Проективные методы исследования личности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «МОИ ПРАЗДНИКИ»

Подготовила студетка 3Б Барановская Алина Игоревна

Слайд 2

Текст слайда:

Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.  Под эмоциональной направленностью личностью здесь подразумевается некоторая совокупность сфер, в которых человек испытывает наиболее сильные положительные эмоции, к которым он проявляет интерес и склонен проявлять систематическую активность, конечной целью которой является получение положительных эмоций. 

Слайд 3

Текст слайда:

Методика носит проективный характер, поэтому следует достаточно осторожно производить интерпретацию ответов испытуемых. Желательно использовать методику вместе с другими, направленными на изучение эмоциональной направленности и ценностной сферы личности.   На ответы испытуемого довольно большое значение оказывает его психическое состояние

Поэтому желательно проводить диагностику в достаточно спокойной обстановке. Однако состояние вялости, расслабленности испытуемого тоже может отрицательно сказаться на качестве ответов.   Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе. В последнем случае следует с особой тщательностью следить за тем, чтобы испытуемые «не списывали» и вслух не высказывали свои идеи.   Методика не предназначена для повторного использования.

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

Инструкция:  Сейчас Вам предстоит немного творческой работы.   Представьте, что из календаря исчезли все праздники. Вам поставили задачу придумать двенадцать новых праздников, на каждый месяц по одному. Название и суть каждого праздника должны быть совершенно новыми. Нельзя придумывать праздники «Новый год» или же «Новехонький год». Не должно быть праздников, называющихся одной лишь датой: «8 марта» или же «День 31 декабря». Праздники должны быть совершенно новыми, такими, что еще не праздновались. Ну или хотя бы такими, про которые вы не слышали. Придумайте двенадцать праздников и расставьте их по месяцам

Дату празднования указывать не обязательно.   Еще раз обратите внимание, что из названия праздника должно быть ПОНЯТНО то, что люди будут ПРАЗДНОВАТЬ

Слайд 6

Текст слайда:

Обработка результатов  Получив от испытуемого двенадцать названий новых праздников, первым делом следует исключить из дальнейшего анализа названия, похожие или совпадающие с известными и распространенными праздниками вроде «Новый год» или «День всех влюбленных». Не так хорошо известные праздники («День программиста», «Международный день родного языка») желательно оставить: вполне вероятно, что испытуемый про них не слышал. Если большинство названий, указанных испытуемым, совпадает или похоже на общераспространенные праздники, то это может свидетельствовать о том, что он плохо понял инструкцию, отрицательно относится к ситуации тестирования или же он имеет некоторый страх самовыражения.   Далее происходит разнесение праздников, указанных данным испытуемым, по категориям эмоциональной направленности личности: 

Слайд 7

Текст слайда:

А — Альтруистическая направленность (безвозмездная помощь кому-либо, забота)   К — Коммуникативная направленность (общение, объединение людей)   Гл — Глорическая направленность (слава, известность)   П — Праксическая (активная деятельность, движение)   Пг — Пугническая (опасность, адреналин)   Р — Романтическая (любовь, дружба)   Ак — Аквизитивная (накопление богатств, потребление)   Г — Гедонистическая (телесные удовольствия, забота о теле)    Гн — Гностическая (знания, открытия, интересы)   Э — Эстетическая (красота, гармония).   Каждый праздник может дать два балла. Если он отнесен только к одной категории, то в счет этой категории уходит два балла. Если праздник отнесен к двум категориям, тогда каждая категория получает по баллу.   Далее производится качественный анализ распределения баллов.   Распределение праздников по месяцам значения не имеет. Данное условие служит дополнительным фактором, мотивирующим испытуемого на серьезное отношение к тесту.

Слайд 8

Текст слайда:

Библиографическая ссылка1. Проективная методика «Мои праздники» // А. Я. Психология (azps.ru) : . 25.09.2009. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/kit/moi_prazd.html (25.09.2009).Разработчик. Лаборатория azps.ruЛицензия. Текстовое содержимое доступно в соответствии с GNU Free Documentation License.

Адаптации и модификации

Первая адаптация

Первая попытка адаптации теста POI в России была осуществлена в Ленинграде Е.Б. Лисовской, однако широкого распространения эта методика не получила.

Вторая адаптация

В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз предприняли еще одну попытку адаптировать этот тест. В процессе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, фактически, авторами был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Методика была опубликована в 1987 г. ограниченным тиражом и к настоящему времени стала библиографической редкостью, в связи с чем и предпринято ее повторное издание.

Самоактуализационной тест построен по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков — по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

Третья адаптация

Ещё один вариант был создан в Ярославле в НПЦ «Психодиагностика» в 1996 году А.А. Рукавишниковым под руководством В.И. Чиркова. В отличие от методики САТ, ЛиО сохранил структуру из 150 вопросов и категоричную альтернативность предлагаемых утверждений.

Данный вариант теста содержит 14 шкал: Шкала времени (настоящее), Шкала времени (прошлое), Опора на себя, Опора на других, Ценность самоактуализации, Экзистенциальность (гибкость поведения), Реактивная чувствительность, Спонтанность, Самоуважение, Принятие себя, Природа человека, Синергия, Принятие агрессии, Способность к близким контактам. Кроме того, высчитывается два относительных значения из первых четырёх шкал: Отношение времени и Отношение опоры.

Все шкалы, входящие в «Опросник личностной ориентации» были полностью проверены по всем необходимым психометрическим параметрам (анализ пунктов, надежность по однородности, надежность по устойчивости результатов, конструктная и критериальная валидность). Психометрическая проверка шкал опросника показала его высокую диагностическую пригодность.

Выборку стандартизации опросника составили 567 испытуемых в возрасте от 18 до 45 лет (40% мужчин и 60% женщин). Поскольку достоверных различий между мужской и женской выборками обнаружено не было, приводятся обобщенные нормы для обеих групп.

Четвёртая адаптация

Четвёртый вариант русскоязычной адаптации методики был опубликован в 1998 году Н.Ф. Калиной при участии А.В. Лазукина. Структура опросника подверглась значительной переработке: была оставлена одна основная шкала и десять дополнительных, значительно переформулированы утверждения, авторы отказались от использования Т-баллов — вместо этого результаты приводятся в виде % к максимальному значению шкалы.

Психологические тесты

Проективный тест «Ваши жизненные ценности»

Эта фигурка сознательно лишена всех внешних деталей. Вам нужно сделать из этой «заготовки» человека, снабдив его всем необходимым для жизни. Рисуйте все, что вы сочтете нужным, не забудьте про фон….

Методика незаконченных предложений Сакса — Сиднея

Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным….

Проективная методика «Мои праздники»

Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики….

Проективная методика «Три дерева»

Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «Три дерева». Эта проективная рисуночная методика придумана и воплощена в жизнь немецким психотерапевтом Эддой Клессман. Тестирование «Три дерева» помогает…

Методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» И. Л. Соломина

Методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей. Предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о…

Методика «Жизненный путь»

Применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор….

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания. Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста….

Рисуночный тест «Кактус»

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. А. Панфиловой для детей 3-7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком. Если Вы захотите проверить себя и сделать тест самостоятельно,…

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов исследования производится в соответствии с приведенным ниже описанием шкал. В зависимости от целей использования тест может быть интерпретирован полностью или частично. Если тестирование преследует чисто исследовательские цели, например, выявление связи степени самоактуализации с эффективностью различных форм и методов обучения, то в некоторых случаях можно ограничиться лишь анализом результатов по двум базовым шкалам. Такой же выборочный анализ (с привлечением отдельных дополнительных шкал в зависимости от целей и задач конкретной работы) может быть достаточным и, например, при контроле изменений, наступивших в результате занятий социально-психологическим тренингом или групповой терапии.

Тест Роршаха

В 1921 году психиатр Герман Роршах опубликовал психологический тест, состоящий из 10 листов с неоднозначно выглядящими симметричными чернильными пятнами. С годами субъективность в интерпретации этого теста заметно снизилась; В частности, в 1980-х годах стала популярной система оценки Exner, основанная на научных исследованиях.

В тесте Роршаха человек, оценивающий, представляет слайды в определенном порядке оцениваемому; в каждом случае это DВы должны ответить на вопрос «Что это могло быть?» без каких-либо дополнительных указаний. Впоследствии оценщик снова покажет вам каждое изображение, чтобы выяснить, какие из них вызвали реакцию.

Среди показателей, которые анализируются в тесте Роршаха, мы находим количество ответов (обычно для взрослых от 17 до 27 в целом), частоту ответов, даваемых среди населения в целом, или преобладание определенного содержания. Этот анализ может указывать на психопатологию.; например, однообразие ассоциируется с депрессией.

Впоследствии были разработаны другие структурные тесты, основанные на чернильных пятнах, такие как Holtzman, который стремится к большей надежности и состоит из 45 изображений, и Z-Test Цуллигера, который состоит всего из 3 листов и предназначен для проверки. .. скрининг.

  • Статья по теме: «Тест Роршаха»

Цель состоит в том, чтобы проанализировать психологические потребности и давление.

27.06.2019 4:27:58

2019-06-27 04:27:58

Ассоциативные методы

Ассоциативные методы состоят из испускания ответов по отношению к данному стимулу. Классический пример этих тестов: Словесная ассоциация, используемая классическими авторами, такими как Гальтон и Юнг, в котором представлен список терминов, на которые оцениваемый человек должен ответить первым словом, которое ему приходит в голову.

Проверка неполных предложений аналогична, хотя в этом случае вместо того, чтобы связывать одно слово с другим, следует закончить предложение, начатое оценщиком. Тест Zazzo на принятие желаемого за действительное (или бестиарий) анализирует страх смерти и защитные механизмы, основанный на ответе на вопрос «Кем бы вы хотели стать, если бы перестали иметь человеческую форму?»

Что происходит в нашем сознании, когда у нас развивается нехимическая зависимость?

Детские тематические тесты.

Листовые тесты Blacky и Pata NegraСозданные соответственно Джеральдом Блюмом и Луи Корманом, представляют собой специальные тематические тесты для детей. Оба основаны на изображениях животных (Блэки — собака, а Пата Негра — свинья), которые служат для малышей стимулом к ​​разговору о своем видении себя и своей семьи.

Тест по сказкам — один из самых последних тематических проективных тестов; был разработан Кариной Кулакоглу в 1990-х годах. В этом случае стимулы — это рисунки известных персонажей из сказок, таких как Красная Шапочка и волк или Белоснежка и гномы, и ребенок должен ответить на несколько ранее установленных вопросов.

Что такое проективные тесты?

Проективные тесты Методы оценки личности и других психических характеристик основанные на неоднозначных и неструктурированных стимулах. Логика, лежащая в основе этого типа теста, соответствует гипотезе о том, что тестируемые люди с большей вероятностью будут проецировать свои умственные процессы на тест, если материал неоднозначен и стимулирует воображение.

Эти техники традиционно использовались в психоаналитической теории., согласно которому личность имеет устойчивый характер и во многом определяется иррациональными импульсами, ускользающими от сознания индивидов. Однако психоанализ утверждает, что можно идентифицировать содержание бессознательного с помощью различных процедур.

Поскольку предполагается, что респондент не знает цели вопросов, из которых состоит тест, проективные тесты считаются менее подверженными фальсификации, чем другие методы психологической оценки, в основном те, которые основаны на самоотчетах. Проективные тесты называются маскированными методами оценки.

Хотя этот тип теста подвергался резкой критике со стороны психологов других теоретических ориентаций на методологическом уровне, правда состоит в том, что давняя традиция использования проективных тестов позволила существованию Высокая степень систематизации во многих из них. Особенно ярким примером в этом отношении является знаменитый тест Роршаха. Однако, несмотря на такую ​​систематизацию, ее эффективность подвергается серьезному сомнению, если мы руководствуемся метаанализами, которые были проведены в этом отношении.

Типы проективных методик

Существуют разные виды проективных тестов: Структурные, основанные на организации визуального материала; тематические, состоящие из рассказа истории с разных изображений; выразительные или графические, ориентированные на рисунок; конструктивные, такие как тест воображаемой деревни или диагностическая игра, и ассоциативные (например, неполные предложения).

Ниже мы опишем наиболее популярные тесты и типы проективных тестов, включая примеры всех классов, упомянутых в предыдущем абзаце. Отложим в сторону огнеупорные тесты, такие как графология., который претендует на определение личности с точки зрения письма и не получил эмпирической поддержки.

Процедура проведения

Опросник предназначен для психодиагностики в широком диапазоне практических ситуаций: в индивидуальном консультировании и клинической работе, в группе и коллективе. Структура методики такова, что испытуемый может выполнтиь её сам от начал и до конца, или же отвечать на вопросы экспериментатора, зачитывающего вопросы и фиксирующего ответы.

Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования, она применяется в брошюрном либо в компьютеризированном вариантах. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

Инструкция

«Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)».

Тематический тест апперцепции Мюррея.

Тематический апперцептивный тест или T. A.T., разработанный Генри Мюрреем, является наиболее часто используемым тематическим проективным тестом, особенно при оценке совершеннолетних. Он состоит из 31 листа, из которых только 20 применяются к каждому человеку, в зависимости от его биологического пола и возраста.

Изображения гораздо более структурированы, чем в тесте Роршаха: они показывают сцены, связанные с такими темами, как семья, страх, секс или насилие, из которых субъект должен развить историю, которая включает в себя прошлое, настоящее и будущее. Цель состоит в том, чтобы проанализировать психологические потребности и давление. оцениваемого человека.

Существуют вариации T. A.T. для разных возрастных категорий. Этот кот. («Детский тест апперцепции») применяется к детям разного возраста, культурного уровня и физических и психологических характеристик, в то время как тест апперцепции для старости (SAT) оценивает типичные переменные у пожилых людей, такие как одиночество или инвалидность.

Два других хорошо известных тематических теста: Тест объектных отношений Филлипсона и тест разочарования Розенцвейга. Изображения первого показывают промежуточную степень структурирования по сравнению с T. A.T. и тест Роршаха, и тест Розенцвейга представляет разочаровывающие сцены, в которых человек должен добавить диалог.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: