Методика незаконченных предложений сакса

Суть методики незаконченных предложений

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Данную методику создали Джозеф Сакс и Сидней Леви в 1950 году. В английском варианте метод называется SSCT (Sack’s Sentence Completion Test). Благодаря тесту становится возможным определение характера взаимоотношений человека с окружающим и выявление его поведенческих особенностей.

Данная методика является вариантом техники словесных ассоциаций, но уменьшает количество самих ассоциаций, давая возможность качественнее определять тон, контекст, качество установок, специфические области внимания или объекты, отражая общую площадь поведенческого мира человека.

Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви позволяет получить информацию о реальности клиента, его субъективную позицию по тому или иному вопросу. Другими словами данная методика ставит перед собой следующую цель: выявление особенностей и характера взаимоотношений с окружающим миром.

Метод незаконченных предложений может определяться как психологический метод, относящийся к аддитивным методам — одному из видов проективных методов. По другому основанию метод незаконченных предложений относится к вербальным проективным тестам.

Имей ввиду, что методика «Незаконченные предложения очень информативна, но только при условии, что ты будешь очень искренна. Метод незаконченных предложений предполагает, что человеку предъявляется набор высказываний и он должен закончить предложение одним или несколькими словами.

В процессе прохождения теста можно узнать о много нового и скрытого в подсознании, сделать неожиданные открытия и найти отправные точки для дальнейшей психологической работы.

Кем вы видите себя через 5 лет

Кем Вы видите себя через 5 лет? Это один из распространенных вопросов, задаваемых работодателем на собеседовании.

Что же этим вопросом хочет работодатель узнать о Вас?

У Вас, соискателя, есть свой жизненный путь, и в какой-то момент Ваш жизненный путь пересекается с жизненным путем компании. Во время собеседования работодатель пытается понять, насколько Вам с ним дальше по пути. Что может Вам дать эта компания, а что можете дать Вы?

Если компания не в состоянии Вам дать желаемое, то вряд ли Вы будете работать с полной отдачей, Вам будет нравиться работа. При прочих равных, из двух соискателей компания выберет того, кому она сможет больше дать в его долгосрочном развитии. В свою очередь, компания сможет больше ожидать от такого человека.

Задавая этот вопрос, работодатель хочет понять Ваши планы и цели и оценить то, насколько они соответствуют жизненному пути компании

Очень важно, чтобы ответ был искренним, «Вашим». Не нужно пытаться выдать себя за человека, которым Вы не являетесь, иначе впоследствии Вас может ожидать разочарование

Еще одним мотивом, почему работодатель задает такой вопрос, может быть желание понять, насколько Вы амбициозный человек и насколько адекватно оцениваете себя. Если последние 10 лет Вы работаете бухгалтером в маленькой отвечаете «Главным бухгалтером крупного холдинга», то невольно возникает сомнение в искренности Ваших слов. А почему Вы до сих пор не предприняли попыток приблизиться к Вашей цели?

Как отвечать на вопрос «Кем Вы видите себя через 5 лет»?

Чтобы ответить на вопрос «Кем вы себя видите через 5 лет?», Вам необходимо не только четко формулировать свои собственные цели, но и иметь представление о компании, в которую Вы идете трудоустраиваться. Знание о том, чем занимается компания, какие у нее ценности, какая атмосфера внутри, позволит Вам лучше оценить соответствие Ваших интересов и интересам компании и найти доводы в пользу Вашей кандидатуры.

Помните фильм «Осенний марафон»?

— Василий Игнатьич, вот вы волевой цельный человек. Но я тоже волевой и цельный человек, и меня голыми руками не возьмешь.

Вопрос «Кем Вы видите себя через 5 лет?» дает понять работодателю, насколько Вы волевой и цельный. Ставите ли Вы для себя цели? Краткосрочные? Долгосрочные? Или живете одним днем? Отвечая на вопрос, уместно рассказать о своих целях профессионального толка. Их вообще полезно иметь. Достигнете или нет — зависит от Вашего упорства и целеустремленности, но однозначно Вы вряд ли достигнете какой-либо цели, если себе ее вообще не поставите. Но говорите о профессиональных целях или целях, имеющих отношение к конкретной работе, не нужно рассказывать про личные цели.

После вопроса «Кем Вы видите себя через 5 лет?» Вас могут спросить, каким образом работа в конкретной компании приблизит Вас к Вашим целям.

Универсального «правильного» ответа на этот вопрос нет. Вы должны отвечать на него применительно к отдельно взятой компании. Собеседование — это переговоры равных сторон. Ваша работа в компании должна быть взаимовыгодной, поэтому ответ на вопрос «Кем вы видите себя через 5 лет?» должен соответствовать той компании, собеседование в которую Вы проходите.

Чего говорить не надо?

Не нужно говорить на отвлеченные темы. Например, Вы — студент и пришли трудоустраиваться на вакансию менеджера по продажам, и на вопрос о том, кем Вы себя видите через 5 лет, отвечаете, что через пять лет планируете закончить институт и пойти на «нормальную» работу по специальности. Это, возможно, будет правдивый ответ, но он показывает Вашу незаинтересованность в работе у конкретного работодателя.

Не нужно говорить о планах открыть свое дело. Это сразу вызовет у работодателя сомнения по поводу сохранности клиентской базы, Вашей лояльности к компании и пр. Лучше говорить о том, что Вы планируете стать высококлассным специалистом в конкретной области, и Вас привлекает работа в команде профессионалов (именно так Вы оцениваете перспективу работы у конкретного работодателя).

Примеры ответов

Приведем несколько возможных вариантов ответа на вопрос: Кем Вы видите себя через 5 лет?

Я хочу стать профессионалом в области интернет-маркетинга. Мне интересно развиваться в этом направлении. Работа в Вашей компании в команде высококвалифицированных специалистов даст мне возможность расширить свои знания, а в будущем я хочу стать экспертом в этой сфере и передавать свои знания коллегам.

Через 5 лет я хочу стать высококлассным экспертом в области продаж инженерного оборудования и возглавить отдел продаж.

Я хочу реализоваться как маркетолог, приобрести опыт ведения крупных проектов и стать профессионалом, к мнению которого прислушиваются.

my-hr.ru

Литература

  • Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. — 1989. — N 3. — С. 154-157.
  • Румянцев Г.Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1965. — С. 267-274.
  • Sachs J.M. Levy S. The sentence completion test // Bellak L. (ed.) Projective psychology. — N.Y.: Knopf, 1950. — P. 357-397.

В исходной форме методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Однако представляется интересным использовать ее и для диагностики межличностных отношений ребенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.

В современной классификации проективных типов обследования личности методика «Незавершенные предложения» находится среди тех, которые основаны на дополнении — в них требуется завершить предложенный рассказ, картинку, предложение и т. п. Методика является достаточно простой по технике реализации и в то же время гибкой и легко приспособляемой для самых различных конкретных целей.

Существуют разнообразные варианты методик, построенных на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В их основе — положение о том, что,
отвечая
на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности и межличностных отношений. Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методик принятием любого ответа без оценки его как правильного или неправильного.

Обследование, в котором используется конкретный вариант методики, может проводиться в устной или письменной форме:

  • — к устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды). В этом случае и начальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения варианта методики «Незавершенные предложения» возможна только в рамках индивидуального, а не группового эксперимента;
  • — письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом начальные части предложений могут предъявляться устно (1-й способ) и письменно — на специальных бланках (2-й способ) или на отдельных карточках (3-й способ). При работе с группой традиционно используются 1-й и 2-й способы, в случае индивидуального эксперимента — любой из трех перечисленных.

Независимо от формы проведения (письменной или устной) обследования существенной характеристикой последнего являются
временные показатели
. В случае группового эксперимента для каждого испытуемого фиксируется время, в течение которого он справился с тестом в целом. При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Таким образом, измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, но не при использовании бланка.

Использование различных вариантов методики «Незавершенные предложения» в области возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа увеличивается вместе с возрастом, причем «скачок» в его величине возникает между 10 — 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е.

формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования — выражение повышенной утомляемости испытуемого.

Метод свободных ассоциаций

Свободные ассоциации – высказывания человека, смысл которых, на первый взгляд, отсутствует. Они могут быть продолжением заданных слов или образовываться самопроизвольно. При этом, как утверждал Зигмунд Фрейд, мысли и образы, возникающие в глубинах психики, не проходят сквозь «просеивание» сознанием, что дает возможность заглянуть в самый корень проблемы. 

Забытые или травмирующие события, которые человек, сам того не подозревая, отодвигает в бессознательную зону своего психического аппарата, продолжают влиять на качество жизни. И именно эти моменты часто являются причиной нарушения гармоничного состояния гражданина.

При проведении данного метода, гражданин говорит все, что приходит ему в голову. Не ограничивая себя рамками этикета, не отсекая самые фантастические и сумбурные мысли. При продолжительном ассоциировании человек способен найти проблемную зону, хранящую травматические условия. Это дает возможность психологу найти истинную причины проблем человека, а иногда и позволяет гражданину освободиться от гнетущего состояния.

Кроме использования метода свободных ассоциаций в психологической практике, подобный способ реабилитации существует и в повседневной жизни. Свободно-ассоциативное письмо позволяет разобраться со своими проблемами без участия психолога. Для этого достаточно взять в руки карандаш, приготовить бумагу и запастись терпением. 

Выведение на бумагу, казалось бы, самых нелогических мыслей через некоторое время приведет к заметному улучшению настроения. Кроме того, после перечитывания написанного текста, человек может обнаружить в нем ранее незамеченные им мысли и переживания. А после анализирования свободно-ассоциативного письма можно вывести для себя дальнейший план действий в определенной ситуации.

Методики имеют жизнь как в практике психолога, так и в самостоятельном использовании человеком. Это позволяет значительно улучшить свою жизнь и провести профилактику возможного расстройства психического комфорта. Поэтому полезно иногда писать небольшие рассказы, не подвергая их воздействию логики в процессе письма.

Как появилась методика Сакса-Леви и в чем заключается суть теста

Тест незаконченных предложений создали Джозеф Сакс и Сидней Леви в 1950 году. В английском варианте метод называется SSCT (Sack’s Sentence Completion Test). Благодаря тесту становится возможным определение характера взаимоотношений человека с окружающим миром (семьей, партнерами, коллегами, начальством, подчиненными, друзьями и т.д.) и самим собой, выявление поведенческих особенностей индивида.

Данная методика является вариантом техники словесных ассоциаций, но уменьшает количество самих ассоциаций, давая возможность качественнее определять тон, контекст, качество установок, специфические области внимания или объекты, отражая общую площадь поведенческого мира тестируемого.

«Изначально МЕТОД использовали в работе с учениками старших классов и взрослыми, но сейчас широко применяют и в повседневной практике в работе с детьми дошкольного возраста…»

Анкету адаптируют для детей, добавляя или убирая вопросы. Метод актуален в клинической психологии, реабилитационных мероприятиях.

Данная проективная психологическая методика относится к аддитивным. Ее суть заключается в 60 незаконченных предложениях, которые поделены на 15 основных групп (но в процессе выполнения теста вы не видите разбивку по группам). Тестируемому нужно закончить предложения так, как кажется верным в данный конкретный момент – без длительных раздумий и невнятных описаний.

Каждая из групп характеризует систему отношений в семье человека, его отношения с представителями противоположного и своего пола, родителями, особенности интимной близости, взаимодействие с подчиненными, коллегам, вышестоящим руководством. Отдельные группы демонстрируют испытываемые тестируемым опасения и страхи, чувство вины, деструктивные эмоции, отношение к прошлому и будущему, жизненные цели и стремления, достижения и ошибки.

«Каждая ГРУППА ПРЕДЛОЖЕНИЙ характеризуется по одному и тому же принципу – система определяется как положительная, безразличная, отрицательная»

Это дает возможность выявить у тестируемого больные места, определить точки для работы, найти дисгармоничные системы отношения и действовать в этом поле. Актуально, на моя взгляд, как для психолога в работе с пациентами, так и для неспециалиста для личного самосовершенствования.

Результаты теста Сакса-Леви позволяют составлять психологический портрет человека, выявлять положительные, нейтральные, отрицательные установки в разных сферах личной и общественной жизни, взаимодействии с собой и миром. Тест дает возможность выявлять психические расстройства.

Так, в советской патопсихологии эту методику использовал Г.Г

Румянцев, который продемонстрировал ее важное значение для реабилитационных мероприятий и утверждал, что тест дает возможность определять характеристики, свойственные больным шизофренией

Это интересно: Муж изменил с подругой — объясняем детально

Видео: процесс тестирования и анализ результатов

https://youtube.com/watch?v=6S_P7gZyuGs

Система социальных отношений и самооценка человека наделены подвижным характером и могут существенно меняться, напрямую воздействуя на качество жизни. Исследование подлинных мотивов и ценностей личности, а также эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми и самим собой обнажает скрытый от сознания пласт этих отношений. По мнению психологов, метод незаконченных предложений обладает высокой эффективностью и продуктивностью, поэтому позволит своевременно обнаружить проблему и вовремя обратиться за профессиональной помощью. Методика проста в реализации, поэтому может оказаться полезной как в школьной практике, так и в кругу семьи.

Метод «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви)

Подробности
Категория: Психологам
Дата публикации
Просмотров: 5084

Метод «незаконченных предложений» применяется в экспериментально-психологической практике давно. Вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви, включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Данная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, «работающих» на одну шкалу.  МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Бланк тестируемого____________________________________________ Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».  1. Думаю, что мой отец редко 2. Если все против меня, то 3. Я всегда хотел 4. Если бы я занимал руководящий пост 5. Будущее кажется мне 6. Мое начальство 7. Знаю, что глупо, но боюсь 8. Думаю, что настоящий друг 9. Когда я был ребенком 10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является 11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной 12. По сравнению с большинством других моя семья 13. Лучше всего мне работается с 14. Моя мать и я 15. Сделал бы все, чтобы забыть 16. Если бы мой отец только захотел 17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы 18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы 19. Если кто-нибудь работает под моим руководством 20. Надеюсь на 21. В школе мои учителя 22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь 23. Не люблю людей, которые 24. Когда-то 25. Считаю, что большинство юношей (девушек) 26. Супружеская жизнь кажется мне 27. Моя семья обращается со мной как с 28. Люди, с которыми я работаю 29. Моя мать 30. Моей самой большой ошибкой было 31. Я хотел бы, чтобы мой отец   32. Моя наибольшая слабость заключается в том 33. Моим скрытым желанием в жизни является 34. Мои подчиненные 35. Наступит тот день, когда 36. Когда ко мне приближается мой начальник 37. Хотелось бы мне перестать бояться 38. Больше всех люблю тех людей, которые 39. Если бы я снова стал молодым 40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) 41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь 42. Большинство известных мне семей 43. Люблю работать с людьми, которые 44. Считаю, что большинство матерей 45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если 46. Думаю, что мой отец 47. Когда мне начинает не везти, я 48. Больше всего я хотел бы в жизни 49. Когда я даю другим поручение 50. Когда буду старым 51. Люди, превосходство которых над собой я признаю 52. Мои опасения не раз заставляли меня 53. Когда меня нет, мои друзья 54. Моим самым живым воспоминанием детства является 55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) 56. Моя половая жизнь 57. Когда я был ребенком, моя семья 58. Люди, которые работают со мной 59. Я люблю свою мать, но 60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это   Ключ

N п/п

Группы предложений

NN заданий

1

Отношение к отцу

1

16

31

46

2

Отношение к себе

2

17

32

47

3

Нереализованные возможности

3

18

33

48

4

Отношение к подчиненным

4

19

34

49

5

Отношение к будущему

5

20

35

50

6

Отношение к вышестоящим лицам

6

21

36

51

7

Страхи и опасения

7

22

37

52

8

Отношение к друзьям

8

23

38

53

9

Отношение к своему прошлому

9

24

39

54

10

Отношение к лицам противоположного пола

10

25

40

55

11

Сексуальные отношение

11

26

41

56

12

Отношения к семье

12

27

42

57

13

Отношение к сотрудникам

13

28

43

58

14

Отношение к матери

14

29

44

59

15

Чувство вины

15

30

45

60

  Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений

Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.  

Чего вы ожидаете от новой работы? Правильный ответ на вопрос

Сталкиваясь с этим вопросом на собеседовании, мы поневоле чувствуем себя неловко. Очевидный ответ звучить так: «Все, что она может мне предложить».

Разумеется, все зависит от чувства юмора представителя отдела персонала, но в общем случае это далеко не лучший вариант. Чтобы не попасть впросак, воспользуйтесь простыми советами. Помните, вы должны отвечать честно, но тактично.

Начните с описания своих навыков

Вопрос касается вас напрямую, но вы должны мыслить с точки зрения представителя отдела персонала. Разумеется, вам хотелось бы получать побольше денег, тратить поменьше времени на дорогу и иметь возможность вздремнуть в середине рабочего дня, но этим вы никого не удивите. Вместо этого попытайтесь рассказать о своих навыках (как правило, именно это волнует рекрутера больше всего) и способах их применения.

Например, я долгое время оттачивал свои навыки в области анализа данных и в каждой новой работе я ищу возможность продолжить развитие.

Расскажите о своих мотивах

Большинство рекрутеров надеются, что человек, которого он или она нанимает, будет больше заинтересован самой работой, а не зарплатой. Удовлетворите его любопытство, открыто рассказав о том, что вас мотивирует, и как это соответствует рассматриваемой должности и компании в целом.

Для меня очень важно, чтобы должность не только позволяла мне анализировать данные, но и давала возможность представить клиентам результаты моей работы и связанные с ними идеи. Это меня вдохновляет

Мне нравится видеть, как моя работа влияет на работу других людей.

Свяжите свои ожидания с долгосрочными целями и перспективами

Нанимая людей, работодатель фактически вкладывает в них деньги, но никому не нравится тратить деньги понапрасну. Вы можете рассказать о том, как должность поможет вам выстроить свою карьеру и вырасти в профессиональном плане, если подобное замечание вписывается в разговор. Упомяните о своих планах на долгий срок (разумеется, если специфика вакансии не подразумевает временную занятость).

Я определенно ищу вакансии, которые помогут мне вырасти

Профессиональное развитие — это очень важно для меня, поскольку в будущем я рассчитываю получить руководящую должность

Упомяните о самой компании

В конце ответа обязательно акцентируйте внимание на работодателе. В зависимости от длины высказывания, вы можете подвести итог всему сказанному или сообщить, почему вы хотите работать именно в этой компании

Мне нравится работа, которая позволяет мне видеть результаты труда. Разумеется, сама вакансия — это далеко не все. Мне нравятся компании, которые позволяют сотрудникам двигаться к своей цели, расти и развиваться. Например, мой текущий работодатель поощряет обучение сотрудников, и это очень здорово.

В зависимости от должности вы можете акцентировать внимание на отдельном блоке — например, подробнее остановиться на описании своих навыков или долгосрочных целей, однако общая структура ответа останется неизменной. Помните, что главное — отвечать честно и принимать во внимание точку зрения представителя отдела персонала

LILY ZHANG for The MuseПеревод: Айрапетова Ольга

hr-portal.ru

Подведение итогов и анализ результатов

Интерпретация включает анализ следующих аспектов:

  • содержательная сторона ответов;
  • скорость реакции, время формулирования мыслей;
  • мнение ребёнка по поводу соответствия предложений ситуациям в реальной жизни (по наблюдениям психологов дети часто об этом говорят).

Тест помогает выявить глубинные мотивы девиантного поведения ребёнка

На диагностику социального положения ребёнка направлены предложения, имеющие отношение к семейному кругу, учителям, коллективу сверстников

Стоит обратить особое внимание на слова ребёнка, которые сигнализируют о повышенном фоне напряжённости или конфликтности. Проблемы в межличностных отношениях являются серьёзными симптомами патологии развития личности и свидетельствуют о необходимости коррекционной работы со стороны профессионального психолога

Восприятие ребёнком самого себя исследуется с помощью фраз, раскрывающих переживания, страхи, уровень самооценки, способность к самоанализу. Если двенадцатилетний подросток отвечает: «Я не знаю, что думаю о себе», то возможны две глубинные причины такой реакции:

  1. Инфантильность и запоздание формирования способности к самоанализу.
  2. Позиция психологической обороны. В этом случае предложения о родственниках, как правило, имеют нейтральную или конфликтную эмоциональную окраску.

Приведённый пример показывает, что для получения объективной картины ответы должны анализироваться в комплексе.

Для учеников младшей школы предусмотрена упрощённая шкала интерпретации результатов. Каждое продолжение оценивается по шкале восприятия:

  • +1 — положительная эмоциональная реакция, ребёнок с интересом воспринимает начало высказывания и заканчивает его в позитивном ключе;
  • 0 — нейтральное, безразличное;
  • -1 — отрицательное отношение к объекту или субъекту.

Подсчитывается сумма положительных и отрицательных оценок, результаты сравниваются. В классическом методе также оцениваются отдельные ответы, которые позволяют выявить проблемные зоны.

В классическом варианте теста внутри двух крайних позиций возможны дополнительные градации оценки:

  • + 2 — усиленное положительное отношение к обозначенному субъекту или объекту;
  • – 2 — максимально отрицательное отношение.

Для интерпретации результатов в варианте Михала предложения распределены на следующие группы:

  • отношение к матери — 3, 15;
  • отношение к отцу — 7, 9;
  • отношение к братьям, сёстрам — 5, 11;
  • отношение к семье — 2, 10;
  • отношение к ровесникам — 4, 8,12;
  • отношение к учителям и школе — 22, 16, 18;
  • отношение к людям в целом — 1;
  • отношение к собственным способностям — 6, 21;
  • негативные переживания, страхи — 13, 17, 19;
  • отношение к болезни — 14;
  • мечты и планы на будущее — 20, 23.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: