Теория социального научения (дж.роттер)

Теоретические основы

Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда — склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.

Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.

В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.

В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.

Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.

Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.

Интересная закономерность

Основываясь на вышеизложенной информации можно сказать о том, что внутренний локус имеет значительно больше благоприятного влияния на человеческую жизнедеятельность. Именно этот полюс увеличивает продуктивность труда, приносит человеку удовольствие от совершаемых действий, а также способствует выработке стойкости к внешнему воздействию. Однако при чрезмерной выраженности этого полюса, имеются и негативные последствия. Перед каждой личностью должны стоять только реалистичные стимулы, которых можно добиться путем целенаправленных действий. Желания изменить обстоятельства, которые неподвластны внешнему влиянию, могут спровоцировать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.

Объективная оценка собственных возможностей тесно взаимосвязана с состоянием общества

Именно поэтому, заокеанские исследователи уделяют локусу контроля столь пристальное внимание. Многие зарубежные страны отличаются стабильностью в сфере права и экономики. Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии

Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы

Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.

Важно обратить внимание, что методика, использующаяся для определения принадлежности к одной из условных групп, имеет несколько интересных нюансов. По словам её автора, локус контроля является нестабильным значением и может изменяться на протяжении человеческой жизни. Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере

Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере

Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности

Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере. Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности.

Воспитательный процесс подразумевает обучение самостоятельности и взятию ответственности за все принятые решения и совершаемые действия. Методы и строгость воспитания являются решающими факторами в выборе локуса контроля.

https://www.youtube.com/watch?v=246Jx9BeZAk

Прекрати быть жертвой и начни контролировать свою жизнь

У мужчин интернальный локус контроля встречается гораздо чаще, чем у женщин, поэтому они и стремятся к постоянному контролю над своей судьбой и напрямую ассоциируются с силой. Однако многоразличные стрессы и глобальные кризисы могут изменить естественный режим поведения мужчин, которые могут начать верить, что на их жизнь влияют внешние силы. Сегодня всё не наша вина, а скорее результат социальной болезни, зависимости или химического дисбаланса. По крайней мере нам удобно так считать.

Хорошая новость: один локус контроля может смениться на другой, например, с экстернального на интернальный. Роттер обосновал свои идеи локуса контроля следующей теорией: вероятность того, что человек будет действовать, зависит от того, как он оценивает конкретный результат и насколько сильно он верит, что действие принесет результат.

Если говорить простыми словами, мы обвиняем других и играем роль жертвы, когда мы не верим, что можем решить проблему самостоятельно.

Нестойкие люди постоянно обращаются к многоразличным «если только…» Эти ребята говорят, что были бы теми, кем им хочется, «если бы у них было время на тренировки». «Если бы моя жена так сильно меня не нагружала». «Если бы мой босс перестал быть идиотом». Они постоянно откладывают свое счастье, ожидая для него подходящих обстоятельств или людей, которые придут и сделают всё вместо них.

А где правда? Люди не меняются. И если ты хочешь быть счастливым, просто начни сам контролировать свою жизнь. Если ты позволяешь своим коллегам/друзьям/подруге «заставлять» тебя чувствовать себя плохо, ты можешь остановить это, проявив активность.

Стойкий человек понимает, что единственная вещь, которую он может контролировать, это он сам. Только он может изменить обстоятельства и только он может контролировать, как реагировать на раздражители. Обстоятельства не диктуют тебе, как жить — ты диктуешь. Стойкий человек не ждет, что кто-то решит его проблему, он всегда пытается сделать это самостоятельно.

История создания

Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950-х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий. Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, «молекулярные» формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента.

Основная задача теории Роттера — прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления.

Затем, пытаясь дать анализ этих составляющих и переходя к рассмотрению «ценности», Роттер выходит на уровень «молекулярных» форм поведения. «Ценность» результата действия выражается в интеграции «ценности» самого действия и «ценности» сопутствующих ему следствий.

Но автор теории социального научения делает акцент на развертывании понятия «ожидания», что дает следующую формализацию: субъективна вероятность наступления события в определенной ситуации предстает как сумма «специфического ожидания», обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и «генерализованного ожидания», основанного на опыте решения более широкого круга задач. При этом роль «генералированного ожидания» в новой ситуации будет решающей; в типичной же ситуации, наоборот, реализуется «специфическое ожидание», сформированное опытом взаимодействия с данным типом ситуаций.

Роттер не вводит понятий, которые создавали бы контекст для понятий «ценности» и «ожидания», например: «динамика мотивационно-потребностной сферы» или «Я-концепция». Это приводит к тому, что ряд эмпирических данных начинает вступать в противоречие с его теорией. В частности, «ценности» и «ожидания», рассматриваемые им как независимые, в действительности оказываются взаимосвязанными: при неуспехе «ценность» цели снижается из-за ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальные ограничения внеситуативных (генерализованных) конструктов в целом по сравнению с ситуационно-специфическими , что вызывает у нас некоторые сомнения. Возможное решение рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать описание «генерализации» как качественного процесса, происходящего вместе с развитием личностных структур. Для Роттера же генерализация — линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда опытов, поэтому данное понятие остается у него чисто описательным, не имеющим экспериментального обоснования и не выходящим на механизмы создания Я-концепции.

Личная жизнь

Кто-то удивится: разве может быть у «безумного ученого» личная жизнь? Он же одержим своей наукой.

Еще как может. И женятся такие люди, и замуж выходят. Только избраннику непросто будет со своей второй половинкой. Последняя способна зарабатывать хорошие деньги, пользуясь собственным умом. Но такая перспектива нашего умника не прельщает. Он работает над своими задачами ради удовольствия, а не за деньги.

Супругу или супруге придется взвалить на себя не только домашнее хозяйство, но и работать в поте лица.

Что касается детей, то к ним «ученый» относится ровно. Любит, конечно, но без фанатизма. Ему главное – чтобы дети не мешали самореализации.

Отрывок, характеризующий Роттер, Джулиан

– Вздог’! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог’ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь. – Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери. – А я тебе говог’ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его. Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза. – Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так… Он не мог договорить и выбежал из комнаты. – Ах, чог’т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов. Ростов пришел на квартиру Телянина. – Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера. – Нет, ничего. – Немного не застали, – сказал денщик. Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина. Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина. – А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови. – Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол. Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге. – Пожалуйста, поскорее, – сказал он. Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину. – Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом. С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек. – Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он. Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел. – Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.

Внешний и внутренний локус контроля

 — это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо только внутренним, либо только внешним факторам. Первый вид — это экстернальный (внешний) локус. В этом случае человек предполагает, что все случается благодаря воздействию извне: например, в неправильно решенном тесте виновата погода, а повышение на работе произошло случайно — это просто удача. Вера человека в то, что его жизнь зависит от внешних обстоятельств, является психологической защитой. Это может говорить о неполноценности, низком уровне самооценки. Тот, кто не верит в собственные силы, соответственно, ограничивает себя. Люди с внешним локусом контроля чаще страдают психопатологией: ощущая свою беспомощность и незначительность, они воспринимают мир враждебно.

Второй вид — интернальный (внутренний) локус. В этом случае к факторам воздействия относятся черты характера, наличие определенных навыков и знаний, опыт и так далее. Иногда это может быть уместно: допустим, причиной проваленного теста будут недостаточная подготовка, проблемы с концентрацией, усталость. Отметив их, ученик эффективнее подготовится к нему в следующий раз. Кроме того, у интерналов наблюдается большая когнитивная активность. Более глубокая обработка информации, самоанализ позволяет им постепенно увеличивать сложность задачи, что и приводит их к успеху.

Разница между экстернальным и интернальным локусом контроля заключается не только в отношении к ответственности за происходящее, но и в жизненных целях и чертах характера. Интерналы уверены в себе, последовательны, спокойны, они склонны к рефлексии и часто достигают поставленных целей. Экстерналы, наоборот, тревожны, проявляют агрессию, обладают низким уровнем самоконтроля.

«Во время вступительных экзаменов я определял каждого ученика в одну из двух групп: тех, у кого внутренний или внешний локус контроля. Интерналы чаще говорили: „Я знаю, что это зависит от меня“, „Я должен узнать, как стать более успешным“, „Я несу ответственность за то, что происходит в моей практике“ и т. д. Экстерналы говорят такие вещи, как „В наши дни слишком сложно добиться успеха“ или „Конкуренция в нашей области убивает меня“. То есть внешние факторы, такие как удача, судьба, определят, добьются они успеха или нет.

Локус контроля часто рассматривается как врожденный компонент личности. Однако есть доказательства того, что на это влияет и опыт, полученный в детстве. Если родители поощряют независимость и помогают понять связь между действиями и их последствиями, как правило, у ребенка развивается внутренний локус контроля.

Преимущества этого были указаны в исследовании, в котором изучалось потенциальное воздействие локуса контроля на здоровье. Исследователи обнаружили, что из более чем 7500 взрослых британцев, за которыми наблюдали с рождения, интерналы в возрасте тридцати лет с меньшей вероятностью имели избыточный вес, а также реже испытывали стресс. Основным объяснением этих результатов было то, что такие люди больше уверены в своей способности влиять на результаты своими собственными действиями. Как правило, у них более высокая самооценка, чем у экстерналов».

Экстернальный и интернальный локус контроля — две крайности. Все же есть что-то посередине: умеренный внутренний локус. В этом случае люди уверены, что будущее в их руках, они верят в свои силы и работают над улучшением навыков. В то же время они осознают, что некоторые внешние факторы могут быть препятствиями на пути к цели, тогда траекторию придется скорректировать.

Как выглядит хороший локус контроля

Лучшее, что человек может сделать для себя – вернуть локус контроля в границы своего влияния, привязать его там покрепче и больше не отпускать вовне.

Локус всегда должен быть внутренним.

Локус контроля тесно связан с принципом личной ответственности. Интуитивно понятно, что внешний локус контроля – это безответственность. Волевой центр находится где-то снаружи, он несет ответственность за человека, он же им управляет. У человека ни ответственности, ни власти над собой. Простой пример здесь – это ругань на политиков: страну разворовали, работу не дают, потому все в жизни не так. Виноваты они. Ответственность на них. Локус тоже у них. Сам человек сделать ничего не может.

Отсюда кажется, что противоположность безответственности – гиперответственность – это внутренний локус контроля. Но это не так. Гиперответственность – это тоже внешний локус контроля. Нельзя контролировать то, что не можешь контролировать. Это абсурд. Попытка рулить другими людьми там, где нет рычагов влияния и права – это вытаскивание собственной точки волевых усилий наружу, вовне. Внешний локус контроля. Потому что действовать за других невозможно, только за себя.

Родитель не может управлять ребенком и следить за ним, когда он не рядом. В детстве вы когда-нибудь выходили из дома в шапке, чтобы потом стянуть ее за углом? Родители могли заставить шапку надеть, а дойти в шапке до школы – уже нет. За углом их контроль заканчивался.

Если результаты решения проблемы не зависят от вас – проблема вне вашего локуса. Вы не должны помещать локус вовне себя и брать ответственность за то, что вам неподвластно. Нужно убирать фокус внимания с этой проблемы. Либо искать ту часть проблемы, которая подвластна и направлять усилия на нее. Это и будет хорошим локусом.

Молитва о спокойствии духа Карла Фридриха Этингера как раз о возвращении локуса контроля внутрь: «Дай мне спокойствие принять то, что я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».

Если вы ничего не можете изменить, значит проблема вне вашей сферы влияния, а потому локус контроля не должен туда стремиться, это бессмысленно

Не нужно лезть туда вниманием, так вы потратите энергию. И мыслями туда лезть тоже не следует

И эмоциями. Особенно эмоциями. Переводите фокус внимания на ту часть проблемы, которая подвластна вашим усилиям и действуйте в этих рамках.

Внутренний локус контроля – это четкое понимание и ясное видение своей сферы влияния. Субъективная локализация контроля.

Представьте, что на работе дедлайн, нужно срочно сдать проект к завтрашнему утру. Вы застопорили часть своей работы, потому что сначала нужно дождаться результатов работы другого сотрудника. Вы ему уже раз пять раз позвонили и поторопили. Больше сделать ничего не можете. Остается сидеть и переживать, ругать своего коллегу, портить себе настроение и сливать энергию впустую

Либо заняться тем, что можно сделать прямо сейчас, постараться перенести дедлайн или внимание на другой проект, и не думать так напряженно о коллеге

Хороший локус контроля всегда там, где личность может повлиять на свои дела, на себя, свою жизнь. Человек с внутренним локусом учитывает обстоятельства, какие-то из них признает неизменными (в данный момент неизменными или вообще), не сражается с ними, а ищет другую точку приложения усилий.

Основные же усилия он прилагает туда, где может что-то изменить, это может быть собственное самочувствие или поведение, и зачастую уже этого достаточно.

Определить зону влияния и не заниматься тем, что вне локуса контроля – это главный секрет эффективности и успеха. Основной. Фундамент для остального.

Тогда будете чувствовать себя хорошо и спокойно. Вас не будет бросать в крайности и раскачивать от эйфории к упадничеству. Станет много энергии на длительной перспективе. Вам начнет везти. Везде. В любой сфере жизни. Везение – это следствие хорошего локуса контроля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: