Тест роршаха — происхождение, принципы тестирования, критика

Ссылки

  • [psylab.info/Тест_Роршаха Описание обработки и интерпретации теста Роршаха]
  • [www.rorschach.su/rorschachiana/save.html Бланки для проведения тестирования и обработки данных.]
  • [smalltalks.ru/slava/214-rorshah.html Пятна Роршаха. «Гадание на кофейной гуще».]
  • [sweetday.info/test-rorshaxa/ 10 карточек с изображением пятен Роршаха]
: неверное или отсутствующее изображение Для улучшения этой статьи желательно:
  • Викифицировать статью.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Эрих Фромм (1900-1980)

Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик. Высоко оценивал классический психоанализ, однако утверждал, что он не дает ответа на вопрос, как жить и что делать. Предлагал рассматривать психоанализ как одну из естественных наук, а сам пытался сместить акцент с биологических мотивов поведения на социальные факторы, включив в круг вопросов рассмотрения этику.

Главной моральной проблемой современного мира Фромм полагал безразличие человека к самому себе. А главной задачей гуманистического психоанализа — познание человеком правды о себе, определение психологических ориентиров, осознание нравственных проблем как основных, потому что человек — единственное существо, обладающее совестью.

Труды Фромма посвящены философским, этическим и социально-психологическим аспектам природы человека, вопросу о его месте в мире и смысле существования.

Поделиться ссылкой

История происхождения тестирования?

Стоит сказать пару слов о том, как появился этот тест. Как было уже сказано выше, создателем его является швейцарский психиатр Герман Роршах. Идея создать такой тест появилась у него после интересного наблюдения за своими пациентами. В какой-то момент Герман заметил, что испытуемые, которые видели в бесформенной кляксе практически правильное и симметричное изображение, обычно хорошо понимают ситуацию, а также склонны к самоконтролю и самокритике. Роршах пришёл к выводу, что специфика восприятия бесформенных клякс определяет особенности личности индивида.

Для определения особенностей личности индивида, проходящего тестирования, Роршах использовал пятна, которые содержали несколько цветов. За основу были взяты серый и чёрные цвета разной насыщенности, а также кляксы красного цвета пастельных оттенков. Роршах обнаружил определённую зависимость между эмоциональным состоянием и реакцией на эти цвета и их сочетания.

После того как Роршах скончался, работа над этим тестированием не была остановлена. Многие клинические психологи и психиатры продолжили исследование и доработку пятен Роршаха. Он действительно развился в весьма действенное тестирование, которое могло дать результат. Клиническая проверка показаний теста Роршаха продемонстрировала высокую эффективность данного тестирования по выявлению особенностей личности испытуемого.

Личная жизнь

Роршах получил медицинское образование в Цюрихе в 1909 году и в то же время обручился с Ольгой Стемпелин, девушкой из Казани (в настоящее время Республика Татарстан, Россия ). Супруги поженились в 1913 году и жили в России до своего переезда обратно в Швейцарию по работе Роршаха в 1915 году. У них было двое детей: дочь Элизабет (называемая «Лиза», 1917–2006) и сын Ульрих Вадин (так называемый «Вадим», 1919–2010 гг.). Ни Лиза, ни Вадим не имели детей.

Спустя год после написания «Психодиагностики» Роршах умер от перитонита, вероятно, в результате разрыва аппендикса. Он все еще был заместителем директора больницы Херизау, когда умер в возрасте 37 лет 1 апреля 1922 года.

Седьмая карточка

На этой карточке пятно тоже черное. Обычно оно ассоциируется у респондентов с женским началом. Чаще всего люди видят в нем образы детей и женщин. Если человек затрудняется описать то, что изображено, это может говорить о том, что у него складываются непростые отношения с женщинами. Часто респонденты отмечают, что пятно напоминает лица или головы женщин и детей. Также оно может напоминать о поцелуе. Головы женщин свидетельствуют о чувствах, ассоциируемых с матерью, сказывающихся и на отношении к женщинам в целом. Детские головки означают отношение к детству, потребность заботиться о ребенке, живущем в душе человека. Склонившиеся для поцелуя головы означают стремление быть любимым, а также воссоединиться с матерью.

Общие принципы тестирования

Что из себя представляет тест Роршаха? Об этом поподробнее будет рассказано далее.

Пятна Роршаха — тестирование, состоящее из десяти табличек, на каждой из которых изображено по одной аморфной кляксе. Все пятна являются стандартными и симметричными. Также стоит отметить, что изображения могут быть чёрно-белыми и цветными.

Тестирование осуществляется следующим образом: психиатр предоставляет испытуемому бумажные листы с чернильными пятнами неправильной формы для того, чтобы тот описал ему изображение на бумаге. Испытуемый должен ознакомиться с предлагаемыми изображениями, а затем сказать о том, какие мысли, образы или идеи приходят ему в голову. Психодиагностика личности индивида осуществляется по специальной методике толкования.

Существует специальная разработанная система символов, по которой формализуется каждый ответ испытуемого. Формализация осуществляется по пяти следующим счётным категориям:

  1. Локализация — испытуемый может выбрать для ответа отдельные детали изображения или всё изображение в целом;
  2. Детерминанты — формирование ответа может предполагать использование форму изображения, цвет, или же формы и цвета одновременно;
  3. Уровень формы — тут оценивается адекватность отражения формы изображения в ответе. В качестве критерия используются наиболее часто получаемые критерии;
  4. Содержание — ответы, которые даются испытуемыми могут изображать людей, животных, а также неодушевлённых предметов;
  5. Оригинальность и популярность — тут довольно просто: испытуемые могут давать оригинальные ответы и популярные. Оригинальные ответы называются индивидами редко, в то время как популярные встречаются больше, чем у трети респондентов.

Все ответы обозначаются следующими символами:

  • H — эта буква обозначает человеческие фигуры. Они могут указываться целыми или почти целыми;
  • (H) — человеческие фигуры, но в этом случае уже лишённые реальности. Это обозначает скульптуры, рисунки, мифических существ, карикатуры;
  • (Hd) — обозначение отдельных частей человеческих фигур;
  • A — фигура животного — почти целая или целая;
  • (A) — животное из мифологии, чудовище, рисунок животного или карикатура;
  • Ad — голова и лапы животного, или же другие части;
  • At — обозначение человеческих внутренних органов. Обычно этими органами являются печень, сердце или почки;
  • Sex — отсылки на половые органы, или же на сексуальную деятельность. Также это обозначение служит для отсылок к тазу или нижней части;
  • Obj — предметы, сделанные руками человека;
  • Aobj — предметы, созданные из различных животных материалов;
  • Aat — внутренние органы животных;
  • Food — обозначение продуктов питания;
  • N — различные природные пейзажи;
  • Geo — реки, заливы, острова и карты;
  • Pl — обозначение растений всех видов — деревья, овощи, плоды, цветы, а также части растений;
  • Arch — обозначение архитектурных сооружений;
  • Art — рисунок, но который не имеет специфического содержания. Это может быть рисунок, нарисованный акварелью, или же детский рисунок;
  • Abs — концепции абстрактного содержания — «любовь», «сила», «власть»;
  • Bl — обозначение крови;
  • Fi — огонь.

Также могут встречаться и другие обозначения, но они уже указываются полными словами, так как являются более редкими, чем все вышеуказанные в списке.

Евгения Стрелецкая

Несмотря на свою молодость, Евгения уже успела наделать много шума в психотерапевтических кругах. Врач-психиатр и психолог-психоаналитик Стрелецкая делится знаниями из области психоанализа, психиатрии, когнитивно-поведенческой психотерапии, которые, как она говорит, можно смело применять на практике для того, чтобы улучшить свою жизнь, отношения с близкими, и решить свои психологические проблемы. Многим коллегам она кажется выскочкой, а многим — эмпатичным и харизматичным специалистом. И не удивительно ведь на ее канале, где она часто выкладывает ролики посвященные решению и описанию разных психологических проблем и девиаций набралось порядка 600 тыс подписчиков. И при этом такой ошеломительной популярностью как Лабковский, Евгения ни снискала.Возможно потому, что несмотря на то, что она подробно разбирает вопрос, главный постулат ее в том, что нужно читать книги, а не просто смотреть видео на ютубе. 

Список книг включает три категории: 1) для всех 2) книги о специфической психологической проблеме 3) для психологов и психотерапевтов.

Темы, которые она освещает разбиты на канале по группам. Здесь найдет полезную информацию для себя и невротик с повышенной степенью тревожности, и парень с разбитым сердцем, и пара на пороге очередного семейного кризиса. 

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, , Telegram.

Мария Перетяка

Заместитель главного редактора портала 5sfer.com. Журналист, блогер.

Публикации

Роршах, Х. (1924). Руководство по тесту Роршаха Ink-blot Test. Чикаго, Иллинойс: Stoelting

Роршах, Х., Оберхольцер, Э. (1924). Применение интерпретации формы в психоанализе. Чикаго.

Роршах, Х., Бек, С.Дж. (1932). Тест Роршаха в применении к слабовольной группе. Нью-Йорк.

Роршах, Х., Клопфер, Б. (1938). Исследовательская биржа Роршаха. Нью-Йорк.

Роршах, Х. (1942). Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии. (П. Лемкау, Б. Кроненберг, Пер.). Берн, Швейцария: Ганс Хубер.

Роршах, Х. (1948). Психодиагностика (тафельн): Психодиагностика (тарелки). Берн: Ханс Хубер; дистрибьюторы в США: Grune and Stratton, New York, N.Y.

Курт Левин

Основатель социальной психологии. Родился в сентябре 1890 года. В 1921 году он стал преподавателем психологии в университете Берлина, а в 1926 становится профессором.

В 1936 г Левин переезжает в США и становится верховным Исследовательского центра групповой динамики.

Куртом Левином была исследована: “Теория психологического поля”. В этом исследовании он пришел к выводу, что человек как личность развивается в социальном поле окружающего его мира.

На основе этой теории он выпускает книгу: “Теория поля в социальных науках”. ледом выпускает книгу “Разрешение социальных конфликтов”, там были собраны всего его практические и теоретические исследования с проблемами сознания.

Способности

Роршах не обладает сверхчеловеческими силами или способностями. Он находится в отличном физическом форме, и является хорошим акробатом и гимнастом. Он прагматичный и отличный рукопашный боец, обладающий обширным опытов в боксе и уличных боях. Уолтер очень изобретательный и находчивый человек, который не один раз продемонстрировал как из подручных средств сделать импровизированное оружие

Роршах очень вынослив и может терпеть боль, кроме этого обладает очень сильной волей, позволяющая ему не обращать внимание на сильное истощение или раны. Также очень умный и талантливый тактик, который из-за своей психической нестабильности, становится непредсказуемым для противника

Роршах также очень хорош в шпионаже, проникновение, допросах и расследовании.

Роршах носит маску, которая сделана из двух слоёв латекса между которыми находится чёрная и белая жидкость, перетекающая от воздействия тепла. Также у него имеется крюк-пистолет, который он использует для подъёма на здания.

Работает

В основном он работал над разработкой проективного теста, опубликованного в 1921 году, «теста Роршаха», предназначенного для оценки психологических характеристик человека в зависимости от того, как он реагирует на чернильные пятна. Таким образом, он сравнивает ответы пациентов с ответами нормальных людей. Таким образом, он обнаруживает, что на зрительное восприятие влияет личность.

История испытаний

Роршах знал бы о работе, опубликованной в 1857 году немецким доктором Юстинусом Кернером, она о сборнике стихов (который станет популярным), каждое стихотворение навеяно «случайным» чернильным пятном. Французский психолог Альфред Бине также использовал чернильные пятна в тестах на творчество. Типология швейцарского психиатра Карла Густава Юнга лежит в основе его проективного теста, основанного на четырех личностных тенденциях:

  1. интроверсив (или интроверт);
  2. экстравертный (или экстравертный);
  3. коарте (характеризуется слабостью своей инстинктивной энергии и аффективным резонансом);
  4. амбиекваль (чередует интроверсивные и экстратенсивные тенденции).

Этот тест станет широко использоваться через десять лет после его смерти, и с тех пор теории, лежащие в его основе, претерпят существенное развитие. Наряду с ТАТ, это наиболее широко используемый проективный тест (они дополняют друг друга и часто используются вместе) клиническими психологами в рамках психологического обследования .

Образование и карьера

Роршах в своей работе. В ранние годы учился в Schaffhausen Kantonaleschule в Schaffhausen, Швейцария. Роршах с самого начала был способным учеником и часто обучал других учеников в своей школе. После того, как Эрнст Геккель предложил карьеру в науке, Роршах поступил в медицинскую школу Цюрихского университета. Во время учебы Роршах начал изучать русский язык, а в 1906 году, обучаясь в Берлине, он отправился в Россию на отдых.

Путешествие был большой частью его жизни после окончания медицинской школы. Во время поездки в Дижон во Франции он встретил человека, который научил его русской культуре. Раздирая решение, остаться в Швейцарии или переехать в Россию, он в конце концов устроился на работу первым ассистентом в кантональную психиатрическую больницу. Работая в больнице, Роршах защитил докторскую диссертацию в 1912 году под руководством психиатра Ойгена Блейлера, который обучал Карла Юнга. Волнение интеллектуальных кругов по поводу психоанализа постоянно напоминало Роршаху его детские чернильные пятна. Задаваясь вопросом, почему разные люди часто видят совершенно разные вещи в одних и тех же пятнах, он начал, еще будучи студентом-медиком, показывать чернильные пятна школьникам и анализировать их ответы. Эта диссертация содержала истоки его эксперимента с чернильными пятнами.

Все это время Роршах оставался очарованным русской культурой. В 1913 году он получил возможность получить стипендию в России, где продолжил изучать современные психиатрические методы. Роршах провел некоторое время в городе Крюково за пределами Москвы, а в 1914 году вернулся в Швейцарию, чтобы работать в университетской больнице Вальдау в Берне. В 1915 году Роршах занял должность помощника директора региональной психиатрической больницы в Херизау, а в 1921 году он написал свою книгу Психодиагностика, которая легла в основу теста на чернильные пятна.

Интерпретация результатов по карточкам

Карточка 1

На этой карточке изображено черно-белое пятно. Чаще всего пациенты видят в ней летучую мышь, бабочку или моль. Карточка помогает определить тип личности.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Ощущение Расшифровка
1 Летучая мышь Неприятность Боязнь внешнего мира и скрытые внутриличностные проблемы
2 Бабочка Позитив Способность расти, меняться и преодолевать трудности
3 Моль Опустошенность Уязвимость и неспособность устоять перед проблемами
4 Мотылек Нет Одиночество и ощущение заброшенности
5 Голова кошки Неопределенность Боязнь внешнего мира

Карточка 2

Изображена клякса черно-красного цвета. Больше всего ассоциаций с чем-то сексуальным. Помогает отразить эмоциональное состояние человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Люди в движении Наличие тесных взаимоотношений с окружающими
2 Отображение человека в зеркале Эгоцентризм, нарциссизм, неспособность воспринимать критику
3 Собака Человек верный друг
4 Слон Раздумья
5 Медведи Скрытая агрессия и неповиновение

Карточка 3

Также изображено черно-красное пятно. И в этой кляксе видят чаще всего двух людей. Эта карточка помогает понять социальное взаимодействие человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Два обедающих человека В социуме человек очень активен и быстро может адаптироваться
2 Образ двух кукол Пациент удален от общества. А также возможны: скудная эмоциональность, шизоидные черты
3 Два человека, моющие руки Параноидальный страх и навязчивые фобии
4 Человек, смотрящий в зеркало Эгоцентризм и невнимательность к окружающим
5 Играющие между собой люди Непостоянность в своих решениях, тесные социальные взаимосвязи

Карточка 4

Нарисовано черно-белое пятно. Обследуемые чаще называют ассоциации с большим животным, монстром, норой зверя. Интерпретация этой карточки позволит узнать о том, как человек относится к авторитетам, ценностям.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Большой монстр Неполноценность и преклонение перед авторитетом
2 Шкура животного Внутреннее противоречие, внутриличностные конфликты
3 Мех или ковер из шкуры Страх перед авторитетами

Карточка 5

На карточке изображено серое пятно. Чаще всего пациенты говорят о летучей мыши или моли. Эта картинка позволяет выяснить личные черты человека.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Вызывает другие ассоциации, чем 1 картинка Предыдущие карточки вызвали у человека сильный дискомфорт внутри
2 Такие же ассоциации, как с 1 картинкой Глубокие и личные проблемы

Карточка 6

На картинке изображено серое. По этому пятну психолог понимает, насколько человек близок с другими людьми.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Шкура животного Не желание взаимодействовать с другими
2 Нора Душевная пустота и изолированность от социума
3 Страхи и ответы сексуального характера Скрытая депрессия
4 Половой акт Страхи сексуального характера

Карточка 7

Светло-серое пятно, которое ассоциируется у большинства с женщинами, детьми, женским началом. Карточка помогает определить отношение с женским полом.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Сложно сказать Сложные отношения с женским полом. У женщин – конфликт с мамой
2 Голова женщины или дети Обострение материнского инстинкта, необходимость в заботе
3 Головы, которые хотят поцеловаться Желание стать любимым и завести отношения
4 Женские половые органы Сложности в половой жизни

Карточка 8

Яркая разноцветная клякса. Одна из самых сложных картинок в тесте. Если человеку сложно сказать, что изображено, значит, он с трудом выражает свои эмоции.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Сложно сказать У пациента сложная жизненная ситуация
2 Четвероногое животное Расслабленность, эмоциональное спокойствие
3 Несколько образов Мелочность

Карточка 9

Тоже изображены многоцветные пятна. Расшифровка ассоциации позволяет понять, как пациент справляется с отсутствием определенности в каких-либо ситуациях.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Неопределенная форма зла Плохо справляется с неопределенностями. Его легко вывести из себя
2 Человек Организованность и хорошее планирование времени

Карточка 10

В этой кляксе самое большое количество цветов. Чаще всего человек ассоциирует ее с пауком, крабом, змеей и т.д.

Вариант С чем ассоциируется пятно? Расшифровка
1 Неопределенные или негативные ощущения 9 карточка вызвала большие трудности у человека
2 Несколько образов Развитое абстрактное мышление, целостность человеческой натуры
3 Крабы и лобстеры Склонность к привязанности к вещам, терпеливость
4 Пауки Вовлеченность в сложную ситуацию
5 Гусеница Рост и развитие человека

Картинка №4: Ковер, кожа, шкура животного

Эта картинка называется «отцовской». Большинство людей видят на ней большую фигуру (чаще всего мужскую). Ответы на восприятие этих пятен отражает отношение тестируемого к авторитету, воспитание человека. Так же люди видят в этих пятнах шкуру животного или крупное животное (монстра).

  • Шкура животного – символизирует дискомфорт связанный с темой отца, но в тоже время это может говорить о том, что тестируемый не имеет проблем с неполноценностью и авторитетностью.
  • Монстр или крупное животное – символизирует чувство страха, неполноценности перед отцом, представителями власти или авторитетами.

Э. З. Фромм “Иметь или быть?”

Эта книга написана выдающимся немецким ученым, психологом и психоаналитиком, работавшим с пациентами на протяжении 35 лет. Затем многие годы он посвятил социальной психологии, исследовал проекты, тенденции и особенности общества середины XX века, но идеи его актуальны и сейчас.

Книга “Иметь или быть?” посвящена современному человеку и особенностям восприятия себя через обладание вещами. Мы стремимся к материальным благам, думая, что они принесут счастье, становимся циничными и эгоистичными. Стремление иметь дорогие красивые вещи и невозможность этого заставляют людей чувствовать себя угнетенными и подавленными. Фромм с позиции психоаналитика, а не простого обывателя рассказывает о взглядах философов, социологов и поэтов разных времен на эту проблему, а также приводит свои исследования и выводы.

Если вам близка эта тема, советую почитать книгу, она поможет отделить свой внутренний мир от вещественного, стать немного счастливее, свободнее и спокойнее, взглянуть на себя и общество в целом под другим углом.

Ирвин Ялом (род. 1931)

Современный американский психолог и психотерапевт. Представитель экзистенциальной психологии (одно из направлений гуманистической психологии). Методика его работы во многом опирается на психоанализ, но Ялом всегда был противников «терапии для всех», основанной на формальных диагнозах, без учета индивидуальности пациента. Считает, что для каждого человека с его уникальной историей и проблемами должна разрабатываться новая терапия, построенная на межличностных отношениях пациента и врача, взаимно открытых и откровенных.

Особенное внимание уделяет вопросу преодолению экзистенциального страха смерти

Эффективность и уникальность теста

Нельзя не отметить уникальность данного тестирования, которое действительно предоставило новые возможности для исследования особенностей человеческой личности. Предоставление столь широкого поля для воображения, для поиска образов и ассоциаций, выводит испытуемого на изучение своего собственного разума и восприятия всего, что его окружает. Также следует отметить тот факт, что бесформенные симметричные пятна невольно создают в подсознание индивида определённые образы, которые формируются сразу же, незамедлительно, с учётом особенностей личности испытуемого.

Эффективность теста Роршаха является предметом обсуждения многих специалистов в области психологии и психиатрии. Как уже было указано выше, существуют скептики, считающие, что тест не может называться эффективным из-за слишком пространных методов изучения. Кляксы предполагают слишком большой спектр ответов испытуемых, что потом довольно трудно сгенерировать в один общий результат.

В то же время тест Роршаха является весьма популярным у криминалистов. Особенности личности преступников часто проверяют именно таким методом. Также стоит отметить, что довольно много психологов и психиатров свидетельствуют в пользу эффективности данного метода тестирования. Психодиагностический тест пятна Роршаха является довольно эффективным, что показывает долгая практика его использования. После создания его в 1921 году, он существует и по сей день, являясь весьма популярным тестированием человеческой психики.

Об авторе теста Роршаха

Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.

В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

Лариса Суркова: гуру отношений и проблем материнства

Блог: @larangsovet и @marafonpozitiva

Подписчики: 1,5 млн

Практикующий психолог, кандидат наук, автор 17 книг, ведущая тренингов – Лариса Суркова умудряется совмещать эти непростые задачи с семейными обязанностями, а ведь у нее пятеро детей!

Так что если хотите услышать советы о воспитании «из первых рук» – милости просим на ее страничку, многодетная мама знает о проблемах не понаслышке.

Кстати, именно любовь к детям побудила ее открыть первый экологический сад «Румяна Мама».

Не менее интересны и ее советы на тему отношений, личного и семейного благополучия.

В тандеме с другими психологами она ведет тренинг по сексуальному образованию и курс по повышению качества жизни «Марафон позитива».

Обожает людей, которые обращаются к ней просто потому что #тыжпсихолог. Лариса уверена, что мужчины и женщины, хоть и разные, но не могут жить друг без друга.

И нечестно со стороны сильного пола манипулировать своими подругами, заставляя их «Быть мудрее и учитывать особенности мужской психики».

Над отношениями должны работать двое: если в танцевальном конкурсе один из партнеров сбивается с ритма – вылетают оба. Так и в жизни.

Упражнения, тесты, наблюдения и советы из жизни – психолог заряжает позитивом и настаивает на том, что все проблемы решаемы.

Благотворительная психологическая служба «Помогая другим — помогаешь себе»

В организации работают психологи с инвалидностью. Обращаясь к ним за консультацией, вы помогаете им осознать свою профессиональную востребованность. Общение со специалистом бесплатно, но при желании можно поддержать проект пожертвованием.

Получить консультацию в формате чата с психологом можно на форуме. Для этого нужно зарегистрироваться, выбрать одного из специалистов и создать тему с вопросом. Во время общения психолог предоставит до пяти развёрнутых ответов на ваши сообщения. Чат будет виден посетителям сайта

Важно: среднее время ответа психолога — 3–10 дней

Если такой формат вам не подходит, можно связаться со службой через Skype (pomo­gaya-drugim) по вторникам и четвергам с 16:00 до 18:00 по московскому времени. Общение проходит в голосовом формате, без видео.

Заключение

Высшее дистанционное психологическое образование – это шанс получить знания и специальность для тех, кому очное обучение не доступно: кто далеко живет от института, ограничены физические или финансовые возможности. Изучайте дисциплины в своем темпе и в любом удобном месте, консультируйтесь с преподавателями, самостоятельно организовывайте график учебы, отдыха, работы. Но помните, чтобы получить профессию и стать востребованным специалистом, необходима самодисциплина, сознательность и привычка не откладывать учебу на завтра.

Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность
в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).

При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт
https://vuz24.ru и имя автора.

Почта для обратной связи: [email protected]

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: