Теория морального развития л. кольберга

Содержание

Лоуренс Колберг(1927 — 1987) был американским психологом и профессором, прославившимся своей теорией нравственного развития людей. Эта теория до сих пор считается одной из самых успешных в этой области, и ее часто сравнивают с другими наиболее важными в области развития, такими как теория Пиаже.

В течение своей жизни он работал профессором на кафедре психологии Чикагского университета и в педагогической школе Гарварда. В то же время, несмотря на то, что в его время это было не очень распространенным выбором, он решил изучить нравственное развитие детей и расширить теории, которые Пиаже начал формулировать в этом отношении.

В последующие годы Кольберг смог развить теории не только Жана Пиаже, но и других важных мыслителей, таких как Джеймс Болдуин и Джордж Герберт Мид. Позже он опубликовал статью, в которой резюмировал свою точку зрения на этот вопрос, что принесло ему большое признание как внутри страны, так и за ее пределами.

Теория Лоуренса Кольберга оказала большое влияние как в области психологии, так и в области образования, поскольку он был первым, кто действительно глубоко изучил феномен нравственного развития. В то же время он был одним из первых представителей когнитивного течения, которое еще не получило большого распространения в Соединенных Штатах.

Блок 4. Система ценностей. Моральная дилемма «Наказание ремнем».

Рассмотрим другую историю.

Александр прогуливается в городском парке отдыха вместе со своей семьей. Дети идут рядом и довольные едят мороженное! Вдруг вся семья видит, как буквально в пяти метрах от них темноволосый мужчина лет 35 в серых джинсах и синей футболке начинает громко ругаться на своего сына, примерно 8 лет! Но дело на этом не заканчивается! Агрессивный мужчина снимает ремень и ударяет своего сына несколько раз. Ребенок плачет.

Как отреагирует Александр и его жена? Подобный экшн вызовет у них скорей всего неодобрение и порицание! Кто-то из взрослых сделает замечание несдержанному мужчине или даже помешает тому продолжать наказывать своего ребенка, а может быть и вызовут полицию! Для многих прохожих подобное событие будет выглядеть как отвратительное! Поведение взрослого мужчины, наказывающего своего сына ремнем прилюдно, вызовет осуждение! Однако в этот момент тот же самый Александр может совсем позабыть, как он сам наказывал своего сына ремнем какое – то время назад дома, когда тот ему нахамил. Более того, Александр среди своих коллег – мужчин в одной из бесед не по работе высказывался ранее в пользу того, что сыновей иногда необходимо наказывать ремнем для их собственного блага, чтобы ребенок смог усвоить принципы правильного поведения.

Как расценить систему ценностей Александра в этом случае? Сам Александр возможно не будет в парке, в людном месте бить ремнем своего сына, однако сделает это дома. С рациональных позиций, в обоих случаях, и ребенок агрессивного мужчины с улицы, и сын Александра получат удары ремнем и так называемый «урок» правильного поведения.

Теория нравственного развития Кольберга

В своей диссертации 1958 года, которая принесла ему докторскую степень по психологии, Кольберг впервые представил то, что сейчас известно как «стадии нравственного развития Кольберга». Это разные фазы, которые автор выделил и исследовал в формировании нравственного мышления у детей.

В то время большинство психологов считали, что мораль — это не что иное, как интернализация социально передаваемых норм, в основном от родителей к детям, через систему подкрепления и наказания.

Напротив, Кольберг утверждал, что этическое мышление развивается само по себе, так же, как и другие способности, такие как логика.

Основное влияние на этого автора в развитии его теории оказал Жан Пиаже, который начал изучать эту область два десятилетия назад, но так и не смог сформулировать полную теорию в этом отношении.

Конвенциональный уровень

О нравственности поступка человек судит исходя из мнения общества. Конвенциональный уровень свойственен подросткам и взрослым. Моральные суждения формируются извне.

Человек следует правилам общества, в котором живёт, соблюдает чтимые в нём моральные законы и старается не нарушать заданные нравственные устои. Практически отсутствует . Общественные правила редко подлежат тщательному анализу и сомнению.

Этому уровню сопутствуют , старание соответствовать общественным ожиданиям и жертвование личными интересами в пользу мнения социума.

Первая стадия:
Ребёнок научился смотреть на себя со стороны, с позиции окружающих его людей. Он уже осознаёт силу общественного мнения и понимает, что такое стыд. Появляется чувство уважения и благодарности. Поведение определяется стремлением быть хорошим в глазах большинства.

Вторая стадия:
Ребёнок начинает не только соблюдать общественные правила, но и отстаивать свои права, опираясь на них. Законы необходимо соблюдать. Понятие о хорошем и плохом диктуется обществом, мораль определяется внешними силами.

Этот уровень, особенно вторая его стадия, характерен для большинства людей.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Этапы нравственного развития

Уровень 1. Предварительно условная мораль

Дети от 4 до 10 лет находятся на этом уровне, который характеризуется действиями в соответствии с внешним контролем. Суждение основано исключительно на собственных потребностях и восприятии человека.

а) Ориентация на наказание и послушание

Правила соблюдаются, чтобы получить награду и избежать наказания, квалифицируя действие как хорошее или плохое в соответствии с физическими последствиями. Здесь не автономия, а гетерономия, то есть внешние причины определяют, что нужно делать, а что не делать..

Справедливо только послушание норме, избежание наказания и не причинение вреда людям или вещам..

б) наивный гедонизм

Это относится к цели и обмену, где ребенок все еще сосредоточен на материале. Добра и зла определяется на основе индивидуальных потребностей, которые удовлетворяют, признавая, что другие могут также иметь личные интересы и потребности. Фраза, которая представляет этот этап: «Я уважаю тебя, если ты меня уважаешь».

Правильнее всего поступать так, как если бы кто-то извлекал выгоду, действовать в соответствии со своими интересами, а другим делать то же самое..

Уровень 2. Обычная мораль

Это происходит в результате начала подросткового периода, стадии, в которой действует в соответствии с «социально принятым».

а) Ориентация на хорошего ребенка

Ожидания, отношения и соблюдение межличностных отношений. Эта стадия начинает проявляться в предподростковом или юношеском возрасте, стадии, когда ребенок начинает ставить себя на место другого и оценивать поступки так, как они помогают или одобрены другими.

Они преследуют свои личные интересы, но не причиняя вреда другим, ожидая большего от себя и от других.

Мы движимы тем, что хотим понравиться и быть любимыми другими, оправдывая ожидания людей. «Если ты сделаешь что-то для меня, я сделаю что-то для тебя» — это фраза, которая будет отражать этот этап.

Правильный поступок — жить в соответствии с тем, что другие ожидают от себя, заботиться о других, быть хорошим человеком и поддерживать отношения доверия, лояльности, уважения и благодарности..

б) Социальная забота и осведомленность

Общественный строй и совесть. Здесь люди верны законам, уважают авторитет и социальные нормы. Необходимо действовать справедливо для правильного функционирования институтов, чтобы избежать распада системы и выполнения обязательств.

Здесь начинается моральная автономия, где правила соблюдаются ответственным образом, но потому что они знают, что они предполагают общее благо, совершая себя лично. Законы должны соблюдаться за исключением случаев, когда они противоречат другим установленным социальным обязанностям.

Справедливо выполнять обязанности, ранее принятые перед группой. Кольберг считает, что большинство взрослых остаются на этом стадионе.

Уровень 3. Пост-общепринятая мораль

Перспектива превосходит общество, абстрактный подход и что выходит за рамки социальных норм. Немногие взрослые достигают этого уровня.

а) Ориентация общественного договора

Предыдущие права и общественный договор. Люди думают рационально, ценят волю большинства и социальное обеспечение. Законы, которые ущемляют права человека или достоинство, считаются несправедливыми, но послушание по-прежнему считается лучшим для общества.

Понятно, что все люди имеют право на жизнь и свободу, и что эти права выше социальных институтов.

Над общественным договором стоят такие ценности и права, как жизнь и свобода.

Справедливо осознавать разнообразие ценностей и мнений и уважать правила, обеспечивающие объективность социального контракта..

б) Мораль универсальных этических принципов

Человек различает добро и зло по своим критериям. Индивидуальное сознание включает абстрактные понятия, такие как справедливость, человеческое достоинство и равенство.

«Не делай с другим то, что я хочу для меня» — это фраза, которая будет определять этот этап. Мартин Лютер Кинг и Ганди являются примерами людей, которые достигли этого уровня нравственного развития, живут, чтобы достичь справедливости и бороться за равенство и человеческое достоинство.

Справедливо следовать универсальным этическим принципам, основанным на разуме. Этические принципы, по которым определяются конкретные законы и соглашения.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Примеры прикладных моральных дилемм

Kohlberg установил Моральное Интервью Суждения в его оригинальной диссертации 1958 года. Во время зарегистрированного полуструктурированного интервью примерно 45-минутной ленты интервьюер использует моральные дилеммы, чтобы определить, какую стадию морали, рассуждающей, человек использует. Дилеммы — вымышленные рассказы, которые описывают ситуации, в которых человек должен принять моральное решение. Участника спрашивают системную серию открытых вопросов, как то, что они думают, что правильный план действий, а также оправдания относительно того, почему определенные действия правильные или неправильные. Форма и структура этих ответов выиграны а не содержание; по ряду многократных моральных дилемм получена общая оценка.

Дилемма Хайнца

Дилемма, что Кольберг, используемый в его оригинальном исследовании, был дилеммой аптекаря: Хайнц Стилс Препарат В Европе.

С теоретической точки зрения не важно, что участник думает, что Хайнц должен сделать. Теория Кольберга считает, что оправдание, участвующие предложения — то, что является значительным, форма их ответа. Ниже некоторые из многих примеров возможных аргументов, которые принадлежат этим шести стадиям:

Ниже некоторые из многих примеров возможных аргументов, которые принадлежат этим шести стадиям:

Стадия одна (повиновение): Хайнц не должен красть медицину, потому что он был бы следовательно помещен в тюрьму, которая будет подразумевать, что он — плохой человек. Или: Хайнц должен украсть медицину, потому что это только стоит 200$, не, сколько аптекарь хотел для него. Хайнц даже предложил платить за него и не крал ничто больше.

Стадия два (личный интерес): Хайнц должен украсть медицину, потому что он будет намного более счастливым, если он спасет свою жену, даже если он должен будет служить тюремному сроку. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что тюрьма — ужасное место, и он, вероятно, испытал бы мучение по клетке тюрьмы больше, чем смерть его жены.

Стадия три (соответствие): Хайнц должен украсть медицину, потому что его жена ожидает его; он хочет быть хорошим мужем. Или: Хайнц не должен красть препарат, потому что кража плоха, и он не преступник; он попытался сделать все, что он мог без нарушения закона, Вы не можете обвинить его.

Стадия четыре (законность и правопорядок): Хайнц не должен красть медицину, потому что закон запрещает кражу, делая ее незаконной. Или: Хайнц должен украсть препарат для своей жены, но также и взять предписанное наказание за преступление, а также оплату аптекаря, что ему должны

Преступники не могут только бежать вокруг не принимая во внимание закон; у действий есть последствия

Стадия пять (права человека): Хайнц должен украсть медицину, потому что все имеют право выбрать жизнь, независимо от закона. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что ученый имеет право на компенсацию. Даже если его жена больна, это не делает его право действий.

Стадия шесть (универсальная человеческая этика): Хайнц должен украсть медицину, потому что спасание человеческой жизни является более основной ценностью, чем права собственности другого человека. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что другим, возможно, понадобится медицина столь же ужасно, и их жизни одинаково значительные.

Теория нравственного развития

Колберга интересовал логический процесс, который начинается, когда ценности вступают в конфликт. Это считает необходимым понимание структуры рассуждений перед проблемами морального характера.

Дело не в ценностях, которые имеет человек, а в том, что каждый должен был дать ответ, данный для разрешения дилеммы..

Разработав серию моральных дилемм, которые представляли молодым людям оценку уровня их моральных рассуждений, Колберг, больше интересовавшийся рассуждениями, которые побудили их дать какой-то ответ, чем ответ, пришел к выводу, что когнитивный уровень был связанных с уровнем морального мышления человека, в том смысле, что первое должно существовать, чтобы сделать второй подарок, хотя продвинутое когнитивное развитие не гарантировало также и моральное развитие (Papalia, Olds and Feldman, 2005 ).

Согласно этой теории, нравственное развитие развивается линейно, постепенно прогрессируя и следуя определенной последовательности на разных этапах, составляющих эту теорию..

Моральные рассуждения развиваются и развиваются на протяжении всей подростковой и взрослой жизни, регулируя и разделяя нравственное развитие в соответствии с прогрессивным развитием познавательных способностей в шесть этапов, сгруппированных в три уровня в зависимости от личности, на ранее существовавшем уровне. обычный, на обычном уровне или на пост-обычном уровне.

Таким образом, переход от одного этапа к другому включает в себя процесс обучения, который был бы необратимым, поскольку люди всегда двигаются вперед, приобретая и развивая навыки, ценности и руководящие принципы действий, которые определяют и характеризуют нас. То, что может быть произведено, — то, что человек приобретает определенные характеристики каждой стадии плохим способом.

Кроме того, по словам Колберга, не все люди достигают конечных стадий нравственного развития. Для него когнитивное и биологическое развитие необходимо для нравственного развития, но он считает, что это не является достаточным условием.

Доконвенциональный уровень

На доконвенциональном уровне человек судит о моральной допустимости действия по его прямым следствиям. Он фокусируется на внешних последствиях, потому что ещё не научился интериоризировать социальные нормы и общественное понимание хорошего и плохого.

Пример
:

Мальчик ехал на велосипеде по дорожке, находящейся на краю обрыва. Он начал терять равновесие и другой мальчик толкнул его и повалил на землю, чтобы тот не свалился в пропасть. Человек с доконвенциональным уровнем морального развития скажет, что это был плохой поступок, ведь первому мальчику стало больно, да и вообще нельзя никого сталкивать с велосипеда.

Этот уровень свойственен детям, но в некоторых случаях он может встречаться и у взрослых. На нем поведение ребёнка обуславливается только на принципе выгоды и оценивается по дальнейшим последствиям.

Две стадии этого уровня:

Первая:
Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы избежать наказания. Он ещё не понимает «некрасиво», «стыдно» или «неприлично», но понимает «нельзя» и «стой». Иными словами, ребёнок не понимает, что хорошо, что плохо, но уже начинает понимать, что ему можно, а что нельзя. Поведение определяется запретами и наказаниями за их нарушение.

Вторая:
Ребёнок ведёт себя послушно, чтобы получить награду. Он совершает правильные поступки, потому что что-то получает за это. И «правильными» он считает как раз те действия, за выполнения которых его вознаграждают. Нравственных суждений по-прежнему нет, существует только принцип личной выгоды.

Доконвенциональный уровень основан на эгоцентризме ребёнка. Образ действий диктуется родителями, их ограничениями и поощрениями.

Политкорректность — не проблема, а симптом

Парадокс политкорректности. Политкорректность возникла в борьбе за социальную справедливость — это этика военного времени, основанная на ценностях социальной борьбы — поэтому любая ситуация через призму политкорректности выглядит противостоянием, что в мирное время оборачивается абсурдом.
Например, если социальным злом признаётся fat shaming, то политкорректность встаёт на стражу угнетённых людей с лишним весом, страдающих, например, от неравенства в области личной жизни, секса и знакомств — против, получается, всех остальных.
И с этой точки зрения, простого отсутствия fat shaming и боди-позитивного отношения к людям любых фигур и телосложений мало — для этого бы хватило и обычной корректности; в парадигме политкорректности злом является любое усугубление неравенства, поэтому накачать собственный пресс — тоже fat shaming, ведь это увеличение дистанции → усугубление неравенства → ещё более печальное положение угнетённых лишним весом на дейтинговом фронте.
Этика равенства требует от того, кто «равнее других» чуть-чуть пригнуться, скукожиться, чтобы уменьшить дистанцию, а не преувеличить её.

Как политкорректность нашла путь в область некритичного восприятия компаний

Привилегия святости — присваивание определённым идеям атрибута святости, который глушит критическое мышление, обеспечивая освящённым идеям беспрепятственное передвижение под защитой. То ли баг, то ли фича человеческого сознания, во все прежние эпохи обеспечивавшие благополучие жреческого сословия.
Начав замечать, как работают триггеры, переводящие реакции людей в режим «это святое», отключая критическое мышление, — замечаешь и тревожно большое число вариантов до сих пор действующих триггеров в ходу — впрочем, старые ценности, вроде «патриотизма», уже явно выдыхаются.
Успех политкорректности, в частности, состоит в том, что ей тоже, каким-то образом, удалось проникнуть в «святая святых» и закрепиться в привилегированной области некритичного восприятия.

2- Обычный уровень

Общепринятый уровень наиболее характерен для подростков и взрослых. Люди в нем судят, является ли действие моральным или нет, основываясь на ожиданиях и образе мышления общества. Это наиболее распространенный уровень среди людей в развитых странах.

На третьем этапе человек судит о нравственности поступка, основываясь на том, одобрено ли оно большинством общества или нет. Ваше намерение — быть воспринятым как «хорошее».

На четвертой стадии, с другой стороны, принятие социальных норм больше связано с сохранением упорядоченного и функционального общества, а не столько с внешним одобрением.

Связь обучения и развития личности

Обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.

1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение — это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.

2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развитием. Психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект — особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.

3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».

4 стр., 1589 слов

Резюме

В процессе разработки своей собственной стратегий переговоров, действий и поведения, обязательно учитывайте те научные данные, которые мы только что озвучили. Всегда помните о том, что изначальный план необходимо выстраивать на предположении о том, что ваш оппонент (партнёр по бизнесу, руководитель или коллега на работе, товарищ или член семьи) так же, как и вы, настроен на долгосрочное, взаимовыгодное и честное сотрудничество.

Но не теряйте из вида и то, что ситуация может выйти из-под контроля и всё может пойти не так, как вы первоначально предполагали. По этой причине всегда нужно разрабатывать и иметь в запасе страховку – ещё один вариант, если вдруг действовать придётся в условиях форс-мажора. И если уж пришлось отвечать такими же действиями, какие предпринял против вас ваш оппонент, то сразу же после того как «дали сдачи» возвращайте стратегию в её прежнее состояние – предлагайте мир, становитесь «добренькими», будьте готовы пойти на уступки и т.д. Причём такое поведение может повторяться столько раз, сколько вообще необходимо для того чтобы прийти к какому-то общему знаменателю и обоюдовыгодному решению.

Желаем вам успешно овладевать искусством переговоров, ведь этот навык обязательно пригодится вам как в профессиональной сфере деятельности, так и в личной жизни.

Основа теории

Мышление Колберга основано на идее, что у людей есть внутренняя мотивация исследовать и развиваться таким образом, чтобы они могли надлежащим образом функционировать в среде, в которой они живут.

В рамках нашего социального развития это заставляет нас подражать людям, которых мы считаем компетентными, и искать их подтверждения, чтобы знать, что мы действуем правильно.

С другой стороны, Кольберг отстаивал идею о том, что в социальном мире существуют разные закономерности, которые можно снова и снова наблюдать во всех видах групп и институтов. Эти модели диктуют нормы, регулирующие поведение в социальном мире, и включают такие элементы, как сотрудничество, защита и взаимопомощь.

Таким образом, моральная теория этого автора объясняет этику как серию навыков, которые приобретаются в процессе развития с функцией, позволяющей нам легко развиваться в социальном мире.

Каждый из этапов, описанных Кольбергом, включает в себя более широкую группу людей и признание большего количества тонкостей в этом отношении.

Лоуренс Колберг

Он был американским психологом и педагогом, родившимся 25 октября 1927 года в Бронксвилле, Нью-Йорк. Он умер 19 января 1987 года в Бостоне.

Известный как создатель теории, к которой мы собираемся приблизиться и развить с его вкладами область психологии и нравственного воспитания.

Его интеллектуальная деятельность включала социологию, психологию и философию, побуждая его бросить вызов традиционному мышлению. Он был основан на моральной философской традиции, которая простирается от Сократа до Канта.

Его эмпирическое исследование было основано на обосновании суждений через различные моральные дилеммы, являясь новым и продуктивным описанием морального развития.

Для его исследования он был очень под влиянием Пиаже, от которого он взял свой вклад для изучения морали в психологии. Его работа продолжилась в Гарвардском университете в «Центре развития и нравственного воспитания», который он основал..

Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерн

Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) изучал духовное развитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков – направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет – от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

Таким образом, В.Штерн повлиял практически на все области психологии развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

Гештальт (Gestalt) – немецкое слово, эквивалентом которого в русском языке является понятие “целостность”.

Постконвенциональный уровень

Автономия в формировании моральных суждений. Человек осознаёт, что он является отдельным от общества и может иметь собственное мнение, которое он даже вправе поставить выше общественного.

На постконвенциональном уровне человек перестаёт следовать социальным нормам, если они идут вразрез с его личными убеждениями.

Происходит формирование собственных критериев нравственности, собственного суждения о хорошем и плохом, собственной морали. Некоторые исследователи считают, что многие люди никогда не достигают постконвенционального уровня моральных суждений.

Первая стадия: Человек понимает, что существуют различные мнения и взгляды. Их необходимо принимать и уважать, но нет обязанности им следовать. Моральные правила условные, гибкие и могут быть изменены, если того требует ситуация.

Вторая стадия: Поведение человека перестаёт зависеть от личной выгоды, мнения большинства, моральных или юридических законов общества. Действие становится самоцелью. Человек поступает так, потому что он сам считает это правильным. Остальные факторы не играют роли.

Развивайтесь не только интеллектуально и творчески, но и морально. Желаю успехов!

Советуем также прочитать:

  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Что такое конформность и как ее избежать
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Формирование самосознания
  • Диагностика морального сознания. Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма
  • Стадии развития этики в организациях
  • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
  • Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Генетическая психология

Ключевые слова:_D1027, 1Психорегуляция, 4Самопознание

Дальнейшие стадии

В дальнейших исследованиях Кольберг обнаружил, что некоторые индивиды, вероятно, подверглись стадии моральной регрессии. Эту проблему можно было решить либо путем признания существования моральной регрессии либо дальнейшим расширением теории. Кольберг выбрал второй вариант, допустив существование подэтапов, в котором достигнутые стадии ещё не полностью интегрировались в личность. В частности, Кольберг выделил стадии 4½ или 4+, то есть переход от четвёртой стадии к пятой, включающий характеристики обеих. На этом этапе индивид разочарован произвольным характером закона и объяснения порядка; ответственность изменяется с задаваемой обществом на восприятие самого общества как ответственного. Этот этап часто ошибочно принимают за моральный релятивизм второй стадии, так как индивид рассматривает противоречащие его собственным интересы общества как относительные и нравственно неверные. Кольберг отмечает, что это зачастую наблюдается у студентов, поступающих в колледж.

Л. Кольберг предположил наличие седьмого этапа — трансцендентальной нравственности или космически ориентированной морали — который связывает религию с моральным суждением. Трудности Кольберга в получении эмпирических данных даже на шестом этапе привели его к тому, чтобы подчеркнуть умозрительный, теоретический характер седьмой стадии.

Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимости от развития интеллекта. Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвёртой стадии морального совершенствования.
Теория морального развития Кольберга подтверждалась не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей.[источник не указан 945 дней] И несмотря на то, что она имеет много недостатков, эта теория внесла весомый вклад[какой?] в психологию развития человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: