Трансперсональная психология

Предмет изучения

  • Сознание человека, способы его расширения и изучение полученных состояний.
  • Парапсихология. Исследование явлений, которые невозможно объяснить деятельностью органов осязания и чувств.
  • Возможность сужения сознания до определенного конкретного органа. Концентрация внимания на определенном органе для его изучения или диагностики с последующим лечением.
  • Духовенственные практики и религии и их влияние на психику, относительно психиатрии и психологии.
  • Влияние и действие препаратов психоделического плана на сознание человека.
  • Дыхательные гимнастики и практики и их влияние на психическое состояние. Сюда можно отнести холотропное дыхание и ребефинг.
  • Медитации. Влияние медитаций на психику.
  • Практики йоги.
  • Духовный рост и его психологическая составляющая.

Трансперсональная психология старается охватить полную картину существования человека, в то время как остальные науки отдают предпочтение ограниченной части реалистичных процессов.

Трансперсональная психология изучает широкий спектр явлений человеческих переживаний:

  • Изменения состояния сознания, сюда можно отнести и изменения при помощи регрессивного гипноза.
  • Многообразие состояния сознания.
  • Кризис духовной сферы.
  • Предсмертные переживания и состояния.
  • Интуиция и возможности её развития.
  • Творческие способности – их проявления и развитие.
  • Высшие сферы сознания и их состояния. Достижение и анализ.
  • Ресурсы личностного плана.
  • Феномены парапсихологического характера.

У трансперсональной психологии имеется несколько представителей ученых с различными подходами и концепциями.

Первые задатки трансперсональной психологии можно найти в работах Карла Юнга. По его теории исследование глубинных сфер психики возможно через личностное познание трансформирующиеся в знание и переходящее в бессознательное положение в подсознание.

Родоначальником трансперсональной психологии принято считать Уильяма Джеймса.

  1. Абрахам Маслоу. Родоначальник учения о самоактуализации личности. Учение построено на пиковых переживаниях, таких как кульминация (оргазм) в любовных отношениях и сексе, внезапные озарения и рождение новых идей, экстаз, расширение границ сознания, потеря своего «Я». Исследования Абрахама Маслоу являются основой для трансперсональной психологии.
  2. Станислав Гроф. Исследователь психоделических препаратов и их воздействия на психику. Действие препарата основано на изменение сознания и восприятия окружающей среды, а также воздействие на эмоциональную сферу. Подход основан на психотерапевтической работе с самопознанием, через принужденное изменение сознания под воздействием психотропных препаратов. Основатель методики холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания основана на удалении блокировок, сдерживающих внутренние ресурсы и потоки энергии, которые можно использовать для активации подавленного сознания и трансформировать его в потоки положительной энергии и переживаний, направленных на познание чего-либо. В теории Станислава Грофа выделяется два вида сознания: сознание, ориентирующееся на реальность осязания и сознание, ориентированное на внутреннюю реальность, та, что не осязаема. При этом оба состояния реальны и способны взаимодействовать между собой. Основное достижение Станислава Грофа в трансперсональной психологии – это предположение о том, что практически все болезни психологического характера, только скрываются под личиной болезни, на самом деле таковыми не являются. Все психические болезни – это в основном кризисное состояние организма в плане личностного или духовного роста. От таких случаев никто не застрахован и а группе риска может оказаться любой человек.
  3. Владимир Майков. Научный деятель, адаптирующий и развивающий трансперсональную психологию в России по методикам и опытам западных коллег. Внедрение трансперсональной психологии и её методик посредствам тренингов, семинаров и вебинаров. Одна из методик: холотропное дыхание, как разрешение жизненных трудностей. Расширение сознания и выход за рамки своего «Я» при помощи дыхательных практик и упражнений.

Трансперсональная психология дает возможность понять, что психика человека богаче и запутанней, чем она представляется изначально. В человеческом подсознании скрываются тайны, которые в обычном состоянии нет возможности раскрыть. Из подсознания можно извлечь удивительные воспоминания, о которых сознание может и не догадываться.

биография

Станислав Гроф начал свои исследования психоделических препаратов , особенно ЛСД, в 1956 году в Институте психиатрических исследований в Праге, где он продолжался до 1967 года. Затем он уехал в Балтимор ( штат Мэриленд, США ), чтобы стать исследователем и профессором психиатрии в Университете Джонса Хопкинса. Университет . Наступает пражская весна (январь-Август 1968 г.), он оставался в Соединенных Штатах, где с по 1973 год в качестве руководителя проекта в Мэрилендском центре психиатрических исследований продолжал свою работу над психотерапевтическим потенциалом состояний сознания, вызванных употреблением ЛСД в соответствующем контексте. Программа ориентирована, в частности, на определенные группы населения ( наркоманы, неизлечимо больные люди и т. Д.). В 1970-х годах его первая жена, Джоан Галифакс, антрополог, сотрудничала с ним в исследовательском проекте по ЛСД и «встрече с ним». человек со смертью ». С 1973 по 1987 год он был постоянным профессором в Институте Эсален в Биг-Суре, Калифорния, где вместе со своей второй женой, Кристиной Гроф, преподавателем йоги, он разработал «холотропное дыхание» (1976).

Кристина Гроф умерла в июнь 2014. Сапрель 2016Станислав Гроф женат на Бриджит Гроф, урожденной Ашауэр. Они делят свою жизнь между Калифорнией и Германией и проводят семинары и тренинги по холотропному дыханию по всему миру.

Станислав Гроф вместе с Абрахамом Маслоу является одним из основателей трансперсональной психологии (1969) и изобретателем холотропного дыхания, техники, похожей на перерождение . Он основал и руководил трансперсональным тренингом Грофа на протяжении многих лет, преподает в Калифорнийском институте интегральных исследований и путешествует по миру, читая лекции и проводя семинары по холотропному дыханию.

Он был президентом Международной трансперсональной ассоциации в 1971 году и отвечал за международные конгрессы в трансперсональной сфере.

Сегодня (2007 г.) Станислав Гроф является одним из научных консультантов Института исследований экстраординарных переживаний ( INREES ), который опубликовал « Клиническое руководство по экстраординарным переживаниям» (Париж, InterEditions, 2009).

Методики исследований

Трансперсональная психология применяет следующие методики:

  • Психофизиологическое исследование.
  • Психодиагностические методики.
  • Методики с использованием психоделических препаратов.
  • Дыхательные практики и техники.
  • Анализ работы органов чувств и осязания.
  • Воображение и визуализация.

Техники для инициализации изменений в сознании:

  • Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
  • Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность. В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
  • Усиление двигательной активности.
  • Воздействие температурными изменениями.
  • Воздействие при помощи акустических систем.
  • Ограничения или лишения движений.
  • Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
  • Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
  • Холотропное дыхание.
  • Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
  • Тета-хилинг.

Исследования необычных состояний сознания

Вследствие описанных выше факторов, необычные, измененные состояния сознания и последующее поведение людей их испытавших весьма скоро стали объектом исследования психологов. Для того чтобы обозначить объект исследований был придуман термин, который подчеркивал надличностный аспект этих переживаний — такие состояния сознания были названы ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫМИ.

Исследователи выделяли две стороны этого опыта — объективный и субъективный.

Субъективная сторона означала, собственно сам опыт — его различные когнитивные и эмоциональные аспекты, наибольшее внимание уделялось его необычным сторонам, таким как выход за пределы собственной личности, переживание единства с миром, осознание своего тождества с природой, космосом, другими людьми, состояния растворения, видения архетипических образов, других миров и т.п. Объективная сторона произошедшего опыта означала его последствия — влияние на дальнейшее поведение человека, мышление, эмоциональные состояния, отношение к себе, к окружающему миру и т.д. Объективная сторона произошедшего опыта означала его последствия — влияние на дальнейшее поведение человека, мышление, эмоциональные состояния, отношение к себе, к окружающему миру и т.д

Объективная сторона произошедшего опыта означала его последствия — влияние на дальнейшее поведение человека, мышление, эмоциональные состояния, отношение к себе, к окружающему миру и т.д.

Необычным было то, что в рамках существующих психологических подходов многие факторы этого опыта, а также его последствия, нельзя было объяснить с точки зрения принятой в психологии логики, объясняющей мотивы и поведение личности с точки зрения удовлетворения разноуровневых потребностей.

Так, доминирующие на тот момент школы психоанализ и бихевиоризм объясняли мотивы человека его стремлением к удовлетворению биологических потребностей. Новый на тот момент гуманистический подход оперировал такой же логикой, с той лишь разницей, что расширял сферу потребностей с безусловно биологических, до собственно человеческих — к любви, признанию, самоактуализации. Такой подход говорил об интересах личности (ЭГО) человека, но в его рамках не было места трансперсональным аспектам, когда поведение и мотивы индивида диктовалось, вне личностными проявлениями. Естественно, с точки зрения традиционных школ, такой опыт следовало объявить невротическим, а поведение иррациональным и выходящим за пределы психологической нормы.

*С точки зрения современной «традиционной» психологии так нередко происходит и сегодня.

Исследователи трансперсонального опыта разделяли его на две условные категории.

Первая — опыт, разворачивающийся в пределах как бы «объективной реальности», например, переживание давно забытых моментов личной истории, событий и состояний раннего детства, того, что обычно считается скрытым в бессознательном, пренатальные переживания (опыт нахождения во внутриутробном состоянии или вспоминание момента рождения), воспоминания, не относящиеся к личной истории индивида, например, появление в сознании информации об опыте предков, переживания, интерпретируемые индивидом, как опыт прошлых жизней, видение событий, находящихся на значительном расстоянии и в другом времени, видение будущих событий, пребывание в опыте других людей, животных, растений, клеток, атомов и т.п.

Вторая — тот опыт, который можно отнести к религиозно — мистическому, например, переживание единства всего сущего, переживание и осознание великой пустоты, встречи с мифическими сущностями, божествами и т.п.

Понятно, что с точки зрения ученых мыслящих в традиционном ключе, такие переживания следовало отнести, как минимум, к иллюзиям сознания или же к признакам серьезных психических отклонений, требующих внимания врача.

Основатели ТП, будучи серьезными учеными, весьма критически относились к интерпретациям переживаний своих пациентов и себя лично, но с их практической точки зрения, важен был, не столько сам опыт, сколько то, какое влияние он оказывал на последующее состояние и поведение человека, его отношение к себе и окружающему миру

Важно было то, какой терапевтический эффект такой опыт оказывал на людей, как он менял их сознание и к каким результатам они приходили, пройдя через него. А самым важным было то, насколько целесообразно было стремится к таким переживаниям с точки зрения повышения качества психологического состояния человека, повышения его психологического благополучия

История развития[править | править код]

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли. Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в году. Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в — годах.

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.

В году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении. Три года спустя, в году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски. Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.

На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье. Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования и социальная работа. В текущее время трансперсональная психология, особенно школы юнгианской и архетипической психологии, интегрированы в программы многих факультетов психологии США и европейских университетов. Трансперсональная психотерапия используется во многих терапевтических практиках.

Среди высших учебных заведений, включивших открытия трансперсональной психологии в свои учебные программы, можно назвать Институт трансперсональной психологии (The Institute of Transpersonal Psychology, США), Университет Дж. Ф. Кеннеди (John F. Kennedy University, США), Калифорнийский институт интегральных исследований (California Institute of Integral Studies, США), Сэйбрукский институт (Saybrook Institute, США), Университет Наропы (Naropa University, США), Университет Нортхэмптона (Northampton University, Великобритания) и Ливерпульский университет Джона Мура (Liverpool John Moores University, Великобритания). Поскольку трансперсональная психология имеет корни в гуманистическом направлении, гуманистическая психология имеет весьма сильную связь с трансперсональной психологией.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

  • Юнгианская психология
  • Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)
  • Духовная психология (Роберт Сарделло)
  • Психосинтез (Роберто Ассаджоли)
  • Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта
  • Исследования Станислава Грофа

Трансперсональная психология — академическая научная дисциплина, которую не следует ошибочно принимать за религиозное или духовное движение. Хотя трансперсональная психология до сих пор не получила соответствующего официального признания со стороны Американской психологической ассоциации (APA), Британское психологическое общество в году официально открыло Отделение трансперсональной психологии, что считается большим шагом в направлении закрепления за ней статуса официального академического направления.

Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология). Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

Основные идеи трансперсональной психологии

Трансперсональная психология основывается на существовании бессознательной составляющей психики любого индивида. Неосознанные компоненты воздействуют на образ мыслей, взгляды, реакции, поступки и поведение индивидуума на протяжении всей жизни. Бессознательный пласт психики включает жизненные переживания, вытесненные из сознания в силу разнообразных причин. В подсознании индивида также находятся воспоминания, никак не привязанные к его жизни, например, разнообразные воплощения себя или коллективное бессознательное.

Трансперсональная дисциплина акцентирует внимание на важные психологические аспекты личности. Однако главенствующую роль отводит именно духовности

Эта психологическая наука изучает сознание, которое в определённых состояниях способно выходить за рамки собственного Эго. Расширение границ Эго происходит, когда индивид погружается в изменённое состояние личного сознания.

Существуют разнообразные техники, помогающие человеку понять себя и собственный внутренний мир. В момент трансперсональных переживаний психика индивида претерпевает разнообразные изменения. Человек начинает чувствовать единение с космосом и разрешает свои накопившиеся психоэмоциональные проблемы.

Если же взрослый человек не в состоянии справиться со своими психологическими проблемами самостоятельно, рекомендуем обратится к специалисту.

Прикладные аспекты трансперсональной психологии

Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в новом взгляде на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегральный и интегративный подход к человеку. В настоящее время трансперсональная психология активно влияет на общегуманитарную парадигму, особенно через интегральный подход Кена Уилбера.

Трансперсональные дисциплины изучают трансперсональные переживания и связанные с ними явления, расширяя для этого возможности различных специальных областей знания.

Трансперсональные дисциплины не исключают и не обесценивают персональную сферу. Скорее, они помещают область персонального в более широкий контекст, охватывающий и трансперсональный опыт. Одна из интерпретаций термина трансперсональный подразумевает, что трансцендентное выражается через транс (trans) личностное.

Трансперсональное движение — это междисциплинарное движение, объединяющее и интегрирующее отдельные трансперсональные дисциплины.

Трансперсональная психиатрия — это область психиатрии, занимающаяся изучением трансперсональных переживаний и феноменов. Ее предметное поле то же, что и у трансперсональной психологии, с особым интересом к клиническим и биомедицинским аспектам трансперсональных явлений.

Трансперсональная антропология изучает кросс-культурные аспекты трансперсональных явлений и отношения между сознанием и культурой.

Трансперсональная социология занимается социальными аспектами и следствиями трансперсональных феноменов.

Трансперсональная экология изучает экологические аспекты, следствия и применения трансперсональных феноменов.

Трансперсональная наркология — трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса.

Эти определения характеризуют направления исследования и задачи трансперсональных дисциплин, эффективных в самоисследовании, самотрансформации, психотерапии неврозов и психозов и в психологическом оздоровлении общества.

Базовым методом трансперсональной психологии является холотропное дыхание. Метод был разработан доктором медицины Станиславом Грофом.

Тематические разделы:

Трансперсональный подход к реабилитации наркозависимыхИнформация о едином европейском сертификате трансперсонального психотерапевта EUROTAS

Техника тета-хилинг

Эта методика трансперсональной психологии была придумана Вианной Стайбл в период, когда она боролась с онкологическим заболеванием. Она помогает достичь внутренней гармонии и удовлетворения жизнью. Попасть в состояние тета, согласно теории Стайбл, можно 2 способами.

Способ первый

План действий таков:

  1. Сядьте на стул, ступни поставьте на пол, держите спину ровно.
  2. Закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните. Между вдохами делайте небольшие паузы.
  3. Расслабьтесь. Мысленно переместитесь в область сердца. Сформируйте там сгусток энергии.
  4. Заберите энергию от сердца и выбросьте ее в центр Земли. После снова соберите ее в сгусток (в виде шара). Поднимите вверх над собой, помещением, в котором вы находитесь, вашим городом, страной и т.д. Выйдите в космос.

Все, что вам осталось, — плыть в космосе до тех пор, пока не увидите жемчужное белое свечение. Это ваша главная цель. В полете будьте осторожны, избегайте синих участков.

Способ второй

Сядьте на стул, займите удобное положение, расслабьтесь. Закрыв глаза, сделайте глубокие вдохи и выдохи. Как и в предыдущем случае, сосредоточьтесь на энергии, расположенной в области сердца. Дальше действовать нужно так:

  1. Представьте, что вы и стул – единое целое. Ваши молекулы и частицы стула сплетаются между собой. Но при этом все сохраняют свою форму, очертания.
  2. Теперь представьте, что вы на молекулярном уровне сливаетесь с предметами, которые находятся в комнате. А после и с самой комнатой.
  3. Следующий этап – слияние с домом, городом, природой, планетой и т.д. Не ограничивайте сознание. Мысленно выходите в космос.

Последний этап – единение с белым светом и некой космической желеобразной субстанцией. В результате вы сможете соединиться со Вселенной, попав таким образом в состояние тета.

Позиция консультанта[править]

Консультант описывается в терминах: терапевт, фасилитатор.

  • Терапевт имеет веру в некую Высшую Силу, Разум, Дух. Понимает ее присутствие как внутри клиента, так и внутри самого себя. В отличие от представления в ЦОП-методе, эта Высшая сила носит имперсональный характер. Отсутствие личностных отношений с Духом не предполагает задачу в формировании ученической позиции у клиента.
  • Терапевт-трансперсонолог постоянно развивается сам. Это личность с опытом трансформации собственной жизни. Человек, опирающийся на свою собственную жизнь, опыт, глубину самопознания и древние традиции. Это сближает метод с ЦОП. В ЦОП консультант консультирует личностью. Поэтому он очень внимателен к своим внутренним процессам, находится в состоянии постоянной работы над собой, со своими собственными запросами.
  • Терапевт не проясняет запрос на интеллектуальном уровне. Он открыт к тому, что будет. В ЦОП мы видим прояснение корневой ситуации на этапе контракта.
  • Также, как и в ЦОП терапевт-трансперсонолог всегда следует за клиентом.
  • Его работу характеризует не содержание, а контекст: содержание определяется клиентом.
  • На каком бы уровне не остановился терапевтический процесс, трансперсоналист постоянно осознает весь спектр уровней и всегда готов следовать за своим клиентом в новые сферы опыта.
  • Задачей является создание доверительного терапевтического пространства, где происходит самоисцеление.
  • Консультант принимает и поддерживает разные состояния человека.
  • Консультант выступает в роли фасилитатора, который находится рядом, не вторгаясь в поле проживания. Таким образом, интеграция его минимальна.
  • После консультации в некоторых методиках терапевт не сопровождает клиента в его дальнейшем осознании полученного опыта. В ЦОП при необходимости консультант сопровождает клиента после сессии, назначает повторные встречи.
  • Сам термин «терапевт» предполагает настроение исцеления, что несомненно оправдано. Исцеление в ЦОП присутствует естественным образом. В ЦОП настроение консультанта вращается вокруг задачи формирования позиции ученика у клиента, возвращения ему ответственности через прописывание конкретных шагов в соответствии с уроком.

Новые рубежи человеческой природы

Возросший интерес общества к восточным духовным практикам и доступность психоделических веществ сподвигли ученых 1960-х годов заняться изучением измененных состояний сознания.

Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология не могли полноценно описать опыт, который получали люди, принимавшие ЛСД и практиковавшие йогу и медитацию.

Поэтому появилась трансперсональная психология, адепты которой сконцентрировались на духовном мире человека и техниках трансформации, которые могут помочь ощутить свою целостность и единение с космосом.

В основу этого направления легли идеи психолога Уильяма Джеймса и психоаналитиков Карла Густава Юнга и Отто Ранка. Без Джеймса изучение духовного опыта вообще не началось бы: именно он стоял у истоков психологических исследований религиозности. У Юнга была позаимствована концепция архетипов, а у Ранка — понятие первой психической травмы, которую человек получает при рождении.

Абрахам Маслоу, автор модели иерархии человеческих потребностей («пирамида Маслоу»), был одним из пионеров трансперсонального подхода. Он первым заговорил о стремлении личности познать свои возможности и достичь их предела, а трансперсональную психологию считал «четвертой силой» американской психологии, которая будет исследовать «более далекие рубежи человеческой природы».

Смысл такой терапии заключается в том, чтобы с помощью различных методик добраться до глубинных слоев психики в обход рационализирующего ума. Считается, что именно там хранятся все ответы на вопросы, мучающие пациента, найдя которые — он исцелится.

Безопасность при проведении семинара по холотропному дыхания

При проведении подобных тренингов необходимо соблюдать определенные правили безопасности.

Категорически не рекомендуется допускать к участию несовершеннолетних. Дело здесь вовсе не в том, что холотропное дыхание особо опасно для подростков или детей, а скорее в возможных преследованиях со стороны проверяющих организаций.

При проведении тренинга следует позаботится о физической безопасности участников. Поскольку предсказать поведение человека во время сеанса невозможно, следует убрать из помещения все предметы о которые человек может травмировать себя в случае спонтанной и неосознанной двигательной активности. Пол в помещении должен быть мягким, а если этого нет, то нужно застелить поверхность мягкими материалами. В помещении должно быть достаточно места для того чтобы избежать контакта между участниками (по этим причинам работа в паре является весьма целесообразной).

Помещение должно быть хорошо проветрено и иметь возможность для вентиляции.В период сеанса участникам из за интенсивного дыхания часто бывает холодно, а руки сводит судорога, поэтому в идеале, могут быть необходимы индивидуальные спальные мешки или хотя бы одеяла.

Необходимо, подробно опросить участников на предмет хронических заболеваний и ни в коем случае не допускать участия людей с психическими отклонениями и сердечно сосудистыми заболеваниями.

В идеале, очень хорошо если на семинаре присутствует врач.

Так или иначе, все участники должны четко понимать, что абсолютной безопасности не существует, особенно тогда, когда речь идет о таком потенциально мощном воздействии на психику как ХД, об этих возможных рисках они должны быть проинформированы организаторами.

Трансперсональная психотерапия

История

Трансперсональная психология («trans» и «persona» буквально можно перевести как надличностная) — это направление в современной психологии, исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией.

Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме («holos» — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.

В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.

Принцип действия

Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию: телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций, используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.

Ход работы

К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг. Ребефинг (от англ. «rebirthing» — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр.

Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.

В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.

Гроф выделял два вида сознания: ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.

Показания к применению

Психика человека богаче, чем мы себе представляем. Наше подсознание таит в себе такие сокровища, которые не обнаружишь в обычном состоянии. Из глубин подсознания можно вытащить такие воспоминания о своей жизни, о которых активное сознание не имеет никакого представления. Причём, эти воспоминания могут быть живыми, интенсивными и превзойти реальные переживания материального мира.

Человек, прошедший через такой опыт, испытав ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Он обретает чувство радости, безмятежности, появляется вкус к жизни. Также происходят качественные изменения течения заболеваний. Трансперсональные переживания имеют огромное значение для творчества и обладают особым терапевтическим потенциалом.

Установив связь с надличностной сферой своей психики, вы сможете разобраться с любыми трудностями, встречающимися на вашем жизненном пути.

Основоположники:Книги:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: