Проективная методика «три дерева»: инструкция и интерпретация

Инструкция к тесту

Тест можно проводить в присутствии родителей при условии, что они не будут пристально наблюдать за ребенком или вмешиваться. В предварительной беседе с ребенком психолог задает несколько детальных вопросов о семье. Поправлять или подсказывать, как, впрочем, предлагать альтернативные варианты, нельзя – на этом этапе уже делаются определенные выводы об отношениях в семье.

Инструкции в методике «Три дерева» должны быть четкими и ясными. Затем психолог дает задание ребенку нарисовать на горизонтальном белом альбомном листе три дерева

Важно удостовериться, что ребенок понял инструкции. В процессе рисования дети увлекаются, и психолог, по необходимости, может поговорить с родителями, не давая пока никаких оценок и не комментируя результаты предварительной беседы

Методика «Три дерева» хороша еще тем, что занимает достаточно большой промежуток времени, чтобы иметь возможность понаблюдать за ребенком, его позой и выражением лица. Эта информация может многое сказать специалисту. После окончания рисования психолог должен похвалить ребенка, чтобы поддержать положительную эмоциональную связь.

Работа с рисунком начинается, когда испытатель просит назвать каждое дерево (береза, дуб или конфетное дерево) и подписать подходящим по цвету карандашом. У детей, которые еще писать не умеют, нужно попросить разрешения подписать рисунок. В этом случае важен выбранный цвет карандаша и данное разрешение, которое отражает значимость ребенка и его мнения и уважения к нему со стороны взрослого.

После называния каждого дерева психолог спрашивает, какое из них больше всего нравится, и просит разрешения подписать рисунок. Затем следуют простые вопросы о деревьях: какое из них самое большое, маленькое, старое, молодое и самое красивое

Вопросы подобраны и выстроены так, чтобы ребенок постепенно подходил к самому важному – ассоциации семьи и рисунка. Все ответы психолог, получив разрешение ребенка, подписывает на рисунке выбранными карандашами

Затем ребенку предлагается представить себя садовником и решить, что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему стало лучше. Если необходимо, даются варианты ответов – добавить удобрения, пересадить, дать больше тепла, поставить забор. Обязательно предложить вариант, что дерево не нуждается ни в чем. Все ответы также фиксируются на рисунке.

Перед следующим этапом важно провести дополнительное задание, чтобы подготовить ребенка к работе с ассоциациями. Можно попросить рассказать о любимых фруктах и расположить их по порядку по степени удовольствия или нечто подобное

На последнем этапе тестирования ребенку предлагается соотнести деревья с членами семьи. Подписывается рисунок по уже знакомой схеме выбранным ребенком цветом и после его разрешения

Важно не подсказывать и не оценивать работу ребенка, иначе результаты не будут информативными

Характеристика методики «Три дерева»

Эта проективная рисуночная методика придумана и воплощена в жизнь немецким психотерапевтом Эддой Клессман. Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими. 

Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.

Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ на просьбу об изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями. Чаще всего объекты — это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей.

Важные моменты проведения диагностики

Подготовка к тесту «Три дерева» достаточно проста. Нужен лист бумаги и карандаши разных цветов. При этом следует учитывать, что дети обладают хорошим воображением и иногда хотят выбрать оттенки основных цветов – розовый, голубой, сиреневый. Заменять серый цвет простым карандашом нельзя, как нельзя и заменять карандаши фломастерами или ручками. Дело в том, что рисование карандашами требует определенного положения кисти и нажима. Наклон штриховки, интенсивность цвета, ширина движений – все это показатели состояния ребенка. Ни фломастеры, ни ручки не дают полной картины. Обязательно следует учитывать не только возраст тестируемого, но и его рост. Посадить подростка за стол небольшой высоты будет ошибкой, так как создаст дискомфорт и помешает проведению диагностики. И наоборот, маленький ребенок за большим столом может чувствовать себя более значимым.

Важно расположить ребенка к себе, наладить контакт и поддерживать эмоциональную связь. Во время выполнения задания многие дети обращаются за поддержкой, задают вопросы

Специалист должен понимать, что его задача лишь поддержать, а не подсказать или поправить. В вопросах также не допустимы подсказки или вопросы с альтернативной концовкой или-или. Никаких оценок во время беседы или рисования делать нельзя. Анализ и интерпретация результатов происходит после окончания тестирования.

Популярность деревянных домов

Прежде, чем приниматься за строительство дома, необходимо точно подобрать материал. Он должен отвечать всем необходимым требованиям. Далее разрабатывается детальный план и этапы работ. А уже после строители приступают непосредственно к осуществлению задачи.

Как говорится в одной старинной книге о зодчестве:

Наши предки издавна пользовались природными материалами, выстраивая целые поселки и города. За рубежом деревянные коттеджи уже давно пользуются успехом среди населения.

Оценив все плюсы, можно с уверенностью сказать, что дом, построенный из дерева, будет радовать своих владельцев и внешним видом, и экономичностью, и прочностью. Царящая атмосфера позволит приятно отдохнуть после тяжелого трудового дня и насытиться зарядом энергии и силой природы.

Методика «Дерево» (К. Кох)

В 1949 году была опубликована работа К. Коха, посвященная рисованию дерева. В его тесте испытуемого просили нарисовать три дерева любого вида, кроме хвойных (три дерева нужны для распознавания устойчивости признаков). В опубликованной работе К. Коха был проведен тщательный психологический анализ, основанный на сравнении и комбинировании признаков на рисунке. Кох интерпретировал результаты теста с психоаналитической точки зрения, придавая большое значение символизации признаков картины дерева в целом и отдельных ее деталей. Например, яблоко, нарисованное на плодовом дереве, является знаком безответной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой.

Для анализа данных теста «дерево» К. Коха использовалась следующая схема: Корона — область реального поведения; левая часть короны (ее размер); правая часть короны (ее размер); и ствол — область бессознательного поведения.

Имеются свидетельства применения схемы Дерева в клинической практике, где выделенные К. Кохом признаки представляют собой так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки методом факторного анализа.

Тест Tree валиден при использовании для диагностики умственного развития детей. Был выявлен ряд особенностей рисунка (размер и пропорции, расположение на листе бумаги и т.д.), указывающих на нарушения развития (получены статистически значимые различия между здоровыми детьми и детьми с органическими поражениями нервной системы).

Как показали наблюдения, тест Баума обычно лучше работает с маленькими детьми (дошкольного, младшего школьного возраста) и хуже с подростками и взрослыми, поскольку они уже скованы социальными стереотипами (стереотипными образами).

Цель использования этого теста: Выявление индивидуально-психологических особенностей человека, возможных личностных проблем; диагностика психического развития (у детей).

С помощью теста «Дерево» можно провести как индивидуальное, так и групповое исследование.

Материалы, необходимые для проведения опроса:

  • Стандартный лист писчей бумаги (белой или кремовой), но не глянцевой;
  • средний, не остроконечный карандаш (допускается использование стандартного набора мелков).

Процедура — психолог просит ребенка нарисовать дерево на листе бумаги.

Интерпретация — существуют различные уровни анализа результатов теста дерева. У исследователя всегда есть некоторая свобода выбора — какой тип интерпретации использовать в своей работе. Однако во всех случаях необходим критический подход, чтобы результаты интерпретации были проверены на надежность и валидность.

История создания психографического проективного теста предпочтений и его экспериментальная валидизация

В ходе многолетнего исследования (1984-2006 гг.) индивидуально-типологических характеристик личности с помощью теста «Конструктивный рисунок личности из геометрических фигур (TiGr, тест идеографический)» нами было обследовано более 5000 человек. В качестве метода содержательной валидизации, а также формализации основных параметров теста, включая графическое представление, описание подтипов и восьми основных типов личности, были использованы 16-факторный опросник Кэттелла и MMPI, Тесты Айзенка, Шмишека, Русалова, Собчик, Либина и Томаса, а также проективные процедуры, такие как тест цветового выбора Люшера, рисунок человека Гудинафа-Харриса, рисунок дерева Коха, рисунок человека дерева Бак-Хауса, тест Вартегга и тест А. Методология пиктограмм Р. Лурии. Р. Лурия, включая его интерпретацию в работах Б. Херсонски (1984, 1988) и Л. М. Беккера (1998, 2000). Кроме того, интерпретация основных параметров теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (ТиГр, идеографический тест) проверялась путем изучения свойств нервной системы (сила, подвижность, пластичность) и темперамента, когнитивных стилей (по методикам Виткина, Гарднера, Кагана) и психомоторных тестов, стандартизированных и проективных измерений типологических характеристик личности.

В более чем 30 000 рисунков детей и взрослых обоего пола в возрасте от 5 до 89 лет, принадлежащих к различным социально-экономическим, этнокультурным и профессиональным группам, на основе собственного эмпирического исследования были выявлены устойчивые параметры в структуре конструктивных рисунков и в соотношении типа рисунков с особенностями предпочтения определенных комбинаций геометрических фигур, образующих подтипы. Наши данные показали, что психографические параметры изображений связаны с чертами личности разного уровня, от психофизиологического до характерологического. Основные таблицы и схемы интерпретации, представленные в краткой инструкции, более подробно описаны в полной инструкции «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур (ТИГР, Идеографический тест)» (см. В.В. Либин, Е.В. Либина, А.В. Либин, ЭКСМО, 2006).

Типология, основанная на предпочтении семантики основных геометрических форм, позволяет сформировать своеобразную систему индивидуально-типологических различий, названную нами Периодической системой элементов индивидуальности. Основным параметром классификации является предпочтение семантики геометрических форм, проявляющихся в формировании единого соотношения количества или узора элементов в конструктивном рисунке человека. Поэтому для определения типов использовался принцип увеличения базового признака (см. схему 2).

Для типов I, IV и VIII этой характеристикой является подавляющее преобладание (8, 7, 6) элементов одного типа в узоре по сравнению с двумя другими. Для типов II, V, VII характерным признаком является преобладание доминирующей геометрической формы в количестве, равном 5, в то время как сумма двух других форм также равна пяти. Тип III образован комбинациями предпочтительных форм на основе числового соотношения, равного (n — 1), т.е. количество одной из форм меньше на единицу по сравнению с двумя другими (например, четыре треугольника, три круга, три квадрата). Тип VI характеризуется численным соотношением элементов, где количество геометрических фигур двух типов превышает в два раза количество геометрических фигур третьего типа (например, четыре треугольника, четыре круга, два квадрата).

Рассмотрение композиции

Выбор количества деревьев для этого метода отнюдь не случаен. Хотя ребенок не получает прямой ссылки на отношение рисунка к своей семье, он подсознательно изображает себя и свое окружение в семье. Следовательно, три дерева – это сам ребенок и его родители. Если деревьев меньше, ребенок подсознательно вырывает кого-то из семьи. Предупреждающий знак –  вычеркивание себя при раздаче деревьев родственникам.

Как правило, сначала рисуется дерево человека со значительной ответственностью, причем дерево самого влиятельного члeна семьи является самым большим. Самое маленькое деревце следует связать с самим ребенком.

Наиболее благоприятно тpaктуется изображение, на котором все деревья одного вида расположены близко друг к другу. Это признак крепкой семьи.

Анализ беседы и поведения

Методика не может четко интерпретировать эти моменты. Профессионализм психолога играет важную роль при рассмотрении реакций и действий ребенка. На это качество организатор должен опираться при составлении заключения о проделанной работе.

Если ребенок хочет быть садовником и каким-то образом хочет изменить свои деревья, это означает, что он желает что-то изменить в своих семейных отношениях. Кроме того, ему может не хватать общения с родителями или другими члeнами семьи.

Методика Р. Бернса

Р. Бернс предлагал испытуемому сделать рисунок самого себя. Он мог быть разнообразным: один человек, в окружении близких и т.д. Р. Бернс дает объяснение элементам, обнаруженным в автопортрете так:

  • Голова. Если нарисована голова большого размера, это говорит о чрезмерных интеллектуальных претензиях или недовольстве своим интеллектом. Изображение головы маленького размера свидетельствует о чувстве интеллектуальной или социальной неадекватности.
  • Глаза. Когда человек рисует большие глаза, он подозрителен или чем-то озабочен, а также зависим от общественного мнения. Изображение маленьких или закрытых глаз говорит о самопоглощенности, интроверсии.
  • Уши и нос. Изображение больших ушей трактуется как чувствительность к критике. Если рисунок акцентирован на области носа, человек имеет проблемы сексуального характера. Выделенные ноздри говорят об агрессивности.
  • Рот. Акцент на области рта предполагает наличие проблем с речью. Отсутствие рта, скорее всего, говорит о депрессивном состоянии или вялости в общении.
  • Руки. Изображение рук отражает степень и характер контактов человека с окружающей средой. Скованные руки – жесткая, обязательная, замкнутая личность. Опущенные руки означают неэффективность. Хрупкие, тонкие руки говорят о психологической или физической слабости. Длинные руки указывают на амбициозность автора портрета, короткие, напротив, предполагают отсутствие амбициозности.
  • Ноги. Изображение длинных ног говорит о независимости или потребности в ней. Большие ноги говорят об имеющейся потребности в безопасности. Рисунок без ног трактуется как отсутствие стабильности, основы.

Экспрессивные проективные методы

Экспрессивные проекции связаны с исследованиями определенной специфики самовыражения субъектов в различных видах деятельности, в том числе и графической. А. Ребер называет экспрессивными техниками техники, в которых субъект «свободно играет («выражает») определенную роль или фантазию во время психодрамы, игровых методов и ролевых игр». Таким образом, экспрессивные методы очень тесно связаны с катарсическими методами. Л. Франк, А. Анастази, Г. Прошанский и другие, называя графические техники «свободным самовыражением», тем не менее, отделяют их от игровых приемов.

Содержание экспрессивных тестов — это специфика свободного самовыражения испытуемых, зафиксированная в графическом (рисунок) или ином (игрушка) продукте экспериментальной деятельности.

Существующая критика использования экспрессивных проективных тестов в психологической практике может быть успешно парирована, с одной стороны, авторитетом А. Анастази, который утверждает, что «большая и неструктурированная категория проективных методик включает в себя множество форм относительно свободного самовыражения. Эта характеристика позволяет использовать его как терапевтический, так и диагностический метод». Во-вторых, наличие достаточного эмпирического материала, подтверждающего относительно низкую валидность отдельных графических методов, указывает на необходимость их комплексного применения, где надежность батареи тестов достигает 0,6 и более.

В списке выразительных техник ключевое место занимают графические выражения, то есть проективные техники рисования. С.Л. Рубинштейн говорил, что сознательные и бессознательные аспекты целостной психики индивида отражаются в продукте деятельности человека. Метод изучения экспрессивных продуктов при использовании графического стимула в качестве отправной точки заключается в анализе графического продукта деятельности человека. Типы могут включать психографический и психографический анализ. Исходным графическим материалом или объектом психографического анализа является почерк, а психография — это рисунок. На первый взгляд, график — это четкий и структурированный стимульный материал. При ближайшем рассмотрении она знакома сдающему тест, но «не конкретна, так что по мере прохождения теста он может выразить свои прогнозы, перенеся их на рисунки».

Метод анализа продукта графической деятельности — это интерпретация внешних проявлений скрытых, иногда бессознательных аспектов человеческой деятельности. Таким образом, предметом экспрессивной проекции являются личностные характеристики субъектов, их субъективный эмоциональный опыт, передаваемый графическим продуктом.

Этот метод в полной мере можно отнести к категории проективных технологий, которые основаны на концептуальных подходах психоанализа. С помощью экспрессивно-проективного метода осуществляется диагностика в виде взаимосвязанного единства сфер сознания и подсознания через трехэтапный социально-психологический, психологический и психосоматический анализ.

Социальное бытие присваивается индивидом и входит в его психику. Социальные аспекты, присущие «графику», были отмечены К. Маховер, когда она писала: «Мы не можем отделить себя от соматической фиксации наших желаний, конфликтов, компенсаций и социальных установок. Этот факт находит свое подтверждение в феномене самопрезентации в рисунке».

Анализ графической информации показал, что характеристики рисунков связаны с возрастными и интеллектуальными особенностями испытуемых. Рисунки отражают структуру и особенности личности, ее характерные черты, индивидуальный опыт, эмоции и мотивацию человека. Психографическая информация «во многом несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, репрезентативные характеристики, установки и т.д.», в которой «остается нечто специфически индивидуальное». Корреляция между психографическими особенностями патологии и нормы наблюдается даже на уровне их регистрируемого проявления у людей с пограничными нервными расстройствами. Люди с определенным типом акцентуации характера имеют своеобразную графику, как в почерке, так и в рисунках.

Проведение диагностики среди дошкольников и младших школьников

Перед началом тестирования нужно постараться расположить ребёнка к доверительной беседе. Для этого полагается выбрать соответствующую обстановку и тон общения. Разговаривая с малышом, необходимо получить как можно больше информации о той среде, в которой он живёт: кто находится с ним в одной квартире, как зовут членов семьи, чем они заняты (учатся, работают или находятся на пенсии). Ребёнок может поведать и о самом жилище: сколько в нём комнат, кто из близких обитает в том или ином помещении и так далее.

На время выполнения ребёнком задания организатор может удалиться для беседы с родителями испытуемого

Потом исследователю предстоит дать тестируемому словесную инструкцию. Она проста: «Нарисуй на листе бумаге любые три дерева». Для рисования малышу предлагаются чистый бумажный лист формата А4 горизонтального расположения и цветные карандаши или фломастеры. На время создания рисунка организатор диагностики может выйти из комнаты для беседы с родителями и задать им интересующие вопросы по поводу семейных отношений и места ребёнка в ячейке общества. Такой разговор в дальнейшем поможет подтвердить или опровергнуть те или иные предположения о внутрисемейных проблемах.

Затем организатору нужно предложить ребёнку назвать и подписать каждое дерево, воспользовавшись подходящим цветным инструментом

У детей дошкольного возраста, не умеющих писать, взрослый спрашивает разрешения сделать надпись, тем самым показывая уважение к его выбору и внимание к личному пространству

Следующим этапом является разговор с испытуемым. Ему нужно задать вопросы, но сделать это ненавязчиво, стараясь вывести малыша на максимальную откровенность. Сначала исследователь просит тестируемого ответить на «удобные» и комфортные, постепенно переходя к вопросам острым и не всегда приятным. Примерный их перечень:

  • Как называются деревья?
  • Какому ты больше всего симпатизируешь?
  • Почему тебе это нравится больше других?
  • Какое из деревьев моложе (старше) остальных?
  • Какое самое красивое, по твоему мнению?
  • Какое некрасивое и почему?
  • Почему дерево получилось изогнутое и корявое (и так далее)?

Полученная информация поможет проследить сравнения, сформировавшиеся у ребёнка естественным образом (без прямых ассоциаций с членами семьи). Все ответы полагается фиксировать, краткие подписи можно делать на самом рисунке (с разрешения малыша).

Затем взрослому необходимо предложить ребёнку представить себя садовником и ухаживать за деревьями («Ты — садовник, что будешь делать с каждым деревом?»). В случае непонимания вопроса необходимо расширить предлагаемые сюжетные обстоятельства пояснениями: деревья можно поливать, удобрять, выкапывать, пересаживать, обрезать ветви, собирать урожай и так далее. При этом нужно непременно уточнить, что в отношении растений можно и ничего не предпринимать, если с ними всё хорошо и благополучно. Все предлагаемые испытуемым действия также фиксируются на рисунке рядом с деревьями.

Завершающий этап процесса тестирования — предложение испытуемому сравнить каждое изображённое дерево с членами семьи

Ребёнок может подписать объекты или доверить этот процесс организатору, но цвет должен выбрать только сам тестируемый. Важно подготовить малыша к сравнению растений и членов семьи, чтобы избежать прямых ассоциативных моментов. Подготовить почву для правильного прохождения этого этапа теста поможет дополнительное простенькое задание (например, по ранжированию каких-либо предметов в школе, дома, на улице — от самого приятного до вызывающего острую неприязнь)

Хаpaктеристика методики

Автор методики

Тест  был предоставлен психологом из Швейцарии Корбузом, но был модифицирован психотерапевтом из Германии Эддой Клессманн. Изменения коснулись процесса тестирования.

По мнению Клессмана, ребенок очень украшает образ своих родителей. По этой причине рисунки не отражают общую картину взаимоотношений ребенка с семьей. В своей работе и исследованиях Эдда основывалась на принципе символ-драмы. В ее работах использовалось воображение для визуального изображения бессознательных фантазий и желаний.

Цель методики

Проективная рисуночная методика «Три дерева» предоставляет нам возможность:

  • получить результаты с большим количеством информации,
  • определить причину конфликтов,
  • вероятность их появления,
  • подобрать наиболее подходящий путь преодоления конфликтов внутри семьи и налаживания семейных отношений.

Первостепенной целью этой методики является получение ответов на важные для психолога аспекты:

  • самостоятельность ребенка,
  • его роли в семье,
  • его идентичности,
  • раскрытие эмоций, доминирующих в его жизни.

Чаще всего этот тест применяют в детских домах и приемных семьях, чтобы сделать диагностику личности ребенка. Поскольку в таких ситуациях у ребенка травмируется психика.  

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: