лесть, что отпугивает человека. Не всегда уместно с напором, пристально заглядывая в глаза собеседнику, говорить: «Вы такой молодец! Так вы добьетесь своего!». Убедительнее фраза: «Такой подход обычно дает хороший результат». «Плацебо». Эффект плацебо известен в медицине. Больному доктор дает безобидное средство вроде аскорбинки и говорит, что это действенное лекарство, которое избавит от болезни. Человек верит в благоприятный исход лечения и действительно исцеляется. Используя этот прием, можно убедить собеседника в том, что он добьется желаемого. Дайте ребенку талисман, который может быть с ним на контрольной работе или важном спортивном соревновании. Скажите: «Пока эта вещь с тобой, ты сможешь добиться того, о чем мечтаешь, если приложишь усилия». Вот увидите, у вашего малыша все получится.

Эти приемы и методы знакомы каждому, в них нет ничего «эдакого», заковыристого. Но в искусстве убеждения есть и секреты, связываемые с именами трех известных в истории личностей.

В чем разница между убеждением и внушением

Убеждение – термин с двумя психологическими трактовками. Это и элемент мировоззрения личности, побуждающий ее действовать определенным образом (пример – не вступать в интимные отношения с парнем на первом свидании, потому что так ведет себя хорошая девочка), и процесс передачи элемента мировоззрения другому человеку (пример – убедить подругу, что на первом свидании – никакого секса, и исключительно это правильно).

Такая передача информации или жизненной установки адресату происходит и в процессе воспитания, когда родители или педагоги учат детей поступать честно, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается и быть полезными членами общества. В научных спорах же истина рождается тоже благодаря убеждению оппонента в правдивости выдвинутой теории. Как правило, собственную точку зрения при этом говорящий аргументирует, а слушатель осмысливает ее и решает, соглашаться со сказанным или не соглашаться. То есть это осознанный процесс восприятия информации и принятия ее как собственной установки. В процессе убеждения, таким образом, у человека рождается новое собственное убеждение.

Внушение – иной процесс. Это агрессивное психологическое воздействие. Обходя сознание и критическое мышление человека, ему навязывают установку, которую он должен выполнить. Внушение происходит через подсознание, и внушаемому остается только «слепо» усваивать информацию. Внушение происходит при помощи гипноза, давления или эмоционально-волевого воздействия. Считается, что внушить человеку что-либо можно и мысленно.

Выводы из сказанного следующие: убеждение – это осознанное восприятие человеком информации, подразумевающее ее осмысливание, а внушение – это обход критического мышления и воздействие на подсознание. Убеждение требует от желающего передать мысли и установки больших затрат времени и сил, внушение же происходит скорее и легче. Конечно, нужно при этом обладать навыками и способностями к психологическому воздействию такого рода.

Практические основы аргументации: структура, базовые правила, критерии оценки аргументов

Объем понятия «аргументирование» очень глубок. Учитывая то, что это, пожалуй, самая трудная из стадий убеждения, она требует от человека знаний и владения материалом, выдержки и умения концентрироваться, напористости и корректности высказываний. При этом нужно помнить, что автор аргументов всегда зависит от своего собеседника, т.к. последний будет решать, приемлемы для него аргументы или нет.

Аргументация имеет свою структуру. Выглядит она так:

1  
Выдвижение тезиса – формулировка своей позиции, предложения или мнения.
2  
Приведение аргументов – сюда относятся свидетельства, доказательства и доводы, посредством которых автор обосновывает свою позицию (аргументы должны объяснять, почему собеседник должен вам верить или соглашаться с вами).
3  
Демонстрация – имеется в виду демонстрация взаимосвязи тезиса с аргументами (именно на этом этапе достигается убеждение).

При помощи аргументации можно частично, либо полностью изменить мнение и точку зрения собеседника. Однако чтобы достичь успеха, нужно следовать нескольким важным правилам:

  • Оперировать нужно убедительными, точными, ясными и простыми понятиями.
  • Информация должна быть правдивой (если достоверность данных не установлена, то не нужно их использовать, пока все не будет проверено).
  • В процессе разговора нужно подбирать определенный темп и конкретные способы аргументации, основываясь особенностях своего характера и темперамента.
  • Все аргументы должны быть корректны; никакие личные нападки не допускаются.
  • Рекомендуется воздерживаться от использования неделовых высказываний, которые затрудняют понимание информации; лучше оперировать наглядными доводами; при освещении негативной информации в обязательном порядке указывается ее источник.

Для человека, хорошо знакомого с тем, о чем он говорит, не составит особого труда подобрать хорошие аргументы. Но чаще всего, если есть задача убедить своего собеседника, лучше запастись убедительными доводами заранее. К примеру, можно набросать их список, а затем проанализировать и определить наиболее эффективные. Но здесь следует знать, как определять сильные и слабые аргументы. Делается это при помощи критериев их оценки:

Эффективные аргументы всегда основаны на фактах. Исходя из этого, из составленного заранее перечня сразу можно отбросить сведения, которые нельзя подкрепить фактами.
Эффективные аргументы всегда имеют прямое отношение к предмету обсуждения. Все остальные аргументы должны быть исключены.
Эффективные аргументы всегда актуальны для собеседника. По этой причине нужно заблаговременно выяснить, какой интерес доводы будут представлять для адресата.

Если вы уверены в том, что ваши аргументы соответствуют предлагаемым критериям, можно переходить непосредственно к аргументации. Исходя из этого, развитие критического мышления предполагает освоение основных методов аргументирования.

Зачем исследовать свои убеждения?

Чтобы справиться с неадекватными отрицательными эмоциями и избавиться от неадаптивного поведения (С), сначала нужно понять связь между А (событием) и С (поведением) — то есть определить В (убеждения). И — совершить их осознанную переоценку.

Насколько полезно так делать, показывает рационально-эмоциональная поведенческая терапия Эллиса. В ее основе — модель ABC, а эффективность подтверждена исследованиями . Причем справиться такая терапия помогает с самыми разными проблемами: от депрессии и социофобии до родительского стресса. А нейровизуализационные исследования показывают, что осознанная переоценка своих эмоций и убеждений смягчает активность миндалевидного тела, которое играет ключевую роль в формировании эмоций.

Но даже если вам кажется: уж я-то от негативных эмоций не страдаю, а значит, с моими убеждениями все в порядке, модель АВС все равно будет полезной. Сознание работает именно так: происходит некое событие, мы размышляем о нем или применяем к нему свои установки неосознанно — и на этой основе формируем свою реакцию. Допустим, ваша реакция не окрашивает мысли в черный тон и не заставляет вести себя так, чтобы это было проблемой. Тогда исследуйте с помощью модели ABC не неприятности, а нейтральные или положительные события

Это поможет с большим вниманием относиться к своему поведению, лучше понимать его и эффективнее им управлять

Конструкции аргументирования и приемы аргументации

Всего существует две основных конструкции аргументирования:

1 Доказательная аргументация (применяется, когда нужно что-либо обосновать или доказать).
2 Контраргументация (применяется, когда нужно опровергнуть чьи-либо утверждения и тезисы).

Для использования обеих конструкций принято оперировать одними и теми же приемами.

Приемы аргументации

Каким бы ни было ваше убеждающее воздействие, вы должны ориентироваться на десять приемов, применение которых оптимизирует вашу аргументацию и сделает ее более эффективной:

Компетентность. Делайте аргументы более объективными, достоверными и глубокими.

Наглядность. По максимуму применяйте знакомые всем ассоциации и избегайте абстрактных формулировок.

Ясность. Увязывайте факты и свидетельства и остерегайтесь недосказанности, путаницы и двусмысленности.

Ритм. Делайте свою речь более интенсивной по мере приближения к финалу, но не упускайте из вида ключевые вопросы.

Направленность. Обсуждая что-либо, придерживайтесь конкретного курса, решайте ясные задачи и стремитесь к четким целям, заранее в общих чертах познакомив с ними оппонента.

Внезапность. Учитесь увязывать факты и детали в необычной и неожиданной форме и тренируйтесь в использовании этого приема.

Повторение

Акцентируйте внимание собеседника на главных идеях и положениях, чтобы оппонент лучше воспринимал информацию.

Границы. Заранее определяйте границы рассуждений и не раскрывайте всех карт, чтобы поддерживать живость беседы и активность внимания собеседника.

Насыщенность

Излагая свою позицию, делайте эмоциональные акценты, вынуждающие оппонента быть максимально внимательным. Не забывайте также и понижать эмоциональность, чтобы закрепить мысли оппонента и дать ему и себе небольшую передышку.

Юмор и ирония. Будьте остроумны и шутите, но не усердствуйте. Лучше всего действовать так, когда нужно парировать выпады собеседника или высказать неприятные для него доводы.

С использованием данных приемов ваш аргументационный арсенал пополнится серьезным оружием. Но, помимо методических аспектов, к которым по большей части относится техника аргументирования, искусство критически мыслить и последовательно рассуждать превосходно развивается тактикой аргументации.

Убеждающая речь: примеры текстов

Рассмотрим ситуацию, когда родители хотят убедить ребенка в получении высшего образования:

  • &#171,Хорошее образование позволяет много зарабатывать, завязывать новые знакомства, получить высокое положение в обществе&#187, (прямой метод).
  • &#171,Без образования не устроишься никуда, будешь работать на плохой должности&#187, (негативная аргументация).
  • &#171,Все твои одноклассники поступают , думают о будущем&#187, (апеллирование к общественному большинству).

Умение убеждать позволяет добиваться своих целей, влиять на людей.

Рекомендуем классический труд Роберта Чалдини &#171,Психология влияния: убеждай, воздействуй, защищайся&#187, , книга отлично раскрывает методы убеждения, применять которые можно сразу после прочтения.

Секрет убедительной речи от профессионалов:

https://youtube.com/watch?v=fB_PIj5vdkM

Структура

Убеждение подразделяется на 4 фактора:

  1. Индуктор. Это отправитель информационного сообщения, человек, который убеждает, доносит информацию. От личности индуктора частично зависит успех всего процесса. Если человек приятен собеседнику, то высока вероятность принятия точки зрения. Приятен он может быть как физически (внешняя привлекательность), так и психологически (уважение к мнению, преклонение перед интеллектом , когда человек логически аргументирует позицию). Также играет роль социальный фактор , авторитет личности в обществе. Если речь ведет известный человек, компетентный в той теме, которую раскрывает , к нему автоматически возникает доверие вследствие значительного авторитета. Также оказывают влияние навыки убеждения индуктора, его способность выбирать контекст и формат общения в зависимости от человека.
  2. Сообщение. Та информация, которой оперирует индуктор с целью убеждения. Чем лучше индуктор понимает собеседника, тем лучше сможет подстроиться под его психику и подобрать правильный способ убеждения.

    Формат сообщения зависит от способности собеседника принимать определенный тип информации.

  3. Движение сообщения. В данном случае понимается анализ сказанного собеседником, дошла ли до него информация. Если он начал ее обдумывать, значит дошла. На это влияет как умение индуктора оперировать фактами и прочими методами, так и способности человека воспринимать информацию , познавательная активность. Познавательная активность выражается в поиске и принятии новых данных, в умении менять свою точку зрения в связи с вновь полученными знаниями, а также в любопытности человека, желании добывать новую информацию.

Реципиент. Человек, которого убеждают. От его характера, социального статуса, личных ценностей зависит успех коммуникации. Например, существует тип людей, чьи ценности , постоянный поиск выгоды. Потому в сообщении нужно апеллировать к тому, что если человек поступит определенным образом , его положение улучшится. Например, &#171,Выйдите на работу в субботу. Босс ценит оперативных и преданных компании людей, так что возможно приметит Вас для повышения в следующем месяце&#187,. Здесь менеджер (индуктор) говорит о существенной выгоде для сотрудника (реципиента), и последний понимает, как ему лучше поступить. Другие люди социально зависимы и обращают внимание на мнение окружающих. В таком случае может быть эффективно сообщение &#171,Большинство коллег согласилось выйти на работу в выходной&#187,.

Реципиент не захочет идти против мнения подавляющей части, противопоставлять себя коллективу, а потому , согласится.

О поощрении

Становится определённо понятно, на что направлены методы убеждения. Методы поощрения – являются ли психологическим воздействием на человека? Техника данного способа направлена на стимулирование и закрепления положительного поведения воспитуемого

Но важно помнить, что поощрение не должно превращаться в захваливание, поскольку это затормозит стремление к деятельности. Особенно нужно это для детей дошкольного, школьного и подросткового возраста

Психолог О. Запорожец, исследовав данный метод, пришел к выводу, что поощрение и похвала от учителей, родственников хорошо влияет на деятельность ребят. Такое влияние включает в себе две стадии. На первой – похвала будет действовать, как прямое положительное усиление деятельности. На второй – прямое усиление обретет внутреннюю, подсознательную мотивацию для дальнейших действий. Чтобы обратиться к данному способу, необходимо учитывать объективность и справедливость. Также не забывать о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанника. Практика поощрения человека материальными средствами в семье часто приводит к большим проблемам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: