Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Основы гуманистического психоанализа

Одна вещь, которая выделяется в траектории Эриха Фромма, состоит в том, что, в отличие от классических психоаналитиков, он не делал карьеру в области медицины или психиатрии. Он основывал свою работу на социологии, а не на медицине, и поэтому не всегда был очень хорошо оценен. Его отношения с Карен Хорни были на самом деле довольно сложными, и многие психологи рассматривали его как теоретика, а не психолога.

Однако именно в этом заключается истинное величие Фромма: в его более широком и интегрированном взгляде на людей. С его точки зрения, не все является ответом на органическую патологию или силы биологии. Он считал, что культура, семья и общество часто накладывают ограничения на наше самовыражение.

Ключи к пониманию психологического подхода Эриха Фромма

  1. Гуманистическая перспектива Фромма внесла новый подход в концепцию болезни. По его словам, психоаналитик обязан переформулировать не только определение болезни, но и инструменты, которые используются для ее решения.
  2. Цель профессионала состоит в том, чтобы облегчить самораскрытие пациента или, в более современных терминах, способствовать личностному развитию для достижения счастья.
  3. Это может быть достигнуто только путем укрепления их чувства ответственности и любви к себе.
  4. При лечении пациента не имеет смысла фокусироваться исключительно на его патологических качествах, симптомах их болезни или негативных аспектах их состояния. Признание их положительных качеств усилит терапевтическую технику.
  5. Психоаналитик не должен просто добавлять свои два цента, чтобы человек изменился. Они также должны помочь пациенту разработать стратегии, чтобы они могли реинтегрироваться в общество, чувствовать себя сильнее и понимать, что существуют также «патологические» аспекты общества, которые большинство людей считают действительными.
  6. Психоанализ должен быть восприимчив к прогрессу в науке и изменениям в обществе. Он должен понимать культурные, экономические и политические условия, которые нас окружают, чтобы лучше помогать пациенту. Это ошибка работать с редукционистской точки зрения.
  7. Профессионал должен использовать ясный, прозрачный, понятный словарный запас. Кроме того, они должны стараться не проецировать образ власти или превосходства.

Наследие Фромма включает гигантский шаг в психологии и философии. Хотя многие думали, что его теории были несколько утопическими, он представил более реалистичную форму психоанализа, которая стремилась развить лучшее в каждом человеке. Это был значительный подход, который стоит запомнить и прочитать подробно.

Карьера социолога

Исследователь начал заниматься психиатрией и психологией, когда на Западе стала модным писать о тайнах познания, феноменах. На протяжении всей своей жизни он сохранил верность антропологической теме. Однако ни в одном своем произведении не были изложены в систематическом виде антропологические взгляды.

Приход ко власти Гитлера воспринялся населением Германии положительно. Фромм сделал вывод о том, что ответственность за свою судьбу – невыносимая ноша для большинства людей. Именно по этой причине, по его мнению, народ готов расстаться со свободой.

Когда Эрих Фромм становится руководителем отдела социальной психологии, начинаются активные исследования неосознаваемых мотивов социальных групп. Благодаря им были сделаны выводы, что народные массы не только не окажут сопротивления нарождающемуся фашизму, но и приведут его к власти.

Связано это было с безработицей, инфляцией и другими сложными обстоятельствами. По мнению социолога, это привело к стремлению отказа от привилегий, которые даются свободой. Книга «Бегство от свободы», разоблачившая различные разновидности тоталитаризма, принесла автору известность в Америке и ненависть в Германии.

Переосмысление и развитие теории Фрейда стало толчком к формированию одного из самых влиятельных направлений гуманитарной науки – неофрейдизма. Она подчеркивает идею самоактуализации. По мнению ученого, самый важный плод усилий каждого человека – его собственная личность.

Фромм переставляет акценты с биологических мотивов на социальные факторы, уравновешивая эти два понятия. В своих работах он опирается на концепцию отчуждения человека от своей сути в процессе труда и жизни. В этом случае субъект начинает использоваться как инструмент или средство, но не как цель.

Эрих Фромм и системные кризисы западного общества

Чтобы понять теорию гуманистического психоанализа Эриха Фромма, необходимо познакомиться с ним как с личностью, понять его корни, ситуацию, в которой он вырос, и развивающийся мир, составляющий его самую непосредственную реальность. Это позволит пролить свет на то, что служило руководством и вдохновением для его теорий.

Когда вы читаете его автобиографию « За пределами цепей иллюзий» и сосредотачиваетесь на его детстве и юности, легко заметить, что это были не совсем счастливые времена для него. Его отец был агрессивным бизнесменом, его мать страдала от хронической депрессии, и он воспитывался в соответствии с заметно строгими нормами православного иудаизма. За это время он испытал два определяющих момента.

Первым было самоубийство 25-летней женщины, в которую он был влюблен в детстве. Она была художником, который был очень близок к ее единственному члену семьи: ее отцу. Он внезапно умер, и через несколько дней она покончила с собой. Ее самоубийство заставило Фромма задуматься над тем, что заставляет людей пойти на такие крайности.

Вторым определяющим моментом стала вспышка Первой мировой войны, в которой тень национализма, радикализация масс и послания ненависти вошли в его жизнь.

Мир начал распадаться, и трещины не только создавали непреодолимые расстояния между различными державами, но и инициировали период системного кризиса во всем западном обществе. Все психологические, философские и социальные теории до этого момента должны были быть переформулированы в поисках ответов и объяснений среди такого хаоса.

Процесс социализации в теории Эриха Фромма

Мнение Э. Фромма о процессах социализации было высказано еще в далеком 1947 году. Автор утверждает, что в них огромную роль играют человеческие отношения, ведь именно через них человек проявляет себя и свое видение конкретных социальных ситуаций, а также других участников общественной системы. Форма общения, развитая в той или иной форме, приводит к формированию социального характера. Если человек агрессивен, а его поведение несет вредительскую составляющую, то, соответственно, социальный характер будет носить отрицательные характеристики. Если человек с уважение относится к окружающим, то будет восприниматься со стороны положительно.

По мнению Э. Фромма, социальный характер – это не просто совокупность черт характера человека, которые можно соотнести с его религией, культурой и национальностью. Социальный характер можно понимать лишь соотнеся его с функциональными особенностями. Ключевая функция социального характера – поиск техник и методов для успешного формирования человеческой энергии и направление ее внутрь конкретного общества. Любое действие человека должно удовлетворять не только его потребности, но также нести благо окружающим его социальным группам. Только во взаимодействии с другими людьми человек может раскрыть самого себя и действительно понять, какой он на самом деле. Общение также может исправить его поведение, если оно обладает какими-либо девиантными отклонениями.

Теории

Первой действительно важной работой Эриха Фромма была его книга Страх свобода(1941). В нем вы уже могли увидеть начало того, какими будут признаки его карьеры: прекрасное понимание взаимосвязи между обществом и психологией каждого человека, а также большая критика политики своего времени и поиск ответов

о природе человека.

Фактически, эта работа считается одной из тех, которые положили начало тому, что позже будет известно как политическая психология. Его следующая книга,Этика и общество(1947), продолжил расширять идеи этой первой работы. В обоих случаях отчетливо просматривается теория человеческой природы Фромма, которая для него была определена как биологией, так и обществом.

Идеи о любви

Традиционные психоаналитические взгляды рассматривали любовь как в значительной степени негативную, основанную исключительно на самых основных инстинктах людей. Эрих Фромм, однако, совершенно иначе относился к этой эмоции и считал ее в первую очередь положительной.

В своей знаменитой книгеИскусство любить(1956) Фромм защищал идею о том, что любовь — это на самом деле межличностная творческая способность, а не простая эмоция.

Для этого автора переживание влюбленности было фактически признаком того, что они не поняли, что такое романтическая любовь на самом деле, что она состоит из таких элементов, как ответственность, уважение, знания и забота.

Ранние года

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте, Германия, в семье ортодоксальных евреев. Как он позже скажет в своих собственных свидетельствах, его родители были «крайне невротиками», и из-за этого, а также из-за обстоятельств его ранних лет у него было трудное и несчастное детство.

Когда ему было всего 14 лет, Эрих Фромм начал вынужденно беспокоиться о текущих делах в связи с началом Первой мировой войны. В это время он заинтересовался такими темами, как групповое поведение, и, чтобы попытаться ответить на свои вопросы, он прочитал работы таких авторов, как Карл Маркс и Зигмунд Фрейд.

Когда он стал достаточно взрослым, он начал изучать право во Франкфуртском университете, но всего через два семестра он решил сменить курс и закончил факультет социологии Гейдельбергского университета. В 1922 году он получил докторскую степень под руководством известного психолога Альфреда Вебера.

Пару лет спустя, в 1924 году, Эрих Фромм решил продолжить свое обучение и начал изучать психоанализ во Франкфуртском университете. Вскоре после этого он переехал в Берлин, чтобы завершить обучение в Институте психоанализа в столице Германии. В то время он все еще следовал официальной доктрине дисциплины, хотя уже начинал не соглашаться с некоторыми идеями Фрейда.

Два года спустя, в 1926 году, Фромм женился на Фрейде Райхманн, женщине на 10 лет старше его и ранее работавшей его терапевтом. Брак продлился недолго, так как через четыре года они развелись.

Детство и юность

Будущий психоаналитик родился во Франкфурте-на-Майне в 1900 году. Эрих единственный ребенок в семье иудеев-ортодоксов. Нафтали Фромм, глава семьи, владел винной лавкой. Мама Эриха, Роза Краузе, дочь эмигрантов из Познани (тогда Пруссии). В семье поддерживались религиозные традиции, и родители мечтали увидеть сына раввином или, на худой конец, музыкантом.

Эрих учился в школе, где преподавались основы иудаизма и общеобразовательные предметы. В 1918 году Фромм окончил школу и стал студентом Гейдельбергского университета. В вузе Эрих выбрал приоритетными предметами философию, социологию и психологию.


Эрих Фромм в молодости и зрелости

В 1922-м Эрих Фромм защитил докторскую диссертацию, выбрав темой иудейский закон и социологию еврейской диаспоры. Его научным руководителем стал Альфред Вебер – младший брат знаменитого на весь мир историка и экономиста Макса Вебера.

Фромм продолжил образование в Берлине, в институте психоаналитики, знаменитом своими учениками и преподавателями Шандором Радо, Максом Эйтингоном, Вильгельмом Райхом.

В Берлине Эрих Фромм познакомился с будущей возлюбленной Карен Хорни, психоаналитиком, выпускницей института и ключевой фигурой неофрейдизма. Влиятельная Хорни помогла Фромму закрепиться на должности профессора психологии в Чикаго.

Деструктивность по Эриху Фромму

Рассматривая процессы социализации, Э. Фромм коснулся проблемы одиночества. По сути, ощущая на себе недостаток внимания, человек становится мазохистом. Мазохизм, по мнению автора – это феномен, ведь это действительно очень интересно: страдая от одиночества, человек может переступить через себя в стремлении найти кого-то, подчиниться ему. Этим кем-то может быть один отдельный человек, более обширная социальная группа или целый социальный институт. При этом человек испытывает неполноценность, несамостоятельность и беспомощность. Все это является частью деструктивного поведения личности.

По Э Фромму, деструктивность – это активная форма отчужденности. Ее цель – поиск любых способов и действий, которые позволят человеку избавиться от угрозы и ее источника. Причем, зачастую эта угроза существует лишь в голове человека, как надуманная и навязанная проблема, комплекс, и справиться с ней поможет лишь специалист – психиатр или психолог. Этому типу ориентации противостоит другой тип – комформистский. Э. Фромм подчеркивает, что такие проявление в особой степени присущи демократическим обществам.

Замечание 2

Таким образом, процесс социализации индивида, по мнению Эриха Фромма – это совокупность различных приемов, с помощью которых человек под воздействием внешних факторов постигает самого себя. При этом влияние это взаимное: внешние факторы влияют на человека, могут быть препятствующими или благоприятствующими. Но многое зависит и от внутренних установок личности.

Человек может быть настроен крайне враждебно к окружению, и в таком случае успех социализации ставится под вопрос. Но обладая внутренней настроенностью и интересами, человек способен достигнуть успеха в этом процесса, что сделает его полноценной личностью, профессионалом, успешным человеком, семьянином и общественным деятелем. Все зависит от выбранной направленности и интересов человека.

В своей работе Э. Фромм всегда придерживался веры в то, что любой человек ради своего блага способен избавиться от тех условностей, иллюзий и комплексов, которые сам выстроил вокруг себя и взрасти внутри. Его гуманистический радикализм указывает на то, что в современном обществе необходимы радикальные перемены, в особенности в личностных и поведенческих структурах человека, которые и составляют систему его ценностных ориентаций.

Любая личность формируется взаимоотношениями между людьми, а эти отношения уже строятся в зависимости от сферы своего влияния и действия, например:

  • экономической,
  • политической,
  • социальной,
  • духовной,
  • профессиональной,
  • семейной.

Учение о социальном формировании характера

Фромм создал собственную теорию формирования характера человека в которой синтезировал достижения психоанализа и марксистской философии, указывая на ограниченность обеих подходов взятых отдельно друг от друга. Так психоаналитики сосредоточены на индивидуальном бессознательном личности и рассматривают ее как совершенно изолированную от социума, а марксисты напротив, за явлениями коллективного бессознательного не видят проявлений индивидуальности. В тоже время реальный человек одновременно является и индивидуальностью и неотъемлемой частью социума.

Фромм предполагает, что характер человека начинает выстраивается в процессе социализации, через усвоение тех норм, черт и особенностей которые в наибольшей степени пригодны для жизни в конкретной социально-культурной общности. Первичным агентом его социализации выступает семья, которая оказывает двойственное воздействие – через личный пример, в виде копирования характерологических черт родителей и через разъяснение ребенку правил социального общежития. Позднее человек сам начинает приспосабливаться к обществу вырабатывая наиболее успешные черты.

Замечание 1

Фромм разделяет характеры на продуктивные – стремящиеся к установлению взаимоотношений с другими индивидами, основанными на любви, и непродуктивные, использующие различные способы замещения и бегства от данной потребности.

Всего он выделяет четыре непродуктивных характера:

  • рецептивный или мазохистский, основанный на стремлении брать то, что соответствует социальному статусу;
  • эксплуататорский или садистический, стремящийся к овладению благами и конкуренции;
  • стяжательский или деструктивный, выражающийся в настойчивом стремлении к накоплению благ;
  • рыночный или конформистский, для которого характерно обезличивание себя и позиционирования в качестве товара.

Свобода

Свобода была еще одним из центральных аспектов теории Эриха Фромма. По мнению этого психоаналитика, люди могут занять только две позиции относительно этого аспекта нашей природы: принять нашу свободную волю или убежать от нее.

Если мы примем свою свободу, нам придется столкнуться с собственной ответственностью, но в долгосрочной перспективе мы достигнем здорового психического состояния, которое позволит нам жить хорошей жизнью. Напротив, Фромм считал, что, избегая свободы, мы в конечном итоге столкнемся с психологическими конфликтами из-за наших механизмов избегания.

В этом смысле Эрих Фромм описал три различных механизма побега:

— Автоматическое соответствие, или изменение себя, чтобы соответствовать ожиданиям общества от каждого человека. Благодаря этому механизму избегания мы теряем свою идентичность, но перекладываем бремя собственного выбора на общество.

— Авторитаризм, или передача контроля над своей жизнью другому. Таким образом теряется свобода выбора со всеми вытекающими отсюда последствиями.

— Разрушение, или попытка покончить с другими и миром в целом, чтобы избежать экзистенциального ужаса, который влечет за собой свобода.

В этом коротком интервью Фромм рассказывает о некоторых своих идеях:

Мексика

В том же году Эриху Фромму удалось стать гражданином США, снова жениться и переехать в Мексику, чтобы попытаться поправить здоровье своей жены, которая страдала от тяжелого состояния. Там он начал преподавать в Автономном университете Мексики, а после смерти жены в 1952 году основал Мексиканский институт психоанализа, где продолжал работать директором до 1976 года.

В течение следующих лет он продолжал преподавать как в Мексике, так и в Соединенных Штатах, занимался психоанализом и опубликовал несколько работ на разные темы, в том числе такие разные, как свобода, любовь или влияние общества. в человеческом разуме.

Эрих Фромм окончательно переехал в Муральто, Швейцария, в 1974 году. Там он оставался до своей смерти в 1980 году.

Личная жизнь

Автор множества научных трудов имел три жены:

  • Фрида Рейхман. Психоаналитик, которая стала известна благодаря эффективной работе с шизофрениками. Семейные узы были разрушены в 1933 году, но дружеские отношения сохранились на долгие годы.
  • Хенни Гурланд. Ее проблемы со здоровьем стали основной причиной переезда в Мексику, где она умерла в 1952 году. Жена работала фотокорреспонденткой, была старше ученого на 10 лет. На момент знакомства имела 17-летнего сына, в судьбе которого Фромм принимал активное участие.
  • Аннис Фримен. Американка родом из Алабамы. Была моложе своего мужа на два года. С ней ученый прожил 27 лет до конца жизни. Именно она подтолкнула его к написанию книги «Искусство любить», в которой были обобщены культурологические представления о любви со своим непосредственным опытом.

Творчество и основные концепции

Центральной частью мировоззрения стала концепция «я» как социального характера. Характер каждого из нас формируется под действием экзистенциального разочарования тем, что возникает необходимость подняться над природой и собой благодаря способности рассуждать и любить. По мнению психоаналитика:

  • религия является не актом веры, а способом избежать сомнений;
  • люди, эволюционировали в существа, осознающие свою собственную смертность и бессилие перед силами природы, не являются единым целым со Вселенной;
  • главная задача любого – родить самого себя, стать тем, кто он есть на самом деле.

Эрих Фромм считал, что любовь – не эмоции, а творческая способность. Он рассматривал влюбленность в качестве доказательства неспособности постичь истинную природу любви, которая имеет элементы заботы, уважения и знания. В работах прослеживается и идея, что человек, выбирающий прогресс, может найти новое единство благодаря развитию всех своих человеческих сил. Они могут быть представлены вместе или отдельно.

Вклад знаменитой личности в социологию, психологию настолько большой, что монографии по сей день активно изучаются в вузах многих стран. Особенно популярны работы: «По ту сторону от иллюзий», «Психоанализ и дзен-буддизм», «Душа человека», «Революция надежды», «Иметь или быть?».

Радикальный гуманизм Фромма

Свою философскую и мировоззренческую позицию Э. Фромм описывал как радикальный гуманизм. Его радикальность выражалась в отрицании любых надчеловеческих установок, требований, целей. Фромм настаивал, что производство, образование, политика, культура должны работать не на цели экономики, государства или общества, а лишь на удовлетворение потребностей человека, избавление его от несчастий. Только человек в совокупности всех его проявлений является высшей ценностью, а его главной задачей является установление таких взаимоотношений с другими людьми, которые можно было бы охарактеризовать как любовь, т.е. безусловное принятие другого и его самоценности как личности во всех ее проявлениях.

Вместе с тем Фромм в своих произведениях отмечает преобладание не личностных, а инструментальных отношений между людьми, когда другой человек в глазах субъекта ничем не отличается от инструмента или функции которую он выполняет. Приравнивая человека к функции (таксист, рабочий, медицинский персонал, домохозяйка), субъект перестает не только воспринимать его как личность, но и относиться к нему как к живому человеческому существу.

В качестве одной из причин такой ситуации Фромм указывает на экзистенциальную проблему бытия человека в современном обществе – проблему свободы. Философские и научные концепции Фрейда, Маркса и других, вскрыли подоплеку человеческого и социального поведения, освободили его от пут «предначертанности», судьбы, влияния сверхъестественных или непредсказуемых сил. Человек таким образом получил свободу. Но это «свобода от» или негативная свобода. Она выводит человека из-под влияния довлеющих обстоятельств, но оставляя его в одиночестве перед сложным и мало контролируемым миром социальных взаимоотношений начинает тяготеть над ним сама. Не имея ориентиров и опасаясь брать ответственность за собственный выбор человек стремится к бегству от свободы, что выражается в различных способах социального существования.

В тоталитарных обществах личность в своем бегстве подчиняет себя некой внешней силе, например, авторитеты вождя, а в рыночном напротив, пытается встроится в эту внешнюю силу, стать ее частью (так, например, при трудоустройстве человек сам позиционирует себя как выгодный «товар»).

Философия

В середине 1920-х Эрих Фромм стал психоаналитиком и открыл частную практику, которую не прекращал 35 лет. Общение с пациентами дало богатый материал для анализа биологических и социальных факторов формирования психики человека.


Психоаналитик Эрих Фромм

Во Франкфурте, работая в Институте социальных исследований с 1929 по 1932 годы, Фромм осмысливал и классифицировал свои наблюдения. В эти годы он написал и издал первые труды о методах и задачах психологии.

В 1933-м, когда к власти пришел Адольф Гитлер, ученый перебрался в Швейцарию, а через год в Америку. В Нью-Йорке Фромма взяли в Колумбийский университет, доверив преподавать психологию и социологию. В начале 1940-х немецкий ученый стоял у истоков формирования Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946-м стал основателем Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.


Эрих Фромм за работой

В 1950 году психоаналитик перебрался в столицу Мексики и 15 лет работал преподавателем в крупнейшем в Северной и Южной Америке Национальном автономном университете. Эрих Фромм исследовал социальные проекты разных эпох и опубликовал труд «Здоровое общество», в котором раскритиковал капиталистическую систему.

В 1960 ученый стал членом американской Социалистической партии и даже написал программные основы, которые партийцы после долгих споров отвергли. Эрих Фромм читал студентам лекции, сочинял научные труды и участвовал в митингах. Именитого психоаналитика и социолога приглашали в университеты Нью-Йорка и Мичигана.

Труды Фромма пользовались огромной популярностью. Бестселлером стала книга «Бегство от свободы», изданная в начале 1940-х. Ученый исследовал изменения в психике и поведении человека в условиях западной культуры, рассматривал, как его стремление к индивидуальности приводит к одиночеству

Особое внимание в своем труде Фромм уделил периоду Реформации и учениям богословов Жана Кальвина и Мартина Лютера

В 1947 году ученый написал продолжение популярного исследования о бегстве от свободы, назвав его «Человек для самого себя», в котором развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей и культуры. Эрих Фромм увидел причину неврозов в моральном поражении человека в борьбе за свободу, а задачей психоанализа назвал раскрытие индивидуумом правды о себе.


Жан Кальвин и Мартин Лютер

В середине 1950-х основоположник гуманистического психоанализа опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой поднял тему о взаимоотношениях общества и человека. В этом труде Эрих Фромм попытался «помирить» противоположные теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый считал, что человек по природе антисоциален, второй – что индивидуум есть «общественное животное». Книга стала бестселлером, который разобрали на цитаты. Одна из них:

Исследуя человеческую психологию и поведение в разных слоях обществ и стран, психоаналитик пришел к выводу, что меньше всего самоубийств совершается в самых бедных странах. А кино, радио, телевидение, массовые мероприятия Фромм назвал «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на 4 недели отобрать у людей западной цивилизации эти «блага», то у многих тысяч диагностируют невроз.


Книги Эриха Фромма

В середине 1960-х Фромм подарил поклонникам новый труд, названный «Душа человека». В книге немецкий психолог сосредоточился на сущности зла. В определенном смысле эта работа стала продолжением другой, названной «Искусство любить». Рассуждая о природе зла, Эрих Фромм сделал вывод, что насилие – продукт стремления властвовать, и не столько опасны садисты и изверги, сколько обыкновенные люди, сосредоточившие в руках власть.

В 1970-х Эрих Фромм, продолжая анализировать острейшие проблемы эпохи, издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», в котором развил тему природы саморазрушения человека.

Гуманистическая философия

Одним из наиболее важных пунктов гуманистической философии Фромма является его интерпретация библейской истории об Адаме и Еве и их изгнании из Эдемского сада. По его словам, история будет способом передать экзистенциальную тревогу, которую первые люди испытали бы, когда осознали свою роль в природе.

По словам Фромма, открытие того, что люди являются живыми существами, в значительной степени отделенными от природы, является основным источником стыда и вины. Решением этой проблемы автор считает развитие некоторых человеческих способностей, таких как разум и любовь, понимаемых в данном случае как нечто положительное.

Краткая биография

Эрих Зелигманн Фромм

– немецкий психолог, психоаналитик, социолог, философ, один из крупнейших представителей неофрейдизма — родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 г. Его родители были ортодоксальными иудеями, и Эрих получил прекрасное для своей среды образование. В родном городе он учился в гимназии, где обучение общеобразовательным предметам сочеталось с преподаванием иудейских религиозных традиций и теоретических основ вероисповедания. После окончания гимназии Фромм вошел в число тех, кто организовал «Общество еврейского народного образования».

С 1919 г. по 1922 г. являлся студентом Гейдельбергского университета, где основным объектом изучения являлись психология, социология и философия. По окончании учебного заведения Эрих Фромм получил степень доктора философии. Увлекшись идеями Зигмунда Фрейда, порвал с прежними ценностями и приоритетами, проявил огромный интерес к изучению психоанализа, который начал объединять с практической медициной. Завершив требуемую в обязательном порядке психоаналитическую подготовку, в 1925 г. организовал частную практику. Она стала неиссякаемым источником для наблюдения за людьми, изучения социальной и биологической составляющей в психике человека.

С 1930 г. Э. Фромм преподавал психоанализ в университете Франкфурта, на протяжении 1930-1933 гг. занимал должность консультанта по психоанализу и директора отдела социально-психологических исследований в Институте социальных исследований Хоркхаймера. Позднее Фромм совершенствовал познания в психоанализе в Берлинском психоаналитическом институте, и завязанные здесь знакомства помогли ему в дальнейшем попасть в Чикаго. Уже в 1932 г., осенью, его пригласили читать курс лекций в университете этого американского города. Когда в 1933 г. в Германии пришли к власти нацисты, Фромм эмигрировал в Швейцарию (Женеву), в следующем году — в Нью-Йорк.

В 1940 г. Фромм получил американское гражданство и работал преподавателем в Беннингтон-колледже, являлся членом нью-йоркского Американского института психоанализа. В 1943 г. содействовал в открытии нью-йоркского отделения Вашингтонской школы психиатрии, которая затем была реорганизована в Институт психиатрии, психоанализа и психологии У. Уайта. На протяжении 1946-1950 гг. Фромм возглавлял этот институт. В 1948-1949 гг. являлся почетным профессором Йельского университета; кроме того, был профессором университетов в Мичигане и в Нью-Йорке.

Период биографии с 1951 г. по 1974 г. был связан с проживанием в Мексике, работой в качестве профессора психологии в Национальном автономном университете (до 1965 г.). В 1960 г. психолог становится членом социалистической партии США и даже пишет для нее программу, которая так и не была принята за основу. Научные изыскания и преподавательскую деятельность Фромм сочетал с участием в политической жизни. В 1962 г. он был одним из наблюдателей, присутствующих на проходившей в Москве конференции по разоружению.

Перенеся инфаркт в 1969 г., Фромм, к тому же страдавший туберкулезом, начал проводить лето в Швейцарии. В 1974 г. он окончательно перебрался в эту страну, местом его жительства стало Муральто либо Локарно. В 1977 г. и в 1978 г. он перенес, соответственно, второй и третий инфаркты, а в 1980 г., 17 марта, скончался.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: