Социокультурные основы детства : традиции и инновации краснослободцева, алёна евгеньевна

Маленькая соучастница большого дела

Разбирала я тут свою папочку и наткнулась на такой раритет)

Как сейчас помню, заходит в комнату мама и говорит: собирайся, сейчас зайдет тетя Лена и отвезет вас с Катей (ее дочкой) в кино. Ну а я что?! Голому одеться — только подпоясаться, плевать, что Кате 9 лет, а мне 13 и мы не подруги. Я в кино на тот момент была лишь один раз.

Ощущения от просмотра не смогу передать, слово «восторг» не подходит, полагаю, многие поймут ту детскую впечатлительность и святую веру в реальность Хогвартса и заклинаний.

Потом был еще Стюарт Литтл и еще какие-то фильмы в компании Кати, но меня каждый раз мучал вопрос: почему мы премся в Солнцево, когда есть кинотеатры и ближе?!

Ответ вскрылся в непринужденной беседе с маман года 2 назад, когда я вспомнила те прекрасные времена и спросила:

— Мам, а зачем мы ездили так далеко? Ведь Брест ближе…

— Так у Ленки любовник был оттуда, она вас таскала, чтоб Мишка (муж Лены) не спалил.

tattva / Pikabu

Источник статьи: pikabu.ru

О, эта загадочная Индия

Про индийскую химию в СССР.

Дома с незапамятных времен на кухне лежала нетронутая жестяная баночка с порошком внутри.

В 80-е годы, как только научился читать, изучил надписи и оказалось, что это порошок из экзотической Индии для очистки столовой посуды — ложек, вилок и т.п.

А у нас как раз в обиходе были 2 почерневшие от времени маленькие чайные ложки (черный налет не отмывался ни содой, ни мылом, а других средств тогда и не было). Ну, я их и протер этим порошком буквально пару раз — эффект был потрясающий: ложки оказались серебряными и стали сиять чистым белым цветом. Родители сильно удивились и порадовались результату.

Откуда у нас взялся этот индийский порошок и почему его никто не использовал по назначению — неизвестно. Похоже, поленились изучить инструкцию. Ну и индийскому средству, похоже, не доверяли (что тогда знали про Индию в быту, кроме их чая и танцев). Много позже узнал про развитую химическую промышленность в Индии, фармацевтику и прочее.

lync / Pikabu

Приобщение к прекрасному

Так получилось, что «приобщением к прекрасному» меня занимался дед. Серьезный, импозантный, знающий ответы на все детские почему. Первый раз повел меня, шестилетку, в Пушкинский музей. А там ДАВИД! Громадный, злой и голый! А в руках фигня какая-то, на мочалку похожая (за несколько дней до этого мы ходили в Даниловские бани, потому что горячую воду отключили). Меня это так поразило, что я страшным звонким шепотом на весь зал спросил: Дед, он что, моется? А злой почему — шайку спёрли?

Русскоговорящие экскурсанты рыдали, иностранцы что-то спрашивали у переводчиков, и все смотрели на нас. Деда стал бурым и утащил меня в соседний зал.

WalerYashka / Pikabu

Главное – не превышать лимит

Читал пост про первые компьютеры в 90-е годы, автор упомянул про ограничение от родителей не более 15 минут на игру, многие возмущались что это очень мало.

Вспомнилось, правда, не про первые компьютеры: когда в нашем городке появились первые мобильные телефоны, тарифы были с поминутной оплатой, при этом первые 3 секунды были бесплатные. Так мы с друзьями разговаривали по 3 секунды: звонок, одна-две фразы, сброс. Ответный звонок на 3 секунды. Главное — не превышать лимит в 3 секунды, тогда уже списывалась сумма за минуту, причем весьма заметная для школьника в то время. А что поделать — тогда о дешевой безлимитной мобильной связи никто и не мечтал…

kaur2288 / Pikabu

До сих пор обидно

В школе был обидный случай. Был тест по биологии. Сидел, отвечал как мог, особенно не нервничал, но и понимал, что, наверное, на часть вопросов неправильно ответил. Наступает следующий урок. Озвучивают две новости — хорошую и плохую. Но для меня и класса с противоположным знаком. Первая — все сдали на двойки, кроме меня. Вторая — результаты решили не засчитывать!

Первый раз почувствовал, что что-то сделал лучше всех других, и так наплевали в душу. До сих пор, более 20 лет спустя, обидно, когда вспоминаю!

Одно утешает, в информатике я тогда стабильно лучше всех разбирался, хоть в целом скорее троечником был.

GdeMoiTapochki / Pikabu

Родители – герои

Я любил сладкое всегда, как и большинство детей. И нравилось мне что-нибудь себе вкусное приготовить. Как только дома нет никого – что-нибудь надо замутить. И вот я решил соединить два самых любимых и вкусных блюда (если можно их так назвать))): яичница и сахар. Я решил, что соль вообще невкусная и надо её заменить на сахар!

И вот я только все замутил, пришла мама с работы. Увидев, что я себе что-то увлеченно готовлю, сказала, что тоже проголодалась и с удовольствием присоединится к моей трапезе. Как же я был горд собой: я вон даже родителей могу накормить! Я решил ей не рассказывать о таком чудном рецепте – пусть насладится вкусом!!!

Родители – герои!

Prohozh / Pikabu

«Кризис детства» или современный этап социального развития

Развитие общества быстрыми темпами оказывает воздействие на детство. Сегодня общество подвержено воздействию новых технических открытий, происходящей молниеносно информатизации. Люди «старого поколения» не всегда успевают адаптироваться к новым условиям существования и жизнедеятельности.

Однако, что касается детей, то вопрос о воздействии на них новых информационных технологий является спорным. Ребенок становится субъектом образовательной деятельности, имеет определенные права и свободы, может сам избирать содержание учебно-воспитательной деятельности. Это положительный момент развития образовательной системы. Однако, здесь возникает и иная проблема. Она связано с тем, что научно-техническое развитие, прогрессивные технологии, инновационное развитие всех сфер жизнедеятельности приводит к необходимости установления тесной связи и взаимодействия между миром детей и взрослых.

Ребенок современного общества является достаточно независимым. Он обладает информационными ресурсами и знает способы их применения. Ребенок получает больше жизненных благ, имеет доступ к тому, что было ранее запрещено ребенку. Однако, дети и взрослые становятся достаточно далеки друг от друга, в силу того, взрослые занимаются собственным приспособлением к быстро меняющимся условиям мира и стремятся отдалить ребенка от текущих социальных проблем, которые активно развиваются, расширяются и углубляются.

Рисунок 1. Проблемы современного детства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возникающий разрыв между миром детей и взрослых, считается значимой социальной проблемой, которая именуется «кризисом детства». Признаками этого кризиса являются:

  1. Изменение взаимоотношений между взрослыми и детьми. Взрослые теперь не стремятся организовать взаимодействие с ребенком, а хотят стать его воспитателем, авторитетом, который оказывает воздействие на его поведение и развитие;
  2. Изменение представлений о мире и процессе воспитания. Если ранее процесс воспитания рассматривался как период взросления ребенка, в ходе которого происходит формирование у него определенных навыков, то теперь это образ ломается. Дети уже ощущают себя частью мира взрослых и, потому взросление их пугает;
  3. Исключение детей из социально важных мероприятий. Поскольку взрослые не пускают детей в свой мир, ограждают их от него, то дети, стремясь попасть в него могут совершать асоциальные поступки, приобщаться к употреблению опасных психотропных веществ, алкоголю и табаку. Кроме того, гиперопека над детьми вызывает развитие инфантилизма, избалованность, что приводит к тому, что во взрослой жизни ребенок оказывается неспособным к самостоятельному исполнению своих обязанностей;
  4. Уход в прошлое специфических форм детской деятельности: «живая» игра теряет свою актуальность. Информатизация общества приводит к развитию компьютерных игр и переориентации детей на такие игры. Это отрицательно сказывается на развитии ребенка, вызывает обострение существующих возрастных кризисов. Также, игра является важным воспитательным средством, использование которого помогает достичь должного воспитательного эффекта;
  5. Искажение мировоззрения ребенка, вызванное утратой специфических форм детской деятельности приводит к возникновению психических отклонений в развитии.

Замечание 1

Кризис детства развивается активными темпами. Происходит увеличение количества детей с проблемами психического здоровья, девиантным поведением, проблемами в социальном становлении и развитии, проблемами с формированием коммуникативных навыков деятельности.

Самые яркие воспоминания из детства

Старшему сыну 10 лет, спрашиваю:

— Какое твое самое яркое воспоминание из прошлого?

— (Вспоминал минуту): Помню, как по дороге из садика мы сидели на пенечке.

— Это самое яркое?

— Ну да, как в сказке, сидели, отдыхали, болтали.

Спрашиваю это же у младшего, ему 6:

— Помню, как приезжал трактор убирать снег, и ты попросил его меня покатать.

Да уж! Аквапарки, аттракционы, крутые игрушки, дедморозы на НГ, а самые яркие у них -трактор и пенечек.

Решил вспомнить самое яркое из своего детства. В общественной бане потерял фигурку водолаза, разревелся, искали всей баней. Не нашли…

Vozmezdied / Pikabu

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Факторы влияния

В ряду факторов, определяющих кардинальные изменения детей, выступает, во-первых, маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества.

Во-вторых, маргинализация, рост девиаций. Детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей. Умеют сегодня сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать. В самом Детстве рухнули многие образующие его структуры, изменились отношения между детьми, в том числе заметно усложнились «горизонтальные связи». Следует отметить, что изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека. Все увеличивающуюся составляет категория одаренных детей. Нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка или два кризисных периода развития. Первый скачок, называемый подростковым спуртом, в наши дни, судя по имеющимся данным, приходится не на старший дошкольный возраст — шесть — шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь — восемь лет.

Второй скачок, называемый пубертатным спуртом, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков. Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека.

Во-первых, низкий уровень развития родительской мотивации. Сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть.

Во-вторых, сегодня взрослые люди стали безразличны к чужим детям.

В-третьих, главное, налицо потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного контроля и причастности Взрослого Мира к Детству. Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании. Важнейшим активно психологически воздействующим фактором развития Детства является изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребенок, начиная с младенческого возраста. Сегодня Интернет объективно во всё большей степени «охватывает», прежде всего, растущих людей. 93% (!) подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета.

Последствия введения новых систем информации создают огромные проблемы разного уровня и плана, воздействуя на рост — развитие человека. Современная электронно-коммуникационная система отличается способностью конструировать реальную виртуальность, достоверно имитируя действительность на экранах видеотехники. Возникшая экранная зависимость при отсутствии дифференцированного отношения приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком- либо занятии, гиперактивности, повышенной рассеянности. Дети «схватывают» лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует на процесс их мышления, формируя, в частности, так называемое «клиповое» мышление. «Опасность, — как пишет Сидни Дж. Харрис, — не в том, что компьютер однажды начнет мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить как компьютер». Риски не просто ухода детей из реального мира в виртуальный, но риски подвергнуться в том же Интернете травле, агрессии, издевательству («кибербуллингу», «троллингу»).

8 стр., 3802 слов

Основные тенденции развития образования в современном мире 2

… образования. 1.Основные направления развития образования в современном мире. 1.1. Изменение целей образования в современном мире.            Необходимо говорить о смене парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, … эта боль — мощнейший ресурс для роста и развития. Кроме того, ведь еще есть и …

Риски, связанные с заполненностью Интернета массой сайтов, пропагандирующих анорексию, наркотики, экстремизм, национализм, призывающих детей нее только к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе.

Дети и игры

Символические атрибуты детства («детская непосредственность», игры и игрушки, наивность, буквальность мышления, незнание правил) в классической культуре долго не встречали одобрения.

Идеалом были взрослость, разумность, способность говорить и вести себя как взрослый. Эти качества проповедовала философия Просвещения с её моральными поучениями для подрастающего поколения. Ранняя взрослость могла обеспечить отпрыску успешное будущее, шла ли речь о том, чтобы в юном возрасте суметь распорядиться родительским состоянием, командовать нижестоящими, выжить трущобах или выбиться в люди.

В Новое время начинает формироваться другое понимание детства, предполагающее заботу о здоровье ребёнка, внимание к его физическому развитию и морали. Эрнест Д’Эрвильи написал свою книгу о доисторическом мальчике в XIX веке, полагая, что в его времена условия жизни детей стали легче, а прогресс уступил место дикости

Во многом это правда (доисторический ребёнок не гнушался сырым мясом, а условного Оливера Твиста это бы, как минимум, смутило), однако многие ситуации из XIX века очень далеки от сегодняшнего положения дел.

Постепенно мир переходит от модели «идеальные дети — маленькие взрослые» к представлению о детстве как о периоде, имеющем самостоятельную значимость. Со временем экономические условия изменились, и от детей перестали требовать раннего заработка. Более перспективной родительской инвестицией стало образование ребёнка.

Это может быть интересно


Как менялись представления о Вселенной

Освободившееся пространство в жизни детей стало заполняться особенными «детскими» символами и конструктами. Жанры детской литературы обогащались: к религиозным наставлениям и нравоучениям для юношества добавились волшебные сказки, сентиментальные романы и приключенческие истории. С развитием промышленности стало производиться всё больше детских вещей и игрушек, которые теперь не только копировали предметы из взрослого быта, но и учитывали интересы ребёнка.

Если прежде дети рождались чуть ли не каждый год, сегодня в развитых странах появление ребёнка — осознанное и важное решение, поэтому место детей — в центре семьи.

Идея «окультуривания» детей стала пересматриваться по мере того как в западном обществе нарастало критическое отношение к собственной культуре. Институты и принципы воспитания стали рассматриваться некоторыми исследователями как репрессивные. Согласно философу Мишелю Фуко, школа просвещенческого образца потрудилась над уравниванием и подавлением личности так же, как тюрьма и психиатрическая клиника.

Оформились отдельные дисциплины, изучающие проблематику детства и взросления: возрастная психология, эволюционная педагогика, социология детства. Исследователи задумались о том, что детское восприятие и голос ребёнка имеют свою ценность и представляют интерес. В частности, много сил изучению детства и взросления посвятила Франсуаза Дольто, французский психоаналитик и педиатр, автор книг «На стороне ребёнка» и «На стороне подростка».

Постепенно в ребёнке стали ценить пластичность сознания, фантазию, свежий взгляд на вещи, которые раньше считались «несовершенствами» и пробелами в воспитании. Благодаря психоанализу формируется идея о том, что «внутренний ребёнок» есть в каждом из нас, а авторы книг о нестандартном мышлении предлагают следовать примеру детей.

Было ли детство в эпоху Средневековья?

Современному обывателю видится закономерным создание культа ребёнка: до второй половины XX века катаклизмы и экономические коллапсы не щадили детей. Выживал практичный и приносящий пользу. Исходя из подобной логики, Средневековье и вовсе не признавало детство и презирало его. По мнению ряда французских исследователей, сам термин «детство» человечество открыло и осознало только в эпоху Нового Времени. В изучении вопроса произошли ощутимые сдвиги: доступные нам источники рисуют иную картину.

Ребенок не являлся «маленьким императором»: время вносило свои коррективы в его жизнь, где необходимо было быстро обучаться и вооружаться, чтобы уцелеть. При этом дети не были обделены заботой и лаской, а воспитанию уделялось не меньше внимания, чем в современном мире.

Появление ребёнка считалось высшим проявлением как женской, так и мужской сущности. Он не потребитель, а производитель: этот «дар Божий» являлся важным элементом в мире труда и власти. Настоящее семейное достояние. Большинство младенцев появлялось на свет законнорожденными, но было и немало тех, кто нарушал предписанный церковью и правом регламент. Тем не менее признавали все и всех: не только матери, но и отцы.


Дети в средневековой Европе. (merryfarmer.wordpress.com)

Стоит сказать несколько слов о темах, на которые накладываются табу и сегодня. Контрацепция и радикальные меры в виде аборта были явлениями частыми не только в среде низших слоев, но и в знатных семьях. Грех возлагался на плечи обоих: на мужчину как подстрекателя, а на женщину как виновницу преступления. Выкидыш оставался обычным делом как на селе, так и в городе, но говорить о нем не следовало. Церковь зорко следила за подобными эксцессами.

Про процесс протекания беременности известно немного. Это, вероятно, связано с тем, что все средневековые хронисты — представители сильного пола. Да и демографическая ситуация ставила свои условия: женщина в среднем рожала раз в 18 месяцев, если она находилась в браке. Осложнения в процессе беременности или же потеря плода ставились в укор бедной даме. Мужское семя тут не при чём — виноваты ветхие мехи, а не вино, которое туда влили.

Рождение — дело не из простых в Средние века. Оно осложнялось неумелыми действиями повитух и всевозможными инфекциями, которые отправили бы роженицу в лучший из миров.

Дитя появилось на свет. Преодолев риск заражения инфекциями и болезнями, коих было воз и маленькая тележка, ребёнок познавал мир. Родители же находились в постоянном напряжении, забрасывая себя вопросами: «Чей он? Не подменили ли его? А если появлялись близнецы — как отличить обычного младенца от сына дьявола?» Подобные предрассудки и домыслы побуждали родителей совершать чудовищный поступок — детоубийство.

В первые годы жизни ребёнок должен пройти 2 главных обряда Средневековья — омовение и крещение. Он становился частью христианского мира.


Ребёнка приобщают к религии. (quora.com)

Пол новорождённого иногда предсказывали опытные повитухи, но зачастую этот вопрос не сильно волновал родителей. Мы можем посмотреть на реалии средневековой Европы и с уверенностью сказать, что мальчики были в приоритете: обществу нужны были пахари, воины и продолжатели рода. Настоящим достоянием для семьи в действительности являлись дочери. В будущем они могли удачно выйти замуж и обеспечить семью потомством.

Дети и работа

Ещё по этой теме


Возрастная психология на всю жизнь

В книге «Приключения доисторического мальчика» Эрнеста Д’Эрвильи девятилетний главный герой был ловким птицеловом: он умел вытаскивать птиц из гнёзд, не разбудив, и за это получал иногда кусок сырого костного мозга. Другой мальчик, шестилетний, оставался поддерживать огонь на всю ночь, пока старшие уходили на охоту. Погасни огонь, виноватого ожидало бы суровое наказание без скидок на возраст.

Думали ли наши далёкие предки о том, что ребёнок или юноша проживает «золотую пору», проживает этапы адаптации и социализации, исследует мир? Как правило, нет. Куда больше их интересовало, сколько в племени рабочих рук. Подробной периодизации возрастов (ребёнок, подросток с тремя этапами пубертата, юноша) в те времена не было. Социальную взрослость уравнивали с биологической.

Способен держать вилы и вступать в брак? Стало быть, достаточно взрослый и для того, и для другого.

С ростом городов и развитием учебных заведений о вопросах детства начали говорить. Хотя и в это время получать образование в учебных заведениях или, тем более, у домашних учителей, могли далеко не все. Многим было вообще не до учёбы. Немалую часть бытовых нужд крупного города конца XIX века, будь то Лондон, Париж, Санкт-Петербург или Нью-Йорк, обслуживали несовершеннолетние. Детям из простых семей (а таких было большинство) приходилось работать газетчиками, чистильщиками сапог, точильщиками, разносчиками, помощниками различных мастеровых и ремесленников.

К некоторым работам специально привлекали именно детей. Например, маленький трубочист мог забраться туда, куда взрослый не пролезал.

В романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» один из персонажей, благодушно посмеиваясь, рассказывает о том, как помочь мальчику не застрять в дымоходе:

«Мальчишки — народ очень упрямый и очень ленивый, джентльмены, и ничего нет лучше славного горячего огонька, чтобы заставить их быстрёхонько спуститься. К тому же это доброе дело, джентльмены, потому как, если они застрянут в дымоходе, а им начнешь поджаривать пятки, они изо всех сил стараются высвободиться».

Это может быть интересно


А в прежние-то времена: Древний Восток и педагогика не для всех

Девочки работали няньками, швеями и прачками, продавали цветы, спички, зелень и овощи. Кроме того, им нужно было выполнять домашние обязанности. В мире без стиральных машин, пылесосов, синтетических материалов и бытовой химии это было непросто даже для взрослых женщин. Например, горячую воду требовалось таскать в вёдрах на нужный этаж, все поверхности в доме — оттирать тряпкой вручную, все вещи — чинить и штопать при тусклом свете свечи. Когда вещь портилась (например, рвались носки или брюки) никому не приходило в голову выбросить её, если ещё можно поставить заплату.

Дети могли оказаться в работных домах, где помогали родителям почти в каторжных условиях или трудились самостоятельно (если их ловили за попрошайничеством и кражами). Работные дома были кошмаром городской бедноты — многие предпочитали нищенство принудительному труду на производстве или в угольных шахтах. Кстати, профессиональное нищенство было самостоятельной специальностью со своими «университетами», «экзаменами» и возможностью карьерного роста. Стоит ли говорить, что этот мир поощрял хитрость и хватку и не слишком ценил инфантилизм.

Роль образования в развитии общества

Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.

Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Функции образования в современном обществе

Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:

  1. Экономической. Роль системы образования заключается в том, чтобы сформировать общественные группы, в которых люди получают современные и эффективные знания и смогут применить их в работе, улучшая экономические показатели страны и мирового сообщества.
  2. Социальной. Через обучение человек получает социальные навыки и учится взаимодействовать с людьми.
  3. Культурной. Одна из важнейших ролей образования в обществе — это передавать культурные ценности, воспитывать личность человека и раскрывать его творческие способности.

Основные тенденции развития образования

Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:

Образование становится массовым и демократическим. Ещё недавно обучение являлось роскошью, доступной элитным представителям высшего общества. Но сегодня практически все страны мира ввели обязательное начальное образование. А университеты принимают всех, кто готов и хочет обучаться.
Растёт продолжительность обучения. Знания становятся сложнее, а требования к профессиональным навыкам выше. Всё это увеличивает общую продолжительность учёбы.
Образование становится более гуманным. Сегодня в центре внимания не учебная программа, а личность самих учащихся. Обучение выстраивают с учётом их интересов, особенностей и запросов.
Увеличивается количество гуманитарных дисциплин

В современном обществе всё большую важность приобретают такие социальные навыки, или soft skills, как умение общаться и взаимодействовать. Поэтому растёт роль гуманитарных направлений — социологии, политологии, экономики, правоведения.
Образование приобретает интернациональный характер

Это значит, что образовательные системы разных стран ищут точки соприкосновения, разрабатывают единые модели (Болонский процесс), развивают программы студенческого обмена и запускают другие инициативы. Что ещё раз доказывает высокую роль образования в жизни общества.
Образование становится технологическим. В каждой школе и университете уже есть компьютерные классы, многие вузы предлагают полностью дистанционное обучение, внедряют адаптивное образование. Развитие технического прогресса активно влияет на обучение.

Сложно представить обучение без компьютеров и ноутбуков

Забыл…

В детстве (было мне года 4 +-) нравилось залезать в чемодан, сворачиваться там и закрываться. Со старшим братом (на 10 лет старше) была такая забава: я залезал в чемодан, он брал меня и носил по квартире, а я угадывал, где я сейчас нахожусь.

Ну и как-то раз приколоться он решил: положил чемодан со мной на кровать, накрыл одеялом и ушел. Надолго.

В чемодан я умещался очень компактно и не особо удобно. На крики и просьбы открыть чемодан реакции не было, со временем все затекло, кислорода стало не хватать, я орал, как только мог, была паника. Более чем через полчаса меня услышала мама и достала, всего залитого слезами, слюнями и соплями. А брат просто сказал, что «забыл»…

Как у меня после этого клаустрофобия не развилась — хз, но больше я как-то не хотел, чтобы меня в чемодане по квартире таскали. Вернее, все равно хотелось, чтоб меня поносили в сумке, но брату я больше не доверял.

zukachimoto / Pikabu

Когда заканчивается детство?

Давайте сначала ответим на вопрос о том, является ли подростковый возраст частью детства. С точки зрения физиологии, детство заканчивается в подростковом возрасте. Ваше тело взрослеет и перестаёт расти. Многие психологи и врачи считают это концом детства.

Однако в социальном плане многие считают подростковый возраст продолжением детства. В большинстве цивилизованных обществ вы считаетесь несовершеннолетним, пока не достигнете определённого возраста, и обязанности, которые общество возлагает на взрослых, и права, которые оно им выдаёт, обычно не относятся к детям, подросткам, не достигшим этого самого возраста.

Таким образом, этот вопрос остаётся неоднозначным. И обычно мы делим своё детство на реальное детство и отрочество— некий переход от ребёнка к взрослому.

Карательная (народная) медицина

В 2000 году мне гайморит лечили ядерной смесью из лука, чеснока, хозяйственного мыла и меда. Весь этот состав измельчался в кашу, взбивался в пену, закладывался в бинт и втыкался в обе ноздри разом. Терпеть экзекуцию надо было до тех пор, пока под напором соплей бинты не вывалятся из носа. После этого можно было высморкаться, и процедура повторялась.

Адов рецептик прописал детский лор от безвыходности, т.к. «гуманное» лечение не имело результата. Мне сожгли слизистую носа, у меня теперь легкая аллергия на мед, я категорически не переношу свежий лук и хозяйственное мыло, но гайморит прошел.

Это было мучительно, но, пожалуй, гораздо лучше, чем ежегодные проколы без анестезии.

NikaEvd / Pikabu

Черномырдин

Мне лет 5, год эдак 1995, Санкт-Петербург, улица, идем с мамой в магазин. И тут навстречу чернокожий. Это сейчас кажется «ну и что?», а тогда это было сродни встрече с марсианином, тем более пятилетнему. Я тяну маму за руку, показываю пальцем на него и как давай орать на всю улицу:

— Мама, смотри, Черномырдин!!

Мама меняется в лице, начинает шикать и ооооочень выразительно на меня смотреть. Но мне то что, мне пять лет, я еще не очень понимаю, что к чему. Просто вижу, что мама не смотрит. И давай орать еще громче:

— Мама, скорее смотри на Черномырдина, а то уйдет!

Вот так первый раз в жизни я увидел чернокожего.

В тот вечер мама меня заставила смотреть новости, чтобы я знал, как выглядит Черномырдин. И рассказала, что бывают люди с другим цветом кожи. Но каждый раз, когда я вижу чернокожего, первое, что всплывает в голове:

— О, Черномырдин!

NasalDigger / Pikabu

С тех пор всегда слушали радио

Помню, в школе в 2001 году я учился в втором классе

Жили мы в ХМАО, что очень важно. Была зима, проснулся, умылся, мать нарезала бутерброды

Я выходил чуть раньше нее всегда. Иду в школу, но на улице подозрительно мало людей. Дохожу до школы — никого нет. «Ну вот, опоздал!» — подумал я.

Как же забавно выглядело лицо уборщицы, когда она со словами: «Что ты тут делаешь, на улице -45!» кинулась меня отпаивать горячим чаем.

После этого всегда слушали местное радио, и я всегда очень радовался, когда слышал заветное: «Занятия отменяются с 1 по 5 классы» и нырял дальше под одеяло, зная, что на улице лютый мороз, а ты в тепле и уюте лежишь в кровати и рядом кошка мурлычет.

PuppetShow23 / Pikabu

«Детство горькое»: реалии Средневековья

Дети росли быстро и очень скоро начинали знакомится с неприятными особенностями жизни человека. До 4 или 5 лет ребёнок сталкивался с целым букетом заболеваний: это были коклюш, скарлатина, корь и оспа. К семилетнему возрасту доживали далеко не все. Последствия плохой гигиены? Отнюдь! Частая смена белья и порой ежедневное трехразовое купание — важные детали, которые подчёркивают средневековые трактаты и семейные хроники. Естественно, все обязанности по уходу за нежным существом ложились на хрупкие плечи средневековых дам. Отец же помогал своему чаду после года встать на ноги и мог успокоить вопящего соской.

Малыш имел собственный мир с игрушками, посудой, одеждой. Изображения того времени свидетельствуют о впечатляющей массе детских увеселений: восковые фигурки, бутафорская посуда, солдатики, шарики, лошадки и игрушечное оружие.

В Средневековой Европе детский возраст разделялся на два периода: infantia (младенчество, до 7 лет) и pueritia (юность, до 16−17 лет). Таким образом, общество идентифицировало юное создание и решало, можно ли продолжать ребёнку беззаботно проводить время или пора забросить игрушки и начать заниматься серьёзными делами.

Безусловно, в сельской местности и в шумных городах семьи нуждались в помощниках и помощницах. Неокрепшее дитя в такой ситуации взрослело и познавало мир быстрее. В возрасте 12−14 лет юная девочка уже была готова к выдаче замуж, а молодой человек в 15−16 лет проходил обряд инициации и становился мужчиной.

Для средневекового обывателя ребёнок являлся сакральной фигурой, которая находилась на стадии формирования

Он — важное звено в контакте потустороннего с реальным миром. Считалось, что дитя рождается с клеймом светлой или тёмной стороны

Его причудливые жесты и звуки первых месяцев жизни сравнивали с пением ангелов. Малыш транслировал желания ушедших в мир иной

Церковь рекомендовала с осторожностью относится к детям и не донимать их расспросами и лишним вниманием. Также именно священнослужители установили отдельные стандарты воспитания и призывали следить за детским поведением

Любая провинность, неугомонное поведение и даже слёзы — всё это происки бесов. А нечистую силу следует изгонять: в данном случае — довольно жестоко, с помощью хворостин или затрещин. Строгость к детям была твёрдым наказом христианской церкви родителям. Но находилось место и для родительских ласк. Они разделяли между собой обязанности в воспитании: за начальное образование до времени бурного развития школ, здоровье и гигиену отвечала мать, а отец занимался просвещением и объяснял юному созданию какова роль авторитета бога в его жизни. Подлинные пособия по воспитанию ребёнка были доступны начиная с IX-X вв. для обеспеченных слоев населения: элиты, клира, а позднее в XV веке и для бюргеров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: