От собак к людям
Спустя 11 лет, психологи Э. Лангер и Дж. Роден продолжили исследования по изучению выученной беспомощности, однако на сей раз объектом эксперимента послужило поведение пожилых людей, находящихся в доме престарелых.
Группа участников включала два этажа с пожилыми людьми:
- второй этаж (9 мужчин и 35 женщин);
- четвертый этаж (8 мужчин и 39 женщин).
Так, по указаниям исследователей, администрация провела две встречи с жителями соответствующих этажей. Тех, кто располагался на втором этаже, заверили в полной безопасности и обеспечении комфортных условий. Фактически, посыл администрации заключался в том, что пожилым людям не стоит ни о чем беспокоиться, за них решены все организационные вопросы и им не о чем волноваться. Тех же, кто располагался на четвертом этаже, попросили быть более ответственными за свое пребывание в заведении. Участники этой группы должны были сами решать, что им есть на обед, когда и какой фильм смотреть, как в принципе проводить свой досуг, как обустраивать свой быт и т.д.
Как видно, главное отличие групп заключалось в степени зависимости от решений руководства дома престарелых (как и с собаками, зависевшими либо от собственных действий с рычагом, либо от действий своих «коллег»). Таким образом за престарелыми наблюдали в течение трех недель, отслеживая не только удовлетворенность своей жизнью, но и активность, потребность в общении, питание, привычки пациентов.
Результаты исследования оценивались по критерию уровня счастья. Так, в первой группе пациентов (второй этаж) наблюдалось отрицательное значение данного показателя, равное -0,12. Напротив же, вторая группа пациентов (четвертый этаж) показала противоположный результат: +0,28. По оценкам медсестер, работавших в доме престарелых и наблюдавших за испытуемыми, состояние пациентов изменилось в таком же направлении. В первой группе было замечено большее стремление и потребность в общении, в то время как во второй пожилые люди стремились в большей степени к пассивному наблюдению за персоналом .
Такие результаты подтвердили теорию Мартина Селигмана о выученной беспомощности.
Тем не менее важно понимать значимость данного эксперимента в контексте выученной беспомощности именно пожилых групп населения. Зачастую мы полагаем, что наши старшие не способны полностью организовать свой быт, досуг, справиться с задачами, которые были им некогда по плечу, и это, безусловно, так
Но не стоит акцентировать на этом внимание
Оказывается, что ухудшение памяти, снижение когнитивных способностей, общего тонуса организма усугубляется тогда, когда престарелые теряют возможность контроля своей жизни, и это напрямую развивает синдром выученной беспомощности. Если оставлять таким группам населения большую возможность изменения некоторых аспектов своей жизни, давать возможность принимать решения самостоятельно, то можно предотвратить развитие выученной беспомощности.
Однако о том, как избавиться от синдрома выученной беспомощности, мы упомянем чуть позже. Сейчас же коротко остановимся еще на одном эксперименте, проведенном уже на молодых группах населения.
Чем опасен комплекс мученика
Отличительной особенностью комплекса мученика является то, что человек не только считает себя жертвой чужого безразличия или несправедливости жизни, но и в постоянном режиме жертвует собой, своим временем и желаниями ради других, не видя для себя другой возможности.
Комплекс мученика представляет собой искаженный образ мышления и восприятия, а также всего взаимодействия с жизнью, и имеет серьезные негативные последствия для своего обладателя. К сожалению, те, у кого присутствуют мученические склонности и есть долгая история подобного страдальческого существования, плохо осознают, что это результат неблагоприятных и нездоровых шаблонов, установок и выводов.
Комплекс мученика может подкрепляться синдромом приобретенной (выученной) беспомощности, и тогда человеку кажется, что в его жизни ничего не может быть иначе и он обречен на горькую мученическую долю.
Диагностика
ля установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.
Социальные трудности:
- эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
- невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
- нарушение общепринятых норм поведения и общения.
Поведенческие особенности:
- выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
- наличие стереотипных движений с частым повторением — покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
- ограниченность интересов — человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
- патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.
К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:
- нарушение самообслуживания;
- эмоциональная обедненность речи;
- отсутствие интереса к окружающему миру.
Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.
Синдром Аспергера лечится?
Этот синдром диагностируется у детей уже с 1 года и сохраняется стабильно на протяжении всей жизни.
Важно понимать – это не болезнь в привычном ее понимании, а особенность развития личности. Какого-либо определенного лечения не существует
Можно лишь корректировать негативные отклонения от нормы педагогическим путем – развивать недостающие навыки социализации
Какого-либо определенного лечения не существует. Можно лишь корректировать негативные отклонения от нормы педагогическим путем – развивать недостающие навыки социализации.
А вот попытки назначать таким детям нейролептики, нормотимики и другие психотропные препараты – действительно наносят вред. Все это может задерживать развитие мозга, подавлять эмоциональную сферу. Поэтому без острой тревожной симптоматики к медикаментозному лечению прибегать бессмысленно.
И будьте здоровы!
Примеры проявления психологических защит
-
Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?
-
Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. «Не было такого, что ты выдумываешь!» Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?
-
Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?
-
Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?
-
У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?
Как все начиналось?
Встречайте: человек, позаимствовавший Дольфа у Никиты, – Мартин Селигман, психолог, основоположник позитивной психологии. На сегодняшний день Селигман является директором Центра позитивной психологии в Пенсильванском университете Филадельфии, где, собственно, в 1967 году он и проводил эксперименты с собаками.
Исследование состояло из двух стадий. Коротко опишем каждую из них.
Стадия первая
Всего имелось три группы собак. Первая группа помещалась в клетку с рычагом. На собаках размещалась шлейка, проводившая ток. Таким образом животные подвергались воздействию небольших электрических разрядов (довольно печальная история). Однако у собачек была возможность прекратить подачу тока, зацепив рычаг. Переключив его в противоположный режим, испытуемые получали возможность выхода из клетки.
Вторая группа собак также помещалась в клетку с рычагом. По шлейке таким же образом передавалось небольшое количество тока, однако эти собачки не могли выйти из клетки по примеру собак из первой группы, т.е. их действия с рычагом были бессмысленны, а попытки изменить его режим – тщетны. Прекращение подачи тока зависело исключительно от действий собак первой группы – если им удавалось открыть выход, то и вторая группа собак получала свободу от «пыток».
Третья же группа собак (в которой и находился Дольф) вообще не испытывала никакого дискомфорта. Благо, подачи тока не осуществлялось, и животные просто какое-то время находились в клетке, а по истечении времени получали свободу. Это была контрольная группа .
По проведении первой стадии были сделаны следующие выводы:
- собаки из первой группы довольно быстро разобрались в принципе работы подачи тока и сумели понять, что положение рычага напрямую влияет на их мучения;
- собаки второй группы показывали поведение, близкое к отчаянию – скулили и выли в ожидании прекращения подачи тока и освобождения.
Далее был проведен следующий этап эксперимента.
Стадия вторая
Эксперименты с подачей тока на этом для собак закончены не были. Животных поместили в новую клетку, поделенную на два отсека с помощью перегородки. В половину пола клетки (до перегородки) поступало небольшое количество тока, что доставляло неприятные ощущения животным, в то время как во второй половине клетки (после перегородки) было безопасно. Соответственно, чтобы избавиться от боли, собакам нужно было перепрыгнуть через перегородку.
По результатам проведенной второй стадии оказалось, что собачки из первой группы пытались найти способ избавления от болевых ощущений и в конце концов перепрыгнули через перегородку, отыскав безопасную территорию. Собаки же из второй группы лежали на бьющем током полу и скулили, ожидая спасения и даже не обращая внимания на перегородку. А собаки из третьей группы продолжали все также сидеть в клетке, в которую и вовсе не поступало никакого тока (Дольф, как видно, везунчик).
Результаты эксперимента оказались очень информативными и позволили Мартину Селигману открыть учение о выученной беспомощности .
Если проанализировать поведение собак, то становится понятным, что животные, испытав однажды негативный опыт своей беспомощности, поняв, что их действия не приводят ни к чему продуктивному, отчаялись, и при новой кризисной ситуации не стали даже пытаться ее исправлять.
Поведение индивида, основанное на мысли о том, что его действия не приведут ни к каким результатам, и называется выученной беспомощностью. Вернувшись к Никите, теперь мы можем с уверенностью и научной обоснованностью сказать, что мама была не права, потому что молодой человек должен реализовывать свои планы, стремиться воплощать свои идеи и видеть их результаты – негативные или позитивные, по сути, не имеет значения. Главное – его действия принесут плоды, судя по которым ему нужно будет дальше выстраивать стратегию своих действий.
Однако серия экспериментов по выученной беспомощности на этом не закончилась.
Основы понятия психического заболевания
В официальной медицине и в психиатрии, в частности, термин «психическое заболевание» считается не совсем корректным и не совсем правильным. Предпочтительнее использовать понятие «психическое расстройство», но данное правило весьма расплывчато и не всегда соблюдается.
Понятие душевного расстройства неразрывно связано с понятием психического здоровья. Это такое состояние, при котором человек является общественно полезной личностью, реализовывает себя и способен противостоять стрессовым воздействиям. Этот термин определяет не только психологическое состояние индивида, его самовосприятие, но и активное, плодотворное взаимодействие в обществе, в своей социальной группе.
Психическое заболевание в широком смысле – это состояние, отличающееся от нормы. При этом наблюдаются нарушения в мыслительной деятельности, эмоциональной, поведенческой сфере. Критериями, служащими для диагностики ментального расстройства, могут стать:
- нарушение самоидентификации;
- отсутствие самокритики;
- неадекватность психических реакций на действие среды;
- поведение выходит за рамки законного и нормативного, потеря контроля и самоуправления над собой;
- потеря способности ставить перед собой планы, реализовывать их;
- отсутствие последовательности действий;
- разорванность мыслей и высказываний;
- неспособность подстраиваться под жизненные обстоятельства.
Психические изменения нередко приводят к физическим нарушениям. Отклонения в психике также могут стать следствием телесной болезни. Поэтому перед постановкой диагноза, символизирующего психическое расстройство, пациента тщательно проверяют на наличие патологий внутренних органов.
В мире пятая часть населения имеет психические расстройства. Как правило, такие люди состоят на учете в психоневрологическом диспансере или получают лечение в психиатрическом стационаре.
Преступные «незнайки»
Впервые синдром был описан дрезденским психиатром Зигбертом Ганзером в 1898 году . По определению самого первооткрывателя, расстройство характеризуется тем, «что больные на самые простые вопросы не в состоянии ответить правильно, хотя по характеру их ответа видно, что они понимают смысл предлагаемых им вопросов; в своих ответах они обнаруживают порази-тельное невежество и исчезновение сведений, которыми, наверное, обладали и обладают…».
Больной растерян, подавлен, кратковременно могут отмечаться галлюцинации, бредоподобные фантазии; поведение характеризуется театрально подчеркнутой бессмысленностью. Больной часто держит себя несколько по‑детски: то нелепо смеется, то как бы в испуге демонстративно прячется под стол или кровать; иногда наблюдаются резкие явления психической и двигательной задержки (истерический ступор заключенных): больной неподвижно лежит в постели, совершенно безучастно глядит на окружающее и с большими задержками отвечает на вопросы. Обычно есть те или иные истерические стигмы, например, участки кожной анестезии, расположение которых противоречит возможности повреждения периферических нервов, часто — с изменчивой локализацией.
Нелепые ответы больного на простые вопросы наводят на мысль о глубокой утрате элементарных сведений, которая не наблюдается ни в одной из форм приобретенного слабоумия. Однако систематическое наблюдение и косвенные вопросы показывают, что больной обладает знаниями, утрату которых заставляют предполагать его ответы, и что вне исследования он правильно понимает ситуацию и отношения. Эта особенность, в связи манерой говорить медленно, как бы обдумывая и подыскивая ответ, наводит на мысль о симуляции.
Синдром Ганзера наблюдается на протяжении сравнительно небольшого промежутка времени (от нескольких часов до нескольких дней) на высоте сумеречного состояния и с прояснением сознания, как правило, исчезает, но в отдельных случаях может принимать и затяжное течение.
Как взаимодействовать с «мучениками»
Как поступать, если в ближнем окружении есть обладатели мученического комплекса и от них никуда не деться? Как выстраивать с ними отношения?
С людьми, у которых есть склонность страдать или забывать о себе, фокусируясь на других, бывает нелегко, и эмоции раздражения и фрустрация вполне понятны. На эти случаи также есть конкретные практические рекомендации, о которых мы расскажем ниже.
Отдавайте себе отчет в сложности комплекса
В ситуациях, где вы вынуждены находить общий язык со страдальцем, важно помнить, что изменить мышление и способ бытия этого человека вы не сможете, но вполне реально выстроить взаимодействие с ним так, чтобы оно было наиболее комфортным и гармоничным. Полезно помнить, что все те странные тенденции и свойства, которые демонстрирует человек, есть нечто большее, чем отдельно взятая особенность
Они укоренились в его систему воззрений и ценностей, вплетены в его психоэмоциональную реальность, но мало подвластны самому мученику. Всю глубину и разрушительность этих механизмов ему не понять, а тем более не прекратить одним взмахом руки, т.к. они скрыты от сознания
Полезно помнить, что все те странные тенденции и свойства, которые демонстрирует человек, есть нечто большее, чем отдельно взятая особенность. Они укоренились в его систему воззрений и ценностей, вплетены в его психоэмоциональную реальность, но мало подвластны самому мученику. Всю глубину и разрушительность этих механизмов ему не понять, а тем более не прекратить одним взмахом руки, т.к. они скрыты от сознания.
Если принимать во внимание все факторы, которые могли посодействовать мировоззрению страдальца (неблагополучные культурная среда или семейная динамика в детстве, неудачный опыт отношений и прочее), становится легче понимать таких людей и относиться к ним с сочувствием
Сочувствуйте
Следующая рекомендация как раз и касается вышесказанного. Относитесь к тем, у кого есть комплекс мученика, как к тем, кому повезло меньше, чем вам, и у кого в жизни больше сложностей и боли. Это означает не стараться им помочь во всем и облегчить их долю, а стремится проявлять немного больше понимания и толерантности.
Сочувственное отношение также помогает избежать накопления негативных эмоций и фрустрации, которые часто возникают при взаимодействии со страдальцами. Помните, что умение эмпатировать является частью эмоционального интеллекта, а тренировать его можно различными научными способами.
Помните о своих границах
Доброта и сочувствие не должны причинять вам неудобство или боль. Вам, так же, как и мученику, необходимо соблюдать границы комфортного и гармоничного взаимодействия. Если общения с подобным индивидом становится слишком много, и оно начинает утомлять вас, вы имеете право сократить его, даже если человек будет недоволен или обижен. Забота о себе и сохранение своих личных границ помогают оставаться добрым и сочувственным к другому, и таким образом идут взаимоотношениям на пользу.
Соблюдая перечисленные правила, можно выстраивать отношения с теми, у кого выражены мученические склонности, в здоровом и адекватном ключе. К сожалению, мы не можем избавить таких людей от их комплекса, но можем показать возможность жить в более благоприятной и счастливой модели, тем самым подтолкнув их двигаться в правильном направлении.
Диагностика Органического амнестического синдрома:
Диагноз амнестического синдрома основан, собственно, на выявлении амнезии и органического фона, который мог ее вызвать.
Однако сам по себе такой диагноз возможен лишь как дополнительный и уточняющий или в тех случаях, когда органическая основа есть, но пока не конкретизирована. То есть диагноз можно рассматривать при хроническом течении (более 3 месяцев) как промежуточный или как ретроспективный. Например, при гипоксии в результате незавершенного суицида или остановки сердца, после первых черепно-мозговых травм первоначальный диагноз органического амнестического синдрома обычно оправдан, но при хроническом его течении по типу гипоксической энцефалопатии или травматической болезни мозга обычно следует думать о нарастании дементирующего процесса. Перенесенные ранее травмы с ретро-антероградной амнезией могут никак не сказываться на актуальном психическом состоянии, но перенесенная амнезия влияет на поведение и мотивацию по принципу следовой реакции. Реакция личности на амнезию чаще активная, она может сопровождаться беспокойством, тревогой или растерянностью.
Главными клиническими критериями являются:
1. Фиксационная, антероградная и ретроградная амнезия, снижение памяти по закону Рибо;
2. Данные, указывающие на наличие инсульта или болезни мозга (особенно вовлекающие билатерально-диэнцефальные и средневисочные структуры);
3. Отсутствие дефекта в непосредственном воспроизведении (память на текущие события не изменена);
4. Отсутствие нарушения внимания и сознания.
Дополнительные симптомы: конфабуляции, эмоциональные изменения и др.
Клинический пример: Пациент 35 лет, доцент университета. В анамнезе без особенностей. В результате мерцательной аритмии произошла остановка сердца, зафиксирована клиническая смерть; возобновление сердечного ритма осуществлено с помощью дефибрилляции. На протяжении последующих трех месяцев после пребывания в реанимации отмечается астения, предпочитает одиночество. Не помнит, какой именно предмет преподавал, хотя формальные знания сохранены, не помнит темы, по которой защищал диссертацию, и знакомых, приобретенных за последние 2 года. С удивлением рассматривает автореферат диссертации. Не помнит также событий в течение месяца пребывания в реанимации. Уход за собой осуществляет, пытается читать и восстановить память, однако в результате фиксационной амнезии испытывает затруднения в запоминании.
Дифференциальная диагностика
Амнестический органический синдром следует дифференцировать с деменциями, диссоциативной амнезией, амнезией в результате применения психоактивных веществ, расстройствами множественной личности.
В острой стадии дифференциальный диагноз основан только на неврологическом исследовании, данных объективного исследования, а также анамнезе. При деменциях течение амнезии хроническое, присоединяются нарушения других когнитивных функций. При применении психоактивных веществ присутствует нарушение воспроизведения непосредственных событий, то есть фиксационные расстройства, которые редки при органических амнестических синдромах. Диссоциативная амнезия является результатом вытеснения травматического события и непосредственно с ним связана, при ней не обнаруживается органического фона. При расстройствах множественной личности амнезии предшествуют стилистика поведения, мотивация и память, относящиеся к другой личности.
В чем причина зависимых отношений?
Если вы узнали себя, своего партнера или историю знакомых/родственников – наверняка заинтересуетесь: а в чем же причина такой картины, что не так, почему это случилось?
Причинами эмоциональной зависимости обычно выступают:
- родительская недолюбленность в детские годы;
- наличие психотравмы, перенесенной в детстве;
- чрезмерная родительская опека;
- заметно низкая самооценка, неуверенность в себе;
- желание получить одобрение и похвалу родителей и окружающих;
- неуважительное отношение родителей;
- существование в плохих материальных условиях;
- эмоциональная инфантильность;
- страх собственной ненужности;
- боязнь одиночества;
- неумение нести ответственность за свое поведение;
- частая критика;
- желание оказаться в чьем-то подчинении;
- неправильное воспитание;
- нелепое представление о любви, стремление быть с объектом обожания одним целым, с утра до вечера быть вместе;
- наличие психологических комплексов.
Личностные патологические изменения зрелого возраста
Данная категория душевных недугов также очень обширна. В нее внесены расстройства, сопровождающие человека с детства и связанные с индивидуальными чертами его характера либо приобретенные будучи уже в старшем возрасте.
Специфические личностные нарушения формируются еще в детстве. Они сопровождаются тяжелыми, стойкими отклонениями в деятельности индивида, которые захватывают практически все сферы жизни. К этой группе относятся психопатии, насчитывающие порядка 10 видов. Среди них – истерическая, параноидальная, шизоидная, зависимая, неустойчивая формы и т.д.
К примеру, нарциссический психопат помешан на самом себе, своей внешности. Он постоянно следит за своим телом, занимается спортом, любит дорогую одежду. Всегда выглядит безукоризненно и пользуется успехом у женщин. Его отличает эгоцентризм, эгоизм, потребность в восхищении.
Шизоидные психопаты эмоционально и физически оторваны от людей. Они сокращают социальные контакты до минимума и избегают ментальной близости.
Данное расстройство невозможно искоренить. А с возрастом оно только крепчает.
Патологические личностные изменения, сохраняющиеся на длительное время, могут быть приобретены уже в зрелом возрасте. Их причиной становятся пережитые катастрофические явления: пытки, плен, природные катаклизмы и другие ситуации, которые несут угрозу жизни.
Другая категория личностных изменений в зрелом возрасте – это нарушение привычек. У человека появляется непреодолимое желание совершать какие-либо действия. Сюда относят патологическую тягу к азартным играм. Среди более опасных «увлечений» выделяют страсть к поджогам, воровству, самотравмированию вплоть до самоканнибализма.
К другим категориям психических заболеваний относят умственную отсталость в виде олигофрении. Данная форма слабоумия диагностируется до 3-летнего возраста. И характеризуется интеллектуальным недоразвитием, которое остается неизменным в течение всей жизни.
Нарушения психического развития включают в себя расстройства речи, координации движений, учебных навыков.
Психические расстройства детского возраста представлены различными изменениями в эмоциональной и поведенческой сфере. Среди них – гиперкинезы, тики, заикание. Сюда же относят нарушения привязанностей, депрессивные, фобические, тревожные расстройства, энурез, пищевые отклонения.
Разнообразие психических заболеваний поражает. Сложно поверить в то, что причины многих из них до конца и достоверно не установлены. Диагноз психического расстройства не может быть установлен, основываясь только лишь на внешних проявлениях. Его диагностика – это поэтапный и последовательный процесс.
Клиническая картина
Периодическая лихорадка – главный признак, по которому можно заподозрить синдром Маршалла. На фоне полного здоровья у ребенка повышается температура до 38 – 41 ºC. И держится от 2 до 7 дней, иногда до 10 дней и исчезает самостоятельно. Как правило, ребенку назначают антибиотики и жаропонижающие препараты, на фоне которых нет эффекта.
Афтозный стоматит — язвы располагаются на слизистой оболочки губ и щёк. Этот признак проявляется примерно у 40-80% пациентов.
Фарингит с экссудативным компонентом на миндалинах встречается у 65–100% пациентов.
Шейная лимфаденопатия (увеличение лимфоузлов) встречается 60–100% пациентов. Шейные лимфоузлы могут быть уплотнены, болезненны при пальпации.
Также могут встречаться и другие симптомы: боль в животе (40-65%), суставная боль (40%), рвота (18-41%) и головная боль (18-65%).
Прогноз
У 40%³ детей с синдромом Аспергера по мере взросления его проявления смягчаются, но при этом могут сохраняться проблемы в общении, сенсорная чувствительность, а также стремление к концентрации на предмете интереса.
Ребенку с синдромом Аспергера очень важна психосоциальная поддержка. Занятия с психологом могут смягчить симптомы заболевания. Фото: photographee.eu / Depositphotos
Если смягчения симптомов не происходит, когда больной взрослеет, диагноз изменяют на «шизоидное расстройство личности», но, фактически, человек продолжает страдать от синдрома Аспергера³. Чаще всего результаты адаптации оказываются средними. Человек становится более или менее самостоятельным, но у него сохраняется ряд личностных особенностей, связанных с заболеванием. Во многих случаях все связанные с общением, поведением и взаимодействием в обществе проблемы в определенной степени сохраняются в течение всей жизни. Со временем симптомы могут изменяться. На фоне основного заболевания могут появляться и другие расстройства или заболевания, включая алкогольную зависимость, депрессию.
При хорошей адаптации человек с синдромом Аспергера может быть очень успешным в выбранной профессии, он может создать семью, быть полностью самостоятельным и почти не испытывать заметных трудностей в социальном взаимодействии.
Почему при определении признаков синдрома Марфана нужно обратиться к врачу?
Сама по себе генетическая аномалия совместима с жизнью. Однако опасны последствия болезни, вызванной FBN1 мутацией:
- разрывы крупных сосудов, чаще всего — аорты;
- хроническая сердечная недостаточность — неспособность сердца обеспечивать необходимую работу для кровоснабжения всех органов;
- снижение остроты зрения или полная потеря зрительной функции.
Разрыв аневризмы аорты или другого магистрального сосуда часто заканчивается моментальным летальным исходом. Хроническая сердечная недостаточность может перейти в острую форму, а без экстренной медицинской помощи также привести к фатальным последствиям — внезапной коронарной смерти. Именно эти осложнения чаще всего приводит к гибели детей с синдромом Марфана. Особая опасность ждет женщину с синдромом мутации гена FBN1 во время беременности: повышенная нагрузка на аорту в разы увеличивает риск ее разрыва.
Чтобы предупредить развитие опасных осложнений и компенсировать возникающие нарушения, родителям нужно как можно раньше обратиться за медицинской помощью при первом подозрении на синдром Марфана у ребенка
При этом важно не только однократно провести обследование, но и стать на учет к врачам, которые занимаются коррекцией проявлений синдрома:
- специалисту по генетическим болезням;
- кардиологу;
- ортопеду-вертебрологу;
- дерматологу;
- офтальмологу;
- гастроэнтерологу.
Список специалистов зависит от степени выраженности заболевания, при этом регулярно необходимо проходить комплексные профилактические осмотры для раннего выявления новых нарушений.
Синдром Марфана — болезнь гениев?
С синдромом Марфана связаны не только многочисленные поводы для обращения к врачам. Часто люди с мутацией гена FBN1 компенсируют физические проявления болезни интеллектуальными способностями, поэтому это генетическое заболевание даже называют «синдромом гениев». Считается, что повышенный выброс адреналина из-за патологических изменений в надпочечниках определяет высокий тонус умственной и психической активности у таких пациентов. Именно поэтому в числе людей с синдромом Марфана можно найти известных личностей. Например, Юлию Цезарю, Аврааму Линкольну и Шарлю де Голлю патология не помешала стать известными политическими деятелями; Ганс Христиан Андерсен и Корней Чуковский создали уникальные литературные произведения, а Никколо Паганини прославился как гениальный музыкант.
Современные знаменитости также не скрывают свои недостатки и становятся еще более популярными из-за генетического дефекта. Например, солисту американской рок-группы Deerhunter Брэдфорду Коксу нетипичная внешность придает особый шарм, а испанский актер Хавьер Ботет очень востребован, поскольку правдоподобно и талантливо играет отрицательных героев в голливудских фильмах ужасов (рис. 6).
Причины
Изучение причин синдрома Аспергера продолжается до настоящего времени и далеко от своего завершения. До сих пор не выявлены первичный морфологический субстрат и патогенез заболевания. В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположения об аутоиммунной реакции материнского организма, вызывающей повреждение головного мозга плода.
Много разговоров ведется о негативных последствиях профилактических прививок, отрицательном влиянии ртутьсодержащих консервантов в вакцинах, а также комплексной вакцинации, якобы перегружающей иммунную систему ребенка. Не нашла до настоящего времени достоверного научного подтверждения и теория гормонального сбоя у ребенка (низкого или высокого уровня кортизола, повышенного уровня тестостерона); изучается связь между аутистическими расстройствами, в т. ч. синдромом Аспергера, и недоношенностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются:
- генетическая предрасположенность,
- мужской пол,
- воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности,
- внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, герпес и др.).
Подведем итоги
Итак, если вы узнали в человеке-мученике себя, это не повод отчаиваться. Можно «вылечиться» от этого комплекса освоив навыки ассертивной коммуникации и выражения собственных эмоций, научившись заботиться о себе и устанавливая здоровые границы. К вашим услугам также тщательно разработанные программы, призванные помочь с развитием подобных навыков и привычек: онлайн-программы «Лучшие техники коммуникации» и «Психическая саморегуляция».
В ситуациях, где приходится взаимодействовать с «профессиональными мучениками», также есть механизмы управления. Сделать такое общение более комфортным и продуктивным можно, отдавая себе отчет, что комплекс мученика – это весьма сложная конструкция, которой сам его обладатель не управляет и не осознает. Помня об этом, проявляйте немного больше сочувствия и понимания к страдающим от мученического склада ума, но не забывайте устанавливать и поддерживать свои личные границы.
А теперь проверьте, хорошо ли вы усвоили материал статьи и разобрались, что делать с комплексом мученика:
Желаем вам комфортного и приятного общения со всеми людьми в вашей жизни!