Система ценностей милтона рокича и ценностный опросник шварца

Сущность и общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности

Определение 1

Ценностные ориентации личности – это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности, в рамках которого сходятся ее разнообразные психологические характеристики.

Ценностные ориентации человека представляют собой одну из важнейших характеристик его личности. Связано это с тем, что именно ценностные ориентации определяют отношение человека к окружающим людям и установлению взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, именно ценностные ориентации оказывают регулирующее и детерминирующее воздействие на поведение, поступки и действия человека.

Замечание 1

Понимая и осознавая свои ценностные ориентации, человек осуществляет поиск собственного места в мире, размышляет над целью и смыслом своей жизнедеятельности.

В структуру ценностных ориентаций личности человека входят три основных интегративных компонента:

  • Познавательный компонент.
  • Эмоциональный компонент.
  • Поведенческий компонент.

Каждый из данных компонентов принимает активное участие в формировании ценностных ориентаций личности человека, а совокупность компонентов обуславливает их особенности, содержание, степень проявления и эмпирическую верификацию.

Таким образом, исследование особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассмотреть их как результат освоения человеком окружающей действительности и успешной социализации в обществе.

Определение 2

Ценности – это обособленные духовные, нравственные и личные интересы человека.

Ценности принято изучать на основании двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:

  • Нормативный подход изучения ценностей личности человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
  • Дескриптивный подход изучения ценностей личности человека направлен на выявление иерархии системы ценностей отдельного человека.

Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и особенности, которые включают в себя ряд общественных идеалов, значимых для конкретного человека и являющихся его эталоном должного.

Список № 1

Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценностей ориентации» Рокича. Первый список – термальный. Он включает в себя следующие понятия:

  • Активная жизнедеятельность.
  • Мудрость.
  • Здоровье.
  • Увлекательная работа.
  • Искусство и природа.
  • Любовь и близость.
  • Финансовый достаток.
  • Наличие преданных друзей.
  • Уважение и признание других людей.
  • Возможность учиться.
  • Саморазвитие.
  • Возможность жить продуктивно («на полную» использовать перспективы и возможности).
  • Развлечения и досуг.
  • Независимость и свобода.
  • Счастье в личной жизни.
  • Возможность заниматься творчеством.
  • Самоуверенность.
  • Счастье других людей.

Итак, это 18 ценностей, которые включает в себя терминальный список. На карточках, обычно, в скобочках указывается более широкое их определение, но и так можно понять, что подразумевается.

Смотреть галерею

Ценностно ориентационное единство группы — что это значит?

У каждого участника группы имеются определенные взгляды на жизнь, установки и убеждения.

Они складываются в ценностные ориентиры. Если в группе оказываются люди со схожими ценностными ориентациями, можно говорить об их единстве.

В этом случае их позиции, взгляды, оценки происходящего будут совпадать. Все участники группы будут разделять мнения друг друга, что позволит избежать конфликтов и недопонимания.

По мнению психологов, очень важно достигать данного единства, поскольку это ведет к значительному повышению эффективности выполняемой работы в группе. Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно. Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно

Поставленные общие цели достигаются намного быстрее, группы бывает дружной, в работа выполняется слаженно.

Ценностные установки

Под данным термином понимают готовность личности к активности по отношению к определенному объекту. Они могут формироваться на основе социальных ситуаций, витальных потребностей.

Нельзя забывать, что установки начинают закладываться в детстве. На ребенка оказывает влияние его ближайшее окружение: семья, родные, друзья.

Малыш старается подражать близким людям. Они копируют поведение, стараются быть похожими на тех, кто им нравится.

В подростковый период большое влияние на человека оказывают известные личности, актеры и певцы, которые нравятся. Подросток перенимает поведение, взгляды, пытается быть похожим на кумира, тем самым разделяя его установки.

У каждого индивида может быть тысяча установок. Одни имеют большее, другие меньшее значение. Принимая важные решения, человек обращается к своим установкам, ориентируясь на них.

Как избавиться от комплекса неполноценности? Советы психологов помогут вам!

Что ещё следует знать?

Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе. И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе.

Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона.

Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.

И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.

Интерпретация результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

Группы терминальных ценностей

«Конкретные» и «абстрактные»

Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь   Жизненная мудрость  
Здоровье   Красота природы и искусства  
Интересная работа   Любовь  
Материально обеспеченная жизнь   Познание  
Наличие хороших и верных друзей   Развитие  
Общественное признание   Свобода  
Продуктивная жизнь   Счастье других  
Счастливая семейная жизнь   Творчество  
Удовольствия   Уверенность в себе  

Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни
Активная деятельная жизнь   Любовь  
Интересная работа   Наличие хороших и верных друзей  
Общественное признание   Свобода  
Продуктивная жизнь   Счастливая семейная жизнь  
Развитие   Удовольствия  

Группы инструментальных ценностей

Этические ценности, ценности общения, ценности дела

Этические ценности Место в жизни Ценности общения Место в жизни Ценности дела Место в жизни
Ответственность   Воспитанность   Аккуратность  
Высокие запросы   Жизнерадостность   Исполнительность  
Независимость   Непримиримость к недостаткам   Образованность  
Самоконтроль   Терпимость   Рационализм  
Широта взглядов   Чуткость   Смелость в отстаивании своего мнения  
    Честность   Твердая воля  
        Эффективность в делах  

Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Индивидуалистические ценности Место в жизни Конформистские ценности Место в жизни Альтруистические ценности Место в жизни
Независимость   Воспитанность   Терпимость  
Непримиримость к недостаткам   Самоконтроль   Чуткость  
Рационализм   Широта взглядов      
Смелость в отстаивании своего мнения          
Твердая воля          

Ценности самоутверждения, ценности принятия других

Ценности самоутверждения Место в жизни Ценности принятия других людей Место в жизни
Высокие запросы   Самоконтроль  
Независимость   Терпимость  
Непримиримость к недостаткам   Чуткость  
Образованность   Широта взглядов  
Смелость в отстаивании своего мнения   Честность  
Твердая воля      
Эффективность в делах      

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
  • при консультировании по вопросам карьерного роста;
  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;
  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;
  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;
  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности

Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность)

В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность). В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности

Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.

Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:

  1. Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, свое место в обществе, отношение к самому себе, окружающим людям и действительности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей.

    Мировоззрение человека представляет собой общую совокупность взглядов на окружающую действительность, основанную на системе убеждений, человеческого бытия и жизненной философии.

  2. Рефлексия – это критическая переоценка личных ценностей, в соответствии с общим представление о смысле жизни.

    Рефлексия проявляется в виде паузы в ходе деятельности человека или его отношений с другими людьми, в процессе которой он психологически оценивает ситуацию, своё поведение и роль.

  3. Направленность – это совокупность достаточно устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельности личности в соответствии с происходящей вокруг человека ситуацией.

    Направленность личности во многом зависит от интересов, склонностей, идеалов и убеждений человека. Именно поэтому по своей природе направленность является многогранным качеством личности.

  4. Ориентация – это процесс личностного роста и развития, в котором выделяют изменение, формирование и интеграцию всех компонентов личности.

    Ориентация представляет собой процесс поэтапного развития личности и ее постепенного роста в психическом и моральном соотношении.

Особую роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций играет зрелость личность. То есть, процесс «созревания» личности оказывает прямое воздействие на формирование ценностей и ценностных ориентаций. Именно поэтому они рассматриваются как важнейшая характеристика зрелой и сформировавшейся личности.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач т. элерса

Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов и, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его, выделите жирным начертанием либо подчеркните.

1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный

Примеры на персонажах

Персонаж, определенный человек всегда имеют определенные ценностные ориентации.

Однако стоит понимать, что персонаж , это вымышленный человек, который наделен чертами характера, тем или иным поведением.

Он обладает чертами реально существующих людей, является отражением действительности.

В процессе действий персонажа проявляются определенные поступки, которые говорят о тех или иных ориентациях. К примеру, в сказках принц старается завоевать принцессу, преодолевает разные преграды.

Его главной целью является завоевание принцессы. Большое значение в данном случае имеют семейные, любовные ориентации.

Для персонажа огромную роль играют такие установки как честь, отвага, стремление защитить более слабого, покорить сердце любимой

Он уделяет внимание духовным потребностям, на основе их и совершаются подвиги

Проявляются очень сильно духовные ценностные ориентации у таких персонажей как гетевский Фауст, Демон из произведения Лермонтова

Это скитальцы, которые пытаются найти свое место, уделяют внимание духовным установкам

Любовную ценностную ориентацию имеют также герои древнегреческих мифов. Яркими примерами являются Филемон и Бавкида. За доброту, любовь и дружелюбие они были награждены богами очень щедро. Каждый персонаж ориентирован на достижение определенных ценностей.

В реальности происходит схожая ситуация: под влиянием внешних и внутренних факторов вырабатываются определенные ценностные ориентации, человек стремится заполучить желаемое.

Классификация

В психологии есть несколько классификаций ценностей.

По содержанию они делятся на материальные и нематериальные.

Материальные

К ним относятся объекты материального мира, которые являются частью человеческого быта и культуры. Некоторые из них жизненно необходимы и универсальны: еда, одежда, кров. Другие же служат повышению комфорта и улучшению качества жизни: бытовая техника, автомобиль, различные аксессуары, предметы роскоши и т. п.

Вторые становятся ценностью только тогда, когда нет проблем с первыми. Голодный человек не будет мечтать о собственном автомобиле, пока не сможет обеспечить себе полноценное и регулярное пропитание.

Духовные

Не имеют конкретного материального эквивалента и существуют только у человека в голове. Их часто противопоставляют материальным и манифестируют как более важные и продвинутые. Однако это не совсем верно.

Очень часто духовные ценности неразрывно связаны с материальными и даже опосредованы ими. Например, общественное признание может выражаться через обладание предметами роскоши: дорогими автомобилями, элитной недвижимостью, брендовой одеждой, украшениями.

Их значимость определяется в первую очередь морально-этическими нормами, сложившимися в обществе, культурными традициями, общественными идеалами. Какие-то из них меняются с течением времени, а какие-то остаются неизменными на протяжении тысячелетий, например: семья, любовь, дружба, свобода.

Духовные ценности сформировались позже материальных. Они также делятся на несколько видов:

  1. Общечеловеческие жизненные ценности, которые прочно закрепились в коллективном сознании: здоровье, любовь, семья, свобода. Те самые, что не меняются со временем.
  2. Морально-этические отражают представления человека о добре и зле и формируют нравственность. К ним относится честность, верность, чувство долга, уважение и почтение к старшим, сострадание.
  3. Эстетические связаны с переживанием чувства прекрасного.

Следующая классификация делит ценности в соответствии с их осознаваемостью.

Осознаваемые

Это те, что человек хорошо осознает, потому что сам их провозгласил. Например, вы говорите себе: “Семья для меня – главное в жизни”. Это значит, что каждый свой жизненный выбор вы будете делать исходя из этой установки.

Чем лучше человек осознает свои приоритеты, тем гармоничнее и счастливее его жизнь. Его не раздирают внутренние конфликты и противоречия, он твердо знает свои цели и желания и целенаправленно движется к ним.

Неосознаваемые

Некоторые значимые для нас категории могут скрываться в бессознательном. Они оказываются там в результате действия психологических защит. Человек не хочет признавать в себе какие-то слабости и несовершенства, поэтому старается вытеснить их в глубинные слои психики.

Например, у человека проблемы с самооценкой, он сильно зависит от мнения окружающих. Признавать такое не очень приятно, поэтому он старается всеми силами этот факт от себя скрыть

Но важность чужого одобрения от этого не становится меньше, а лишь перестает осознаваться. При этом она так же продолжает влиять на поведение человека. Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами

Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи

Он делает все, чтобы получить одобрение, но прикрывает это другими мотивами. Например, берет кредит на покупку смартфона последней модели, потому что у всех его друзей и коллег такой же. А себе может врать, что старый телефон перестал нормально работать и не держит заряд батареи.

Все неосознанные ценности нужно стараться переводить на уровень сознания. Только тогда с ними можно будет работать.

По направленности ценности делятся на терминальные и инструментальные. Эту классификацию ввел американский психолог Милтон Рокич.

Терминальные

Это категории, значимые сами по себе. Среди них есть как духовные категории, так и материальные объекты. Сюда можно отнести любовь, дружбу, свободу, творчество, здоровье, семью, карьеру, комфорт и пр. Это то, к чему человек стремится, вокруг чего строятся его жизненные цели.

Инструментальные

Являются средствами достижения терминальных. То есть они значимы не сами по себе, а лишь как инструмент на пути к жизненно важным целям. К ним можно отнести социально одобряемые качества личности, такие как трудолюбие, сила воли, упорство, целеустремленность, стрессоустойчивость, любознательность, креативность. Люди стремятся развить их, потому что они помогают достичь благополучной и счастливой жизни.

Процедура проведения

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни

То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Терминальные ценности ранг Инструментальные ценности ранг
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)
Здоровье (физическое и психическое) Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Интересная работа Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) Исполнительность (дисциплинированность)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) Непримиримость к недостаткам в себе и других
Наличие хороших и верных друзей Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) Смелость в отстаивании своего мнения
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Чуткость (заботливость)
Счастливая семейная жизнь Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
Творчество (возможность заниматься творчеством) Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) Честность (правдивость, искренность)
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Интерпретация результатов

Впервые опубликованный в 1921 году, тест Рокича — это психодиагностический метод, предназначенный для оценки личности и выявления возможных психологических проблем или отклонений.

Психолог учит испытуемого анализировать в общей сложности 10 неструктурированных и неоднозначных изображений чернильной кляксы. Испытуемого просят сказать, о чем ему говорят эти образы. Психолог использует ряд подсказок для интерпретации результатов теста Рокича.

Методика Рокича часто используется при собеседованиях и отборе на работу, поэтому крайне полезно знать, хотя бы с базовой точки зрения, ключи к интерпретации результатов теста Рокича:

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным признакам. Так, например, различают конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т

д

Так, например, различают конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д.

Инструментальные ценности можно сгруппировать в этические ценности, коммуникативные ценности, деловые ценности; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить наличие у человека несформированной системы ценностей или даже неискренности ответов.

Характер испытуемого, такие детали, как его эмпатия, общительность или сексуальные наклонности, будут отражены в его ответах, и психолог или психоаналитик составит профиль личности на основе этих ключей, чтобы интерпретировать результаты теста Рокича.

Тест Рокича является распространенным тестом, благодаря его эффективности и полноте результатов для выявления психологических или личностных расстройств. Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Методика Рокича — группы терминальных ценностей

Терминальные ценности — это цели, ради которых мы работаем и которые мы считаем наиболее желательными.

Эти ценности являются желаемыми состояниями существования. Это цели, которых мы хотели бы достичь в течение жизни.

Инструментальные ценности являются предпочтительными методами поведения. Их можно рассматривать как средство для достижения цели.

Инструментальные ценности в основном состоят из личностных характеристик и черт личности, таких как честность, вежливость и амбициозность.

Список № 2

Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:

  • Аккуратность.
  • Воспитанность.
  • Умение радоваться жизни.
  • Высокие требования к людям и к миру.
  • Исполнительность.
  • Независимость.
  • Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
  • Интеллектуальность и образованность.
  • Ответственность.
  • Рационализм.
  • Самоконтроль.
  • Смелость, храбрость.
  • Твёрдая воля.
  • Умение проявлять терпимость.
  • Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
  • Честность.
  • Трудолюбие и продуктивность.
  • Заботливость, чуткость.

Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.

Смотреть галерею

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: